Коронация
Коронация – это возложение или возложение короны на голову монарха. Этот термин также обычно относится к церемонии, которая отмечает официальное наделение монарха королевской властью. Помимо коронации, эта церемония может включать вручение других регалий и другие ритуалы, такие как принятие особых обетов новым монархом, наложение и вручение ему или ей регалий, а также акты почтения новым монархом. подданные монарха. В некоторых христианских конфессиях, таких как лютеранство и англиканство , коронация является религиозным обрядом . [1] [2] Таким образом, коронации в западном стиле часто включали помазание монарха святым маслом или миром , как его часто называют; Религиозное значение ритуала помазания соответствует примерам, найденным в Библии. Супруга монарха также может быть коронована либо одновременно с монархом, либо как отдельное событие.
Коронации, которые когда-то были жизненно важным ритуалом среди монархий мира, со временем изменились по множеству социально-политических и религиозных причин; большинство современных монархий вообще отказались от них, предпочитая более простые церемонии, отмечающие восшествие монарха на престол. В прошлом понятия королевской власти, коронации и божества часто были тесно связаны. В некоторых древних культурах правители считались божественными или частично божественными: египетский фараон считался сыном Ра , бога Солнца, тогда как в Японии император считался потомком Аматэрасу , богини Солнца. Рим распространил практику поклонения императору ; в средневековой Европе монархи претендовали на божественное право на управление (аналог Небесного Мандата в династическом Китае ). Коронации когда-то были прямым визуальным выражением этих предполагаемых связей, но в последние столетия таких убеждений стало меньше. Самой последней коронацией в мире была коронация короля Карла III и королевы Камиллы в Лондоне в 2023 году.
Коронации до сих пор наблюдаются в Великобритании, Тонге и ряде стран Азии и Африки. В Европе большинство монархов обязаны принести простую присягу в присутствии законодательного собрания страны. Помимо коронации, вступление монарха на престол может быть отмечено разными способами: некоторые страны могут сохранять религиозный аспект своих ритуалов вступления на престол, в то время как другие приняли более простые церемонии инаугурации или даже вообще не проводили церемоний. В некоторых культурах для достижения аналогичного эффекта используются обряды купания или очищения, употребление священного напитка или другие религиозные практики. Подобные действия символизируют дарование божественной милости монарху в рамках соответствующей духовно-религиозной парадигмы страны.
«Коронация» в сегодняшнем просторечии может также, в более широком смысле, относиться к любой формальной церемонии, связанной с вступлением на престол монарха, независимо от того, дарована ли настоящая корона или нет; в противном случае такие церемонии могут называться инвеститурами, инаугурациями, или интронизации. Вступление на престол монарха обычно предшествует церемонии коронации. Например, коронация Карла III состоялась в мае 2023 года, через несколько месяцев после его восшествия на престол в связи со смертью его матери Елизаветы II .
В политике выражение «коронация» в настоящее время часто используется для обозначения избрания нового лидера партии «путем одобрения», без какого-либо голосования для его избрания.
История и развитие
[ редактировать ]Церемонии коронации в средневековом христианском мире , как западном, так и восточном , находятся под влиянием практики римских императоров , развивавшейся в период поздней античности , а также библейских рассказов о коронации и помазании царей. [3] Европейские церемонии коронации, возможно, наиболее известные в той форме, которую они приняли в Великобритании (последняя из них произошла в 2023 году), происходят от обрядов, первоначально созданных в Византии , вестготской Испании, Каролингской Франции и Священной Римской империи и перенесенных в их Апогей пришелся на эпоху Средневековья .
В нехристианских государствах обряды коронации возникли из множества источников, часто связанных с религиозными верованиями этой конкретной нации. Буддизм , например, повлиял на коронационные ритуалы Таиланда, Камбоджи и Бутана, в то время как индуистские элементы играли значительную роль в непальских обрядах. Церемонии, используемые в современном Египте, Малайзии, Брунее и Иране, были сформированы исламом . [ нужна ссылка ] в то время как ритуал Тонги сочетает в себе древнее полинезийское влияние с более современными англиканскими влияниями. [ нужна ссылка ]
Античность
[ редактировать ]Коронации в той или иной форме существовали с древних времен, как и в Древнем Египте . Еврейская Библия свидетельствует об особых обрядах, связанных с присвоением царской власти, наиболее подробные описания которых можно найти во 4 Царств 11:12. [4] и 2 Паралипоменон 23:11. [5]
Corona radiata , « сияющая корона », лучше всего известная на Статуе Свободы и, возможно, которую носил Гелиос , который был Колоссом Родосским , римские императоры носили как часть культа Sol Invictus , части имперского культа как он развился в III веке. Таким образом, происхождение короны религиозное, сравнимое со значением нимба , обозначающего сакральную природу королевской власти и выражающего, что либо король сам божественен , либо правит по божественному праву . [ нужна ссылка ]
Предшественником короны была налобная повязка, называемая диадемой , которую носили правители Ахеменидов , была принята Константином I и носили все последующие правители позднейшей Римской империи.
После принятия диадемы Константином римские и византийские императоры продолжали носить ее как высший символ своей власти. Хотя поначалу никакой конкретной церемонии коронации не наблюдалось, в течение следующего столетия она постепенно развивалась. Императора Юлиана Отступника водрузили на щит и увенчали золотым ожерельем, подаренным одним из его знаменосцев; [6] Позже он носил диадему, усыпанную драгоценными камнями. Позднее императоры короновались и прославлялись аналогичным образом, пока не было принято важное решение разрешить константинопольскому патриарху физически возложить корону на голову императора.
Первую императорскую коронацию организовал Лев I , который был коронован патриархом Константинопольским Анатолием в 457 году. Этот христианский ритуал коронации проводился почти всеми будущими императорами, а позже ему подражали дворы по всей Европе. [7] Этот ритуал включал в себя чтение молитв византийского прелата над короной, что являлось дальнейшим — и чрезвычайно важным — развитием литургического порядка коронации. После этого события, согласно Католической энциклопедии , «церковный элемент в церемонии коронации быстро развивался [ред]». [6]
В некоторых европейских кельтских или германских странах [ нужны разъяснения ] до принятия христианства правитель при своем избрании поднимался на щите и, стоя на нем, носился на плечах нескольких вождей нации (или племени) в процессии вокруг собравшихся подданных. [3] Обычно это выполнялось три раза. [3] Вслед за этим королю давали копье , а вокруг его лба повязывали диадему из шелка или льна (не путать с короной ) в знак царской власти. [3]
Средний возраст
[ редактировать ]Согласно Адомнану Ионскому , король Даль Риаты Аэдан мак Габрайн прибыл в монастырь Ионы в 574 году, чтобы быть коронованным святым Колумбой . [8] В Испании вестготский король Сисенанд был коронован в 631 году, а в 672 году Вамба стал первым западным королем, также помазанным архиепископом Толедо . В Англии англосаксонский король Нортумбрии Эрдвульф был «посвящен и возведен на трон» в 796 году, а Этельстан был коронован и помазан в 925 году. усыновление династией Каролингов во Франции. Чтобы узаконить свержение последнего из королей Меровингов , Пипин Короткий был дважды коронован и помазан: в начале своего правления в 752 году и впервые папой в 754 году в Сен-Дени . Помазание служило напоминанием о крещении Хлодвига I в Реймсе в 496 году, куда церемония была окончательно перенесена в 816 году. Его сын Карл Великий , коронованный императором в Риме в 800 году, передал также церемонию Священной Римской империи , и эта традиция приобрела новую конститутивную функцию и в Англии, когда короли Гарольд Годвинсон и Вильгельм Завоеватель немедленно короновались в Вестминстерском аббатстве в 1066 году.
Европейские коронационные церемонии Средневековья по сути представляли собой сочетание христианского обряда миропомазания с дополнительными элементами. После обращения Европы в христианство церемонии коронации становились все более и более богато украшенными, в зависимости от страны, о которой идет речь, и их христианские элементы - особенно помазание - стали первостепенной задачей. [3] [6] Короны и скипетры , используемые при коронациях с древних времен, приобрели христианское значение вместе с державой как символы предполагаемого божественного порядка вещей, а монарх — как божественно назначенный повелитель и защитник своего владычества. В средние века этот обряд считался настолько важным в некоторых европейских королевствах, что его иногда называли «восьмым таинством ». [9] Помазанный правитель рассматривался как микста-персона , частично священник и частично мирянин, но никогда не был полностью. [3] Это представление сохранялось и в двадцатом веке в императорской России , где царь считался «повенчанным» со своими подданными посредством православной коронационной службы. [10] Коронационные камни отмечали место проведения некоторых средневековых церемоний, хотя некоторые предполагаемые камни были изобретены позже.
Как сообщил юрист Танкред , первоначально были коронованы и помазаны только четыре монарха, это были короли Иерусалима , Франции , Англии и Сицилии :
И есть те, кто увенчаны, и некоторые, кто нет, но те, кто увенчаны, должны быть помазаны: и такие имеют привилегию от древних времен и по обычаю. Другие, однако, не должны ни венчаться, ни помазываться без этого; они сами подвергаются чрезмерной эксплуатации. [...] Король Иерусалима коронован и помазан; Самый христианский король франков коронован и помазан; Король Англии коронован и помазан; Король Сицилии коронован и помазан. | И некоторые [короли] коронованы, а некоторые нет; однако коронованные должны быть помазаны: они имеют эту привилегию по древнему обычаю. Остальные же не должны ни венчаться, ни помазываться: и если они это сделают, то это будет неуместное злоупотребление. [...] Король Иерусалима коронован и помазан, Христианнейший король Франции коронован и помазан, Король Англии коронован и помазан; король Сицилии коронован и помазан. |
Церемонии коронации возникли из мировоззрения, согласно которому монархи считались назначенными Богом. [а] занимать жизненно важное духовное место в своих владениях. служить не просто политическими или военными лидерами или номинальными руководителями, но, скорее , также [9] Коронации были созданы, чтобы отразить и сделать возможными эти предполагаемые связи; однако системы убеждений, породившие их, были радикально изменены в последние столетия в результате секуляризма, эгалитаризма и подъема конституционализма и демократии. Во время протестантской Реформации идея божественно назначенных монархов стала подвергаться сомнению. [13] [14]
Современная история
[ редактировать ]Эпоха Просвещения и различные революции последних трех столетий способствовали дальнейшему развитию этой тенденции. [9] Поэтому многие монархии – особенно в Европе – вообще отказались от коронаций или превратили их в более простые обряды инаугурации или благословения. Большинство современных европейских монархий сегодня либо давно отказались от церемоний коронации (например, последняя коронация в Испании состоялась в 1379 году, и до этого она редко практиковалась), либо никогда не практиковали коронации (например, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Из всех европейских монархий сегодня только Соединенное Королевство все еще сохраняет свой обряд коронации . [6] Другие страны, все еще коронующие своих правителей, включают Бутан, Бруней, Камбоджу, Лесото, Свазиленд, Таиланд и Тонга, а также несколько субнациональных образований, таких как Королевство Торо . Папство Папа сохраняет за собой возможность коронации, но ни один Папа не воспользовался ею с 1963 года, после того как Иоанн Павел I решил провести инаугурацию папы в 1978 году. [15]
Каноническая коронация
[ редактировать ]Каноническая коронация (лат. coronatio canonica ) — это благочестивый институциональный акт Папы, совершаемый во имя благочестия . Эта традиция сохраняется по состоянию на 2015 год. [update]; в 2014 году Папа Франциск короновал Непорочного Зачатия Хукилы Богоматерь . С 1989 года это действие осуществляется на основании уполномоченного постановления Конгрегации богослужения и дисциплины таинств .
Коронации и монархическая власть
[ редактировать ]В большинстве королевств монарх, вступающий на престол по праву наследственности, делает это немедленно после смерти (или отречения) своего предшественника; церемония коронации состоится через некоторое время. Король Соединенного Королевства Эдуард VIII , например, правил недостаточно долго, чтобы быть коронованным, прежде чем отречься от престола , однако он, несомненно, был королем Соединенного Королевства и императором Индии во время своего короткого правления. Это потому, что в Великобритании закон предусматривает, что в момент смерти одного монарха новый автоматически и немедленно занимает трон; нет таким образом, междуцарствия . [16]
Франция также последовала автоматической преемственности, хотя по традиции новый король взошел на трон, когда гроб предыдущего монарха опустился в склеп Дени , а герцог Юзес базилики Сен - провозгласил : « Le Roi est mort, vive le Roi !» («Король умер, да здравствует король!»). [17] В Венгрии, с другой стороны, ни один правитель не считался по-настоящему законным до тех пор, пока он не был физически коронован короной Святого Стефана архиепископом Эстергомским в соборе Секешфехервара (или во время Османской империи вторжения в Венгрию в Пожонь , а затем в Будапешт), [18] [19] [б] в то время как монархам Албании не разрешалось добиваться успеха или осуществлять какие-либо из своих прерогатив до тех пор, пока они не принесут официальную конституционную присягу перед парламентом своей страны. То же самое по-прежнему справедливо и в Бельгии. [21] После своего избрания королям Польши было разрешено совершать различные политические действия до их коронации, но им не разрешалось осуществлять какие-либо судебные полномочия до коронации. [22]
В Священной Римской империи человек становился королем римлян и, таким образом, получал управление Империей после принятия избирательной капитуляции, а не коронации (если только он не был избран при жизни своего предшественника). Однако до Максимилиана I он не мог называть себя «Императором» до своей коронации Папой, в результате чего многие люди были «королями римлян» или «королями Германии», но не «императорами». Максимилиан получил разрешение Папы называть себя «избранным императором римлян», когда он не смог приехать на свою коронацию. Его преемники также приняли этот титул; последним императором, коронованным Папой, был внук Максимилиана Карл V.
Коронация наследников
[ редактировать ]Обычай коронации наследников также берет свое начало из Римской империи. Многие императоры предпочитали возводить своих детей в ранг августа (императора) вместо того, чтобы оставлять их цезарем (наследником). Эти соимператоры не обладали реальной властью и часто исключались из нумерации императоров, поскольку их прокламации служили только для установления преемственности. Первая известная коронация соимператора произошла в 367 году, когда Валентиниан I короновал своего восьмилетнего сына Грациана . [23] После правления Льва I наследники — номинальные соправители, титулованные августом , а затем и василевсом — также были коронованы Константинопольским Патриархом , как и в случае с его шестилетним внуком Львом II в 473 году. [24]
В средние века Капетинги . короли Франции предпочитали короновать своих наследников при их жизни, чтобы избежать споров о престолонаследии [25] [26] Эту практику позже переняли анжуйские короли Англии , короли Венгрии и другие европейские монархи. С момента коронации наследники считались младшими королями ( rex iunior ), но они обладали небольшой властью и исторически не включались в нумерацию монархов, если они умерли раньше своих отцов. Дворянству не нравился этот обычай, поскольку он уменьшал их шансы получить выгоду от возможного спора о престолонаследии. [27]
Последним наследником французского престола, коронованным при жизни своего отца, был будущий Филипп II . Единственным наследником английского престола был Генрих Молодой король , который сначала был коронован один, а затем вместе со своей женой Маргаритой Французской . Король Стефан пытался короновать своего сына Юстаса IV Булонского при жизни, но столкнулся с серьезным сопротивлением папы, поскольку Церковь не хотела, чтобы ее считали вмешивающейся в анархию . [28] В конечном итоге от этой практики отказались все королевства, принявшие ее, поскольку правила первородства стали более строгими. Последней коронацией наследника стала коронация будущего императора Австрии Фердинанда I как младшего короля Венгрии в 1830 году. [29]
Галерея изображений
[ редактировать ]Этот раздел содержит неэнциклопедическую или чрезмерную галерею изображений . |
- Конный оркестр серых шотландцев, коронационный парад, 1937 год, автор Гарри Гревилл Вуд Ирвин. Написана в 1937 году и изображает коронацию короля Великобритании Георга VI .
- Коронация Пипина Короткого
- Ричард I из Англии был коронован королем.
- Коронация Белы IV короля Венгрии.
- Коронация Папы Селестины V.
- Коронация Казимира I Реставратора
- Фридрих I Прусский , помазанный двумя протестантскими епископами после своей коронации в Кенигсберге в 1701 году.
- Картина коронации Агустина I Мексиканского в столичном соборе Мехико в 1822 году.
- Церемония коронации императора Бразилии Педро I в Императорской часовне в 1822 году.
- Помазание царя Николая II во время его коронации в 1896 году.
- Помазание королевы Александры на коронации Эдуарда VII.
- Сцена коронации голландского художника Авраама Блумарта
- Карл III в 2023 году
См. также
[ редактировать ]- День присоединения
- Коронации в Африке
- Коронации в Америке
- Коронации в Азии
- Коронации в Европе
- Коронации в Океании
- Коронация британского монарха
- Коронация Богородицы
- Гимн коронации
- Инаугурация
- Помазание
- Интронизация
Библиография
[ редактировать ]Коронации: средневековый и ранний современный монархический ритуал . ред. Янош М. Бак. Калифорнийский университет Press 1990. ISBN 978-0520066779 .
(на немецком языке) Бернхард А. Мацек : Коронация Иосифа II во Франкфурте-на-Майне. Логистический шедевр, церемониальный шедевр и культурное сокровище на вечность . Питер Лэнг 2010. ISBN 978-3-631-60849-4 .
Зупка, Душан: Сила ритуалов и ритуалы власти: Религиозные и светские ритуалы в политической культуре средневекового Венгерского королевства . ИН: Историография в движении. Братислава – Банска-Бистрица, 2010, стр. 29–42. ISBN 978-80-89388-31-8 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Христианские ссылки включают 1 Петра 2:13, 17. [11] и Римлянам 13:1–7. [12] Информацию об исламской точке зрения можно найти на сайте «Исламская монархия» на веб-сайте «Научная энциклопедия».
- ^ Отчет об этой службе, написанный свидетелем графом Миклошем Банфи, можно прочитать в книге « Последняя коронация Габсбургов: Будапешт, 1916 год» . [20] С веб-сайта Теодора «Королевская власть и монархия» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лютеранский стандарт, Том 7 . Аугсбургское издательство. 1967. с. 1967.
- ^ Локвуд, Фрэнк Э. (6 мая 2023 г.). «Коронация – религиозный обряд для англиканцев» . Арканзасский демократический вестник . Проверено 7 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фэллоу, Томас Макалл (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 185–187. . В
- ^ 2 Царств 11:12
- ↑ 2 Паралипоменон 23:11.
- ^ Jump up to: а б с д Терстон, Герберт (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Херрин, Джудит (2007). Византия: удивительная жизнь средневековой империи . Пингвин. стр. 53–54. ISBN 978-0713999976 .
- ^ Адомнан Ионский. Жизнь святого Колумбы. Классика пингвинов, 1995 г.
- ^ Jump up to: а б с Куломб, Чарльз А. (9 мая 2005 г.). «Коронации в католическом богословии» . Чарльз. Куломб. Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 года . Проверено 8 сентября 2008 г.
- ^ Ольденбург, Сергей С. (1975). Последний царь: Николай II, его правление и его Россия . Том. I. Галф Бриз, Флорида: Academic International Press. стр. 59–60. ISBN 0-686-83125-Х .
- ^ 1 Петра 2:13, 17.
- ^ Римлянам 13: 1–7.
- ^ Диккенс, А.Г. (1978). Английская Реформация . Лондон и Глазго: Фонтана/Коллинз. п. 399. ИСБН 0-8052-0177-7 .
- ^ Понет, Джон (1994) [1556]. Патрик С. Пул (ред.). Краткий трактат о политической власти . Патрик С. Пул. Архивировано из оригинала 31 мая 2008 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Вистер, о. Роберт Дж. (4 декабря 2002 г.). «Коронация Папы Павла VI» . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Королевское хозяйство. «Присоединение» . Церемония и символ . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Гизи, Ральф Э. (1990). «Инаугурационные аспекты французских королевских церемоний». В Баке, Янош М. (ред.). Коронации: средневековый и ранний современный монархический ритуал . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Йонг, Шарлотта (1867). «Корона Святого Стефана». Книга золотых дел всех времен и всех земель . Лондон, Глазго и Бомбей: Блэки и сын . Проверено 21 августа 2008 г.
- ^ Немеш, Пол (10 января 2000 г.). «Обзор Центральной Европы – Венгрия: Святая Корона» . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 26 сентября 2008 г.
- ^ « Последняя коронация Габсбургов: Будапешт, 1916 год » . Архивировано из оригинала 11 января 2009 года . Проверено 15 сентября 2008 г.
- ^ «Конституция (Бельгия), статья 91» (PDF) . Парламент Бельгии. Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2013 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Гейстор, Александр (1990). «Жест в коронационных церемониях средневековой Польши». В Баке, Янош М. (ред.). Коронации: средневековый и ранний современный монархический ритуал . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Брайтман, Ф.Е. (апрель 1901 г.). «Византийские императорские коронации». Журнал богословских исследований . 2 (7): 359–392. дои : 10.1093/jts/os-II.7.359 . JSTOR 23949289 .
- ^ Боак, AER (1919). «Императорские коронационные церемонии пятого и шестого веков». Гарвардские исследования по классической филологии . 30 : 37–47. дои : 10.2307/310612 . JSTOR 310612 .
- ^ Бартлетт, Роберт (2003). Англия при нормандском и анжуйском королях, 1075–1225 гг . США: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-925101-0 .
- ^ Стонтон, Майкл (2001). Жизни Томаса Бекета . Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-5455-9 . Проверено 23 июня 2009 г.
- ^ Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг . США: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-97290-4 .
- ^ Кинг, Эдмунд (2010). Король Стефан . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 369–371.
- ^ Тейлор, Алан Джон Персиваль (1976). Габсбургская монархия, 1809–1918 (изд. В мягкой обложке). США: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-79145-9 . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 23 июня 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с коронациями, на Викискладе?