Непобедимое Солнце
Непобедимое Солнце | |
---|---|
Бог солнца | |
![]() Рельеф Сола из римского Лугдунума , II–III века н.э. | |
Другие имена | Элагабал |
Главный культовый центр | Храм Солнца |
Обитель | Небо |
Планета | Солнце |
Символы | Солнечные лучи , ореол , лучистая корона |
День | Воскресенье |
Пол | Мужской |
Фестивали | День рождения Непобедимого воскресенья (25 декабря) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гелиос |
Пальмирский эквивалент | Цена |
Непобедимое Солнце ( Классическая латынь : [ˈsoːɫ ɪnˈwɪktʊs] , «Непобедимое Солнце» или «Непобедимое Солнце») — официальный бог солнца поздней Римской империи и более поздняя версия бога Сола . Император Аврелиан возродил свой культ в 274 году нашей эры и провозгласил Sol Invictus главным богом империи. [1] [2] Начиная с Аврелиана, Sol Invictus часто появлялся на имперских монетах, обычно изображаясь в солнечной короне и управляющим колесницей, запряженной лошадьми, по небу. Его известность продолжалась до тех пор, пока император Константин I не узаконил христианство и не ограничил язычество. [а] Последняя известная надпись, относящаяся к Sol Invictus, датируется 387 годом нашей эры. [4] хотя в пятом веке было достаточно приверженцев, и христианский богослов Августин счел необходимым проповедовать против них. [5]
В последние годы научное сообщество Солнца разделилось на традиционалистов и растущую группу ревизионистов. [6] С традиционной точки зрения, Sol Invictus был вторым из двух разных богов Солнца в Риме. Первый из них, Sol Indiges , или Sol , считался раннеримским богом второстепенной важности, чей культ угас к первому веку нашей эры. Sol Invictus , с другой стороны, считался сирийским богом солнца, чей культ впервые пропагандировался в Риме при Элагабале безуспешно . Примерно пятьдесят лет спустя, в 274 году нашей эры, Аврелиан установил культ Sol Invictus как официальную религию. [7] Никогда не было единого мнения о том, каким сирийским богом солнца он мог быть: некоторые ученые отдавали предпочтение богу неба Эмесы, Элагабалу . [3] в то время как другие предпочитали Малакбела из Пальмиры . [8] [9] С точки зрения ревизионистов, в Риме существовал только один культ Солнца, продолжавшийся от монархии до конца античности . В Риме было по крайней мере три храма Солнца, все действовавшие во времена Империи и все датированные периодом ранней Республики. [10] [11] [12] [13]
Инвиктус как эпитет
[ редактировать ]
Invictus («непокоренный, непобедимый») — эпитет , используемый для нескольких римских божеств , включая Юпитера , Марса , Геркулеса , Аполлона и Сильвана . [6] : 124 Он использовался с III века до нашей эры. [13] : 18 Римский культ Солнца продолжается от «самой ранней истории» города до учреждения христианства как исключительной государственной религии. Ученые иногда считали традиционных Sol Indiges и Sol Invictus двумя отдельными божествами, но отказ от этой точки зрения С. Э. Хиджманса нашел сторонников. [15]
Надпись 102 г. н.э. свидетельствует о восстановлении портика Солнца на территории нынешнего района Трастевере в Риме неким Гаем Юлием Аникетом. [13] : Глава 5: стр. 483–508. Хотя он, возможно, имел в виду намек на свой собственный когномен , который является латинизированной формой греческого эквивалента invictus , ἀνίκητος ( aniketos ), [13] : 486, сноска 22 Самая ранняя дошедшая до нас датированная надпись, в которой invictus используется в качестве эпитета Солнца, относится к 158 году нашей эры. [б] Другой, стилистически датированный II веком, начертан на римской фалере (декоративном диске): INVENTORI LUCIS SOLI INVICTO AUGUSTO ( «Прославляю непобедимое солнце, создателя света» ) . [18] [с] Август — обычный эпитет, связывающий божества с Имперским культом . [20] Sol Invictus играл заметную роль в мистериях Митры и приравнивался к Митре. [21] [22] [23] Связь митраистского Sol Invictus с общественным культом одноименного божества неясна и, возможно, отсутствует. [23] : 203
Элагабал
[ редактировать ]Согласно Historia Augusta , Элагабал , подросток-северанский наследник, принял имя своего божества и привез свой культовый образ из Эмесы в Рим. Став императором, он пренебрег традиционными государственными божествами Рима и продвигал свое собственное как самое могущественное божество Рима. Это закончилось его убийством в 222 году. Historia Augusta приравнивает божество Элагабала к Юпитеру и Солнцу: fuit autem Heliogabali vel Iovis vel Solis sacerdos , «Он также был жрецом Гелиогабала, или Юпитера , или Солнца». [24] Хотя это было расценено как попытка импортировать сирийского бога Солнца в Рим, [25] римский культ Солнца существовал в Риме, по крайней мере, со времен ранней республики . [6] [28] [12] [13]
Аврелиан
[ редактировать ]
Римский род Аурелия был связан с культом Солнца. [29] После своих побед на Востоке император Аврелиан полностью реформировал римский культ Солнца, возвысив бога Солнца до одного из главных божеств Империи. Раньше жрецы Солнца были просто священнослужителями и, как правило, принадлежали к низшим слоям римского общества. [13] : 504–505 теперь они были понтификами и членами новой коллегии понтификов, учрежденной Аврелианом. Каждый понтифик Солнца был членом сенаторской элиты, что указывало на то, что священство Солнца теперь было очень престижно. Однако почти все эти сенаторы имели и другие священства, и некоторые из этих других священств имеют приоритет в надписях, в которых они перечислены, что позволяет предположить, что они считались более престижными, чем священство Солнца. [д] Аврелиан также построил новый храм Солнца , который был освящен 25 декабря 274 г. [32] и довел общее количество храмов бога в Риме до (по крайней мере) четырех. [и] Он также учредил игры в честь бога Солнца, которые проводились каждые четыре года, начиная с 274 года.
Личность Sol Invictus Аврелиана уже давно является предметом научных дискуссий. Основываясь на « Истории Августа» , некоторые ученые утверждали, что она была основана на Соле Элагаблусе (или Элагабле) из Эмесы . Другие, основывая свой аргумент на Зосиме , предполагают, что он был основан на Шамсе , солнечном боге Пальмиры, на том основании, что Аврелиан поместил и освятил культовую статую бога Солнца, украденную из Пальмиры, в храме Sol Invictus. [33] Форсайт (2012) [34] обсуждает эти аргументы и добавляет третий, более поздний, основанный на работе Стивена Хиджманса. Хиджманс утверждает, что солнечное божество Аврелиана было просто традиционным греко-римским SOL INVICTUS . [34]
Константин
[ редактировать ]
Императоры изображали SOL INVICTUS на своих официальных монетах с множеством легенд, лишь некоторые из которых включали эпитет INVICTUS , например, легенда SOLI INVICTO COMITI , утверждающая, что «Непокоренное Солнце» является спутником Императора, и использовалась с особым вниманием. Частота Константина. [ф] Статуэтки Sol Invictus, которые несут знаменосцы, появляются в трех местах на рельефах Арки Константина . На официальных монетах Константина изображения Солнца продолжали присутствовать до 325/326 года. Солид Константина , а также золотой медальон его правления изображают бюст Императора в профиль, соединенный ( кугатом ) с Sol Invictus, с надписью INVICTUS CONSTANTINUS. [г]
Константин постановил (7 марта 321 г.) [час] DIES SOLIS – день Солнца, « воскресенье » – как римский день отдыха.
В почитаемый день Солнца пусть отдохнут магистраты и люди, проживающие в городах, и пусть все мастерские будут закрыты. Однако в деревне лица, занимающиеся земледелием, могут свободно и законно продолжать свою деятельность, потому что часто случается, что другой день не подходит для посева зерновых или посадки винограда; чтобы из-за пренебрежения подходящим моментом для таких операций не была потеряна милость небес. [38] [39]
Триумфальная арка Константина была тщательно расположена так, чтобы совпадать с колоссальной статуей Солнца у Колизея , так что Солнце образовывало доминирующий фон, если смотреть со стороны главного подхода к арке. [40]
Соль и более поздние римские императоры
[ редактировать ]Берренс (2004) [12] посвящено косвенным доказательствам связи Империи с Солнечным культом. Солнце время от времени изображается на императорских монетах I и II веков нашей эры, затем чаще, начиная с Септимия Севера и далее до 325–326 годов нашей эры. SOL INVICTUS появляется на легендах на монетах 261 года нашей эры, задолго до правления Аврелиана. [я]
![]() | ![]() |
Постулируется связь между императорской лучистой короной и культом Солнца. Август был посмертно изображен с лучистой короной, как и жившие императоры от Нерона (после 65 г. н. э.) до Константина . Некоторые современные ученые интерпретируют императорскую лучистую корону как божественную солнечную ассоциацию, а не как явный символ Солнца; Бергманн называет это псевдообъектом, предназначенным для маскировки божественного и солнечного подтекста, который в противном случае был бы политически спорным. [41] : 121–123 [42] [13] : 80–84, 509–548 но существует широкое согласие в том, что изображения на монетах, показывающие императорскую лучистую корону, стилистически отличаются от изображений солнечной короны из лучей; императорская лучистая корона изображена как реальный объект, а не как символический свет. [41] : 116–117 [13] : 82–83
Хиджманс утверждает, что Императорская лучистая корона представляет собой почетный венок, врученный Августу , возможно, посмертно, в ознаменование его победы в битве при Акциуме ; он указывает, что отныне живые императоры изображались с лучистыми коронами, а государственные дивы — нет. Хиджманс считает, что это означает, что лучистая корона живых императоров является символической связью с Августом. Его преемники автоматически унаследовали (а иногда и приобрели) те же должности и почести, которые Октавиан получил как «спаситель республики» благодаря его победе при Акциуме, свято приписываемой Аполлону - Гелиосу .
Более того, лучистые короны носили не только императоры: радиальными были венки, вручаемые победителям на Акцианских играх . [Дж]
Фестиваль Дня Рождения Непобедимого Солнца
[ редактировать ]
В 274 году нашей эры император Аврелиан учредил праздник Dies Natalis Solis Invicti («День рождения Непобедимого Солнца») 25 декабря, в день зимнего солнцестояния по римскому календарю. [44] [45] В Риме этот ежегодный праздник отмечался тридцатью гонками на колесницах. [45] Гэри Форсайт, профессор древней истории, говорит: «Этот праздник стал бы долгожданным дополнением к семидневному периоду Сатурналий ( 17–23 декабря), самого радостного сезона праздников в Риме со времен республиканцев, характеризующегося вечеринками, банкетами и обмен подарками». [45] В 362 году нашей эры император Юлиан написал в своем «Гимне царю Гелиосу» , что Агон Солис — это праздник Солнца, проводимый в конце Сатурналий в конце декабря. [46] [47]
Праздник зафиксирован в Хронографе 354 года (или Филокальном календаре). Историки в целом сходятся во мнении, что эта часть текста была написана в Риме в 336 году нашей эры. [44]
Вальраф (2001) говорит, что свидетельств существования фестиваля до середины IV века мало. [48] [к] [51]
Наследие
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]
Широко распространена теория, что Церковь выбрала 25 декабря в качестве дня рождения Иисуса Христа ( Dies Natalis Christi ), чтобы присвоить праздник дня рождения Sol Invictus Dies Natalis Solis Invicti , проводимый в тот же день. [44] [45] [53] [54]
Ранняя церковь связывала Иисуса Христа с Солнцем и называла его «Солнцем праведности» ( Sol Justitiae ), предсказанным Малахией . [53] Христианский трактат, приписываемый Иоанну Златоусту и датируемый началом четвертого века нашей эры, связывает рождение Христа с днем рождения Sol Invictus:
Господь наш тоже рождается в декабре месяце... восьмом перед январскими календами [25 декабря]... Но они [язычники] называют его « Днем рождения непокоренных ». Кто же так непобедим, как Господь наш? Или, если они скажут, что сегодня день рождения Солнца, [мы можем сказать] Он — Солнце Справедливости. [55]
Теория упоминается в аннотации неопределенной даты, добавленной к рукописи сирийским епископом XII века Иаковом Бар-Салиби . Писец написал:
У язычников был обычай праздновать в тот же день, 25 декабря, день рождения Солнца, во время которого в знак праздника зажигали огни. В этих торжествах и веселье принимали участие и христиане. Соответственно, когда учения Церкви поняли, что христиане склоняются к этому празднику, они посовещались и решили, что истинное Рождество следует праздновать в этот день. [56]
Другая теория состоит в том, что Рождество было рассчитано как девять месяцев после даты, выбранной в качестве зачатия Христа ( Благовещения ): 25 марта, римской даты весеннего равноденствия . Эту теорию впервые предложил французский писатель Луи Дюшен в 1889 году. [44]
Возничего на мозаике Мавзолея М некоторые интерпретируют как Христа. Климент Александрийский говорил о Христе, едущем на своей колеснице по небу. [57] Другие подвергают сомнению эту интерпретацию: «Только крестообразный нимб делает очевидным христианское значение». [58] и некоторые рассматривают эту фигуру просто как изображение Солнца без какой-либо явной религиозной отсылки, языческой или христианской. [59] [13] : 567–578
иудаизм
[ редактировать ]
Традиционный образ Солнца также использовался в ранних еврейских пророчествах, поэзии и искусстве. Псалом 19 начинается словами: «Небеса возвещают славу Божию, небосвод возвещает дело рук Его» и уподобляет Солнце жениху, воину и Торе .
Агадическая легенда , найденная в трактате Авода Зара 8а, содержит талмудическую гипотезу о том, что Адам первым установил традицию поститься перед зимним солнцестоянием и радоваться после него, и этот праздник позже перешел в римские Сатурналии и Календу.
Мозаичный пол в Хамате Тверии представляет Давида в образе Гелиоса, окруженного кольцом со знаками зодиака . [60] Так же, как и в Хамате Тверии, фигуры Гелиоса или Sol Invictus также появляются в нескольких из очень немногих сохранившихся схем украшения, сохранившихся из позднеантичных синагог , включая Бет Альфа , Хусефу, все сейчас находящиеся в Израиле , и Нааран на Западном Берегу. Он изображен на напольной мозаике с обычным лучистым ореолом, а иногда и в квадриге , в центральном круге с изображением зодиака или времен года. Эти комбинации «могли представлять для сельскохозяйственной еврейской общины продолжение годового цикла Вселенной или… центральную часть календаря». [61] : 370, 375
См. также
[ редактировать ]- Астрологический возраст
- Теория мифа о Христе
- Христианские взгляды на астрологию
- Христианство и язычество
- Эзотерическое христианство
- Сатурналии
- Победа над Солнцем
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Вплоть до обращения Константина Великого культ DEUS SOL INVICTUS пользовался полной поддержкой императоров: многочисленные монеты с изображением бога Солнца, которые чеканили эти императоры, служат официальным свидетельством этого». [3] : 155 и «обычай изображения DEUS SOL INVICTUS на монетах прекратился в 323 году нашей эры». [3] : 169
- ^ ТОЛЬКО НЕПОБЕДИМЫЙ БОГ / ОТ ГОЛОСОВАНИЯ ПРИНЯТ МИССИЯ / ЧЕСТНЫЙ EX NUME/RO EQ(UITUM) SING(ULARIUM) AUG(USTI) P(UBLIUS) / AELIUS AMANDUS / D(E)D(ICAVIT) TERTULLUS AND / SACERDOTI CO (Н)С(КОТОРЫЙ) [16]
Публий Элий Аманд посвятил его богу Sol Invictus в соответствии с клятвой, которую он дал при своем почетном увольнении из конной гвардии императора, во время консульства Тертулла и Сакердоса ;
видеть [17] [3] : 45 - ^ Иллюстрация представлена в [19] : 383, рис.34
- ^ Полный список понтификов Солнца см. в J. Rupke (ed.), Fasti Sacerdotum (2005), p. 606. Меммий Витрасий Орфит перечисляет свои священства как понтифик Весты , один из quindecimviri Saris Faciundis и понтифик Солнца именно в таком порядке. [30] В списке из восьми священств Веттий Агорий Претекстат ставит Pontifex Solis на третье место. [31]
- ^ Остальные три были в Большом цирке , на Квиринале и в Трастевере . [13] : Глава 5
- ^ Подробное обсуждение всех сольных монет и сольных легенд каждого императора от Септимия Севера до Константина можно найти в Berrens (2004). [12]
- ^ Медаль изображена у Тойнби (1944 г.); [35] солидус проиллюстрирован у Мориса (nd) [36]
- ↑ Гражданский указ от 7 марта 321 г. н. э. был прямо издан Константином, чтобы предписать, чтобы «все судьи, поселения и все занятия в торговле отдыхали в почитаемый день Солнца». [37]
- ^ На монетах, выпущенных под Элагабалом, не используется INVICTUS для римского Сола или для эмезского солнечного божества Элагабала. [12]
- ^ [13] : 509–548 Мозаичный пол в термах Порта Марина в Остии изображает сияющую победную корону на столе, а также победителя, носящего ее. [43]
- ^ «Вызывающая уникальный интерес надпись времен правления Лициния воплощает в себе официальный рецепт ежегодного празднования его армией фестиваля Sol Invictus 19 декабря» . [49] Надпись [50] фактически предписывает ежегодное подношение Солнцу 18 ноября ( DIE XIV KAL(ENDIS) DECEMB(RIBUS) , т. е. на четырнадцатый день перед декабрьскими календами).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сол | Римский бог | Британика» . www.britanica.com . Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ «Сол — римский бог» . Мифология.нет . 21 октября 2016 г. Проверено 12 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хальсберг, Гастон (1972). Культ Sol Invictus . Лейден: Брилл.
- ^ " Corpus Inscriptionum Latinarum CIL VI, 1778 год, датируется 387 годом нашей эры" [3] : 170, №3
- ^ Августин, Проповеди , 12; [3] : 170, №4 также в Повествовании в Псалме 25; Повествование II, 3
- ^ Перейти обратно: а б с Хиджманс, Стивен (1996). «Солнце, которое не взошло на востоке» . Бабеш . 71 : 115–150.
- ^ «Sol Invictus и Рождество» . penelope.uchicago.edu . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Оксфордский классический словарь (4-е изд.). 2012. СВ «Соль».
- ^ Виссова, Георг (1912). Религия и культ римлян (2-е изд.). Бек. стр. 365–368 - через Archive.org.
- ^ Хиджманс, Стивен Э. (2010). «Храмы и жрецы Солнца в городе Риме» . Мусион . 10 (3): 381–427. дои : 10.1353/mou.2010.0073 . S2CID 162381004 – через сайт Researchgate.net.
- ^ Матерн, Петра (2002). Гелиос и Солнце: культы и иконография греческого и римского Бога Солнца (на немецком языке). Эге Яинлары. ISBN 978-975-8070-53-4 . OCLC 53857589 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Берренс, Стефан (2004). Культ Солнца и империя от северанцев до Константина I (193–337 гг. н.э.) . Historia отдельных сочинений (Висбаден, Германия) (на немецком языке). Том 185. Штутгарт, Германия: Франц Штайнер Верлаг (история). ISBN 978-3-515-08575-5 . OCLC 57010712 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хиджманс, Стивен Эрнст (2009). Соль: Солнце в искусстве и религиях Рима (PDF) (Диссертация). Гронинген, Нидерланды: Университет Гронингена . ISBN 978-90-367-3931-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2012 г. Проверено 17 июня 2021 г. п. 18, с цитатами из Corpus Inscriptionum Latinarum .
- ^ Corpus Inscriptionum Latinarum CIL VI, 31181
- ^ Хиджманс (2009) [13] : Глава 1 (переработка «Хиджманса» (1996)); Матерн (2001) [ нужна полная цитата ] ; Вальраф (2002) [ нужна полная цитата ] ; и Берренс (2004 г.); [12] все следуют за Хиджмансом.
- ^ Corpus Inscriptionum Latinarum CIL VI, 715 «Фотография CIL-VI-715» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ Кэмпбелл, Дж. (1994). Римская армия, 31 г. до н. э. – 337 г. н. э.: Справочник . п. 43.
- ^ Гуардуччи, М. (1957–1959). «Sol invictus Augustus». Репортажи с моста . 3-я серия. 30–31. Римская академия археологии: 161 и далее.
- ^ Канторович, Э.Х. (август 1961 г.). «Боги в униформе». Труды Американского философского общества . 105 (4): 368–393.
- ^ Брилл, Э.Дж. (1993). Имперский культ на Латинском Западе: исследования культа правителя западных провинций Римской империи (второе изд.). Э. Дж. Брилл. п. 87. ИСБН 90-04-07180-6 . Проверено 29 мая 2020 г. - через Google Книги.
- ^ Уланси, Дэвид (1989). Истоки митраистских мистерий . Издательство Оксфордского университета. п. 107.
- ^ Зальцман, Мишель Рене (2004). «Языческие и христианские представления о неделе в Западной Римской империи IV века н.э.». Время и временность в древнем мире . Музей археологии и антропологии. Пенсильванский университет. п. 192.
- ^ Перейти обратно: а б Альвар, Хайме (2008). Романизация восточных богов: миф, спасение и этика в культах Кибелы, Исиды и Митры . Перевод Гордона, Ричарда. Брилл. п. 100.
- ^ «Латинский текст» . История Августы . Перевод Тайера (под ред. английского перевода). Леб. 1, 5 – через Пенелопу, Чикагский университет .
- ^ См., в частности, Halsberghe (1972).
- ^ Материнская (2001) [ нужна полная цитата ]
- ^ Вальраф (2002) [ нужна полная цитата ]
- ^ [26] [27]
- ^ Ричард, Джей Си (1976). «Культ Солнца и Аврелии: О Поле Фесте. стр. 22 Л.». Смеси, предложенные Жаку Эргону : доримская Италия и республиканский Рим . Рим. стр. 915–925.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Корпус латинских надписей CIL VI, 1739 г. - CIL VI, 1742 г.
- ^ Корпус латинских надписей CIL VI, 1779 г.
- ^ Клаусс, Манфред (2001). Римские императоры — 55 исторических портретов от Цезаря до Юстиниана . Ч. Бек. п. 250. ИСБН 978-3-406-47288-6 .
- ^ Дирвен, Люсинда (1999). Пальмирены Дура-Европоса: исследование религиозного взаимодействия в римской Сирии . Брилл. п. 169. ИСБН 978-9004115897 . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Форсайт, Гэри, профессор (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. стр. 142–143. ISBN 978-0415522175 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тойнби, Джоселин MC (1987) [1944]. Римские медальоны (переиздание). пластина xvii, №. 11.
- ^ Морис, Дж. (nd). Константиновская нумизматика . Полет. II. п. 236. табличка VII, №. 14. [ нужна полная цитата ]
- ^ Одом, Роберт Л. (май 1950 г.). «Соблюдение языческого воскресенья» (PDF) . Министерство . Столбец запроса. Филиппинское издательство. стр. 18–19 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Шафф, Филип (1867). От Константина Великого до Григория Великого, 311–600 гг . н.э. К. Скрибнер. п. 380 . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Отличное обсуждение этого указа Вальрафом (2002) 96–102. [ нужна полная цитата ]
- ^ Марлоу, Э. (2006). «Обрамление солнца: Арка Константина и римский городской пейзаж». Художественный вестник . 88 (2): 223–242. дои : 10.1080/00043079.2006.10786288 . S2CID 191508817 .
- ^ Перейти обратно: а б Бергманн (1998), [название не указано] [ нужна полная цитата ]
- ^ Хиджманс, Стивен Э. (23–26 августа 2003 г.). «Метафора, символ и реальность: многозначность императорской лучистой короны». В Маттуше, CC (ред.). Общая земля. Археология, искусство, естествознание и гуманитарные науки . XVI Международный конгресс классической археологии. Бостон, Массачусетс: Оксфорд (опубликовано в 2006 г.). стр. 440–443.
- ^ «Регио IV – Остров X – Термы Порта Марина (IV, X, 1–2)» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2008 г. Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брэдшоу, Пол (2020). «Свидание Рождества». В Ларсене, Тимоти (ред.). Оксфордский справочник Рождества . Издательство Оксфордского университета. стр. 4–10.
- ^ Перейти обратно: а б с д Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Рутледж. п. 141.
- ^ Вяз, Сюзанна (2012). Сыны эллинизма, отцы церкви . Издательство Калифорнийского университета. п. 287.
- ^ Ремейсен, Софи (2015). Конец греческой легкой атлетики в поздней античности . Издательство Кембриджского университета. п. 133.
- ^ Вальраф (2001) 174–177 [ нужна полная цитата ]
- ^ Хоуи (1939) 480 [ нужна полная цитата ]
- ^ Дессау Избранные латинские надписи . 8940 [ нужна полная цитата ]
- ^ «Интернет-текст надписи, части 6 и 12» . tertullian.org . Архивировано из оригинала 4 декабря 2007 г.
- ^ «Некрополь (Скави) Гробница М» . Saintpetersbasilica.org . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Келли, Джозеф Ф., Истоки Рождества , Liturgical Press, 2004, стр. 80–81.
- ^ Ролл, Сьюзен К. (1995). К происхождению Рождества . Издательство Кок Фарос. стр. 107–108.
- ^ Джеффри, Дэвид Лайл (1992). Словарь библейской традиции в английской литературе . Эрдманс. п. 141.
- ^ Христианство и язычество в четвертом-восьмом веках , Рамзи МакМаллен . Йель: 1997, с. 155).
- ^ Уэбб, Матильда (2001). Церкви и катакомбы раннехристианского Рима . Сассекс Академик Пресс. п. 18. ISBN 978-1-90221058-2 .
- ^ Кемп, Мартин (2000). Оксфордская история западного искусства . Издательство Оксфордского университета. п. 70. ИСБН 978-0-19860012-1 . акцент добавлен
- ^ Хиджманс, С. (2003). «Sol Invictus, зимнее солнцестояние и происхождение Рождества» . Маусион Калгари . 47 (3): 377–398. дои : 10.1353/mou.2003.0038 . ISSN 1496-9343 . ОСЛК 202535001 .
- ^ Картлидж, Дэвид Р.; Эллиотт, Джеймс Кейт (2001). Искусство христианской легенды . Рутледж. п. 64. ИСБН 978-0-41523392-7 .
- ^ Вайцманн, Курт , изд. (1979). Эпоха духовности: Позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен-музей .
полностью онлайн из Метрополитен-музея
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Сол» . Британская энциклопедия (онлайн-изд.).
- Майлз, Клемент А. (1912). «25 декабря и Natalis Invicti». Рождество в ритуалах и традициях христианских и языческих .
- «Рождество» . Католическая энциклопедия . 1908.
- «Солнце Инвиктус» . tertullian.org . Древние источники.
- 274 заведения
- Заведения 270-х годов в Римской империи
- Непобедимое Солнце
- Рождество
- Теория мифа о Христе
- Элагабал
- Римские боги
- Солнечные боги
- Зимние фестивали
- Декабрьские праздники
- Споры, связанные с христианством
- Божества классической древности
- Латинские слова и фразы
- Христианство и эллинистическая религия