Jump to content

Веттий Агорий Претекстатус

Веттий Агорий Претекстат (ок. 315–384) был богатым языческим IV века аристократом в Римской империи и первосвященником в культах многочисленных богов. Он служил префектом претория при дворе императора Валентиниана II в 384 году до своей смерти в том же году.

Источники

[ редактировать ]

Его жизнь прежде всего известна благодаря произведениям Квинта Аврелия Симмаха и Аммиана Марцеллина , дополненным некоторыми эпиграфическими записями.

Симмах (ок. 345 – ок. 402) был видным представителем сенаторской аристократии своего времени и лучшим оратором своего времени. Письма, речи и отношения Симмаха сохранились и свидетельствуют об искренней дружбе Симмаха и Претекстата: по мнению Симмаха, Претекстат был хорошим магистром и добродетельным человеком. [ 1 ]

Аммиан Марцеллин, писавший в начале 390-х годов, рассказывает о Претекстате в трех отрывках из его Res Gestae : [ 2 ] во всех них Аммиан выказывает оценку действиям Претекстата, тогда как тот же автор обычно критически относится к членам Сената; по этой причине некоторые историки полагают, что Аммиан и Претекстат знали друг друга. [ 1 ]

Сохранилось несколько надписей, относящихся к Претекстату, и среди них наиболее важной является надпись на погребальном памятнике Претекстату и его жене Аконии Фабии Паулине ; [ 3 ] иные сведения приводятся в некоторых законах, адресованных Претекстату как префекту урби и преторианскому префекту , и сохранены в Феодосианском кодексе ; кроме того, имеются некоторые адресованные ему письма императора Валентиниана III о религиозном споре, сохранившиеся в Collectio Avellana .

Иероним (347–420), христианский писатель и богослов , знал римскую аристократию через своих знакомых среди римских матрон. Он написал о Претекстате в двух письмах. [ 4 ] и в его полемике Contra Ioannem Hierosolymitanum (397); скорбь, вызванная смертью Претекстата, настолько распространилась среди его знакомых, что Иероним написал письмо одной матроне, в котором писал, что Претекстат находится в аду. [ 5 ]

Иной род источника представляет философ и писатель Макробий Амвросий Феодосий , сделавший Претекстата главным героем своих «Сатурналий» — книги, описывающей языческий ренессанс конца IV века. Однако «Сатурналии» были написаны спустя полвека после смерти Претекстата, поэтому его описание сильно идеализировано. [ 6 ]

Наконец, о Претекстате написали два более поздних историка. Первый — Зосим , ​​языческий историк, живший в первой половине VI века и автор « Новой истории» , описавший Претекстата как защитника эллинских культов в Греции; [ 7 ] второй историк — Иоанн Лаврентий Лид , живший во второй половине VI века и рассказывающий об иерофанте по имени Претекстат, [ 8 ] но эта идентификация неопределенна.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

День рождения Претекстата неизвестен, но источники показывают, что он родился раньше Квинта Аврелия Симмаха и Вирия Никомаха Флавиана . Они также утверждают, что в 384 году, в год своей смерти, Претекстат был женат на своей жене Аконии Фабии Паулине сорок лет; [ 3 ] если Паулина была его первой женой и если они поженились, когда ему было двадцать/двадцать пять лет, как это было принято среди сенаторской аристократии, то его рождение можно предположить между 314 и 319 годами. [ 9 ] Однако, по словам Иоанна Лида , «Иерофант Претекстат» и философ-неоплатоник Сопатер из Апамеи участвовали в церемонии polismós во время основания Константинополя , около 330 года. [ 8 ] Поскольку аристократы очень рано брали на себя священнические роли, вполне возможно, что этим Претекстатом был Веттий Агорий, который на самом деле был понтификом Весты ; [ 3 ] [ 10 ] в этом случае он родился бы между 310 и 324 годами. [ 9 ]

Что касается семьи Претекстата, источники умалчивают и можно строить только гипотезы. Гай Веттий Коссин Руфин ( городской префект Рима в 315–316 гг.) мог быть его отцом как из-за их имен, так и потому, что они следовали схожей карьере ( корректор Тосканы и Умбрии , проконсул Ахайи , понтифик Солиса и авгур ): [ 9 ] [ 11 ] в сенаторской аристократии сыновья часто занимали те же политические, административные и религиозные должности, что и их отцы. Однако их карьеры разделяли многие годы (Претекстат был префектом города в 367 г.), поэтому было высказано предположение, что Коссин Руфин был отцом Веттия Руфина (консула в 323 г.). [ 12 ]

Тем не менее мы знаем, что род Претекстата был древним и знатным, и поэтому он обладал сетью связей с другими членами сенаторской аристократии, сетью, которая использовалась и для получения преимуществ. Среди его знакомых были Квинт Аврелий Симмах , его отец Луций Аврелий Авианий Симмах , Вириус Никомах Флавиан и, вероятно, сенаторы Волузий Венуст и Минервий . [ 9 ] Примером этой сети отношений является сама свадьба Претекстата с его женой Аконией Фабией Паулиной , празднованная около 344 г. (в 384 г. они прожили в браке 40 лет); [ 3 ] Паулина, по сути, была дочерью Акония Катуллина Филоматия , префекта города в 342–344 годах и консула в 349 году. [ 13 ] У них был по крайней мере один сын, о котором упоминается в похоронной речи и автор надписи в честь своего отца, датированной вскоре после его смерти и найденной в их доме на Авентине . [ 14 ] Даже если большинство историков отождествляют автора надписи с сыном, это может быть и дочь, возможно, «Претекстата», цитируемая Иеронимом . [ 15 ] Наконец, Веттий Агорий Василий Маворций , консул в 527 году и имевший такой же интерес к литературе. его правнуком мог быть [ 9 ]

Политическая и религиозная карьера

[ редактировать ]

Могила Претекстата и его жены Аконии Фабии Паулины, хранящаяся в Капитолийском музее , свидетельствует о его почетном поведении . [ 16 ]

Претекстат занимал несколько религиозных должностей: понтифик Весты , и Солнца , авгур , тауроболиат , куриал Геракла и , неокор , иерофант жрец Либера Элевсинских мистерий . Он также занимал ряд политических и административных должностей: был квестором , корректором Тосканы и Умбрии , губернатором Лузитании , проконсулом Ахеи , префектом города в 384 году. [ 17 ] и был префектом претория Италии и Иллирии, [ 18 ] а также должность консула, назначенного на 385 год, чести, которой он не удостоился, поскольку умер в конце 384 года.

судил нескольких сенаторов за предполагаемые магические практики В 370 году префект Максимин ; Претекстат возглавил сенаторскую миссию к императору Валентиниану I , в которую входили Волузий Венуст и Минервий , которым было предъявлено обвинение в том, что он просил Валентиниана отказаться от пыток для сенаторов, участвовавших в судебных процессах; трое из них были допущены в присутствии императора, который отрицал дачу такого распоряжения, но, благодаря влиянию квестора Евпраксиуса , права сенаторов были восстановлены. [ 19 ]

Занимая должность городского префекта , он вернул римскому епископу Дамасию базилику Сицинина. [ 20 ] а другого епископа, Урсицина , изгнали из Рима, [ 21 ] тем самым восстановив мир в городе, [ 22 ] даже если бы он предоставил амнистию последователям побежденного епископа. [ 23 ] Его справедливость праздновалась; он устранил те частные постройки, которые были построены против языческих капищ (так называемые менианы ) и распределил по всему городу униформу и выверенные меры и веса. [ 24 ] Он также восстановил Консенциум Porticus Deorum на Римском форуме . [ 25 ]

После его смерти император попросил у римского сената копии всех его речей. [ 26 ] а весталки предложили императору разрешить им воздвигнуть статуи в его честь. [ 27 ]

Поддержка традиционной римской религии

[ редактировать ]
Консенциум Porticus Deorum на Римском форуме ; он был восстановлен в 367 году Претекстатом, который реорганизовал также поклонение Ди Согласию , защитникам римского сената .

Претекстат был одним из последних политических сторонников res divina , римской религии, в поздней античности ; он был особенно предан Весте , как и его жена. [ 28 ] Претекстат дружил с другим крупным деятелем языческой аристократии, Квинтом Аврелием Симмахом, с которым он обменивался частично сохранившимися письмами. [ 29 ] По словам Иеронима, говоря о роскошном образе жизни епископа Дамасия , он пошутил в его адрес: «Сделайте меня епископом Рима, и я стану христианином». [ 30 ]

Во время своего пребывания на посту проконсула Ахеи он обжаловал указ императора Валентиниана I (изданный в 364 году), запрещавший ночные жертвоприношения во время мистерий: Претекстат утверждал, что этот указ делал невозможным для язычников сохранять свою веру, а Валентиниан аннулировал свой собственный указ. . [ 31 ]

В 367 году, во время своего пребывания на посту префекта города , он курировал восстановление Porticus Deorum Consentium на Римском форуме ( 41 ° 53'33,2 "с.ш. 12 ° 29'1,27" в.д.  /  41,892556 ° с.ш. 12,4836861 ° в.д.  / 41,892556; 12,4836861  ( Porticus_Deorum_Consentium ) , последний великий памятник, посвященный языческому культу в Риме. [ 25 ] Даже если это была простая реставрация поврежденных статуй и обновление культа, это был символический выбор, поскольку Ди Согласия были защитниками Сената. [ 32 ] и поэтому использовался для уравновешивания власти Императора (значительно, что в надписи Император не упоминается). [ 33 ] Было также высказано предположение, что восстановление культа Di Consentes привлекло Претекстата как пропаганда «его идеологии мультиплексного нумена », процитированной в его погребальной поэме. [ 33 ]

За несколько лет до своей смерти, когда его друг Симмах был префектом города , Претекстат провел важную церемонию, языческое восхождение на Капитолий , событие, которое записано Иеронимом: Претекстат вознесся, предшествуемый высшими магистратами, на церемонии, которая была не триумф , но действительно был близок к языческой триумфальной церемонии. [ 33 ] [ 34 ]

В 384 году, во время своего пребывания на посту префекта претория , он получил от Валентиниана II указ о преследовании преступлений по сносу языческих храмов и возложении связанных с этим расследований на городского префекта Рима (который в то время был его друг Симмах). [ 35 ] Политика Претекстата по восстановлению древнеримской религии ударила по христианским членам императорского двора (в Милане), и, возможно, именно по этой причине Симмах, как друг и союзник Претекстата, был ложно обвинен в пытках христианских священников: Симмах ответил, что он был уполномочен Претекстатом на основании императорского указа, и даже Дамасий поддержал его. [ 33 ] [ 35 ]

У Претекстата и Паулины был дворец, расположенный на углу виа Мерулана и виале дель Монте Оппио ( 41 ° 53'39,83 "N 12 ° 29'59,09" E  /  41,8943972 ° N 12,4997472 ° E  / 41,8943972; 12,4997472  ( Дворец Претекстата ) ) в Риме , на месте современного Палаццо Бранкаччо . Сад вокруг дворца, так называемый Хорти Веттиани , [ 36 ] продлен до современного римского железнодорожного вокзала Термини . Археологические исследования в этой области сделали несколько открытий, связанных с семьей Претекстата. Среди них — основание статуи, посвященной Целии Конкордии , одной из последних весталок , воздвигшей статую в честь Претекстата после его смерти; последняя статуя подверглась критике со стороны Симмаха, который написал письмо Флавиану, в котором говорилось, что он выступает против этого возведения, потому что это был первый раз, когда Девы воздвигли статую мужчине, даже если это был понтифик . [ 28 ]

Литература

[ редактировать ]

Претекстат опубликовал латинскую версию « Аналитики», написанную Аристотелем , в греческой версии, составленной философом Фемистием . [ 37 ] [ указать ] Возможно, Претекстат знал Фемистия либо при встрече с ним в Константинополе, либо во время посещения философом Рима (в 357 г., когда Фемистий последовал за императором Констанцием II в качестве руководителя константинопольского сената, или в 376 г., когда Фемистий почтил императора Грациана речью в римский сенат), [ 38 ] и известно, что он мог читать по-гречески, поскольку он был одним из quindecimvir sari faciundi , который должен был знать греческий язык, чтобы читать книги Сивиллы. [ 38 ]

Претекстат также сотрудничал со знакомыми Симмаха и Никомаха Флавиана в исправлении и передаче текстов традиционной римской культуры. [ 39 ] Он также был главным героем «Сатурналий » Макробия Амвросия Феодосия . [ 6 ] и может быть мишенью анонимной Кармен против язычников . [ 40 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Калос (2002), Введение.
  2. ^ Аммиан Марцеллин, 22.7.6; 27.9.8–10; 28.1.24
  3. ^ Jump up to: а б с д ЗАДАЧА VI, 1779 г.
  4. ^ Номер xxiii и xxxix.
  5. ^ Джером, письмо xxiii.
  6. ^ Jump up to: а б Калос (2002), Глава 5.1.
  7. ^ Зосима, Новая история , IV 3 3.
  8. ^ Jump up to: а б Джон Лоуренс Лидус, «Месяцы» , 4.2.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Калос (2002), Глава 1.2.
  10. ^ ЦЕЛЬ VI, 1778 г.
  11. ^ ТОМ X, 5061
  12. ^ PLRE I, "Веттиус Руфин 24", стр. 781–782.
  13. ^ PLRE I, Катуллин 3, стр. 187–188.
  14. ^ ЦЕЛЬ VI, 1777 г.
  15. ^ Джером, письмо cvii, 5.
  16. ^ ЦЕЛЬ VI, 31929.
  17. ^ Он находился у власти как минимум с 21 мая ( Кодекс Феодосиана VI.5.2a) по крайней мере 9 сентября ( Кодекс Феодосиана I.54.5a).
  18. В надписи говорится о двух префектурах, но современные историки считают, что это ошибка в надписи (Джонс).
  19. ^ Аммиан Марцеллин, xxviii.1.24–25.
  20. ^ Collectio Avellana , 6. Вероятно, это отсылка к базилике Санта-Мария-Маджоре ; в ходе драк между сторонниками Дамасия и Урсициния первый убил 137 сторонников второго (Иероним, Хроникон , цит. по Эдварду Гиббону, История упадка и разрушения Римской империи , гл. 25).
  21. ^ Аммиан Марцеллин, 27.9.9.
  22. ^ Коллекция Авелланы , 7; Созомен, в. 23.
  23. ^ Коллекция Авелланы , 5.
  24. Аммиан Марцеллин, 27 сентября 2010 г.
  25. ^ Jump up to: а б Надпись на памятнике ( CIL VI, 102 ) гласит: larissimus), пре[fectus] [заменил] в городе / curante Longeius [- v(ir) (прославленный, c]консул[ari]».
  26. ^ Симмах, Отношения 24.
  27. ^ Симмах, Отношения 12.2.
  28. ^ Jump up to: а б Уланы.
  29. ^ Симмах, Послания , I.44–55.
  30. ^ Иероним , Против Иоанна Иерусалимского , 8.
  31. ^ Зосима, IV.3.2–3; Закон Валентиниана сохранился в Кодексе Феодосиана , ( ix.16.7 ).
  32. ^ Марсианус Капелла , О браке филологии и Меркурия , 1:42.
  33. ^ Jump up to: а б с д Калос (1995).
  34. Джером, письмо 23 2–3 Марцеллу об уходе Леи .
  35. ^ Jump up to: а б Симмах, Отношения 21,3–5.
  36. Musei Capitolini. Архивировано 4 декабря 2009 г., в Wayback Machine.
  37. ^ Боэций , В Peri Hermeneias Aristotle , II,3,7.
  38. ^ Jump up to: а б Калос (2002), глава 3.2.
  39. ^ Carmina Latina Epigraphica , 111.8–12.
  40. ^ Л. Кракко-Руджини, «Римское язычество между религией и политикой (384–394 гг. Н.э.): за новую интерпретацию «Кармен против язычества»», Рим, 1979 = Мемуары Национальной академии деи Линчеи, класс моральных наук, историко-филологический, сер. VIII, 23/1, с. 1-144 ; см. также Кэмерон 2011, 273–319.

Библиография

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Кэмерон, Алан. Последние язычники Рима. Издательство Оксфордского университета, 2011, ISBN   978-0-19-974727-6 .
  • Джонс, Арнольд Хью Мартин, Джон Роберт Мартиндейл, Джон Моррис, Просопография Поздней Римской империи : 260–395 гг. Нашей эры , том 1 (PLRE I), Cambridge University Press, 1971, ISBN   0-521-07233-6 .
  • Калос, Майджастина, «Политика восстановления Претекстата» , Arctos 29 (1995), стр. 39–47.
  • Калос, Майястина, Веттий Агорий Претекстат. Сенаторская жизнь между ними , Римский институт Финляндии, Рим, 2002 г. ISBN   952-5323-05-6 (Журнал Финляндского римского института, 26).
  • Ланчиани, Родольфо, Древний Рим в свете недавних открытий , Houghton & Mifflin, Бостон и Нью-Йорк, 1898, стр. 169–170. Он-лайн в LacusCurtius
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44f894621a7103defb4c76948502ad11__1682702580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/11/44f894621a7103defb4c76948502ad11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vettius Agorius Praetextatus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)