Фемистий
Фемистий | |
---|---|
Фемистий | |
Рожденный | 317 |
Умер | в. 388 |
Офис | Префект Константинополя |
Фемистий ( греч . Θεμίστιος Themistios ; 317 – ок. 388 н.э.), по прозвищу Евфрад ( Εὐφραδής , « красноречивый »), [1] был государственным деятелем , ритором и философом . Он процветал в годы правления Констанция II , Юлиана , Иовиана , Валента , Грациана и Феодосия I и пользовался благосклонностью всех этих императоров, несмотря на их многочисленные разногласия и то, что сам он не был христианином . Он был принят в сенат Констанцием в 355 г. и стал префектом Константинополя в 384 г. по назначению Феодосия. [2] Из его многочисленных сочинений до нас дошли тридцать три его речи, а также различные комментарии и изложения сочинений Аристотеля .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фемистий родился в Пафлагонии и преподавал в Колхидской академии в Фасисе . [3] В нескольких его речах упоминается его отец Евгений , выдающийся философ, у которого он получил дополнительное образование. Фемистий посвятил себя главным образом Аристотелю , хотя изучал также пифагорейство и платонизм . Его ранние комментарии к Аристотелю были опубликованы без его согласия и принесли ему высокую репутацию. Проведя свою юность в Малой Азии и Сирии , Фемистий встретил Констанция II во время визита императора в Анкиру в Галатии в 347 году. По этому поводу Фемистий произнес свою первую дошедшую до нас речь « Пери Филантропия» .
Карьера
[ редактировать ]Вскоре после этого он переехал в Константинополь , где, за исключением короткого пребывания в Риме , прожил всю оставшуюся жизнь. [2] Фемистий двадцать лет преподавал философию в восточной столице. В 355 году он был введен в должность в сенат Константинополя на основании рекомендательного письма Констанция. Письмо сохранилось до сих пор и содержит высокую оценку как Фемистиуса, так и его отца Евгения. Сохранился также ответ Фемистия — благодарственная речь, произнесенная в сенате в начале 356 года. [4] В 357 году он произнес еще две речи в честь Констанция, хотя государственный визит в Рим лишил императора возможности услышать их лично. [5] Тем не менее оратор был награжден бронзовой портретной статуей. В 361 г. он был назначен преторианским указом, сохранившимся до сих пор. [6] Фемистий, возможно, служил проконсулом Константинополя в 358 году; если так, то он был последним, кто занимал эту должность, прежде чем эта должность была повышена до статуса городского префекта . [7]
Констанций умер в 361 году; но Фемистий, как философ и язычник, естественно, сохранил расположение Юлиана , который отзывался о нем как о достойном сенаторе всего мира, и как о первом философе своего времени. [8] Суда ; утверждает, что Юлиан назначил Фемистия префектом Константинополя но это опровергается речью, произнесенной Фемистием, когда он действительно был назначен на эту должность при Феодосии. Незадолго до смерти Юлиана в 363 году Фемистий произнес речь в его честь, которая уже не сохранилась, но на которую довольно подробно ссылается Либаний в письме к Фемистию. [9] В 364 году он отправился в качестве одного из депутатов сената навстречу Иовиану в Дадастану , на границе Галатии и Вифинии , и даровать ему консульство; и по этому поводу он произнес речь, которую впоследствии повторил в Константинополе, в которой он заявляет о полной свободе совести исповедовать любую религию. [10] В том же году он произнес речь в Константинополе в честь воцарения Валентиниана I и Валента , в присутствии последнего. Его следующая речь адресована Валенту: он поздравляет его с победой над Прокопием в июне 366 г. и ходатайствует за некоторых повстанцев; он был доставлен в 367 году. [11] В следующем году он сопровождал Валента на Дунай во второй кампании Готской войны и произнес перед императором в Марцианополе поздравительную речь по поводу его Пятикенналий в 368 году. [12] Следующие его речи обращены к молодому Валентиниану II после его консульства в 369 г. [13] и сенату Константинополя, в присутствии Валента, в честь мира, дарованного готам , 370. [14] 28 марта 373 г. он обратился к Валенту, находившемуся тогда в Сирии, с поздравительным адресом по случаю въезда императора на десятый год его правления. [15] Во время пребывания Валента в Сирии Фемистий обратился к нему с речью, в которой убедил его прекратить преследование католической партии. [16] Помимо этих речей, доказывающих, что оратор пользовался большим расположением императора, мы имеем свидетельство самого Фемистия о его влиянии на Валента. [17]
В 377 году он находился в Риме, очевидно, с посольством к Грациану , которому произнес речь под названием «Эротикос» . [18] По поводу объединения Феодосия I в империи Грацианом в Сирмиуме в 379 году Фемистий произнес изящную речь, поздравляя нового императора с его возвышением. [19] Из оставшихся его речей некоторые являются публичными, а некоторые — частными; но немногие из них требуют особого внимания, поскольку связаны с событиями его жизни. В 384 г. (около первого сентября) он был назначен префектом Константинополя. [20] должность, которая была ему предложена, но он несколько раз прежде отказывался. [21] Он занимал пост префектуры всего несколько месяцев, как мы узнаем из речи, произнесенной после того, как он сложил эту должность: [22] в котором он упоминает, как и шестью годами ранее, [19] и более одного раза за интервал, [23] его старость и плохое здоровье. Из тридцать четвертой речи мы также узнаем, что он ранее занимал должности принцепса сената и префекта аннона , помимо своего посольства в Риме; в другой речи он упоминает десять посольств, с которыми его посылали к своей префектуре; [24] а в другом, составленном, вероятно, около 387 г., он говорит, что почти сорок лет занимается общественным делом и посольствами. [25] Доверие, оказанное ему Феодосием, было настолько велико, что, хотя Фемистий не был христианином, император, отправляясь на Запад, чтобы выступить против Магна Максима своему сыну Аркадию , 387–388. , доверил наставничество философа [26] После этого о Фемистии ничего не известно; и, возможно, он умер около 388 года. Помимо императоров, он числил среди своих друзей главных ораторов и философов того времени, христианских и языческих. Не только Либаний, но и Григорий Назианзин был его другом и корреспондентом, причем последний в дошедшем до нас послании называет его «царем аргументов». [27]
Работа
[ редактировать ]Речей Фемистия, сохранившихся во времена Фотия (9 век), было тридцать шесть. [28] Из них тридцать три дошли до нас на греческом языке . [29] Однако две из них (Речи 23 и 33 и, возможно, Речь 28) сохранились не полностью, а одна (Речь 25) представляет собой краткое заявление, а не полную речь. [29] Современные издания «Речей» состоят из тридцати четырех частей, поскольку латинское обращение к Валенту включено как «Речь 12». [29] Однако сейчас считается, что этот латинский адрес создан в 16 веке. [29] Последняя речь (Речь 34) была обнаружена совсем недавно, в 1816 году, Анджело Май в Амброзианской библиотеке в Милане . Кроме того, есть несколько других фрагментов, которые, возможно, происходят из утраченных речей, а также дополнительная работа, сохранившаяся на сирийском языке , и еще одна сохранившаяся на арабском языке . [29]
Философские труды Фемистия, должно быть, были очень объемны; ибо Фотий сообщает нам, что он написал комментарии ко всем книгам Аристотеля, помимо полезных рефератов из « Задней аналитики» , книг «О душе » и « Физики» , и что были его работы по Платону; «И, одним словом, он любитель и усердный студент философии». [28] Суда ; упоминает свое воплощение физики Аристотеля в восьми книгах «Предварительной аналитики» в двух книгах; «Задней аналитики» в двух книгах; трактата «О душе » в семи книгах; и категорий в одной книге.
Выжившие воплощения: [30]
- О апостериорной аналитике
- О физике
- О книге Аристотеля «О душе»
- О книге Аристотеля «О небесах » только в переводе на иврит.
- О Метафизике 12, только в переводе на иврит.
Помимо этих произведений, два сохранившихся анонимных парафраза были ошибочно приписаны ему в византийскую эпоху и теперь приписаны Псевдо-Фемистию : [30]
Аристотеля Его пересказы «Задней аналитики» , «Физики» и «О душе» ценны; но речи, в которых он восхваляет сменявших друг друга императоров, сравнивая их с истинным философом Платона и даже с самой Идеей , имеют целью льстить. Боэций описывает его как disertissimus (или diligentissimus) . [31] ) писатель, ясный и вспоминающий все для простоты понимания . [2]
В философии Фемистий был эклектиком. Он считал, что Платон и Аристотель были в существенном согласии, что Бог дал людям свободу принимать тот способ поклонения, который они предпочитают, и что христианство и эллинизм были просто двумя формами одной универсальной религии. [2]
Издания
[ редактировать ]- В. Диндорфа Издание речей (Лейпциг, 1832 г.): Themistii Orationes, ex codice Mediolaensi emendatae, a Guilielmo Dindorfio , Lipsiae: C. Cnobloch 1832 .
- Шамп, Жак, изд. (2023). Фемистий. Том 2: Дискурс V-XIII: иллирийский и паннонский императоры / Фемистий; тексты созданы, переведены и прокомментированы Жаком Шампом . Париж: Les Belles Lettres. ISBN 9782251006550 .
- Фемистий перефразирует сохранившиеся книги Аристотеля , изд. Леонхард фон Шпенгель (Лейпциг, 1866 г.), Тойбнера (переиздано в 1998 г.) серия
Переводы
[ редактировать ]- Комментарий к трактату Аристотеля «Душа», перевод Гийома де Мербеке (латиница). Левен, 1957 год.
- Фемистий об Аристотеле «О душе» , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон и Итака, 1996 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
- Фемистий по физике Аристотеля 1-3 , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон и Итака, 2011 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
- Фемистий о физике Аристотеля 4 , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон и Итака, 2003 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
- Фемистий по физике Аристотеля 5-8 , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон, 2008 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
- Частные речи Фемистия , пер. Р. Пенелла. Беркли, 2000 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Симплиций , в Силе. , CAG том. 7, с. 72, в кат. в. 8 р. 1, в физ. в. 9, с. 42 и в. 10, с. 968; Софоний , Парафр. ин...де Анима , CAG v. 23, с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 года .
- ^ Джон Вандерспул, Фемистий и императорский двор , с. 37
- ^ Фемистий, Орат. ii.
- ^ Фемистий, Орат. iii. iv.
- ^ Cod. Theodos. vi. tit. 4. s. 12; comp. Orat. xxxi.
- ^ Просопография Поздней Римской империи , Vol. 1, с. 890
- ^ Темист. Он молится. ххх
- ^ Либаний, Еп. 1061
- ^ Фемистий, Орат. в.; Сократ. Хист. Эв. iii. 26.
- ^ Фемистий, Орат. VII.
- ^ Фемистий, Орат. viii.
- ^ Фемистий, Орат. ix.
- ^ Фемистий, Орат. х.
- ^ Фемистий, Орат. xi.
- ^ Сократ. Хист. Эв. iv. 32; Созом. Хист. Эв. яйцо. 36
- ^ Фемистий, Орат. ххх
- ^ Фемистий, Орат. xiii
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фемистий, Молится. xiv.
- ^ Фемистий, Орат. XVII
- ^ Фемистий, Орат. xxxiv. 13
- ^ Фемистий, Орат. xxxiv.
- ^ Фемистий, Орат. хв. xvi.
- ^ Фемистий, Орат. XVII
- ^ Фемистий, Орат. 21
- ^ Сократ. Хист. Эв. iv. 32; Созом. Хист. Эв. яйцо. 36; Никиф. Хист. Эв. xi. 46.
- ^ Грег. Наз. Эпист. 140
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фотий, Библ. Код. 74
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Роберт Дж. Пенелла, 2000, Частные речи Фемистиуса , стр. 5. University of California Press.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тодд, Роберт Б. (2003). «Фемистий» (PDF) . Каталог переводов и комментариев . 8:59 . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ Боэций, О тематических различиях , Patrologia Latina издание [1]
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фемистий ». Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 758. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тодд, Роберт Б. (2003). «Фемистий» (PDF) . Каталог переводов и комментариев . 8:59 . Проверено 25 августа 2015 г.
- Хизер, Питер и Монкур, Дэвид, пер. (2001) Политика, философия и империя в четвертом веке: избранные речи Фемистиуса с введением. Ливерпуль УП ISBN 0-85323-106-0
- Суэйн, Саймон. (2014) Фемистий, Юлиан и греческая политическая теория в Риме: тексты, переводы и исследования четырех ключевых работ , Cambridge University Press ISBN 9781107026575
- Подробнее, Симона (2023). Полностью ритор, полностью философ — Фемистий как восхвалитель Валента: «Этика как божественная легитимация правления» . Бостон: Де Грюйтер. ISBN 9783111012957 .