Jump to content

Фемистий

Фемистий
Фемистий
Рожденный 317
Пафлагония
(современная Турция )
Умер в. 388
Офис Префект Константинополя

Фемистий ( греч . Θεμίστιος Themistios ; 317 – ок. 388 н.э.), по прозвищу Евфрад ( Εὐφραδής , « красноречивый »), [1] был государственным деятелем , ритором и философом . Он процветал в годы правления Констанция II , Юлиана , Иовиана , Валента , Грациана и Феодосия I и пользовался благосклонностью всех этих императоров, несмотря на их многочисленные разногласия и то, что сам он не был христианином . Он был принят в сенат Констанцием в 355 г. и стал префектом Константинополя в 384 г. по назначению Феодосия. [2] Из его многочисленных сочинений до нас дошли тридцать три его речи, а также различные комментарии и изложения сочинений Аристотеля .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Фемистий родился в Пафлагонии и преподавал в Колхидской академии в Фасисе . [3] В нескольких его речах упоминается его отец Евгений , выдающийся философ, у которого он получил дополнительное образование. Фемистий посвятил себя главным образом Аристотелю , хотя изучал также пифагорейство и платонизм . Его ранние комментарии к Аристотелю были опубликованы без его согласия и принесли ему высокую репутацию. Проведя свою юность в Малой Азии и Сирии , Фемистий встретил Констанция II во время визита императора в Анкиру в Галатии в 347 году. По этому поводу Фемистий произнес свою первую дошедшую до нас речь « Пери Филантропия» .

Вскоре после этого он переехал в Константинополь , где, за исключением короткого пребывания в Риме , прожил всю оставшуюся жизнь. [2] Фемистий двадцать лет преподавал философию в восточной столице. В 355 году он был введен в должность в сенат Константинополя на основании рекомендательного письма Констанция. Письмо сохранилось до сих пор и содержит высокую оценку как Фемистиуса, так и его отца Евгения. Сохранился также ответ Фемистия — благодарственная речь, произнесенная в сенате в начале 356 года. [4] В 357 году он произнес еще две речи в честь Констанция, хотя государственный визит в Рим лишил императора возможности услышать их лично. [5] Тем не менее оратор был награжден бронзовой портретной статуей. В 361 г. он был назначен преторианским указом, сохранившимся до сих пор. [6] Фемистий, возможно, служил проконсулом Константинополя в 358 году; если так, то он был последним, кто занимал эту должность, прежде чем эта должность была повышена до статуса городского префекта . [7]

Констанций умер в 361 году; но Фемистий, как философ и язычник, естественно, сохранил расположение Юлиана , который отзывался о нем как о достойном сенаторе всего мира, и как о первом философе своего времени. [8] Суда ; утверждает, что Юлиан назначил Фемистия префектом Константинополя но это опровергается речью, произнесенной Фемистием, когда он действительно был назначен на эту должность при Феодосии. Незадолго до смерти Юлиана в 363 году Фемистий произнес речь в его честь, которая уже не сохранилась, но на которую довольно подробно ссылается Либаний в письме к Фемистию. [9] В 364 году он отправился в качестве одного из депутатов сената навстречу Иовиану в Дадастану , на границе Галатии и Вифинии , и даровать ему консульство; и по этому поводу он произнес речь, которую впоследствии повторил в Константинополе, в которой он заявляет о полной свободе совести исповедовать любую религию. [10] В том же году он произнес речь в Константинополе в честь воцарения Валентиниана I и Валента , в присутствии последнего. Его следующая речь адресована Валенту: он поздравляет его с победой над Прокопием в июне 366 г. и ходатайствует за некоторых повстанцев; он был доставлен в 367 году. [11] В следующем году он сопровождал Валента на Дунай во второй кампании Готской войны и произнес перед императором в Марцианополе поздравительную речь по поводу его Пятикенналий в 368 году. [12] Следующие его речи обращены к молодому Валентиниану II после его консульства в 369 г. [13] и сенату Константинополя, в присутствии Валента, в честь мира, дарованного готам , 370. [14] 28 марта 373 г. он обратился к Валенту, находившемуся тогда в Сирии, с поздравительным адресом по случаю въезда императора на десятый год его правления. [15] Во время пребывания Валента в Сирии Фемистий обратился к нему с речью, в которой убедил его прекратить преследование католической партии. [16] Помимо этих речей, доказывающих, что оратор пользовался большим расположением императора, мы имеем свидетельство самого Фемистия о его влиянии на Валента. [17]

В 377 году он находился в Риме, очевидно, с посольством к Грациану , которому произнес речь под названием «Эротикос» . [18] По поводу объединения Феодосия I в империи Грацианом в Сирмиуме в 379 году Фемистий произнес изящную речь, поздравляя нового императора с его возвышением. [19] Из оставшихся его речей некоторые являются публичными, а некоторые — частными; но немногие из них требуют особого внимания, поскольку связаны с событиями его жизни. В 384 г. (около первого сентября) он был назначен префектом Константинополя. [20] должность, которая была ему предложена, но он несколько раз прежде отказывался. [21] Он занимал пост префектуры всего несколько месяцев, как мы узнаем из речи, произнесенной после того, как он сложил эту должность: [22] в котором он упоминает, как и шестью годами ранее, [19] и более одного раза за интервал, [23] его старость и плохое здоровье. Из тридцать четвертой речи мы также узнаем, что он ранее занимал должности принцепса сената и префекта аннона , помимо своего посольства в Риме; в другой речи он упоминает десять посольств, с которыми его посылали к своей префектуре; [24] а в другом, составленном, вероятно, около 387 г., он говорит, что почти сорок лет занимается общественным делом и посольствами. [25] Доверие, оказанное ему Феодосием, было настолько велико, что, хотя Фемистий не был христианином, император, отправляясь на Запад, чтобы выступить против Магна Максима своему сыну Аркадию , 387–388. , доверил наставничество философа [26] После этого о Фемистии ничего не известно; и, возможно, он умер около 388 года. Помимо императоров, он числил среди своих друзей главных ораторов и философов того времени, христианских и языческих. Не только Либаний, но и Григорий Назианзин был его другом и корреспондентом, причем последний в дошедшем до нас послании называет его «царем аргументов». [27]

Речей Фемистия, сохранившихся во времена Фотия (9 век), было тридцать шесть. [28] Из них тридцать три дошли до нас на греческом языке . [29] Однако две из них (Речи 23 и 33 и, возможно, Речь 28) сохранились не полностью, а одна (Речь 25) представляет собой краткое заявление, а не полную речь. [29] Современные издания «Речей» состоят из тридцати четырех частей, поскольку латинское обращение к Валенту включено как «Речь 12». [29] Однако сейчас считается, что этот латинский адрес создан в 16 веке. [29] Последняя речь (Речь 34) была обнаружена совсем недавно, в 1816 году, Анджело Май в Амброзианской библиотеке в Милане . Кроме того, есть несколько других фрагментов, которые, возможно, происходят из утраченных речей, а также дополнительная работа, сохранившаяся на сирийском языке , и еще одна сохранившаяся на арабском языке . [29]

Философские труды Фемистия, должно быть, были очень объемны; ибо Фотий сообщает нам, что он написал комментарии ко всем книгам Аристотеля, помимо полезных рефератов из « Задней аналитики» , книг «О душе » и « Физики» , и что были его работы по Платону; «И, одним словом, он любитель и усердный студент философии». [28] Суда ; упоминает свое воплощение физики Аристотеля в восьми книгах «Предварительной аналитики» в двух книгах; «Задней аналитики» в двух книгах; трактата «О душе » в семи книгах; и категорий в одной книге.

Выжившие воплощения: [30]

Помимо этих произведений, два сохранившихся анонимных парафраза были ошибочно приписаны ему в византийскую эпоху и теперь приписаны Псевдо-Фемистию : [30]

Аристотеля Его пересказы «Задней аналитики» , «Физики» и «О душе» ценны; но речи, в которых он восхваляет сменявших друг друга императоров, сравнивая их с истинным философом Платона и даже с самой Идеей , имеют целью льстить. Боэций описывает его как disertissimus (или diligentissimus) . [31] ) писатель, ясный и вспоминающий все для простоты понимания . [2]

В философии Фемистий был эклектиком. Он считал, что Платон и Аристотель были в существенном согласии, что Бог дал людям свободу принимать тот способ поклонения, который они предпочитают, и что христианство и эллинизм были просто двумя формами одной универсальной религии. [2]

  • В. Диндорфа Издание речей (Лейпциг, 1832 г.): Themistii Orationes, ex codice Mediolaensi emendatae, a Guilielmo Dindorfio , Lipsiae: C. Cnobloch 1832 .
  • Шамп, Жак, изд. (2023). Фемистий. Том 2: Дискурс V-XIII: иллирийский и паннонский императоры / Фемистий; тексты созданы, переведены и прокомментированы Жаком Шампом . Париж: Les Belles Lettres. ISBN  9782251006550 .
  • Фемистий перефразирует сохранившиеся книги Аристотеля , изд. Леонхард фон Шпенгель (Лейпциг, 1866 г.), Тойбнера (переиздано в 1998 г.) серия

Переводы

[ редактировать ]
  • Комментарий к трактату Аристотеля «Душа», перевод Гийома де Мербеке (латиница). Левен, 1957 год.
  • Фемистий об Аристотеле «О душе» , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон и Итака, 1996 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
  • Фемистий по физике Аристотеля 1-3 , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон и Итака, 2011 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
  • Фемистий о физике Аристотеля 4 , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон и Итака, 2003 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
  • Фемистий по физике Аристотеля 5-8 , пер. Роберт Б. Тодд. Лондон, 2008 г. (Древние комментаторы Аристотеля)
  • Частные речи Фемистия , пер. Р. Пенелла. Беркли, 2000 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Симплиций , в Силе. , CAG том. 7, с. 72, в кат. в. 8 р. 1, в физ. в. 9, с. 42 и в. 10, с. 968; Софоний , Парафр. ин...де Анима , CAG v. 23, с. 1.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 года .
  3. ^ Джон Вандерспул, Фемистий и императорский двор , с. 37
  4. ^ Фемистий, Орат. ii.
  5. ^ Фемистий, Орат. iii. iv.
  6. ^ Cod. Theodos. vi. tit. 4. s. 12; comp. Orat. xxxi.
  7. ^ Просопография Поздней Римской империи , Vol. 1, с. 890
  8. ^ Темист. Он молится. ххх
  9. ^ Либаний, Еп. 1061
  10. ^ Фемистий, Орат. в.; Сократ. Хист. Эв. iii. 26.
  11. ^ Фемистий, Орат. VII.
  12. ^ Фемистий, Орат. viii.
  13. ^ Фемистий, Орат. ix.
  14. ^ Фемистий, Орат. х.
  15. ^ Фемистий, Орат. xi.
  16. ^ Сократ. Хист. Эв. iv. 32; Созом. Хист. Эв. яйцо. 36
  17. ^ Фемистий, Орат. ххх
  18. ^ Фемистий, Орат. xiii
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фемистий, Молится. xiv.
  20. ^ Фемистий, Орат. XVII
  21. ^ Фемистий, Орат. xxxiv. 13
  22. ^ Фемистий, Орат. xxxiv.
  23. ^ Фемистий, Орат. хв. xvi.
  24. ^ Фемистий, Орат. XVII
  25. ^ Фемистий, Орат. 21
  26. ^ Сократ. Хист. Эв. iv. 32; Созом. Хист. Эв. яйцо. 36; Никиф. Хист. Эв. xi. 46.
  27. ^ Грег. Наз. Эпист. 140
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фотий, Библ. Код. 74
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Роберт Дж. Пенелла, 2000, Частные речи Фемистиуса , стр. 5. University of California Press.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тодд, Роберт Б. (2003). «Фемистий» (PDF) . Каталог переводов и комментариев . 8:59 . Проверено 25 августа 2015 г.
  31. ^ Боэций, О тематических различиях , Patrologia Latina издание [1]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тодд, Роберт Б. (2003). «Фемистий» (PDF) . Каталог переводов и комментариев . 8:59 . Проверено 25 августа 2015 г.
  • Хизер, Питер и Монкур, Дэвид, пер. (2001) Политика, философия и империя в четвертом веке: избранные речи Фемистиуса с введением. Ливерпуль УП ISBN   0-85323-106-0
  • Суэйн, Саймон. (2014) Фемистий, Юлиан и греческая политическая теория в Риме: тексты, переводы и исследования четырех ключевых работ , Cambridge University Press ISBN   9781107026575
  • Подробнее, Симона (2023). Полностью ритор, полностью философ — Фемистий как восхвалитель Валента: «Этика как божественная легитимация правления» . Бостон: Де Грюйтер. ISBN  9783111012957 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: acfe8e8c976d98ef13e8e1e2da11eeff__1720543560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/ff/acfe8e8c976d98ef13e8e1e2da11eeff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Themistius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)