Критолай
Критолай ( / k r aɪ t oʊ ˈ l eɪ ə s / ; греческий : Κριτόλαος Критолаос ; ок. 200 – ок. 118 до н. э.) [1] Фазелис — греческий философ перипатетической школы . Он был одним из трех философов, отправленных в Рим в 155 г. до н. э. (двое других — Карнеад и Диоген Вавилонский ), где их доктрины очаровывали граждан, но пугали более консервативных государственных деятелей. Ни одно из его сочинений не сохранилось. интересовался риторикой и этикой и считал удовольствие злом . Он Он отстаивал аристотелевское учение о вечности мира и человечества в целом, направляя свои аргументы против стоиков .
Жизнь [ править ]
Он родился в Фазелисе , греческой колонии в Ликии , ок. 200 г. до н. э., изучал философию в Афинах у Аристона Кеосского и стал одним из лидеров перипатетической школы благодаря своему выдающемуся положению оратора, ученого и моралиста. Было много дискуссий о том, был ли он непосредственным преемником Аристо, но доказательства противоречивы. [2]
Большая репутация, которой Критолай пользовался в Афинах как философ, оратор и государственный деятель, побудила афинян отправить его в Рим в 155 г. до н.э. вместе с Карнеадом и Диогеном Стоиком , чтобы добиться освобождения от штрафа в 500 талантов. который римляне навязали Афинам за разрушение Оропа . Они преуспели в достижении цели, ради которой пришли; и посольство вызвало наибольший интерес в Риме. не только римская молодежь, но и самые выдающиеся люди государства, такие как Сципион Африканский , Лелий , Фурий Послушать их речи приходила и другие. Новизна их доктрин казалась римлянам старой школы таящей в себе такую опасность для нравственности граждан, что Катон убедил сенат как можно скорее отослать их из Рима. [3] Геллий описывает свои аргументы как «элегантные и безупречные» ( лат . scita et teretia ). У нас нет никакой дополнительной информации о жизни Критолая. Он прожил более восьмидесяти двух лет, но умер ок. 118 г. до н.э. Ко времени прибытия Лициния Красса в Афины ок. В 111 г. до н. э. он нашел ученика Критолая Диодора Тирского во главе перипатетической школы. [4]
Философия [ править ]
Критолай, кажется, уделял риторике особое внимание , хотя и рассматривал ее, как и Аристотель , не как искусство, а скорее как дело практики. Цицерон высоко ценит свое красноречие. [5] После риторики Критолай, по-видимому, уделил основное внимание изучению моральной философии и внес некоторые дополнения в систему Аристотеля. [6] В целом он очень мало отклонился от философии основателя перипатетической школы. [7] хотя в некоторых отношениях он пошел дальше своих предшественников. Например, он считал, что удовольствие – это зло . [8] и определенно утверждал, что душа состоит из эфира . Целью существования было для него всеобщее совершенство природной жизни, включая блага души и тела, а также внешние блага. Цицерон говорит в «Tusculanae Quaestiones» , что блага души для него полностью перевешивают другие блага ( лат . tantum propendere illam bonorum animi lancem ). [2]
Далее он защищал от стоиков перипатетическое учение о вечности мира и неуничтожимости рода человеческого. Никаких изменений в естественном порядке вещей не наблюдается; человечество воссоздает себя таким же образом в соответствии со способностями, данными Природой , и различные недуги, наследниками которых оно является, хотя и фатальны для отдельных людей, не способны изменить целое. Как абсурдно предполагать, что люди просто рождены на земле, так и возможность их окончательного уничтожения немыслима. Мир как проявление вечного порядка сам должен быть бессмертным. [2]
Критолай упоминается Плутархом. [9] как автор работы об Эпире и другой, озаглавленной «Феномены» ; и Авл Геллий [10] говорит также об историческом писателе с таким именем. Невозможно определить, является ли историк тем же самым, что и перипатетический философ. Грамматик Критолай упоминается в Etymologicum Magnum .
Примечания [ править ]
- ^ Доранди 1999 , с. 50
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Плутарх, Катон Майор. 22; Авл Геллий, VII. 14; Макробий Сатурналии I. 5; Цицерон об Орате. ii. 37, 38
- ^ Лукиан, Макробий 20; Цицерон, Де Ораторе , т. 11.
- ^ Квинтиллиан, II. 15. § 23, 17. § 15; Секст Эмпирик, нареч. Математика. ii. 12; Цицерон, «О финибусе» , т. 5.
- ^ комп. Цицерон, Tusculanae Quaestiones v. 17; Климент Александрийский, Строматы , II.
- ^ см . Цицерон, «О финибусе» , т. 5 «Ц. хотел подражать древним».
- ^ Авл Геллий, ix. 5. 6.
- ^ Плутарх, Паралл. мин. куб.см. 6, 9.
- ^ Авл Геллий, xi. 9.
Ссылки [ править ]
- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 50 . ISBN 9780521250283 .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Критолай ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 470. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в