Эпир
Эпир | |
---|---|
Текущий статус | Разделен между Грецией и Албанией. |
Demonym | Эпир |
Часовые пояса | Центральноевропейское время |
Восточноевропейское время |
Эпир ( / ɪ ˈ p aɪ r ə s / ) — географический и исторический регион в юго-восточной Европе , в настоящее время разделенный между Грецией и Албанией . Он расположен между горами Пинд и Ионическим морем , простираясь от залива Влера и Акроцераунских гор на севере до Амбракийского залива и разрушенного римского города Никополь на юге. [1] [2] В настоящее время он разделен между регионом Эпир и на северо-западе Греции и графствами Гирокастра . Влёра на юге Албании Самый крупный город Эпира — Янина , административный центр греческого региона Эпир, а Гирокастер — крупнейший город в албанской части Эпира. [1]
Эпир, суровый и гористый регион, был северо-западной частью древней Греции . [2] Его населяли греческие племена хаонцев , молоссов и феспротов . Здесь находилось святилище Додоны , старейшего оракула Древней Греции и второго по престижности после Дельф . Объединенный в единое государство в 370 г. до н. э. династией Эакидов , Эпир добился известности во время правления Пирра Эпирского , который сражался с Римской республикой в серии кампаний . Впоследствии Эпир стал частью Римской республики вместе с остальной Грецией в 146 г. до н. э., за которым последовали Римская империя и Восточная Римская империя .
После разграбления Константинополя Четвертым крестовым походом (1204 г.) Эпир стал центром Эпирского деспотата , одного из государств-преемников Византийской империи . В 14 веке Эпир попал под власть восстановленной Византийской империи , а затем был ненадолго завоеван Сербской империей . Затем регион был разделен между рядом деспотатов и политических образований, в том числе деспотатом Эпира, деспотатом Арты , семьей Зенебиши и Венецианской республикой , прежде чем был завоеван Османской империей в 15 веке. Эпир стал частью полунезависимого Пашалика, управляемого османским албанским правителем Али-пашой в начале 19 века, но Блистательная Порта восстановила свой контроль в 1821 году. После Балканских войн и Первой мировой войны южный Эпир стал частью Греции. , а северный Эпир стал частью Албании.
Имя и этимология
Название Эпир происходит от греческого : Ἤπειρος , латинизированного : Ḗpeiros ( дорический греческий : Ἄπειρος , латинизированного: Ápeiros ), что означает «материк» или terra Firma . [3] [4] Считается, что оно происходит от индоевропейского корня *apero- «берег». [5] и применялся к материковой части северо-западной Греции напротив Корфу и Ионических островов . [6] [7] Местное название было отчеканено на монетах единого государства Эпирот : «ΑΠΕΙΡΩΤΑΝ» ( древнегреческий : Ἀπειρωτᾶν , латинизированный : Āpeirōtân , аттический греческий : Ἠπειρωτῶν , латинизированный: Ēpeirōtôn , т.е. « Эпиротов», см. соседнее изображение). Албанское . название региона, происходящее от греческого, Эпири — Точно так же арумынское название Эпира, которое также имеет греческое происхождение, — Эпиру .
Границы и определения
Исторически географическая область собственно Эпира определяется линиями, проведенными от мыса Гьюхез Кераунских гор на северо-западе до горы Келькез на северо-востоке, до горы Гаврово на юго-востоке и до устья реки Эпир. Амбракийский залив на юго-западе. [8] [9] Северную границу древнего Эпира альтернативно называют рекой Вьоса . [10] Восточная граница Эпира определяется горами Пинд , которые образуют хребет материковой Греции и отделяют Эпир от Македонии и Фессалии . [1] На западе Эпир выходит к Ионическому морю . Остров Корфу расположен у побережья Эпира, но не считается частью Эпира.
Определение Эпира со временем изменилось, так что современные административные границы не соответствуют границам древнего Эпира. Регион Эпир в Греции включает лишь часть классического Эпира и не включает его самые восточные части, расположенные в Фессалии. В Албании, где понятие Эпира никогда не используется в официальном контексте, графства Гирокастра, Влёра и Берат простираются далеко за пределы северных и северо-восточных границ классического Эпира. [ нужна ссылка ]
География и экология
Эпир — преимущественно суровый и гористый регион. Он в основном состоит из гор Пинд , серии параллельных известняковых хребтов, которые являются продолжением Динарских Альп . [1] [11] Горы Пинд образуют хребет материковой Греции и отделяют Эпир от Македонии и Фессалии на востоке. Хребты Пинда параллельны морю и обычно настолько круты, что долины между ними больше подходят для пастбищ, чем для крупномасштабного земледелия. [1] Высота увеличивается по мере продвижения на восток, от побережья, достигая максимума 2637 м на горе Смоликас , самой высокой точке Эпира. Другие важные хребты включают Тымфи (2496 м на горе Гамила), Лигкос (2249 м) к западу и востоку от Смоликаса соответственно, Грамос (2523 м) на северо-востоке, Цумерка (2356 м) на юго-востоке, Томарос (1976 м). ) на юго-западе - Мицикели возле Янины (1810 м), Мургана (1806 м) и Немерке / Аеоропос (2485 м) на границе Греции и Албании, а также Кераунские горы (2000 м) возле Химары в Албании. Большая часть Эпира расположена на наветренной стороне Пинда, а преобладающие ветры с Ионического моря делают этот регион самым дождливым на материковой Греции. [1]
Значительные низменности встречаются лишь у побережья, на юго-западе близ Арты и Превезы , на Ахеронской равнине между Парамифией и Фанари , между Игуменицей и Сагиадой , а также близ Саранды . Район Загори представляет собой живописное высокогорное плато, окруженное со всех сторон горами.
Основная река, протекающая через Эпир, — Вьосэ , которая течет в северо-западном направлении от гор Пинд в Греции до своего устья к северу от залива Влёра в Албании. Другие важные реки включают реку Ахерон , известную своим религиозным значением в Древней Греции и местом расположения Некромантеона , реку Арахтос , пересекаемую историческим мостом Арта , Лурос , Тиамис или Каламас и Воидоматис, приток Вьосэ протекает через ущелье Викос . Ущелье Викос, одно из самых глубоких в мире, является центральной частью национального парка Викос-Аоос , известного своей живописной красотой. Единственное значимое озеро в Эпире — озеро Памвотис , на берегу которого расположен город Янина , крупнейший и традиционно важнейший город региона.
Климат Эпира средиземноморский на побережье и альпийский внутри. Эпир густо засажен деревьями, в основном хвойными породами. Животный мир Эпира особенно богат и включает такие виды, как медведи , волки , лисы , олени и рыси .
История
Ранняя история
В период неолита Эпир был заселен мореплавателями вдоль побережья, а также пастухами и охотниками с юго-западных Балкан, которые принесли с собой греческий язык. Эти люди хоронили своих лидеров в больших курганах с шахтными могилами. Подобные погребальные камеры впоследствии использовались микенской цивилизацией, что позволяет предположить, что основатели Микен могли быть выходцами из Эпира и центральной Албании . Сам Эпир в это время оставался культурно отсталым, но микенские останки были найдены в двух религиозных святилищах великой древности в этом регионе: Оракуле Мертвых на реке Ахерон, знакомом героям « Одиссеи » Гомера , и Оракуле Зевса в Додона, которому молился Ахилл в «Илиаде». [1]
В эпоху средней бронзы Эпир был населен теми же кочевыми эллинскими племенами, которые впоследствии расселились по остальной Греции. [12] Аристотель считал регион вокруг Додоны частью Эллады и регионом происхождения эллинов . [13] [14] По мнению болгарского лингвиста Владимира Георгиева , Эпир был частью протогреческой лингвистической области в период позднего неолита. [15] К началу 1-го тысячелетия до нашей эры все четырнадцать эпиротских племен, включая хаонов на северо-западе Эпира, молоссов в центре и феспротов на юге, говорили на сильном западно-греческом диалекте. [1] [2] [16]
Эпир в классический и эллинистический периоды
Географически находясь на краю греческого мира, Эпир оставался по большей части вне центра внимания греческой истории до сравнительно позднего времени, во многом как и соседние греческие регионы Македония, Этолия и Акарнания, с которыми у Эпира были политические, культурные, лингвистические и экономические отношения. связи. [17] В отличие от большинства других греков того времени, живших в городах-государствах или вокруг них , жители Эпира жили в небольших деревнях, и их образ жизни был чужд образу жизни полисов южной Греции. [1] [18] Их регион находился на периферии греческого мира. [1] и было далеко не мирным; на протяжении многих столетий он оставался приграничной территорией, оспариваемой иллирийскими народами на севере. Однако Эпир имел гораздо большее религиозное значение, чем можно было ожидать, учитывая его географическую удаленность, из-за присутствия святилища и оракула в Додоне , который считался вторым после более известного оракула в Дельфах .
Эпироты, говорящие на северо-западном греческом диалекте, отличном от дорийского диалекта греческих колоний на Ионических островах, и носители преимущественно греческих имен, о чем свидетельствует эпиграфика, по-видимому, относились к некоторым писателям-классикам с некоторым пренебрежением. Афинский историк V века до нашей эры Фукидид описывает их как « варваров » в своей «Истории Пелопоннесской войны» . [19] как это делает Страбон в своей «Географии» , [20] хотя последнее явно отличает их от соседних иллирийцев . [21] Другие писатели, например Геродот , [22] Дионисий Галикарнасский , [23] Павсаний , [24] и Евтропий [25] назовите их греками. Точно так же эпиротские племена/государства включены в аргивские и эпидаврские списки греческих теародоков (воин священных посланников). [26] Плутарх упоминает интересный элемент эпиротского фольклора, касающийся Ахилла: в своей биографии царя Пирра он утверждает, что Ахиллес «имел божественный статус в Эпире и на местном диалекте его называли Аспетос» (что означает невыразимый , невыразимо великий на гомеровском греческом языке ). . [27] [28]
Начиная с 370 г. до н. э., молосская династия Эакидов построила централизованное государство в Эпире и начала расширять свою власть за счет соперничающих племен. [1] Эакиды объединились со все более могущественным Македонским царством , отчасти против общей угрозы иллирийских набегов. [29] а в 359 г. до н.э. молоссская принцесса Олимпиада , племянница Ариббаса Эпирского , вышла замуж за царя Македонского Филиппа II . [1] Ей суждено было стать матерью Александра Македонского .
После смерти Ариббаса Александр Эпирский унаследовал трон и титул царя Эпира в 334 г. до н.э. Он вторгся в Италию, но был убит луканцем в битве при Пандосии против нескольких италийских племен в 331 г. до н.э. [1] [30] Эакид Эпирский , сменивший Александра, поддержал дело Олимпиады против Кассандра , но был свергнут с престола в 313 г. до н. э. Его сын Пирр взошел на престол в 295 г. до н.э. и в течение шести лет воевал против римлян и карфагенян на юге Италии и Сицилии . Высокая цена его побед над римлянами придала Эпиру новое, но кратковременное значение, а также внесла прочный вклад в греческий язык с концепцией « пирровой победы ». Тем не менее Пирр принес Эпиру большое процветание, построив великий театр Додоны и новый пригород в Амбракии (ныне современная Арта ), который он сделал своей столицей. [1]
Династия Эакидов закончилась в 232 году до нашей эры, но Эпир оставался значительной державой, объединенной под эгидой Эпиротской лиги как федеральное государство со своим собственным парламентом, или синедрионом . [1] Однако оно столкнулось с растущей угрозой со стороны экспансионистской Римской республики , которая вела серию войн против Македонии . Лига придерживалась непростого нейтрального курса в первых двух македонских войнах, но раскололась в Третьей македонской войне (171–168 до н. э.): молоссы встали на сторону македонцев, а хаонцы и феспротианцы встали на сторону Рима. [1] Исход был катастрофическим для Эпира; Молоссия пала под властью Рима в 167 г. до н.э., и 150 000 ее жителей были порабощены. [1]
Римское и византийское правление
Эпир как римская провинция
Область Эпир была передана под сенатскую провинцию Ахея в 27 г. до н.э., за исключением самой северной ее части, которая оставалась частью провинции Македония . [31] При императоре Траяне , где-то между 103 и 114 годами нашей эры, Эпир стал отдельной провинцией под управлением прокуратора Августа . Новая провинция простиралась от Авлонского залива ( Влера ) и Акроцераунских гор на севере до нижнего течения реки Ахелоос на юге и включала северные Ионические острова Корфу , Лефкаду , Итаку , Кефаллонию и Закинф . [31]
Поздняя античность
Вероятно, во время реорганизации провинции Диоклетианом (годы правления 284–305) западная часть провинции Македония вдоль Адриатического побережья была выделена в провинцию Новый Эпир ( лат . Epirus Nova ). Хотя эта территория традиционно не была частью собственно Эпира, как это определяли древние географы, и исторически была заселена иллирийскими племенами и греками, название отражает тот факт, что под римским правлением эта территория подвергалась растущей эллинизации и заселению эпиротскими племенами. с юга. [31]
Две провинции Эпирота стали частью Мезийской епархии , пока она не была разделена ок. 369 г. в епархии Македонии и Дакии , когда они вошли в состав первых. [32] В IV веке Эпир все еще был оплотом язычества , и ему помогали император Юлиан (годы правления 361–363) и его префект претория Клавдий Мамертин путем снижения налогов и восстановления столицы провинции Никополя . [33] По словам Иордана , в 380 году вестготы совершили набег на эту местность. [33] После разделения Империи после смерти Феодосия I в 395 году Эпир стал частью Восточной Римской или Византийской империи . [33] В 395–397 годах вестготы под предводительством Алариха разграбили Грецию. Они оставались в Эпире в течение нескольких лет, до 401 года, а затем снова в 406–407 годах, во время союза Алариха с западноримским генералиссимусом Стилихоном с целью вырвать Восточный Иллирик у Восточной Империи. [33]
Синекдем . Гиерокла , составленный ок 527/8 г. н.э., но, вероятно, отражая ситуацию в первой половине V века, сообщает об 11 городах Старого Эпира ( древнегреческий : Παλαιὰ Ἤπειρος , латынь : Epirus Vetus ): столица Никополь, Додона , Евроэя , Адрианополь , Аппон , Финикия. , Анхиазм , Бутротум , Фотика , остров Корфу и остров Итака. [34] Новый Эпир со столицей в Диррахии состоял из 9 городов. [33] С 467 года Ионические острова и побережья Эпира стали подвергаться набегам вандалов , которые захватили североафриканские провинции и основали собственное королевство с центром в Карфагене . Вандалы, в частности, захватили Никополь в 474 году в качестве разменной карты в переговорах с императором Зеноном и разграбили Закинф, убив многих его жителей и переправив других в рабство. [35] Эпир-Нова стал полем битвы в восстаниях остготов после 479 года. [35] В 517 году набег гетов или антов достиг Греции, включая Эпир-Вет . [35] Утверждение Прокопия Кесарийского в его «Тайной истории» о том, что при Юстиниане I (годы правления 527–565) все балканские провинции ежегодно подвергались набегам варваров, современные ученые считают риторической гиперболой; Задокументирован только один славянский набег на окрестности Диррахия в 548/9 г. [35] Далее Прокопий сообщает, что в 551 году, пытаясь перекрыть пути сообщения византийцев с Италией во время Готской войны , король остготов Тотила послал свой флот для набега на берега Эпира. [36] В ответ на эти набеги и для устранения ущерба, нанесенного двумя разрушительными землетрясениями в 522 году, Юстиниан инициировал широкомасштабную программу реконструкции и повторного укрепления: Адрианополь был перестроен, хотя и в уменьшенном объеме, и переименован в Юстинианополис, а Европа была перенесена. дальше вглубь страны (традиционно отождествляется с основанием Янины ), в то время как Прокопий утверждает, что не менее 36 меньших крепостей в Эпир-Ветусе - большинство из которых сегодня не идентифицируются - были либо перестроены, либо построены заново. [36]
Эпир от славянских нашествий до 1204 г.
В конце VI века большая часть Греции, включая Эпир, попала под контроль аваров и их славянских союзников. Это помещено в Хрониках Монемвасии в 587 году и дополнительно подтверждается свидетельствами того, что несколько кафедр были оставлены их епископами к 591 году. Таким образом, в ок. В 590 г. епископ, духовенство и жители Европы бежали из своего города, унеся с собой мощи своего святого покровителя, святого Доната , в Кассиопу на Корфу. [37]
Из различных славянских племен только баюнитай , впервые засвидетельствованные ок. 615 г. , известны по именам, дающим название региону своего поселения: « Вагенетия ». [37] Судя по плотности славянских топонимов в Эпире, славяне, должно быть, поселились в этом регионе, хотя масштабы этого расселения неясны. [38] Славянские топонимы встречаются главным образом в горных районах внутренних районов и на побережье Коринфского залива , что свидетельствует о том, что именно по этому пути проходило большинство славян, пересекших залив на Пелопоннес . За исключением нескольких топонимов на Корфу, Ионические острова, похоже, не пострадали от славянского заселения. Лингвистический анализ топонимов показывает, что они относятся в основном к ранней волне славянского расселения на рубеже VI-VII веков. Из-за нехватки текстовых свидетельств неясно, насколько сильно эта территория пострадала от второй волны славянской миграции, которая началась в середине 8-го века из-за давления булгар на северных Балканах. [39] Славянские топонимы почти отсутствуют в горах Лаберии (на плато Курвелеш ), на Ионическом побережье , где сегодня лабские албанские деревни соседствуют с грекоязычными , поэтому можно предположить, что экспансия славян не дошла до этого региона. . [40]
Как и в восточной Греции, восстановление византийского правления, по-видимому, произошло с островов, главным образом с Кефалонии, которая, безусловно, находилась под твердым имперским контролем в ок. 702 г. , когда Филиппик Вардан туда был сослан . О постепенном восстановлении имперского правления свидетельствует и далее участие местных епископов в соборах в Константинополе участвовал только епископ Диррахийский : если в Вселенских соборах 680/1 и 692 годов , то столетием позже епископы Диррахийские, Никопольские, Корфу, Кефалония и Закинф засвидетельствованы на Втором Никейском соборе в 787 году. [41] Примерно в середине VIII века была учреждена Тема Кефалления , но по крайней мере первоначально она была больше ориентирована на восстановление византийского контроля над Ионическим и Адриатическим морями, борьбу с сарацинским пиратством и обеспечение связи с оставшимися византийскими владениями в Италии. а не какие-либо систематические усилия по подчинению материковой части Эпирота. [41] Тем не менее, после начала мусульманского завоевания Сицилии в 827 году Ионический регион стал особенно уязвимым для арабских набегов. [42]
В 9 веке наблюдался большой прогресс в восстановлении имперского контроля на материке, о чем свидетельствует участие епископов Янины, Навпакта , Адрианополя и Вагенетии (очевидно, к настоящему времени организованных как Склавиния под имперским правлением) в Вселенских соборах 869/70 и 879/80 . [42] Восстановление Византии привело к притоку греков из южной Италии и Малой Азии во внутренние районы Греции, в то время как оставшиеся славяне были христианизированы и эллинизированы . [43] Конечный успех кампании эллинизации также предполагает преемственность первоначального греческого населения и то, что славяне расселились среди многих греков, в отличие от территорий дальше на север, на территории нынешней Болгарии и бывшей Югославии, поскольку эти территории не могли быть Эллинизированы, когда были возвращены византийцами в начале 11 века. [43] После великой морской победы адмирала Насара в 880 году и начала византийского наступления на арабов на юге Италии в 880-х годах ситуация с безопасностью улучшилась, и Никопольская тема . , скорее всего, после 886 года была установлена [42] [44] Поскольку древняя столица Эпира была опустошена славянами, столицей новой фемы стал Наупактос, расположенный южнее. Размеры новой провинции неясны, но, вероятно, соответствовали размерам метрополии Наупактос , основанной примерно в то же время и охватывающей кафедры Вондица, Этос, Ахелой, Рогой , Янина, Адрианополис, Фотика и Бутротум. Примечательно, что Вагенетия больше не фигурирует как епископство. Как комментируют авторы Tabula Imperii Byzantini , похоже, что «византийская администрация взяла под свой контроль районы с сильным славянским населением на материке, и началась определенная реэллинизация». [45] Дальше на север регион вокруг Диррахия существовал как одноименная тема, возможно, еще в 9 веке. [46]
В начале 10-го века фемы Кефаллении и Никополя появляются в основном как базы для экспедиций против южной Италии и Сицилии, в то время как мардаиты из обеих тем фигурируют в большой, но неудачной экспедиции 949 года против Критского эмирата . [47] В ц. В 930 году Никопольская тема подверглась набегу болгар, которые даже оккупировали некоторые ее части, пока годы спустя не были изгнаны или порабощены византийцами. [47] Похоже, что только крайний север Эпира в тот период постоянно оставался под властью Болгарии, но при царе Самуиле , который переместил центр болгарской власти на юг и запад в Охрид , вероятно, весь Эпир вплоть до Амбракийского залива перешел под власть Болгарии. [48] Об этом свидетельствует тот факт, что территории, находившиеся под властью Болгарии, входили в состав автокефального Охридского архиепископства после византийского завоевания Болгарии императором Василием II в 1018 году: так, в Эпире находились кафедры Химары , Адрианополиса, Белы, Бутрота, Янины. , Козыле и Рогой перешли под юрисдикцию Охрида, в то время как митрополит Навпактский сохранил за собой только кафедры Бондицы, Этоса и Ахелоя. [48] Василий II также учредил в регионе новые, более мелкие фемы: Колонию и Дринополис (Адрианополис). [48]
Регион присоединился к восстанию Петра Деляна и пострадал во время Первого норманнского вторжения на Балканы : Диррахий был оккупирован норманнами в 1040 году в 1081–1084 годах, Арта была безуспешно осаждена, а Янина была захвачена Робертом Гвискаром . [49] Присутствие арумынов в Эпире впервые упоминается в конце 11 века, а еврейские общины засвидетельствованы на протяжении всего средневекового периода в Арте и Янине. [50]
Деспотат Эпира
Когда Константинополь пал во время Четвертого крестового похода в 1204 году, partitio Romane передала Эпир Венеции , но венецианцы были в значительной степени неспособны эффективно установить свою власть, за исключением Диррахия (« Герцогства Дураццо »). Этим воспользовался греческий дворянин Михаил Комнин Дукас , женившийся на дочери местного магната, и в течение нескольких лет укрепил свой контроль над большей частью Эпира, сначала как венецианский вассал , а затем как независимый правитель. Ко времени своей смерти в 1214/1215 году Михаил основал сильное государство, Эпирский деспотат , в центре которого находилась бывшая фема Никополь, а столицей — Арта. [51] [52] Эпир и, в частности, город Янина стали прибежищем для греческих беженцев из Константинопольской Латинской империи . на следующие полвека [52]
Эпирский деспотат правил Эпиром и западной Грецией вплоть до Навпакта и Коринфского залива, большей частью Албании (включая Диррахий), Фессалии и западной части Македонии , ненадолго распространив свое правление на центральную Македонию и большую часть Фракии после агрессивный экспансионизм Теодора Комненоса Дукаса , основавшего Фессалоникскую империю в 1224 году. [53] [54] В это время определение Эпира стало охватывать весь прибрежный регион от Амбракийского залива до Диррахия, а также внутренние районы на западе до самых высоких вершин горного хребта Пинд . Некоторые из наиболее важных городов Эпира, такие как Гирокастер (Аргирокастрон), были основаны в этот период. [55] Самое старое упоминание об албанцах в Эпире содержится в венецианском документе, датированном 1210 годом, в котором говорится, что «континент, обращенный к острову Корфу, населен албанцами». Коста Гиакумис считает, что использование гипотетической иммиграции для объяснения сообщений об албанском присутствии на территории Эпирота до 13-14 веков является несколько произвольным. [56]
14 век до османского завоевания
В 1337 году Эпир вновь оказался под властью восстановленной Византийской империи . [54] В 1348 году, воспользовавшись гражданской войной между византийскими императорами Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином , сербский король Стефан Урош IV Душан завоевал Эпир при помощи ряда албанских наемников. [57] Византийские власти в Константинополе вскоре восстановили определенный контроль, сделав Эпирский деспотат вассальным государством , но албанские кланы приступили к вторжению и захвату большей части региона. При Петере Лоше албанские племена малакаси и мазараки победили Никифора II Орсини в битве при Ахелосе в 1359 году, что принесло Пьетеру Лоше власть над Артой ; Затем Лоша основал деспотат Арта (1358-1416) с помощью кланов Мазараки и Малакаси. [58]
Хотя албанские кланы получили контроль над большей частью региона к 1366/7 г., их продолжающееся разделение на соперничающие кланы означало, что они не могли создать единую центральную власть. [59] Янина стала центром греческого сопротивления албанским кланам. В это время греки Янины предложили власть трем иностранным правителям, начиная с Фомы II Прелюбовича (1367–1384), чье правление было отмечено военными действиями в регионе, поскольку Янина находилась под постоянной осадой кланов Мазараки и Малакаси под властью Лоши. Эти племена осадили Янину во второй раз в 1374–1375 годах. [60] [61] [62] Перемирие было подписано, когда сын Петера Гджин был обручен с дочерью Томаса Ириной, но вскоре она умерла от чумы 1375 года, и военные действия возобновились. [63] Прелюбович пытался умиротворить албанцев Эпира; однако при Гджине Буа Шпате албанцы его разгромили. [64]
Затем последовало правление Исава де Буондельмонти (1385–1411) в Янине, и с армией, состоящей из албанских племен Мазараки и Малакаси, он выступил против княжества Гирокастра . Он был побежден и взят в плен албанским дворянином Гьоном Зенебиши и выкуплен за 10 000 золотых монет при вмешательстве венецианского губернатора Корфу . [65] В то время клан Зенебиши контролировал территорию вокруг Гирокастера (1386–1411), в то время как под контролем Греции оставался только город Янина. [66]
Карло I Токко (1411–1429) затем взял под свой контроль Янину, начав тяжелые конфликты с Якобом и Муриком Шпатой, албанскими лидерами деспотата Арта . Шпаты первоначально были побеждены братом Карло Леонардо II Токко при Мазоме недалеко от древнего Никополя , но сын Карло Торно, в свою очередь, был побежден албанцами. [67] [68] После того, как Токки удалось захватить Риниасу, Леонардо попытался захватить Рогой, а Карло попытался захватить Арту, но Якобу и Мурику удалось на время защитить свою столицу. Карло отступил в Янину, но вскоре смог заманить Якоба в засаду возле Воблианы: Якоб был схвачен и немедленно казнен (1 октября 1416 г.). [67] [68] Карло фактически положил конец правлению албанских кланов в самом южном Эпире. [69]
Тем не менее, внутренние разногласия облегчили османское завоевание, которое началось с захвата Янины в 1430 году и продолжилось захватом Арты в 1449 году, Ангелокастро в 1460 году, замка Риниаса и его окрестностей (на территории нынешней Превезы ) в 1463 году, [70] и, наконец, Воница в 1479 году. За исключением нескольких прибрежных венецианских владений, это также был конец латинского правления в материковой Греции.
Османское правление
Османы правили Эпиром почти 500 лет. Их правление в Эпире оказалось особенно разрушительным; регион подвергся вырубке лесов и чрезмерной культивации, что повредило почву и вынудило многих эпиротов эмигрировать, чтобы избежать повсеместной бедности региона. [1] Тем не менее, османы не имели полного контроля над Эпиром. Регионам Химара удалось успешно противостоять османскому владычеству и на протяжении и Загори всего этого периода сохранять определенную степень независимости. Османы изгнали венецианцев почти со всей территории в конце 15 века.
Между 16 и 19 веками город Янина достиг большого процветания и стал крупным центром современного греческого Просвещения . [71] [72] [73] [74] Были основаны многочисленные школы, такие как Balaneios, Maroutsaia , Kaplaneios и Zosimaia , в которых преподавали такие предметы, как литература, философия, математика и физика. В 18 веке, когда мощь Османской империи пришла в упадок, Эпир стал де-факто независимым регионом под деспотическим правлением Али-паши Тепелены разбойника -мусульманина, , албанского который в 1788 году стал губернатором провинции Янина. [1] На пике своего могущества он контролировал весь Эпир, большую часть Пелопоннеса , центральной Греции и части западной Македонии. [1] Поход Али-паши по подчинению конфедерации поселений Сули встретил ожесточенное сопротивление воинов -сулиотов горной местности. После многочисленных неудачных попыток победить сулиотов его войскам удалось завоевать эту территорию в 1803 году. С другой стороны, Али, который использовал греческий в качестве официального языка, стал свидетелем роста греческой культурной активности с открытием нескольких учебных заведений. [75]
Когда греческая война за независимость разразилась , жители Эпира внесли большой вклад. Двое из основателей Филики Этерия (тайного общества греческих революционеров), Николаос Скуфас и Афанасиос Цакалов, были выходцами из района Арты и города Янина соответственно. Первый конституционный премьер-министр Греции (1844–1847) Иоаннис Колеттис был уроженцем деревни Сиррако в Эпире и в прошлом был личным врачом Али-паши. Али-паша пытался использовать войну как возможность стать полностью независимым правителем, но был убит османскими агентами в 1822 году. Однако, когда Греция стала независимой в 1830 году, Эпир остался под властью Османской империи. В 1854 году, во время Крымской войны крупное местное , вспыхнуло восстание . Хотя недавно созданное греческое государство молчаливо пыталось его поддержать, через несколько месяцев восстание было подавлено османскими войсками. [76] Еще одно неудавшееся восстание местных греков вспыхнуло в 1878 году . В этот период Константинопольскому Вселенскому Патриархату удалось закрыть несколько албанских школ, считая преподавание на албанском языке фактором, который уменьшит его влияние и приведет к созданию отдельной албанской церкви, а публикации на албанском языке были запрещены Османской империей. [77] [78] В конце 19 века Королевство Италия открыло различные школы в регионах Янина и Превеза, чтобы влиять на местное население. Эти школы начали привлекать учеников из школ греческого языка, но в конечном итоге были закрыты после вмешательства и притеснений со стороны Вселенского Патриархата Константинополя. [79] На протяжении всего позднего периода османского владычества (с 18 века) греческое и арумынское население региона страдало от набегов албанцев, что спорадически продолжалось после смерти Али-паши до 1912–1913 годов. [80]
Эпир 20-го века
В то время как Берлинский договор (1878 г.) передал Греции большую часть Эпира, сопротивление со стороны османов и Призренской лиги только регион Арта . привело к тому, что в 1881 году Греции был передан [81] Только после Первой Балканской войны 1912–1913 годов и Лондонского договора остальная часть южного Эпира, включая Янину , была включена в состав Греции. [82] Греция также захватила северный Эпир во время Балканских войн , но Бухарестский договор , завершивший Вторую Балканскую войну , передал Северный Эпир Албании. [83]
Этот результат был непопулярен среди местных греков, поскольку на албанской стороне границы проживало значительное греческое население. [84] Отныне у греков северный Эпир считался terra ирредента . [85] Местные греки в северном Эпире восстали, провозгласили свою независимость и провозгласили Автономную Республику Северный Эпир в феврале 1914 года. [86] После ожесточенных партизанских боев им удалось получить полную автономию в соответствии с условиями Корфуского протокола , подписанного представителями Албании и Северного Эпирота и одобренного великими державами. Подписание Протокола гарантировало, что регион будет иметь собственную администрацию, признавал права местных греков и обеспечивал самоуправление под номинальным суверенитетом Албании. [87] Республика, однако, просуществовала недолго: когда разразилась Первая мировая война , Албания рухнула, а северный Эпир в разные промежутки времени попеременно контролировался Грецией, Италией и Францией. [85] [88]
Хотя Парижская мирная конференция 1919 года передала Северный Эпир Греции, такие события, как поражение Греции в греко-турецкой войне и, что особенно важно, итальянское лоббирование в пользу Албании, означали, что Греция не сохранит Северный Эпир. В 1924 году территория снова была передана Албании. [90]
В 1939 году Италия оккупировала Албанию , а в 1940 году вторглась в Грецию . Однако итальянцы были отброшены в Албанию, и греческие войска снова взяли под свой контроль северный Эпир. Конфликт ознаменовал первую тактическую победу союзников во Второй мировой войне . Бенито Муссолини сам руководил весенним контрнаступлением своих дивизий весной 1941 года, но снова был отбит плохо оснащенными, но решительными греками. в апреле 1941 года нацистская Германия Затем вмешалась, чтобы предотвратить поражение Италии. Немецкие военные провели быстрые военные маневры на территории Югославии и вынудили окруженные греческие войска Эпирского фронта сдаться.
Затем весь Эпир находился под итальянской оккупацией до 1943 года, когда немцы захватили власть после капитуляции Италии перед союзниками. В связи с широкой активностью антинацистского греческого сопротивления (в основном под эгидой ЭДЕС ) немцы проводили масштабные антипартизанские зачистки, широко используя нацистско-коллаборационистские банды чамских албанцев , совершивших многочисленные зверства против мирного населения. [91] Они яростно сражались против греческих партизан ЭДЕС, которым командование союзников приказало вытеснить их из Греции в Албанию. Ожесточенные столкновения и репрессии, последовавшие за этим со стороны греческих партизан, привели к изгнанию в Албанию почти всего чамского населения. [91]
С освобождением Греции и началом первого раунда Гражданской войны в Греции в конце 1944 года высокогорье Эпира стало крупным театром партизанской войны между левой Греческой народно-освободительной армией (ЭЛАС) и правой Национальной Республиканская греческая лига (EDES). В последующие годы (1945–1949) горы Эпира также стали ареной самых ожесточенных боев второго и более кровавого раунда Гражданской войны в Греции. Последний эпизод войны произошел на горе Граммос в 1949 году и завершился поражением коммунистов. Мир вернулся в регион в 1949 году, хотя из-за активного участия официальных албанцев в гражданской войне на стороне коммунистов формальное состояние войны между Грецией и Албанией сохранялось до 1987 года. Война до 1987 года заключалась в том, что в течение всего периода коммунистического правления в Албании греческое население Северного Эпира подвергалось насильственной албанизации . [92] Хотя режим Ходжи признал греческое меньшинство, это признание распространялось только на «официальную зону меньшинства», состоящую из 99 деревень, исключая важные районы греческих поселений, такие как Химара . [85] Люди за пределами официальной зоны меньшинств не получали образования на греческом языке, который был запрещен публично. [85] Режим Ходжи также разбавил этническую демографию региона, переселив проживающих там греков и заселив вместо них албанцев из других частей страны. [85] Отношения начали улучшаться в 1980-х годах, когда Греция отказалась от любых территориальных претензий на Северный Эпир и отменила официальное состояние войны между двумя странами. [85]
Экономика
Из-за сложного рельефа, бедных почв и раздробленных земельных владений сельскохозяйственное производство остается на низком уровне, что приводит к низкой плотности населения. [1] Животноводство является основной отраслью промышленности, а кукуруза - основной культурой. [1] Апельсины и оливки выращивают в западных низменностях, а табак — в окрестностях Янины. [1] В Эпире мало природных ресурсов и промышленности, а население истощено миграцией. [1] Население сосредоточено вокруг Янины, где находится наибольшее количество промышленных предприятий. [1]
Транспорт
Эпир исторически был отдаленным и изолированным регионом из-за своего расположения между горами Пинд и морем. римская Виа Эгнатия проходила В древности через Эпир-Нова , которая связывала Византию и Фессалоники с Диррахием на Адриатическом море . Современное шоссе Эгнатия Одос , которое связывает Янину с греческой провинцией Македония и заканчивается в Игуменице , является единственной автомагистралью, проходящей через горы Пинд, и послужило значительному снижению изоляции региона с востока, в то время как шоссе Иония Одос , соединяющее Эпир с Западная Греция помогла снизить изоляцию региона от юга. Кроме того, подводный туннель Актио-Превеза соединяет самую южную оконечность Эпира, недалеко от Превезы , с Этолией-Акарнанией в западной Греции. Существует паромное сообщение из Игуменицы на Ионические острова и в Италию . Единственный аэропорт в Эпире — национальный аэропорт Янины , а национальный аэропорт Актион расположен к югу от Превезы в Этолии-Акарнании . В Эпире нет железных дорог.
Галерея
- Мост Арта .
- Деревня Этомилица на горе Грамос , в горах Пинд .
- Река Викос, национальный парк Викос-Аоос .
- Ущелье Викос .
- Высокогорное озеро Драколимни (Озеро Дракона) на горе Гамила в горах Пинд .
- Каньон реки Ахерон .
- Деревня Сирако .
- Стены древнего Никополя .
- Эллинистический театр Додоны .
- Овцы в тени дерева возле Коницы .
- Залив Парги .
- Вид на регион Химары с перевала Логара.
- Участок Эгнатия Одос , единственной автомагистрали в Эпире, недалеко от Игуменицы .
- Превеза, вид с воздуха.
См. также
Ссылки
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и «Эпир» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Хорнблауэр, Спофорт и Эйдинов, 2012 , «Эпир», с. 527.
- ^ Лидделл и Скотт 1940 , эксперимент .
- ^ Филос 2018 , с. 215, сноска №1.
- ^ Бабиниотис 1998 г.
- ^ Дэвид Сакс; Лиза Р. Броуди; Освин Мюррей (2005). Энциклопедия древнегреческого мира . Факты о файловой библиотеке всемирной истории. Факты в файле. п. 85. ИСБН 0816057222 .
... в регионе северо-западной Греции под названием Эпир.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 22.
- ^ Суха 2021 , стр. 19.
- ^ Гринвальт 2011 , с. 280
- ^ Уилкс 1995 , с. 92 «В описании Аппианом иллирийских территорий зафиксирована южная граница с Хаонией и Теспротией, где древний Эпир начинался к югу от реки Аус (Вихосе)». ( Карта )
- ^ Бар, Джонстон и Блумфилд 1997 , стр. 389.
- ^ Фондовая биржа 1992 , стр. 62, 78, 98; Минахан 2002 , с. 578.
- ^ Хаммонд 1986 , с. 77: «Согласно Аристотелю, первоначальным домом эллинов была «Эллада», территория вокруг Додоны в Эпире. В «Илиаде» это был дом эллинов Ахилла».
- ^ Аристотель. Meteorologica , 1.14. Архивировано 29 июня 2011 года в Wayback Machine : «Скорее, мы должны принять причину всех этих изменений в том, что точно так же, как зима наступает в разные времена года, так в определенные периоды наступает великая зима великой Но этот избыток не всегда бывает в одном и том же месте. Например, потоп во времена Девкалиона произошел главным образом в греческом мире и особенно в древней Элладе, стране около Додоны. и Ахелой, река, которая часто меняла свое русло. Здесь жили селлы и те, кого раньше называли греками, а теперь эллинами».
- ^ Георгиев 1981 , с. 192: « Период позднего неолита : на северо-западе Греции уже сформировался протогреческий язык: это первоначальный дом греков».
- ^ Хаммонд 1998 ; Уилкс 1995 , с. 104; Хаммонд 1994 , стр. 430, 434; Хаммонд 1982 , с. 284.
- ^ Хаммонд 1967 .
- ^ Фукидид. История Пелопоннесской войны , 1.8. Архивировано 5 августа 2011 года в Wayback Machine .
- ^ Страбон. География , 7.7.1 .
- ^ Страбон. География , 7.11
- ^ Геродот. Истории , 6.127.
- ^ Дионисий Галикарнасский. Римские древности , 20.10 (19.11) .
- ^ Павсаний. Описание Греции , 1.11.7–1.12.2 .
- ^ Евтропий. Сокращение римской истории , 2.11.13 .
- ^ Дэвис 2002 , стр. 234–258.
- ^ Кэмерон 2004 , с. 141: «Что касается Аспеста, то Ахиллеса почитали в Эпире под этим именем, а отчество [Ἀ]σπετίδης встречается во фрагментарном стихотворении, найденном на папирусе».
- ^ см . Афинский секретарь: Аспетос, сын Демострата с Кифероса ок. 340 г. до н.э.
- ^ Энсон 2010 , с. 5.
- ^ Ливий (1926), 8.24.8–14
- ^ Jump up to: а б с Сустал и Кодер 1981 , стр. 47.
- ^ Сустал и Кодер 1981 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с д и Сустал и Кодер 1981 , стр. 48.
- ^ Сустал и Кодер 1981 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б с д Сустал и Кодер 1981 , стр. 49.
- ^ Jump up to: а б Сустал и Кодер 1981 , стр. 50.
- ^ Jump up to: а б Сустал и Кодер 1981 , стр. 51.
- ^ Оссвальд 2007 , с. 128.
- ^ Сустал и Кодер 1981 , стр. 51–52.
- ^ Десницкая 1973 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Сустал и Кодер 1981 , стр. 52.
- ^ Jump up to: а б с Сустал и Кодер 1981 , стр. 53.
- ^ Jump up to: а б Файн 1991 , с. 64.
- ^ Kazhdan 1991 , p. 1485.
- ^ Сустал и Кодер 1981 , стр. 53–54.
- ^ Kazhdan 1991 , p. 668.
- ^ Jump up to: а б Сустал и Кодер 1981 , стр. 54.
- ^ Jump up to: а б с Сустал и Кодер 1981 , стр. 55.
- ^ Сустал и Кодер 1981 , стр. 55–56.
- ^ Оссвальд 2007 , с. 129.
- ^ Сустал и Кодер 1981 , стр. 59–61.
- ^ Jump up to: а б Оссвальд 2007 , с. 132.
- ^ Никол 1984 , «Введение», стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Оссвальд 2007 , с. 133.
- ^ Гиакумис 2002 , с. 176.
- ^ Гиакумис 2002 , с. 176: «Обязаны ли мы видеть в этом возможную более раннюю албанскую иммиграцию в земли Эпейрота, как это сделал Костас Комис в случае этимологии топонима «Превеза»? Я считаю, что использование гипотетических иммиграций в качестве основы для интерпретации источники, указывающие на присутствие албанцев на землях Эпейрота до тринадцатого-четырнадцатого века, несколько условны».
- ^ Оссвальд 2007 , с. 135.
- ^ Эпейротика 2.220; ср. 222 ф
- ^ Fine 1994 , стр. 348–351.
- ^ Сансариду-Хендрикс 2017 , с. 294.
- ^ Никол 1984 , стр. 142–145.
- ^ М.В. Сакеллариу (1997). Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации . Экдотика Афин. ISBN 978-960-213-371-2 .
Для албанских племен Мазаракаи и Малакасиои, возглавляемых Петром Лошей, деспотом Арты,
- ^ Никол 1984 , стр. 142–145; Файн 1994 , с. 351–352; Сансариду-Хендрикс 2017 , с. 294.
- ^ Хаммонд, 1976 & ps «Албанцы и, в частности, мазаракии долины Каламас твердо держались против него. В 1385 году он был убит некоторыми из своих телохранителей» (Epeirotica 2.230), стр. 59.
- ^ Хатчинсон, Ричард Вятт (1956). Владыка Патр (PDF) . АГ Калокаиринос. п. 343.
- ^ Оссвальд 2007 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б PLP , 26521. Спатас Гиагупис.
- ^ Jump up to: а б Никол 1984 , с. 186.
- ^ Оссвальд 2007 , с. 136.
- ^ Карабелас 2015 , стр. 972–975.
- ^ Сакеллариу 1997 , с. 268.
- ^ Флеминг 1999 , стр. 63–66.
- ^ Эпоха Просвещения (конец VII века – 1821 г.) . Национальный книжный центр, с. 13.
- ^ Министерство внутренних дел, децентрализации и электронного правительства, регион Эпир : «В 1790-х годах неогреческое просвещение достигло своего пика. Носителем духа в Янине является Афанасий Псалид».
- ^ Флеминг 1999 , с. 64.
- ^ Рид 2000 .
- ^ Елавич и Елавич 1977 , с. 226.
- ^ Рамет 1998 , с. 205.
- ^ Блюми 2002 , с. 57.
- ^ Хаммонд 1976 , с. 41: «В течение этого периода банды албанцев-налетчиков грабили и разрушали деревни валахов и греков в Эпире, северном Пинде, озерных краях Преспы и Охрида, а также в некоторых частях западной Македонии. Один албанский лидер, «Али Лев», подражал достижениям «Иоанна Меча» и «Петра Покмарка», когда он утвердился как Али-паша, независимый правитель Янины. Он и его албанские солдаты, набранные в основном с его родины в Курвелеше и долине Дрин в Северном Эпире. контролировали весь Эпир и совершали свои набеги далеко в западную Македонию и Фессалию. Как мы видели, они разрушили поселения влахов в озерном крае и ослабили те, что находились южнее. После убийства Али-паши в 1822 году происходили спорадические набеги банд албанцев. особенность жизни северной Греции до освобождения 1912–13».
- ^ Гаврич 2006 , стр. 68–69.
- ^ Клогг 2002 , с. 105: «В феврале 1913 года греческая армия захватила Янину, столицу Эпира. Турки признали достижения балканских союзников по Лондонскому договору в мае 1913 года».
- ^ Клогг 2002 , с. 105 «Вторая Балканская война длилась недолго, и болгар вскоре втянули за стол переговоров. По Бухарестскому договору (август 1913 г.) Болгария была вынуждена принять небольшое благоприятное регулирование границ, даже если она сохраняла возможность Эгейское море, в Дегеагаче (современный Александруполис) теперь был признан суверенитет Греции над Критом, но ее стремление аннексировать Северный Эпир с его многочисленным греческим населением было остановлено присоединением этой территории к независимой Албании».
- ^ Петтифер 2001 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Конидарис 2013 , стр. 64–92.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 130.
- ^ Триадафилопулос 2000 , с. 152.
- ^ Такер и Робертс 2005 , с. 77.
- ^ Сотериадес 1918 : Карта
- ^ Миллер 1966 , стр. 543–544.
- ^ Jump up to: а б Конидарис 2013 , с. 67.
- ^ Петтифер 2001 , с. 7.
Общие и цитируемые источники
- Энсон, Эдвард М. (2010). «Зачем изучать Древнюю Македонию и о чем этот спутник» . В Ройсмане, Джозеф; Уортингтон, Ян (ред.). Спутник Древней Македонии . Оксфорд, Чичестер и Молден: Уайли-Блэквелл. стр. 3–20. ISBN 978-1-4051-7936-2 .
- Антониадис, Вайрон (2016). Tabula Imperii Romani: J 34 — Афины: Эпир . Афины: Афинская академия. ISBN 978-960-404-308-8 .
- Бабиниотис, Георгиос (1998). Lexiko tis Neas Ellinikis Glossas . Афины, Греция: Kentro Lexikologias. ISBN 960-86190-0-9 .
- Бар, Лорен С.; Джонстон, Бернард; Блумфилд, Луиза А. (1997). Энциклопедия Кольера . Том. 11. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Кольер.
- Блюми, Иса (2002). «Роль образования в албанской идентичности и ее мифах». В Шванднер-Зиверс, Стефани; Фишер, Бернд Юрген (ред.). Албанская идентичность: миф и история . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 49–59. ISBN 0-253-21570-6 .
- Борза, Евгений Н. (1992). В тени Олимпа: появление Македонии (пересмотренная ред.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00880-9 .
- Боуден, Уильям (2003). Эпир Вет: археология позднеантичной провинции . Лондон: Джеральд Дакворт и Ко. Лимитед. ISBN 0-7156-3116-0 .
- Кэмерон, Алан (2004). Греческая мифография в римском мире . Нью-Йорк и Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-517121-7 .
- Клогг, Ричард (2002) [1992]. Краткая история Греции (2-е изд.). Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52-100479-4 .
- Дэвис, Дж. К. (2002). «13. Совершенно неаристотелевская вселенная: молоссы как этнос, государство и монархия». В Броке, Роджер; Ходкинсон, Стивен (ред.). Альтернативы Афинам: разновидности политической организации и сообщества в Древней Греции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 234–258. ISBN 0-19-925810-4 .
- Десницкая, А.В. (1973). «Языковые интерференции и историческая диалектология». Лингвистика . 11 (113): 41–52. дои : 10.1515/ling.1973.11.113.41 . S2CID 144569294 .
- Флеминг, Кэтрин Элизабет (1999). Мусульманин Бонапарт: дипломатия и ориентализм в Греции Али-паши . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-00194-4 .
- Филос, Панайотис (2018). «Диалектное разнообразие Эпира». В Яннакисе, Георгиос; Креспо, Эмилио; Филос, Панайотис (ред.). Исследования древнегреческих диалектов: от Центральной Греции до Черного моря . Берлин и Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 215–248. ISBN 9783110532135 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Хорошо, Джон В.А. младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08260-4 .
- Гаурич, Джордж Уолтер (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Нью-Йорк и Лондон: IB Tauris. ISBN 1-84511-287-3 .
- Георгиев, Владимир Иванов (1981). Введение в историю индоевропейских языков . София: Болгарская академия наук. ISBN 9789535172611 .
- Гиакумис, Коста (2002). «Миграция албанцев в четырнадцатом веке и «относительная автохтонность» албанцев в Эпейросе. Случай Гирокастера» . Византийские и новогреческие исследования . 27 : 171–183. дои : 10.1179/byz.2003.27.1.171 .
- Гринвальт, Уильям С. (2011). «Македония, Иллирия и Эпир». В Ройсмане, Джозеф; Уортингтон, Ян (ред.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. стр. 279–305. ISBN 978-1-4443-5163-7 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1976). Миграции и вторжения в Грецию и прилегающие территории . Парк-Ридж, Нью-Джерси: Noyes Press. ISBN 0-8155-5047-2 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1982). «ИЛЛИРИС, ЭПИР И МАКЕДОНИЯ». В Бордмане, Джон ; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история, том III, часть 3: Расширение греческого мира, с восьмого по шестой века до нашей эры. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 261–285. ISBN 978-0-5212-3447-4 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1986). История Греции до 322 г. до н.э. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-873096-9 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1994). «ИЛЛИРИЙЦЫ И СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЕ ГРЕКИ». В Льюисе, Дэвид М .; Бордман, Джон ; Хорнблауэр, Саймон ; Оствальд, М. (ред.). Кембриджская древняя история, том VI: Четвертый век до нашей эры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 422–443. ISBN 978-0-5212-3348-4 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1998). Филипп Македонский . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-2829-1 .
- Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (2012) [1949]. Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954556-8 .
- Елавич, Чарльз; Елавич, Барбара (1977). Создание балканских национальных государств, 1804–1920: История Центрально-Восточной Европы . Том. VIII. Сиэтл, Вашингтон: Издательство Вашингтонского университета. ISBN 0-295-96413-8 .
- Карабелас, Никос Д. (2015). Османское завоевание Превезы и ее первого замка . XVI-й Турецкий исторический конгресс, организованный Турецким историческим обществом, в Анкаре, 20–24 сентября 2010 г. Доклады, представленные Конгрессу, Том 4, Часть 2, История Османской империи. Анкара: Турецкое историческое общество. стр. 967–998. ISBN 978-975-16-2982-1 .
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Конидарис, Герасим (2013). «Изучение политических мер реагирования на иммиграцию в свете межгосударственных отношений и целей внешней политики: Греция и Албания». В Кинге, Расселе; Май, Никола; Шванднер-Зиверс, Стефани (ред.). Новая албанская миграция . Портленд, Орегон: Sussex Academic Press. стр. 64–92. ISBN 9781837641932 .
- Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1940). Греко-английский лексикон . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- МакГенри, Роберт (2003). Новая Британская энциклопедия (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. ISBN 978-0-85229-961-6 .
- Миллер, Уильям (1966). Османская империя и ее преемники, 1801–1927 гг . Нью-Йорк и Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-1974-3 .
- Минахан, Джеймс (2002). Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 978-0313076961 .
- Никол, Дональд МакГилливрей (1984). Эпирский деспотат, 1267–1479: вклад в историю Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26190-6 .
- Оссвальд, Брендан (2007). «Этнический состав средневекового Эпира» . В Эллисе, Стивен Г.; Клюсакова, Луда (ред.). Воображение границ, оспаривание идентичностей . Пиза: Edizioni Plus – Издательство Пизанского университета. стр. 125–154. ISBN 978-88-8492-466-7 .
- Петтифер, Джеймс (2001). Греческое меньшинство в Албании – после коммунизма . Камберли, Суррей: Исследовательский центр конфликтных исследований, Королевская военная академия Сандхерст. ISBN 1-903584-35-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2010 года.
- Трапп, Эрих; Бейер, Ханс Фейт; Вальтер, Райнер; Штурм-Шнабль, Катя; Кислингер, Эвальд; Леонтиадис, Иоаннис; Капланерес, Сократ (1976–1996). Просопографический лексикон палеологического периода (на немецком языке). Вена: Издательство Австрийской академии наук. ISBN 3-7001-3003-1 .
- Рамет, Сабрина П. (1998). Нихил Обстат: Религия, политика и социальные изменения в Центрально-Восточной Европе и России . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2070-3 .
- Рид, Джеймс Дж. (2000). Кризис Османской империи: прелюдия к краху 1839–1878 гг . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN 3-515-07687-5 .
- Рюш, Пирр Дж. (1965). Пленники Албании . Чикаго, Иллинойс: Argonaut Incorporated, Издательство.
- Сакеллариу, М.В. (1997). Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации . Афины, Греция: Экдотика Афин. ISBN 960-213-371-6 .
- Сансариду-Хендрикс, Текла (2017). «Албанцы в хрониках Янины: антропологический подход» . Acta Patristica et Byzantina . 21 (2): 287–306. дои : 10.1080/10226486.2010.11879131 . S2CID 163742869 .
- Сотериадес, Георгиос (1918). Этнологическая карта, иллюстрирующая эллинизм на Балканском полуострове и в Малой Азии . Лондон: Эдвард Стэнфорд.
- Сустал, Питер; Кодер, Йоханнес (1981). Tabula Imperii Byzantini, Том 3: Никополис и Кефаления (на немецком языке). Вена: Издательство Австрийской академии наук . ISBN 978-3-7001-0399-8 .
- Суха, Микко (2021). Поздняя классика – эллинистические укрепления в Эпире: с четвертого по второй век до нашей эры (Диссертация). Униграфия, Хельсинкский университет. ISBN 978-951-51-7673-8 .
- Тэнди, Дэвид В. (2001). Предыстория и история: этническая принадлежность, класс и политическая экономия . Монреаль, Квебек, Канада: Black Rose Books Limited. ISBN 1-55164-188-7 .
- Триадафилопулос, Триадафилос (ноябрь 2000 г.). «Политика силы и националистический дискурс в борьбе за «Северный Эпир»: 1919-1921» . Журнал Южной Европы и Балкан . 2 (2): 149–162. дои : 10.1080/713683343 . ISSN 1461-3190 . S2CID 140687333 . Проверено 17 июня 2023 г.
- Такер, Спенсер; Робертс, Присцилла Мэри (2005). Первая мировая война: Энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO Incorporated. ISBN 1-85109-420-2 .
- Уилкс, Джон Дж. (1995). Иллирийцы . Оксфорд: Blackwell Publishers Limited. ISBN 0-631-19807-5 .
- Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли, пограничные земли: история Северного Эпира/Южной Албании . Лондон: Дакворт. ISBN 0-7156-3201-9 .
Внешние ссылки
- Дидрахма Эпиротского союза
- Информационный путеводитель по Эпиру
- Панэпиротическая федерация Америки. Архивировано 11 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- Панэпиротическая федерация Греции
- Панэпиротическое общество Каира
- Народная музыка в Эпире музыковеда Кристофера Кинга