Jump to content

Вселенский Константинопольский Патриархат

Координаты : 41 ° 01'45 "N 28 ° 57'06" E  /  41,02917 ° N 28,95167 ° E  / 41,02917; 28.95167
Вселенский Константинопольский Патриархат
Символ Вселенского Константинопольского Патриархата, найденный на главном входе в Патриарший собор Святого Георгия.
Аббревиатура EP
Классификация Восточно-православный
Ориентация Греческое православие
Писание Септуагинта , Новый Завет
Теология Восточно-православное богословие
Политика епископальный
Предстоятель Архиепископ Константинопольско-Новый Рим и Вселенский Патриарх Варфоломей I.
Епископы 125 (73 действующих, 52 титульных)
приходы 525 (в США) [1]
Монашество ~1800 ( Афон )
Монастыри 20 (США), [1] 20 (Mt. Athos), 8 (Australia), 6 (Meteora), 2 (Korea)
Язык Греческий , турецкий , украинский , английский , французский , корейский
Штаб-квартира Собор Святой Софии , Константинополь (537–1453 гг.)
Церковь Святых Апостолов (1453–1456 гг.)
Крайст-Черч (1456–1587)
Церковь Панагия Парамифия (1587–1597)
Церковь Св. Димитрия Ксилопортаса (1597–1601 гг.)
Собор Святого Георгия , Стамбул (1601 – настоящее время)
41 ° 01'45 "N 28 ° 57'06" E  /  41,02917 ° N 28,95167 ° E  / 41,02917; 28.95167
Территория Стамбул , большая часть Турции, Афон , Крит , часть северной Греции , Додеканес , Корея , Греческие православные церкви в диаспоре.
Независимость 330 г. н. э. из митрополии Гераклеи .
Разделения несколько, см. список ниже
Члены ~5000 (Турция) [2] [3]
~3 800 000 (Греция)
~ 2 712 000 (в диаспоре)
=6,517,000 (всего)
Официальный сайт ec-patr.org

Вселенский греч . Oikoumenikón Патриархат , Konstantinoupóleos ( Patriarkhíon Константинопольский IPA: [ikumenikon patriarçion konstandinuˈpoleos] ; Латынь : Константинопольский Вселенский Патриархат ; [4] Русский : Греческий Православный Патриархат, Вселенский Патриархат Стамбула , [5] [6] «Римский Православный Патриархат, Вселенский Патриархат») — одна из пятнадцати-семнадцати автокефальных церквей (или « юрисдикций »), которые вместе составляют Восточную Православную Церковь . Ее возглавляет Вселенский Патриарх Константинопольский .

Благодаря своему историческому положению как столицы бывшей Восточной Римской (Византийской) империи и роли материнской церкви большинства современных православных церквей, Константинополь занимает особое почетное место в православии и служит резиденцией Вселенского Патриарха, который пользуется статусом primus inter pares (первого среди равных) среди восточно-православных прелатов мира и считается представителем и духовным лидером восточно-православных христиан. [7] [8] [9] [10] [11] [12]

Статус Вселенского Патриархата официально не признан Турецкой Республикой; Турция признает власть Вселенского Патриархата только над греческим меньшинством в Стамбуле, Бозджааде и Гекчеаде . [13]

Вселенский Патриархат способствует распространению христианской веры и восточно-православного учения , а Вселенские Патриархи участвуют в экуменизме и межконфессиональном диалоге , благотворительной деятельности и защите православных христианских традиций. Важнейшими вопросами политики Вселенского Патриархата в 21 веке являются безопасность верующих на Ближнем Востоке , примирение Восточной Православной и Католической церквей, [14] и возобновление работы Теологической школы Халки , закрытой турецкими властями в 1971 году. [15] [16]

Великая Церковь Христа

[ редактировать ]
Церковь Святой Ирины была соборной церковью Патриархата до завершения строительства Святой Софии в 360 году.

В 330 году римский император Константин Великий перенес свою резиденцию в город, переименовав его в Нова Рома ( Νέα Ῥώμη ), или «Новый Рим». С тех пор значение церкви там росло вместе с влиянием ее епископа.

До переноса имперской столицы епископ Византии находился под властью митрополита Гераклеи , но с IV века он стал самостоятельным и даже осуществлял власть на всей территории современной Греции. , Малая Азия , Понт и Фракия . С развитием иерархической структуры Церкви Константинопольский епископ стал называться экзархом (должность выше митрополита). Константинополь был признан четвертым патриархатом на Первом Константинопольском соборе в 381 году после Антиохии , Александрии и Рима . Патриарха обычно назначала Антиохия.

Из-за важности положения константинопольской церкви в центре Римской империи дела, связанные с различными церквями, находящимися за пределами прямой власти Константинополя, стали обсуждаться в столице, особенно там, где было желательно вмешательство императора. Патриарх, естественно, стал связующим звеном между императором и епископами, направлявшимися в столицу, утвердив тем самым позицию патриарха как единства всей Церкви, особенно на Востоке.

В свою очередь, дела Константинопольской церкви курировались не только патриархом, но и проводимыми синодами, в том числе приезжими епископами. Этот всеправославный синод стал называться ἐνδημοῦσα σύνοδος ( endemousa synodos , « постоянный синод »). Постоянный синод не только управлял делами патриархата, но и рассматривал вопросы, касающиеся всей Церкви, а также восточной половины старой империи. [17]

Таким образом, патриарх получил титул Вселенского , который указывал не на универсальное епископство над другими епископами, а, скорее, на положение патриарха как в центре ойкуменов , «дома» империи.

По мере того как Римская империя стабилизировалась и росла, росло и влияние патриархата в ее столице. Это влияние было закреплено в православном каноническом праве до такой степени, что оно возвысилось даже за пределы более древних патриархатов: в 3-м правиле Первого Константинопольского Собора (381 г.) говорилось, что епископ этого города «будет иметь первенство чести после Епископ Рима, потому что Константинополь — это Новый Рим».

Собор Святой Софии был патриаршим собором до 1453 года.

В своем спорном 28-м правиле Халкидонский собор 451 года признал расширение границ Константинопольского Патриархата и его власти над епископами епархий «среди варваров», что по-разному интерпретировалось как относящееся либо к областям за пределами Византийской Империи или негрекам. Собор привел к расколу с Александрийским Патриархатом.

Во всяком случае, на протяжении почти тысячи лет Константинопольский Патриарх руководил церковью в Восточной Римской (Византийской) империи и ее миссионерской деятельностью, которая принесла христианскую веру в ее византийской форме многим народам к северу от имперских границ. Кафедральный собор Константинополя, Святая София (Святая Мудрость), был центром религиозной жизни восточно-христианского мира. [18] [19]

Вселенский Патриархат стал называться «Великой Церковью Христовой» и был пробным камнем и ориентиром для церковных дел на Востоке, будь то с точки зрения церковного управления, отношений с государством или литургических вопросов.

Прерогативы Вселенского Патриархата

[ редактировать ]

В истории и в канонической литературе (т. е. в церковных канонах и традиционных комментариях к ним) Вселенскому Патриархату предоставлены определенные прерогативы ( πρεσβεία , presveía ), которых нет у других автокефальных православных церквей. Не все из этих прерогатив сегодня общепризнаны, хотя все они имеют прецеденты в истории и канонические ссылки. Ниже приводится (неполный) список этих прерогатив и их ориентиров:

Иконоборческий спор

[ редактировать ]

В восьмом и девятом веках иконоборческое движение вызвало серьезные политические волнения по всей Империи. Император Лев III издал в 726 году указ против изображений и приказал уничтожить изображение Христа над одной из дверей Халки, чему граждане яростно сопротивлялись. [20] Константин V созвал в 754 году церковный собор , осудивший поклонение изображениям, после чего многие сокровища были разбиты, сожжены или закрашены изображениями деревьев, птиц или животных: в одном источнике церковь Святой Богородицы во Влахернах упоминается как был преобразован в «фруктовый магазин и вольер». [21] После смерти его сына Льва IV в 780 году императрица Ирина восстановила почитание изображений через Второго Никейского собора в 787 году.

Споры с иконоборцами возобновились в начале 9 века, но снова разрешились в 843 году во время регентства императрицы Феодоры, которая восстановила иконы.

Великий раскол 1054 г.

[ редактировать ]

предшествовавшие 1054 году. Император Константин IX и Папа Лев IX были объединены при посредничестве лангобардского катепана Италии Аргира Отношения между папством и византийским двором были хорошими в годы , , который провел годы в Константинополе, первоначально как политический заключенный.

Патриарх Михаил I Керуларий приказал написать Иоанну, епископу Трани, в котором он критиковал «иудаистские» обычаи Запада, а именно употребление опресноков. Письмо Иоанн должен был разослать всем епископам Запада, включая Папу. Иоанн немедленно подчинился, и письмо было передано Гумберту Мурмутье , кардиналу-епископу Сильвы Кандиды , который перевел письмо на латынь и принес его Папе, который приказал дать ответ на каждое обвинение и защитить папское превосходство. изложить в ответе.

Несмотря на вспыльчивость Майкла, его убедили охладить дебаты и таким образом попытаться предотвратить надвигающийся разрыв. Однако Гумберт и папа не пошли на уступки, и первый был отправлен с легатическими полномочиями в имперскую столицу, чтобы раз и навсегда решить поднятые вопросы. Гумберт, Фридрих Лотарингский , и Петр, архиепископ Амальфи , прибыли в апреле 1054 года и были встречены враждебно; они выбежали из дворца, оставив ответ папе Михаилу, который, в свою очередь, был еще больше разгневан их действиями. Патриарх отказался признать их власть или, практически, их существование. [22] Когда 19 апреля 1054 года умер папа Лев, полномочия легатов юридически прекратились, но они фактически проигнорировали эту формальность. [23]

В ответ на отказ Михаила заняться решением поставленных вопросов легативная миссия пошла на крайнюю меру, войдя в храм Святой Софии во время Божественной литургии и положив на алтарь буллу отлучения от церкви.

События раскола Востока и Запада обычно датируются событиями 1054 года. Однако эти события лишь положили начало расколу. Полный раскол на самом деле не завершился, казалось бы, взаимным отлучением от церкви. Новая католическая энциклопедия сообщает, что легаты старались не намекать, что булла об отлучении подразумевает всеобщее отлучение Византийской церкви. Бык отлучил от церкви только Керулария, Льва Ахридского и их сторонников. Таким образом, Новая католическая энциклопедия утверждает, что этот спор не обязательно должен был привести к постоянному расколу, как и к отлучению от церкви любого «непокорного епископа». Раскол начал развиваться, когда все остальные восточные патриархи поддержали Керулария. Согласно Новой католической энциклопедии, именно поддержка императора Михаила VI Стратиотикоса побудила их поддержать Церулария. [24] Некоторые ставят под сомнение действительность буллы на том основании, что Папа Лев IX умер в то время, и поэтому полномочия легатов издавать такую ​​буллу неясны. [23]

Легаты уехали в Рим через два дня после издания буллы об отлучении от церкви, оставив после себя город, охваченный беспорядками. Патриарх имел огромную поддержку народа против императора, который поддерживал легатов в ущерб себе. Чтобы успокоить народный гнев, быка сожгли, а легатов предали анафеме . Анафеме были подвергнуты только легаты, и в этом случае также не было явного указания на то, что анафематствуется вся Западная церковь.

В булле об отлучении, изданной папскими легатами против Патриарха Михаила I Керулария, одной из причин было названо предполагаемое удаление Восточной Церковью «Филиокве» из первоначального Никейского Символа веры. На самом деле все было как раз наоборот: Восточная Церковь ничего не удалила; именно Западная Церковь добавила эту фразу в Никейско-Константинопольский Символ веры. [23]

Как пишет епископ Каллистос Уэр : «Даже после 1054 года дружеские отношения между Востоком и Западом продолжались. Две части христианского мира еще не осознавали огромную пропасть между ними. […] Спор оставался чем-то, о чем обычные христиане на Востоке и Запад в значительной степени не знал об этом». [25] Фактически, в последующие столетия Папы и Патриархи прилагали усилия, чтобы залечить раскол между церквями. Однако ряд факторов и исторических событий со временем увеличили разрыв. [26]

Падение Константинополя в 1204 году и изгнание в Никею.

[ редактировать ]
Церковь Святой Софии в Никее

Четвертый крестовый поход в обмен на обещанные средства пытался помочь свергнутому императору Алексию IV вернуть себе трон. После взятия Константинополя и возвращения Алексея IV на престол восстание против Алексия IV и его убийство оставили крестоносцев без оплаты. 12 апреля 1204 года крестоносцы произвели жестокое разграбление Константинополя на три дня, в течение которых многие древние и средневековые римские и греческие произведения были украдены или уничтожены. Несмотря на свои клятвы и угрозу отлучения, крестоносцы безжалостно и систематически нарушали святыни города, уничтожая, оскверняя или крадя все, что попадалось под руку; ничего не было сэкономлено. Говорили, что общая сумма, награбленная в Константинополе, составила около 900 000 марок серебром. Венецианцы получили причитающиеся им 150 000 серебряных марок, а крестоносцы — 50 000 серебряных марок. Еще 100 000 серебряных марок были поровну поделены между крестоносцами и венецианцами. Остальные 500 000 серебряных марок тайно хранились многими рыцарями-крестоносцами.

Никита Хониат дает яркое описание разграбления Константинополя франкскими и венецианскими крестоносцами во время Четвертого крестового похода:

Латинские солдаты подвергли неописуемому разграблению величайший город Европы. В течение трех дней они убивали, насиловали, грабили и разрушали в масштабах, которые даже древние вандалы и готы сочли бы невероятными. Константинополь стал настоящим музеем древнего и византийского искусства, торговым центром такого невероятного богатства, что латиняне были поражены найденными ими богатствами. Хотя венецианцы ценили открытое ими искусство (они сами были полувизантийцами) и сохранили большую часть его, французы и другие уничтожали без разбора, останавливаясь, чтобы освежиться вином, издевались над монахинями и убивали православных священнослужителей. Свою ненависть к грекам крестоносцы наиболее эффектно выразили в осквернении величайшей церкви христианского мира. Они разбили серебряный иконостас, иконы и священные книги Святой Софии и посадили на патриарший престол блудницу, которая пела грубые песни, пока они пили вино из святых сосудов Церкви. Отчуждение Востока и Запада, продолжавшееся на протяжении веков, завершилось ужасной резней, сопровождавшей завоевание Константинополя. Греки были убеждены, что даже турки, если бы они взяли город, не были бы такими жестокими, как латинские христиане. Поражение Византии, уже находившейся в упадке, ускорило политическое вырождение, так что византийцы в конечном итоге стали легкой добычей турок. Таким образом, крестоносное движение в конечном итоге привело к победе ислама, результат, который, конечно, был полной противоположностью его первоначального замысла. [27]

Тем временем была основана Латинская Константинопольская империя , и византийские беженцы основали свои собственные государства-преемники, наиболее известными из которых были Никейская империя под руководством Теодора Ласкариса (родственника Алексея III ), Трапезундская империя и Эпирский деспотат. .

Новая резиденция Патриархата была основана в городе Никея до тех пор, пока в 1261 году Константинополь не был отвоеван византийским императором Михаилом VIII Палеологом .

Падение Константинополя в 1453 году и период Османской империи.

[ редактировать ]
Патриарх Геннадий с султаном Мехмедом II

В соответствии с традиционными обычаями того времени, султан Мехмед II позволил своим войскам и его окружению три полных дня безудержного грабежа и грабежей в городе вскоре после его захвата. По прошествии трех дней он заберет оставшееся содержимое себе. [28] [29] Однако к концу первого дня он заявил, что грабежи должны прекратиться, поскольку он чувствовал глубокую печаль, когда совершал поездку по разграбленному и порабощенному городу. [30] [28] Собор Святой Софии не был освобожден от грабежей и грабежей и именно стал его центром, поскольку захватчики считали, что в нем хранятся величайшие сокровища и ценности города. [31] Вскоре после того, как оборона стен Константинополя рухнула и османские войска с победой вошли в город, грабители и мародеры пробрались к собору Святой Софии и выбили его двери, прежде чем ворвались внутрь. [32] [19]

На протяжении всего периода осады Константинополя оказавшиеся в ловушке прихожане города участвовали в Божественной литургии и Часовой молитве в соборе Святой Софии , а церковь служила убежищем и убежищем для многих из тех, кто не мог внести свой вклад. на защиту города, в которую входили женщины, дети, старики, больные и раненые. [33] [34] Оказавшись в ловушке в церкви, многие прихожане и еще большее количество беженцев внутри стали военными трофеями, которые нужно было разделить между победившими захватчиками. Здание было осквернено и разграблено, а беспомощные жители, искавшие убежища в церкви, были порабощены. [31] [19] При этом большинство пожилых людей, немощных/раненых и больных были убиты, а остальные (в основном мужчины-подростки и мальчики) были закованы в цепи и проданы в рабство. [35]

Женщины Константинополя также пострадали от изнасилований со стороны османских войск. [36] По словам Барбаро, «в течение всего дня турки устроили по городу большую резню христиан». По словам историка Филипа Манселя , имели место массовые преследования мирных жителей города, в результате которых были тысячи убийств и изнасилований, а 30 000 мирных жителей были порабощены или насильственно депортированы. [37] [38] [39] [40] Георгий Сфранцес были изнасилованы люди обоих полов утверждает, что в соборе Святой Софии .

После того как Константинополь был захвачен турками -османами в 1453 году, Патриархат стал более непосредственно заботиться обо всех православных, живущих в Османской империи . Мехмед II назначил Геннадия II Схолария Патриархом в 1454 году и назначил его духовным лидером, а также этнархом или, по-турецки, миллетбаши всех православных христиан в Империи, независимо от этнического происхождения; , духовную , под административную [41] фискальные, культурные и правовые [41] юрисдикция Патриархата. [42] Некоторые другие патриархи в разное время приезжали, чтобы постоянно жить в Константинополе и действовать в составе местного церковного управления. Эта ситуация, по мнению некоторых востоковедов и историков, свидетельствует о Pax Ottomana (или Pax Ottomanica , буквально «Османский мир»).

Изображение из Ватиканского кодекса 1162 года, предположительно являющееся изображением церкви Святых Апостолов , первой резиденции Патриархата в эпоху Османской империи.

Русская Православная Церковь , которая на протяжении веков была епархией Вселенского Патриархата, провозгласила свою независимость в 1448 году, незадолго до падения Константинополя, из-за протеста против Флорентийского Собора , на котором представители Патриархата подписали союз с Римом , торговая доктринальные уступки в отношении военной помощи против вторгающихся османов. Военная помощь так и не поступила, и эти уступки впоследствии были отвергнуты патриархатом, но с 1448 года русская церковь стала действовать самостоятельно. Через несколько десятилетий после падения Константинополя Мехмедом II из Османской империи 29 мая 1453 года некоторые называли Москву «Третьим Римом» или «Новым Римом». [ нужна ссылка ] В 1589 году, 141 год спустя, Константинополь признал независимость России и возглавил Восточную Православную Церковь, провозгласившую Россию также патриархатом , поставив московского епископа пятым по рангу после древних патриархатов . Русская Православная Церковь стала крупнейшей из Восточных Православных Церквей в мире.

По мере ослабления османского правления различные части Православной Церкви, находившиеся под прямым влиянием Вселенского Патриархата, обрели независимость. Эти церкви сначала обычно заявляли о своей независимости без всеобщего одобрения, которое последовало после благословения Константинополя. Скорость появления этих новых автокефальных («самостоятельных») церквей увеличилась в XIX веке, особенно с обретением независимости Грецией.

Ворота Святого Петра в Патриархии. В 1821 году Патриарх Григорий V три дня оставался повешенным в полном облачении у его архитрава обвинял его , поскольку Махмуд II в неспособности подавить греческую войну за независимость . С тех пор Ворота не открывались.

В 1833 году Элладская Церковь провозгласила свою автокефалию, которая впоследствии была признана Патриархатом в 1850 году. В 1865 году Румынская Православная Церковь , несмотря на протесты Константинополя, провозгласила свою независимость, которая была признана в 1885 году. За год до автокефалии Греции была самопровозглашенной, Сербская Православная Церковь была названа местным светским правительством автокефальной, но Константинополь отказывался от признания до 1879 года. В 1860 году болгары де-факто вышли из Вселенского Патриархата; В 1870 году болгарская церковь была политически признана автономной под названием Болгарский Экзархат султанским фирманом, но только в 1945 году она была признана Вселенским Патриархатом. В 1922 году Албанская православная церковь провозгласила свою автокефалию, получив ее признание в 1937 году.

В дополнение к этим церквям, территория которых была признана всеми как находящаяся под юрисдикцией Константинополя, Восточные Православные Церкви нескольких других спорных территорий были признаны Вселенским Патриархатом как автокефальные или автономные , включая Финскую Православную Церковь и Эстонскую Православную Церковь в в 1923 году, Польской Православной Церкви в 1924 году и Чешско-Словацкой Православной Церкви в 1998 году. Большинство этих споров являются результатом расширения Российской империи , которое часто включало подчинение православных церквей на завоеванных землях Москве. Патриархат. В связи с этим Московский Патриархат часто оспаривает роль Вселенского Патриарха как главного представителя и духовного лидера православных христиан мира, ссылаясь на то, что он представляет самую большую по численности православную общину. [43]

Церковные постройки в османских городах

[ редактировать ]

Будучи правящим институтом, Османская империя ввела правила о том, как будут строиться города (гарантии качества) и как должна формироваться архитектура (структурная целостность, социальные потребности и т. д.). [ нужна ссылка ] Особые ограничения были наложены на строительство, ремонт, размер и использование колоколов в церквях. Например, в городе церковь не должна быть больше самой большой мечети. Некоторые церкви были разрушены (например, церковь Святых Апостолов ), многие были преобразованы в мечети (среди них церковь Святой Софии и Хоры в Константинополе , а также Ротонда и собор Святого Димитрия в Салониках ) или служили для других целей (например, церковь Святой Ирины в Салониках). Константинополь, ставший арсеналом янычар, и мечеть Гюля [Агия Феодосия или Христос Эвергет], также в Константинополе, которая после завоевания некоторое время служила военно-морской верфью). Однако такие правила, хотя вначале они были очень строгими, со временем и ростом значения ромового проса в Османской империи все больше игнорировались, так что в 19 веке в Стамбуле произошел настоящий строительный бум православных церквей. многие из них имели высокие колокольни и кирпичные купола, что ранее было строго запрещено.

Патриархат в светской Турецкой Республике

[ редактировать ]
Внешний вид Патриаршей базилики Святого Георгия, расположенной в районе Фенер в Стамбуле. Фасад датируется серединой 19 века и демонстрирует неоклассическое влияние.
Богословская школа Халки на вершине Холма Надежды
Нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей I.

С 1586 года штаб-квартира Вселенского Патриархата располагалась в относительно скромной церкви Святого Георгия в районе Фенер (Фанар) Стамбула. Нынешняя территория Патриархата значительно сократилась по сравнению с той, которая была на пике своего развития. Ее каноническая территория в настоящее время включает большую часть современной Турции , северной Греции и Афона , Додеканеса и Крита . Своим толкованием 28-го Халкидонского канона Константинополь также претендует на юрисдикцию над всеми территориями за пределами канонически определенных территорий других православных церквей, включая все Западное полушарие , Океанию , Великобританию , Западную Европу , Северо-Восточную Азию , Юго-Восточную Азию . Это утверждение оспаривается другими автокефальными церквями, имеющими епархии в этих регионах, а также правительством Турции.

Православное присутствие в самой Турции невелико; однако большинство православных в Северной Америке (около двух третей) находятся под властью Вселенского Патриархата, прежде всего в Греческой православной архиепархии Америки . Патриархат также имеет еще большее большинство в Соединенном Королевстве . албанская, русинская Кроме того, в состав Патриархата также входят и украинская юрисдикции в Америке.

Большая часть финансирования Патриархата поступает не непосредственно от церквей-членов, а скорее от правительства Греции в связи с договоренностью, согласно которой Патриархат передал Греции собственность, которой он владел. Взамен сотрудники Патриархии, включая духовенство, получают вознаграждение от греческого правительства. Греческая православная архиепархия Америки оказывает существенную поддержку посредством ежегодного взноса, известного как логия , и ее учреждений, включая базирующееся в Америке Общество греческих православных женщин-филоптохов и архонтов Вселенского Патриархата , обычно важных мирян, которые делают крупные пожертвования для содержание Патриархии. В свою очередь, им присваиваются почетные звания, которые в прошлые века принадлежали членам Патриаршего аппарата.

Патриархат действует в качестве посредника и посредника между православными церквями, а также в отношениях с другими христианами и религиями. Эта роль иногда приводит к конфликту Патриархата с другими православными церквями, поскольку его роль в церкви обсуждается. Вопрос заключается в том, является ли Вселенский Патриархат просто самой почитаемой среди православных церквей или имеет ли он какой-либо реальный авторитет или прерогативы ( πρεσβεία , presveía ), отличающиеся от других автокефальных церквей. Этот спор часто возникает между Константинополем и Москвой, крупнейшей православной церковью по численности населения, особенно это отражено в теории Третьего Рима, которая ставит Москву на место Константинополя как центр мирового православия. Такие споры иногда приводят к временным перерывам в полноценном общении , хотя обычно ненадолго.

Отношения между Константинополем и Османской империей часто были ожесточенными, в немалой степени из-за привилегий, предоставленных исламу . В светской Турецкой Республике напряженность по-прежнему сохраняется. Турция по закону требует, чтобы Патриарх был гражданином Турции по рождению, которым были все Патриархи с 1923 года – все этнические греки из ничтожного и постоянно сокращающегося греческого меньшинства Турции , что вызывает нехватку священников и, следовательно, потенциальных кандидатов на этот пост. Вселенского Патриарха. [44] Экспроприация государством церковного имущества и закрытие Православной богословской школы в Халки также являются трудностями, с которыми столкнулся Патриархат.

В 2024 году, после протестов со стороны Турции, подпись Вселенского Патриархата была снята с заявления украинского мирного саммита в июне 2024 года . [45]

Администрация и структура

[ редактировать ]

Священный Синод

[ редактировать ]

Делами патриархата руководит Священный Синод под председательством Вселенского Патриарха. Синод существует еще до четвертого века и помогает патриарху в решении дел о владениях, находящихся под его юрисдикцией. Синод сначала развился из так называемого постоянного синода , состоящего из патриарха, местных епископов и всех православных епископов, посещавших имперскую столицу Константинополь. После падения Константинополя членство синода стало ограничиваться архиереями патриархата.

Священный и Священный Синод, возглавляемый Его Всесвятейшим Вселенским Патриархом Варфоломеем I, состоит из двенадцати иерархов, срок полномочий каждого из которых составляет год, при этом половина членов синода меняется каждые шесть месяцев в марте и сентябре.

Действующими членами Священного Синода, служащими с 1 сентября 2023 г. по 29 февраля 2024 г., являются:

  • Пантелеймон из Врёулы
  • Евангелос Сардийский
  • Кирилл Родосский
  • Иларион Виннипегский
  • Евгений Критский
  • Амбросий Корейский
  • Арсениос Австрийский
  • Иов Писидии
  • Апостолы Нью-Джерси
  • Златоуст из Сайма
  • Продром Ретимно и Авлопотамос
  • Димитриос Франции

Известными иерархами Вселенского Патриархата являются популярный писатель Каллист (Тимофей) Уэр , помощник епископа Фиатирской архиепархии и автор книги «Православная церковь» , самого известного введения в Православную Церковь на английском языке, и Иоанн Зизиулас , митрополит Пергамон , известный профессор систематического богословия.

Право членов синода нетурецкого происхождения (из Северной Греции, Додеканеса, Америки и Западной Европы) созывать свои собрания, похоже, находится под угрозой из-за недавнего решения [ когда? ] Заявление стамбульского губернатора опубликовано во фрайбургском архиепископском журнале. [46]

Структура

[ редактировать ]
Мировые юрисдикции Восточных Православных Церквей.

Патриархата Главой Константинопольского и Священного Синода является Архиепископ Константинопольский , Новый Рим и Вселенский Патриарх и Соглава Государства Афон, [ нужна ссылка ] который с 1991 года был Варфоломеем I ( Димитриос Архонтонис ). Вселенского Поместные церкви Патриархата состоят из шести архиепархий , 66 митрополий , 2 епархий и одного экзархата , каждый из которых подчиняется непосредственно Константинопольскому Патриарху без каких-либо вмешивающихся полномочий.

Карта греческих православных митрополий в Малой Азии ок. 1880 г.

Архиепископии и архиепископы

[ редактировать ]

Духовно закреплены за Вселенским Патриархатом Патриаршим и Синодальным актом от 4 сентября 1928 года:

Мегаполисы и метрополии

[ редактировать ]

Епархии и епископы

[ редактировать ]

Титулярные архиепископии

[ редактировать ]

Титульные мегаполисы

[ редактировать ]

Епархиальный держатель

[ редактировать ]

Исторические архиепархии

[ редактировать ]

Исторические мегаполисы

[ редактировать ]

Исторические епархии

[ редактировать ]

Современные автокефальные церкви, ранее находившиеся под властью Вселенского Патриархата.

[ редактировать ]
Митрополит Епифаний и Президент Украины Петр Порошенко обнимают Андрея Парубия после объединительного Собора Православной Церкви Украины 15 декабря 2018 года.
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Криндач, Алексей (2011). Атлас американских православных христианских церквей . Бруклин, Массачусетс : Православная пресса Святого Креста. п. 143. ИСБН  978-1-935317-23-4 .
  2. ^ « Христиане в Турции — граждане второго сорта» | DW | 08.05.2014» . Немецкая волна . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 г.
  3. ^ Эрол, Су (2015). «Сирийцы Турции» . Архивы социальных наук религий (171): 59–80. дои : 10.4000/assr.27027 . Архивировано из оригинала 26 июня 2019 г.
  4. ^ Папская комиссия, признающая Кодекс восточного канонического права государства Ватикан, 1978, стр. 3 (на латыни)
  5. ^ Ортайлы, Ильбер (2003). «Османский мир», с. 14. ISBN   975-6571-50-0 .
  6. ^ В Турции его также неофициально называют Фенер Рум Патриханеси , «Римский Патриархат Фанара » .
  7. ^ Фэйрчайлд, Мэри. «Христианство:Основы:Деноминация Восточной Православной Церкви» . о.com. Архивировано из оригинала 5 июня 2016 года . Проверено 22 мая 2014 г.
  8. ^ «Патриарх Варфоломей» . 60 минут . ЦБС . 20 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2021 г. Проверено 26 июня 2021 г.
  9. ^ «Биография — Вселенский Патриархат» . www.patriarchate.org . Проверено 11 декабря 2019 г.
  10. ^ Уинфилд, Николь; Фрейзер, Сьюзен (30 ноября 2014 г.). «Папа Франциск кланяется и просит благословения у Вселенского патриарха Варфоломея, демонстрируя необычайное христианское единство» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 г. Проверено 11 декабря 2019 г.
  11. ^ Нахождение глобального баланса . Публикации Всемирного банка. 2005. с. 119 . Проверено 2 августа 2015 г. Его Святейшество является духовным лидером 300 миллионов православных христиан во всем мире.
  12. ^ «Кто такой Вселенский Патриарх? - Апостольское паломничество Папы Франциска и Вселенского Патриарха Варфоломея в Иерусалим» . www.apostolicpilgrimage.org . Архивировано из оригинала 4 июня 2021 г. Проверено 11 декабря 2019 г.
  13. ^ «Наше заявление для прессы относительно «экуменического» заявления Греческого Патриархата Фенер» . www.fatih.gov.tr . Проверено 29 августа 2022 г.
  14. ^ «Папа Франциск и Вселенский патриарх подписывают декларацию христианского единства» . 30 ноября 2014 г.
  15. ^ Командир выступил против повторного открытия семинарии Халки из-за опасений. Архивировано 22 января 2011 г. в Wayback Machine Today's Zaman, 21 января 2011 г.
  16. ^ Х. КОН. РЕС. 50 США, Палата представителей, 28 марта 1995 г.
  17. ^ Оксфордский словарь Византии , стр. 697
  18. Константинопольский Патриархат (Вселенский Патриархат). Архивировано 9 января 2010 г. в Wayback Machine Рональдом Роберсоном.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Калиан, Флорин Джордж (25 марта 2021 г.). «Мнение | Собор Святой Софии и неоосманизм Турции» . Армянский еженедельник . Проверено 17 апреля 2024 г.
  20. Офицер, получивший задание, был убит толпой, и в конце концов изображение было скорее удалено, чем уничтожено: Ирен должна была восстановить его, а Лео V снова удалить : Finlay 1906, p. 111.
  21. ^ А. А. Васильев , История Византийской империи , 1952, т. I, с. 261.
  22. ^ Норвич, Джон Дж. (1967). Норманны на юге 1016–1130 гг . п. 102.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Норидж, Джон Дж. (1992). Византия, Апогей . стр. 320–321.
  24. ^ Новая католическая энциклопедия . ... в 1053 году он [Михаил Керуларий] объявляет войну, затем закрывает латинские церкви в Константинополе, выдвигает ряд диких обвинений и всячески показывает, что хочет раскола, очевидно, просто для удовольствия не быть в общении с Западом. Он получил свое желание. После серии бессмысленных агрессий, не имеющих аналогов в церковной истории, после того как он начал с вычеркивания имени Папы из своих диптихов, римские легаты отлучили его от церкви (16 июля 1054 г.). Но еще не было мысли о всеобщем отлучении Византийской Церкви, а тем более всего Востока. Легаты тщательно предусмотрели это в своей булле. Они признали, что император (Константин IX, чрезмерно раздосадованный всей этой ссорой), сенат и большинство жителей города были «наиблагочестивее и православнее». Они отлучили от церкви Керулария, Льва Ахридского и их сторонников. Эта ссора также не должна была привести к постоянному расколу, как и отлучение любого другого непокорного епископа. Настоящая трагедия состоит в том, что постепенно все остальные восточные патриархи встали на сторону Керулария, подчинились ему, вычеркнув имя папы из своих диптихов, и решили по собственному желанию разделить его раскол. Поначалу они, похоже, не хотели этого делать. Иоанн III Антиохийский определенно отказался пойти на раскол по приказу Керулария. Но в конце концов привычка обращаться за приказами к Константинополю оказалась слишком сильной. Император (не Константин IX, а его преемник) был на стороне своего патриарха, и они слишком хорошо научились считать императора своим сюзереном и в духовных вопросах. Опять же, именно узурпированная власть Константинополя, эрастианство Востока превратили личную ссору в великий раскол.
  25. ^ Епископ Каллист (Уэр), с. 67
  26. ^ Галлахер, Кларенс (2008). Оксфордский справочник по византийским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 596. ИСБН  978-0-19-925246-6 .
  27. ^ Врионис, Византия и Европа , с. 152.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рансиман, Стивен (1965). Падение Константинополя 1453 г. Издательство Кембриджского университета. стр. 145–148. ISBN  978-0-521-39832-9 .
  29. ^ Никол, Дональд МакГилливрей (1979). Конец Византийской империи . Лондон: Эдвард Арнольд. п. 88. ИСБН  978-0-7131-6250-9 .
  30. ^ Инальчик, Халил (1969). «Политика Мехмеда II в отношении греческого населения Стамбула и византийских построек города» . Документы Думбартон-Окса . 23/24: 229–249. дои : 10.2307/1291293 . ISSN   0070-7546 . JSTOR   1291293 .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Никол. Конец Византийской империи , с. 90.
  32. ^ Рансиман, Стивен (1965). Падение Константинополя 1453 г. Издательство Кембриджского университета. п. 147. ИСБН  978-0-521-39832-9 .
  33. ^ Рансимен. Падение Константинополя , стр. 133–134.
  34. ^ Никол, Дональд М. Последние века Византии 1261–1453 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1972, стр. 389.
  35. ^ Рансиман, Стивен (1965). Падение Константинополя 1453 г. Издательство Кембриджского университета. п. 147. ИСБН  978-0-521-39832-9 .
  36. ^ Смит, Сирил Дж. (1974). «История изнасилований и законов об изнасилованиях» . Женский юридический журнал . № 60. с. 188. Архивировано из оригинала 26 апреля 2020 года . Проверено 12 октября 2020 г.
  37. ^ Мансель, Филип. «Константинополь: город желаний мира 1453–1924» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 7 августа 2020 г.
  38. ^ Роджер Кроули (2009). Константинополь: Последняя великая осада, 1453 год . Фабер и Фабер. п. 226. ИСБН  978-0-571-25079-0 . Подавляющее большинство простых граждан – около 30 000 человек – были отправлены на невольничьи рынки Эдирне, Бурсы и Анкары.
  39. ^ МДж Акбар (2002). Тень мечей: джихад и конфликт между исламом и христианством . Рутледж. п. 86. ИСБН  978-1-134-45259-0 . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года . Проверено 6 августа 2020 г. Около 30 000 христиан были порабощены или проданы.
  40. ^ Джим Брэдбери (1992). Средневековая осада . Бойделл и Брюэр. п. 322. ИСБН  978-0-85115-312-4 .
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Елавич, Барбара, «История Балкан, 18 и 19 веков» (1983), ISBN   0-521-27458-3 стр. 52
  42. ^ Ортайлы, Ильбер (2003). «Османский мир», с. 15. ISBN   975-6571-50-0
  43. ^ Константинопольская Православная Церковь (на русском языке) . Проверено 18 июня 2011 г.
  44. ^ Турция - Ром (греческий) Православные христиане Minorityrights.org
  45. ^ «Православный патриархат удалил из Украины заявление после протестов Турции» . 26 июня 2024 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2024 года . Проверено 26 июня 2024 г.
  46. ^ «Конрадсблатте» . Конрадсблатте. Архивировано из оригинала 27 июня 2010 г. Проверено 7 сентября 2008 г.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Вселенский Патриархат (епархия 88)» . www.ec-patr.org . Проверено 21 мая 2019 г. [ мертвая ссылка ]
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Вселенский Патриархат (епархия 85)» . www.ec-patr.org . Проверено 24 мая 2019 г. [ мертвая ссылка ]
  49. ^ Dmytro Hordiyenko. History of the Ukrainian Orthodox Church (История Украинской Православной Церкви) . Glagoslav Publications.
  50. ^ Казабонн, Эмма (15 января 2019 г.). «Решение Священного Синода Константинопольского Патриархата о восстановлении его ставропигии в Киеве» . Православие.com . Проверено 17 января 2019 г.
  51. ^ «Объявление Вселенского Патриархата о Распятии в Киеве» . РОМФЕЯ (по-гречески). 12 января 2019 года . Проверено 12 января 2019 г.
  52. ^ Панайотисандриопулос (12 января 2019 г.). "Свет фонаря: СВЯТО-СВЯТОЙ СИНОД НАЗНАЧИЛ НАЧАЛЬНИКА ПАТРИАРШЕГО КРЕСТА В КИЕВЕ" . Свет фонаря . Проверено 12 января 2019 г.
  53. ^ Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 43–44 . ISBN  9780231139267 . Армянская Апостольская церковь формально стала автокефальной, то есть независимой от внешней власти, в 554 году, разорвав связи с Константинопольским патриархатом.
  54. ^ «Украина приветствует движение за независимость Церкви как «удар» по Москве», The Guardian , 12 октября 2018 г. (Проверено 13 октября 2018 г.)
  55. ^ «Объявление Константинопольского Вселенского Патриархата» . Вселенский Патриархат . 11 октября 2018 года . Проверено 12 октября 2018 г. 1) Возобновить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступит к предоставлению автокефалии Церкви Украины.
  56. ^ Tomos ante portas: краткий путеводитель по независимости украинской церкви . Евромайдан Пресс . 14 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г. Синод... Вселенского Патриархата... дал дальнейшее подтверждение того, что Украина находится на пути к получению церковной независимости от Москвы. ... Хотя президент Порошенко триумфально заявил, что в результате встречи Украина получила долгожданный Томос, или декрет о независимости Церкви – утверждение, циркулирующее в Украине с большим энтузиазмом, – это неправда. ... Решение Константинополя пойдет на пользу другим юрисдикциям Украины – УПЦ КП и УАПЦ , которым придется фактически демонтировать собственные административные структуры и создать новую Церковь, которая получит Томос об автокефалии. ... Пока неясно, какая часть УПЦ МП присоединится к новой Церкви. Обращение об автокефалии к Вселенскому Патриарху подписали 10 из 90 архиереев УПЦ МП – всего 11%. Но отдельные священники могут присоединиться, даже если их епископы этого не сделают, говорит Зуев.

Источники

[ редактировать ]

Эта статья включает в себя текст из нескольких статей на Православной Вики:

Литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 970e6176737cb955a4309c2a757fe919__1720112760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/19/970e6176737cb955a4309c2a757fe919.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ecumenical Patriarchate of Constantinople - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)