Византийское стекло
Византийские стеклянные предметы напоминали свои ранние эллинистические аналоги . [1] в четвертом и начале пятого веков нашей эры как по форме, так и по функциям. В течение пятого века нашей эры византийские стеклодувы, базирующиеся в основном в Сирии и Палестине , разработали особый византийский стиль. В то время как стеклянные сосуды продолжали служить основным средством для разливания и питья жидкости, возросла также . популярность стеклянной посуды для освещения, денежных и товарных весов, оконных стекол и стеклянных мозаик и эмалей
После арабских завоеваний седьмого века нашей эры большое количество стекла было импортировано из Леванта, который продолжал производить необработанное и промышленное стекло. [2] Ученые когда-то считали, что стеклянная посуда — это дорогой предмет роскоши, предназначенный для высших слоев общества, однако недавние археологические раскопки обнаружили значительное количество неукрашенной стеклянной посуды, предназначенной для жителей низшего сословия. [3]
Производство
[ редактировать ]Химический анализ византийской стеклянной посуды показал, что византийское стекло состояло из тех же основных материалов, что и римское стекло, — сочетая кремнезем, полученный из песка, флюс и известь, а также различные красители.
Римское и византийское производство стекла было разделено на два этапа. Первый, названный «первичное производство стекла», включал переработку песка и стабилизатора в необработанное стекло. Затем отдельные мастерские повторно нагревали стекло и придавали ему форму объекта на этапе, называемом «вторичным изготовлением стекла». Хотя существует значительное количество археологических свидетельств, подтверждающих первичные места изготовления стекла, вторичные места изготовления стекла по-прежнему трудно определить.
Наибольшее количество мест производства стекла ранневизантийского периода было обнаружено в Сирии и Палестине, а также в Египте. Стекольные заводы обнаружены также в Греции ( Коринф , Салоники ) и Малой Азии. [4] Химический анализ византийских стеклянных гирь шестого века показал, что стекло также производилось в Карфагене и вдоль реки Дунай . [5] В литературных источниках упоминаются стекольные мастерские в Константинополе , Эмесе ( Хомс, Сирия ) и различных египетских городах.
Труд
[ редактировать ]Хотя в некоторых городах существовали гильдии производителей стекла , большинство византийских производителей стекла были независимыми предпринимателями. Стекольщики могли быть как мужчинами, так и женщинами. В сохранившемся контракте на производство стекла из Армении упоминается женщина-производитель стекла. [6]
Стили и техники изготовления стекла по объектам
[ редактировать ]Формы стеклянных сосудов византийского периода не сильно отличались от форм высокого римского периода. Начиная с конца пятого века, стеклодувы на Ближнем Востоке производили сосуды все большего размера. Они также представили сложенную ножку на ножке. Византийские стеклянные сосуды шестого и седьмого веков обычно имели изящное U-образное горлышко. К пятому веку исчез ряд «классических» форм римской стеклянной посуды, в том числе: чаши, чашки с плоским дном и мензурки, а также винные кувшины на ножках с горлышками-трилистниками. [7]
Важным нововведением византийского периода стало изобретение стеклянной лампы. Стеклянные лампы впервые засвидетельствованы в первой половине четвертого века нашей эры в Палестине, где они начали заменять использовавшиеся в то время глиняные лампы, поскольку они были гораздо более эффективными. К середине пятого века их использование быстро распространилось на запад. Первоначально эти лампы имели форму сосудов для питья, хотя в течение шестого и седьмого веков количество форм увеличилось до семнадцати. [8]
После « Торжества Православия » в 843 году н.э. эмалевые рельефные иконы стали преобладающей формой иконографии в Византии. [9] Самый известный пример — эмаль Михаила Архангела из сокровищницы базилики Святого Марка в Венеции .
Окрашивание серебром
[ редактировать ]
В средневизантийский период византийские производители стекла переняли технику окрашивания серебром из арабского мира. Серебряное витражное стекло создается путем нанесения металлического соединения, смешанного с «носителем» из глины или охры, на поверхность стеклянного предмета, затем стекло обжигается ниже температуры размягчения стекла. В результате этого процесса происходит распад размазанного состава и переход его в тело стеклянного предмета, создавая эффект «пятна». В зависимости от состава соединения и «носителя» этот процесс может привести к получению широкого спектра цветов. В то время как арабы начали создавать предметы из окрашенного серебром стекла в конце восьмого века в Египте, первый византийский предмет, окрашенный серебром, датируется девятым веком. Наиболее распространенными предметами с византийским серебряным пятном являются простые стеклянные браслеты, датируемые десятым-тринадцатым веками и обнаруженные по всему византийскому миру, от Греции до Анатолии. Самый известный пример византийского серебряного окрашивания — это внутренняя надпись на красивой чаше Сан-Марко, датированная « Македонский ренессанс » десятого века. Было обнаружено несколько фрагментов окрашенных серебром оконных стекол. Хотя окрашивание серебром практиковалось еще византийцами, произведения с серебряными пятнами не были столь распространены в Византии, как они должны были стать в позднесредневековой Европе. Однако Широкое использование окрашивания серебром в Византии могло частично объяснить распространение техники окрашивания серебром из арабского мира в Западную Европу. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Антонарас, Тасос. «РАННЕХРИСТИАНСКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ СТЕКЛЯННЫЕ СУДЫ: ФОРМЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ» . Византия - Римская империя в средние века Часть 1 Мир идей, мир вещей Фалько Дайм · Йорг Драушке (ред.) .
- ^ Дженкинс, Мэрилин, «Исламское стекло: краткая история», Бюллетень Метрополитен-музея, новая серия, том 44, № 2 (осень 1986 г.), 6.
- ^ Лайтфут, Кристофер, «Стеклянные находки в Амориуме», Dumbarton Oaks Papers, Vol.59 (2005), 175.
- ^ Антонарас, Анастасиос, «Производство и использование стекла в Византийских Салониках», в «Новом свете на старое стекло», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 189–198.
- ^ Шибилле, Надин, Мик, Эндрю, Бенгес, Тобиас, Энтвистл, Крис, Ависо-Брусте Матильда, Да Мота, Энрике, Гратуз, Бернар, «Комплексная химическая характеристика византийских стеклянных гирь», PLoS One Vol.11, № 12 (декабрь 2016 г.). е0168289.
- ^ Стерн, Э. Марианна, «Производители стекла в позднеантичных и византийских папирусах», в «Новом свете на старое стекло», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 84–85.
- ^ Стерн, Э. Марианна, римско-византийское и раннесредневековое стекло, 10 г. до н.э.-700 г. н.э.: Коллекция Эрнесто Вольфа, (Ostfildern-Ruit: Haje Cantz, 2001), 261-263.
- ^ Стерн, Э. Марианна, римская византия и раннесредневековое стекло 10 г. до н.э.-700 г. н.э.: Коллекция Эрнесто Вольфа, (Ostfildern-Ruit: Haje Cantz,2001), 262.
- ^ Пенчева, Биссера В. «Перформативная икона», The Art Bulletin, том 88, № 4 (декабрь 2006 г.), 631–632.
- ^ Пилоси, Лиза, Уайтхаус, Дэвид, «Раннее исламское и византийское серебряное пятно», в «Новом свете на старом стекле», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 334.
- ^ Пилоси, Лиза, Уайтхаус, Дэвид, «Раннее исламское и византийское серебряное пятно», в «Новом свете на старом стекле», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 329–337.
Источники
[ редактировать ]- Антонарас, Анастасиос, «Производство и использование стекла в Византийских Салониках», в « Новом свете на старое стекло », изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 189–198.
- Франсуа, Вероника, Шпизер, Жан-Мишель, «Керамика и стекло в Византии», в « Экономической истории Византии » , изд. Анжелики Э. Лайу , (Дамбертон-Оукс, 2002), 593–610.
- Дженкинс, Мэрилин, «Исламское стекло: краткая история», Бюллетень Метрополитен-музея , новая серия, том 44, № 2 (осень 1986 г.), 1–56.
- Лайу, Анжелики Э., Экономическая история Византии (Дамбертон-Оукс, 2002).
- Лайтфут, Кристофер, «Стеклянные находки в Амориуме», Dumbarton Oaks Papers , Vol.59 (2005), 173–181.
- Пентчева, Бисера В. «Перформативная икона», The Art Bulletin , том 88, № 4 (декабрь 2006 г.), 631–655.
- Пилоси, Лиза, Уайтхаус, Дэвид, «Раннее исламское и византийское серебряное пятно», в « Новом свете на старом стекле », изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 329–337.
- Шибилле, Надин, Мик, Эндрю, Бенгес, Тобиас, Энтвистл, Крис, Ависо-Брусте Матильда, Да Мота, Энрике, Гратузе, Бернар, «Комплексная химическая характеристика византийских стеклянных гирь», PLoS One Vol.11, № 12 ( декабрь 2016 г.). е0168289.
- Стерн, Э. Марианна, римская византия и раннесредневековое стекло, 10 г. до н.э.-700 г. н.э.: Коллекция Эрнесто Вольфа (Ostfildern-Ruit: Haje Cantz, 2001).
- Стерн, Э. Марианна, «Производители стекла в позднеантичных и византийских папирусах», в «Новом свете на старое стекло» , изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 82–88.