Jump to content

Византийское стекло

Бутылка VI века из Сирии на выставке в Ландесмузеуме Вюртемберга.

Византийские стеклянные предметы напоминали свои ранние эллинистические аналоги . [1] в четвертом и начале пятого веков нашей эры как по форме, так и по функциям. В течение пятого века нашей эры византийские стеклодувы, базирующиеся в основном в Сирии и Палестине , разработали особый византийский стиль. В то время как стеклянные сосуды продолжали служить основным средством для разливания и питья жидкости, возросла также . популярность стеклянной посуды для освещения, денежных и товарных весов, оконных стекол и стеклянных мозаик и эмалей

После арабских завоеваний седьмого века нашей эры большое количество стекла было импортировано из Леванта, который продолжал производить необработанное и промышленное стекло. [2] Ученые когда-то считали, что стеклянная посуда — это дорогой предмет роскоши, предназначенный для высших слоев общества, однако недавние археологические раскопки обнаружили значительное количество неукрашенной стеклянной посуды, предназначенной для жителей низшего сословия. [3]

Производство

[ редактировать ]

Химический анализ византийской стеклянной посуды показал, что византийское стекло состояло из тех же основных материалов, что и римское стекло, — сочетая кремнезем, полученный из песка, флюс и известь, а также различные красители.

Римское и византийское производство стекла было разделено на два этапа. Первый, названный «первичное производство стекла», включал переработку песка и стабилизатора в необработанное стекло. Затем отдельные мастерские повторно нагревали стекло и придавали ему форму объекта на этапе, называемом «вторичным изготовлением стекла». Хотя существует значительное количество археологических свидетельств, подтверждающих первичные места изготовления стекла, вторичные места изготовления стекла по-прежнему трудно определить.

Наибольшее количество мест производства стекла ранневизантийского периода было обнаружено в Сирии и Палестине, а также в Египте. Стекольные заводы обнаружены также в Греции ( Коринф , Салоники ) и Малой Азии. [4] Химический анализ византийских стеклянных гирь шестого века показал, что стекло также производилось в Карфагене и вдоль реки Дунай . [5] В литературных источниках упоминаются стекольные мастерские в Константинополе , Эмесе ( Хомс, Сирия ) и различных египетских городах.

Хотя в некоторых городах существовали гильдии производителей стекла , большинство византийских производителей стекла были независимыми предпринимателями. Стекольщики могли быть как мужчинами, так и женщинами. В сохранившемся контракте на производство стекла из Армении упоминается женщина-производитель стекла. [6]

Стили и техники изготовления стекла по объектам

[ редактировать ]

Формы стеклянных сосудов византийского периода не сильно отличались от форм высокого римского периода. Начиная с конца пятого века, стеклодувы на Ближнем Востоке производили сосуды все большего размера. Они также представили сложенную ножку на ножке. Византийские стеклянные сосуды шестого и седьмого веков обычно имели изящное U-образное горлышко. К пятому веку исчез ряд «классических» форм римской стеклянной посуды, в том числе: чаши, чашки с плоским дном и мензурки, а также винные кувшины на ножках с горлышками-трилистниками. [7]

Важным нововведением византийского периода стало изобретение стеклянной лампы. Стеклянные лампы впервые засвидетельствованы в первой половине четвертого века нашей эры в Палестине, где они начали заменять использовавшиеся в то время глиняные лампы, поскольку они были гораздо более эффективными. К середине пятого века их использование быстро распространилось на запад. Первоначально эти лампы имели форму сосудов для питья, хотя в течение шестого и седьмого веков количество форм увеличилось до семнадцати. [8]

После « Торжества Православия » в 843 году н.э. эмалевые рельефные иконы стали преобладающей формой иконографии в Византии. [9] Самый известный пример — эмаль Михаила Архангела из сокровищницы базилики Святого Марка в Венеции .

Окрашивание серебром

[ редактировать ]
Браслет из византийского стекла, окрашенный серебром, датированный 1100–1400 годами, выставлен в Метрополитен-музее . Подобные браслеты были найдены по всей Византийской империи. [10]

В средневизантийский период византийские производители стекла переняли технику окрашивания серебром из арабского мира. Серебряное витражное стекло создается путем нанесения металлического соединения, смешанного с «носителем» из глины или охры, на поверхность стеклянного предмета, затем стекло обжигается ниже температуры размягчения стекла. В результате этого процесса происходит распад размазанного состава и переход его в тело стеклянного предмета, создавая эффект «пятна». В зависимости от состава соединения и «носителя» этот процесс может привести к получению широкого спектра цветов. В то время как арабы начали создавать предметы из окрашенного серебром стекла в конце восьмого века в Египте, первый византийский предмет, окрашенный серебром, датируется девятым веком. Наиболее распространенными предметами с византийским серебряным пятном являются простые стеклянные браслеты, датируемые десятым-тринадцатым веками и обнаруженные по всему византийскому миру, от Греции до Анатолии. Самый известный пример византийского серебряного окрашивания — это внутренняя надпись на красивой чаше Сан-Марко, датированная « Македонский ренессанс » десятого века. Было обнаружено несколько фрагментов окрашенных серебром оконных стекол. Хотя окрашивание серебром практиковалось еще византийцами, произведения с серебряными пятнами не были столь распространены в Византии, как они должны были стать в позднесредневековой Европе. Однако Широкое использование окрашивания серебром в Византии могло частично объяснить распространение техники окрашивания серебром из арабского мира в Западную Европу. [11]

  1. ^ Антонарас, Тасос. «РАННЕХРИСТИАНСКИЕ И ВИЗАНТИЙСКИЕ СТЕКЛЯННЫЕ СУДЫ: ФОРМЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ» . Византия - Римская империя в средние века Часть 1 Мир идей, мир вещей Фалько Дайм · Йорг Драушке (ред.) .
  2. ^ Дженкинс, Мэрилин, «Исламское стекло: краткая история», Бюллетень Метрополитен-музея, новая серия, том 44, № 2 (осень 1986 г.), 6.
  3. ^ Лайтфут, Кристофер, «Стеклянные находки в Амориуме», Dumbarton Oaks Papers, Vol.59 (2005), 175.
  4. ^ Антонарас, Анастасиос, «Производство и использование стекла в Византийских Салониках», в «Новом свете на старое стекло», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 189–198.
  5. ^ Шибилле, Надин, Мик, Эндрю, Бенгес, Тобиас, Энтвистл, Крис, Ависо-Брусте Матильда, Да Мота, Энрике, Гратуз, Бернар, «Комплексная химическая характеристика византийских стеклянных гирь», PLoS One Vol.11, № 12 (декабрь 2016 г.). е0168289.
  6. ^ Стерн, Э. Марианна, «Производители стекла в позднеантичных и византийских папирусах», в «Новом свете на старое стекло», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 84–85.
  7. ^ Стерн, Э. Марианна, римско-византийское и раннесредневековое стекло, 10 г. до н.э.-700 г. н.э.: Коллекция Эрнесто Вольфа, (Ostfildern-Ruit: Haje Cantz, 2001), 261-263.
  8. ^ Стерн, Э. Марианна, римская византия и раннесредневековое стекло 10 г. до н.э.-700 г. н.э.: Коллекция Эрнесто Вольфа, (Ostfildern-Ruit: Haje Cantz,2001), 262.
  9. ^ Пенчева, Биссера В. «Перформативная икона», The Art Bulletin, том 88, № 4 (декабрь 2006 г.), 631–632.
  10. ^ Пилоси, Лиза, Уайтхаус, Дэвид, «Раннее исламское и византийское серебряное пятно», в «Новом свете на старом стекле», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 334.
  11. ^ Пилоси, Лиза, Уайтхаус, Дэвид, «Раннее исламское и византийское серебряное пятно», в «Новом свете на старом стекле», изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 329–337.

Источники

[ редактировать ]
  • Антонарас, Анастасиос, «Производство и использование стекла в Византийских Салониках», в « Новом свете на старое стекло », изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 189–198.
  • Франсуа, Вероника, Шпизер, Жан-Мишель, «Керамика и стекло в Византии», в « Экономической истории Византии » , изд. Анжелики Э. Лайу , (Дамбертон-Оукс, 2002), 593–610.
  • Дженкинс, Мэрилин, «Исламское стекло: краткая история», Бюллетень Метрополитен-музея , новая серия, том 44, № 2 (осень 1986 г.), 1–56.
  • Лайу, Анжелики Э., Экономическая история Византии (Дамбертон-Оукс, 2002).
  • Лайтфут, Кристофер, «Стеклянные находки в Амориуме», Dumbarton Oaks Papers , Vol.59 (2005), 173–181.
  • Пентчева, Бисера В. «Перформативная икона», The Art Bulletin , том 88, № 4 (декабрь 2006 г.), 631–655.
  • Пилоси, Лиза, Уайтхаус, Дэвид, «Раннее исламское и византийское серебряное пятно», в « Новом свете на старом стекле », изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 329–337.
  • Шибилле, Надин, Мик, Эндрю, Бенгес, Тобиас, Энтвистл, Крис, Ависо-Брусте Матильда, Да Мота, Энрике, Гратузе, Бернар, «Комплексная химическая характеристика византийских стеклянных гирь», PLoS One Vol.11, № 12 ( декабрь 2016 г.). е0168289.
  • Стерн, Э. Марианна, римская византия и раннесредневековое стекло, 10 г. до н.э.-700 г. н.э.: Коллекция Эрнесто Вольфа (Ostfildern-Ruit: Haje Cantz, 2001).
  • Стерн, Э. Марианна, «Производители стекла в позднеантичных и византийских папирусах», в «Новом свете на старое стекло» , изд. Кристофер Энтвистл и Лиз Джеймс (Лондон: Британский музей, 2013), 82–88.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33ade409b37dd6b85acaf84d8e54b006__1710380580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/06/33ade409b37dd6b85acaf84d8e54b006.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Byzantine glass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)