Эллинистическое стекло
Эллинистическое стекло — это стекло, производившееся в эллинистический период (4 век до н.э. – 5 век нашей эры) в Средиземноморье, Европе, Западной Азии и Северной Африке. Стеклоделие в это время основывалось на технологических традициях классической античности и позднего бронзового века . [1] но ознаменовался переходом от ограниченного производства предметов роскоши, предназначенных для социальной элиты, к массовому производству доступных стеклянных сосудов, используемых широкими слоями населения для удовлетворения повседневных нужд. [2]
После появления полупрозрачного и прозрачного стекла были предприняты попытки имитировать драгоценные и полудрагоценные камни, а также горный хрусталь . [3]
История
[ редактировать ]Самыми многочисленными и распространенными были стеклянные сосуды с сердцевиной, изготовленные в Средиземноморье с 1525 по 50 г. до н.э. [4] Сосуды с сердцевиной, как правило, были небольшими по размеру, непрозрачными и предназначались для хранения духов, ароматических масел и косметики. [5] Наиболее распространенными формами были алебастра , амфорискои , арибаллои и чечевицеобразные арибаллои, ойночоаи (кувшины), а также впервые в эллинистический период худрискаи (колбы с тремя ручками) и унгуэнтария (флаконы для мазей). [6]
Во второй половине III века до нашей эры появилось мозаичное стекло, также известное как миллефиори , что буквально означает «тысяча цветов». Группа состоит в основном из сросшихся и опущенных широких тарелок и неглубоких блюд с вертикальными или выгнутыми краями или полусферических чаш. Подгруппой мозаичного стеклянного производства являются «сетчатые» или «кружевные» полусферические чаши и сосуды с извилистым или спиральным орнаментом, имитирующим оникс. Часто эти чаши имели край, образованный одним «сетчатым» тростью спирально скрученных нитей, что создавало «полосатый» эффект. [7] Лучше всего он представлен в погребениях из нескольких больших гробниц в Каноса-ди-Пулья (древний Канузиум ) в Италии. [8] Это открытые сосуды, поскольку они изготовлены с использованием формы, но при этом непрозрачны, как и широко производимые сосуды со стержнем.
Истоки техники мозаичного изготовления стекла восходят к 15 веку до нашей эры в месопотамских центрах изготовления стекла, таких как Телль-ар-Рима, Акар-Куф и Марлик. Хотя техника мозаики в то время практиковалась бессистемно, она является предшественницей тщательно продуманных мозаичных сосудов высокого качества в александрийских мастерских после основания города Александрии в Египте в 332 г. до н. э Александром Македонским . Говорят, что это главный центр производства этих судов. [9]
К началу II века до нашей эры появились монохромные сосуды для питья, в основном полусферические и субконические чаши. Они производились в значительных количествах на сиро-палестинском побережье и широко продавались и экспортировались в несколько торговых центров по всему Средиземноморью. Раньше образцы изготавливались из прозрачного зеленоватого, коричневатого или почти бесцветного стекла, а позже часто имели зеленый, янтарный, синий или винно-фиолетовый цвет. Обычно их украшали концентрическими кругами линейной огранки внизу или прямо под краем, как внутри, так и снаружи (Таттон-Браун и Эндрюс, 2004). Их изготавливали в открытой форме, что на самом деле является относительно дешевой технологией, требующей меньших усилий, и именно это позволило их крупномасштабное производство.
В производстве этих сосудов для питья, начиная с середины II века до н.э., была введена полупрозрачная или прозрачная стеклянная посуда (тарелки, блюда, чаши, сосуды для питья, такие как скифы, чаши на ножках или чашки с ручками); Когда-то налаженное производство стеклянной посуды находилось в нескольких центрах обработки стекла и способствовало резкому развитию эллинистической стекольной промышленности. [10] Это был первый случай, когда стеклянные сосуды стали широко потребляться широкой публикой как широко распространенный товар, что продолжалось с тех пор и было достигнуто в большей степени с изобретением еще более экономичной техники выдувания стекла .
В I веке до нашей эры были представлены новые типы одноцветных стеклянных сосудов и началось производство ребристых чаш. Это были пресс-чаши с ребрами снаружи, центры их производства были сосредоточены в Леванте и на сиро-палестинском побережье, как и монохромные полусферические/конические чаши.
Однако производство элитной стеклянной посуды не прекращалось, и стеклянные сосуды, имитирующие сосуды из драгоценных металлов (золотые и серебряные изделия), производились с использованием новых технологий обработки стекла для удовлетворения потребностей рынка элитных социальных слоев. Золотые сэндвич-стеклянные сосуды и алебастр с золотыми полосами были инновациями позднего эллинистического периода, адресованными более ограниченному кругу богатых покупателей. Технологии изготовления были одинаковыми, а именно, методы мозаики в форме пресса и сердцевины соответственно. [11] Однако они были усовершенствованы для достижения весьма сложного декоративного аспекта.
Другие стеклянные предметы
[ редактировать ]Эллинистическая стекольная промышленность включала также ряд других предметов, преимущественно декоративного назначения. Самой широкой группой стеклянных предметов были стеклянные бусы и инкрустации , как и во все периоды с момента появления стеклоделия в древнем мире. Массовое производство стеклянных бус многих разновидностей хорошо представлено в контексте эллинистической стекольной мастерской на Родосе, где было найдено 10 000 бусинок 40 различных форм и цветов; [12] [13] Кольца, подвески, драгоценные камни, амулеты, небольшие скульптуры также изготавливались методом литья в формы. [14]
Инкрустации изготавливались для украшения деревянных изделий, мебели, сундуков, саркофагов и украшений в сочетании с другими, часто драгоценными материалами, например, сусальным золотом или слоновой костью. [15] Например, стеклянные инкрустации украшали ионические капители северного крыльца Эрехтейона в афинском Акрополе. [16] Инкрустации глубоко укоренились в египетской стекольной промышленности, и их производство с использованием мозаичной техники, соответствующей традициям фараонов, продолжало процветать в эллинистический период со старыми или новыми репертуарами, вдохновленными греческим миром. [17] Игровые жетоны и игровые предметы также создавались как один из способов переработки стеклянного лома, оставшегося от производства других изделий. [18]
Как и во многих других случаях, эти предметы хорошо представлены и археологически найдены вместе с различными типами стеклянных сосудов в богатых погребениях, например, в Амфиполе. [19]
Первичные производственные центры
[ редактировать ]Производство стекла и обработка стекла считались двумя совершенно отдельными ремеслами и существовали в разных регионах (Grose 1981). Каждое ремесло характеризовалось своими технологическими традициями, ноу-хау и оборудованием. Стекольщикам и стекольщикам не нужно было разбираться в производстве стеклянных сосудов и первичном производстве соответственно, чтобы выполнять свои задачи. [20]
Производство стекла должно было происходить как можно ближе к источникам используемого сырья, а именно к песку и минеральному натрону, если речь идет о эллинистическом периоде. [21] Необработанное стекло продавалось по всему Средиземноморью в виде слитков (Stern 1999), а затем его обрабатывали и формовали в сосуды, инкрустации, украшения и т. д. во многих местах эллинистического мира.
Эллинистическое стекло — это типичное натриево-известково-силикатное стекло , в которое известь добавлялась не намеренно, а посредством песка. [22] Хотя, исходя из археологических данных, нельзя с уверенностью утверждать, где географически располагалось эллинистическое первичное производство стекла-сырца, мы можем предположить, что большая часть производства стекла имела место на сиро-палестинском побережье или в более широком Леванте и Египте. В пользу этого аргумента говорят комментарии писателей-классиков того периода или немного позже, таких как Страбон (63 г. до н.э.), который упомянул, что река Бел на сирийском побережье использовалась для изготовления стекла, или даже другие писатели, такие как Плиний Старший ( 23-79 н.э.) или Тацита (ок. 56-ок. 117 н. э.). [23] Однако археологические данные твердо указывают на то, что первичное производство стекла, а также обработка стекла имели место на острове Родос в Эгейском море, в эллинистический период и, особенно, после основания города Родос в 408 г. до н.э., а то и раньше. через классический период . [24]
Пространственное распределение
[ редактировать ]Производство стекла имело место в нескольких центрах эллинистического мира. Стекло-сырец поставлялось стекольщикам в виде слитков, за исключением родосской мастерской, которая включала в себя как стекольное производство, так и обработку стекла, а они, в свою очередь, производили стеклянные сосуды, инкрустации, украшения и т. д., которые затем широко продавались. Хотя, скорее всего, сосуды сердцевидной формы обменивались на их содержимое, мозаичную или монохромную и прозрачную посуду продавали как таковую.
Основные центры обработки стекла располагались на Сиро-Палестинском побережье, например, монохромные полусферические чаши, и в Александрии с момента ее основания в 332 г. до н.э., например, мозаичные стеклянные сосуды и инкрустации. [25] Репутация александрийской мастерской хорошо известна по роскошным стеклянным сосудам, украшенным зданиями в египетском стиле или характерными сценами, найденными в Италии и Афганистане или даже произведенными там (Авт. 2001). Стеклянные сосуды, как стержневые, так и прессованные, также изготавливались в Ионии, на Кипре, Сидоне, в Леванте, Тель-Анафе в Верхней Галилее , Риме и Римской Италии, на Крите, в Македонии. [26]
Особый интерес представляет торговля и пространственное распределение сосудов, образованных сердцевинами, поскольку именно эту группу производили на протяжении всего эллинистического периода с самого начала до изобретения стеклодувного дела (ок. 50 г. до н. э.). Бутылки с сердцевиной, наряду с другими типами стеклянных сосудов, встречаются по всему Средиземноморью, в Эгейском море (например, Делос, Крит, Афины), по всей Греции, Малой Азии и Западной Азии (например, Эфес, Сарды, Дура-Европос, Вавилон, Нимруд, Ниневия, Левант, Финикия), Великая Греция (например, Регий, Моргантина) и Италия, Месопотамия, Балканы, Россия, трансальпийские земли, Испания (Эмпорион) и Балеарские острова, Северная Африка (Карфаген) и Церна на Атлантическом океане. побережье Африки. [27]
Техники
[ редактировать ]Производство сосудов и других стеклянных предметов осуществлялось в основном двумя различными технологическими традициями: производством стекла сердцевины и прессованием или литьем стекла (Grose 1981).
- Формованное стекло : это наиболее представленная и, вероятно, самая ранняя технология производства. Во-первых, ядро, имеющее форму бутылки, было сформировано вокруг металлического стержня, скорее всего, из смеси глины, песка, грязи и/или навоза животных. Затем расплавленное стекло либо наносилось на сердечник с помощью второго инструмента, либо непосредственно путем погружения его в контейнер с расплавленным стеклом. Поверхность сглаживали путем постоянного повторного нагревания и прокатки по плоской плите. Наконец, сосуды снимали с металлического стержня, медленно охлаждали в боковой камере стекловаренной печи , а затем соскребали из внутренней части материал сердцевины. Распространенными цветами кузова были полупрозрачный темно- или кобальтово-синий, непрозрачный белый, коричневый, красный или оливково-зеленый, а непрозрачные желтые, оранжевые, белые или бирюзовые узоры украшения - зигзагообразные или перья. Этот метод существенно ограничивал размеры сосудов, которые в основном представляли собой закрытые сосуды с толстыми стенками.
- Пресс-форма или литое стекло : впервые это стали практиковать эллинистические мастера-стеклодувы, начиная с III века до нашей эры. Хотя за счет вариаций цвета были достигнуты разные декоративные результаты, техника была практически одинаковой для мозаики, монохромных полусферических чаш, прозрачной посуды и сосудов с золотым сэндвичем - как роскошной изысканной посуды, так и более доступных типов. Пресс-формы или литые сосуды представляли собой в основном открытые миски, неглубокие блюда и банки, но выпускались и закрытые сосуды. кусок стекла Они были изготовлены из единой формы, на которую был опущен .
- Мозаичное стекло: сосуды, а именно чаши и тарелки, а также инкрустации изготавливались в мозаичной технике. Разноцветный эффект достигается за счет объединения различных конфигураций и цветовых комбинаций тростей, а затем их укладки в открытую форму.
- Сеть: разновидность мозаичного стекла, состоящая из стержней спирально скрученных стеклянных нитей разных цветов, уложенных рядом.
- Золотое сэндвич-стекло: также впервые найдено в эллинистический период. Эта техника представляет собой «сэндвич» из двух слоев обесцвеченного стекла , между которыми заключен лист сусального золота. Сосуды были изготовлены из двух отливок, тщательно отшлифованы и отполированы.
- Холодная резка: шлифовка и полировка с применением техники камнерезки и с использованием более твердых материалов, таких как кварц . Он использовался как дополнительный метод к другим процессам, таким как отделка и декорирование.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харден 1969; Гроуз, 1981 г.; Гроуз 1989 г.
- ^ Гольдштейн 1979; Гроуз 1984 г.
- ^ Гольдштейн 1979
- ^ Таттон-Браун и Эндрюс, 2004 г.
- ^ Таттон-Браун и Эндрюс, 2004 г.
- ^ Фоссинг 1940 г.
- ^ Таттон-Браун и Эндрюс, 2004 г.
- ^ Гроуз 1989
- ^ Харден 1969; Гольдштейн 1979 г.
- ^ Гроуз 1981; Гроуз, 1984 г.; Таттон-Браун и Эндрюс, 2004 г.
- ^ Харден 1969; Гроуз 1989 г.
- ^ Вайнберг 1983
- ^ Триантафиллидис 2002
- ^ Гроуз 1989
- ^ Игнатиаду 2002
- ^ Стерн 1999
- ^ Ненна 2002
- ^ Игнатиаду 2002
- ^ Ромиопулу 2002
- ^ Стерн 1999
- ^ Шортленд и др. 2006 г.
- ^ Тернер 1956а
- ^ Тернер 1956b
- ^ Вайнберг 1983; Триантафиллидис 1998; Ререн 2005 г.
- ^ Ненна 2002
- ^ Гроуз 1981; Гроуз, 1984 г.; Бараг 1985 г.; Игнатиаду, 2002 г.; Дженнингс 2002 г.
- ^ Харден 1956; Харден 1969; Харден 1981; Гроуз, 1984 г.; Бараг 1985 г.; Дженнингс 2002 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эштон, Ю.А., 2008. Птолемеи и римляне Мемфис как производственный центр. В: Мартинон-Торрес, М. и Ререн, Т. (редакторы), Археология, история и наука; интеграция подходов к древним материалам. Уолнат-Крик: Left Coast Press, Калифорния, 101–115.
- Авт. СХ, 2001 г. Роскошные бокалы с александрийскими мотивами. Журнал исследований стекла 43, 39–44.
- Бараг Д., 1985. Каталог западноазиатского стекла в Британском музее, том. Я. Лондон: Издательство Британского музея.
- Каммингс, К., 2002. История стекольного производства. Лондон: A&C Black.
- Фоссинг, П., 1940. Стеклянные сосуды перед выдуванием стекла. Копенгаген: Эйнар Мунксгаард.
- Франк С., 1982. Стекло и археология. Лондон: Академическая пресса.
- Гольдштейн, С.М., 1979. Доримское и раннеримское стекло в Музее стекла Корнинга, Нью-Йорк.
- Гроуз, Д.Ф., 1981. Переосмысление эллинистической стекольной промышленности. Анналы 8-го конгресса Международной ассоциации истории стекла, 61-72.
- Гроуз, Д.Ф., 1984. Происхождение и ранняя история стекла. В: Кляйн Д. и Ллойд В. (ред.), История стекла. Лондон: Публикации Орбис, 9–37.
- Гроуз, Д.Ф., 1989. Раннее древнее стекло; Художественный музей Толедо. Нью-Йорк: Hudson Hills Press.
- Гуденрат, В., 2004. Техники изготовления и декорирования стекла. В: Тейт, Х. (редактор), «Пять тысяч лет стекла» (переработанное издание). Лондон: Издательство Британского музея, 213–241.
- Харден, Д.Б., 1956. Стекло и глазури. В: Сингер К., Холмьярд Э.Дж., Холл А.Р. и Уильямс Т.И. (ред.), История технологии, том. II; Средиземноморские цивилизации и средние века. Оксфорд: Кларендон Пресс, 311–346.
- Харден, Д.Б., 1969. Древнее стекло, I: доримский период. Археологический журнал 125, 46–76.
- Харден, Д.Б., 1981. Каталог греческого и римского стекла в Британском музее, том. Я. Лондон: Издательство Британского музея.
- Игнатиаду, Д., 2002. Македонское стеклоделие в IV веке. до нашей эры. В: Кордас, Г. (редактор), 1-я Международная конференция: Гиалос, Витрум, Стекло; История, технология и сохранение стекла и стекловидных материалов в эллинском мире. Афины, 63–70.
- Дженнингс, С., 2002. Позднеэллинистическое и раннеримское стекло из раскопок базаров в Бейруте, Ливан. В: Кордас, Г. (редактор), 1-я Международная конференция: Гиалос, Витрум, Стекло; История, технология и сохранение стекла и стекловидных материалов в эллинском мире. Афины, 127–132.
- Ненна, доктор медицинских наук, 2002. Новое исследование мозаичного стекла: предварительные результаты. В: Кордас, Г. (редактор), 1-я Международная конференция: Гиалос, Витрум, Стекло; История, технология и сохранение стекла и стекловидных материалов в эллинском мире. Афины, 153–158.
- Ререн Т., Спенсер Л. и Триантафиллидис П., 2005. Первичное производство стекла на эллинистическом Родосе. В: Кул, Х. (редактор), Annales du 16e Congres de l' Association pour l' Histoire du Verre, Nottingham, 39–43.
- Ромиопулу, К., 2002. Стеклянные находки из могил в Амфиполе. В: Кордас, Г. (редактор), 1-я Международная конференция: Гиалос, Витрум, Стекло; История, технология и сохранение стекла и стекловидных материалов в эллинском мире. Афины, 71–77.
- Шортленд А., Шахнер Л., Фристоун И. и Тайт М., 2006. Натрон как поток в ранней индустрии стекловидных материалов: источники, начало и причины упадка. Журнал археологической науки 33, 521–530.
- Стерн, Э.М., 1999. Древнее стекло в сокровищах афинского храма. Журнал исследований стекла 41, 19–50.
- Таттон-Браун В. и Эндрюс К., 2004. До изобретения стеклодувного производства. В: Тейт, Х. (редактор), «Пять тысяч лет стекла» (переработанное издание). Лондон: Издательство Британского музея, 21–61.
- Тернер, Уэс, 1956а. Исследования древних стекол и процессов изготовления стекла; часть III, Хронология компонентов стекольного производства. Журнал Общества технологий стекла 40, 38-52.
- Тернер, Уэс, 1956b. Исследования древних стекол и процессов изготовления стекла; часть V. Сырье и процессы плавки. Журнал Общества технологий стекла 40, 277–300.
- Триантафиллидис, П., 1998. Новые свидетельства производства стекла на классическом и эллинистическом Родосе. В: Кул, Х. (редактор), Annales du 14e Congres de l' Association pour l' Histoire du Verre, Венеция-Милан, 30–34.
- Триантафиллидис, П., 2002. Искусство и ремесло из стекла в юго-восточной части Эгейского моря. В: Кордас, Г. (редактор), 1-я Международная конференция: Гиалос, Витрум, Стекло; История, технология и сохранение стекла и стекловидных материалов в эллинском мире. Афины, 21–39.
- Вайнберг, Г.Д., 1983. Эллинистический стекольный завод на Родосе: отчет о ходе работ. Журнал исследований стекла 25, 37.