Трехфазное обжиг


Трехфазный обжиг (или трехэтапный обжиг ) или техника восстановления железа — это техника обжига, используемая в древнегреческом гончарном производстве , особенно для расписных ваз . Уже сейчас сосуды бронзового века имеют типичную для этой техники окраску: желтую, оранжевую или красную глину и коричневый или красный декор. К VII веку до нашей эры этот процесс был усовершенствован в материковой Греции ( Коринф и Афины ), что позволило производить чрезвычайно блестящие чернофигурные поверхности , что привело к развитию чернофигурной и краснофигурной техники , которая доминировала в греческой вазописи. примерно до 300 г. до н.э.
Общепринятая точка зрения, разработанная в наше время из-за отсутствия современных отчетов, заключалась в том, что расписная греческая керамика подвергалась однократному обжигу после того, как сформированный горшок был высушен до твердого состояния кожи , а затем окрашен. Но обжиг состоял из трех этапов, призванных создать желаемые цвета. Иногда после обжига добавлялась покраска в другие цвета, особенно в вазах на белом фоне и в эллинистических вазах. Однако новые исследования вместо этого предоставляют вещественные доказательства того, что керамика была изготовлена двумя или более отдельными обжигами. [ 1 ] при котором керамика подвергается нескольким этапам обжига. Традиционный вариант описан более подробно ниже, но следует иметь в виду возможность различных обжигов на описанных этапах.
Стадии окисления железа
[ редактировать ]
Все цвета греческой черно-красной вазовой росписи обусловлены разной концентрацией железа в глине и разной степенью окисления этого железа при обжиге. Железо имеет особенность образовывать оксиды различных цветов, в том числе серый оксид железа (II) (FeO), красный оксид железа (III) (Fe 2 O 3 ) и темно-черный магнетит (Fe 3 O 4 ). Какой из этих типов окисления достигается, зависит от наличия кислорода и температуры реакционной смеси: высокое содержание кислорода способствует образованию Fe 2 O 3 , а его недостаток приводит к образованию FeO или Fe. 3 О 4 . Таким образом, на цвет богатых железом глин можно влиять, контролируя атмосферу во время обжига, стремясь сделать ее либо «восстановительной» (т. е. бедной кислородом и богатой углеродом), либо «окислительной» (т. е. богатой кислородом). Этот контроль является сутью трехфазного обжига.
Витрификация и спекание
[ редактировать ]Чтобы добиться более чем одного цвета на данной вазе, необходим еще один трюк: черного магнетита Fe 3 O 4 необходимо предотвратить возвращение в матовый красный гематит Fe 2 O 3 . Другими словами, области, которые останутся черными, должны быть лишены доступа кислорода, их окисленные частицы должны быть «запечатаны». Это достигается за счет использования еще одного свойства глины: температура стеклования , т. е. температура, при которой отдельные частицы глины необратимо сливаются, зависит от состава глины и содержащихся в ней частиц. [ 2 ]

Более мелкие частицы глины и высокое содержание кальция снижают температуру спекания . [ 3 ] Изготовление разнообразных малярных полос достигалось за счет левигации и последующего снятия различных слоев. [ 4 ] Добавление «пептизирующих» веществ (т.е. веществ, которые разбивают и разделяют частицы глины и предотвращают их повторную коагуляцию) может еще больше уменьшить размер частиц. К таким веществам относятся каустическая сода (NaOH), аммиак (NH 3 ), поташ (K 2 CO 3 ) и полифосфаты, такие как калгон (NaPO 3 ) 6 : они прикрепляются к частицам глины прочными водородными связями и, таким образом, предотвращают их, в аналогично тензидам : воссоединение и повторное свертывание. Другими словами, частицы глины теперь находятся в состоянии коллоидной суспензии . [ 5 ]
Управление печью
[ редактировать ]Предпосылкой для трехфазного обжига была управляемая печь . Судя по всему, необходимая технология была разработана в Коринфе еще в VII веке до нашей эры. Только изобретенные тогда купольные печи с вентиляционными отверстиями позволяли производить чернофигурную , а впоследствии и краснофигурную керамику . [ 6 ] Контроль температуры можно обеспечить визуально, используя смотровое отверстие или помещая образцы в печь. [ 7 ]
Стрельба
[ редактировать ]Перед обжигом глиняные сосуды плотно укладывали в печь . Поскольку аттическая керамика не содержит собственно глазурей (т.е. тех, которые полностью плавятся и остекловываются), в печи сосуды могли соприкасаться. Однако очень важно было добиться хорошей циркуляции воздуха/газа во избежание пропусков зажигания. [ 8 ]
Фаза 1: Разжигание (окисление)
[ редактировать ]Типичный обжиг, вероятно, происходил при температуре 850–975 ° C (1562–1787 ° F). [ 9 ] При постоянном обжиге печи такие температуры достигались примерно через 8-9 часов. Во время этого процесса сосуды в печи изначально теряли всю оставшуюся в них влагу. При температуре 500 °C (932 °F) через 6 или 7 часов началось настоящее обжиг теперь уже раскаленных сосудов. При постоянном притоке кислорода и постоянном повышении температуры богатая железом блестящая пластинка окислилась и покраснела вместе с остальной частью сосуда. Во время этого процесса железо превращается в темно-красный гематит (Fe 2 O 3 ). Не обязательно, но весьма вероятно, что эта фаза возгорания произошла в окислительной атмосфере: в любом случае вероятен пожар, богатый кислородом, поскольку он гораздо эффективнее производит тепло. Далее, тот факт, что восстановительные пожары чрезвычайно задымлены, вероятно, посчитали бы нежелательным, и поэтому ограничились относительно короткой 2-й фазой.
Фаза 2: Редукция (витрификация блестящего шликера)
[ редактировать ]
При температуре около 900 °C (1650 °F) подача кислорода прекращается, создавая восстановительные условия, так что красный гематит Fe 2 O 3 превращается в матово-черный оксид железа FeO, а черный шликер превращается в темно-черный магнетит Fe 3 O. 4 . В древности этого можно было добиться, закрыв отверстия для подачи воздуха и добавив невысушенный хворост и зеленую древесину, которые сгорали лишь неполностью, выделяя окись углерода (CO, а не CO 2 ). [ 10 ] Температуру поддерживали в течение некоторого времени, вероятно, на уровне около 945 °C (1733 °F), чтобы обеспечить полное плавление и спекание мелкозернистого красочного шликера. [ 11 ] Впоследствии температура снова опустилась ниже точки спекания (стеклования) окрашенного шликера, все еще в восстановительной атмосфере. [ 12 ] Теперь шликер «герметизирован» и не позволяет кислороду вступать в реакцию со своим содержимым, так что оксиды магнетита Fe 3 O 4 внутри него сохраняют свой черный цвет.
Этап 3: Повторное окисление и охлаждение
[ редактировать ]На заключительном этапе обжига вновь открываются аэрационные отверстия печи: восстанавливаются окислительные условия. Те участки сосудов, которые не были запечатаны на этапе 2, теперь вновь окисляются: черный оксид железа FeO снова превращается в красный гематит Fe 2 O 3 . [ 13 ] После полного окисления красных участков печь можно было открыть, затем дать ее содержимому медленно остыть и в конечном итоге вынуть.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтон, М., Трентельман, К., Каммингс, М., Поретти, Г., Мейш, Дж., Сондерс, Д., Форан, Б., Броди, М., Мехта, А. (2013), Материал Свидетельства многочисленных обжигов древней афинской краснофигурной керамики. Журнал Американского керамического общества, 96: 2031–2035. дои: 10.1111/jace.12395
- ^ Осознание того, что основная глина и «краска» ( шликер ) не различаются или лишь незначительно различаются по химическому составу, было впервые опубликовано Шуманом (1942). Позже это было подтверждено спектрографическим анализом Ноблом (1969).
- ^ Это, а также тот факт, что для получения нескольких цветов на одной и той же вазе необходимы различные точки спекания, такие как блестящий черный, красный и темно-красный (или кораллово-красный, как видно, например, на чашке Эксекиаса знаменитой мюнхенской с Дионисом на лодке). , был впервые обнаружен Хофманном (1962).
- ^ Подробное описание в журнале Winter (1959).
- ^ Шуман (1942) использовал для своих экспериментов каустическую соду и аммиак, Хофманн (1962) — танины , Нобл (1960/1965) упоминает калгон ((NaPO 3 ) 6 ) и поташ. Для древности можно предположить использование поташа, так как он образуется как природный продукт отходов при сжигании древесины, например, в гончарной печи.
- ^ Наглядное свидетельство этого доступно в виде картин на вотивных табличках из Пентескуфы (ныне в Антикенсаммлунге Берлина), изображающих гончаров в действии, от строительства печи до обжига. Реконструкция печи зимой (1959 г.). Описание современных мастерских и печей: Winter/Hampe (1962).
- ^ Ноубл (1960/65) и Хофманн (1962) утверждают, что визуального контроля достаточно. Фарнсворт (1960) исследовал сохранившиеся образцы, найденные возле раскопанных античных горшечных печей.
- ^ Особенно из более ранних периодов, есть много не полностью редуцированных ваз, при этом части сосуда остаются красными, а другие полностью черными, хотя вся ваза окрашена одним и тем же напылением. Это могло произойти, если богатая углеродом атмосфера не смогла достичь поверхности или если температура была слишком низкой, чтобы изолировать поверхность.
- ^ Например, Нобл (1969) обжигал фрагменты древней керамики, при температуре выше 975 ° C (1787 ° F) древние черные поверхности плавились и повторно окислялись. Эксперименты с современными аттическими глинами показали, что при температуре выше 1005 °C (1841 °F) они приобретают очень светло-красный цвет, тогда как при температуре ниже 1000 °C (1830 °F) достигаются цвета, очень похожие на цвета древних аттических ваз. .
- ^ В современных электрических духовках для этой цели можно добавлять влажные опилки. См. Густав Вайс: Керамилексикон, статья «Reduktion im Elektroofen». Джозеф Вич Ноубл также использовал опилки: Noble (1960), с. 310-311.
- ^ Ноубл (1960) предлагает «период замачивания» продолжительностью не менее получаса.
- ^ Точная точка спекания варьируется от глины к глине. В своих экспериментах Ноубл завершил эту фазу при температуре 875 ° C (1607 ° F) (Noble 1960, стр. 311).
- ^ Различное качество поверхности спеченных/стеклованных и неспеченных поверхностей четко изображено на фотографиях, сделанных электронным микроскопом Хофманном (1962).
Библиография
[ редактировать ]- Мари Фарнсворт: Рисование фигур как средство правильной стрельбы. В: AJA 64 (1960), с. 72-75, пл. 16.
- У. Хофманн: Химическая основа древнегреческой вазописи. В: Angewandte Chemie 1 (1962), с. 341-350.
- Лиза К. Кан и Джон К. Виссинджер: «Воссоздание и обжиг греческой печи». В: Статьи о специальных техниках изготовления афинских ваз: материалы симпозиума, проведенного в связи с выставкой «Цвета глины». Эд. Кеннет Д.С. Лапатин. Гетти 2007.
- Джозеф Вич Ноубл: Техника росписи аттических ваз. В: AJA 63 (1960).
- Джозеф Вич Ноубл: Техника расписной аттической керамики. Нью-Йорк, 1965 год.
- Ингеборг Шайблер: Греческая керамика. Производство, торговля и использование старинных глиняных сосудов . Гл. Бек, 2-й, отв. Изд., Мюнхен, 1995. ISBN 3-406-39307-1
- Теодор Шуман: Украшение поверхности древней керамики. Terra sigillata и греческая черно-красная живопись. В: Отчеты Немецкого керамического общества 32 (1942), с. 408-426.
- Адам Винтер: Основы техники греческого гончарного дела. В: Технический вклад в археологию, Том 1. Майнц (1959).
- Адам Винтер, Роланд Хампе : С гончарами на Крите, в Мессении и на Кипре. Майнц (1962).