Евфроний
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2011 г. ) |

Евфроний ( греч . Εὐφρόνιος ; ок. 535 - после 470 г. до н.э.) был древнегреческим художником по вазам и гончаром, работавшим в Афинах в конце VI - начале V веков до нашей эры. В составе так называемой « Группы пионеров » (современное название группы художников по вазам, которые сыграли важную роль в переходе от чернофигурной керамики к краснофигурной ), Евфроний был одним из самых выдающихся художников Краснофигурная техника. Его работы ставят его на переходный период от позднеархаического искусства к раннему классическому , и он является одним из первых известных художников в истории, подписавших свои работы.
Общие соображения
[ редактировать ]Открытие греческих вазописцев
[ редактировать ]В отличие от других художников, таких как скульпторы , ни один источник древнегреческой литературы не упоминает конкретно художников-вазописцев. В обширной литературной традиции, посвященной искусству, гончарное дело почти не упоминается . Таким образом, реконструкция жизни и художественного развития Евфрония, как и всех греческих художников-вазописцев, может быть получена только на основе его произведений.
Современное научное изучение греческой керамики началось примерно в конце 18 века. Первоначально интерес сосредоточился на иконографии . Обнаружение первой подписи Евфрония в 1838 году показало, что можно было идентифицировать и назвать отдельных художников, чтобы можно было приписать им их работы. Это привело к интенсивному изучению подписей художников, и к концу XIX века ученые начали составлять стилистические сборники.
Археолог Джон Д. Бизли использовал эти сборники как отправную точку для своей работы. Он систематически описал и каталогизировал тысячи аттических чернофигурных и краснофигурных ваз и черепков, используя методы историка искусства Джованни Морелли для изучения картин. В трех ключевых томах, посвященных аттическим художникам, Бизли разработал таксономию, которая остается актуальной и по сей день. Он перечислил всех известных художников (именованных и неназванных), создавших отдельные произведения искусства, которым всегда можно безошибочно приписать. Сегодня имена большинства художников известны, хотя их имена часто остаются неизвестными.
Ситуация в Афинах в конце VI века до н.э.
[ редактировать ]Евфроний, должно быть, родился около 535 г. до н.э., когда афинское искусство и культура процветали во время тирании Писистрата . Большая часть аттической керамики тогда была расписана в чернофигурном стиле. Большая часть афинской керамической продукции того времени вывозилась в Этрурию . Большая часть сохранившейся аттической керамики была обнаружена в качестве погребального инвентаря (раскопанного или разграбленного) из этрусских гробниц.
В то время вазопись получила новый импульс от таких гончаров, как Никосфен и Андокид . Мастерская Андокида начала производство краснофигурной керамики около 530 г. до н.э. Постепенно новая краснофигурная техника стала заменять старый чернофигурный стиль. Евфронию суждено было стать одним из важнейших представителей ранней краснофигурной вазописи в Афинах. Вместе с несколькими другими современными молодыми художниками современная наука считает его частью « Пионерской группы » краснофигурной живописи.
Обучение в мастерской Кахрилиона.
[ редактировать ]Евфроний, судя по всему, начал расписывать вазы около 520 г. до н.э., вероятно, под руководством Псиакса . Позже сам Евфроний оказал большое влияние на творчество своего бывшего мастера, а также на творчество нескольких других старых художников. Позже он работал в мастерской гончара Кахрилиона под руководством художника Олтоса .
Его работы на этом раннем этапе уже демонстрируют некоторые художественные характеристики Евфрония: его склонность рисовать мифологические сцены, его предпочтение монументальным композициям, а также сценам из повседневной жизни, а также его тщательную прорисовку мускулов и движений. Последние аспекты особенно указывают на тесную связь с Псиаксом, писавшим в схожем стиле. Помимо нескольких фрагментов, чашу в Лондоне (E 41) и одну в Малибу к этому этапу его работы можно отнести (77.AE.20).
Однако самой важной ранней вазой является подписанный экземпляр с изображением Сарпедона . Только благодаря появлению этой вазы на международном рынке ранние работы Евфрония можно было узнать и отличить от картин Олтоса , которому ранее приписывались некоторые работы Евфрония. Хотя позже художники стали подписывать свои лучшие работы, подписи редко использовались в чернофигурной и ранней краснофигурной живописи.

Даже самые ранние известные работы Евфрония демонстрируют полный контроль над техническими способностями, необходимыми для росписи краснофигурных ваз. Точно так же в его работах впервые можно увидеть ряд технических достижений, которые были приняты как часть стандартной краснофигурной техники. Чтобы сделать изображения анатомии человека более пластичными и реалистичными, он ввел рельефную линию и использовал разбавленную глину . В зависимости от способа нанесения шликер во время обжига может приобретать различные цвета от светло-желтого до темно-коричневого, что увеличивает стилистические возможности, доступные художнику. Технические и художественные новшества Евфрония, по-видимому, быстро оказали влияние; произведения, созданные в ранний период его жизни другими художниками, работавшими на Кахрилиона, и даже его бывшими учителями Псиаксом и Олтосом, демонстрируют стилистические и технические аспекты, впервые увиденные в собственных работах Евфрония.
Хотя мастерская Кахилиона производила только чаши для питья, и Евфроний продолжал работать на него до зрелого возраста, простые чаши вскоре перестали удовлетворять его художественный порыв. Он начал расписывать другие типы ваз, вероятно, работая с разными гончарами. На вилле Джулия хранятся две очень ранние пелики его . Такие вазы среднего размера давали больше места для его фигурных картин. Психтер , ныне находящийся в Бостоне, также причисляется к его ранним работам, поскольку сильно напоминает работы Олтоса: жесткие складки одежды, миндалевидные глаза, небольшой выступающий подбородок и плохо дифференцированные руки и ноги. Альтернативно это может быть относительно небрежная работа на более позднем этапе.
Подобные проблемы с отнесением произведений Евфрония к разным периодам его деятельности повторяются для некоторых его ваз. Хотя общая хронология и развитие его творчества хорошо известны, некоторые из его работ по-прежнему трудно точно определить. Например, кратер- чаша в Antikensammlung Berlin , изображающий молодых людей, тренирующихся в палаистре, часто причисляется к его более поздним работам из-за формы вазы. Тем не менее, представляется, что, несмотря на появление некоторых передовых приемов (тщательное изображение мускулатуры, использование рельефной линии), кратер следует датировать более ранней фазой, поскольку он заимствует некоторые стилистические мотивы из чернофигурной вазописи. . К этим мотивам относятся гирлянда из плюща под ртом, достаточно небольшой формат изображения и стилистическое сходство с работами Олтоса.
Евфроний и Евксифей: зрелая фаза, годы мастерства.
[ редактировать ]Инновации и конкуренция
[ редактировать ]
Около 510 г. до н.э., вероятно, ища новые средства для своих композиций, Евфроний вошел в мастерскую Евксифея , гончара, который аналогичным образом занимался экспериментами с формой и декором в своих собственных работах. Стилистическое развитие творчества Евфрония в этот период, когда и художник, и гончар предпринимали смелые и влиятельные эксперименты, позволяет с некоторой уверенностью реконструировать его хронологическую последовательность.
Частично сохранившийся кратер- чаша этого периода ( Лувр G 110) свидетельствует о степени, в которой Евфроний осознавал влияние своих художественных новшеств. На лицевой стороне чаши изображена классическая сцена, которую он уже нарисовал на чаше около 520 г. до н. э.: битва Геракла с Немейским львом . На оборотной стороне, однако, изображена смелая и новаторская двойная композиция: вверху — сцена комоса , где участники танца изображены в экстремальных физических позах, а внизу — фигура, вид сзади, с откинутыми назад руками. Считается, что поразительная сцена стала причиной того, что Евфроний подписал работу. Подпись уникальна, так как художник использует формулу Euphronios egraphsen tade — «Эуфрониос нарисовал эти вещи». Это произведение является характерным примером работы группы «Пионер» и показывает, как отдельная ваза может внести индивидуальный вклад в развитие формы.
Это стремление к инновациям привело к возникновению духа соперничества даже внутри отдельных мастерских. На амфоре в Мюнхене Евтимид, еще один художник из пионерской группы, утверждает, что он написал картину, «такую, какую Евфроний никогда бы не смог сделать». Эта фраза подразумевает уважение к мастерству коллеги и соперника, а также соревнование с ним. Точно так же несколько более молодой художник Смикрос , вероятно, ученик Евфрония, создал несколько очень успешных ранних работ, которые были прямым плагиатом его мастера. В музее Гетти есть подписанный псиктер Смикросом , на котором изображен Евфроний, ухаживающий за эфебом по имени Леагрос. Имя Леагрос часто встречается в Евфрония на калосе надписях .
Геракл, Антей и Сарпедон – два шедевра
[ редактировать ]
Чаша-кратер с изображением сражающихся Геракла и Антея часто считается одним из шедевров Евфрония. Контраст между варварским ливийским гигантом Антеем и цивилизованным, ухоженным греческим героем является ярким отражением развивающегося греческого самосознания, а анатомическая точность тел борющихся персонажей придает произведению изящество и силу. Интенсивность работы усиливается наличием двух женских фигур, статный облик которых замыкает образ. При реставрации вазы был найден оригинальный эскизный рисунок, показывающий, что Евфроний поначалу испытывал трудности с изображением протянутой руки умирающего великана, но сумел их преодолеть при написании сцены.

Кратер Сарпедон или Кратер Евфрониоса , созданный около 515 г. до н. э., обычно считается вершиной творчества Евфрония. Как и на известной вазе раннего периода, Евфроний помещает Сарпедона в центр композиции. По приказу Зевса Танатос . и Гипнос уносят труп Сарпедона с поля битвы На заднем плане в центре изображен Гермес , изображенный здесь в роли сопровождающего мертвых в их последнем путешествии. Ансамбль окружен двумя троянскими воинами, смотрящими прямо перед собой, очевидно, не обращающими внимания на происходящее между ними действие. На рисунках указаны не только их названия, но и поясняющие тексты. Использование тонкой мазки позволило Евфронию сознательно использовать разные оттенки цвета, что сделало сцену особенно живой. Но кратер знаменует собой пик способностей художника не только в живописном плане; ваза также представляет собой новое достижение в развитии краснофигурного стиля. Форма кратера-чаши уже была разработана гончарами и художниками еще в чернофигурную фазу. Эксекиаса , но ваза Евксифея демонстрирует дальнейшие новшества, созданные специально для краснофигурной техники. За счет окраски ручек, ножки и нижней части вазы в черный цвет пространство для краснофигурных изображений строго ограничивается. Как обычно у Евфрония, живописная сцена обрамлена извилистыми завитушками . Сама картина представляет собой классический образец творчества живописца: сильная, динамичная, детальная, анатомически точная и с сильным оттенком пафоса . Оба художника, похоже, осознавали качество своей работы, поскольку и художник, и гончар подписали ее. Кратер — единственная работа Евфрония, сохранившаяся полностью.
На обратной стороне кратера Сарпедон изображена простая сцена вооружения, выполненная в более спешке, поскольку глина массивного кратера высохла и сделала его менее работоспособным. Эта явно современная сцена, изображающая группу анонимных юношей, вооружающихся для войны, символизирует новый реализм как по содержанию, так и по форме, который Евфроний привнес в краснофигурную технику. Эти сцены из повседневной жизни и художественное тщеславие их сочетания с мифологической сценой на одном произведении отличают многие произведения, написанные Евфронием и его последователями.
Помимо своего уникального археологического и художественного статуса, кратер Сарпедон сыграл ключевую роль в разоблачении и ликвидации крупной сети контрабанды древностей, которая торговала награбленными археологическими сокровищами и продавала их крупным музеям и коллекционерам, включая Метрополитен-музей , Музей Дж. Пола Гетти в Калифорнии и техасский нефтяной миллиардер Нельсон Банкер Хант . Кратер был одним из многих погребальных предметов, которые были незаконно раскопаны в конце 1971 года, когда банда томбароли (грабителей гробниц) под предводительством итальянского торговца антиквариатом Джакомо Медичи разграбила ранее не обнаруженный этрусский комплекс гробниц недалеко от Черветери , Италия. Медичи впоследствии продал кратер американскому дилеру Роберту Хехту , который, в свою очередь, договорился о его продаже за 1 миллион долларов США Метрополитен -музею , в Нью-Йорке где он был выставлен на обозрение с 1972 года. расследования и длительное и обширное транснациональное уголовное расследование, проведенное итальянскими властями, в конечном итоге разгромили сеть контрабандистов, что привело к многочисленным судебным преследованиям (в том числе к Медичи, Хехту и куратору музея Гетти). Мэрион Тру ), а также возвращение в Италию десятков награбленных древностей, незаконно полученных Метрополитеном, Гетти и другими учреждениями. После длительных переговоров кратер Евфрония был официально возвращен в собственность Италии в феврале 2006 года, но оставался выставленным в аренду Метрополитен-музею до его широко разрекламированной репатриации в Италию в январе 2008 года. [ 1 ]
Сцены из повседневной жизни
[ редактировать ]
Помимо мифологических мотивов, Евфроний также создал множество горшков, включающих сцены из повседневной жизни. чаша Кратер- в Staatliche Antikensammlungen в Мюнхене изображает симпозиум . Четверо мужчин лежат на кушетках ( клинай ) и пьют вино. Гетера , названная в сопроводительной надписи «Сико » , играет на флейте, а хозяин по имени Экфантид поет песню в честь Аполлона . Слова льются из его рта, образуя композицию, напоминающую речевые пузыри современных комиксов . Такие сцены довольно распространены. Вероятно, это главным образом потому, что вазы были созданы для использования в аналогичных случаях, но, возможно, также и потому, что такие художники, как Евфроний, принадлежали к изображенным кругам афинских граждан - или, по крайней мере, стремились к этому, поскольку современным исследователям неясно, что именно социальный статус художника-вазописца был.
подписанный псиктер в Эрмитаже ( Санкт-Петербург Очень известен и ). На нем изображены четыре пирующих гетераи . На одном из них написано имя Смикра , вероятно, юмористический намек на молодого художника Смикроса.
Помимо образов застолья, есть и палаистровые сцены, позволившие художнику предаться наслаждению движением, динамикой и мускулатурой. Одним из примеров является единственное сохранившееся произведение Евфрония в чернофигурной технике, фрагменты которого были найдены на Афинском Акрополе . Это была Панафинейская амфора . Часть головы Афины узнаваема. Вполне вероятно, что на реверсе, как это было нормой для этой формы вазы, были изображены спортивные соревнования по одному из видов спорта, входивших в состав Панафинейских игр .
Поздняя фаза
[ редактировать ]
Более поздние работы Евфрония частично сталкиваются с трудностями атрибуции. Во многих случаях это происходит из-за прямого подражания или отголосков собственного художественного стиля в творчестве других живописцев, работавших при его жизни.
Хорошо известен безымянный спиральный кратер , найденный в 18 веке недалеко от Ареццо . Основная сцена на чреве вазы легко может быть отнесена к Евфронию. В кратере изображена боевая сцена, где Геракл и Теламон в центре сражаются с амазонками . Теламон наносит смертельный удар раненой амазонке в скифской одежде. Геракл сражается с амазонкой Тейсипилой, направляющей на него стрелу. Эта поздняя работа является еще одним примером поиска Евфронием новых форм выражения. Сцена отличается впечатляющей динамикой, которая словно взяла под контроль художника, поскольку он изобразил ногу Теламона в сильно вывернутом положении. Небольшой фриз из комастов вокруг горлышка вазы проблематичен с точки зрения атрибуции. Возможно, это сделал кто-то из помощников мастера, возможно, Смикрос.
Этот конкретный кратер , по-видимому, был центральной работой, оказавшей влияние и вдохновившей многих других. Например, на шейной амфоре (Лувр G 107) изображена почти идентичная сцена, но в стиле, совершенно отличном от стиля Евфрония. На нем Геракла сопровождает загадочная надпись: Кажется, он принадлежит Смикросу . Возможно, это сотрудничество обоих художников. Иная ситуация с амфорой (Ленинград 610), на которой также изображена сцена, аналогичная описанному выше кратеру , но Геракл изображен в виде лучника. Поскольку произведение похоже на работу Евфрония не только по мотиву, но и по художественному стилю, Бизли нерешительно приписал его мастеру. Проблема в том, что к этому моменту стиль и навыки Смикроса стали очень похожи на стиль и навыки его учителя, что затрудняло различение их работ.
Последние работы Евфрония (Лувр G 33, Лувр G 43) характеризуются сильным упрощением. Мотивы составлены менее тщательно, чем в более ранних работах, вероятно, потому, что Евфроний, начиная с 500 г. до н. э., сосредоточился на другом занятии.
Евфроний как гончар
[ редактировать ]Евфроний, похоже, возглавил гончарную мастерскую около 500 г. до н.э. В истории греческой керамики и вазовой росписи нет ничего необычного в том, что художники работали в обеих областях; Известно , что несколько других художников из группы «Пионер», такие как Финтий и Евтимид, были гончарами. Тем не менее, ситуация Евфрония уникальна, поскольку первоначально он действовал исключительно как художник, а затем только как гончар.

В последующие годы мастерская Евфрония в основном производила чаши. Понятно, что он должен был сделать такой выбор, поскольку гончары ( керамеи ), вероятно, были самостоятельными предпринимателями, тогда как художники были наемными работниками. Таким образом, у гончара было больше шансов достичь достатка. Были выдвинуты и другие гипотезы, например, что у Евфрония возникла настоящая страсть к гончарному ремеслу. Это вполне возможно, так как он оказался высококвалифицированным гончаром; Фактически, его подпись как гончара сохранилась на большем количестве ваз, чем подпись художника. Другая теория предполагает, что ухудшение зрения заставило его сосредоточиться на другой деятельности. основания вотивного Эту точку зрения может подтвердить обнаружение на Акрополе приношения. Фрагментарная надпись содержит имя Евфроний и слово hygieia (здоровье). Однако в современных исследованиях материальные соображения более широко считаются значимыми.
Интересно, что основным изделием своей мастерской он выбрал миски. Раньше чаши обычно расписывали менее опытные художники и, вероятно, пользовались меньшим уважением, чем другие вазы. первоклассных талантов, таких как Онисимос , Дурис , художник-антифон , художник-триптолемос и художник-пистоксенос Его выбор художников указывает на то, что он уделял большое внимание использованию в своей мастерской .
Библиография
[ редактировать ]- Евфроний, художник: выставка в специальном выставочном зале Государственного музея прусского культурного наследия Берлин-Далем, 20–26 марта. Май 1991 года . Фаббри, Милан, 1991 г.
- Евфроний и его время: Коллоквиум в Берлине 19/10. Апрель 1991 года по случаю выставки художника Евфрония . Государственные музеи Берлина, Берлин 1992 г., ISBN 3-88609-129-5 .
- Ингеборг Шайблер: Греческая керамика . 2-е изд. Бек, Мюнхен, 1995 г., ISBN 3-406-39307-1 .
- Биография Евфрония в музее Гетти
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вернон Сильвер, Потерянная чаша: Эпическая охота за бесценным шедевром (Харпер Коллинз, 2009)
Внешние ссылки
[ редактировать ]