Jump to content

Эксекиас

Эксекиас
Дионис , бог вина , со своим сыном Энопионом , аттическая чернофигурная амфора , датированная ок. 540–530 гг. До н.э., находится в Британском музее (B 210).
Рожденный
Эксекиас

до 550 г. до н.э.
Вероятно, Афины
Умер Около 525 г. до н.э.
Национальность Греческий
Известный Роспись вазы
Заметная работа Высококачественные вазы на экспорт и для домашнего потребления.
Движение Чернофигурный стиль, Группа E

Эксекиас ( древнегреческий : Ἐξηκίας , Exēkías ) был древнегреческим художником по вазам и гончаром , который работал в Афинах примерно между 545 и 530 годами до нашей эры. [1] Эксекиас работал в основном в чернофигурной технике, которая заключалась в написании сцен с использованием глиняной пластинки, обожженной до черного цвета, с деталями, созданными посредством надреза. Историки искусства считают Эксекиаса художественным провидцем, чье мастерское использование резки и психологически чувствительных композиций делает его одним из величайших художников-вазописцев Аттики. [2] Считается, что художник Андокид и художник Лисиппид были учениками Эксекиаса. [3]

Работы Эксекиаса отличаются новаторскими композициями, точным мастерством рисунка и тонкими психологическими характеристиками, которые превосходят проблемы, присущие чернофигурной технике. Джон Бордман , выдающийся историк греческого искусства, описал стиль Эксекиаса следующим образом: «Отличительной чертой его стиля является почти статное достоинство, которое впервые приближает роспись ваз к тому, чтобы претендовать на место главного искусства». [4] Он был художником-новатором и гончаром, который экспериментировал с новыми формами и изобретал необычные методы рисования, такие как использование кораллово-красной накладки для усиления цвета.

Подпись Эксекиаса как гончара: ΕΧΣΕΚΙΑΣΕΠΟΙΕΣΕ («Эксекиас создал [меня]»), ок. 545–540 до н. э., Лувр F 53.

Сохранилось четырнадцать подписанных работ Эксекиаса, при этом многие другие были приписаны ему на основе метода стилистического знания, разработанного Джоном Бизли . [5] Его подписанные произведения дают представление не только о творчестве самого Эксекиаса, но и о том, как работали древние гончарные мастерские. Двенадцать из четырнадцати сосудов, носящих его имя, называют его не своим художником, а своим гончаром, добавляя к его имени слово epoíēsen (ἐποίησεν). [6] Это можно перевести как «Эксекиас сделал [меня]», в отличие от égrapsen (ἓγραψεν), которое переводится как «нарисовал [меня]» (буквально: «нарисовал [меня]»). [7] На двух амфорах, Берлин 1720 г. и Ватикан 344 г., оба термина используются в трехметровой ямбической надписи Exēkías égrapse kapoíēsé me («Эксекиас сделал и нарисовал меня»), что указывает на то, что в этих случаях Эксекиас отвечал как за заливку вазы, так и за ее заливку. его расписное украшение. [8] Фрагменты третьей амфоры (Таранто 179–196) также показывают использование обоих терминов при восстановлении надписей. [9] Это приводит к предположениям о значении подписей epoíēsen и о том, почему в некоторых случаях Эксекиас подписывал только как гончар на вазах, которые он также явно рисовал. Было высказано предположение, что он как художник подписывал только те работы, которыми особенно гордился. Согласно другому подходу, эпические подписи Эксекиаса можно понимать как общую печать мастерской, а это означало бы, что Эксекиас мог быть просто мастером-гончаром, который руководил изготовлением сосуда. [10] Однако семь судов с надписью « Exēkias epoíēsen » несут слишком мало украшений, чтобы их можно было сравнивать. Только две из оставшихся ваз с подписью epoíēsen можно отнести к той же руке, что и те, что подписаны « ... égrapse kapoíēsé me », то есть художнику Эксекиасу. Бизли отнес одну из ваз с подписью исключительно гончара к так называемой группе Е, с которой Эксекиас тесно связан. [11]

Аттическая чернофигурная шейная амфора, найденная в Вульчи; Британский музей

Хотя сами работы Эксекиаса дают представление о культуре древней керамики, места находок его ваз также раскрывают информацию о рынке, на котором позиционировал себя Эксекиас. Фрагменты колонны-кратера и гидрии , приписываемые Эксекиасу, были раскопаны на афинском Акрополе , что позволяет предположить, что Эксекиас имел клиентуру в своем родном городе. Тот факт, что две его вазы были найдены на Акрополе, важном религиозном святилище, подчеркивает его престиж как художника-вазописца. [12] Эксекиас не только пользовался процветающим рынком в Афинах; многие из его сохранившихся ваз были также экспортированы в Этрурию , Италия , найдены в таких местах, как Вульчи и Орвието , где они были похоронены в этрусских гробницах. [13] Будучи поклонниками греков, их искусства и письменности, этруски полюбили греческие вазы, более 30 000 из которых были найдены в этом регионе. [14] Присутствие работ Эксекиаса в Этрурии указывает на то, что иностранцы также восхищались его вазами и что он обслуживал рынки как дома, так и за рубежом. [15]

Группа Е

[ редактировать ]

По словам Бизли, группа E — это «почва, на которой зарождается искусство Эксекиаса, традиция, которую на своем пути от прекрасного мастера к настоящему художнику он впитывает и превосходит». [16] Основываясь на общем стилистическом сходстве между работами Группы Е и Эксекиаса, Бизли предположил, что Эксекиас впервые начал свою карьеру в мастерской так называемых художников Группы Е. «Группа Е» создала работы, которые не только считаются тесно связанными с творчеством Эксекиаса, но и представляют собой сознательный разрыв с гончарными традициями первой половины шестого века до нашей эры. Группе Е приписывают разработку новых, элегантных форм сосудов, таких как « амфора типа А ». Эксекиас, однако, является единственным членом Группы, который подписывал свою продукцию, что позволяет предположить, что Эксекиас, возможно, был ответственным за разработку таких форм сосудов, как чашка Типа А, брюшная амфора Типа А и кратер чашечки . [17] Помимо специализации на определенных формах сосудов, художники Группы Е также разделяли общий круг сюжетов: рождение Афины , Тезей, сражающийся с Минотавром , Геракл, сражающийся с Немейским львом , а также Геракл и трехтелый Герион среди тем . чаще всего изображается на вазах этой группы. [17]

Формы сосудов

[ редактировать ]
Самоубийство Аякса, совершенное афинским мастером черных фигур Эксекиасом

Экзекиас, похоже, не специализировался на каком-то конкретном типе судов. Среди ваз, изготовленных или украшенных им, есть шейные амфоры, амфоры типов А и В, кратеры-чашечки, кратеры-колонны, чашки типа А, динои, гидрии и по крайней мере одна панафинейская амфора . [17] Вероятно, самая необычная его работа представлена ​​двумя сериями погребальных досок, найденных в Афинах (Berlin Antikensammlung 1811, 1814). Таблички, изображающие погребальный обряд умершего, вероятно, были прикреплены к стенам погребального памятника. [18]

Внешние видео
Чаша Диониса , Государственное собрание древностей , Мюнхен.
значок видео Эксекиас, аттическая черная амфора с Аяксом и Ахиллесом, играющими в игру Smarthistory. [19]
значок видео Эксекиас, Дионис Киликс, ок. 530 г. до н.э. [20]

В своих вазовых росписях Эксекиас не только переосмысливает мифологические традиции своего времени, но порой даже задает новую моду.Одна из его самых известных работ — так называемый « Чаша Диониса », килик, ныне находящийся в Мюнхене (Antikensammlung 2044). Кайлик относится к категории « наглазников » и украшен снаружи двумя парами глаз, что может быть оригинальным экзекским мотивом. В интерьере изображено изображение бога Диониса на фоне кораллово-красной накладки, покрывающей все пространство картины. Здесь Эксекиас использует тондо как рабочую поверхность для основного сценария: Дионис был богом вдохновения, а на картине изображено его первое путешествие в Афины на корабле. Пираты захватили корабль и, возможно, планировали продать Диониса в рабство. Вместо этого бог заставил виноградные лозы вырасти из мачты, настолько напугав пиратов, что они прыгнули за борт и превратились в дельфинов, которых здесь можно увидеть плавающими вокруг корабля. Эксекиас — первый афинский художник-вазописец, изобразивший Диониса, плывущего внутри чаши. [21] Хотя многие произведения Эксекиаса представляют собой образы из мифологической истории, они, как правило, не являются самыми известными моментами. «Наглазник», изображающий Диониса, не показывает Бога, сражающегося со своими похитителями, а вместо этого показывает, как он отдыхает в своей лодке, а похитители вокруг него превратились в дельфинов. Экзекиас мог выбрать любой момент, но он нарисовал именно этот. [22]

Амфора Эксекиаса, Ахиллес и Аякс играют в игру, ок. 540–530 до н. э., Музеи Ватикана , Ватикан.

Еще одну визуальную адаптацию мифологического прошлого можно увидеть на ватиканской амфоре 344, которую некоторые историки искусства считают шедевром Эксекиаса. [23] На амфоре Ватикана изображены Ахиллес и Аякс, играющие в настольную игру, причем оба мужчины идентифицируются по именам, добавленным в родительном падеже. Аякс и Ахиллес сидят друг напротив друга и смотрят на блок, расположенный между ними. В настольную игру, в которую они играют, которую можно сравнить с нардами или шашками , играли с помощью кубика . Судя по словам, написанным рядом с двумя игроками, Ахиллес заявляет, что он бросил четверку, а у Аякса тройка. Хотя они оба изображены играющими, они явно изображены на дежурстве в сопровождении бронежилетов и с копьями в руках, что позволяет предположить, что они могут вернуться в бой в любой момент. Эксекиас добавляет к этому произведению небольшие детали, которые отличают его от других изображений этого повествования. Ахилл изображен со шлемом, все еще лежащим на голове, что означает, что у него больше силы, чем у Аякса. Кроме того, Аякс изображен со слегка поднятой пяткой, что позволяет предположить, что он нервничает в присутствии Ахилла. [24] Помимо выбора этой очень интимной, на первый взгляд непринужденной сцены в качестве символа Троянской войны , эта вазопись также демонстрирует талант Эксекиаса как художника: фигуры Ахилла и Аякса украшены тонкими резными деталями, демонстрирующими искусную работу. текстильные узоры и почти каждый волосок на месте. Известно, что не существует сохранившегося литературного источника, который бы распространялся в Афинах в шестом веке до нашей эры и касался повествования об Аяксе и Ахиллесе, играющих в настольную игру. [25] Эксекиас, возможно, черпал вдохновение для создания этой новаторской композиции из местных устных бардских традиций, касающихся Троянской войны, которые, возможно, развились еще при его жизни в культурном контексте Афин шестого века. [26] Несмотря на двусмысленность происхождения этого мифологического повествования, новое изображение Эксекиаса Аякса и Ахиллеса, играющих в настольную игру, было популярным и было скопировано более 150 раз в последующие пятьдесят лет. [27]

Единственное имя «калос», используемое на вазах, приписываемых или подписанных Эксекиасом как художником, - это любовное имя Онэторидес . Любовное имя Онеторидес появляется на амфоре Ватикана 344, лондонской амфоре B 210, берлинской амфоре F 1720 и афинском чашечке - кратере, которую традиционно приписывают Эксекиасу. [28] , Любовное имя Стесиаса Stēsías kalós (Стесиас прекрасен), начертано на амфоре Лувра F 53, которую Бизли отнес к фазе группы E артистической карьеры Эксекиаса. [29]

Терракотовая шейная амфора с крышкой (ок. 540 г. до н. э.); Метрополитен-музей
Смерть Пентесилеи, работа афинского мастера черных фигур Эксекиаса

В дополнение к основной картине, в которой фигуры взаимодействуют физически и часто с психологическим значением, на вазах Эксекиаса часто есть второстепенные области интереса. Бордюрный декор, а особенно крупные, красиво построенные спирали с пальметтами, обрамляют и оживляют композиции. Центральная картина иногда обрамлена черными областями, так что она, так сказать, появляется внезапно из темноты. Характерно, что Эксекиас использует форму сосуда с его изогнутой поверхностью как местность, которой соответствуют линии и формы картины. При созерцании вазы внимание зрителя привлекает центральная сцена: игровое поле (в изображении Ахилла и Аякса, играющих в игру), лик Пентесилеи (в «Смерти Пентесилеи»), звездное одеяние Диониса, меч, воткнутый в землю (в «Самоубийстве Аякса»). На закругленной поверхности вазы эта точка видна впрок. Все остальные основные линии композиции либо расходятся вокруг тематического центра, либо ведут к нему, как спицы колеса: копья воинов, изогнутые спины их сгорбленных форм, надуваемые ветром паруса корабля и его изогнутые формы. внизу круг дельфинов. Другие сцены переполнены фигурами, так что внимание обращается либо на саму сложную композицию, либо на отдельных мужчин и женщин в колеснице, либо на великолепных лошадей, расположенных группами. Разнообразные композиционные приемы блестяще используются в живописи Эксекиаса, приковывая внимание зрителя, который затем задерживается, чтобы оценить тонко выполненные формы и изысканные детали.

Характерной чертой Эксекиаса также является его умелое использование линий, как с точки зрения тонко прорисованных фигур, так и тщательно вырезанных деталей — для очертания волос, бороды, уникальных черт лица, аспектов доспехов и мебели, черт растений и животных, и особенно узоры на тканых или вышитых предметах одежды впечатляюще разнообразны и поразительно точны. [30] Это можно оценить по знаменитой ватиканской амфоре (344 г.), на которой Ахиллес и Аякс изображены в богато украшенных плащах, причем почти каждый элемент ясно виден и опознаваем, несмотря на небольшой масштаб. Резные узоры включают розетки различных типов, свастики с квадратными или закругленными лучами, звезды и петли, расположенные в панелях, разделенных полосами с множеством типов геометрического декора. Мускулатура искусно выполнена, как и детали рук, ног и доспехов, а волосы точно прорисованы серией линий, которые идут точно параллельно и заканчиваются завитками; Выражения лиц двух героев также идеально выполнены, чтобы указать, в рамках условностей черных фигур, на напряженную концентрацию, показанную взглядами обоих игроков.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Бордман, «Exekias», Американский журнал археологии 82 (1978): 13.
  2. ^ Джон Бордман, Афинские вазы с черными фигурами: Справочник (Лондон: Темза и Гудзон, 1974), 52.
  3. ^ Эвелин Элизабет Белл, «Загадка экзекианцев в Портленде: дальнейший свет на отношения между экзекиасом и группой E», в книге «Древняя греческая и художественная иконография», изд. Уоррен Г. Мун (Мэдисон: Университет Висконсина), 85. Относительно отношений Эксекиаса с художником Лисиппидом см. Дж. Д. Бизли, Греческие вазы: Лекции Дж. Д. Бизли , изд. Донна Курц (Оксфорд: Clarendon Press, 1989), 9.
  4. ^ Бордман, Афинские вазы с черными фигурами: Справочник, 57.
  5. ^ Дж. Д. Бизли, Чердачные художники по вазам с черными фигурами (Нью-Йорк: Hacker Art Books, 1978), 143-49. См. также Дж. Д. Бизли, Паралипомена: Дополнения к аттическим художникам по вазам с черными фигурами и к художникам по аттическим вазам с красными фигурами (Оксфорд: Clarendon Press, 1971), 59–62; Томас Х. Карпентер, Дополнения Бизли: Дополнительные ссылки на ABV, ARV и паралипомены (Оксфорд: Oxford University Press, 1989), 39–42. В последнем исследовании Е.А. Маккея, «Традиции и оригинальность: исследование Эксекиаса» (Оксфорд: BAR, 2010) Эксекиасу как художнику приписывают в общей сложности 32 вазы.
  6. ^ Дж. Д. Бизли, «Exekias», Развитие чердачных черных фигур (Беркли: University of California Press, 1951; 1986), 58.
  7. ^ Джон Бордман, История греческих ваз (Лондон: Темза и Гудзон, 2001) 128-30.
  8. ^ Бизли, Развитие чердачной черной фигуры, 59-60.
  9. ^ Маккей, Традиция и оригинальность: исследование Эксекиаса, 135-136.
  10. ^ Р.М. Кук, «Эпойсен на греческих вазах», Журнал эллинских исследований 91 (1971): 137-38.
  11. ^ Бизли, Афинские художники по чернофигурным вазам, 136, вып. 49; 143.
  12. ^ Оскар Бронир, «Чашечка-кратер Эксекиаса», Hesperia: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах 6 (1937): 469-86; Мэри Б. Мур, «Афина и Геракл на Чашечке-Кратере Экзекиаса», Американский журнал археологии 90 (1986): 35–39; Маккей, Традиция и оригинальность: исследование Эксекиаса , 47, 309.
  13. ^ Бет Коэн, «Грамотный гончар: традиция вырезанных подписей на аттических вазах», Журнал Метрополитен-музея 26 (1991): 57.
  14. ^ Робин Осборн, «Почему афинские горшки понравились этрускам?» Мировая археология 33 (2001): 277.
  15. ^ Архивы Бизли, доступ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 7 июня 2010 г. Проверено 14 декабря 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  16. ^ Бизли, Чердачные чернофигурные художники по вазам , 133.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Бордман, Афинские чернофигурные вазы , 56–57.
  18. ^ Джон Бордман, «Раскрашенные погребальные доски и некоторые замечания о протезах», Ежегодник Британской школы в Афинах 50 (1955): 51-66.
  19. ^ «Эксекиас, чердачная чернофигурная амфора с играющими Аяксом и Ахиллесом» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 17 декабря 2012 г.
  20. ^ «Эксекиас, Дионис Килик, ок. 530 г. до н.э.» . Smarthistory в Академии Хана . Проверено 20 февраля 2013 г.
  21. ^ Бордман, Афинские вазы с черными фигурами, 57.
  22. ^ Нир, Ричард Т. (2012). Греческое искусство и археология: новая история, ок. 2500-ок. 150 г. до н.э. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 140–144. ISBN  978-0-500-28877-1 .
  23. ^ Бизли, Развитие чердачной черной фигуры, 60.
  24. ^ Осборн, Робин. Архаическое и классическое греческое искусство .
  25. Бордман, «Эксекиас», 21.
  26. ^ Джон Бордман, «Гончары и художники Афин шестого века и их публика», в книге « Глядя на греческие вазы» , ​​изд. Том Расмуссен и Найджел Спиви (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1991), 82.
  27. ^ Бордман, «Эксекиас», 18.
  28. ^ Маккей, Традиция и оригинальность: исследование Эксекиаса , 117, 315, 328. О чашечке-кратере см. Бронир, «Чашечка-кратер Эксекиаса», 477-78.
  29. Белл, «Загадка экзекианцев в Портленде: дополнительный взгляд на отношения между экзекиасом и группой E», стр. 82.
  30. ^ Бордман, '' Афинские вазы с черными фигурами, 57.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f42e7bdfc4cbb8134cdde48fa9d646ab__1715271600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/ab/f42e7bdfc4cbb8134cdde48fa9d646ab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Exekias - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)