Кубок Диониса

Чаша Диониса — современное название одного из самых известных произведений древнегреческой вазописи — киликса (чаши для питья), датируемого 540–530 гг. до н.э. Это один из шедевров аттического чернофигурного гончара Эксекиаса и одна из самых значительных работ в Staatliche Antikensammlungen в Мюнхене . [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Высота чашки 13,6 см, диаметр 30,5 см. Он цельный и состоит всего из нескольких крупных черепков . Внутреннее изображение, тондо , занимает почти всю внутреннюю часть чашки. В центре изображен парусник, идущий справа налево. Нос корабля украшен в виде головы животного, а сзади хорошо различим руль. Внутри корабля находится фигура бога Диониса , значительно превышающая натуральную величину . Парус, в отличие от остального изображения, окрашен в белый цвет, что является обычным стилистическим элементом в стиле черных фигур. На мачте растут лозы : три большие гроздья справа и четыре слева. Под кораблем плавают дельфины — двое вправо, трое — влево, а еще один дельфин находится справа и слева от него. Хотя это нереалистичная перспектива, она может указывать на то, что дельфины плавают вокруг корабля. Как и виноградная лоза, дельфины являются символами Диониса . Помимо этого общего контура изображения, существует множество детальных особенностей. На борту корабля вырезаны два маленьких дельфина. Длинноволосый бородатый бог носит корону из плюща и держит рог изобилия в руке . Его туника украшена прекрасным узором. Снаружи, вокруг каждой ручки, над трупом стоят шесть воинов. Пространство между ручками украшено стилизованным лицом с большими глазами и маленьким носом. [ 2 ]
Контекст
[ редактировать ]
Для изображения интерьера было предложено два значения. Наиболее распространенным является предположение, являющееся отсылкой к седьмому гомеровскому гимну , в котором объясняется, как Диониса похитили этрусские пираты, не подозревавшие о его личности. Бог сбивает их мысли с толку и заставляет прыгнуть в воду, где они превращаются в дельфинов. прибытие Диониса в афинскую Антестерию Вторая возможность состоит в том, что изображено . Изображения вокруг ручек, вероятно, изображают сражения за трупы Патрокла и Ахилла , причем обнаженный труп — это Патрокл. [ 3 ]
Инновации
[ редактировать ]Кубок демонстрирует многочисленные технические инновации. Будучи гончаром, Эксекиас взял старые формы и превратил их в совершенно новые. Эта форма, так называемая чашка типа А с более толстой ножкой, кольцом вокруг ножки и глубокой широкой чашей, быстро стала доминирующей формой. Мотив « наглазника » был первоначально представлен Эксекиасом, возможно, в этом изделии. Позже нос между глазами стал более редким. Украшение вокруг ручек было таким же новым, но, в отличие от других новшеств, не прижилось. Тондо также не почти полностью заполнило внутреннюю часть чашки, чему позже особенно подражал художник Пентесилея , но в остальном это довольно редкость. До сих пор внутреннюю часть чашки обычно украшали небольшим тондо, изображающим горгонейон . Также новой, но применявшейся экспериментально лишь в течение нескольких лет, и то лишь изредка, была техника Intentional Red , в которой фон создавался из интенсивной темно-красной глины. И в этом случае чашка является самым ранним примером. Внутри чашки украшение не имеет линии горизонта или определенной ориентации, кроме корабля и винограда. [ 4 ]
История
[ редактировать ]
Известно, что гончаром был Эксекиас, так как на ступне он подписал надпись EΞΣΕΚΙΑΣ ΕΠΟΕΣΕ («Эксекиас сделал это»). Приписывание картины ему происходит на основе стилистических сравнений. Хотя внутренняя хронология произведений Эксекиаса до сих пор до конца не изучена, чашу обычно относят к его более поздним произведениям. Точная дата варьируется между 540 и 530 годами до нашей эры.
Чаша была найдена во время Люсьена Бонапарта раскопок в Вульчи и приобретена для Людвига I Баварского в 1841 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Инвентарный номер 8729 (бывший 2044); Оценка ценности Джона Бордмана, Чернофигурные вазы из Афин. Майнц 1977, с. 64 и Томас Маннак: Роспись греческих ваз. Штутгарт 2002, с. 121
- ^ Описание следует за Маттиасом Стейнхартом, «Exekias» в Künstlerlexikon der Antike. Том 1. Мюнхен, Лейпциг, 2001, стр. 249–252.
- ^ Контекст после Матиаса Стейнхарта, «Эксекиас» в античном лексиконе художников. Том 1. Мюнхен, Лейпциг, 2001, стр. 249–252.
- ^ Артстор. «Артстор» . Library.artstor.org . Проверено 1 октября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Джон Бизли . Аттические чернофигурные вазописцы. Clarendon Press, Оксфорд, 1956, с. 146 № 21.
- Джон Бордман . Чернофигурные вазы из Афин. Руководство. Заберн, Майнц, 1977 г., ISBN 3-8053-0233-9 , с. 64.
- Матиас Стейнхарт . «Эксекиас» в словаре художников античности . Том 1. Саур, Мюнхен, Лейпциг, 2001, стр. 249–252.
- Томас Маннак . Роспись греческих ваз. Введение. Тайсс, Штутгарт, 2002 г., ISBN 3-8062-1743-2 , с. 121.
- Бертольд Фельман . Мюнхен, антикварные коллекции, бывший музей старинного кабаре. Том 13: Аттические чернофигурные глазницы (= Corpus Vasorum Antiquorum Germany . Vol. 77). CH Бек, Мюнхен 2004 г., ISBN 3-406-51960-1 , стр. 14–19 табл. 1–4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аттический чернофигурный глазной кубок Эксекиаса (Мюнхен, Staatliche Antikensammlung) в археологической базе данных Арахна