Ахиллес
Ахиллес | |
---|---|
![]() Древнегреческая полихроматическая керамическая картина (ок . 300 г. до н.э.) с изображением Ахилла во время Троянской войны. | |
Обитель | Фтия |
Генеалогия | |
Родители | Пелей и Фетида |
Братья и сестры | Полимеле |
Супруга | Деидамия , Брисеида |
Дети | Неоптолем , Онейрос |
Часть серии о |
Греческая мифология |
---|
![]() |
Божества |
Герои и героизм |
Связанный |
![]() ![]() |
В мифологии греческой Ахиллес ( / ə ˈ k ɪ l iː z / ə- KIL -eez ) или Ахиллеус ( греч . Ἀχιλλεύς , транслит. Ахиллеус ) был героем Троянской войны , который был известен как величайший из всех греков. воины. Центральный персонаж Гомера » « Илиады , он был сыном Нереиды Фетиды и Пелея , царя Фтии и знаменитого аргонавта . Ахилл был воспитан во Фтии вместе со своим товарищем детства Патроклом и получил образование у кентавра Хирона . В «Илиаде» он представлен как военачальник мифического племени мирмидонцев .
Самым заметным подвигом Ахилла во время Троянской войны было убийство троянского принца Гектора у ворот Трои . Хотя смерть Ахилла не описана в « Илиаде» , другие источники сходятся во мнении, что он был убит незадолго до конца Троянской войны Парисом , который выстрелил в него стрелой. Более поздние легенды (начиная с Статиуса незаконченного эпоса « Ахиллеида », написанного в I веке нашей эры) утверждают, что Ахиллес был неуязвим всем своим телом, кроме одной пятки. Согласно этому мифу, когда его мать Фетида в младенчестве окунула его в реку Стикс , она держала его за одну пятку, оставив ее нетронутой водой и, таким образом, его единственную уязвимую часть тела.
Ссылаясь на эти легенды, термин « ахиллесова пята » стал означать точку слабости, которая может привести к падению, особенно у кого-то или чего-то с сильным телосложением. Ахиллово сухожилие названо в его честь по той же легенде.
Этимология
[ редактировать ]Таблички с линейным письмом B свидетельствуют о личном имени Ахиллеус в формах а-ки-ре-у и а-ки-ре-мы , [1] последнее является дательным по отношению к первому. [2] Имя становилось все более популярным и стало обычным вскоре после седьмого века до нашей эры. [3] а также превратился в женскую форму Ἀχιλλεία ( Achilleía ), засвидетельствованную в Аттике в четвертом веке до нашей эры ( IG II² 1617) и, в форме Achillia , на стеле в Галикарнасе как имя женщины-гладиатора, сражающейся с «амазонкой». .
Имя Ахилла можно проанализировать как комбинацию ἄχος ( áchos ) «страдание, боль, печаль, горе». [4] [5] и λαός ( laós ) «люди, солдаты, нация», в результате чего образуется протоформа *Akhí-lāu̯os «тот, кто огорчает людей» или «тот, чей народ страдает». [6] [7] [8] Горе или страдания людей — это тема, неоднократно поднимавшаяся в «Илиаде» (и часто самим Ахиллесом). Роль Ахилла как героя горя или бедствия образует ироническое сопоставление с общепринятым представлением о нем как о герое κλέος kléos («слава», обычно на войне). Кроме того, слово laos , истолковал Грегори Надь , вслед за Леонардом Палмером как «солдатский корпус», сбор . [7] Благодаря такому выводу имя приобретает в стихотворении двойное значение: когда герой действует правильно, его люди приносят страдания врагу, но когда неправильно, его люди получают горе войны. Стихотворение частично посвящено неправильному направлению гнева со стороны руководства.
Некоторые исследователи считают это название заимствованным словом , возможно, из догреческого языка. [1] Происхождение Ахиллеса от Нереиды Фетиды и сходство его имени с именами речных божеств, таких как Ахерон и Ахелой, привели к предположениям о том, что он был древним водным божеством ( ). [9] Роберт С. П. Бикс предположил догреческое происхождение названия, основываясь, среди прочего, на сосуществовании -λλ- и -λ- в эпическом языке, что может объяснять палатализированную фонему /l. и / на языке оригинала. [2]
Рождение и ранние годы
[ редактировать ]
Ахиллес был сыном Фетиды — Нереиды и дочери Морского Старца — и Пелея , царя мирмидонцев . Зевс и Посейдон были соперниками за руку Фетиды в браке, пока Прометей , предвидящий, не предупредил Зевса о пророчестве (первоначально произнесенном Фемидой , богиней божественного закона) о том, что Фетида родит сына, более великого, чем его отец. По этой причине два бога прекратили преследование и выдали ее замуж за Пелея. [10]
Существует история, предлагающая альтернативную версию этих событий: В « Аргонавтике » (4.760) сестра и жена Зевса Гера намекает на целомудренное сопротивление Фетиды ухаживаниям Зевса, указывая на то, что Фетида была настолько предана брачным узам Геры, что она хладнокровно отверг отца богов. Фетида, хотя и была дочерью морского бога Нерея , также была воспитана Герой, что еще больше объясняет ее сопротивление наступлениям Зевса. Зевс был в ярости и постановил, что она никогда не выйдет замуж за бессмертного. [11]

Согласно « Ахиллеиде» , написанной Статием в I веке нашей эры, и не сохранившимся предыдущим источникам , когда родился Ахилл, Фетида попыталась сделать его бессмертным, окунув его в реку Стикс ; однако он остался уязвимым в той части тела, за которую она его держала: его левая пятка. [12] [13] . Неясно, была ли эта версия событий известна ранее. По другой версии этой истории Фетида помазала мальчика амброзией и положила его на огонь, чтобы сжечь бренные части его тела. Ее прервал Пелей, и она в ярости бросила и отца, и сына. [14]

Ни один из источников до Статиуса не упоминает эту общую неуязвимость. Напротив, в «Илиаде» Гомер упоминает о ранении Ахилла: в 21-й книге пеонийский герой Астеропай , сын Пелагона , бросил вызов Ахиллу у реки Скамандр . Он владел обеими руками и бросал по копью из каждой руки; один задел локоть Ахилла, «вызвав струю крови». [15] В немногочисленных фрагментарных стихотворениях эпического цикла , описывающих смерть героя (например, « Киприя» , « Маленькая Илиада» Лешеса Пиррского , «Эфиопия» и «Илиуперсис» Арктина Милетского ), нет и следа каких-либо упоминаний о его общей неуязвимости или его знаменитая слабость в пятке. На более поздних картинах на вазах, изображающих смерть Ахилла, стрела (или во многих случаях стрелы) попала в его туловище.
Пелей поручил Ахилла на воспитание Хирону , который жил на горе Пелион и был известен как самый праведный из кентавров . [16] В некоторых источниках первоначальное имя Ахилла было «Лигирон», а позже назвал его Ахиллом . его наставник Хирон [17] По словам Гомера, Ахиллес вырос во Фтии вместе со своим товарищем детства Патроклом . [1] Гомер далее пишет, что Ахиллес научил Патрокла тому, чему его самого научил Хирон, включая медицинское искусство. [18] Фетида предсказала, что ее сыну суждено либо обрести славу и умереть молодым, либо прожить долгую, но лишенную событий жизнь в безвестности. Ахиллес выбрал первое и решил принять участие в Троянской войне. [19]

По словам Фотия , в шестой книге « Новой истории» Птолемея Гефестиона сообщается, что Фетида сожгла в тайном месте детей, родившихся ей от Пелея. Когда у нее появился Ахиллес, заметил Пелей, вырвал его из пламени только с обожженной ногой и доверил кентавру Хирону. Позже Хирон эксгумировал тело Дамиса , который был самым быстрым из всех гигантов, удалил лодыжку и вставил ее в обожженную ногу Ахилла. [20]
Физическое описание
[ редактировать ]В рассказе Дареса Фригийца Ахилл описывался как имеющий «...большую грудь, красивый рот и мощные руки и ноги. Его голова была покрыта длинными волнистыми волосами каштанового цвета. Несмотря на кроткий нрав, он был очень свирепый в бою. Лицо Его выражало радость человека, богато одаренного». [21] Гомер описал Ахилла, как и многих других персонажей, как блондинов . [22]
Другие имена
[ редактировать ]Среди наименований, под которыми обычно известен Ахиллес, можно выделить следующие: [23]
- Пирисоус , «спасенный от огня», его имя, которое, кажется, поддерживает традицию, согласно которой его смертные части тела были сожжены его матерью Фетидой.
- Эакид , от деда Эака
- Эмоний из Эмонии, страны, впоследствии получившей название Фессалии.
- Аспетос , «неподражаемый» или «огромный», его имя в Эпире.
- Лариссей из Лариссы (также называемой Кремасте), города Ахайя Фтиотида в Фессалии.
- Лигирон , его настоящее имя
- Нерей от матери Фетиды, одной из нереид.
- Пелид от своего отца Пелея
- Фтиус , родной город Фтия.
- Подаркес , «быстроногий» (буквально «защищающий ногой», от глагола ἀρκέω, «защищать, отгонять»); Птолемей Гефестион, напротив, говорит, что это произошло из-за того, что к его ногам были прикреплены крылья Арке . [24]
Спрятано на Скиросе
[ редактировать ]
Некоторые постгомеровские источники [25] утверждают, что, чтобы уберечь Ахилла от войны, Фетида (или, в некоторых версиях, Пелей) спрятала юношу, одетого как принцесса или хотя бы девушка, при дворе Ликомеда , царя Скироса .
Там Ахиллес, правильно замаскированный, жил среди дочерей Ликомеда, возможно, под именем Пирра (рыжеволосая девушка), Керцисера или Аисса («быстрая»). [26] ). [27] От дочери Ликомеда Деидамии , с которой у него начались отношения, Ахилл родил двух сыновей, Неоптолема (также называемого Пирром, по возможному псевдониму его отца) и Онейроса. Согласно этой истории, Одиссей узнал от пророка Калхаса , что ахейцам не удастся захватить Трою без помощи Ахилла. Одиссей отправился на Скирос в образе разносчика, торгующего женской одеждой и украшениями, и положил среди своих товаров щит и копье. Когда Ахиллес мгновенно взял в руки копье, Одиссей разглядел его маскировку и убедил его присоединиться к греческой кампании. В другой версии истории Одиссей устроил сигнал тревоги, пока он был с женщинами Ликомеда. Пока женщины в панике бежали, Ахиллес приготовился защищать суд, тем самым выдав свою личность.
В Троянской войне
[ редактировать ]
Согласно «Илиаде» , Ахиллес прибыл в Трою с 50 кораблями, на каждом из которых было по 50 мирмидонцев . Он назначил пять вождей (каждый вождь командует 500 мирмидонцами): Менесфия, Евдора , Писандра, Феникса и Алкимедона. [28]
Телефус
[ редактировать ]Когда греки отправлялись на Троянскую войну, они случайно остановились в Мисии , которой правил царь Телеф . В результате битвы Ахилл нанес Телефу незаживающую рану; Телефус посоветовался с оракулом, который заявил, что «раненый исцелится». Ведомый оракулом, он прибыл в Аргос , где Ахиллес исцелил его, чтобы он мог стать их проводником в путешествии к Трое. [29]
По другим сведениям, в Еврипида утраченной пьесе о Телефе он отправился к Авлиде, притворившись нищим, и попросил Ахилла залечить его рану. Ахиллес отказался, заявив, что у него нет медицинских знаний. В качестве альтернативы Телеф удерживал Ореста с целью выкупа, причем выкупом была помощь Ахилла в исцелении раны. Одиссей решил, что рану нанесло копье; следовательно, копье должно быть в состоянии исцелить его. Кусочки копья соскребли с раны, и Телеф исцелился. [29]
Троил
[ редактировать ]Согласно «Киприи» (часть Эпического цикла , повествующая о событиях Троянской войны до гнева Ахилла), когда ахейцы пожелали вернуться домой, их удержал Ахилл, который впоследствии напал на скот Энея , разграбил соседние города (подобно Педасу и Лирнессу , где греки захватывают царицу Брисеиду ) и убил Тенеса , сына Аполлона , а также сына Приама Троила в святилище Аполлона Тимбраия ; однако роман между Троилом и Хрисеидой , описанный в » Джеффри Чосера и «Троиле и Крисеиде в Уильяма Шекспира , «Троиле и Крессиде» является средневековым изобретением. [30] [1]
В «Рассказе Дереса Фригия о разрушении Трои » [31] Латинское изложение, посредством которого история Ахилла была передана в средневековую Европу, а также в более старых источниках Троил был молодым троянским принцем, младшим из царя Приама и Гекубы пяти законных сыновей (или, согласно другим источникам, еще одного сын Аполлона). [32] Несмотря на молодость, он был одним из главных вождей Троянской войны, по Гомеру «конным бойцом» или «колесничным бойцом». [33] Пророчества связали судьбу Троила с судьбой Трои, и поэтому он попал в засаду, пытаясь схватить его. И все же Ахилл, пораженный красотой Троила и его сестры Поликсены и охваченный похотью, направил свое сексуальное внимание на юношу, который, отказавшись уступить, вместо этого обнаружил себя обезглавленным на алтаре-омфале Аполлона Тимбраия . [34] В более поздних версиях истории предполагалось, что Троил был случайно убит Ахиллом в объятиях чрезмерно пылких влюбленных. [35] Таким образом, в этой версии мифа смерть Ахилла стала возмездием за это святотатство. [36] Древние писатели рассматривали Троила как воплощение мертвого ребенка, оплакиваемого родителями. Если бы Троил дожил до совершеннолетия, утверждал Первый мифограф Ватикана , Троя была бы непобедимой; однако мотив более древний и встречается уже в « Плавта » Вакхиде . [37]
В «Илиаде»
[ редактировать ]
Гомера «Илиада» — самое известное повествование о подвигах Ахилла в Троянской войне. Гнев Ахилла (μῆνις Ἀχιλλέως, mênis Achilléōs ) — центральная тема поэмы. Первые две строки «Илиады » гласят:
Menin aeide thee Пилиадео Ахиллеос οὐλομένην, ἣ мири Ахайос ἔλγε' ἔθηκε, [...] | Пой, Богиня, о ярости Ахилла, сына Пелея, проклятая ярость, принесшая ахейцам великие страдания, [...] |

Гомеровский эпос охватывает лишь несколько недель десятилетней войны и не повествует о смерти Ахилла. Оно начинается с выхода Ахиллеса из битвы после того, как его опозорил Агамемнон , командующий ахейскими войсками . женщину по имени Хрисеида Агамемнон взял в рабыню . Ее отец Хрис , жрец Аполлона , умоляет Агамемнона вернуть ее ему. Агамемнон отказывается, и Аполлон насылает чуму на греков. Пророк Калхас правильно определяет источник бед, но не заговорит, если Ахиллес не поклянется защищать его. Ахиллес так и делает, и Калхас заявляет, что Хрисеиду необходимо вернуть отцу. Агамемнон соглашается, но затем приказывает привести к нему рабыню Ахилла Брисеиду , дочь Брисея , вместо Хрисеиды. Разгневанный бесчестием лишения его добычи и славы (и, как он говорит позже, потому что он любит Брисеиду), [38] По настоянию своей матери Фетиды Ахиллес отказывается сражаться или вести свои войска вместе с другими греческими войсками. В то же время, сгорая от ярости из-за кражи Агамемнона, Ахиллес молится Фетиде убедить Зевса помочь троянцам закрепиться в войне, чтобы он мог вернуть себе свою честь.
Когда битва оборачивается против греков, благодаря влиянию Зевса, Нестор заявляет, что троянцы побеждают, потому что Агамемнон разозлил Ахилла, и призывает царя умилостивить воина. Агамемнон соглашается и отправляет Одиссея и двух других вождей, Аякса и Феникса . Они обещают, что, если Ахиллес вернется в бой, Агамемнон вернет пленную Брисеиду и другие дары. Ахиллес отвергает все, что предлагает ему Агамемнон, и просто призывает греков отплыть домой, как он и планирует сделать.

Троянцы во главе с Гектором впоследствии оттесняют греческую армию к пляжам и атакуют греческие корабли. Когда греческие войска находятся на грани полного уничтожения, Патрокл ведет мирмидонцев в бой, одетый в доспехи Ахилла, хотя Ахиллес остается в своем лагере. Патроклу удается отбросить троянцев с пляжей, но его убивает Гектор, прежде чем он успевает возглавить полноценный штурм города Трои.
Получив известие о смерти Патрокла от Антилоха , сына Нестора, Ахиллес скорбит о смерти любимого спутника. Его мать Фетида приходит утешить обезумевшего Ахилла. Она уговаривает Гефеста сделать для него новые доспехи вместо доспехов, которые носил Патрокл и которые забрал Гектор. В состав новых доспехов входит Щит Ахилла , очень подробно описанный в поэме.
Разъяренный смертью Патрокла, Ахиллес прекращает свой отказ сражаться и выходит на поле боя, в ярости убивая множество людей, но всегда разыскивая Гектора. Ахиллес даже вступает в битву с речным богом Скамандером , который рассердился на то, что Ахиллес душит его воды всеми убитыми им людьми. Бог пытается утопить Ахилла, но его останавливают Гера и Гефест. Сам Зевс замечает ярость Ахилла и посылает богов сдержать его, чтобы он не разграбил саму Трою раньше времени, отведенного на ее разрушение, как бы показывая, что беспрепятственная ярость Ахилла может бросить вызов самой судьбе. Наконец Ахиллес находит свою жертву.

Ахилл трижды преследует Гектора вокруг стены Трои, прежде чем Афина в образе любимого и самого дорогого брата Гектора, Деифоба , убеждает Гектора прекратить бегство и сразиться с Ахиллом лицом к лицу. После того, как Гектор осознает трюк, он понимает, что битва неизбежна. Желая победить в бою, он бросается на Ахилла своим единственным оружием - мечом, но промахивается. Приняв свою судьбу, Гектор умоляет Ахилла не щадить ему жизнь, а с уважением отнестись к его телу после его убийства. Ахиллес говорит Гектору, что безнадежно ожидать этого от него, заявляя, что «моя ярость, моя ярость заставят меня сейчас отрубить твою плоть и съесть тебя сырым - такие агонии ты мне причинил». [39] Затем Ахиллес убивает Гектора и тащит его труп за пятки за свою колесницу. После сна, в котором Патрокл умоляет Ахилла провести его похороны, Ахилл устраивает серию похоронных игр в честь своего товарища. [40]
В начале поединка с Гектором Ахиллес упоминается как самая яркая звезда на небе, восходящая осенью, собака Ориона ( Сириус ); знак зла. Во время кремации Патрокла его сравнивают с Геспером , вечерней/западной звездой ( Венерой ), тогда как горение погребального костра продолжается до тех пор, пока Фосфор , утренняя/восточная звезда (также Венера) не зайдет (не сойдет).
С помощью бога Гермеса (Аргеифонта) отец Гектора Приам идет в шатер Ахилла, чтобы умолять Ахилла вернуть тело Гектора, чтобы его можно было похоронить. Ахиллес смягчается и обещает перемирие на время похорон, продолжающихся 9 дней с погребением 10-го числа (по традиции потомков Ниобеи ). Поэма заканчивается описанием похорон Гектора, а гибель Трои и самого Ахилла еще впереди.
Более поздние эпические рассказы: борьба с Пентесилеей и Мемноном.
[ редактировать ]
« Эфиопис » (7 век до н.э.) и работа под названием «Постгомерика» , написанная Квинтом Смирнским в четвертом веке нашей эры, повествуют о дальнейших событиях Троянской войны . Когда Пентесилея , царица амазонок и дочь Ареса , прибывает в Трою, Приам надеется, что она победит Ахилла. После временного перемирия с Приамом Ахиллес сражается и убивает королеву-воительницу, но позже оплакивает ее смерть. [41] Поначалу опешивший, он дрался не так интенсивно, как обычно. Как только он понял, что его отвлечение ставит под угрозу его жизнь, он переориентировался и убил ее.
После смерти Патрокла сын Нестора Антилох ближайшим соратником Ахилла становится . Когда Мемнон , сын богини рассвета Эос и царь Эфиопии , убивает Антилоха, Ахиллес еще раз мстит на поле битвы, убивая Мемнона. Следовательно, Эос не позволит солнцу взойти, пока Зевс не уговорит ее. Битва между Ахиллом и Мемноном из-за Антилоха перекликается с битвой Ахилла и Гектора из-за Патрокла, за исключением того, что Мемнон (в отличие от Гектора) также был сыном богини.
Многие гомеровские ученые утверждали, что этот эпизод послужил источником многих подробностей в описании «Илиады » смерти Патрокла и реакции Ахилла на нее. Эпизод затем лег в основу циклического эпоса «Эфиопис» , который был составлен после « Илиады» , возможно, в VII веке до нашей эры. « Эфиопис» ныне утерян, за исключением разрозненных фрагментов, цитируемых более поздними авторами.
Ахиллес и Патрокл
[ редактировать ]
Точная природа отношений Ахилла с Патроклом была предметом споров как в классический период, так и в наше время. В «Илиаде» он представляется образцом глубокой и верной дружбы. Гомер не предполагает, что Ахиллес и его близкий друг Патрокл имели сексуальные отношения. [42] [43] нет прямых доказательств Хотя в тексте «Илиады» того, что Ахиллес и Патрокл были любовниками, эту теорию высказывали и некоторые более поздние авторы. Комментаторы от классической античности до наших дней часто интерпретировали эти отношения через призму своей собственной культуры. В Афинах V века до нашей эры интенсивная связь часто рассматривалась в свете греческого обычая пайдерастея , который представляет собой отношения между старшим мужчиной и младшим, обычно подростком. В случае Патрокла и Ахилла Ахиллес был бы младшим, поскольку Патрокла обычно считают его старшим. Платона В «Пире» участники диалога о любви предполагают, что Ахиллес и Патрокл были парой; Федр утверждает, что Ахиллес был моложе и красивее, поэтому он был возлюбленным, а Патрокл был любовником. [44] Однако в древнегреческом языке не было слов, позволяющих различать гетеросексуалов и гомосексуалистов . [45] предполагалось, что мужчина может одновременно хотеть красивых молодых мужчин и заниматься сексом с женщинами. Многие пары мужчин на протяжении всей истории сравнивали с Ахиллесом и Патроклом, подразумевая гомосексуальные отношения.
Смерть
[ редактировать ]Смерть Ахилла, даже если рассматривать ее исключительно так, как она произошла в древнейших источниках, является сложной и имеет множество различных версий. [46] Начиная с самого старого рассказа, в 22-й книге «Илиады » , Гектор на последнем издыхании предсказывает, что Парис и Аполлон убьют его у Скейских ворот, ведущих в Трою (стрелой в пятку, согласно Статию). В книге 23 печальный дух мертвого Патрокла посещает Ахилла, когда он засыпает, и просит поместить его кости вместе с костями Ахилла в его золотую вазу, подарок его матери.

В 11 книге «Одиссеи » Одиссей плывет в подземный мир и беседует с тенями. Одним из них является Ахиллес, который, когда его приветствуют как «благословенного в жизни, благословенного в смерти», отвечает, что он предпочел бы быть рабом худшего из хозяев, чем быть царем всех мертвых. Но затем Ахиллес спрашивает Одиссея о подвигах его сына в Троянской войне, и Одиссей рассказывает ему о действиях Неоптолема. [47]
В 24-й книге «Одиссеи» приводится призрачный рассказ мертвого царя Агамемнона о смерти Ахилла: обесцвеченные кости погребального костра Ахилла были смешаны с костями Патрокла и помещены в золотую вазу его матери. Также отдельно были вложены кости Антилоха , который после смерти Патрокла стал ближе к Ахиллу, чем кто-либо другой. Были проведены традиционные погребальные игры героя, а массивная гробница или курган была построена на Геллеспонте для приближающихся мореплавателей на празднование. [48]
Ахиллес был представлен в «Эфиопии» живым после своей смерти на острове Левке в устье реки Дунай . Другая версия смерти Ахилла состоит в том, что он сильно влюбился в одну из троянских царевен Поликсену . Ахилл просит у Приама руки Поликсены. Приам согласен, потому что это означало бы конец войны и союз с величайшим воином мира. Но пока Приам наблюдает за частным браком Поликсены и Ахилла, Парис, которому пришлось бы отказаться от Елены, если бы Ахилл женился на его сестре, прячется в кустах и стреляет в Ахилла божественной стрелой, убивая его. По некоторым сведениям, он при жизни женился на Медее , так что после обеих смертей они соединились на Елисейских полях Аида ( – как обещала Гера Фетиде в Аполлония » « Аргонавтике 3 в. до н. э.).
Судьба доспехов Ахилла
[ редактировать ]
Доспехи Ахилла были предметом вражды между Одиссеем и теламонианцем Аяксом (Аяксом большим). Они соревновались за это, произнося речи о том, почему они были самыми храбрыми после Ахилла, перед своими троянскими пленниками, которые, рассмотрев выступления обоих мужчин, решили, что Одиссей больше заслуживает доспехов. В ярости Аякс проклял Одиссея, чем вызвал гнев Афины, которая временно довела Аякса до такой степени безумия от горя и тоски, что он начал убивать овец, считая их своими товарищами. Через некоторое время, когда Афина прекратила свое безумие и Аякс понял, что на самом деле он убивал овец, ему было так стыдно, что он покончил жизнь самоубийством. В конце концов Одиссей отдал доспехи Неоптолему , сыну Ахилла. Когда много позже Одиссей встречает тень Аякса в Доме Аида ( Одиссея 11.543–566), Аякс все еще настолько зол на исход соревнования, что отказывается говорить с Одиссеем.
Доспехи, за которые они сражались, были созданы Гефестом и поэтому намного прочнее и красивее, чем любые доспехи, которые мог изготовить смертный. Фетида заказала снаряжение для Ахилла, потому что его первый комплект носил Патрокл , когда он пошел в битву, и забрал Гектор, когда он убил Патрокла. Щит Ахилла также был создан богом огня. Его легендарное копье было подарено ему его наставником Хироном еще до того, как он участвовал в Троянской войне . Его называли Пелианским копьем, которым якобы не мог владеть ни один другой человек.
Реликвия, предположительно являвшаяся копьем Ахилла с бронзовым наконечником, веками хранилась в храме Афины на акрополе Фазелиса в Ликии, порту в Памфилийском заливе. Город посетил в 333 г. до н.э. Александр Македонский , который возомнил себя новым Ахиллесом и нес с собой «Илиаду» , но его придворные биографы не упоминают о копье; однако это было показано во времена Павсания во 2 веке нашей эры. [49] [50]
Ахиллес, Аякс и игра в петтейю
[ редактировать ]Многочисленные изображения на керамике наводят на мысль об истории, не упомянутой в литературных традициях. В какой-то момент войны Ахиллес и Аякс играли в настольную игру ( петтейю ). [51] [52] Они были поглощены игрой и не обращали внимания на происходящее вокруг сражение. [53] Троянцы напали и добрались до героев, которых спасло лишь вмешательство Афины. [54]
Поклонение и героический культ
[ редактировать ]

Могила Ахилла, [56] сохранившийся на протяжении всей древности в Троаде , [57] почитался фессалийцами , а также персидскими экспедиционными корпусами, а также Александром Македонским и римским императором Каракаллой . [58] Культ Ахилла можно было найти и в других местах, например, на острове Астипалея в Спорадах . [59] в Спарте , где было святилище, [60] в Элиде и на родине Ахилла Фессалии , а также в Великой Греции городах Таренте , Локрах и Кротоне , [61] что объясняет почти всегреческий культ героя.
Культ Ахилла проиллюстрирован саркофагом Поликсены 500 г. до н. э. , на котором изображено жертвоприношение Поликсены возле кургана Ахилла. [62] Страбон (13.1.32) также предположил, что такой культ Ахилла существовал в Троаде: [55] [63]
Рядом с Сигейемом находится храм и памятник Ахиллу, а также памятники Патроклу и Антлоху . Илиенсы совершают священные церемонии в честь всех них, и даже Аякса . Но они не поклоняются Геркулесу , ссылаясь на то, что он разорил их страну.
Распространение и интенсивность почитания героя среди греков , поселившихся нынешнее Черное море), по-видимому , на северном побережье Евксинского Понта ( были поразительны. Архаичный культ засвидетельствован для милетской колонии Ольвии , а также для острова посреди Черного моря, сегодня отождествляемого со Змеиным островом ( укр. Зміїний, Змийный , близ Килии , Украина ). Ранние дарственные надписи из греческих колоний на Черном море ( граффити и глиняные диски с надписями, возможно, вотивные подношения , из Ольвии, района острова Березань и Херсонеса Таврического) [65] ) свидетельствуют о существовании героического культа Ахилла [66] начиная с шестого века до нашей эры. Культ все еще процветал в третьем веке нашей эры, когда на посвятительных стелах из Ольвии упоминается Ахиллес Понтархес (Ποντάρχης, примерно «владыка моря» или «Понтийского Евксина »), которого называли защитником города. из Ольвии, почитаемый наравне с олимпийскими богами, такими как местный Аполлон Простат, Гермес Агорей, [58] или Посейдон . [67]
Плиний Старший (23–79 гг. н. э.) в своей «Естественной истории » упоминает «порт Ахеи» и «остров Ахилла», известный могилой этого «человека» ( portus Achaeorum, insula Achillis, tumulo eius viri clara ). , расположенный несколько вблизи Ольвии и Днепровско-Бугского лимана ; кроме того, в 125 римских милях от этого острова он помещает полуостров, «который простирается в форме меча» наискосок, называемый Дромос Ахиллеос (Ἀχιλλέως δρόμος, Achilléōs drómos « Ипподром Ахилла »). [68] и считали местом упражнений героя или установленных им игр. [58] Этой последней особенностью рассказа Плиния считается знаковая коса , называемая сегодня Тендрой (или Коса Тендра и Коса Джарилгач ), расположенная между устьем Днепра и Каркинитским заливом , но длина которой составляет едва ли 125 римских миль ( ок. 185 км). вдали от Днепровско-Бугского устья , как утверждает Плиний. (Для «Ипподрома» он указывает длину 80 миль, около 120 км, тогда как сегодня длина косы составляет около 70 км.)
В следующей главе своей книги Плиний упоминает тот же остров, что и Ахиллея , и вводит для него еще два названия: Левец или Макарон (от греческого [νῆσος] μακαρῶν «остров блаженных»). «Современные» измерения, которые он приводит здесь, по-видимому, объясняют отождествление Ахиллеи или Левки с сегодняшним Змеиным островом . [69] Современник Плиния Помпоний Мела ( ок. 43 г. н.э. ) сообщает, что Ахиллес был похоронен на острове Ахиллея , расположенном между Борисфеном и Истером , что еще больше усугубляло географическую путаницу. [70] Руины квадратного храма со стороной 30 метров, возможно, посвященного Ахиллу, были обнаружены капитаном Крициклием ( русский : Критский, Николай Дмитриевич ) в 1823 году на Змеином острове . Второе исследование 1840 года показало, что строительство маяка уничтожило все следы этого храма. пятого века до нашей эры с черной глазурью Надпись на леките , найденная на острове в 1840 году, гласит: «Глаук, сын Посейдона, посвятил меня Ахиллу, господину Левки». В другой надписи пятого или четвертого века до нашей эры гражданин Ольвии посвящает статую Ахиллесу, господину Левки, а в дальнейшем посвящении город Ольвия подтверждает свое постоянное поддержание островного культа, снова предполагая его качество как место почитания надрегионального героя. [58]
Героический культ, посвященный Ахиллу на Левке , по-видимому, восходит к сообщению из утраченного эпоса Эфиопида, согласно которому после его безвременной смерти Фетида выхватила своего сына из погребального костра и перенесла его в мифический Λεύκη Νῆσος ( Leúkē Nêsos " Белый остров»). [71] Уже в пятом веке до нашей эры Пиндар упоминал о культе Ахилла на «светлом острове» (φαεννά νᾶσος, phaenná nâsos ) Черного моря, [72] в то время как в другом своем произведении Пиндар пересказывал историю об увековеченного Ахилла, живущего на географически неопределенном острове Блаженных вместе с другими героями, такими как его отец Пелей и Кадм . [73] Хорошо известна связь этих мифологических Островов Счастливых (μακαρῶν νῆσοι, makárôn nêsoi ) или гомеровского Элизиума с рекой Океан , которая, согласно греческой мифологии, окружает обитаемый мир, что должно было объяснить отождествление северных берегов Эвксинского моря с это. [58] Гай Хедрин нашел дополнительные доказательства этой связи Ахилла с северной окраиной обитаемого мира в стихотворении Алкея , в котором говорится об «Ахилле, владыке Скифии». [74] и противостояние Севера и Юга, вызванное борьбой Ахилла с эфиопским царевичем Мемноном , который, в свою очередь, будет переселен на родину своей матерью Эос после его смерти.
В « Перипле Эвксинского моря» ( ок. 130 г. н. э. ) приводятся следующие подробности:
Говорят, что богиня Фетида подняла этот остров из моря для своего сына Ахилла, который там обитает. Вот его храм и его статуя, архаичное произведение. Остров этот необитаем, и на нем пасутся козы, немногочисленные, которых случайно прибывшие сюда на своих кораблях люди приносят в жертву Ахиллесу. В этом храме также хранится великое множество святых даров, кратеров, колец и драгоценных камней, принесенных Ахиллу в благодарность. До сих пор можно прочитать надписи на греческом и латинском языках, в которых восхваляется и прославляется Ахиллес. Некоторые из них написаны в честь Патрокла, потому что те, кто желает снискать благосклонность Ахилла, в то же время чтят Патрокла. Есть также на этом острове бесчисленное множество морских птиц, которые присматривают за храмом Ахилла. Каждое утро они вылетают в море, смачивают крылья водой, быстро возвращаются в храм и окропляют его. А закончив кропление, своими крыльями очищают очаг храма. Другие говорят еще больше, что некоторые из людей, достигших этого острова, приходят сюда намеренно. Они привозят на своих кораблях животных, предназначенных для принесения в жертву. Некоторых из этих животных они забивают, других отпускают на волю на острове в честь Ахилла. Но есть и другие, которые вынуждены попасть на этот остров из-за морских штормов. Поскольку у них нет жертвенных животных, но они желают получить их от самого бога острова, они обращаются к оракулу Ахилла. Они просят разрешения зарезать жертв, выбранных из числа животных, свободно пасущихся на острове, и внести взамен цену, которую они считают справедливой. Но если оракул откажет им в разрешении, потому что здесь есть оракул, они прибавляют что-нибудь к предложенной цене, а если оракул снова откажется, они прибавят еще что-нибудь, пока, наконец, оракул не согласится, что цена достаточна. И тогда жертва уже не убегает, а охотно ждет, чтобы ее поймали. Так, там находится большое количество серебра, посвященного герою, в качестве платы за жертвенные жертвы. Некоторым людям, прибывающим на этот остров, Ахиллес является во сне, другим он являлся бы даже во время их плавания, если бы они находились не слишком далеко, и указывал бы им, в какой части острова им лучше бросить якорь. корабли. [75]
Греческий географ Дионисий Перигет , живший, вероятно, в первом веке нашей эры, писал, что остров назывался Левце , «потому что дикие животные, живущие там, белые. Говорят, что там, на острове Левце, обитают души Ахилла и других героев, и что они странствуют по необитаемым долинам этого острова, так вознаграждал Юпитер людей, отличившихся своими добродетелями, потому что благодаря добродетели они приобрели вечную честь». [76] Точно так же другие связывают название острова с его белыми скалами, обитающими там змеями или птицами. [58] [77] Павсанию сказали, что остров «покрыт лесами и полон животных, как диких, так и ручных. На этом острове также есть храм Ахилла и его статуя». [78] Левце также имела репутацию места исцеления. Павсаний сообщает, что дельфийская Пифия послала владыку Кротона лечиться от раны на груди. [79] Аммиан Марцеллин приписывает исцеление водам ( aquae ) на острове. [80]
Страбон упоминал, что мыс Ипподрома Ахилла был священным для Ахилла и, хотя и был безлесным, назывался Алсос (ἄλσος). [81] Алсос в переводе с греческого означает « роща ».
Ряд важных торговых портовых городов греческих вод был посвящен Ахиллу. Геродот , Плиний Старший и Страбон сообщали о существовании города Ахиллеон (Ἀχίλλειον), построенного поселенцами из Митилини в шестом веке до нашей эры, недалеко от предполагаемого кургана героя в Троаде . [57] Более поздние свидетельства указывают на Ахиллеона в Мессении (согласно Стефану Византийскому ) и Ахиллея (Ἀχίλλειος) в Лаконии . [82] Николае Денсушиану признал связь с Ахиллесом в названиях Аквилеи и северного рукава дельты Дуная, называемого Килией (предположительно от древней Ахилеи ), хотя его вывод о том, что Левче обладал суверенными правами на Черное море, напоминает скорее современность, чем архаичное морское право. [75]
Цари Эпира утверждали, что произошли от Ахилла через его сына Неоптолема . Александр Великий , сын эпиротской царевны Олимпиады , поэтому также мог претендовать на это происхождение и во многом стремился походить на своего великого предка. Говорят, что он посетил могилу Ахилла в Ахиллионе, проходя мимо Трои. [83] В 216 году нашей эры римский император Каракалла , направляясь на войну против Парфии , подражал Александру, устраивая игры вокруг кургана Ахилла. [84]
Прием в древности
[ редактировать ]В греческой трагедии
[ редактировать ]Греческий трагик Эсхил написал трилогию пьес об Ахиллесе, дали название «Ахиллея» которому современные ученые . Трагедии повествуют о деяниях Ахилла во время Троянской войны, включая его поражение от Гектора и возможную смерть, когда стрела, выпущенная Парисом и направляемая Аполлоном , пронзила его пяту. Сохранившиеся фрагменты « Ахиллеи» и других эсхиловых фрагментов были собраны в работоспособную современную пьесу. Первая часть трилогии «Ахиллея» , «Мирмидонцы» , посвящена отношениям между Ахиллом и хором, которые представляют ахейское войско и пытаются убедить Ахиллеса отказаться от ссоры с Агамемноном; сегодня сохранились лишь несколько строк. [85] Платона В «Пире» Федр указывает, что Эсхил изображал Ахилла любовником, а Патрокла — возлюбленным; Федр утверждает, что это неверно, потому что Ахиллес, будучи младшим и красивым из двоих, был возлюбленным, который так сильно любил своего возлюбленного, что решил умереть, чтобы отомстить за него. [86]
Трагик Софокл также написал «Любовники Ахилла» пьесу , в которой Ахиллес был главным героем. Сохранилось лишь несколько фрагментов. [87]
К концу V века до нашей эры в греческой драме появляется более негативный взгляд на Ахилла; Еврипид обращается к Ахиллу в горьком или ироническом тоне в «Гекубе» , «Электре» и «Ифигении в Авлиде» . [88]
В греческой философии
[ редактировать ]Зенон
[ редактировать ]Философ Зенон Элейский сосредоточил один из своих парадоксов на воображаемой гонке между « быстроногим » Ахиллом и черепахой , с помощью которой он пытался показать, что Ахиллес не может догнать черепаху, начав с форы, и, следовательно, это движение и перемены были невозможны. Будучи учеником мониста Парменида и членом элеатской школы, Зенон считал время и движение иллюзиями.
Платон
[ редактировать ]В «Младшем Гиппии» , сократовском диалоге, приписываемом Платону , высокомерный человек по имени Гиппий спорит с Сократом . Они обсуждают ложь. Они решают, что человек, который намеренно лжет, должен быть «лучше», чем человек, который лжет непреднамеренно, на том основании, что тот, кто намеренно лжет, должен понимать предмет, о котором он лжет. [89] Сократ использует различные аналогии, обсуждая атлетику и науки, чтобы доказать свою точку зрения. Эти двое также широко ссылаются на Гомера. Сократ и Гиппий сходятся во мнении, что Одиссей , выдумавший множество лжи на протяжении всей «Одиссеи» и других историй цикла Троянской войны, был фальшивым намеренно. Ахиллес, как и Одиссей, говорил множество неправд. Гиппий считает, что Ахилл был в целом честным человеком, а Сократ считает, что Ахиллес солгал ради собственной выгоды. Они спорят о том, лучше ли солгать намеренно или случайно. Сократ в конце концов отказывается от гомеровских аргументов и проводит спортивные аналогии, чтобы донести суть: тот, кто поступает неправильно намеренно, лучше, чем тот, кто поступает неправильно непреднамеренно.
В римской и средневековой литературе
[ редактировать ]Римляне, которые традиционно ведут свою родословную от Трои, крайне негативно относились к Ахиллу. [88] Вергилий называет Ахиллеса дикарем и беспощадным палачом людей. [90] в то время как Гораций изображает Ахилла, безжалостно убивающего женщин и детей. [91] Другие писатели, такие как Катулл , Проперций и Овидий , представляют собой вторую линию пренебрежения с упором на эротическую карьеру Ахилла. Эта линия продолжается в латинских рассказах о Троянской войне таких авторов, как Диктис Кретенсис и Дарес Фригиус , а также в Бенуа де Сент-Мора » «Романе Трои и Гвидо делле Колонна » «Истории разрушения Трои , которые остаются наиболее широко читаемыми и пересказываемыми версиями. дела Трои до 17 века.
Ахиллес был описан византийским летописцем Львом Диаконом не как эллин , а как скиф , тогда как, по мнению византийского автора Иоанна Малалы , его армия состояла из племени, известного ранее как мирмидонцы, а позднее как булгары . [92] [93]
В современной литературе и искусстве
[ редактировать ]




Литература
[ редактировать ]- Данте Ахилл появляется в «Аде» (составленном в 1308–1320 гг.). Его можно увидеть во втором круге ада , круге похоти.
- Ахилл изображен как бывший герой, ставший ленивым и преданный любви Патрокла, в пьесе Уильяма Шекспира « Троил и Крессида » (1602). К сожалению, он заставляет своих мирмидонов убить безоружного Гектора, а затем заставляет их объявить, что Ахиллес сам убил Гектора, как если бы это было в честном бою (Акт 5.9.5-14).
- Французский драматург Тома Корнель написал трагедию «Смерть Ахилла» (1673).
- Ахиллес является героем стихотворения «Ахиллеида» (1799), фрагмента Иоганна Вольфганга фон Гете .
- В 1899 году польский драматург, художник и поэт Станислав Выспянский опубликовал национальную драму, основанную на польской истории, под названием «Ахиллес» .
- В 1921 году Эдвард Шэнкс опубликовал «Остров молодости и другие стихи» , посвященный, среди прочего, Ахиллесу.
- романе «Кассандра» В Кристы Вольф 1983 года также рассказывается о смерти Ахилла.
- HD 1961 года В длинном стихотворении «Елена в Египте» Ахилл изображен как фигура, чья иррациональная ненависть к Елене травмирует ее, причем основная часть сюжета стихотворения посвящена ее выздоровлению.
- Ахиллес убит отравленной стрелой Кентавра, выпущенной Кассандрой в Мэрион Зиммер Брэдли романе «Разжигатель» (1987).
- Ахиллес - один из различных «рассказчиков» в Коллин Маккалоу романе «Песнь о Трое» (1998).
- Смерть Ахиллеса 1998 ( ) — исторический детективный роман русского писателя Бориса Акунина , отсылающий к различным фигурам и мотивам из « Илиады» .
- Персонаж Ахиллес в «Тени Эндера » (1999) Орсона Скотта Карда разделяет хитрый ум и безжалостность своего тезки.
- Ахиллес — один из главных героев Дэна Симмонса романов «Илиум» (2003) и «Олимпос» (2005).
- Ахилл — главный второстепенный персонаж в Дэвида Геммелла « Троя» (2005–2007). серии книг
- Ахиллес — главный герой Дэвида Малуфа романа «Выкуп» (2009).
- Призрак « Ахилла появляется в Рика Риордана фильме Последний олимпиец» (2009). Он предупреждает Перси Джексона о проклятии Ахилла и его побочных эффектах.
- Ахилл — главный герой романа Теренса Хокинса 2009 года «Ярость Ахилла» .
- Ахиллес — главный персонаж Мэдлин Миллер дебютного романа «Песнь Ахиллеса» (2011), получившего в 2012 году премию Orange Prize в области художественной литературы . Роман исследует отношения Патрокла и Ахилла от детства до роковых событий « Илиады» .
- Ахилл появляется в серии ранобэ Fate/Apocrypha (2012–2014) как Красный Всадник.
- Ахилл — главный герой романа Пэта Баркера 2018 года «Молчание девушек» , большая часть которого рассказана его рабыней Брисеидой .
- Ахилл — главный герой романа Майи Дин «Гнев богини Синг» 2022 года, изображенный как трансгендерная женщина и дочь Афины .
Изобразительное искусство
[ редактировать ]- Ахилл с дочерьми Ликомеда — это сюжет, изображенный на картинах Антониса ван Дейка (до 1618 года; Музей Прадо , Мадрид) и Николя Пуссена ( ок. 1652 ; Музей изящных искусств, Бостон ) и других.
- Питер Пауль Рубенс является автором серии работ о жизни Ахилла, включающих названия: «Фетида, погружающая младенца Ахилла в реку Стикс» , «Ахиллес, воспитанный кентавром Хироном» , «Ахиллес признан среди дочерей Ликомеда» , «Гнев Ахилла» , «Гнев Ахилла» . смерть Гектора , Фетида, получающая оружие Ахилла от Вулкана , Смерть Ахилла ( Музей Боймана Ван Бёнингена , Роттердам) и Брисеида, возвращенная Ахиллу ( Детройтский институт искусств ; все ок. 1630–1635 )
- Питер ван Линт, «Ахилл, обнаруженный среди дочерей Ликомеда», 1645 г., в Музее Израиля, Иерусалим.
- Умирающий Ахиллес — скульптура, созданная Кристофом Вейрье ( ок. 1683 ; Музей Виктории и Альберта , Лондон).
- «Ярость Ахилла» — фреска Джованни Баттисты Тьеполо (1757, Вилла Вальмарана Ай Нани , Виченца).
- Эжен Делакруа нарисовал версию «Воспитания Ахилла» для потолка парижского дворца Бурбонов (1833–1847), одного из заседаний французского парламента .
- Артур Кан [ из ] создал статуэтную группу «Ахиллес и Пентесилея» (1895; Вена).
- Ахиллеус (1908) — литография Макса Слефогта .
Музыка
[ редактировать ]Ахиллес часто был героем опер, балетов и смежных жанров.
- Оперы под названием «Деидамия» были написаны Франческо Кавалли (1644 г.) и Георгом Фридрихом Генделем (1739 г.).
- «Ахилл и Поликсена» (Париж, 1687) — опера, начатая Жаном-Батистом Люлли и законченная Паскалем Коллассом .
- «Ахилл и Деидами» (Париж, 1735) — опера Андре Кампра .
- «Ахиллес» (Лондон, 1733) — опера-баллада , написанная Джоном Геем , пародированная Томасом Арне в роли Ахиллеса в нижних юбках в 1773 году.
- Ахилле в Сиро» — либретто Метастазио « , написанное Доменико Сарро для открытия театра Сан-Карло (Неаполь, 4 ноября 1737 года). Еще более ранняя композиция принадлежит Антонио Кальдара (Вена, 1736 г.). Более поздние оперы на это же либретто написали Леонардо Лео (Турин, 1739 г.), Никколо Джоммелли (Вена, 1749 г. и Рим, 1772 г.), Джузеппе Сарти (Копенгаген, 1759 г. и Флоренция, 1779 г.), Иоганн Адольф Хассе (Неаполь, 1759 г.), Джованни Паизиелло (Санкт-Петербург). 1772 г.), Джузеппе Газзанига (Палермо 1781 г.) и многие другие. Он также был положен на музыку как «Триумф славы» .
- Ахиллес (Вена, 1801) — опера Фердинанда Фатера на либретто Джованни де Гамерры .
- «Ахилле на Скиросе» (Париж, 1804) — балет Пьера Гарделя , написанный Луиджи Керубини .
- «Ахиллес, или Разрушенная Троя» («Ахиллес, или Разрушенная Троя», Бонн, 1885) — оратория немецкого композитора Макса Бруха .
- «Ахиллес на Скиросе» (Штутгарт, 1926) — балет австрийско-британского композитора и музыковеда Эгона Веллеша .
- «Гнев Ахиллеса» — концертная пьеса Шона О’Локлина. [94]
- Temporary Like Achilles — трек из двойного альбома «Blonde on Blonde» 1966 года. Боба Дилана
- Achilles Last Stand — трек из Led Zeppelin альбома Presence 1976 года .
- Achilles, Agony and Ecstasy in Eight Parts — первая песня с Manowar альбома 1992 года The Triumph of Steel .
- Achilles Come Down — песня из группы Gang of Youth альбома Go Farther in Lightness 2017 года .
Кино и телевидение
[ редактировать ]Ахиллес изображался в следующих фильмах и телесериалах:
- Фильм Елена» 1924 года. « Карло Альдини
- Фильм Улисс» 1954 года. « Пьеро Лулли
- Фильм Елена Троянская» 1956 года. « Стэнли Бейкера
- Фильм года «Троянский конь» . 1961 Артуро Доминичи
- Фильм Ярость Ахилла» 1962 года. « Гордона Митчелла
- Телевизионный мини-сериал 1997 года «Одиссея» Ричарда Треветта.
- Телевизионный мини-сериал 2003 года «Елена Троянская» Джо Монтаны.
- Фильм 2004 года «Троя» в главной роли. с Брэдом Питтом
- Телесериал 2018 года «Троя: Падение города» Дэвида Гьяси
Архитектура
[ редактировать ]- В 1890 году Елизавета Баварская , императрица Австрии, построила на Корфу летний дворец . Здание названо Ахиллион в честь Ахилла. Его картины и скульптуры изображают сцены Троянской войны , с особым акцентом на Ахилла.
- Памятник Веллингтону — это статуя, изображающая Ахилла, установленная в 1822 году как памятник Артуру Уэлсли , первому герцогу Веллингтону, и его победам в войне на полуострове и на последних этапах наполеоновских войн .
Тезки
[ редактировать ]- Имя Ахиллес использовалось как минимум для девяти военных кораблей Королевского флота с 1744 года — как HMS Achilles , так и с французским написанием HMS Achille . 60-пушечный корабль с таким названием участвовал в сражении при Беллейле в 1761 году, а 74-пушечный корабль участвовал в Трафальгарском сражении . Среди других боевых наград - Walcheren 1809. Броненосный крейсер с таким названием служил в Королевском флоте во время Первой мировой войны.
- HMNZS Achilles — Leander крейсер класса , служивший в составе Королевского военно-морского флота Новой Зеландии во Второй мировой войне. Он прославился своим участием в битве у реки Плейт вместе с HMS Ajax и HMS Exeter . Помимо боевой награды «Ривер Плейт», HMNZS Achilles также служил на Гуадалканале в 1942–1943 годах и на Окинаве в 1945 году. После возвращения в Королевский флот корабль был продан ВМС Индии в 1948 году, но когда его сдали на слом. корабля были спасены и законсервированы в Новой Зеландии.
- В честь Ахиллеса назван вид ящерицы Anolis achilles , имеющий расширенные пяточные пластины. [95]
Галерея
[ редактировать ]- Ахиллес и нереида Кимофей, аттический краснофигурный кантарос из Вольчи ( Кабинет медалей , Национальная библиотека, Париж)
- Посольство к Ахиллу, Аттическая краснофигурная гидрия , ок. 480 г. до н. э. ( Государственное собрание древностей , Берлин)
- Ахиллес приносит жертву Зевсу ради благополучного возвращения Патрокла. [96] из Амброзианской Илиады , иллюминированной рукописи V века.
- Борьба Ахиллеса и Пентесилеи, луканский краснофигурный колокол-кратер, конец V века до н.э.
- Ахиллес и Аякс играют в настольную игру петтейя , чернофигурная ойнохоэ , ок. 530 г. до н. э. ( Капитолийские музеи , Рим)
- Ахиллес на римской мозаике с выносом Брисеиды , II век
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Доротея Сигел; Энн Лей; Бруно Блекманн. «Ахиллес». У Юбера Канчика; и др. (ред.). Ахиллес . Новый Поли Брилла . Справочник по Бриллу в Интернете. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e102220 . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт С. П. Бикс, Этимологический словарь греческого языка , Брилл, 2009, стр. 183 и далее.
- ^ Эпиграфическая база данных дает 476 совпадений для Ἀχιλ-. Самые ранние: Коринф, 7 в. до н.э. , Дельфы 530 г. до н.э. , Аттика и Элида 5 в. до нашей эры.
- ^ Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1889). Промежуточный греко-английский лексикон . Clarendon Press – через цифровую библиотеку Персея.
- ^ Схолия к « Илиаде» , 1.1.
- ^ Леонард Палмер (1963). Интерпретация микенских греческих текстов . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 79.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грегори Надь. «Лучший из ахейцев» . ЧС . Центр эллинистических исследований Гарвардского университета. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 19 марта 2015 г.
- ^ Харпер, Дуглас. «ахиллес» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ См. поддерживающая позиция Хильдебрехт Хоммель (1980). «Бог Ахилл». Отчеты о заседаниях Гейдельбергской академии наук (1): 38–44. – Критическая точка зрения принята Дж. Т. Хукер (1988). «Культы Ахилла». Рейнский филологический музей . 131 (3): 1–7.
- ^ Эсхил , Прометей, связанный 755–768; Пиндар , Немейский 5,34–37, Истмийский 8,26–47; Псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.13.5; Поэтикон астрономикон 2.15.
- ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.13.5.
- ^ Статиус, Ахиллес 1.269; Гигин, Басни 107.
- ^ Джонатан С. Берджесс (2009). Смерть и загробная жизнь Ахилла . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 9. ISBN 978-0-8018-9029-1 . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Аполлоний Родосский , Аргонавтика 4.869–879.
- ^ Гомер (перевод Роберта Фэглза). Илиада . п. 525.
Но другое (копье) задело сильную правую руку Ахилла, и темная кровь хлынула, когда копье пролетело мимо его спины.
- ^ Гесиод , Каталог женщин , фр. 204,87–89 МВт; Илиада 11.830–832.
- ^ Аполлодор, Библиотека, Книга III 3.13.6
- ↑ Гомер, Книга «Илиада» XI 822–836 гг.
- ^ Илиада 9.410 и далее.
- ^ Фотий, Библиотека , треска. 190 : «Фетида сожгла в тайном месте детей, которых она родила от Пелея; родилось шестеро; когда у нее родился Ахилл, Пелей заметил и вырвал его из пламени только с обожженной ногой и доверил его Хирону. Последний эксгумировал тело великан Дамис, который был похоронен в Паллене (Дамисос был самым быстрым из всех гигантов), удалил «астрагал» и вставил его в ногу Ахилла, используя «ингредиенты». Этот «астрагал» упал, когда Ахиллеса преследовал Аполлон, и так оно и было. С другой стороны, говорят, что поэт назвал его Подаркесом, потому что, как говорят, Фетида дала новорожденному ребенку крылья Арсе, а «Подаркес» означает, что у его ног были крылья. из Арсе».
- ^ Дарес Фригий , История падения Трои 13
- ^ Майрес, Джон Линтон (1967). Кем были греки? , стр. 192–199. Издательство Калифорнийского университета.
- ^
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Мюррей, Джон (1833). Классическое руководство: мифологический, исторический и географический комментарий к Гомеру Папы и «Энеиде Вергилия» Драйдена с обширным указателем . Олбемарл-стрит, Лондон. п. 3.
- ^ Птолемей Гефестион, Новая книга истории 6 (резюме от Фотия, Myriobiblon 190) (перевод Пирса) (греческий мифограф с C1st по C2nd нашей эры):«Говорят... что Поэт [т. е. Гомер] назвал его [Ахиллея (Ахилла)] Подаркесом (Подарком, Быстроногим), потому что, как сказано, Фетида дала новорожденному ребенку крылья Арке (Arce ) и Подаркес означает, что у его ног были крылья Арке. А Арке была дочерью Таумаса, а ее сестра Ирида имела крылья, но во время борьбы богов с Титанами (Титанами) Арке вылетела из мира. стану богов и присоединился к Титанам. После победы Зевс снял с нее крылья, прежде чем бросить ее в Тартар, и, придя на свадьбу Пелея и Фетиды, принес эти крылья в дар Фетиде.
- ^ Еврипид , Скирой , сохранившийся лишь во фрагментарном виде; Филострат Младший , Воображает i; Гомера Схолиаст по «Илиаде» , 9.326; Овидий , Метаморфозы 13.162–180; Овидий, Тристия 2.409–412 (упоминание римской трагедии на эту тему); Псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.13.8; Стаций , Ахиллеида 1.689–880, 2.167 и далее.
- ^ Грейвс, Роберт (2017). Греческие мифы - Полное и окончательное издание . Пингвин Букс Лимитед. стр. Указатель св Аиссы. ISBN 9780241983386 .
- ^ Грейвс, Роберт (2017). Греческие мифы - Полное и окончательное издание . Пингвин Букс Лимитед. п. 642. ИСБН 9780241983386 .
- ^ Илиада 16.168–197.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Псевдо-Аполлодор «Библиотека, воплощение 3.20» . theoi.com
- ^ «Сводка Прокла о Киприи» . Стоа.орг. Архивировано из оригинала 9 октября 2009 года . Проверено 9 марта 2010 г.
- ^ «Рассказ Дареса о разрушении Трои, ссылка на греческую мифологию» . Домашняя страница.mac.com. Архивировано из оригинала 30 ноября 2001 года . Проверено 9 марта 2010 г.
- ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.151.
- ^ Илиада 24.257. См. Вергилий , Энеида 1.474–478.
- ^ Псевдо-Аполлодор, Bibliotheca Epitome 3.32.
- ^ Схолия к Ликофрону 307; Сервий , Схолия к Энеиде 1.474.
- ^ Джеймс Дэвидсон, «Зевс, будь милым сейчас» в London Review of Books , 19 июля 2007 г. Проверено 23 октября 2007 г.
- ^ Плавт , Вакхид 953ff.
- ^ Илиада 9.334–343.
- ^ «Илиада», перевод Фагля. Книги Пингвина, 1991: 22.346.
- ^ Латтимор, Ричмонд (2011). «Илиада» Гомера . Чикаго: Чикагский университет. ISBN 978-0-226-46937-9 .
- ^ Проперций , 3.11.15; Квинт Смирней 1
- ^ Робин Фокс (2011). Племенное воображение: цивилизация и дикий разум . Издательство Гарвардского университета. п. 223 . ISBN 9780674060944 .
В тексте «Илиады» определенно нет свидетельств того, что Ахиллес и Патрокл были любовниками.
- ^ Мартин, Томас Р. (2012). Александр Великий: История древней жизни . Издательство Кембриджского университета. п. 100. ИСБН 978-0521148443 .
Однако древние источники не сообщают того, что утверждают современные ученые: Александр и его очень близкий друг Гефестион были любовниками. Ахиллес и его столь же близкий друг Патрокл послужили легендарным образцом этой дружбы, но Гомер в « Илиаде» никогда не предполагал, что они занимались сексом друг с другом. (Это пришло от более поздних авторов.)
- ^ Платон , Симпозиум , 180а ; красота Ахилла уже поднималась в «Илиаде» 2.673–674.
- ^ Кеннет Довер , Греческий гомосексуализм (издательство Гарвардского университета, 1978, 1989), стр. 1 и др .
- ^ Абрантес 2016: ок. 4.3.1
- ^ Одиссея 11.467–564.
- ^ Ричмонд Латтимор (2007). Одиссея Гомера . Нью-Йорк: Харпер Многолетник. п. 347. ИСБН 978-0-06-124418-6 .
- ^ «Александр остановился в Фазелисе, прибрежном городе, который позже был известен благодаря хранению оригинального копья Ахилла». Робин Лейн Фокс, Александр Великий , 1973, с. 144.
- ^ Павсаний, iii.3.6; см. Кристиан Джейкоб и Энн Маллен-Холь, «Области знаний греческого путешественника: мифы и другие рассуждения в описании Греции Павсанием», Йельские французские исследования 59 : Переосмысление истории: время, миф и письмо (1980:65–85, особенно 81).
- ^ "Петтейя". Архивировано 9 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Греческие настольные игры». Архивировано 8 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ "Латрункулы". Архивировано 15 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Иоаннис Какридис (1988). Ελληνική Μυθολογία [Греческая мифология]. Афины: Экдотики Афинон. Том. 5, с. 92.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуз, Чарльз Брайан (2014). Археология греческой и римской Трои . Издательство Кембриджского университета. п. 79. ИСБН 9780521762076 .
- ^ См. Гомер, Илиада 24.80–84.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Геродот, Истории 5.94; Плиний, Естественная история 5.125; Страбон, Geographica 13.1.32 (C596); Диоген Лаэртский 1.74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гай Хедрин (июль 1991 г.). «Культ Ахилла в Эвксине». Гесперия . 60 (3): 313–330. JSTOR 148068 .
- ^ Цицерон, О природе богов 3.45
- ^ Павсаний, Описание Греции 3.20.8.
- ^ Ликофрон 856.
- ^ Берджесс, Джонатан С. (2009). Смерть и загробная жизнь Ахилла . Джу Пресс. п. 114. ИСБН 9781421403618 .
- ^ Берджесс, Джонатан С. (2009). Смерть и загробная жизнь Ахилла . Джу Пресс. п. 116. ИСБН 9781421403618 .
- ^ ул. 13.1.32 . Перевод Фальконера, В.
- ^ Хильдебрехт Хоммель (1980). «Бог Ахилл». Отчеты о заседаниях Гейдельбергской академии наук (1): 38–44.
- ^ Дж. Т. Хукер (1988). «Культы Ахилла». Рейнский филологический музей . 131 (3): 1–7.
- ^ Квинт Смирней, 3.770–779.
- ^ Плиний, Naturalis Historia 4.12.83 ( глава 4.26 ).
- ^ Плиний, Naturalis Historia 4.13.93 ( глава 4.27 ): «Исследования, проведенные в настоящее время, показывают, что этот остров находится на расстоянии 140 миль от Борисфена, 120 миль от Тираса и пятидесяти миль от острова Пеус . Его окружность составляет около десяти миль». Хотя впоследствии он снова говорит об «оставшихся островах в Карцинитском заливе » , а именно «Кефалонесос, Росфодуза [или Сподуса] и Макра».
- ^ Помпоний Мела, De situ orbis 2.7
- ^ Прокл , Хрестоматия 2.
- ^ Пиндар, Немея 4.49 и далее; Арриан, Перипл Эвксинского моря 21.
- ^ Пиндар, Олимпия 2.78 и далее.
- ^ Д. Пейдж, Избранные греческие тексты песен , Оксфорд, 1968, стр. 89, нет. 166
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николае Денсушиану: Доисторическая Дакия . Бухарест: Кэрол Гёбл, 1913.
- ^ Дионисий Перигет, Orbis descriptio 5.541, цитируется в Densushianu 1913.
- ^ Арриан, Перипл Эвксинского моря 21; Схолион Пиндару, Немея 4.79.
- ^ Павсаний, Описание Греции 3.19.11.
- ^ Павсаний, Описание Греции 3.19.13.
- ^ Аммиан Марцеллин, Res Gestae 22.8.
- ^ Страбон, География, 7.3.19.
- ^ Павсаний, Описание Греции 3.25.4.
- ^ Арриан , Анабасис Александр 1.12.1, Цицерон , Pro Archia Poeta 24.
- ^ Дион Кассий 78.16.7.
- ^ Пантелис Микелакис, Ахиллес в греческой трагедии , 2002, с. 22
- ^ Платон, Симпозиум , перевод Бенджамина Джоветта, Dover Thrift Editions, стр. 8
- ^ Санкт-Радт. Фрагменты греческих трагедий , т. 4, (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 1977) фр. 149–157а.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Латач 2010 г.
- ^ Джоуэтт, Бенджамин; Платон (15 января 2013 г.). «Малый Гиппий» . Проект Гутенберг.
- ^ Энеида 2.28, 1.30, 3.87.
- ^ Оды 4.6.17–20.
- ^ Эконому, Эндрю (2007). Византийский Рим и греческие папы . Великобритания: Лексингтонские книги. п. 123. ИСБН 9780739119778 . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ Джеффрис, Элизабет; Крок, Брайан (1990). Исследования Джона Малаласа . Австралийская ассоциация византийских исследований, факультет новогреческого языка, Сиднейский университет. п. 206. ИСБН 9780959362657 . Проверено 14 сентября 2015 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Запись заархивирована 24 февраля 2017 года в Wayback Machine в Musical World .
- ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN 978-1-4214-0135-5 . («Ахиллес», стр. 1).
- ^ Илиада 16.220–252.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Илеана Кирасси Коломбо (1977), «Герои Ахиллея – Теос Аполлон». В «Греческом мифе» под ред. Бруно Джентили и Джузеппе Пайоне. Рим: Издание Университета и Биццарри.
- Энтони Эдвардс (1985a), «Ахиллес в подземном мире: Илиада, Одиссея и Эфиопис». Греческие, римские и византийские исследования . 26 : стр. 215–227.
- Энтони Эдвардс (1985b), «Ахиллес в Одиссее: теории героизма в гомеровском эпосе». Вклад в классическую филологию . 171 .
- Эдвардс, Энтони Т. (1988). «ΚΛΕΟΣ ΑΦΘΙΤΟΝ и устная теория». Классический ежеквартальный журнал . 38 : 25–30. дои : 10.1017/S0009838800031220 . S2CID 170947595 .
- Грейвс, Роберт , Греческие мифы , Хармондсворт, Лондон, Англия, Penguin Books, 1960. ISBN 978-0143106715
- Грейвс, Роберт, Греческие мифы: полное и окончательное издание. Пингвин Букс Лимитед. 2017. ISBN 978-0-241-98338-6 , 024198338X
- Гай Хедрин (1991). «Культ Ахилла в Эвксине». Гесперия . 60 (3). Американская школа классических исследований в Афинах: 313–330. JSTOR 148068 .
- Карл Кереньи (1959). Герои греков . Нью-Йорк/Лондон: Темза и Гудзон.
- Якоб Эшер-Бюркли: Ахиллеус 1 . (на немецком языке) В: Realencyclopädie der classicische Altertumwissenschaft (RE). Том. I, 1, Штутгарт 1893 г., полковник. 221–245.
- Иоахим Латач (2010). «Ахиллес». В Энтони Графтоне ; Гленн Мост ; Сальваторе Сеттис (ред.). Классическая традиция . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 3–5. ISBN 978-0-674-03572-0 .
- Элен Монсакре (1984), Слезы Ахилла. Герой, женщина и страдание в поэзии Гомера , Париж: Альбин Мишель.
- Грегори Надь (1984), Имя Ахилла: вопросы этимологии и «народной этимологии» , Классические исследования Иллинойса . 19 .
- Грегори Надь (1999), Лучшие из ахейцев: концепции героя в архаической греческой поэзии . Издательство Университета Джонса Хопкинса (переработанное издание, онлайн- архив от 24 декабря 2018 г. в Wayback Machine ).
- Доротея Сигел; Энн Лей; Бруно Блекманн. «Ахиллес». У Юбера Канчика; и др. (ред.). Ахиллес . Новый Поли Брилла . Справочник по Бриллу в Интернете. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e102220 .
- Дейл С. Синос (1991), «Вступление Ахиллеса в греческий эпос» , докторская диссертация, Университет Джона Хопкинса. Анн-Арбор, Мичиган: University Microfilms International.
- Джонатан С. Берджесс (2009), Смерть и загробная жизнь Ахилла . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- Абрантес, MC (2016), Темы троянского цикла: вклад в изучение греческой мифологической традиции (Коимбра). ISBN 978-1530337118
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Ресурсы Троянской войны
- Галерея древнего искусства: Ахиллес
- Wikisource . Поэма Флоренс Эрл Коутс – через