Беллерофонт
Беллерофонт | |
---|---|
Член коринфской королевской семьи | |
Другие имена | Гиппоносный |
Предшественник | Иобат |
Преемник | Гипполох |
Обитель | Потнии , позже Аргос и Ликия |
Символы | Накидка , Копье |
Генеалогия | |
Родители | Посейдон и Эвринома Главк и Эвримеда |
Братья и сестры | Делиадес |
Супруга | Филоное Астерия |
Потомство | Исандр , Гипполох и Лаодамия Гидиссос |
Часть серии о |
Греческая мифология |
---|
Божества |
Герои и героизм |
Связанный |
Портал Древней Греции Портал мифов |
Беллерофонт [1] или Беллерофонтес ( древнегреческий : Βέλεροφον; Βέλεροφοντης ; букв. «убийца Беллероса») или Гиппонос ( древнегреческий : Ιππονοος; букв. «Знающий лошадей»), [2] был божественным коринфским героем греческой мифологии , сыном Посейдона и Эвриномы и приемным сыном Главка . Он был «величайшим героем и убийцей чудовищ наряду с Кадмом и Персеем до дней Геракла ». [3] Среди его величайших подвигов было убийство Химеры из « Илиады» , чудовища, которого Гомер изображал с головой льва, телом козла и хвостом змеи: «дыхание ее вырывалось ужасными вспышками горящего пламени». [4]
Беллерофонт также был известен тем, что поймал и приручил крылатого коня Пегаса с помощью зачарованной уздечки Афины и заслужил немилость богов после попытки оседлать Пегаса на гору Олимп . [5]
Этимология
[ редактировать ]Одна из возможных этимологий, которая была предложена, такова: Βελλεροφόντης (Bellerophóntēs) от древнегреческого βέλεμνον (белемнон), βελόνη (белоне) или βέλος (белос, «снаряд, дротик, копье, игла, стрела») и -φόντης (-phont). Эс, " убийца») от φονεύω (phoneúō, «убивать»). [а] Однако Джеффри Кирк говорит, что «Βελλεροφόντης означает «убийца Беллероса » . [8] Согласно Схолии Гомера , он был назван так после того, как случайно убил коринфского гражданина с тем же именем, когда тренировался в метании ножа . [9] из-за чего его сослали в Ликию ; эта гипотеза происхождения соответствует тому, как Гермес получил свой эпитет «Аргеифонтес» ( букв. «убийца Аргуса») после убийства Аргуса . [10] По мнению некоторых учёных, Беллерос мог также быть местным ликийским даймоном , поскольку имя Беллерофонта «вызывало всевозможные спекуляции». [8] [б] Единственные другие авторы, упоминающие Беллероса, убитого Беллерофонтом, - это два византийских ученых, Иоанн Цец и Евстафий Фессалоникийский , которые оба, похоже, следуют этимологии собственного имени Беллерофонта. [12]
Семья
[ редактировать ]Беллерофонт был сыном смертной Эвриномы. [13] (или Эвримеда [14] ) и Посейдон ; был воспитан приемным отцом Главкосом . Он был братом Делиада (также известного как Пейрен или Алкимен ). [15]
Беллерофонт был отцом Исандра. [16] ( Пейсандр ), [17] Гипполох , [18] и Лаодамия [19] ( Дейдамия [20] или Гипподамия [21] ) Филоное , [22] царя Иобата ликийского . дочь Филоноя была известна также под несколькими другими именами: Алкимедуса или Кассандра , [23] Антиклея , [24] или Пасандра . [25] По некоторым данным, Беллерофонт также стал отцом Гидиссоса от Астерии , дочери Гидея . [26]
Мифология
[ редактировать ]« Илиада » VI.155–203 содержала встроенное повествование, рассказанное внуком Беллерофонта Главком (названным в честь его прадеда), в котором излагался миф о Беллерофонте. В этом повествовании отцом Беллерофонта был Главк. [27] который был царем Потнии и сыном Сизифа ; Внуки Беллерофонта Сарпедон и младший Главк участвовали в Троянской войне .
В Стефана Византийского » «Этнике была дана генеалогия фигуры по имени Хрисаор («золотого меча»), что делало его двойником Беллерофонта: его называли сыном Главка (сына Сизифа). У Хрисаора нет мифа, кроме мифа о его рождении: из отрубленной шеи Медузы , которая была беременна от Посейдона, он и Пегас оба родились в момент ее смерти. «С этого момента мы больше не слышим о Хрисаоре, остальная часть истории касается только жеребца... [который посетил источник Пирены ], возможно, также ради своего брата, которому в конце концов он позволил поймать себя, бессмертный конь от своего смертного брата». [28]
Изгнание в Аргосе
[ редактировать ]Смелое путешествие Беллерофонта началось знакомо. [29] с изгнанником: в одном повествовании он убил своего брата, которого звали Делиад, Пейрен или Алкимен; в более точном повествовании он убивает коринфского гражданина или дворянина по имени «Беллерос». [30] или «Беллерон» случайно, когда он тренировался в метании ножей со своими друзьями, что привело к изменению имени с Гиппонуса на Беллерофонт.
Во искупление этого преступления ему пришлось обратиться с просьбой к Проэту царю в Тиринфе , одном из ахейских оплотов Арголиды , . Проет, в силу своего царского сана, очистил Беллерофонта от преступления. Но когда жена царя Проэта, которого звали либо Антея, [31] или Стенебея , [32] пыталась заигрывать с ним, он отверг ее, в результате чего она обвинила Беллерофонта в попытке вместо этого заигрывать с ней. [33] Проэт осмелился не удовлетворить свой гнев, убив гостя (которого защищает Ксения ), что заставило его окончательно сослать Беллерофонта к царю Иобату, его тестю, с равнины реки Ксанф в Ликии , неся с собой запечатанное письмо в сложенная табличка с надписью: «Пожалуйста, удалите этого носителя из мира: он пытался насиловать мою жену, вашу дочь». [34]
Прежде чем открыть скрижали, Иобат девять дней пировал с Беллерофонтом. Прочитав сообщение на табличке, Иобат тоже опасался гнева Эриний, если бы он убил гостя; поэтому он отправил Беллерофонта с миссией, которую он считал невозможным выжить: убить Химеру , обитающую в соседней Карии . Химера представляла собой огнедышащее чудовище, состоящее из тела козла, головы льва и хвоста змеи. Этот монстр терроризировал близлежащую сельскую местность.
По пути в Карию он встретил знаменитого коринфского предсказателя Полиэйда , который дал ему совет относительно предстоящей битвы, сказав Беллерофонту, что для того, чтобы выйти победителем, ему понадобится мифический Пегас .
Захват Пегаса
[ редактировать ]Чтобы получить услуги дикого крылатого коня, Полиид велел Беллерофонту спать в храме Афины . Пока Беллерофонт спал, ему приснилось, что Афина положила рядом с ним золотую узду и сказала: «Спишь ли ты, принц дома Эола ? Подойди, возьми это оберег для коня и покажи его Укротителю, твоему отцу , когда ты принесешь ему жертву из белый бык». [35] Именно там он проснулся и понял, что ему нужно подойти к Пегасу, пока тот пил из колодца. Когда его спросили, Полиидос рассказал ему, что это за колодец: неиссякаемая Пирена в цитадели Коринфа, городе, где родился Беллерофонт. Беллерофонт сел на своего коня и полетел обратно в Ликию, где, как говорили, обитала Химера.
В других источниках говорится, что Афина привела Пегаса уже прирученным и обузданным, или что Пегаса привел Посейдон, укротитель лошадей, тайный отец Беллерофонта, как понял Павсаний . [36]
Убийство Химеры
[ редактировать ]Когда Беллерофонт прибыл в Ликию, чтобы сразиться со свирепой Химерой , он не смог причинить вред чудовищу, даже сидя верхом на Пегасе. Но когда он почувствовал горячее дыхание Химеры, его осенила идея. Он взял большой кусок свинца и установил его на свое копье. Затем он полетел в сторону Химеры, выставив копье так далеко, как только мог. Прежде чем прекратить атаку, он вонзил свинцовый блок в горло Химеры. Огненное дыхание зверя расплавило свинец, который заблокировал ему проход для воздуха и задушил его. [37] Некоторые краснофигурные художники-керамисты вместо этого изображают Беллерофонта с трезубцем Посейдона. [38]
Вернитесь к Иобатесу
[ редактировать ]Когда Беллерофонт вернулся с победой к царю Иобату, [39] король не хотел верить своей истории. Последовала серия сложных поисков : Беллерофонт был послан против воинственных амазонок , сражавшихся как мужчины, которых Беллерофонт победил, сбрасывая валуны со своего крылатого коня; которому – в некоторых повествованиях – предшествует Беллерофонт, сражающийся с Солими .
Когда его послали против карийского пирата Хирмара , они попытались устроить на него засаду, но потерпели неудачу, когда Беллерофонт убил всех, посланных убить его. Затем против него была послана дворцовая стража, но Беллерофонт призвал своего отца Посейдона, который затопил равнину Ксанфа при его приближении позади Беллерофонта. Чтобы защититься, дворцовые женщины выскочили из ворот, высоко задрав одежды, чтобы обнажиться. Не желая противостоять им, пока они были раздеты, Беллерофонт удалился. [40]
Иобат уступил, предъявил письмо и позволил Беллерофонту жениться на его дочери Филоное, младшей сестре Антеи , и разделил с ним половину своего царства. [41] с прекрасными виноградниками и зерновыми полями. Госпожа Филоноя родила ему Исандра (Пейсандра), [17] [42] Гипполох и Лаодамия, спавшие с Зевсом-Советником и родившие Сарпедона , но убитые Артемидой . [43] [44] [45]
Полет на Олимп и падение
[ редактировать ]По мере того как росла слава Беллерофонта, росла и его гордыня . Беллерофонт чувствовал, что благодаря своей победе над Химерой он заслужил полет на гору Олимп , дом богов. Этот поступок разозлил Зевса , и он послал овода ужалить Пегаса, в результате чего Беллерофонт упал обратно на Землю и умер. Пегас совершил полет на Олимп, где Зевс использовал его как вьючную лошадь для своих молний. [46]
По другим повествованиям, на равнине Алеон («Скитающийся») в Киликии Беллерофонт, ослепший после падения в терновый куст, прожил свою жизнь в страданиях, «пожирая собственную душу», пока не умер. [47] [48]
Еврипида Беллерофонт
[ редактировать ]Достаточное количество фрагментов Еврипида утраченной трагедии «Беллерофонт » сохранилось в виде примерно тридцати цитат в сохранившихся текстах, что дает ученым основу для оценки ее темы: трагического исхода его попытки штурмовать Олимп на Пегасе. Откровенный отрывок, в котором Беллерофонт, кажется, сомневается в существовании богов из-за контраста между злыми и нечестивыми, ведущими легкую жизнь, со страданиями добрых, по-видимому, является основой для обвинения Аристофаном « атеизма ». поэту. [49]
Персей на Пегасе
[ редактировать ]Замена Беллерофонта более известным культурным героем Персеем была развитием классических времен, которое было стандартизировано в средние века и было принято европейскими поэтами эпохи Возрождения и позже. [50]
Галерея
[ редактировать ]- Беллерофонт на Пегасе пронзает Химеру , на аттическом краснофигурном эпинетроне , 425–420 гг. до н.э.
- Беллерофонт сидит на Пегасе и убивает Химеру (300–350 до н. э.), Национальный римский музей – Палаццо Массимо
- Эллинистическая греческая мозаика , изображающая Беллерофонта верхом на Пегасе, убивающего Химеру , 300–270 гг. До н.э., Археологический музей Родоса.
- Римская мозаика, изображающая Беллерофонта, убивающего Химеру, II-III века нашей эры, Музей романити.
- Деталь панели шкатулки Вероли с изображением Беллерофонта с Пегасом, датируемая 900–1000 годами нашей эры.
- Беллерофонт верхом на Пегасе (1914)
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цецес , Хилиадес 7.810 (TE2.149) ; Схолия о Пиндаре , Олимпийская ода 13.66
- ^ Ассунсиао, Теодор Ренно. «Илиадический миф о Беллерофонте]». В: Gaia: междисциплинарный журнал по архаической Греции , выпуски 1-2, 1997. стр. 42-43. DOI: https://doi.org/10.3406/gaia.1997.1332.
- ^ Кереньи 1959, с. 75.
- ^ Илиада VI.155–203.
- ^ Роман, Люк; Роман, Моника (2010). Энциклопедия греческой и римской мифологии . Издательство информационной базы. п. 103. ИСБН 978-1-4381-2639-5 .
- ^ Брей, Жан-Люк. «ΚΡΑΤΟΣ и его семья у Гомера: семантическое исследование». В: Гомерические исследования. Научно-исследовательский семинар под руководством Мишеля Казевица . Лион: Дом Востока и Средиземноморья Жан Пуйу, 1989. с. 41. (Работы в Доме Востока, 17) www.persee.fr/doc/mom_0766-0510_1989_sem_17_1_1734
- ^ Сейдж, Эндрю. «[www.persee.fr/doc/gaia_1287-3349_2005_num_9_1_1476 Замечания о некоторых лингвистических аспектах гомеровского эпоса и об их последствиях для времени фиксации текста (Вторая часть)]». В: Гайя: междисциплинарный журнал по архаической Греции , номер 9, 2005. с. 117. DOI: https://doi.org/10.3406/gaia.2005.1476.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кирк 1990, с. 178
- ↑ Схолион Гомеру, стр.155.
- ^ Кереньи 1959, с. 79
- ^ «... 'убийца Беллероса', персонаж, о котором больше нет упоминаний в сохранившейся литературе». Турре, Александр. Греческий мираж. Восток мифа и эпоса . Безансон: Институт науки и технологий древности, 2000. стр. 116. (Сборник «ИСТА», 756) DOI: https://doi.org/10.3406/ista.2000.2506 ; www.persee.fr/doc/ista_0000-0000_2000_mon_756_1
- ^ Цец Ликофрону лет , 17 ; Евстафий о Гомере с. 632
- ^ Гигин , Басни 157
- ^ Аполлодор , 1.9.3
- ^ Аполлодор, 1.9.3 и 2.3.1
- ^ Гомер , Илиада 6.196–197; Аполлодор , 2.3.1
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Страбон , География 12.8.5 и 13.4.16
- ^ Гомер , Илиада 6.206–210
- ↑ Гомер, Илиада 6.197–205.
- ^ Диодор Сицилийский , 5.79.3
- ^ Псевдо-Климент , Признания 10.21
- ^ Аполлодор , 2.3.2; Цец Ликофрону , 17
- ^ Схолия до Гомера , Илиада 6.192
- ^ Схолия ад Пиндар , Олимпийская ода 13.82b
- ^ ? Схолия объявления Гомера, Илиада 6.155
- ^ Стефан Византийский , св. Гидиссос
- ↑ По некоторым сведениям, отцом Беллерофонта на самом деле был Посейдон . Кереньи 1959 с. 78 предполагает, что «зеленый как море» Главк является двойником Посейдона , бога моря, который стоит за многими элементами мифа о Беллерофонте, не в последнюю очередь как отец Пегаса и Хрисаора, но также и как защитник Беллерофонта.
- ^ Кереньи 1959 с. 80.
- ^ См . Джозеф Кэмпбелл , Тысячеликий герой , глава 1, «Разлука».
- ^ Предложение, выдвинутое Кереньи и другими, делает имя «Беллерофонт» «убийцей Беллероса», точно так же, как Гермес Аргеифонтес — «Гермес, убийца Аргуса ». Карпентер, Рис (1950). «Аргеифонтес: предложение». Американский журнал археологии . 54 (3): 177–183. дои : 10.2307/500295 . JSTOR 500295 . S2CID 191378610 . , приводит тщательно аргументированные доводы в пользу Беллерофонта как «убийцы проклятий» «проклятия человечества» в «Илиаде II.329», происходящего от редкого греческого слова έλλερον, которое грамматики объясняют как κακόν, «зло». Это έλλερον связано Кац, Дж. (1998). «Как быть драконом в индоевропейском языке: хеттские иллуянки и их лингвистические и культурные родственники на латыни, греческом и германском языках». В Ясанове; Мельхерт; Оливер (ред.). Мир Курад. Исследования в честь Калверта Уоткинса . Инсбрук. стр. 317–334. ISBN 3851246675 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) с толкованием Hesychius ελυες «водное животное» и индоевропейским словом, обозначающим «змея» или «дракон», родственным английскому eel , также встречающемуся в хеттском Illuyanka , что делает Беллерофонт, убийца драконов из индоевропейского мифа , представленный Индрой, убивающим Вритру в индоарийском языке, и Тором, убивающим Змея Мидгарда в германском языке. Роберт Грейвс в «Греческих мифах» ред. ред. В 1960 году был предложен перевод «дротики с подшипниками». - ^ В « Илиаде VI .
- ^ Еврипида Трагедии «Сфенебойя» и «Беллерофонт» утеряны.
- ^ Эта мифологическая тема наиболее известна в повествовании об Иосифе и Потифара жене . Роберт Грейвс также отмечает параллель в египетской « Сказке о двух братьях» и в желании жены Атамаса к Фриксу (Graves 1960, 70.2, 75.1).
- ↑ Таблички, «на которых он нарисовал ряд устройств, имеющих смертоносное значение», представляют собой единственное очевидное упоминание о письменности в « Илиаде» . Такое письмо называется «беллерофонтическим» письмом; одна из таких фигур в сюжете шекспировского «Гамлета» , приносящая закулисную смерть Розенкранцу и Гильденстерну. Такое письмо фигурирует в более ранней истории о Саргоне Аккадском .
- ^ Кереньи 1959, цитируя Аполлодора Мифографа, 2.7.4.
- ^ Описание Греции 2.4.6.
- ^ Псевдо-Нонн , О Григории Назианзине 1 ; Цец Ликофрону, 17 лет ; Евстафий об «Илиаде» Гомера 6.494.40
- ^ Кереньи 1959.
- ^ Гесиод , Теогония 319 и сл.; Аполлодор , 2.3.2; Пиндар , Олимпийские оды 13.63 и сл.; Павсаний , 2.4.1; Гигин, Басни 157 ; Джон Цецес , О Ликофроне .
- ^ Роберт Грейвс, 75 лет; Плутарх, О добродетелях женщин .
- ^ Наследование королевской власти через королевскую дочь, во многих героических случаях, обсуждалось Финкельберг, Маргалит (1991). «Царская преемственность в героической Греции». Классический ежеквартальный журнал . Новая серия. 41 (2): 303–316. дои : 10.1017/s0009838800004481 . JSTOR 638900 . S2CID 170683301 . ; сравните Орион и Меропу.
- ↑ Исандр был повержен Аресом в битве с Солими ( Илиада xvi).
- ↑ Гомер , Илиада , 6. 197–205.
- ^ Оксфордская классическая мифология онлайн. «Глава 25: Мифы о местных героях и героинях» . Классическая мифология, седьмое издание . Издательство Оксфордского университета США. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ↑ В » Диодора Сицилийского , «Исторической библиотеке 5.79.3: она называлась Деидамией и стала женой Эвандера, сына Сарпедона старшего, а от нее — отцом Сарпедона младшего.
- ^ Параллели есть в мифах об Икаре и Фаэтоне .
- ^ Гомер (1924). «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Том. I (книга 6, строки 202-204) . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Пиндар, Олимпийские оды , xiii.87–90, и Истмийские оды , vii.44; Библиотека ii.3.2; Гомер , «Илиада» , VI.155–203 и XVI.328; Овидий , Метаморфозы ix.646.
- ^ Ридвег, Кристоф (1990). «Атеистический» фрагмент из « Беллерофонта » Еврипида (286 N²)». Классические исследования Иллинойса . 15 (1): 39–53. ISSN 0363-1923 .
- ^ Джонстон, Джордж Берк (1955). « » Джонсона Персей на Пегасе . Обзор исследований английского языка . Новая серия. 6 (21): 65–67. дои : 10.1093/res/VI.21.65 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грейвс, Роберт , 1960. Греческие мифы , исправленное издание (Хармондсворт: Пингвин)
- Гомер , «Илиада» , книга VI.155–203.
- Кереньи, Карл , 1959. Герои греков (Лондон: Темза и Гудзон)
- Кирк, Г.С. , 1990. Илиада: комментарий, том II: книги 5–8. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета)
- Схолия к Ликофрона «Александре» , примечания на полях Исаака и Иоанниса Цецеса и других из греческого издания Эдуарда Шеера (Вайдманн, 1881). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos. . Греческий текст доступен на Archive.org.