Галло-римская культура
римская культура была следствием романизации галлов под Галло - властью Римской империи . Он характеризовался галльским принятием или адаптацией римской культуры, языка, морали и образа жизни в уникальном галльском контексте. [1] Хорошо изученное сочетание культур [2] в Галлии дает историкам модель, с которой можно сравнивать и противопоставлять параллельное развитие романизации в других менее изученных римских провинциях .
Interpretatio romana предлагала римские имена галльским божествам, таким как бог-кузнец Гобанн , [3] но из кельтских божеств только конь-покровительница Эпона проникла в романизированные культуры за пределы Галлии. [4]
Варварские вторжения начались в конце III века и вызвали фундаментальные изменения в политике, экономической основе и военной организации галло-римской культуры. Готическое поселение 418 года предлагало двойную лояльность, поскольку власть Западной Римской империи в Риме распалась. Тяжелое положение сильно романизированного правящего класса [5] исследован Р.В. Матисеном, [6] борьба епископа Илария Арльского М. Хайнцельмана. [7]
В VII веке галло-римская культура сохранялась, в частности, в районах Нарбонской Галлии , которые превратились в Окситанию , Цизальпийскую Галлию , Орлеану и, в меньшей степени, в Галлию Аквитанию . Бывшая романизированная северная Галлия, когда она была оккупирована франками , вместо этого разовьется в Меровингов культуру . Римской жизни, сосредоточенной на общественных мероприятиях и культурных обязанностях городской жизни в res publica и иногда роскошной жизни самодостаточной системы сельских вилл , потребовалось больше времени, чтобы рухнуть в галло-римских регионах, где вестготы в значительной степени унаследовали статус quo в 418 году. Галло-римский язык сохранялся на северо-востоке в Сильва-Карбонарии , которая образовывала эффективный культурный барьер с франками на севере и востоке, а также на северо-западе до нижней долины Луары , где галло-римский язык культура переплеталась с франкской культурой в таком городе, как Тур , и в лице галло-римского епископа, столкнувшегося с королевской семьей Меровингов, Григорий Турский . Основываясь на взаимном понимании , Дэвид Далби насчитывает семь языков, произошедших от галло-романских языков: галло-валлонский , французский , франко-провансальский (арпитанский), ретороманский , ладинский , фриульский и лангобардский . [8] Однако другие определения гораздо шире и включают в себя ретороманские языки , окситано-романские языки и галло-курсивные языки .
Политика [ править ]
Галлия была разделена римской администрацией на три провинции, которые были разделены во время более поздней реорганизации III века при Диоклетиане и разделены между двумя епархиями, Галлией и Венненсисом, под преторианской префектурой Галлии. На местном уровне она состояла из civitates , сохранявших, в широком смысле, границы ранее независимых галльских племен, организованных в значительной степени на деревенских структурах, сохранявших некоторые черты накладывавших их римских гражданских формул. .
В течение римского периода все большая часть галлов получала римское гражданство . В 212 году Constitutio Antoniniana распространила гражданство на всех свободнорожденных мужчин в Римской империи.
Галльская империя [ править ]
Во время кризиса третьего века , с 260 по 274 год, Галлия подвергалась набегам аламаннов во время гражданской войны. В ответ на местные проблемы галло-римляне назначили своего императора Постума . Правление Постума и его преемников над Галлией, Британией и Испанией обычно называют Галльской империей, хотя это была всего лишь одна группа многих узурпаторов, захвативших части Римской империи и пытавшихся стать императорами. Столицей был Трир , который использовался многими императорами в качестве северной столицы Римской империи. Галльская империя распалась, когда Аврелиан решительно победил Тетрика I при Шалоне.
Религия [ править ]
Дохристианские религиозные практики Римской Галлии характеризовались синкретизмом греко-римских божеств с их местными кельтскими , баскскими или германскими аналогами, многие из которых имели строго местное значение. Ассимиляция была облегчена за счет интерпретации местных богов в римских терминах , таких как Ленус Марс или Аполлон Граннус . В противном случае римский бог мог бы быть в паре с местной богиней, как в случае с Меркурием и Росмертой . По крайней мере, в одном случае, в случае с конской богиней Эпоной , коренной галльской богиней, Рим также был усыновлен.
Восточные мистические религии рано проникли в Галлию, включая культы Орфея , Митры , Кибелы и Исиды .
Имперский культ , сосредоточенный прежде всего на нумене Августа Лугдунума , стал играть заметную роль в общественной религии в Галлии, наиболее драматично во время пангалльской церемонии почитания Рима и Августа на алтаре Кондате, недалеко от , ежегодно 1 августа.
Христианство [ править ]
Григорий Турский записал традицию, согласно которой после гонений при соимператорах Деции и Грате (250–251) будущий папа Феликс I послал семь миссионеров для восстановления разбитых и рассеянных христианских общин: Гатьена в Тур, Трофима в Арль. , Поль в Нарбонну, Сатурнин в Тулузу, Дени в Париж, Марсьяль в Лимож и Австромуан в Клермон . [10]
В V и VI веках галло-римские христианские общины все еще состояли из независимых церквей в городских поселениях, каждая из которых управлялась епископом . Христиане испытывали лояльность, которая была разделена между епископом и гражданским префектом, которые действовали в значительной степени в гармонии с позднеимперской администрацией. Некоторые общины возникли еще до преследований III века. Личная харизма епископа задала тон, поскольку в V веке преданность язычников и христиан перешла от институтов к отдельным людям. Большинство галло-римских епископов были привлечены из высших слоев общества, поскольку подходящие невоенные гражданские пути к продвижению сокращались, и они представляли себя оплотом высоких литературных стандартов и римских традиций против вандалов и готских нарушителей. Другие епископы привлекали верующих к радикальному аскетизму. Епископы часто брали на себя обязанности гражданских администраторов после сокращения римской имперской администрации во время варварских вторжений V века, помогая финансировать строительные проекты и даже выступая в качестве арбитров справедливости в местном сообществе. Чудеса, приписываемые обоим родам епископов, а также святым мужчинам и женщинам, привлекали культовое почитание , иногда очень скоро после их смерти. Насчитывалось от 400 до 750 местночтимых галло-римских и меровингских святых. Отождествление епархиального управления со светской общиной, происходившее в V веке в Италии, лучше всего можно проследить в галло-римской культуре Галлия в карьере Цезаря , епископа и митрополита Арля с 503 по 543 гг . (Уоллес-Хадрил).
Язык [ править ]
До римского вторжения большая часть Галлии говорила на кельтских диалектах, которые сейчас считаются галльским языком со значительными вариациями . Юго-западный регион, который позже стал Гасконью, говорил на аквитанском языке , который, возможно, был родным языком басков . [11] и части побережья возле Марселя говорили на лигурийском языке с некоторыми грекоязычными колониями на побережье Средиземного моря, особенно включая Массилию . В северо-восточной зоне Бельгики , возможно, существовало некоторое присутствие германских языков , но это оспаривается. Во времена поздней империи в Галлии были поселения племен, говорящих на германских или восточно-иранских языках , таких как аланы .
Считается, что галльский язык сохранился во Франции до VI века, несмотря на значительную романизацию местной материальной культуры. [12] Последняя запись разговорного галльского языка, признанная заслуживающей доверия. [12] Это произошло, когда Григорий Турский в VI веке (ок. 560–575) написал, что святыня в Оверни , которая «на галльском языке называется Вассо Галатае », была разрушена и сожжена дотла. [13] Сосуществуя с латынью, галльский язык помог сформировать вульгарные латинские диалекты, которые превратились во французский язык, с эффектами, включая заимствования и кальки (в том числе oui , [14] слово «да»), [15] изменения звука, [16] [17] и влияние на спряжение и порядок слов. [15] [18] [19]
Народная латынь в районе Галлии приобрела отчетливо местный характер, часть которого засвидетельствована граффити. [19] которые развились в галло-романские диалекты, включающие французский язык и его ближайших родственников. Влияние языков- субстратов можно увидеть в граффити, показывающих звуковые изменения, соответствующие изменениям, произошедшим ранее в языках коренных народов, особенно в галльском. [19] Народная латынь на севере Галлии превратилась в langues d'oil и франко-провансальский язык , а диалекты на юге превратились в современные окситанский и каталонский языки. Другие языки, считающиеся галло-романскими, включают галло-курсивные языки и ретороманские языки .Латинская эпиграфика в Галлии имеет такие особенности, как случайный вариант ⟨ Ꟶ ⟩ вместо ⟨H⟩ . [20]
Галло-римское искусство [ править ]
Римская культура открыла галльскому сообществу новую фазу антропоморфизированной скульптуры. [21] Синтезированные с кельтскими традициями изысканной обработки металлов, возникла богатая масса урбанистического галло-римского серебра, которую потрясения III и V веков побудили прятаться в кладах , которые защищали некоторые куски галло-римского серебра, на виллах и в храмах. объектов, от повсеместного уничтожения изделий из драгоценных металлов, находящихся в обращении. На выставке галло-римского серебра особое внимание было уделено галло-римскому серебру из сокровищ, найденных в Шаурсе (Эна), Маконе (Сона и Луара), Грейнкур-ле-Авренкур (Па-де-Кале), Нотр-Дам-д'Аллансон (Мэн-де-Кале). et-Loire) и Rethel (Арденны, обнаружены в 1980 г.). [22]
Галло-римские сайты [ править ]
Две наиболее романизированные из трех галлов были связаны между собой сетью римских дорог , связывавших города. Виа Домиция (проложенная в 118 г. до н.э.) тянулась от Нима до Пиренеев , где соединялась с Виа Августа на перевале Паниссар . Виа Аквитания шла от Нарбонны , где соединялась с Виа Домиция, к Атлантическому океану через Тулузу в Бордо . Виа Скарпоненсис соединяла Трир с Лионом через Мец .
Сайты, реставрации, музеи [ править ]
В Периге , Франция, роскошная римская вилла под названием Domus of Vesunna , построенная вокруг двора с садом, окруженного перистилем с колоннадой, украшенным смелыми тектоническими фресками, была прекрасно защищена современной конструкцией из стекла и стали, которая является прекрасным примером археологическое музейное дело (см. внешнюю ссылку).
Лион , столица Римской Галлии, в настоящее время является местом расположения Галло-римского музея Лиона (улица Себерг), связанного с остатками театра и одеона Романа Лугдунума . Посетителям предлагается ясная картина повседневной жизни, экономических условий, институтов, верований, памятников и художественных достижений первых четырех веков христианской эры . Находящаяся в Музее «Табличка Клавдия» представляет собой расшифровку речи, произнесенной перед Сенатом императором Клавдием в 48 году, в которой он просил предоставить главам галльских народов право участвовать в римской магистратуре. Когда просьба была принята, галлы решили выгравировать императорскую речь на бронзе.
В Меце , когда-то важном городе Галлии , в Музеях Золотого двора представлена богатая коллекция галло-римских находок и остатков галло-римских бань, обнаруженных в ходе работ по расширению музеев в 1930-х годах.
В Мартиньи , Вале , Швейцария, в Фонде Пьера Джанадды современный музей искусства и скульптуры делит пространство с Галло-римским музеем, построенным на фундаменте кельтского храма.
Другие сайты включают:
Города [ править ]
- Арль - руины включают Алискамп , большой римский некрополь.
- Отен
- Диводурум (современный Мец ) - руины включают базилику Сен-Пьер-о-Ноннен и термы.
- Гланум , недалеко от Сен-Реми-де-Прованс.
- Археологический памятник Жублейн
- Нарбонна
- Ним - останки включают Maison Carrée.
- Апельсин
- Тонгерен (Бельгия) – Галло-римский музей Тонгерена
- Везон-ла-Ромен
- Вельзеке-Руддершове (Бельгия) – Провинциальный археологический музей Вельзеке
Амфитеатры [ править ]
- Арелат (современный Арль )
- Гранд
- Лион (современный Лион )
- Немаус (современный Ним )
- Лютеция (современный Париж): Арены Лютеции.
- Милан Сантон (современный Сент )
- несколько римских амфитеатров все еще можно увидеть во Франции (список см . в Списке римских амфитеатров )
Акведуки [ править ]
См. также [ править ]
- Культура Древнего Рима
- Сидоний Аполлинарий
- Сиагрий
- Виа Домиция — первая римская дорога, построенная в Галлии.
- Столп лодочников
- фрако-римский
- Лупианская римская вилла
- Галло язык
- Авзоний
- Счастливчик Хантер
- Хилари из Арля
- Римские виллы на северо-западе Галлии
- Романо-британская культура
- Романо-германская культура
- Дако-Римский
- Иллиро-римский
- Столп Изер-сюр-Крез
- Галло-римский корпус Тура
Примечания [ править ]
- ^ Недавний обзор романизации галльской культуры см. Вульф, Грег (1998). Становление римлянином: истоки провинциальной цивилизации в Галлии . Кембридж : Издательство Кембриджского университета (опубликовано в 2003 г.). дои : 10.1017/CBO9780511518614 . ISBN 0-521-41445-8 .
- ^ Современные интерпретации пересматривают более раннюю дихотомию « романизации » и «сопротивления», особенно если рассматривать ее под растущим влиянием археологии через материальные остатки моделей повседневного потребления, как в Woolf 1998: 169–205, который подчеркивал находки в Везонтио/Безансоне .
- ^ Поллини, Джон , изд. (2002). Галло-римские бронзы и процесс романизации: Клад Кобанна . Памятник Греции и Романе. Том. 9. Лейден : Издательство «Брилл» . ISBN 978-90-04-12437-0 .
- ^ Оукс, Л.С. (1986). «Богиня Эпона: концепции суверенитета в меняющемся ландшафте». Ин Хениг, Мартин ; Кинг, Энтони (ред.). Языческие боги и святыни Римской империи . Монографии Комитета Оксфордского университета по археологии. Том. 8. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . стр. 77–83. ISBN 0-947816-08-9 .
- ^ Гиллиард, Фрэнк Д. (октябрь 1979 г.). «Сенаторы Галлии шестого века». Зеркало: журнал средневековых исследований . 54 (4). Издательство Чикагского университета , от имени Средневековой академии Америки : 685–697. дои : 10.2307/2850323 . JSTOR 2850323 . S2CID 162653671 .
- ^ Матисен, Римские аристократы в варварской Галлии: стратегии выживания в переходный период (University of Texas Press) 1993.
- ^ М. Хайнцельманн, «Дело Хилари Арльской (445 г.) и галло-римская идентичность в пятом веке» в Дринкуотере и Элтоне, 2002.
- ^ Дэвид Долби, 1999/2000, Лингосферный реестр языков и речевых сообществ мира. Лингвистическая обсерватория, Linguasphere Press. Том 2. Оксфорд. [1]
- ^ Эштон, Кейси. « Сами кельты ». Университет Северной Каролины . По состоянию на 5 ноября 2017 г.
- ^ Historia Francorum , i.30 . Позже местные традиции включили в эту группу местных почитаемых епископов, чтобы установить паритет с семью церквями Галлии.
- ^ Траск, Л. История баскского рутледжа: 1997. ISBN 0-415-13116-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоуренс Хеликс (2011). История французского языка . Ellipses Edition Marketing SA с. 7. ISBN 978-2-7298-6470-5 .
Упадок галлов и их исчезновение нельзя объяснить только специфическими культурными практиками: когда римляне во главе с Цезарем вторглись в Галлию в I веке до нашей эры, она романизировалась прогрессивным и глубоким образом. В течение почти 500 лет знаменитого галло-римского периода сосуществовали галльский и разговорная латынь; снова в VI веке; свидетельства Григория Турского свидетельствуют о выживании галльского языка.
- ^ Хист. Откровенный , книга 1, 32 И когда он пришел в Арверну, он поджег, разрушил и разрушил тот форт, который по-французски называют Вассо Галатае. И придя в Клермон [к арвернам ], он поджег, опрокинул и разрушил ту святыню, которую на галльском языке они называют Вассо Галаты.
- ^ Питер Шрийвер, Исследования по истории кельтских местоимений и частиц , Мейнут, 1997, 15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Савиньяк, Жан-Поль (2004). Французско-галльский словарь . Париж: Разница. п. 26.
- ^ Анри Гитер, «На галльском субстрате в Румынии», в Munus amicitae. Studia лингвистика в честь Витольди Манчака семидесятилетних , ред. Анны Бохнаковой и Станислана Видлака, Краков, 1995.
- ^ Юджин Рогиест, К истокам романских языков: лингвистический путь через Румынию (Лёвен, Бельгия: Acco, 2006), 83.
- ^ Матасович, Ранко (2007). «Островной кельтский язык как языковая область». Материалы семинара в рамках XIII Международного конгресса кельтских исследований : 106.
{{cite journal}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Адамс, Дж. Н. (2007). «Глава V – Регионализмы в провинциальных текстах: Галлия». Региональная диверсификация латыни 200 г. до н.э. – 600 г. н.э. Кембридж. стр. 279–289. дои : 10.1017/CBO9780511482977 . ISBN 9780511482977 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Уэст, Эндрю; Эверсон, Майкл (25 марта 2019 г.). «Предложение закодировать перевернутую половину H латинской буквы» (PDF) . Проверено 21 сентября 2022 г.
- ^ А. Н. Ньюэлл, «Галло-римская религиозная скульптура» Греция и Рим 3.8 (февраль 1934: 74–84) отметил эстетическую посредственность ранней галло-римской скульптуры в изображениях галльских божеств.
- ^ Выставка «Сокровища галло-римских ювелиров», Музей галло-римской цивилизации, Лион, рецензия Кэтрин Джонс в журнале The Burlington Magazine 131 (июнь 1989: 443–445).
Библиография [ править ]
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2007 г. ) |
- Уоллес-Хэдрил, Дж. М. 1983. Франкская церковь (Oxford University Press) ISBN 0-19-826906-4 , 1983 г.
- Дринкуотер, Джон и Хью Элтон, ред. Галлия пятого века: кризис идентичности? (Издательство Кембриджского университета) 2002.
- Омрани, Биджан . Следы Цезаря: Путешествие в Римскую Галлию (Голова Зевса) 2017. ISBN 978-1784970666