Граннус

Граннус (также Гранус , Могоунус , [1] и Амарколитан [2] ) — кельтское божество классической древности . Его регулярно отождествляли с Аполлоном как Аполлоном Граннусом , и ему часто поклонялись вместе с Сироной , а иногда и с Марсом и другими божествами. [3]
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]Теоним — латинизированная Grannus форма галльского Grannos . [4] Та же основа появляется в личных именах Grania , Grannia , Grannicus и Grannica , а также в топонимах Grignols (от более раннего * Granno-ialon 'поляна Граннуса'), Aquae Granni (> Аахен ) и Granéjouls . [5]
Его этимология остается дискуссионной. Это имя может быть связано с протокельтским * grand- / grend- , что означает «борода» (ср. среднеирландское grend , средневаллийское grandn «подбородок, борода, щека», среднебретонское grandn «бровь»), хотя некоторые учёные полагают, что указал, что бог никогда на самом деле не изображался с бородой. Старофранцузский grenon («маленькая борода»), древнеиспанский greñon («борода») и окситанский gren («усы») произошли от более раннего * grennos , который предположительно является галльским, но вокализм трудно совместить с другие формы. [5] [6] [7]
Альтернативная этимология связывает имя с реконструированной формой * gra-snó - (< * g В hr-snó -), что может быть связано с протокельтским *g В Рейн- / г В rens- , что означает «жар» (ср. среднеирландское grīs «жара, сияние, угли», средневаллийское gwres «жар [солнца, огня], страсть, похоть»). [4] [8] Ученый Юрген Зейдлер утверждает, что это «вероятное указание на солнечное тепло и его целебные свойства». [9] В науке начала двадцатого века теоним часто сравнивали со староирландским grían («солнце»). [5] которое, по мнению лингвиста Ранко Матасовича , должно происходить от протокельтского * g В rensā (> примитивный ирландский *g В в ревматизме ). [8]
Эпитеты
[ редактировать ]В Монтелоне Гранна зовут Деус Аполлон Граннус Амарколитан. [2] («Тот, у кого пронзительный или далеко идущий взгляд» [10] ), и в Хорбург-Вире Аполлон Граннус Могоунус . [3] [1]
Во всех своих культовых центрах, где он уподоблялся римскому богу , Гранн отождествлялся с Аполлоном . [3] предположительно в роли Аполлона как целителя или солнечного божества. В Трире он более конкретно отождествляется с Фебом как Аполлон Граннус Феб. [11] [3]
Центры поклонения
[ редактировать ]
Один из самых известных культовых центров бога находился в Аква Гранни (ныне Аахен , Германия). Ахен означает «вода» на древневерхненемецком языке , кальке римского названия «Aquae Granni». [12] Горячие источники города с температурой от 45 ° C до 75 ° C расположены в довольно негостеприимной болотистой местности вокруг долины Аахена, имеющей форму бассейна. [12] Ахен впервые стал лечебным центром во времена Гальштата . [12]
По словам Кассия Диона , римский император Каракалла (188–217 гг. н.э.) безуспешно искал помощи у Аполлона Гранна, а также Эскулапа и Сераписа , во время приступа физического и психического заболевания, посещая святыню бога и совершая множество жертвоприношений ; Дио утверждает, что боги отказались исцелить его, потому что знали, что намерения Каракаллы были злыми. [13] Посещение Каракаллой храма «кельтского бога-целителя» Гранна произошло во время войны с Германией в 213 году. [14] [ нужна ссылка ]
Фестиваль
[ редактировать ]Латинская надпись I века нашей эры из общественного фонтана в Лиможе упоминает галльский десятидневный фестиваль Граннуса (слегка латинизированный как decamnoctiacis Granni ):
- ПОСТВМВС ДВ[М]
- НОРИГИС F (ilius) VERG (obretus) AQV
- Утро МАРТ ДЕКАБРЬ
- БОЛЬШИЕ НОВОСТИ D (e) S (ua) P (экуния) D (редактировать) [15]
Перевод: « Вергобретус Постум, сын Думнорикса, подарил на свои деньги Аква Марсию («Вода Марса [или Марса]»), акведук. [16] ) для десятидневного фестиваля Граннус». [ нужна ссылка ]
Божественное окружение
[ редактировать ]
Имя Граннус иногда сопровождается в надписях именами других божеств. В Аугсбурге он встречается и с Дианой , и с Сироной ; [17] его снова вызывают с Сироной в Риме , [18] Битбург , [19] Баумберг , [20] [3] Лауинген , [21] и Сармизегетуса (дважды). [22] В Эннетахе он с нимфами , [23] в Файмингене с Гигеей и Матерью Богов , [24] и в Гранде с Солом . [3] Вотивный алтарь в Асторге призывает его после «святого Сераписа » и «многоименной Исиды », а также перед «непобежденным Ядром и Марсом Сагатом ». [25] [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б ЦИЛ XIII, 05315
- ^ Перейти обратно: а б CIL XIII, 02600
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Патрис Лажуа. Опись кельтских божеств древности . Французское мифологическое общество. описи См. также введение к . (на французском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Зейдлер 2003 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б с Деламар 2003 , с. 183.
- ^ Зейдлер 2003 , стр. 78–80.
- ^ Матасович 2009 , стр. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Матасович 2009 , стр. 147.
- ^ Зейдлер 2003 .
- ^ Зейдлер, Юрген, «Об этимологии Граннуса», Журнал кельтской филологии, том 53 (1), де Грюйтер. 2003, с. 86.
- ^ CIL XIII, 03635
- ^ Перейти обратно: а б с Доктор Рита Мильке. История купания . Аахен.
- ^ Кассий Дион, Римская история 78.15.
- ^ CIL VI 2086; ИвЕф 802
- ^ АЭ 1989: 521; АЕ 1991: 1222.
- ^ Лоран Ламуан, Местная власть в Римской Галлии , Presses Universitaires Blaise Pascal, 2009, стр. 114-115.
- ^ АЭ 1992, 01304
- ^ CIL VI, 00036
- ^ CIL XIII, 04129
- ^ CIL III, 05588
- ^ CIL III, 11903
- ^ АЭ 1983, 00828
- ^ CIL III, 05861
- ^ CIL III, 05873
- ^ АЭ 1968, 00230 . Посвящённый — Юлий Меланиус, имперский губернатор .
Библиография
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .
- Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка . Брилл. ISBN 9789004173361 .
- Зейдлер, Юрген (2003). «К этимологии Гранна». Журнал кельтской филологии . 53 (1): 77–92. дои : 10.1515/ZCPH.2003.77 . ISSN 0084-5302 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хофенедер, Андреас; Хайнцманн, Манфред и Матье, Николя. «Аполлон Граннос – Размышления о Кассии Дионе 77, 15.5-7». В: Théonymie Celtique, Cultes, Interpretatio - Кельтская теонимия, культы, Interpretatio . Под редакцией Андреаса Хофенедера и Патриции де Бернардо Стемпель, 1-е изд. Австрийской академии наук, 2013. стр. 101–112. http://www.jstor.org/stable/j.ctv8mdn28.10 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Граннусом, на Викискладе?