Каракалла
Каракалла | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
римский император | |||||||||
Царствование | 28 января 198 г. - 8 апреля 217 г. (старший с 4 февраля 211 г.) | ||||||||
Предшественник | Септимий Север | ||||||||
Преемник | Макрин | ||||||||
Соправители |
| ||||||||
Рожденный | Луций Септимий Бассиан 4 апреля 188 г. Лион | ||||||||
Умер | 8 апреля 217 г. (29 лет) По дороге между Эдессой и Каррой | ||||||||
Супруг | Фульвия Плаутилла | ||||||||
| |||||||||
Династия | серьезный | ||||||||
Отец | Септимий Север | ||||||||
Мать | Джулия миссис |
Римские императорские династии | ||
---|---|---|
Северанская династия | ||
Хронология | ||
193–211 | ||
198–211 | ||
с Гетой 209–211 | ||
211–217 | ||
211 | ||
Макрина Узурпация 217–218 | ||
218 | ||
218–222 | ||
222–235 | ||
Династия | ||
Генеалогическое древо династии Северан | ||
Все биографии | ||
Преемственность | ||
| ||
Марк Аврелий Антонин (урожденный Луций Септимий Бассиан , 4 апреля 188 — 8 апреля 217), более известный под своим прозвищем Каракалла ( / ˌ k æ r ə ˈ k æ ə / l ) , [3] был римским императором с 198 по 217 год нашей эры. Он был членом династии Северов , старшим сыном императора Септимия Севера и императрицы Юлии Домны . Северус провозгласил Каракаллу соправителем в 198 году, сделав то же самое со своим другим сыном Гетой в 209 году. Два брата ненадолго разделили власть после смерти своего отца в 211 году, но вскоре Каракалла приказал убить Гету преторианской гвардией и стал единоличным правителем Римской империи. Империя . Юлия Домна имела значительную долю в управлении, поскольку Каракалла считал управление обыденным. Его правление характеризовалось внутренней нестабильностью и внешними вторжениями германских народов .
Каракалла издал Конституцию Антонина ( лат . Constitutio Antoniniana ), также известную как Эдикт Каракаллы, который предоставил римское гражданство всем свободным людям на всей территории Римской империи. Указ дал всем получившим избирательное право мужчинам Каракаллы преномен и номен : «Марк Аврелий». Другими вехами его правления были строительство Терм Каракаллы , второго по величине банного комплекса в истории Рима, введение новой римской валюты под названием антониниан , своего рода двойной денарий , а также массовые убийства, которые он приказал, и то, и другое. в Риме и других частях империи. В 216 году Каракалла начал поход против Парфянской империи . Он не довел эту кампанию до завершения из-за его убийства недовольным солдатом в 217 году. Макрин сменил его на посту императора три дня спустя.
Древние источники изображают Каракаллу жестоким тираном; его современники Кассий Дион ( ок. 155 – ок. 235) и Иродиан ( ок. 170 – ок. 240) представляют его в первую очередь солдатом, а затем императором. В XII веке Джеффри Монмутский положил начало легенде о роли Каракаллы как короля Британии. Позже, в XVIII веке, произведения французских живописцев возродили образы Каракаллы благодаря очевидным параллелям между тиранией Каракаллы и тиранией, приписываемой королю Людовику XVI ( годы правления 1774–1792 ). Современные произведения продолжают изображать Каракаллу злым правителем, изображая его одним из самых тиранических из всех римских императоров.
Имена
Имя Каракаллы при рождении было Луций Септимий Бассиан. Он был переименован в Марка Аврелия Антонина в возрасте семи лет в рамках попытки его отца объединиться с семьями Антонина Пия и Марка Аврелия . [4] [5] [1] По словам историка 4-го века Аврелия Виктора в его «Эпитоме Цезарибуса» , он стал известен под агноменом «Каракалла» в честь галльской туники с капюшоном, которую он обычно носил и которая стала модной. [6] Возможно, он начал носить его во время своих кампаний на Рейне и Дунае. [7] Кассий Дион , который все еще писал свою «Римскую историю» во время правления Каракаллы, [8] обычно называл его «Тараутас» в честь известного миниатюрного и жестокого гладиатора того времени, хотя в различных случаях он также называл его «Каракаллом». [9]
Ранний период жизни
Каракалла родился в Лугдунуме , Галлия (ныне Лион , Франция), 4 апреля 188 года в семье Септимия Севера ( годы правления 193–211 ) и Юлии Домны , что дало ему пуническое происхождение по отцовской линии и арабское происхождение по материнской линии. [10] У него был немного младший брат Гета , с которым Каракалла некоторое время правил как соправитель. [4] [11] Каракалле было пять лет, когда его отец был провозглашен Августом . 9 апреля 193 года [12]
Цезарь
В начале 195 года отец Каракаллы Септимий Север был посмертно усыновлен обожествленным императором ( divus ) Марком Аврелием ( годы правления 161–180 ); соответственно, в 195 или 196 году Каракалле был присвоен императорский ранг Цезаря , приняв имя Марк Аврелий Антонин Цезарь, и был назван императором destinatus (или designatus ) в 197 году, возможно, в день своего рождения, 4 апреля, и, конечно же, до 7 мая. [12] Таким образом, формально он стал частью хорошо известной династии Антонинов . [13]
Со- август
Отец Каракаллы назначил Каракаллу соавтором Августа и полноправным императором с 28 января 198 года. [14] [2] В этот день триумф праздновался Септимия Севера в честь его победы над Парфянской империей в римско-персидских войнах ; он успешно разграбил парфянскую столицу Ктесифон после победы в битве при Ктесифоне , вероятно, в октябре 197 года. [15] Он также был удостоен трибунской власти и титула императора . [12] В надписях Каракалле дается с 198 титул первосвященника, pontifex maximus . [13] [12] Его брат Гета в тот же день был провозглашен цезарем nobilissimus , а их отцу Септимию Северу было присвоено победное имя Парфик Максим . [12]
В 199 году он был принят в ряды Братьев Арваля . [13] К концу 199 года он получил титул pater patriae . [13] В 202 году он был римским консулом был назначен назначенным консулом . , а годом ранее [13] Его коллегой был его отец, занимавший свой третий консульский срок. [15]
В 202 году Каракалла был вынужден жениться на дочери Гая Фульвия Плавтиана , Фульвии Плавтилле , женщине, которую он ненавидел, правда, по какой причине, неизвестно. [16] Свадьба состоялась с 9 по 15 апреля. [13]
В 205 году Каракалла был консулом во второй раз вместе с Гетой – первое консульство его брата. [13] К 205 году Каракалла казнил Плавтиана за измену, хотя он, вероятно, сфабриковал доказательства заговора. [16] Именно тогда он изгнал свою жену, убийство которой могло быть совершено по приказу Каракаллы. [4] [16]
28 января 207 года Каракалла отпраздновал свое десятилетие — десятую годовщину начала своего правления. [13] 208 год стал годом его третьего и второго консульства Геты. [13] Сам Гета получил звание Августа и полномочия трибуна в сентябре или октябре 209 года. [13] [17] [12]
Во время правления его отца мать Каракаллы Юлия Домна играла заметную общественную роль, получая почетные звания, такие как «Мать лагеря», но она также играла закулисную роль, помогая своему мужу управлять империей. [18] Описан как амбициозный, [19] Юлия Домна окружила себя мыслителями и писателями со всей империи. [20] Пока Каракалла собирал и готовил войска для запланированного персидского вторжения, Юлия оставалась в Риме, управляя империей. Растущее влияние Юлии в государственных делах положило начало тенденции влияния матерей императоров, которая продолжалась на протяжении всей династии Северов. [21]
Царствование в качестве старшего императора
Может как ко- август
4 февраля 211 года Септимий Север умер в Эборакуме (ныне Йорк , Англия) во время кампании в Каледонии , к северу от Римской Британии . [22]
В результате двое его сыновей и соавгустов , Каракалла и его брат Гета, стали совместными наследниками трона и империи своего отца. [17] [22] своего отца Каракалла принял когномен , Северус, и принял первосвященство в качестве верховного понтифика . [23] Его имя стало императором Цезарем Марком Аврелием Севером Антонином Пием Августом . [23]
Каракалла и Гета положили конец римскому вторжению в Каледонию после заключения мира с каледонцами , который вернул границу римской Британии до линии, демаркированной валом Адриана . [17] [24] Во время обратного путешествия из Британии в Рим с прахом своего отца Каракалла и его брат постоянно спорили друг с другом, что делало отношения между ними все более враждебными. [17] [24] Каракалла и Гета рассматривали возможность разделения империи пополам вдоль Босфора, чтобы сделать их совместное правление менее враждебным. Каракалла должен был править на западе, а Гета – на востоке. Мать уговорила их не делать этого. [24]
Убийство Геты
26 декабря 211 года на примирительной встрече, устроенной их матерью, Гета был убит членами преторианской гвардии, верными Каракалле. Гета умер на руках матери. Широко распространено мнение, и вполне вероятно, что Каракалла сам заказал убийство, поскольку эти двое никогда не были в хороших отношениях друг с другом, тем более после того, как стали преемниками своего отца. [22]
Затем Каракалла преследовал и казнил большинство сторонников Геты и приказал Damnatio memoriae против памяти своего брата. сенату объявить [6] [25] Изображение Геты было удалено со всех картин, монеты переплавлены, статуи разрушены, его имя вычеркнуто из папирусных записей, а произносить или писать имя Геты стало уголовным преступлением. [26] В результате « Damnatio memoriae» было убито около 20 000 человек. [25] [26] Убитые были членами ближайшего окружения Геты, состоявшими из охранников и советников, друзей и других военных сотрудников, находившихся под его началом. [25]
Царствовать как единоличный император
Когда Гета умер в 211 году, обязанности Юлии Домны возросли, поскольку Каракалла считал административные задачи обыденными. [18] Возможно, она взяла на себя одну из наиболее важных гражданских функций императора; прием обращений и ответ на корреспонденцию. [27] Однако степень ее роли на этой должности, вероятно, преувеличена. Возможно, она представляла своего сына и играла роль на встречах и отвечала на вопросы; однако последней инстанцией в юридических вопросах был Каракалла. [27] Император исполнял все роли в правовой системе в качестве судьи, законодателя и администратора. [27]
Конституция Антонина
Constitutio Antoniniana (букв. «Конституция Антонина», также называемая «Эдиктом Каракаллы» или «Конституцией Антонина») — указ, изданный в 212 году Каракаллой, провозглашавший, что всем свободным людям в Римской империи должно быть предоставлено полное римское гражданство. [28] за исключением дедициев , людей, которые стали подданными Риму в результате капитуляции на войне и освобожденных рабов. [29] [30] [31] [32] [33]
До 212 года большинство римских граждан были жителями Римской Италии, при этом около 4–7% всех народов Римской империи были римскими гражданами на момент смерти Августа в 14 году нашей эры. За пределами Рима гражданство было ограничено Римские колонии [а] – Римляне или их потомки, живущие в провинциях, жители различных городов по всей Империи – и небольшое количество местной знати, например, короли стран-клиентов. С другой стороны, провинциалы обычно не были гражданами, хотя некоторые магистраты, их семьи и родственники придерживались латинских правых . [б] [37]
Дион утверждает, что одной из целей Каракаллы, издавшего указ, было желание увеличить государственные доходы; в то время Рим находился в тяжелом финансовом положении и должен был платить за новые повышения заработной платы и льготы, которые предоставлялись военным. [38] Указ расширил обязанности по государственной службе и увеличил доходы за счет налогов на наследство и освобождение, которые должны были платить только римские граждане. [39] Однако немногие из тех, кто получил гражданство, были богатыми, и хотя Рим действительно находился в тяжелом финансовом положении, считается, что это не могло быть единственной целью указа. [38] Провинциалы также выиграли от этого указа, потому что теперь они могли считать себя равными партнерами римлян в империи. [39]
Другой целью издания указа, как описано в папирусе, на котором была написана часть указа, было умилостивить богов, которые избавили Каракаллу от заговора. [40] Заговор, о котором идет речь, был ответом на убийство Каракаллой Геты и последующее убийство его последователей; братоубийство было бы оправдано только в том случае, если бы его брат был тираном. [41] Damnatio memoriae против Геты и крупные выплаты Каракаллы своим сторонникам были призваны защитить себя от возможных последствий. После того, как это удалось, Каракалла почувствовал необходимость отплатить римским богам, вернув благосклонность народу Рима таким же величественным жестом. Это было сделано путем предоставления гражданства. [41] [42]
Другая цель издания указа могла быть связана с тем фактом, что периферия империи теперь становилась центральной в ее существовании, а предоставление гражданства могло быть просто логическим результатом продолжающегося расширения Римом прав гражданства. [42] [43]
Аламанская война
В 213 году, примерно через год после смерти Геты, Каракалла покинул Рим и никогда не вернулся. [39] Он отправился на север, к границе с Германией, чтобы разобраться с аламаннами , конфедерацией германских племен, прорвавшихся через известняки в Реции . [39] [44] Во время кампании 213–214 гг. Каракалла успешно разгромил некоторые германские племена, одновременно урегулировав другие трудности посредством дипломатии, хотя с кем именно были заключены эти договоры, остается неизвестным. [44] [45] Находясь там, Каракалла укрепил пограничные укрепления Реции и Верхней Германии , известные под общим названием « Агри Декуматы» , так что они были в состоянии противостоять любым дальнейшим вторжениям варваров в течение еще двадцати лет.
Провинциальный тур
Весной 214 года Каракалла отправился в восточные провинции, путешествуя через Дунайские провинции и анатолийские провинции Азии и Вифинии . [13] Зиму 214/215 года он провел в Никомидии . К 4 апреля 215 года он покинул Никомедию и летом находился в Антиохии на Оронте . [13] К декабрю 215 года он находился в Александрии в дельте Нила , где оставался до марта или апреля 216 года. [13]
Когда жители Александрии услышали об утверждениях Каракаллы о том, что он убил своего брата Гету в целях самообороны, они выпустили сатиру, высмеивающую это, а также другие претензии Каракаллы. [46] [47] Каракалла ответил на это оскорбление, убив депутацию видных граждан, которые ничего не подозревали, собравшихся перед городом, чтобы приветствовать его прибытие в декабре 215 года, прежде чем направить свои войска против Александрии на несколько дней грабежей и грабежей. [39] [48]
Весной 216 г. он вернулся в Антиохию и до 27 мая намеревался повести свою римскую армию против парфян. [13] Зимой 215/216 года он находился в Эдессе . [13] Затем Каракалла двинулся на восток, в Армению . К 216 году он прорвался через Армению на юг, в Парфию. [49]
Ванны
Строительство терм Каракаллы началось в 211 году, в начале правления Каракаллы. Термы . названы в честь Каракаллы, хотя наиболее вероятно, что за их планирование отвечал его отец В 216 году состоялось частичное открытие бань, но внешний периметр бани не был завершен до правления Северуса Александра . [50]
Эти большие бани были типичными для римской практики строительства комплексов для общественной и государственной деятельности в крупных густонаселенных городах. [50] Бани занимали около 50 акров (или 202 000 квадратных метров) земли и могли одновременно принять около 1600 купальщиков. [50] Это были вторые по величине общественные бани, построенные в Древнем Риме, и в них были бассейны , прогулочные площадки , стадион , парные, библиотеки, конференц-залы, фонтаны и другие удобства, и все это было окружено садами. [50] [51] Внутренние помещения были украшены красочными мраморными полами, колоннами, мозаикой и колоссальными скульптурами. [52]
Каракалла и Серапис
В начале своего правления Каракалла заявил об императорской поддержке греко-египетского бога врачевания Сераписа . Исеум и Серапеум в Александрии, очевидно, были отремонтированы во время совместного правления Каракаллы с его отцом Септимием Севером. Доказательством этого являются две надписи, найденные возле храма, которые, по-видимому, носят их имена. Дополнительные археологические свидетельства этого существуют в виде двух папирусов , датированных периодом Севера, а также двух статуй, связанных с храмом, датированных примерно 200 годом нашей эры. После того как Каракалла стал единоличным правителем в 212 году, императорский монетный двор начал чеканить монеты с изображением Сераписа. Это было отражением центральной роли бога во время правления Каракаллы. После смерти Геты оружие, убившее его, Каракалла посвятил Серапису. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы сыграть Серапису роль защитника Каракаллы от предательства. [53]
в 212 году храм Каракалла также воздвиг на Квиринальском холме , который посвятил Серапису. [48] Фрагментированная надпись, найденная в церкви Сант-Агата-деи-Готи в Риме, свидетельствует о строительстве или, возможно, восстановлении храма, посвященного богу Серапису. Надпись носит имя «Марк Аврелий Антонин», что относится либо к Каракалле, либо к Элагабалу , но, скорее всего, к Каракалле из-за его известной сильной связи с богом. Две другие надписи, посвященные Серапису, а также гранитный крокодил, похожий на найденного в Исеуме и Серапеуме, также были найдены в районе Квиринальского холма. [54]
Денежно-кредитная политика
О: голова -лауреат Каракаллы | Р: Сол держит глобус и поднимает руку. |
серебряный динарий , отчеканенный в Риме в 216 году нашей эры; ссылка: RIC 281b, C 359. |
Расходы Каракаллы на большие премии, которые он давал солдатам, побудили его обесценить монеты вскоре после своего восхождения на престол. [6] В конце правления Севера и в начале правления Каракаллы римский денарий имел приблизительную чистоту серебра около 55%, но к концу правления Каракаллы чистота снизилась примерно до 51%. [55] [56]
В 215 году Каракалла представил антониниан , монету, предназначенную для использования в качестве двойного денария . [57] Однако эта новая валюта имела чистоту серебра около 52% в период между 215 и 217 годами и фактическое соотношение размеров 1 антониниан к 1,5 денария. Фактически это сделало антониниан равным примерно 1,5 денария. [58] [59] [60] Пониженная чистота серебра в монетах заставила людей копить старые монеты с более высоким содержанием серебра, что усугубляло проблему инфляции, вызванную более ранней девальвацией динария . [57] [58]
Военная политика
Во время своего правления на посту императора Каракалла поднял годовое жалованье среднего легионера с 2000 сестерциев (500 динариев ) до 2700–3000 сестерциев (675–750 динариев ). Он расточал множество благ армии, которой одновременно боялся и восхищался, в соответствии с советом, данным его отцом на смертном одре, всегда заботиться о благополучии солдат и игнорировать всех остальных. [17] [44] Каракалле нужно было завоевать и сохранить доверие военных, и он сделал это за счет щедрого повышения заработной платы и популярных жестов. [61] Он проводил большую часть времени с солдатами, настолько, что начал подражать их одежде и манерам. [6] [62] [63]
После того как Каракалла завершил свою кампанию против аламаннов, стало очевидно, что он был чрезмерно озабочен подражанием Александру Великому . [64] [65] Он начал открыто подражать Александру в своем личном стиле. Планируя вторжение в Парфянскую империю, Каракалла решил расположить 16 000 своих людей в фалангах македонского типа , несмотря на то, что римская армия превратила фалангу в устаревшее тактическое формирование. [64] [65] [66] Историк Кристофер Мэтью упоминает, что термин «фалангарии» имеет два возможных значения, оба с военным подтекстом. Первое относится просто к римской боевой линии и не означает конкретно, что люди были вооружены пиками , а второе имеет сходство с «Марианскими мулами» поздней Римской республики, которые несли свое снаряжение, подвешенное на длинном шесте, который был использовался по крайней мере до 2 века нашей эры. [66] Как следствие, фалангарии Легио II Парфика, возможно, были не копейщиками, а скорее стандартными боевыми войсками или, возможно, триариями . [66]
Мания Каракаллы по отношению к Александру зашла так далеко, что он посетил Александрию во время подготовки к персидскому вторжению и преследовал философов аристотелевской школы на основании легенды о том, что Аристотель отравил Александра. Это было признаком все более беспорядочного поведения Каракаллы. [65]
Парфянская война
В 216 году Каракалла провел серию агрессивных кампаний на востоке против парфян , намереваясь поставить большую территорию под прямой контроль Рима. Он сделал парфянскому царю Артабану IV предложение руки и сердца между собой и царской дочерью. [7] [67] Артабан отказался от этого предложения, понимая, что это предложение было всего лишь попыткой объединить Парфянское царство под контролем Рима. [67] В ответ Каракалла воспользовался случаем, чтобы начать кампанию против парфян. Тем летом Каракалла начал нападать на сельскую местность к востоку от Тигра во время парфянской войны Каракаллы . [67] Следующей зимой Каракалла удалился в Эдессу , современную Шанлыурфу на юго-востоке Турции , и начал подготовку к возобновлению кампании к весне. [67]
Смерть
В начале 217 года Каракалла все еще базировался в Эдессе, прежде чем возобновил военные действия против Парфии. [7] 8 апреля 217 года Каракалла отправился посетить храм недалеко от Карр (ныне Харран на юге Турции), где в 53 году до нашей эры римляне потерпели поражение от парфян. [7] После непродолжительной остановки, чтобы помочиться, к Каракалле подошел солдат Джастин Мартиалис и зарезал его. [7] Мартиалис был возмущен отказом Каракаллы предоставить ему должность центуриона , и префект претория Макрин , преемник Каракаллы, увидел возможность использовать Мартиалиса, чтобы положить конец правлению Каракаллы. [67] Сразу после смерти Каракаллы был убит и его убийца Мартиалис. [7] Когда Каракаллу убили, Юлия Домна находилась в Антиохии, разбирая корреспонденцию, удаляя из пачки неважные сообщения, чтобы, когда Каракалла вернется, он не был обременен обязанностями. [18] Три дня спустя Макрин провозгласил себя императором при поддержке римской армии. [68] [69]
Портретная живопись
Официальное изображение Каракаллы как единственного императора знаменует собой отход от отстраненных образов философов-императоров, предшествовавших ему: его коротко остриженная прическа напоминает солдатскую, его воинственный взгляд выглядит реалистично и угрожающе. Этот суровый солдат-император, культовый архетип, был принят большинством следующих императоров, таких как Максимин Фракс , которые зависели от поддержки войск в управлении империей. [70] [71]
Иродиан описывает Каракаллу как предпочитавшего североевропейскую одежду, причем Каракалла - это название короткого галльского плаща, который он сделал модным, и он часто носил светлый парик. [72] Дио упоминает, что когда Каракалла был мальчиком, он имел тенденцию показывать сердитое или даже дикое выражение лица. [73]
То, как Каракалла хотел, чтобы его представляли своему народу, можно увидеть по многочисленным сохранившимся бюстам и монетам. Образы юного Каракаллы невозможно четко отличить от его младшего брата Геты. [74] На монетах Каракалла изображен лауреатом после того, как стал августом в 197 году; стал августом . Гета носил непокрытую голову, пока в 209 году не [75] Между 209 годом и смертью отца в феврале 211 года оба брата показаны зрелыми молодыми людьми, готовыми захватить империю.
Между смертью отца и убийством Геты в конце 211 года портрет Каракаллы остается неподвижным с короткой густой бородой, в то время как у Геты появляется длинная борода с прядями волос, как у его отца. Последнее было ярким показателем стремления Геты выглядеть истинным преемником своего отца, усилия, которые ни к чему не привели, когда он был убит. [75] Представления Каракаллы о монетах в период его совместного правления с отцом, с 198 по 210 год, в общих чертах соответствуют имперскому представлению третьего века; Большинство типов монет передают военные и религиозные послания, а другие монеты передают сообщения о saeculum aureum и добродетелях. [76]
Во время единоличного правления Каракаллы, с 212 по 217 год, произошел значительный сдвиг в представительстве. Большинство монет, выпущенных в этот период, ассоциировались с божественностью или имели религиозное послание; у других были неспецифические и уникальные послания, которые распространялись только во время единоличного правления Каракаллы. [77]
Наследие
Осуждение памяти
Каракалла не подвергался надлежащему проклятию memoriae после своего убийства; хотя Сенат его не любил, его популярность среди военных помешала Макрину и Сенату открыто объявить его хостисом . Макрин, пытаясь успокоить сенат, вместо этого приказал тайно убрать статуи Каракаллы из поля зрения общественности. После его смерти общественность сравнивала его с другими осужденными императорами и призывала отменить скачки в честь его дня рождения и переплавить посвященные ему золотые и серебряные статуи. Однако масштабы этих мероприятий были ограниченными; большинство стираний его имени из надписей были либо случайными, либо произошли в результате повторного использования. Макрин обожествил Каракаллу и увековечил ее на монетах как Divus Antoninus . Похоже, что ни на каких изображениях, созданных во время его правления в качестве единоличного императора, не было никаких преднамеренных увечий Каракаллы. [78]
Классическое изображение
Каракалла представлен в древних источниках Диона, Иродиана и « Истории Августы» как жестокий тиран и дикий правитель. [79] Это изображение Каракаллы подтверждается только убийством его брата Геты и последующей резней сторонников Геты, которую приказал Каракалла. [79] Наряду с этим, эти современные источники представляют Каракаллу как «солдата-императора» из-за того, что он предпочитал солдат сенаторам, и это изображение сделало его еще менее популярным среди сенаторских биографов. [79] Дион явно представил Каракаллу как императора, который маршировал вместе с солдатами и вел себя как солдат. Дион также часто ссылался на большие военные расходы Каракаллы и вызванные ими финансовые проблемы. [79] Эти черты доминируют в образе Каракаллы в сохранившейся классической литературе. [80] Термы Каракаллы представлены в классической литературе как беспрецедентные по своим масштабам и невозможные для строительства, если бы не использование железобетона. [81] Однако Эдикт Каракаллы, изданный в 212 году, остается почти незамеченным в классических записях. [80]
Historia Augusta считается историками наименее достоверной из всех описаний событий, историографии и биографий среди древних произведений и полна сфабрикованных материалов и источников. [82] [83] [84] [85] [86] По сравнению с ним произведения Иродиана Антиохийского «гораздо менее фантастичны», чем рассказы, представленные в « Истории Августы» . [82] Историк Эндрю Г. Скотт предполагает, что работы Дио часто считаются лучшим источником того периода. [87] Однако историк Клэр Роуэн подвергает сомнению точность Дио в отношении темы Каракаллы, ссылаясь на то, что эта работа представляет враждебное отношение к Каракалле и поэтому к ней следует относиться с осторожностью. [88] Пример этой враждебности можно найти в одном разделе, где Дион отмечает, что Каракалла происходит от трех разных рас и что ему удалось объединить все их недостатки в одном человеке: непостоянство, трусость и безрассудство галлов, жестокость и резкость. африканцев и лукавство, которое ассоциируется с сирийцами. [88] Несмотря на это, план событий, представленный Дио, описывается Роуэном как в целом точный, в то время как мотивы, которые предлагает Дио, имеют сомнительное происхождение. [88] Примером этого является его представление Эдикта Каракаллы; Мотивом, который Дион прилагает к этому событию, является желание Каракаллы увеличить налоговые поступления. Оливье Хекстер, Николас Заир и Роуэн оспаривают эту презентацию, потому что большинство людей, получивших избирательные права по указу, были бы бедными. [38] [88] В своей работе Роуэн также описывает изображение Каракаллы Иродианом: больше похожее на солдата, чем на императора. [89]
Средневековые легенды
Джеффри Монмута Псевдоисторическая « История королей Британии» делает Каракаллу королём Британии, называя его настоящим именем «Бассиан», а не прозвищем Каракалла. По сюжету, после смерти Северуса римляне хотели сделать Гету королем Британии, но британцы предпочли Бассиана, потому что у него была мать-британка. Два брата сражались до тех пор, пока Гета не был убит и Бассиан не взошел на трон, после чего он правил, пока не был свергнут и убит Караузием . Однако восстание Караузия на самом деле произошло примерно через семьдесят лет после смерти Каракаллы в 217 году. [90]
Произведения искусства восемнадцатого века и Французская революция
Память о Каракалле возродилась в искусстве французских художников конца восемнадцатого века. Его тираническая карьера стала предметом творчества нескольких французских живописцев, таких как Грёз , Жюльен де Парм , Давид , Бонвуазен , Ж.-А.-К. Пажу и Летьер . Их увлечение Каракаллой было отражением растущего недовольства французского народа монархией . На известность Каракаллы повлияло существование нескольких литературных источников на французском языке, которые включали как переводы древних произведений, так и современные произведения того времени. Образ Каракаллы был легко доступен художникам благодаря своеобразному стилю его портретной живописи и необычному солдатскому выбору моды, который отличал его от других императоров. Произведения искусства, возможно, послужили предупреждением о том, что абсолютная монархия может стать ужасом тирании и что может произойти катастрофа, если режим не сможет реформироваться. Историк искусства Сьюзен Вуд предполагает, что эта реформа заключалась в том, чтобы абсолютная монархия стала конституционной монархией. , согласно первоначальной цели революции, а не республики , которой она в конечном итоге стала. Вуд также отмечает сходство между Каракаллой и его преступлениями, приведшими к его убийству и возможному восстанию против короля Людовика XVI и его смерти: оба правителя умерли в результате своей очевидной тирании. [91]
Современное изображение
Каракалла имел репутацию одного из худших римских императоров, и это мнение сохранилось даже в современных произведениях. [92] Историк искусства и лингвистики Джон Эгнью и писатель Уолтер Бидвелл описывают Каракаллу как обладателя злого духа, имея в виду разрушения, которые он причинил Александрии. [93] Римский историк Дэвид Мэги описывает Каракаллу в книге « Римское правление в Малой Азии » как жестокого и тиранического человека и указывает на психопатию как на объяснение его поведения. [94] [95] Историк Клиффорд Андо поддерживает это описание, предполагая, что правление Каракаллы как единственного императора примечательно «почти исключительно» его преступлениями, такими как воровство, массовые убийства и бесхозяйственность. [96]
Историк XVIII века Эдвард Гиббон , автор книги «История упадка и падения Римской империи» , берет репутацию Каракаллы, которую он получил за убийство Геты и последующую резню сторонников Геты, и применяет ее к поездкам Каракаллы по провинциям, предполагая, что что «каждая провинция по очереди была ареной его грабежей и жестокости». [92] Гиббон сравнил Каракаллу с такими императорами, как Адриан , которые проводили свою карьеру в кампаниях в провинциях, а затем с тиранами, такими как Нерон и Домициан, чье правление ограничивалось Римом и чьи действия влияли только на проживавшие там сенаторы и всадники. Затем Гиббон пришел к выводу, что Каракалла был «общим врагом человечества», поскольку и римляне, и провинциалы в равной степени подвергались «его грабежам и жестокости». [39]
Это представление подвергается сомнению историком Шамусом Силларом, который, среди прочего, ссылается на строительство дорог и укрепление укреплений в западных провинциях как на противоречащие представлению Гиббона о жестокости и разрушениях. [97] Профессора истории Молефи Асанте и Шаза Исмаил отмечают, что Каракалла известен позорным характером своего правления, заявляя, что «он ехал на лошади власти, пока она чуть не умерла от истощения», и что, хотя его правление было коротким, его жизнь, личность, и действия сделали его заметной, хотя, вероятно, и не полезной фигурой в Римской империи. [98]
Генеалогическое древо династии Северан
См. также
Примечания
- ^ Колонии — города римских граждан, основанные в завоеванных провинциях. [34]
- ^ Латинские права или ius Latii были промежуточным или испытательным этапом для неримлян, получающих полное римское гражданство. Помимо права голоса и возможности занимать политические посты, латинские права были всего лишь ограниченным римским гражданством. [35] [36]
Ссылки
Цитаты
- ^ Jump up to: а б Хаммонд 1957 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Кули 2012 , с. 495.
- ^ «Каракалла» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Гагарин, Михаил (2009). Древняя Греция и Рим . Издательство Оксфордского университета. п. 51.
- ^ Табберни, Уильям; Лампе, Питер (2008). Пепуза и Тимион: открытие и археологические исследования затерянного древнего города и императорского поместья . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020859-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Данстан 2011 , стр. 405–406.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 74 . ISBN 978-0-300-16426-8 .
- ^ Свон, Майкл Питер (2004). Наследование Августа: исторический комментарий к римской истории Кассия Диона . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–3, 30. ISBN. 0-19-516774-0 .
- ^ Кассий Дион , Книга 79
- ^ Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы . Джорджтаун, Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс. п. 33. ISBN 0-88402-115-7 .
- ^ Данстан 2011 , с. 399.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кули 2012 , стр. 495–496.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Киенаст, Дитмар (2017) [1990]. «Каракалла». Таблица римского императора: основы римской имперской хронологии (на немецком языке). Дармштадт: Научное книжное общество. стр. 156–161. ISBN 978-3-534-26724-8 .
- ^ Грант, Майкл (1996). Северцы: изменившаяся Римская империя . Психология Пресс. п. 19.
- ^ Jump up to: а б Киенаст, Дитмар (2017) [1990]. «Септимий Север». Таблица римского императора: основы римской имперской хронологии (на немецком языке). Дармштадт: Научное книжное общество. стр. 149–155. ISBN 978-3-534-26724-8 .
- ^ Jump up to: а б с Данстан 2011 , с. 402.
- ^ Jump up to: а б с д и Данстан 2011 , с. 405.
- ^ Jump up to: а б с Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 76 . ISBN 978-0-300-16426-8 .
- ^ Данстан 2011 , с. 299.
- ^ Данстан 2011 , с. 404.
- ^ Грант, Майкл (1996). Северцы: изменившаяся Римская империя . Психология Пресс. п. 46.
- ^ Jump up to: а б с Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 68–69 . ISBN 978-0-300-16426-8 .
- ^ Jump up to: а б Киенаст, Дитмар (2017) [1990]. «Каракалла». Таблица римского императора: основы римской имперской хронологии (на немецком языке). Дармштадт: Научное книжное общество. стр. 156–161. ISBN 978-3-534-26724-8 .
- ^ Jump up to: а б с Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 70 . ISBN 978-0-300-16426-8 .
- ^ Jump up to: а б с Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 70–71 . ISBN 978-0-300-16426-8 .
- ^ Jump up to: а б Варнер, Эрик, Р. (2004). Увечье и трансформация: Damnatio memoriae и портретная живопись Римской империи . Брилл Академик. п. 168. ИСБН 90-04-13577-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Туори, Кайус (2016). «Судья Юлия Домна? Историческая тайна и возникновение имперского юридического управления». Журнал истории права . 37 (2): 180–197. дои : 10.1080/01440365.2016.1191590 . ISSN 0144-0365 . S2CID 147778542 .
- ^ Лим, Ричард (2010). Эдинбургский спутник Древней Греции и Рима: поздняя античность . Издательство Эдинбургского университета. п. 114.
- ^ Хекстер и Заир 2008 , с. 47.
- ^ Левин, Ли (1975). Кесария под властью Рима . Архив Брилла. п. 195. ИСБН 90-04-04013-7 .
- ^ Бенарио, Герберт (1954). «Дедитики Конституции Антониниана». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 85 : 188–196. дои : 10.2307/283475 . JSTOR 283475 .
- ^ Кэрнс, Джон (2007). За пределами догматики: Закон и общество в римском мире: Закон и общество в римском мире . Издательство Эдинбургского университета. п. 42. ИСБН 978-0-7486-3177-3 .
- ^ Гиссенский папирус, 40,7-9 «Я дарую всем жителям Империи римское гражданство, и никто не остается вне civitas, за исключением dediticii»
- ^ Уитток, Мартин Джон; Уитток, Мартин (1991). Римская империя . Хайнеманн. п. 28. ISBN 0-435-31274-Х .
- ^ Джонсон, Аллан; Коулман-Нортон, Пол; Борн, Фрэнк; Фарр, Клайд (1961). Древнеримские статуты: перевод с введением, комментариями, глоссарием и указателем . Обмен юридическими книгами. п. 266. ИСБН 1-58477-291-3 .
- ^ Зох, Пол (2000). Древний Рим: Вводная история . Университет Оклахомы Пресс. п. 91 . ISBN 0-8061-3287-6 .
- ^ Лаван, Майлз (2016). «Распространение римского гражданства, 14–212 гг. Н. Э.: Количественная оценка в условиях высокой неопределенности» (PDF) . Прошлое и настоящее (230): 3–46. дои : 10.1093/pastj/gtv043 . hdl : 10023/12646 .
- ^ Jump up to: а б с Хекстер и Заир 2008 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Данстан 2011 , с. 406.
- ^ Хекстер и Заир 2008 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Хекстер и Заир 2008 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б Роуэн 2012 , с. 127.
- ^ Хекстер и Заир 2008 , стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б с Боутрайт, Мэри Талиаферро; Гаргола, Дэниел Дж; Талберт, Ричард Дж. А. (2004). Римляне: от деревни к империи . Издательство Оксфордского университета. стр. 413 . ISBN 0-19-511875-8 .
- ^ Скотт 2008 , с. 25.
- ^ Морган, Роберт (2016). История коптского православного народа и Египетской церкви . ФризенПресс. п. 31. ISBN 978-1-4602-8027-0 .
- ^ Фишер, Уоррен (2010). Иллюстрированная история Римской империи: от перехода Цезаря Рубикон (49 г. до н.э.) до падения империи, 476 г. н.э. Блумингтон, Индиана: AuthorHouse. п. 86. ИСБН 978-1-4490-7739-6 .
- ^ Jump up to: а б Мелтон, Гордон, Дж. (2014). Веры сквозь время: 5000 лет истории религии . п. 338.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Боутрайт, Мэри Талиаферро; Гаргола, Дэниел Дж; Талберт, Ричард Дж. А. (2004). Римляне: от деревни к империи . Издательство Оксфордского университета. стр. 413–414 . ISBN 0-19-511875-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Кастекс 2008 , с. 4.
- ^ Этелаар, Тейлор (2014). «Реконструкция терм Каракаллы». Цифровые приложения в археологии и культурном наследии . 1 (2): 45–54. дои : 10.1016/j.daach.2013.12.002 .
- ^ Castex 2008 , стр. 5–6.
- ^ Роуэн 2012 , стр. 137–139.
- ^ Роуэн 2012 , стр. 142–143.
- ^ Оман, К. (1916). «Упадок и падение денария в третьем веке нашей эры». Нумизматическая хроника и журнал Королевского нумизматического общества . 16 :37–60. JSTOR 42663723 .
- ^ Скотт 2008 , с. 130–131.
- ^ Jump up to: а б Скотт 2008 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Бержерон, Дэвид (2007–2008). «Роман Антониниан». Обзор Банка Канады .
- ^ Скотт 2008 , с. 139.
- ^ Харл, Кеннет (1996). Чеканка монет в римской экономике, 300 г. до н. э. — 700 г. н. э . Джу Пресс. п. 128. ИСБН 0-801-85291-9 .
- ^ Грант, Майкл (1996). Северцы: изменившаяся Римская империя . Психология Пресс. п. 42.
- ^ Южный, Патрисия (2015). Римская империя от Севера до Константина . Рутледж. стр. 68–69. ISBN 978-1-317-49694-6 .
- ^ Скотт 2008 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 74 . ISBN 978-0-300-16426-8 .
- ^ Jump up to: а б с Брауэр, Г. (1967). Декадентские императоры: власть и разврат в Риме третьего века . п. 75.
- ^ Jump up to: а б с Кристофер, Мэтью (2015). Непобедимый зверь: понимание эллинистической щучьей фаланги в действии . Издательство «Каземат». п. 403.
- ^ Jump up to: а б с д и Данстан 2011 , стр. 406–407.
- ^ Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 75 . ISBN 978-0-300-16426-8 .
- ^ Андо, Клиффорд (2012). Имперский Рим, 193–284 годы нашей эры: критический век . Издательство Эдинбургского университета. п. 63. ИСБН 978-0-7486-5534-2 .
- ^ Хекстер и Заир 2008 , с. 59.
- ^ «Метрополитен-музей: Портрет головы императора Каракаллы». соотв. нет. 40.11.1а" .
- ^ Иродиан Антиохийский. История Римской империи . стр. 4.7.3.
- ^ Дион, Кассий (н. д.). Римская история . стр. 78.11.1.
- ^ Варнер, Эрик, Р. (2004). Увечье и трансформация: Damnatio memoriae и портретная живопись Римской империи . Брилл Академик. п. 169. ИСБН 90-04-13577-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Пангерл, Андреас (2013). Портретные типы Каракаллы и Геты на монетах Римской империи — определение нового типа Цезаря Каракаллы и нового типа Геты Августа . Археологическая переписка РГЗМ Майнц 43. С. 99–116.
- ^ Мандерс 2012 , с. 251.
- ^ Мандерс 2012 , стр. 251–252.
- ^ Варнер, Эрик (2004). Увечье и трансформация: Damnatio memoriae и портретная живопись Римской империи . Брилл Академик. п. 184. ИСБН 90-04-13577-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Мандерс 2012 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б Мандерс 2012 , с. 227.
- ^ Так, Стивен Л. (2014). История римского искусства . Уайли-Блэквелл. п. 28. ISBN 978-1-4443-3026-7 .
- ^ Jump up to: а б Мель, Андреас (2011). Римская историография . Джон Уайли и сыновья. п. 171.
- ^ Брайзах, Эрнст (2008). Историография: древняя, средневековая и современная, третье издание . Издательство Чикагского университета. п. 75. ИСБН 978-0-226-07284-5 .
- ^ Хадас, Моисей (2013). История латинской литературы . Издательство Колумбийского университета. п. 355. ИСБН 978-0-231-51487-3 .
- ^ Лейстнер, MWL (1966). Великие римские историки . Издательство Калифорнийского университета. п. 180.
- ^ Шефер, Питер (2003). Переосмысление войны Бар-Кохбы: новые перспективы второго еврейского восстания против Рима . Мор Зибек. п. 55. ИСБН 3-16-148076-7 .
- ^ Скотт, Эндрю Г. (2015). Кассий Дион, Каракалла и сенат . Издательство Де Грютер. п. 157.
- ^ Jump up to: а б с д Роуэн 2012 , с. 113.
- ^ Роуэн 2012 , с. 114.
- ^ Эшли, Майк (2012). Огромная книга британских королей и королев . Хачетт Великобритания. п. Б21;Р80. ISBN 978-1-4721-0113-6 .
- ^ Вуд, Сьюзен (2010). «Каракалла и Французская революция: римский тиран в иконографии восемнадцатого века». Мемуары Американской академии в Риме .
- ^ Jump up to: а б Силлар, Шамус (2001). Пять лет в провинциях: Каракалла и имперская администрация 212–217 гг. п. iii.
- ^ Агнью, Джон; Бидвелл, Уолтер (1844 г.). Журнал «Эклектик»: Иностранная литература, Том 2 . Ливитт, Бросок и компания. п. 217.
- ^ Мэги, Дэвид (1950). Римское господство в Малой Азии . Издательство Принстонского университета. п. 683.
- ^ Силлар, Шамус (2001). Пять лет в провинциях: Каракалла и имперская администрация 212–217 гг. п. 127
- ^ Андо, Клиффорд (2012). Имперский Рим, 193–284 годы нашей эры: критический век . Издательство Эдинбургского университета. п. 57. ИСБН 978-0-7486-5534-2 .
- ^ Силлар, Шамус (2001). Пять лет в провинциях: Каракалла и имперская администрация 212–217 гг. стр. 46–47.
- ^ Асанте, Молефи К.; Исмаил, Шаза (2016). «Допрос африканского римского императора Каракаллы: утверждение и возвращение африканского лидера». Журнал исследований чернокожих . 47 : 41–52. дои : 10.1177/0021934715611376 . S2CID 147256542 .
Источники
- Агнью, Джон; Бидвелл, Уолтер (1844 г.). Журнал «Эклектик»: зарубежная литература . Том. II. Ливитт, Бросок и компания.
- Андо, Клиффорд (2012). Имперский Рим, 193–284 годы нашей эры: критический век . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-5534-2 .
- Асанте, Молефи К.; Шаза, Исмаил (2016). «Допрос африканского римского императора Каракаллы: утверждение и возвращение африканского лидера». Журнал исследований чернокожих . 47 : 41–52. дои : 10.1177/0021934715611376 . S2CID 147256542 .
- Эшли, Майк (2012). Огромная книга британских королей и королев . Хачетт Великобритания. ISBN 978-1-4721-0113-6 .
- Бенарио, Герберт (1954). «Дедитики Конституции Антониниана». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 85 : 188–196. дои : 10.2307/283475 . JSTOR 283475 .
- Бержерон, Дэвид (2008). «Роман Антониниан». Обзор Банка Канады .
- Боутрайт, Мэри Талиаферро; Гаргола, Дэниел, Дж; Талберт, Ричард Дж. А. (2004). Римляне: от деревни к империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-511875-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Брауэр, Г. (1967). Декадентские императоры: власть и разврат в Риме третьего века .
- Брайзах, Эрнст (2008). Историография: древняя, средневековая и современная (3-е изд.). Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-07284-5 .
- Кэрнс, Джон (2007). За пределами догматики: Закон и общество в римском мире: Закон и общество в римском мире . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-3177-3 .
- Кастекс, Жан (2008). Архитектура Италии . Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-32086-6 .
- Кули, Элисон Э. (2012). Кембриджское руководство по латинской эпиграфике . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84026-2 .
- Дион, Кассий. (без даты). Римская история .
- Данстан, Уильям (2011). Древний Рим . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-6832-7 .
- Фишер, Уоррен (2010). Иллюстрированная история Римской империи: от перехода Цезаря Рубикона (49 г. до н.э.) до падения империи, 476 г. н.э. АвторДом. ISBN 978-1-4490-7739-6 .
- Гагарин, Михаил (2009). Древняя Греция и Рим . Издательство Оксфордского университета.
- Джеффри Монмутский. (около 1136 г.) История королей Британии
- Гиббон, Эдвард. (1776). История упадка и падения Римской империи, Том 1 .
- Голсуорси, Адриан (2009). Как пал Рим: гибель сверхдержавы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-16426-8 .
- Грант, Майкл (1996). Северцы: изменившаяся Римская империя . Психология Пресс.
- Хадас, Моисей (2013). История латинской литературы . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-51487-3 .
- Хаммонд, Мейсон (1957). «Имперские элементы в формуле римских императоров в первые два с половиной века империи» . Мемуары Американской академии в Риме . 25 : 19–64. дои : 10.2307/4238646 . JSTOR 4238646 .
- Харл, Кеннет (1996). Чеканка монет в римской экономике, 300 г. до н. э. — 700 г. н. э . Джу Пресс. п. 128. ИСБН 0-801-85291-9 .
- Хекстер, Оливье; Заир, Николас (2008). Дебаты и документы в древней истории: Рим и его империя . ЭУП. ISBN 978-0-7486-2992-3 .
- Иродиан Антиохийский. (nd) История Римской империи .
- Джонсон, Аллан; Коулман-Нортон, Пол; Борн, Фрэнк; Фарр, Клайд (1961). Древнеримские статуты: перевод с введением, комментариями, глоссарием и указателем . Обмен юридическими книгами. ISBN 1-58477-291-3 .
- Лаван, Майлз (2016). «Распространение римского гражданства, 14–212 гг. Н. Э.: Количественная оценка перед лицом высокой неопределенности» (PDF) . Прошлое и настоящее (230): 3–46. дои : 10.1093/pastj/gtv043 . hdl : 10023/12646 .
- Лейстнер, MWL (1966). Великие римские историки . Издательство Калифорнийского университета.
- Левин, Ли (1975). Кесария под властью Рима . Архив Брилла. ISBN 90-04-04013-7 .
- Лим, Ричард (2010). Эдинбургский спутник Древнего Рима и Греции: поздняя античность . Издательство Эдинбургского университета.
- Мэги, Дэвид (1950). Римское господство в Малой Азии . Издательство Принстонского университета.
- Мандерс, Эрика (2012). Влияние Империи: Чеканка изображений власти: Образцы изображения римских императоров на имперских монетах, 193–284 гг. н.э. Брилл Академик. ISBN 978-90-04-18970-6 .
- Мэтью, Кристофер (2015). Непобедимый зверь: понимание эллинистической щучьей фаланги в действии . Издательство «Каземат».
- Мель, Андрес (2011). Римская историография . Джон Уайли и сыновья.
- Мелтон, Гордон, Дж. (2014). Веры сквозь время: 5000 лет истории религии .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Меннен, Инге (2011). Власть и статус в Римской империи, 193–284 гг . Влияние Империи. Том. XII. Брилл Академик. OCLC 859895124 .
- Морган, Роберт (2016). История коптского православного народа и Египетской церкви . ФризенПресс. ISBN 978-1-4602-8027-0 .
- Оман, К (1916). Упадок и падение денария в третьем веке нашей эры . Королевское нумизматическое общество.
- Этелаар, Тейлор (2014). «Реконструкция терм Каракаллы». Цифровые приложения в археологии и истории культуры .
- Пангерл, Андреас (2013). Портретные типы Каракаллы и Геты на монетах Римской империи — определение нового типа Цезаря Каракаллы и нового типа Геты Августа . РГЗМ Майнц.
- Роуэн, Клэр (2012). Под божественным покровительством: божественная идеология и визуализация имперской власти в период Севера . Издательство Кембриджского университета.
- Шефер, Питер (2003). Переосмысление войны Бар-Кохбы: новые перспективы второго еврейского восстания против Рима . Мор Зибек. ISBN 3-16-148076-7 .
- Скотт, Эндрю (2008). Перемены и преемственность внутри династии Северов: случай Макрина . Рутгерс. ISBN 978-0-549-89041-6 . OCLC 430652279 .
- Скотт, Эндрю Г. (2015). Кассий Дион, Каракалла и сенат . Де Грюйтерс.
- Силлар, Шамус (2001). Пять лет в провинциях: Каракалла и имперская администрация 212–217 гг.
- Так, Стивен Л. (2014). История римского искусства . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4443-3026-7 .
- Южный, Патрисия (2015). Римская империя от Севера до Константина . Рутледж. ISBN 978-1-317-49694-6 .
- Табберни, Уильям; Лампе, Питер (2008). Пепуза и Тимион: открытие и археологические исследования затерянного древнего города и императорского поместья . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020859-7 .
- Туори, Кайус (2016). «Судья Юлия Домна? Историческая тайна и возникновение имперского юридического управления». Журнал истории права . 37 (2): 180–197. дои : 10.1080/01440365.2016.1191590 . S2CID 147778542 .
- Варнер, Эрик (2004). Увечье и трансформация: Damnatio memoriae и портретная живопись Римской империи . Брилл Академик. ISBN 90-04-13577-4 .
- Уитток, Мартин Джон; Уитток, Мартин (1991). Римская империя . Хайнеманн. п. 28. ISBN 0-435-31274-Х .
- Вуд, Сьюзен (2010). «Каракалла и Французская революция: римский тиран в иконографии восемнадцатого века». Мемуары Американской академии в Риме .
- Зох, Пол (2000). Древний Рим: Вводная история . Университет Оклахомы Пресс. п. 91 . ISBN 0-8061-3287-6 .
Внешние ссылки
- Кеттенхофен, Эрих (1990). «КАРАКАЛЛА» . Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 7 . стр. 790–792.
- Жизнь Каракаллы ( Historia Augusta at LacusCurtius : латинский текст и английский перевод)
- Кассий Дион , Римская история , книги 79–80.
- Аврелий Виктор , Воплощение Цезарей 21 [узурпировал] ( перевод ).
- Британская энциклопедия . Том. V (9-е изд.). 1878. с. 81. .
- Для получения информации об одежде каракалла см. Уильяма Смита Словарь греческих и римских древностей : «Каракалла».
- Римская валюта принципата , из Университета Тулейн ( архивировано 1 ноября 2008 г. в Wayback Machine )
- Каракалла
- 188 рождений
- 217 смертей
- Галло-римляне II века
- Пунические люди 2-го века
- Римские императоры II века
- Галло-римляне III века
- Пунические люди III века
- Римские императоры III века
- Убитые монархи III века
- Древние римляне в Британии
- Аврелий
- Похороны в замке Сант-Анджело.
- Осуждение памяти
- Обожествленные римские императоры
- Эмесенская династия
- Имперские римские консулы
- Люди из Лугдунума
- Люди арабского происхождения
- Люди из римской Сирии
- Римские императоры убиты преторианцами
- Септимий
- Северанская династия
- Сыновья римских императоров
- Римские фараоны
- Семья Септимия Севера
- Люди римско-парфянских войн
- Убийства глав государств Европы