Серапеум
Серапеум или другое религиозное учреждение , — храм посвященное синкретическому греко-египетскому божеству Серапису , объединившему аспекты Осириса и Аписа принятой птолемеевскими греками Александрии в гуманизированной форме , . Существовало несколько таких религиозных центров, каждый из которых назывался серапион/серапеум ( древнегреческий : Σεραπεῖον ) или посерапи ( древнегреческий : Ποσεραπι ), что происходит от египетского названия храма Осириса-Аписа ( древнеегипетский : pr-Wsỉr) . -Ḥp , букв. «дом Осириса-Аписа»). [1]
Египетский серапе
[ редактировать ]Александрия
[ редактировать ]в Александрийский Серапеум царстве Птолемеев — древнегреческий храм, построенный Птолемеем III Эвергетом . Есть также знаки Гарпократа . Ее называют дочерью Александрийской библиотеки . Он существовал до конца четвертого века нашей эры.
Саккара
[ редактировать ]Серапеум Саккары расположен к северо-западу от пирамиды Джосера в Саккаре , некрополе недалеко от Мемфиса в Нижнем Египте . Это было место захоронения Аписов , священных быков , которые были воплощениями Птаха . Считалось, что быки после смерти становились бессмертными как Осирис-Апис, имя, сокращенное в эллинский период до Сераписа.
Канопус
[ редактировать ]Другой серапеум находился в Канопусе , в дельте Нила недалеко от Александрии. Это святилище, посвященное Исиде и ее супругу Серапису, стало одним из самых известных культовых центров Птолемеевского царства и Римского Египта . Его фестивали и обряды были настолько популярны, что это место стало архитектурной моделью святилищ египетских богов по всей Римской империи .
На этом греко-римском месте священный теменос окружал храм, посвященный богам, который располагался за пропилеями или перистилем . Здесь же можно было встретить вспомогательные святилища, посвященные другим, менее универсальным, египетским божествам, в том числе посвященным Анубису ( Германубису ), Гермесу Трисмегисту , синкретизму Тота и Гермеса , Гарпократу и другим. Ритуальные комплексы, посвященные Исиде, часто строились вокруг колодца или источника, который должен был символизировать чудесное ежегодное разлив Нила. То же самое имело место в святилищах, посвященных египетским богам на Делосе римской эпохи , где центральный бассейн служил водным элементом, центральным в обрядах Исиды.
Серапеа в Италии
[ редактировать ]Третий регион
[ редактировать ]Район III в городе Риме был назван Исидой и Сераписом, потому что в нем находился храм, посвященный двум египетским божествам. Сооружение, первоначально посвященное только Исиде, было построено Квинтом Цецилием Метеллом Пием в первой половине I века до нашей эры в честь победы его отца над Югуртой .
Комплекс, от которого сохранились лишь части фундамента, изначально был террасным; во времена династии Флавиев он подвергся капитальному ремонту, и культ Сераписа был связан с культом Исиды. Окончательно храм был снесен в VI веке.
Марсово поле
[ редактировать ]Этот храм, посвященный Исиде и Серапису, был впервые освящен триумвирами в 43 г. до н. э. [2] в Риме. Однако из-за более поздних разногласий между Октавианом (позже Августом Цезарем) и Марком Антонием храм не был построен. После битвы при Акциуме Август полностью запретил эту религию в померии Рима. [3] Храм был наконец построен Гаем Калигулой на территории, известной как Марсово поле , между Септой Юлией и храмом Минервы ок. 37–41 гг. н.э. [4]
Серапеум длиной 240 м (790 футов) и шириной 60 м (200 футов) был разделен на три части: в прямоугольную зону можно было сначала попасть, пройдя под монументальными арками; Далее последовала открытая площадь, украшенная из красного гранита обелисками , привезенными в город в I веке и возведенными парами. Центр площади, вероятно, занимал храм Исиды, а в третьей части, полукруглой экседре с апсидой , предположительно размещался алтарь, посвященный Серапису. Фрагменты обелисков, некоторые довольно большие, были найдены вокруг нынешней церкви Санта-Мария-сопра-Минерва; некоторые археологи предположили, что обелиск, обращенный к Пантеону (см. Рисунок), возможно, был перенесен из храма на его нынешнее место.
Здание было разрушено во время великого пожара 80 года н.э. [5] и перестроен Домицианом ; [6] Дальнейшая реконструкция была инициирована Адрианом, а Септимий Север приказал обеспечить необходимый уход за структурой храма. Письменные записи свидетельствуют о существовании и ритуальной деятельности Серапеума до V века.
Квиринальский холм
[ редактировать ]Храм, построенный на Квиринале и посвященный Серапису, по большинству сохранившихся свидетельств, был самым роскошным и архитектурным амбициозным из построенных на холме; его останки до сих пор можно увидеть между Палаццо Колонна и Папским Григорианским университетом .
Святилище, находившееся между сегодняшней площадью Пилотта и большой площадью перед Квиринальским дворцом , было построено Каракаллой на западных склонах холма площадью более 13 000 м2. 2 (3,2 акра), а его стороны имели размеры 135 на 98 м (443 на 322 фута). [7] Он состоял из длинного двора (окруженного колоннадой ) и ритуальной площадки, где были установлены статуи и обелиски. Созданный, чтобы произвести впечатление на посетителей, храм мог похвастаться колоннами высотой 21,17 м (69 футов 5 дюймов) и диаметром 2 м (6 футов 7 дюймов), визуально расположенными на вершине мраморной лестницы, соединяющей подножие холма со святилищем.
Огромный фрагмент антаблемента весом около 100 тонн и высотой 34 метра. 3 (1200 куб. футов) по объему (самый большой в Риме), принадлежит первоначальному храму, как и статуи Нила и Тибра , перенесенные Микеланджело на Капитолийский холм перед зданием Сената. [8]
Вилла Адриана
[ редактировать ]Император Адриан (117–138) приказал построить на своей вилле в Тиволи «канопус» с типичным имперским величием: огромный прямоугольный резервуар, изображающий канал, длиной 119 м (390 футов) и шириной 18 м (59 футов) был окружен портиками и статуями , ведущими к Серапеуму. [9] Защищенное монументальным куполом , святилище состояло из общественной зоны и более интимной подземной части, посвященной хтоническому аспекту Сераписа.
Чтобы отметить открытие своего храма, Адриан чеканил монеты, на которых изображено его изображение в сопровождении Сераписа, на помосте, где две колонны поддерживают круглый балдахин. Таким образом, император стал синнаосом бога , спутником тайного наоса и равным бенефициаром культа Сераписа в Канопусе.
В феврале 2021 года археологи под руководством исследователя Рафаэля Идальго Прието из Университета Пабло де Олавиде объявили об обнаружении остатков столовой Адриана, которая раньше демонстрировала его императорскую власть. Они выявили сооружение в виде водного триклиния и отдельную столовую, служившую образцом для знаменитого Серапеума на его вилле . [10] [11]
Остия Антика
[ редактировать ]Серапеум Античной Остии был открыт в 127 году нашей эры и посвящен синкретическому культу Юпитера Сераписа.
Это типичное римское святилище, расположенное на возвышении и с рядом колонн у входа, где до сих пор можно увидеть мозаику, изображающую Аписа в типично египетской манере. Из этого храма, вероятно, произошла статуя, которую Бриаксис скопировал для Серапеума в Александрии.
Поццуоли
[ редактировать ]Мацеллум Поццуоли , рыночная площадь или мацеллум римского города Путеоли (ныне известный как Поццуоли ), был впервые раскопан в 18 веке, когда обнаружение статуи Сераписа привело к тому, что здание было ошибочно принято за городской серапеум, Храм Поццуоли. Серапис. Под этим названием это место оказало значительное влияние на раннюю геологию , поскольку полоса скважин, затрагивающая три стоячие колонны, предполагала, что здание какое-то время частично находилось ниже уровня моря. [12]
Серапеа в Тунисе
[ редактировать ]Латинская надпись и другие археологические находки, включая статуи, бюсты и другие предметы, указывающие на наличие Серапеума римского периода в Карфагене , посвященного египетским божествам Исиде и Серапису . [13] [14]
Серапеа в Турции
[ редактировать ]Пергамон
[ редактировать ]Внутри Пергама в Бергаме находится Храм Сераписа, построенный для египетских богов во 2 веке нашей эры и названный Красной базиликой ( Кызыл Авлу местными жителями по-турецки). Это здание в форме базилики , построенное во времена правления Адриана . Он состоит из главного здания и двух круглых башен. В христианском Новом Завете церковь в Пергаме, находящаяся внутри главного здания Красной базилики, указана как одна из семи церквей , которым была адресована Книга Откровения ( Откровение 2:12 ).
Эфес
[ редактировать ]Другой серапеум находился в Эфесе , недалеко от современного Сельчука , провинция Измир , Турция . Храм расположен за Библиотекой Цельса . Этот египетский храм был превращен в христианскую церковь.
Милет
[ редактировать ]Этот храм был построен в III веке до н.э. недалеко от южной агоры Милета и восстановлен императором Юлием Аврелием (270–275 гг. н.э.). [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ТМ Места» . www.trismegistos.org . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Кассий Дион Римская история , 47, 15:4.
- ^ Мёринг, Хорст Р. «Преследование евреев и приверженцев культа Исиды в Риме, 19 год нашей эры». Новый Завет 3.4 (1959): 294.
- ^ Момильяно, Арнальдо. О язычниках, евреях и христианах. Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета, 1987: 88.
- ^ Кассий Дион, Historia Romana , LXVI, 24:2.
- ^ Евтропий Бревиарий , VII, 23:5
- ^ Corpus Inscriptionum Latinarum, VI, 570 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Филиппо Коарелли, Археологический путеводитель по Риму , Арнольдо Мондадори Редактор, Верона, 1984.
- ^ Тейлор, Р. (2004). «Серапеум Адриана в Риме». Американский журнал археологии , 108 (2), 223–266.
- ^ «Археологи нашли роскошную комнату для завтрака римского императора Адриана, где он обедал перед слугами на мраморном троне» . Новости Артнета . 10 февраля 2021 г. Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Рим, Филип Виллан. «Археологи обнаружили у подножия Апеннин стол, за которым римский император Адриан держал торжественные завтраки» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Либер, Лусио; Паола Петрозино; Валентина Армьеро (2010). «Серапеум и императорские житницы Поццуоли = Храм Сераписа и императорские житницы Поццуоли». Итальянский журнал геонаук . 129 (2): 237–250.
- ^ Хорхе Гарсиа Санчес и Хосе Луис Кордова де ла Крус, Вокруг Серапеума Картаго, 2017.
- ^ Бешауш, Азедин, Топография римского Карфагена: о местонахождении храма Исиды, в: Отчеты о сессиях Академии надписей и изящной словесности, стр. 323–330, 1991.
- ^ Информация о Милете
Александрия
[ редактировать ]- Чувин, Пьер, 1990 (Б. А. Арчер, переводчик). Хроника последних язычников (издательство Гарвардского университета). ISBN 0-674-12970-9 Постепенные ограничения на «коренной политеизм» правящего класса, фиксируемые от имперского указа к имперскому указу.
- МакМаллен, Рамзи , 1984. Христианизация Римской империи , 100–400 гг. н.э. (издательство Йельского университета).
- Цуркан, Роберт, (1992) 1996. Культы Римской империи (Блэквелл). Перевод восточных культов в римском мире.
Саккара
[ редактировать ]- Кристоф, Б. (2001). Дарственная надпись Хаемуасета в Серапеуме Саккары (табл. V–XIII). Revue d’Egyptologie , 52 , 29–55.
- Ибрагим Али Сайед, Мохамад; Дэвид М. Рол (1988). «Апис и Серапеум» . Журнал форума древней хронологии . 2 :6–26.
- Малинин, Мишель; Жорж Позенер ; Жан Веркутер (1968). Каталог стел Серапеума Мемфиса . Париж: Национальная империя Франции.
- Мариетта, Франсуа Огюст Фердинанд (1857). Серапеум Мемфиса, обнаруженный и описанный (на французском языке). Париж: Издательство Gide.
- Мариетта, Франсуа Огюст Фердинанд (1892). Серапеум Мемфиса (на французском языке). Париж: Ф. Вьюег.
- Томпсон, Дороти Дж. (1988). Мемфис при Птолемеях . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03593-8 .
- Веркуттер, Жан (1960). «Напатанские короли и поклонение Апису (захоронения Серапеума периода Напатана)». Куш: Журнал Суданской службы древностей . 8 : 62–76.
- Веркуттер, Жан (1962). Биографические тексты из Серапеума Мемфиса: вклад в изучение вотивных стел Серапеума (на французском языке). Париж: старый книжный магазин Honoré Champion.
Остия
[ редактировать ]- Мар, Р. (1992). Серапеум Остиенсе и городское планирование города. Подход к вашему обучению. БА , 13 (15), 31–51.
- Блох, Х. (1959). Серапеум Остии и кирпичные штампы 123 г. н. э. Новая веха в истории римской архитектуры. Американский журнал археологии , 63 (3), 225–240.
- Мар, Р. (2001). Святилище Сераписа в Остии .
- Молс, С. (2007). Городской контекст Серапеума в Остии. Бабеш , 82 (1), 227–232.
Рим
[ редактировать ]- Филиппо Коарелли, «Iseum et Serapeum на Кампо Мартио; Isis Campensis», в EM Steinby (редактор), Топографический лексикон города Рима ( LTUR ), vol. 3, 1996, с. 107–109.
- Филиппо Коарелли, «Памятники восточных культов в Риме», в «Сотериологии восточных культов в Римской империи» , Лейден, Брилл, 1982, стр. 33–67. ( ISBN 9004065016 ).
- Серена Энсоли, «Святилища Исиды и Сераписа в Риме и языческое сопротивление в поздней античности» в Aurea Roma , Рим, L'Erma di Bretschneider, 2000, стр. 273–282. ( ISBN 8882651266 ).
Поццуоли
[ редактировать ]- Шарль Дюбуа. Культы и боги в Поццуоли . Рим, 1902 год.
- Шарль Дюбуа. Древний Поццуоли . Париж, 1907 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с храмами Сераписа , на Викискладе?
- Руфин – «Разрушение Серапеума, 391 год нашей эры»
- Майкл Рутери, «Александрийский Серапеум» Автор объединил материалы из цитируемого им источника (Р. Цуркан 1996: 126): причина конфликта, который привел к баррикадированию в Серапеуме, была изменена по сравнению с причиной, указанной в его источнике. Здесь находка человеческих черепов и обвинение текста в человеческих жертвоприношениях вместо заговора и высмеивания произведения искусства.
- Ричард Стиллвелл, изд. Принстонская энциклопедия классических памятников , 1976: «Александрия, Египет: Серапион».
- Ссылки на другой Серапеум возле Суэцкого канала:
- Восточный Серапеум2 – К западу от Туссума находится большая группа дюн, идущая на юго-юго-запад, и на 90-м километре мы достигаем Серапеума.
- Восточный Серапеум3. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine - На карте Наполеона.
- Еще три Серапеи. В Tabula Peutingeriana показаны еще 3 Серапеи, не обсуждаемые в статье ( Большая карта ).