Красная Базилика
![]() | |
![]() | |
39 ° 07'19 "N 27 ° 11'00" E / 39,1219 ° N 27,1833 ° E | |
Расположение | Бергама , Турция |
---|---|
Тип | Римский храм |
Дата завершения | 2 век нашей эры |
Посвящается | Адриан ? |
« Красная базилика » ( турецкий : Кызыл Авлу ), также называемая по-разному Красным залом и Красным двором , представляет собой монументальный разрушенный храм в древнем городе Пергамон , ныне Бергама , на западе Турции . Храм был построен во времена Римской империи , вероятно, во времена Адриана и, возможно, по его приказу. Это одно из крупнейших римских сооружений, сохранившихся в древнегреческом мире . Считается, что храм использовался для поклонения египетским богам , в частности Исиде и/или Серапису , а также, возможно, Осирису , Гарпократу и другим меньшим богам, которым, возможно, поклонялись в паре ротонд в форме барабана, оба из которых практически нетронуты, рядом с главным храмом.
Хотя само здание имеет огромные размеры, оно было лишь частью гораздо более крупного священного комплекса, окруженного высокими стенами, затмевавшими даже колоссальный Храм Юпитера в Баальбеке . Весь комплекс был построен прямо над рекой Селинус в результате выдающегося инженерного подвига, включавшего строительство огромного моста шириной 196 метров (643 фута), который направлял реку через два канала под храмом. Пергамский мост стоит и сегодня, поддерживая современные здания и даже движение транспорта. Под главным храмом находится ряд туннелей и камер, соединяющих его с боковыми ротондами и обеспечивающих частный доступ к различным частям комплекса. Различные стоки, водные каналы и бассейны расположены внутри, вокруг и под главным храмом и, возможно, использовались для символической реконструкции разлива Нила .
Храм был преобразован римлянами в христианскую церковь , посвященную Святому Иоанну , но впоследствии был разрушен. Сегодня можно посетить руины главного храма и одной из боковых ротонд, а другая боковая ротонда до сих пор используется как небольшая мечеть.
История
[ редактировать ]Дата постройки храма не зафиксирована, но по стилю скульптур и технике строительства можно предположить, что это первая половина второго века нашей эры. Массовое использование красного кирпича , уникальное для Малой Азии, но относительно распространенное в Италии того времени, указывает на то, что архитектор не был местным. Огромные размеры и роскошная конструкция комплекса указывают на чрезвычайно богатого покровителя, который послал римского архитектора и каменщиков в Пергам для строительства храма. Наиболее вероятным кандидатом является сам император Адриан. Известно, что он был горячим покровителем египетских богов; он построил храмы Исиды и Сераписа в различных местах римского мира, в том числе на своей собственной вилле в Тиволи . [ 1 ]
В какой-то момент христианской эры храм сгорел. Он не был восстановлен, но был перестроен в V веке нашей эры как христианская базилика, построенная внутри оболочки разрушенного храма. Были построены аркады, разделившие интерьер на центральный неф и два боковых нефа. Восточная стена была снесена и заменена апсидой . Уровень пола был поднят примерно на 2 метра (6,6 футов), скрывая первоначальный римский пол, хотя с тех пор археологи восстановили прежний уровень пола. [ 2 ] Церковь, вероятно, была разрушена войсками арабского генерала Масламы ибн Абд аль-Малика , который осадил и разграбил город в 716–717 годах во время своей неудачной попытки завоевать Константинополь . Пергам попал в руки турок в 1336 году, и здание было превращено в мечеть. [ 3 ]

Комплекс был исследован и раскопан в ходе серии кампаний Немецкого археологического института . В 1906–1909 гг. П. Шацман подготовил подробные чертежи руин во время немецких раскопок эллинистического города. Храм и теменос были раскопаны Теодором Вигандом в 1927 году. Новые археологические исследования проводились с 2002 по 2005 год под руководством А. Хоффмана. [ 4 ] Реставрационные работы также продолжались, сначала в 1930-х годах под руководством О. Баятлы, директора Музея Бергамы, а затем в 1950-х и 1960-х годах. Дальнейшие реставрационные работы были проведены в главном храме в 2006 году, а южная ротонда была восстановлена в период с 2006 по 2009 год. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]
Храм был построен в нижнем городе Пергаме у подножия холма, на котором стоял акрополь древнего города . Он был расположен в восточной части того, что изначально было огромной священной территорией или теменосом , длиной 270 м и шириной 100 м (890 футов × 330 футов), которая была окружена каменными стенами высотой не менее 13 метров (43 фута). Большая часть теменоса была давно разрушена и застроена, но значительные фрагменты стен сохранились и сегодня на высоте 13 м. Главный вход находился на западной стороне теменоса через колоссальные мраморные ворота; ворота меньшего размера располагались на той же стороне, к северу и югу от главных ворот. Оттуда посетители прошли около 200 метров (660 футов) к огромному пропилону (или монументальным воротам) перед храмом, поддерживаемому рядом колонн высотой 14 метров (46 футов). [ 5 ]
Теменос . был построен на вершине реки Селинус, предположительно потому, что заказчик комплекса пожелал, чтобы он располагался в центре города, а не в отдаленном районе Поскольку город уже был существенно застроен, русло реки предоставило неиспользуемое место для храмового комплекса и уменьшило количество объектов недвижимости, которые пришлось бы снести, чтобы освободить место для него. Река направлялась в два туннеля, проходящих по диагонали на расстоянии около 150 метров (490 футов) с северо-запада на юго-восток, под теменосом и храмом. Это сооружение, Пергамский мост , стоит до сих пор и продолжает осушать реку под комплексом. [ 5 ]
Храм
[ редактировать ]

Размеры храма составляют 60 метров (200 футов) с востока на запад и 26 метров (85 футов) с севера на юг. [ 5 ] Его стены до сих пор сохранились до высоты 19 метров (62 фута), хотя его крыша и восточная стена больше не существуют, а большая часть первоначального интерьера была разрушена, когда он был преобразован в христианскую базилику. Первоначально здание представляло собой обширный зал, а не базилику, покрытую деревянной крышей, не имевшей внутренней поддержки или колоннады. Его стены были построены полностью из красного кирпича, что и дало зданию современное турецкое название (что буквально означает «Красный двор»). Они были покрыты мрамором разных цветов, но он полностью исчез; некоторые важные детали конструкции также были построены из мрамора. [ 6 ]
Судя по всему, окна были только в западной половине главного храма, а это означает, что восточная половина не получала естественного света (если только не было окон в восточной стене, которая больше не стоит). [ 6 ] В здание можно было попасть с запада через огромную дверь шириной более 7 метров (23 фута) и высотой не менее 14 метров (46 футов). Его подоконник сохранился до сих пор и был сделан из цельного куска мрамора весом более 30 тонн. Однако, судя по всему, дверь постоянно оставалась открытой, поскольку не осталось следов роликов, которые были бы необходимы для ее открытия и закрытия. Перед дверью стояла железная решетка, в которой, предположительно, было отверстие для доступа внутрь храма. [ 7 ]
Всего в стены западного конца храма встроены двенадцать арочных ниш, по пять на северной и южной стенах и еще две по бокам двери на западной стене. Они имеют ширину 2,55 метра (8 футов 4 дюйма) и высоту 6 метров (20 футов) и, предположительно, представляют собой статуи божеств – возможно, двенадцати богов зодиака . В своем романе «Метаморфозы » римский писатель Апулей описал посещение храма, в котором его главный герой «увидел богов инфернальных и богов небесных, перед которыми я предстал и поклонился». [ 8 ] Рядом с центром зала находится неглубокий бассейн глубиной 22 сантиметра (8,7 дюйма) и длиной 5,2 метра (17 футов), в котором стояли три прямоугольные ванны, расположенные параллельно друг другу. В нем не было ни приточной, ни дренажной трубы. Восточная и западная половины зала разделены облицованным алебастром водным каналом шириной 1,4 метра (4 фута 7 дюймов) и глубиной 1,37 метра (4,5 фута), простирающимся на всю ширину храма. У него действительно была значительная точка притока или выпуска высотой 1 метр (3 фута 3 дюйма) и шириной 0,45 метра (1 фут 6 дюймов), которая выходила куда-то на запад, в направлении реки. Пол храма был построен из плит мрамора и гранита, привезенных из далекого Египта . [ 7 ] [ 9 ]
Восточный конец зала был закрыт для публики, и доступ к нему могли иметь только храмовые священники и их служители. В нем размещалась культовая статуя , которая стояла на постаменте, который, в свою очередь, стоял на подиуме, поднятом на 1,5 метра (4,9 фута) над полом храма. Статуя была не менее 10 метров (33 фута) в высоту, приближаясь к размеру великой статуи Зевса в Олимпии , одного из семи чудес древнего мира . Входное отверстие в основании указывает на то, что священники могли забираться внутрь тела статуи, возможно, чтобы заставить ее «говорить» во время церемоний. [ 7 ] [ 10 ]
В дальнем конце храма находились две массивные башни, выступающие на некотором расстоянии от восточной стены теменоса . Первоначальной стены больше не существует, но по фундаменту видно, что она имела форму перевернутого полукруга. В христианскую эпоху его снесли и заменили апсидальной стеной. [ 11 ]
Боковые корты и ротонды
[ редактировать ]
две ротонды По обе стороны от главного храма стоят , увенчанные куполами. Хотя они были лишены своей первоначальной мраморной облицовки, они все еще практически нетронуты. Каждый из них имеет высоту 18 метров (59 футов), диаметр 12 метров (39 футов) и имеет двери высотой 11,5 метров (38 футов). Они освещались через отверстие ( опайон или окулус ), ширина которого изначально составляла 3,7 метра (12 футов). В современную эпоху у двух ротонд была разная судьба. Тот, что на южной стороне, который является частью археологического объекта Красной базилики и открыт для посетителей, был повторно использован и модифицирован в период Османской империи , а в 19 веке стал машинным отделением завода по производству оливкового масла . Его внутренние стены до сих пор покрыты черной копотью от дыма, выделяемого механизмами. Северная ротонда в настоящее время используется как мечеть. [ 12 ]
Две ротонды стояли во дворах к северу и югу от главного храма. Они были окружены со всех сторон стоами глубиной около 5 метров (16 футов), поддерживаемыми с восточной стороны атлантами и кариатидами , каждая из которых состояла из двух фигур, стоящих спиной к спине и поддерживающих крышу стои. Фигуры явно предназначались для изображения египтян, поскольку они изображены в египетских головных уборах. [ 13 ]
Перед каждой ротондой располагалась пара бассейнов с водой размером 11,5 метров (38 футов) в длину, 2,5 метра (8,2 фута) в ширину и 85 сантиметров (33 дюйма) в глубину. Каждый из этих бассейнов имел по меньшему круглому бассейну диаметром 1,75 метра (5,7 фута) на каждом конце. [ 13 ]
Метро
[ редактировать ]Под храмом и ротондами находится подземный комплекс. Спиральные пандусы ведут вниз от ротонд и соединяются с проходом с севера на юг, соединяющим все три здания. Разветвленные проходы ведут ко второстепенным входам в теменос и к нескольким подземным камерам с колоннами – две на южной стороне были раскопаны, и предполагается, что соответствующая пара камер существует под мечетью/ротондой на северной стороне. Проходы давали доступ к скрытому входу в культовую статую, а также к боковым стенам храма, ведущим к шахтам, соединяющимся с крышей храма. [ 14 ]
Все туннели имеют высоту около 2 метров (6 футов 7 дюймов) и ширину от 0,45 метра (1 фут 6 дюймов) до 1,4 метра (4 фута 7 дюймов). Судя по всему, они вообще не были украшены, но, как сообщается, в одной области можно увидеть некоторые кусочки цветной лепнины – возможно, остатки какого-то украшения. Палаты, с которыми они связаны, представляют собой солидные конструкции. Две прямоугольные комнаты по обе стороны от главного храма размером 9 метров (30 футов) на 15 метров (49 футов) и высотой 4 метра (13 футов) поддерживаются колоннами, расположенными по схеме 3 x 3. Два других, расположенные на дальней стороне каждой ротонды, значительно больше; их размеры 13 метров (43 фута) на 15 метров (49 футов) с расположением колонн 4 x 4. [ 14 ] Две раскопанные камеры рядом с южной ротондой сегодня используются как складские помещения для археологических раскопок. [ 12 ]
Использование и цель
[ редактировать ]
Храм, безусловно, использовался для поклонения египетским богам, так как здесь присутствовали египетские атлантиды. [ проверьте орфографию ] указывает. Однако каким именно богам здесь поклонялись, неясно. В надписи, относящейся к храму, упоминаются « Серапис , Исида , Гарпократ , Осирис , Апис , Гелиос на коне... Арес и Диоскуры ». терракотовая голова В другой надписи упоминается Серапис, а в районе теменоса была обнаружена небольшая Исиды . В одном из папирусов Оксиринха из Египта Исида упоминается как ὲν Περγάμῳ δεσπότις («та, которая правит в Пергаме»). Храм вполне мог быть посвящен Исиде, хотя некоторые историки вместо этого интерпретировали его как Серапеум (храм Сераписа). Две ротонды, возможно, использовались для поклонения Гору и Анубису . [ 15 ]
Планировка храма дает больше подсказок о том, как он использовался. В отличие от греческих храмов, где все здание считалось домом божества, бог, которому поклонялись в «Красной базилике», ограничивался восточной половиной храма. Подобные планировки встречаются и в других храмах Исиды и Сераписа в Малой Азии и Греции. Теменос — это значительно увеличенный эквивалент оградок , найденных в других греческих тайных святилищах, таких как Элевсин в Греции, где Элевсинские мистерии ежегодно совершались . Целью его высоких стен было не допустить, чтобы посторонние стали свидетелями церемоний, проводимых на территории теменоса и храма, сохраняя тем самым тайну ритуалов. [ 16 ]
Судя по количеству водных объектов (бассейнов, желобов и т. д.) в комплексе, вода, судя по всему, была центральной темой церемоний, проводимых в храме. Бассейны снаружи храма, возможно, были чисто декоративными, но те, что внутри, похоже, предназначались для использования в церемониях. Они могли включать ритуалы очищения – окропление верующих водой – и, возможно, также ритуальную реконструкцию разлива Нила. Роберт А. Уайлд предполагает, что глубокий бассейн, разделяющий храм на восточную и западную половины, мог быть спроектирован для подачи паводковой или дождевой воды в храм во время пиковых периодов осадков зимой. [ 17 ] Бассейн также служил для отделения общественной западной половины храма от священной восточной половины. Посвященных могли проводить через подземные переходы в культовую зону, где их представляли прихожанам, заполнявшим западную часть храма. На что-то подобное намекает Апулей в «Метаморфозах» : «Там, посреди этого священного храма, перед образом богини, меня заставили стоять на деревянной кафедре». [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Витт 1997 , с. 235.
- ^ Перейти обратно: а б Пергам, Красный зал .
- ^ Йонссон 2007 , с. 274-275.
- ^ Пергамон: Город и его пейзаж .
- ^ Перейти обратно: а б с Кестер 2007 , с. 170.
- ^ Перейти обратно: а б Кестер 2007 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с Кестер 2007 , с. 172.
- ^ Кестер 2007 , с. 175 фн. 17.
- ^ Дикий 1981 , с. 57.
- ^ Гейтс 2003 , с. 386.
- ^ Кестер 2007 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Южная Ротонда .
- ^ Перейти обратно: а б Кестер 2007 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Дикий 1981 , с. 199-200.
- ^ Кестер 2007 , с. 174-175.
- ^ Перейти обратно: а б Кестер 2007 , с. 175.
- ^ Дикий 1981 , с. 58.
Библиография
[ редактировать ]
- Гейтс, Чарльз (2003). Древние города: археология городской жизни на Древнем Ближнем Востоке и в Египте, Греции и Риме . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-01895-1 .
- Йонссон, Дэвид В. (2007). Столкновение идеологий . Лонгвуд, Флорида: Xulon Press. ISBN 978-1-59781-039-5 .
- Кестер, Хельмут (2007). Павел и его мир: интерпретация Нового Завета в его контексте . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-0-8006-3890-0 .
- Уайлд, Роберт А. (1981). Вода в культовом поклонении Исиде и Сарапису . Лейден: Архив Брилла. ISBN 978-90-04-06331-0 .
- Витт, Реджинальд Элдред (1997). Исида в древнем мире . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-5642-6 .
- Южная Ротонда (Мемориальная доска на месте). Кызыл Авлу, Бергама, Турция.
{{cite sign}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - «Пергамон: Город и его пейзаж» . Немецкий археологический институт. 04.06.2009. Архивировано из оригинала 5 декабря 2010 г. Проверено 4 декабря 2010 г.
- «Пергамон, Красный зал» . Немецкий археологический институт. 24 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2009 г. Проверено 4 декабря 2010 г.
- Религиозные здания и сооружения II века
- Заведения II века в Римской империи
- Археологические открытия 1906 года.
- Древнеримские здания и сооружения в Турции
- Древнеримские храмы
- Археологические памятники Эгейского региона
- Пергамон
- Преобразование нехристианских религиозных зданий и сооружений в церкви
- Азия (римская провинция)
- Храмы Исиды
- Серапис
- Кирпичные здания и сооружения