Кариатида
Кариатида k ( / ˌ k ɛər i ˈ æ t ɪ d , ˌ ær - / KAIR -ee- AT -id, KARR - ; [1] Древнегреческий : Каритис , латинизированный : Каруатис ; пл. Кариатиды , Каруатиды ) [2] — скульптурная женская фигура, служащая архитектурной опорой, заменяющая колонну или столб, поддерживающий антаблемент на ее голове. Греческий « термин кариатиды» буквально означает «девицы Карьяи », древнего города на Пелопоннесе . В Карьяи был храм, посвященный богине Артемиде в ее аспекте Артемиды Карьятис: «Как Карьятис она радовалась танцам ореховой деревни Карьяи, тех Кариатид, которые в своем экстатическом хороводе несли на своих головах корзины с живыми животными. камыши, словно танцующие растения». [3]
Атлас то или атлантид или теламон — это мужской вариант кариатиды, есть скульптурная мужская статуя, служащая архитектурной опорой.
Этимология
[ редактировать ]Термин впервые записан в латинской форме кариатиды римским архитектором Витрувием . В своей работе «Об архитектуре» I века до нашей эры (I.1.5) он заявил, что некоторые женские фигуры представляют собой наказание женщин Карий , города недалеко от Спарты в Лаконии , которые были приговорены к рабству после предательства Афин, встав на сторону Персии в Греко. -Персидские войны . Однако объяснение Витрувия сомнительно; задолго до Персидских войн женские фигурки использовались в Греции в качестве декоративных опор. [4] и древний Ближний Восток. Объяснение Витрувия отвергается Камиллой Палья в «Сверкающих образах» как ошибка и даже не упоминается Мэри Лефковиц в «Возвращение к Черной Афине» . [5] [6] Они оба говорят, что этот термин относится к молодым женщинам, поклоняющимся Артемиде в Кариях посредством танца. Лефковиц говорит, что этот термин пришел из спартанского города Карии, где молодые женщины танцевали на кольцах вокруг статуи богини Артемиды под открытым небом, которую местные жители отождествляли с ореховым деревом. Бернар Сержан уточняет, что танцоры приехали в небольшой городок Карии из соседней Спарты. [7] Тем не менее ассоциация кариатид с рабством сохраняется и преобладает в искусстве эпохи Возрождения . [8]
Древние Карии предположительно были одной из шести соседних деревень, которые объединились, чтобы сформировать первоначальный поселок Спарта и родной город царицы Менелая , Елены Троянской . Девушки из Карий считались особенно красивыми, сильными и способными родить сильных детей. [ нужна ссылка ]
Кариатида, поддерживающая на голове корзину, называется канефорой («корзиноносица») и представляет собой одну из девушек, носивших священные предметы, используемые на пирах богинь Афины и Артемиды . Кариатиды Эректейона в храме, посвященном архаическому царю Афин, могут, таким образом, представлять жриц Артемиды в Кариях, месте, названном в честь «сестричества орехового дерева» – очевидно, в микенские времена, как и другие топонимы женского рода во множественном числе , такие как Хирай. или сами Афины.
Более поздний мужской аналог кариатиды упоминается как теламон (множественное число telamones ) или атлас (множественное число atlantes ) — это имя отсылает к легенде об Атласе , который нес на своих плечах небесную сферу. Такие фигуры использовались в монументальных масштабах, особенно в Храме Зевса Олимпийского в Агридженто , Сицилия .
Древнее использование
[ редактировать ]Некоторые из самых ранних известных примеров были найдены в сокровищницах Дельф , в том числе в сокровищницах Сифноса , датируемых VI веком до нашей эры. Однако их использование в качестве подставок в виде женщин можно проследить еще раньше, до ритуальных чаш, ручек зеркал из слоновой кости из Финикии и драпированных фигурок из архаической Греции.
Самыми известными и наиболее копируемыми примерами являются шесть фигур кариатидного крыльца Эрехтейона на Акрополе в Афинах. Одна из этих оригинальных шести фигур, удаленных лордом Элджином в начале 19 века в результате акта, который серьезно повредил храм и широко считается вандализмом и грабежом, в настоящее время находится в Британском музее в Лондоне. Правительство Греции не признает претензии Британского музея на владение какой-либо частью храмов Акрополя, а возвращение украденной Кариатиды в Афины вместе с остальной частью так называемых « Элгинских мраморов» является предметом крупной международной кампании. Остальные пять фигур хранятся в Музее Акрополя , которые на месте заменяются точными копиями. Пять оригиналов, находящихся в Афинах, теперь выставлены в новом Музее Акрополя на специальном балконе, позволяющем посетителям рассмотреть их со всех сторон. Пьедестал кариатиды, перевезенной в Лондон, остается пустым в ожидании своего возвращения. С 2011 по 2015 год их чистила специально построенная лазерный луч мрамора , который удалил скопившуюся сажу и грязь, не повредив патину . Каждая кариатида была очищена на месте, а телевизионная цепь транслировала зрелище в прямом эфире для посетителей музея. [9]
Хотя шесть кариатид одинакового роста и телосложения, одинаково одеты и прически, они не одинаковы: их лица, поза, драпировка и волосы вырезаны отдельно; трое слева стоят на правой ноге, а трое справа стоят на левой ноге. Их объемные, замысловато уложенные прически служат важнейшей цели — обеспечить статическую поддержку шеи, которая в противном случае была бы самой тонкой и структурно слабой частью.
Римляне и скопировали кариатиды Эрехтейона, установив копии на Форуме Августа Пантеоне также в Риме , а также на вилле Адриана в Тиволи . Другой римский пример, найденный на Виа Аппиа , — Кариатида Таунли . [10]
Ренессанс и после
[ редактировать ]В эпоху раннего Нового времени практика интеграции кариатид в фасады зданий была возрождена, а в интерьерах они стали использоваться в каминах , что не было особенностью зданий в древности и не имело прецедентов. Ранними примерами интерьера являются фигуры Геракла и Иолы, вырезанные на косяках монументального камина в Зале делла Джоле Дворца дожей в Венеции около 1450 года. [11] В следующем столетии Якопо Сансовино , скульптор и архитектор, вырезал пару женских фигур, поддерживающих полку мраморного камина на вилле Гарцони, недалеко от Падуи. [12] Ни один архитектор не упоминал об этом устройстве до 1615 года, когда Палладио ученик Винченцо Скамоцци включил главу, посвященную дымоходам, в свою «Идею универсальной архитектуры» . Он считал, что те, что находятся в покоях принцев и важных персон, могут быть достаточно величественными для каминов с кариатидами, таких как тот, который он проиллюстрировал, и аналогичный, который он установил в Зале антиколлегио , а также во Дворце дожей. [13]
В 16 веке, благодаря примерам, выгравированным для трактата Себастьяно Серлио об архитектуре, кариатиды стали неотъемлемой частью декоративного словаря северного маньеризма, выраженного школой Фонтенбло и граверами Антверпена . В начале 17 века в якобинских интерьерах Англии появляются образцы интерьера; в Шотландии каминная полка в большом зале замка Мучалс ранним примером остается . Кариатиды остались частью словарного запаса немецкого барокко и были преобразованы в более сдержанные и «греческие» формы неоклассическими архитекторами и дизайнерами, например, четыре терракотовые кариатиды на крыльце Новой церкви Святого Панкраса в Лондоне (1822 г.).
Множество кариатид выстроились в ряд на фасаде Дворца искусств 1893 года, в котором размещается Музей науки и промышленности в Чикаго . В искусстве дизайна драпированная фигура, поддерживающая капитель корзины из аканта , имеющая форму подсвечника или подставки для стола, является знакомым клише неоклассического декоративного искусства. в На восточном фасаде Художественного музея Джона и Мейбл Ринглинг Сарасоте изображены кариатиды.
В 1905 году американский скульптор Огастес Сент-Годенс создал крыльцо-кариатид для Художественной галереи Олбрайт-Нокс в Буффало, штат Нью-Йорк , в котором четыре из восьми фигур (остальные четыре фигуры держат только венки) представляли другой вид искусства: архитектуру, живопись, скульптуру. и Музыка . [14]
Скульптура Огюста Родена 1881 года «Падшая кариатида, несущая свой камень» (часть его монументальной «Врата ада» ) работы [15] изображена упавшая кариатида. Роберт Хайнлайн описал это произведение в книге «Чужой в чужой стране» : «Теперь перед нами еще один эмоциональный символ… на протяжении почти трех тысяч лет или дольше архитекторы проектировали здания с колоннами в форме женских фигур… После всех этих столетий это заняло Родену понять, что эта работа слишком тяжела для девушки... Вот эта бедная маленькая кариатида, которая попыталась - и потерпела неудачу, упала под бременем... Она не сдалась, Бен, она все еще пытается поднять; этот камень после того, как он раздавил ее..." [16]
Во втором акте своей пьесы 1953 года «В ожидании Годо» автор Сэмюэл Беккет заставляет Эстрагона сказать: «Мы не кариатиды!» когда он и Владимир устают «возить» недавно ослепленного Поццо.
Аньес Варда сняла два короткометражных фильма, в которых задокументированы колонны кариатид вокруг Парижа.1984 Саид Кариатиды2005 Саид Кариатиды Бис.
Музыкальная группа Son Volt напоминает о кариатидах и их бремени в поэтической метафоре в песне «Caryatid Easy» из их альбома Straightaways 1997 года , где певец Джей Фаррар упрекает неопознанного любовника строчкой «ты играешь с кариатидой легко».
Галерея
[ редактировать ]- Древнегреческие кариатиды Книдийской сокровищницы , ок. 550 г. до н.э., вероятно, мрамор, Дельфийский археологический музей , Дельфы , Греция.
- Древнегреческое зеркало, V век до н.э., бронза, Археологический музей Древнего Коринфа , Коринф , Греция.
- Римская кариатида из святилища Деметры Археологический в Элевсине , вторая половина I века до нашей эры, вероятно, мрамор, музей Элевсина , Элевсина , Греция
- Лас Инкантадас , группа римских скульптур из портика , некогда украшавшего Римский форум в Салониках , 150-230 гг. н. э., мрамор, Лувр [18]
- Кариатиды эпохи Возрождения на Кассетте Фарнезе работы Манно Сбарри , Джованни Бернарди и Перина дель Вага , 1548-1561, позолоченное серебро, чеканный и высеченный горный хрусталь , эмаль и лазурит , Лувр
- Кариатиды эпохи Возрождения на чердаке музыкантов во дворце Лувр , Париж, работа Жана Гужона , 1550 г. [19]
- Кариатиды в стиле барокко в верхней части Павильона часов на улице Кур-Карре Лувра работы Жиля Герена и Филиппа де Буйстера по мотивам Жака Саразена , середина 17 века. [20]
- Барочные кариатиды шкафа, ок. 1675, черное дерево, кингвуд, маркетри из твердых камней, позолоченная бронза, олово, стекло, тонированное зеркало и рог, Музей декоративного искусства , Страсбург , Франция [21]
- Кариатиды в стиле барокко на гобелене «Аполлон и его помощники, сдирающие кожу с Марсия» , 17 век, шерсть и шелк, Институт искусств Миннеаполиса , Миннеаполис , США
- в стиле Людовика XVI Ювелирный медальон Марии-Антуанетты работы Фердинанда Швердфегера , 1787 год, красное дерево, инкрустации из перламутра , картины под стеклом, фарфоровая тарелка и позолоченная бронза, Палата королевы , Версальский дворец , Версаль , Франция [22]
- Пара кариатид в стиле Людовика XVI, 18 век, позолоченная бронза , Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Кариатиды в стиле Людовика XVI на вазе Медичи работы Луи-Симона Буазо , Пьера Филиппа-Томира и Севрской фарфоровой мануфактуры , ок. 1787 г., фарфор и позолоченная бронза, Лувр. [23]
- Неоклассические кариатиды портала Дворца Паллавичини на Йозефсплац , Вена , Австрия , работа Иоганна Фердинанда Гетцендорфа фон Хоэнберга , 1784 г.
- в стиле ампир Стол с кариатидами на усиление, поддерживаемый босыми ногами, начало 19 века, дерево, металл, стекло, пигмент и фарфор, Музей Дюфрен-Нинчери , Монреаль , Канада
- Неоклассическое крыльцо с кариатидами Новой церкви Святого Панкраса в Лондоне, почти идентичное древнегреческому крыльцу Эрехтеума , работа Уильяма и Генри Уильям Инвуд , 1819-1822 гг.
- Полихромные греческого возрождения кариатиды храма Валгаллы , недалеко от Регенсбурга , Германия, спроектированные Лео фон Кленце в 1821 году, построенные в 1830-1842 годах. [24]
- Неоклассические кариатиды универмага Винкель ван Синкель , Утрехт , Нидерланды , 1837-1839, автор П. Адамс. [25]
- Неоклассические кариатиды южной стены Зала Ниобидов, Новый музей , Берлин , автор Фридрих Август Штюлер , 1845-1850 гг. [27]
- Неоклассические кариатиды набережной Межисери №. 14, Париж, скульптор Огюст Милле и архитектор Анри Блондель , 1864 год. [28]
- эпохи Возрождения Кариатиды на улице Дженнерс , универмаг, Эдинбург , Великобритания, автор Уильям Гамильтон Битти , 1894 год.
- Подголовник Любы с двумя кариатидами, 19 век, дерево, Музей набережной Бранли , Париж
- Табурет Любы с двумя кариатидами, XIX век, дерево, Этнологический музей Берлина.
- Позолоченная бронзовая кариатида эпохи Возрождения Рококо на камине в зале 538 Лувра, Париж, неизвестный архитектор или скульптор, 19 век.
- Пара кариатид в неоклассическом стиле у входа в Национальную консерваторию искусств и ремесел ( улица Сен-Мартен , № 292), Париж, неизвестный архитектор, середина XIX века.
- Неоклассические кариатиды на улице Rue des Halles no. 19, Париж, дизайн Жана Лобро и скульптура Шарля Готье , 1868 год.
- Двойная кариатида изящных искусств на фасаде Театра де ла Ренессанс в Париже, работа Шарля де Лаланда , 1873 год.
- Кариатида изящного искусства (в основном в неоклассическом стиле, но также и в стиле возрождения барокко , нижняя часть повернута на 45 °) на улице Шомель №. 11, Париж, автор Ж. Врамант, 1878–1880 гг.
- Неоклассические кариатиды фонтана Уоллеса на площади Мусса-и-Одетта-Абади в Париже, спроектированные Ричардом Уоллесом и созданные Шарлем-Огюстом Лебуром , конец 19 века.
- Кариатида-пояс в стиле модерн в доме Валлен ( бульвар Лобо № 6), Нанси , Франция, 1894 год, автор Эжен Валлен. [29]
- Кариатиды изящного искусства эркерного окна на улице Бузешти №. 4, Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор или скульптор, ок. 1900 г.
- изящных искусств Атлас и кариатида авеню Турвиль №. 4, Париж, неизвестный архитектор или скульптор, ок. 1900 г.
- Кариатиды-русалки в стиле изящного искусства с патроном в Le Train Bleu , Лионский вокзал , Париж, 1901 год, автор Мариус Тудуар.
- Кариатиды эпохи Возрождения Рококо на улице Нотр-Дам-де-Поля №. 82, Париж, спроектирован Константом Лемером и скульптором Луи Хольвеком , 1904–1905 гг.
- Кариатиды в стиле ар-деко на Банке Альбина ( Страда Эдгар Кине № 6), Бухарест, неизвестный архитектор или скульптор, ок. 1930 год
- Кариатиды в стиле ар-деко памятника Неизвестному герою на вершине горы Авала , к юго-востоку от Белграда , Сербия , виркариатиды, представляющие все народы Королевства Югославия , работа Ивана Мештровича , 1934–1938 гг. [30]
- Неоклассические кариатиды на Аллее кариатид в парке Херэстрау в Бухаресте, одетые как румынские крестьянки , скульптура Константина Риччи , 1939 год. [31]
- Постмодернистские кариатиды Венеры Милосской на улице Франк Ллойд Райт №. 14, Гуйанкур , Франция, автор Мануэль Нуньес Яновский , 1992 г.
- Постмодернистские кариатиды Верховного суда Польши , Варшава , работы Марека Будзинского и Збигнева Бадовского , 1996-1999 гг.
- Постмодернистские кариатиды из литого камня в Ногалесе, Мексика , неизвестный архитектор, дата неизвестна.
- Кариатиды, ок. 1865 г.; из коллекции Николаса Катсимпуласа Бостонской публичной библиотеки.
См. также
[ редактировать ]- Кариатидные табуреты в африканском искусстве
- Термин (архитектура)
- Сфера : Большая сферическая кариатида - Всемирного торгового центра скульптура Фрица Кенига.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «кариатида» . Словарь Merriam-Webster.com .
- ^ Καρυᾶτις в Байи, Анатоль (1935) Le Grand Bailly: греко-французский словарь, Париж: Hachette
- ^ (Керени 1980, стр. 149)
- ^ Херси, Джордж, Утраченное значение классической архитектуры , MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1998, стр. 69
- ^ Сверкающие изображения , с. 25
- ^ Возвращение к Черной Афине , с. 197
- ^ кариатида в «Нашем повседневном греческом» Бернарда Серджента
- ^ Раб в европейском искусстве : от трофеев эпохи Возрождения до эмблемы аболиционистов , редакторы Элизабет Макграт и Жан Мишель Массинг, Лондон (Институт Варбурга), 2012 г.
- ^ Олдерман, Лиз (7 июля 2014 г.). «Девушки Акрополя сияют заново» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 июля 2014 г.
- ^ А. Х. Смит, «Письма Гэвина Гамильтона Чарльзу Таунли», Журнал эллинских исследований, 21 (1901: 306–321), стр. 306 примечание 3. Описи Таунли, где он интерполируется между № 9 (Геката) и № 10 (Фортуна).
- ↑ Отмечено Джеймсом Паркером при описании прецедентов камина с кариатидой из белого мрамора из Честерфилд-хауса в Вестминстере , который сейчас находится в Метрополитен-музее (Паркер, «Спроектированный в самой элегантной манере и выполненный из лучшего мрамора»: Часть камина из кариатиды из Честерфилд-хауса», Бюллетень Метрополитен-музея , новая серия, 21.6 [февраль 1963 г.], стр. 202–213).
- ↑ Также отмечено Паркером 1963:206.
- ^ Оба отмечены Паркером 1963:206, и рис. 9.
- ^ «archsculptbooks.com» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ «Падшая кариатида, несущая свой камень» . Коллекция онлайн . Метрополитен-музей . Проверено 29 января 2015 г.
- ^ Хайнлайн, Роберт А. (1961). Чужой в чужой стране . Патнэм. ISBN 978-0-441-79034-0 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 38. ISBN 978-1-52942-030-2 .
- ^ «Л'Инкантада» . Collections.louvre.fr . Апрель 01:50 . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. ISBN 978-2-7572-0177-0 .
- ^ Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. ISBN 978-2-7572-0177-0 .
- ^ «Парижский кабинет 17 века» . musees-strasbourg.skin-web.org . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Ювелирная застежка Марии-Антуанетты» . 1774 . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ «Ваза Медичи» . Collections.louvre.fr . 1774 . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 486. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ «Винкель ван Синкель» . openmonumentendag.nl . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «Терракотовый дом Виребента» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Бертрам, Мэрион (2020). Египетский музей и коллекция папирусов; Музей предыстории и ранней истории . Престель. п. 118. ИСБН 978-3-7913-4262-7 .
- ^ «Бессмертный» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Бессмертный» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ «ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОМУ ГЕРОЮ НА АВАЛЕ ( Памятник Неизвестному герою на Авале )» . Памятники культуры Сербии (на сербском языке). Национальный центр цифровизации . Проверено 16 сентября 2013 г.
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 149. ISBN 978-973-0-23884-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кереньи, Карл (1951) 1980. Боги греков ( Темза и Гудзон )
- Сохранение кариатид в музее Акрополя
- Изображения кариатид Афин (испанский)
- Зал Кариатиды Лувра на YouTube