Атлас (архитектура)



В европейской архитектурной скульптуре атлас ) (также известный как атлант , или атлант [ 1 ] или Атлантида ; во множественном числе Атланты ) [ 2 ] представляет собой опору в форме человека, которая может заменять колонну , опору или пилястру . Римский термин для обозначения такой скульптурной опоры — теламон (множественное число теламонов или теламонов). [ 2 ]
Термин «атланты» — это греческое множественное число имени Атлас — Титана , который был вынужден вечно держать небо на своих плечах. Альтернативный термин, telamones , также происходит от более позднего мифологического героя Теламона , одного из аргонавтов , который был отцом Аякса .
Кариатида — женский предшественник этой архитектурной формы в Греции: женщина , стоящая на месте каждой колонны или столба. Кариатиды находятся в сокровищницах Дельф и Эрехтейоне на Афинском Акрополе в честь Афины. Обычно они находятся в ионическом контексте и представляют собой ритуальную ассоциацию с богинями, которым поклоняются внутри. [ 3 ] Атланта обычно имеет размеры в натуральную величину или больше; Подобные фигурки меньшего размера в декоративном искусстве называются термами . Тело многих атлантов на уровне талии превращается в прямоугольную колонну или другой архитектурный элемент, черта, заимствованная из этого термина. Поза и выражение лица Атлантов очень часто показывают их стремление нести тяжелую ношу здания, что редко случается с термами и кариатидами. Герма . или герма — это классический пограничный знак или придорожный памятник богу, который обычно представляет собой квадратный столб с вырезанной наверху головой, примерно в натуральную величину, и мужскими гениталиями в соответствующей средней точке Фигуры, которые по праву называются Атлантами, иногда можно назвать гермами.
Атланты демонстрируют чрезвычайное усилие в своих функциях: головы наклонены вперед, чтобы удержать вес конструкции над ними на плечах, предплечья часто приподняты, чтобы обеспечить дополнительную поддержку, создавая архитектурный мотив. Атланты и кариатиды были отмечены римским архитектором поздней республиканской эпохи Витрувием , чье описание сооружений [ 4 ] вместо сохранившихся примеров он передал идею атлантов в архитектурный словарь эпохи Возрождения.
Источник
[ редактировать ]Им не только предшествовали кариатиды, но и подобные архитектурные фигуры уже изготавливались в Древнем Египте из монолитов . Атланты возникли на греческой Сицилии и в Великой Греции , на юге Италии . Самые ранние из сохранившихся атлантов — это падшие из раннеклассического греческого храма Зевса, Олимпиона , в Агридженто , Сицилия. [ 5 ] Атланты также сыграли значительную роль в архитектуре маньеризма и барокко .
В XVIII и XIX веках на проектах многих зданий были изображены великолепные атланты, очень похожие на греческие оригиналы. Их включение в окончательный дизайн Для портика Эрмитажа в Санкт-Петербурге, построенного для российского царя Николая I в 1840-х годах, использование атлантов стало особенно модным. Портик Эрмитажа включает в себя десять огромных атлантов, примерно в три человеческих размера, высеченных из сердобольского гранита , спроектированных Иоганном Хальбигом и выполненных скульптором Александром Теребеневым .
Мезоамерика
[ редактировать ]Подобные резные каменные колонны или столбы в форме свирепых людей на некоторых стоянках доколумбовой Мезоамерики принято называть атлантическими фигурами . Эти фигуры считаются «массивными статуями воинов -тольтеков ». [ 6 ]
Примеры
[ редактировать ]- Базилика Санта-Кроче , Лечче , Италия
- Casa degli Omenoni , Милан , Италия
- Церковь Святого Георга , Гамбург , Германия
- Дом U Ctyř mamlasů, Брно , Чехия
- Эрмитаж , Санкт-Петербург , Россия
- Дом на ул. Каналова 17, Познань , Польша
- Палаццо Давиа Барджеллини, Болонья, Италия
- Вандомский павильон, Экс-ан-Прованс , Франция
- Порта Нуова , Палермо , Италия
- Сан-Суси , Потсдам , Германия
- Рынок Саншайн, Виктория, Австралия
- Храм Зевса Олимпийского, Долина храмов , Агридженто , Италия
- Дворец Тышкевичей, Варшава , Польша
- Дворец Цвингер , Германия.
- Здание суда округа Уэйн , Вустер, Огайо, США
Галерея
[ редактировать ]-
Шумерский фасад храма Инанны в Караиндаше , Урук , ок. 1413 г. до н.э., общая высота: 211 см, Vorderasiatisches Museum Berlin , Германия.
-
Первый колонный зал с восемью Осириды статуями Рамсеса II , Храм Рамсеса II, Абу-Симбел , Египет, 13 век до н.э.
-
Модель древнегреческого , храма Зевса Олимпийского, Агридженто Сицилия , оригинал V века до нашей эры, музей Агридженто
-
Древнегреческий атлас из храма Зевса Олимпийского, Агридженто , V век до нашей эры, Музей Агридженто
-
майя Атлас коленопреклоненных , 900-1250 гг., известняк, Музей на набережной Бранли , Париж.
-
Романские атланты в цепях в соборе Олорон , Франция, 12 век.
-
Готический атлас Лаонского собора , Франция, XII-XIII вв.
-
Атланты эпохи Возрождения во дворе Палаццо дель Те , в пригороде Мантуи , Италия, по проекту Джулио Романо , 1524–1534 гг.
-
Камин эпохи Возрождения с атлантами в бальном зале дворца Фонтенбло , Франция, неизвестный архитектор, дата неизвестна.
-
Атланты-маньеристы Святилища Беаты Верджине деи Мираколи , Саронно , Италия, по проекту Пеллегрино Тибальди , 1596-1613 гг.
-
Барочные рисунки кариатид (слева) и атлантов (справа), каждая из которых символизирует время года, работы Жана Ле Потра , ок. 1670–1680, офорт на бумаге.
-
Атланты в стиле барокко с креслом работы Андреа Брустолон , ок. 1700-1715, дерево и обивка, Ка Реццонико , Венеция.
-
Атланты в стиле рококо во дворце Шляйсхайм , Мюнхен , Германия, вероятно, Йозеф Эффнер , начало 18 века.
-
Атлас Цвингера в стиле рококо , Дрезден , Германия, дизайн Маттеуса Даниэля Пёппельмана , 1719 год. [ 8 ]
-
Атланты в стиле рококо в Сан-Суси , Потсдам , Германия, автор Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф , 1748 год. [ 9 ]
-
Атланты в стиле рококо в театре Кювилье , Мюнхен , Германия, автор Франсуа де Кювилье , 1751–1753 гг. [ 10 ]
-
Альтанты в стиле Людовика XVI на комоде работы Жана-Анри Ризенера , 1775 год, позолоченная бронза, мраморная столешница и различные породы дерева, Музей Конде , Шантийи , Франция. [ 11 ]
-
Неоклассические атланты Нового Эрмитажа, Санкт-Петербург , Россия , по проекту Лео фон Кленце и скульптуре Александра Теребенева , 1842—1851 гг.
-
Атланты эпохи Возрождения Рококо на фасаде дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге по проекту Андрея Штакеншнейдера , 1847-1848 гг.
-
Атланты эпохи Возрождения Барокко во Дворце Биржи , Лион , Франция, спроектированные Рене Дарделем и созданные Жаном-Мари Боннассье , 1854-1860 гг.
-
Неоклассический атлас Меркурия и кариатида Минервы на улице Эдуард-Эррио №. 39, Лион, скульптура Жозефа-Юга Фабиша , 1863 г.
-
Неоклассические атланты площади Этьен-д'Орв №. 2, Париж, скульптор Жозеф Кайе и архитектор Ш. Форест, 1866 г.
-
Вторая Атлантида в стиле ампир в здании суда округа Уэйн , Вустер , Огайо , США . Неизвестный скульптор, архитектор Томас Бойд, около 1887-89 гг.
-
Ангелы-атланты в стиле готического возрождения на соборе Святого Петра Алькантары , Петрополис , Бразилия, по проекту Франсиско Каминоа , 1884–1925 гг.
-
Атланты изящных искусств у монументального входа в Париж, неизвестный архитектор и скульптор, ок. 1900 г.
-
Атланты эпохи Возрождения Рококо на Зибенштернгассе №. 4-6, Вена , Австрия , неизвестный архитектор и скульптор, ок. 1900 г.
-
Атланты изящных искусств в кафе Bibent ( Площадь Капитолия № 5), Тулуза , Франция, 1900-1910 гг. [ 12 ]
-
Атланты изящных искусств на улице Риволи №. 45, Париж, проект А. Гарригенка, 1905 г.
-
Атланты неоготического возрождения на улице Князя Романа №. 6, Львов , Украина , проект Адольфа Пиллера и Романа Вольпеля , 1913 год.
-
Атланты в стиле ар-деко могилы семьи Страеску на кладбище Беллу , Бухарест , Румыния, автор Джордж Кристинель, 1934 год. [ 13 ]
-
Постмодернистские Атланты Флоренции художественной галереи Вольдера ( авеню Матиньон № 34), Париж, Жан-Жак Фернье , 1998 г. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]

- ^ Херси, Джордж, Утраченное значение классической архитектуры, MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1998, с. 129
- ^ Jump up to: а б Ару-Аз ' Архивировано 4 июля 2008 г. в Wayback Machine , Майкл Делахант, ArtLex Art Dictionary. Архивировано 24 апреля 2005 г. в Wayback Machine , 1996–2008 гг.
- ^ Харрис, Сирил М., изд., Иллюстрированный словарь исторической архитектуры , Dover Publications, Нью-Йорк, 1983.
- ^ Витрувий, Об архитектуре , 6.7.6.
- ^ «Дороти Кинг, «Дорические фигурные опоры: Кариатиды и Атланты Витрувия: 5.2 Атланты и Теламоны» » . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Эванс, Сьюзен (2008). Древняя Мексика и Центральная Америка: археология и история культуры . Лондон: Thames & Hudson Ltd., с. 42.
- ^ Робертсон, Джин; Хаттон, Дебора (2022). История искусства: глобальный взгляд: от предыстории до наших дней . Темза и Гудзон. п. 505. ИСБН 978-0-500-02236-8 .
- ^ Холл, Уильям (2019). Камень . Файдон. п. 185. ИСБН 978-0-7148-7925-3 .
- ^ Ирвинг, Марк (2019). 1001 здание, которое вы должны увидеть, прежде чем умереть . Кассель иллюстрировал. п. 215. ИСБН 978-1-78840-176-0 .
- ^ Ирвинг, Марк (2019). 1001 здание, которое вы должны увидеть, прежде чем умереть . Кассель иллюстрировал. п. 217. ИСБН 978-1-78840-176-0 .
- ^ Дрот, Мартина; Шериф Мэри Д.; Скотт, Кэти; Хеллман, Мими; Бремер-Дэвид, Чарисса (2009). Принятие формы – обретение скульптуры в декоративном искусстве . Фонд Генри Мура. п. 192. ИСБН 978-1-905462-21-6 .
- ^ «Они пьют кофе» . pop.cultural.gouv.fr Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Критики, Михаэла (2009). Арт-деко или хорошо темперированный модернизм (на румынском и английском языках). СИММЕТРИЯ. п. 79. ИСБН 978-973-1872-03-2 .
- ^ «Авеню Матиньон, 34» . www.pss-archi.eu . Проверено 19 ноября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кинг, Дороти (1998). «Фигурные опоры: Кариатиды и Атланты Витрувия» . Квадерни Тичинези . ХXVII . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.