Аякс Великий
Аякс Великий | |
---|---|
Принц Саламина | |
![]() | |
Обитель | Фтия |
Генеалогия | |
Родители | Теламон и Перибея |
Братья и сестры | Тевцер , Трамбел |
Супруга | Текмесса |
Потомство | Эврисак , Филей |
Троянская война |
---|
![]() |
Аякс ( / ˈeɪ dʒ æ k [ s / ) или Аиас ( / ˈaɪ . ; ə s / ; древнегреческий : Αἴας , латинизированный : Aíās [aí̯.aːs] общ . архаичный Αἴαντος Aíantos ΑΣϜΑϺ , aí̯ . ваːс] ) [а] — греческий мифологический герой , сын царя Теламона и Перибеи . [1] и сводный брат Тевцера . [2] Он играет важную роль в Троянской войне и изображается как выдающаяся фигура и храбрый воин в и Гомера «Илиаде» в «Эпическом цикле» , серии эпических поэм о Троянской войне , уступая лишь Ахиллу среди других. Греческие герои войны. [3] Его также называют « Теламонианским Аяксом » ( Αἴας ὁ Τελαμώνιος , на этрусском языке записано как Айвас Тламунус ), « Большим Аяксом », или « Аяксом Великим », что отличает его от Аякса, сына Оилея , также известного как Аякс Великий. Меньший .
Семья
[ редактировать ]Аякс — сын Теламона . Теламон был сыном Эака и внуком Зевса и его первой жены Перибеи. также является старшим сводным братом Тевцера По Теламону он . Через своего дядю Пелея (брата Теламона) он приходится двоюродным братом Ахиллу .
Этимология . его имени неясна Согласно народной этимологии , его имя произошло от корня айазо αἰάζω , что означает «оплакивать», что переводится как «тот, кто скорбит; скорбящий». Гесиод представил иную народную этимологию в рассказе в своих « Великих Эоях », где Аякс получает свое имя, когда Геракл молится Зевсу, чтобы у Телемона и Эрибеи родился сын: Зевс посылает орла ( aetos αετός) в качестве знака, Затем Геракл предлагает родителям назвать своего сына Аяксом в честь орла. [4]
Многие прославленные афиняне , в том числе Кимон , Мильтиад , Алкивиад и историк Фукидид , вели свое происхождение от Аякса. На этрусской гробнице, посвященной Рацви Сатлнею в Болонье (V век до н. э.), есть надпись aivastelmunsl , что означает «[семья] Теламонианского Аякса». [5]
Мифология
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]В рассказе о Даресе Фригийце Аякс описывался как «...могучий. Его голос был ясным, волосы черными и вьющимися. Он был совершенно целеустремлен и неумолим в натиске битвы». [6] Гомера Между тем, в «Илиаде» он описан как человек огромного роста, колоссального телосложения и сильнейший из всех ахейцев . Известный как «оплот ахейцев » , [7] его обучал кентавр Хирон (который обучал отца Аякса Теламона и отца Ахилла Пелея и позже умер от случайной раны, нанесенной ядовитой стрелой, принадлежавшей Гераклу ). Его описывали как бесстрашного, сильного и могущественного, но при этом обладавшего очень высоким уровнем боевого интеллекта. Аякс командует своей армией, вооруженный огромным щитом из семи коровьих шкур со слоем бронзы. В частности, Аякс не ранен ни в одной из битв, описанных в « Илиаде» , и он единственный главный персонаж с обеих сторон, который не получает существенной помощи ни от одного из богов (кроме Агамемнона), принимающих участие в сражениях. хотя в книге 13 Посейдон поражает Аякса своим посохом, восстанавливая его силы. В отличие от Диомеда , Агамемнона и Ахилла , Аякс предстает в основном как оборонительный воин, играющий важную роль в защите греческого лагеря и кораблей, а также тела Патрокла . Когда троянцы идут в наступление, его часто видят прикрывающим отступление ахейцев. Примечательно, что, будучи одним из самых смертоносных героев во всей поэме, Аякс не имеет Аристея, изображающая его в наступлении.

Троянская война
[ редактировать ]В « Илиаде» Аякс отличается своей огромной силой и храбростью, что особенно заметно в двух боях с Гектором . В книге 7 Аякс выбирается по жребию для встречи с Гектором на дуэли, которая длится большую часть дня. Аякс сначала берет верх в схватке, ранив Гектора копьем и сбив его с ног большим камнем. [8] но Гектор сражается до тех пор, пока герольды , действуя по указанию Зевса, не объявят ничью, при этом два бойца обмениваются подарками: Аякс дает Гектору пурпурный пояс, а Гектор дает Аяксу свой острый меч.
Второй бой между Аяксом и Гектором происходит, когда последний врывается в микенский лагерь и сражается с греками среди кораблей. В книге 14 Аякс бросает в Гектора гигантский камень, который чуть не убивает его. [9] восстанавливает силы Гектора В книге 15 Аполлон и возвращается, чтобы атаковать корабли. Аякс, владеющий огромным копьем в качестве оружия и прыгающий с корабля на корабль, сдерживает троянские практически в одиночку армии. В книге 16 Гектор и Аякс снова сражаются на дуэли. Затем Гектор обезоруживает Аякса (хотя Аякс не пострадал), и Аякс вынужден отступить, видя, что Зевс явно поддерживает Гектора. Гектору и троянцам удается сжечь один греческий корабль, что является кульминацией нападения, которое почти завершает войну. Аякс виновен в гибели многих троянских владык, в том числе Форция .
Аякс часто сражался в тандеме со своим братом Тевцером, известным умением обращаться с луком. Аякс будет владеть своим великолепным щитом, в то время как Тевцер будет отбивать вражеских троянцев.
Ахиллес отсутствовал во время этих встреч из-за своей вражды с Агамемноном. В книге 9 Агамемнон и другие микенские вожди отправляют Аякса, Одиссея и Феникса в шатер Ахилла в попытке примириться с великим воином и убедить его вернуться в бой. Хотя Аякс говорит искренне и его хорошо принимают, убедить Ахилла ему не удается.
Когда Патрокла убивают, Гектор пытается украсть его тело. Аяксу с помощью Менелая удается отбиться от троянцев и забрать тело на своей колеснице; однако троянцы уже лишили Патрокла доспехов Ахилла. Молитва Аякса Зевсу о том, чтобы он рассеял туман, опустившийся на битву и позволив им сражаться или умереть при свете дня, стала пословицей. По словам Гигина , всего Аякс убил под Троей 28 человек. [10]

Смерть
[ редактировать ]

Когда « Илиада» подходит к концу, Аякс и большинство других греческих воинов живы и здоровы. Когда Ахиллес умирает, убитый Парисом (с помощью Аполлона), Аякс и Одиссей становятся героями, которые сражаются с троянцами, чтобы заполучить тело и похоронить его вместе со своим товарищем Патроклом. [11] Аяксу с его огромным щитом и копьем удается подобрать тело и отнести его к кораблям, в то время как Одиссей отбивается от троянцев. [12] После погребения каждый забирает себе волшебные доспехи Ахилла, выкованные на горе Олимп богом-кузнецом Гефестом , в знак признания его героических усилий. Проводится соревнование, чтобы определить, кто достоин доспехов. Аякс утверждает, что благодаря своей силе и сражениям, которые он совершил на стороне греков, в том числе спасению кораблей от Гектора и оттеснению его массивным камнем, он заслуживает доспехов. [13] Однако Одиссей оказывается более красноречивым, и с помощью Афины совет дает ему доспехи. Аякс, обезумевший от этого результата и «побежденный собственным горем», вонзает меч себе в грудь, убивая себя. [14] В « Маленькой Илиаде» Аякс сходит с ума от ярости из-за победы Одиссея и убивает скот греков. Придя в себя, он от стыда убивает себя. [15] Бельведерский торс , мраморный торс, ныне находящийся в музеях Ватикана, считается изображением Аякса «в процессе размышлений о своем самоубийстве ». [16]
В Софокла пьесе «Аякс » , знаменитом пересказе гибели Аякса, после того, как доспехи вручаются Одиссею, Аякс чувствует себя настолько оскорбленным, что хочет убить Агамемнона и Менелая. Афина вмешивается и затуманивает его разум и видение, и он идет к стаду овец и убивает их, воображая, что это вожди ахейцев, включая Одиссея и Агамемнона. Когда он приходит в себя, весь в крови, он понимает, что то, что он сделал, умаляет его честь, и решает, что предпочитает убить себя, чем жить в позоре. Он делает это тем же мечом, который дал ему Гектор, когда они обменивались подарками. [17] Из его крови вырос красный цветок, как при смерти Гиацинта , на листьях которого были первые буквы его имени Ай , также выражавшие скорбь. [18] Его прах был помещён в золотую урну на Роэтском мысе у входа в Геллеспонт . [19]
Сводный брат Аякса Тевцер предстал перед отцом перед судом за то, что не вернул тело Аякса и знаменитое оружие. Тевцер был оправдан, но признан виновным в халатности. Отец отрекся от него, и ему не разрешили вернуться в свой дом, на остров Саламин у побережья Афин.
Гомер несколько расплывчато описывает точную причину смерти Аякса, но приписывает ее проигрышу в споре по поводу доспехов Ахилла; когда Одиссей посещает Аида , он умоляет душу Аякса поговорить с ним, но Аякс, все еще обиженный старой ссорой, отказывается и молча спускается обратно в Эреб .
Подобно Ахиллесу, он представлен (хотя и не Гомером) живущим после смерти на острове Левке в устье Дуная . [20] Аякс, который в послегомеровской легенде описывается как внук Эака и правнук Зевса, был героем-покровителем острова Саламин, где у него был храм и изображение и где праздник под названием Аянтея. проводился отмечался в его честь. [21] На этом празднике устанавливали ложе, на которое помещали доспехи героя, — практика, напоминающая римский Лектистерниум . Отождествление Аякса с семьей Эака было главным образом вопросом, который беспокоил афинян после того, как Саламин перешел в их владение, и в этом случае Солон, как говорят, вставил строку в « Илиаду» (2.557–558): [22] с целью поддержать притязания Афин на остров. Затем Аякс стал аттическим героем; ему поклонялись в Афинах, где на рыночной площади была установлена его статуя, и в его честь было названо племя Аиантис . [19] Павсаний также сообщает, что гигантский скелет с коленной чашечкой диаметром 5 дюймов (13 см) появился на пляже близ Сигеона , на троянском берегу; эти кости были идентифицированы как кости Аякса.
Галерея
[ редактировать ]- Ахиллес и Аякс играют в игру. Чернофигурная роспись вазы Эксекиаса , ок. 540 г. до н.э. В настоящее время находится в музее Ватикана .
- Самоубийство Аякса . Чернофигурная роспись вазы Эксекиаса , ок. 540 г. до н.э. В настоящее время находится в замке-музее Булонь-сюр-Мер во Франции.
- Самоубийство Аякса. Этрусская краснофигурная чашечка-кратер, ок. 400–350 гг. до н.э. В настоящее время находится в Британском музее .
- Аякс сражается с Гектором , гравюра Джона Флаксмана , 1795 год.
- Краснофигурный . киликс с изображением самоубийства Аякса, приписываемый Бригосскому художнику , ок 490-480 гг. до н.э. В настоящее время находится в коллекции музея Гетти .
Дворец
[ редактировать ]В 2001 году Яннос Лолос начал раскопки микенского дворца недалеко от деревни Канакия на острове Саламис , который, по его теории, был домом мифологической династии Айакидов. Многоэтажное строение занимает площадь 750 м. 2 (8100 кв. футов) и имел около 30 комнат. Судя по всему, дворец был заброшен в период расцвета микенской цивилизации, примерно в то же время, когда могла произойти Троянская война. [23] [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Надпись на так называемом Эвритийском кратере , коринфской чернофигурной колонне-кратере, датируемой ок. 600 г. до н. э., с использованием коринфской йоты в форме Σ.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Цецес , Джон (2015). Аллегории Илиады . Перевод Голдвина, Адама; Коккини, Димитра. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, Лондон, Англия: Средневековая библиотека Думбартон-Оукс. стр. 41, Пролог 526. ISBN. 978-0-674-96785-4 .
- ^ "Остров Саламин". Архивировано 22 февраля 2009 г. в Wayback Machine Остров Саламин - Муниципалитет Саламина - греческий остров.
- ^ Майк Диксон-Кеннеди (1998). Энциклопедия греко-римской мифологии . АВС-КЛИО. п. 20. ISBN 1-57607-094-8 .
- ^ Мост, Гленн Уоррен (2007). Гесиод, Щит. Каталог женщин. Другие фрагменты (переработанная ред. 2018 г.). Классическая библиотека Леба. п. 295, фрагмент 188. ISBN 978-0-674-99721-9 .
- ^ Папахристос, Мария. Мифы и легенды. Том 5 Мифов и легенд Древней Греции . РЭИ Издания (2015). ISBN 9782372971621
- ^ Дарес Фригий , История падения Трои 13
- ^ Гомер, Илиада 6.5 .
- ^ Илиада , 7.268–272.
- ^ Илиада , 14.408–417.
- ^ Гигин, Басни 114 .
- ^ Гомер, Одиссея .
- ^ Арктин Милетский, "Эфиопис"
- ^ Овидий, Метаморфозы , перевод Рольфа Хамфриса (Индианаполис: Университет Индианы, 1955), Книга XIII, стр. 305–309
- ^ Метаморфозы , пер. Хамфрис, с. 318
- ^ Лешес из Митилены, «Маленькая Илиада (Илиас Микра)»
- ^ «Бельведерский торс; Кат. 1192» . Музеи Ватикана . Проверено 29 января 2015 г.
- ^ Илиада , 7.303
- ^ Павсаний 1.35.4
- ^ Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аякс ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 452. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Павсаний , Описание Греции III. 19. § 13
- ^ Павсаний 1.35
- ^ Гомер , Илиада 2.557–258 .
- ^ Карр, Джон (28 марта 2006 г.). «Герой дворца Гомера восстает из мифов» . Таймс . Лондон . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Пафитис, Николас (30 марта 2006 г.). «Археолог связывает дворец с легендарным Аяксом» . Новости Эн-Би-Си . Афины. Архивировано из оригинала 29 октября 2020 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гомер. Илиада , 7.181–312.
- Гомер, Одиссея 11.543–67 .
- Bibliotheca . Epitome III, 11-V, 7.
- Грейвс, Роберт , Греческие мифы , Хармондсворт, Лондон, Англия, Penguin Books, 1960. ISBN 978-0143106715
- Грейвс, Роберт, Греческие мифы: полное и окончательное издание. Пингвин Букс Лимитед. 2017. ISBN 978-0-241-98338-6
- Овидий. Метаморфозы 12.620–13.398.
- Фридрих Шиллер , Праздник Победы .
- Пиндара Немейцы , 7 , 8; Истмийский 4
- Цецес, Джон , Аллегории Илиады в переводе Голдвина, Адама Дж. и Коккини, Димитры. Средневековая библиотека Думбартон-Оукс, издательство Гарвардского университета, 2015. ISBN 978-0-674-96785-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Перевод дебатов и смерть Аякса. http://classics.mit.edu/Ovid/metam.13.thirteenth.html
- Пафитис, Николас (30 марта 2006 г.). «Археолог связывает дворец с легендарным Аяксом» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года . Проверено 31 марта 2006 г.