Jump to content

Историчность «Илиады »

Историчность «Илиады » или « Гомеровского вопроса» была темой научных дискуссий на протяжении веков.Хотя исследователи XVIII века в основном отвергали историю Троянской войны как басню, открытия, сделанные Генрихом Шлиманом в Гиссарлыке, вновь открыли этот вопрос. Последующие раскопки Трои VIIa и открытие топонима « Вилуса » в клинописной хеттской переписке сделали правдоподобным предположение, что цикл Троянской войны был, по крайней мере отдаленно, основан на историческом конфликте XII века до нашей эры, даже если стихи Гомера помнили событие лишь посредством искажения четырехвековой устной традиции .

Домодернистские взгляды

[ редактировать ]

В Древней Греции Троянская война обычно рассматривалась как историческое событие, хотя детали этой истории были предметом споров. [1] Например, Геродот утверждал, что Гомер преувеличил эту историю и что троянцы не смогли вернуть Елену, потому что она была в Египте. [1] Когда афиняне шестого века цитировали Гомера, чтобы оправдать свою сторону в территориальном споре с Мегарой , мегарцы ответили, обвинив афинян в фальсификации текста. [2]

Троянская война продолжала считаться по существу исторической во времена Римской империи , даже после ее христианизации . Во времена Страбона географические сочинения обсуждали идентичность мест, упомянутых Гомером . Евсевия Кесарийского Влиятельный «Хроникон» придал Трое такой же исторический вес, как и Аврааму, в своей универсальной истории человечества. [3] последовал » Иеронима « Хроникон за Евсевием, и все средневековые летописцы начинали с изложений этой всемирной истории.

Средневековые европейцы продолжали воспринимать Троянскую войну как историческую, а династии часто заявляли, что произошли от троянских героев. Джеффри Монмута Псевдогенеалогия проследила троянское происхождение королевских британцев в Historia Regum Britanniae . [4] и Фредегар привел аналогичный миф о происхождении Меровингов , согласно которому они произошли от легендарного короля Франсио, который построил новую Трою в Тревесе . [5]

Ранние современные взгляды

[ редактировать ]

В эпоху раннего Нового времени отношение к легендам стало более скептическим. Блез Паскаль охарактеризовал эту историю как просто « романтический роман », отметив, что «никто не предполагает, что Троя и Агамемнон существовали больше, чем яблоки Гесперид . [Гомер] не собирался писать историю, а только развлекать нас». [6] В 19 веке истории о Трое были обесценены Джорджем Гротом как басни . [7]

Современная стипендия

[ редактировать ]

В 1870-х годах Генрих Шлиман вновь открыл этот вопрос своими археологическими раскопками в Гиссарлыке . Это место ранее было идентифицировано как Классический Илион , где, по мнению древних, произошла легендарная война. Под классическим городом Шлиман нашел остатки многочисленных более ранних поселений, одно из которых он объявил городом из гомеровских легенд. Последующие раскопки показали, что этот город на самом деле возник на тысячелетие раньше, чтобы сосуществовать с микенскими дворцами. [8]

Со времен Шлимана это место неоднократно подвергалось раскопкам и переоценке, уделяя особое внимание слоям, которые действительно сосуществовали с микенцами, известными под общим названием Троя позднего бронзового века . Дополнительные направления исследований включали раскопки в других местах, таких как Микены , изучение потенциальных упоминаний о Трое в хеттских записях, а также филологическое изучение самих «Илиады» и «Одиссеи» . Несмотря на эти достижения, до сих пор не существует единого мнения за или против настоящей Троянской войны, и некоторые ученые считают этот вопрос безответным. [9] [10] [11]

Статус «Илиады »

[ редактировать ]

Чем больше известно об истории бронзового века, тем яснее становится, что это не прямой вопрос, а вопрос оценки того, сколько исторических знаний присутствует у Гомера и о каком историческом периоде. Финли заключает, что оно представляет собой воспоминания о Греции темных веков , в то время как доминирующая точка зрения, выраженная в «Спутнике Гомера» Уэйса и Стеббингса (1962), полагает, что Гомер сохранил воспоминания о Микенской Греции .

В центре повествования «Илиады » находится не стратегия войны, а психология воинов, предполагающая общие знания о Троянской войне как предысторию. Ни один учёный сейчас не считает, что конкретные события этой сказки (многие из которых связаны с божественным вмешательством) являются историческими фактами; однако мало кто утверждает, что история совершенно лишена воспоминаний о микенских временах. [12]

Мартин Л. Уэст упомянул, что такой подход «неверно понимает» проблему и что Троя, вероятно, попала в руки гораздо меньшей группы злоумышленников за гораздо более короткое время. [13]

« Илиада » как по существу легендарная

[ редактировать ]
Карта ареала микенской культуры 1400–1200 гг. До н.э. (раскопанные места отмечены красными точками)

Некоторые археологи и историки, в первую очередь, до своей смерти в 1986 году Мозес И. Финли , [примечание 1] утверждают, что ни одно из событий в произведениях Гомера не является историческим. Другие признают, что в основе гомеровского повествования могут лежать исторические события, но говорят, что в отсутствие независимых свидетельств невозможно отделить факт от мифа.

В «Мире Одиссея » Финли представляет картину общества, представленного «Илиадой » и « Одиссеей» , избегая вопроса, поскольку «не говоря уже о том, что повествование представляет собой сборник вымыслов от начала до конца». [14] : 9  Финли был в меньшинстве, когда его « Мир Одиссея» впервые появился в 1954 году. Понимая, что война — это нормальное положение дел, Финли заметил, что о десятилетней войне не может быть и речи, что указывает на воспоминания Нестора об угоне скота в 1954 году. Элиду как норму и идентифицируя сцену, в которой Елена указывает Приаму на ахейских вождей на поле битвы, как «иллюстрацию того, как одна традиционная часть истории была сохранена после того, как война разрослась до десяти лет, а эта часть стал рационально нелепым». [14] : 46 

Финли, для которого Троянская война — «вечное событие, плавающее во вневременном мире», [14] : 172  анализирует вопрос историчности, помимо придуманных деталей повествования, на пять основных элементов: 1. Троя была разрушена войной; 2. эсминцы были коалицией материковой Греции; 3. лидером коалиции был царь по имени Агамемнон; 4. Владычество Агамемнона было признано другими вождями; 5. Троя тоже возглавила коалицию союзников. Финли не находит никаких доказательств существования ни одного из этих элементов. [14] : 175 и далее.

Помимо деталей повествования, Финли отметил, что, помимо некоторой корреляции гомеровских топонимов и микенских памятников, [примечание 2] есть еще тот факт, что герои жили дома во дворцах ( ойкои ), неизвестных во времена Гомера; Далекий от ностальгических воспоминаний о микенской эпохе, Финли утверждает, что «перечень его ошибок очень длинный».

Его руки имеют сходство с доспехами его времени, совсем не похожими на микенские, хотя он упорно отливает их из старинной бронзы, а не из железа. У его богов были храмы, а микенцы не построили ни одного, тогда как последние построили огромные сводчатые гробницы, чтобы хоронить своих вождей, а поэт кремирует своего. Аккуратный штрих придают боевые колесницы . Гомер слышал о них, но он не представлял себе, что делают с колесницами на войне. Поэтому его герои обычно отъезжали от своих палаток за милю или меньше, осторожно спешивались и затем отправлялись в бой пешком. [14] : 45 

Поэт, по мнению поэта, пел о героическом прошлом его собственного греческого мира, заключает Финли.

В последние годы ученые предположили, что гомеровские рассказы представляют собой синтез многих древнегреческих рассказов о различных осадах и экспедициях бронзового века, слитых воедино в греческой памяти во время « темных веков », последовавших за концом микенской цивилизации. С этой точки зрения, никакого исторического города Трои нигде не существовало: название, возможно, происходит от народа Трои, который, вероятно, жил в центральной Греции. С этой точки зрения, отождествление холма в Хисарлыке с Троей является поздним явлением, последовавшим за греческой колонизацией Малой Азии в 8 веке до нашей эры.

Также стоит сравнить детали Илиадической истории с деталями древней месопотамской литературы, в первую очередь с « Эпосом о Гильгамеше» . Имена, декорации и даже основные части истории поразительно похожи. [15] Некоторые ученые полагают, что письменность впервые пришла в Грецию с востока через торговцев, и эти старые стихи использовались для демонстрации использования письма, что оказало сильное влияние на раннюю греческую литературу.

« Илиада » как по существу историческая

[ редактировать ]
Карта Троады ( Троады).

Другое мнение состоит в том, что Гомер был наследником непрерывной традиции устной эпической поэзии, уходящей корнями примерно на 500 лет в микенские времена. Этот случай изложен в «Певец сказок» книге Альберта Б. Лорда со ссылкой на более раннюю работу фольклориста и мифографа Милмана Пэрри . С этой точки зрения, суть стихотворения может представлять собой историческую кампанию, произошедшую накануне микенской эпохи. [16] Возможно, было добавлено много легендарного материала, но с этой точки зрения имеет смысл запросить археологические и текстовые свидетельства, соответствующие событиям, упомянутым в « Илиаде» . Такой исторический фон мог бы объяснить географические знания Хисарлыка и его окрестностей, которые во времена Гомера можно было получить, посетив это место. [17] некоторые стихи «Илиады » Утверждалось, что появились еще до времен Гомера и предположительно могли относиться к микенской эпохе. Такие стихи соответствуют размеру стихотворения только в том случае, если определенные слова произносятся со звуком /w/, который исчез из большинства диалектов Греции к VII веку до нашей эры. [18]

« Илиада » как частично историческая

[ редактировать ]

Однако, как упоминалось выше, наиболее вероятно, что гомеровская традиция содержит переплетенные элементы исторических фактов и элементы вымысла. Гомер описывает место, предположительно относящееся к бронзовому веку , с городом. Этот город находился недалеко от горы Ида на северо-западе Турции . Такой город действительно существовал на кургане Гиссарлык .

Хеттские свидетельства

[ редактировать ]

Хеттские тексты свидетельствуют о том, что Троя позднего бронзового века действительно была городом регионального значения, что она уже была известна под вариантами своих более поздних названий и представляла политический интерес для микенских греков ( ахияванов ). Некоторые случайные детали, появляющиеся в этих записях, предположительно связаны с мифическими персонажами и событиями. Однако тексты не содержат конкретных доказательств того, что Троянская война произошла, или какого-либо конкретного исторического ядра мифов. [19]

Хеттские топонимы Вилуса и Таруиса, встречающиеся в этих текстах, обычно считаются соответствующими более поздним греческим терминам (W)ilios и Troia . Эти соответствия были впервые предложены швейцарским ученым Эмилем Форрером на основе языкового сходства, но теперь подтверждаются и географическими данными. ) был заключен договор около 1280 г. до н. э. между хеттским царем Муваталли II и Алаксанду Вилусским ( Александром Илиосским Примечательно, что , гарантированный вилусским божеством-покровителем Апалиунасом (Аполлоном). Из текстов можно сделать вывод о местоположении Вилусы относительно других идентифицированных мест, таких как река Сеха , и объединение этих точек данных помещает Вилусу в Троаду — регион, в котором Гиссарлык является единственным крупным городом бронзового века, засвидетельствованным археологическими записями. Однако, несмотря на силу этого аргумента, он по-прежнему основан на косвенных доказательствах, и ученые не считают его несомненным. [20] [21] [22] [23] : 395  [24]

Ряд хеттских документов свидетельствует о продолжающихся политических беспорядках в Западной Анатолии, которые иногда затрагивали Вилусу. Среди этих документов следует выделить письмо Манапа-Тархунда и письмо Тавагалавы , в которых говорится об антихеттской деятельности военачальника по имени Пиямараду . Поскольку Пиямараду, по-видимому, поддерживал Аххиява , и в этих письмах также упоминается Вилуса, эти события иногда интерпретировались как историческая основа Троянской войны, особенно в популярной литературе. Хотя эта интерпретация остается жизнеспособной гипотезой, современные ученые не поддерживают ее. Например, разделитель в письме Манапа-Тархунта, похоже, предполагает, что деятельность Пиямараду не была связана с Вилусой. Точно так же, хотя письмо Тавагалавы намекает на предыдущие разногласия между хеттами и Аххиявой относительно Вилусы, оно не указывает на то, что напряженность вышла за рамки резких клинописных табличек. Известный хеттеолог Тревор Брайс предупреждает, что наше нынешнее понимание истории Вилусы не дает доказательств того, что действительно была Троянская война, поскольку «чем меньше у человека материала, тем легче им манипулировать, чтобы он соответствовал любому выводу, к которому хочется прийти». . [19] [25]

Гомеровские свидетельства

[ редактировать ]
Карта бронзового века Греции , описанная в . » Гомера «Илиаде

Также в «Каталоге кораблей» упоминается великое множество городов, некоторые из которых, включая Афины , были заселены как в бронзовом веке, так и во времена Гомера, а некоторые, например Пилос , не были перестроены после бронзового века. Это говорит о том, что названия уже не существующих городов запомнились с более древних времен, поскольку маловероятно, что Гомеру удалось бы успешно назвать разнообразный список важных городов бронзового века, которые в его время находились всего в нескольких кварталах обломков на поверхности, часто даже без названий. Кроме того, города, перечисленные в Каталоге, разбиты на географические группы, что свидетельствует о хорошем знании топографии Эгейского моря. [26] [ нужен лучший источник ] Некоторые свидетельства двусмысленны: найти дворец Спарты бронзового века , традиционный дом Менелая , под современным городом было непросто, хотя археологи обнаружили по крайней мере одно место микенской эпохи примерно в 7,5 милях от Спарты. [27] [ нужен лучший источник ]

Микенские свидетельства

[ редактировать ]

Точно так же в микенских греческих табличках с линейным письмом B появляются некоторые гомеровские имена, в том числе Ахиллес (линейное письмо B: 𐀀𐀑𐀩𐀄 , а-ки-ре-у ), [примечание 3] имя, которое также было распространено в классический период, отмечено на табличках из Кносса и Пилоса . [28] Ахиллес на табличке с линейным письмом B — пастух, а не царь или воин, но сам факт того, что это имя является подлинным именем бронзового века, имеет большое значение. Эти имена в поэмах Гомера, по-видимому, помнят, если не обязательно конкретных людей, то, по крайней мере, более раннее время, когда имена людей не были такими же, как во время записи гомеровских эпосов. Некоторые элементы истории из табличек появляются в « Илиаде» . [29]

Геологические доказательства

[ редактировать ]

В ноябре 2001 года геолог Джон К. Крафт из Университета Делавэра представил результаты исследований геологии региона, начавшихся в 1977 году. Геологи сравнили современную геологию с ландшафтами и прибрежными особенностями, описанными в « Илиаде» и других классических произведениях. источники, в частности Страбона » «География . Их вывод заключался в том, что между местоположением Трои как Гиссарлыка (и других мест, таких как греческий лагерь), геологическими свидетельствами, описаниями топографии и описаниями битвы в « Илиаде» регулярно существует соответствие . [30] [31]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Финли яростно критиковал книгу Майкла Вуда «В поисках Троянской войны» , широкомасштабную работу, исследующую историчность легенды о Трое, когда она впервые появилась в 1985 году, за четыре года до того, как на месте Гиссарлыка была предпринята современная археология: Вуд, Майкл (2005). "Предисловие". В поисках Троянской войны (изд. 2008 г.). Лондон: Книги BBC. п. 11. ISBN  0563522658 .
  2. ^ «Хотя бедность находок на Итаке Одиссея - одно из заметных исключений». [14] : 44 
  3. Слово а-ки-ре-у , найденное на табличке KN Vc 106, было идентифицировано как Ахиллеус .
  1. ^ Перейти обратно: а б Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 26–27. ISBN  978-0-415-34959-8 .
  2. ^ Финли, Моисей (2002). Мир Одиссея . Нью-Йоркское обозрение книг. п. 31. ISBN  978-1-59017-017-5 .
  3. ^ Хронологические таблицы Евсевия повторно подробно проанализированы Ричардом В. Берджессом, Витольдом Витаковским, ред. Исследования по евсевийской и постевсевианской хронографии, том. 1. (Штутгарт) 1999 г.; см. Введение и обзор
  4. ^ Проанализировано в книге Фрэнсиса Инглдью, «Книга Трои и генеалогическое построение истории: дело Джеффри Монмута Historia regum Britanniae» Speculum 69, .3 (июль 1994:665–704).
  5. ^ Питер Г. Битенхольц, История и фабула: мифы и легенды в исторической мысли 1994:190.
  6. ^ Паскаль, «Мысли» (опубликовано в 1660 г.), часть ix, §628.
  7. ^ В Гроте, История Греции , том. I (1846), «Легендарная Греция» предваряет «Историческую Грецию до правления Писистрата» и начинает «исторический» раздел с традиционной даты первой Олимпиады, 776 г. до н.э.: «Смешивать воедино эти разрозненные вещи, по моему мнению, является суждение, по существу нефилософское. Я описываю ранние времена сами по себе, как они были задуманы верой и чувствами первых греков и известны только через их легенды, - не предполагая измерить, сколько или как мало исторического материала могут содержать эти легенды». (Предисловие). «Легенда о Трое» — «эта интересная басня» — заполняет его XV главу.
  8. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 36–39. ISBN  978-0-415-34959-8 .
  9. ^ «Раттер, Джереми Б., «Троя VII и историчность Троянской войны», Дартмутский колледж» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
  10. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 180–194. ISBN  978-0-415-34959-8 .
  11. ^ Шерратт, Сьюзен (1 декабря 2010 г.). «Троянская война: история или бриколаж?» . Вестник Института классических исследований . 53 (2): 16. doi : 10.1111/j.2041-5370.2010.00007.x . Так где же во всем этом история? Я не сомневаюсь, что нечто (или, возможно, многое), что мы могли бы просто назвать реальной историей в каком-то смысле этого слова, скрывается в палимпсесте гомеровской устной предыстории. Но вопрос о том, чья история, когда и где, вероятно, нам никогда не удастся разгадать; и я не верю, что мы сможем найти ответ на эти вопросы, ни заглядывая в землю, ни анализируя древние исторические тексты...
  12. ^ Граф, Фриц (1993). Греческая мифология: введение . Перевод Мариера, Томаса. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 71. ИСБН  9780801846571 .
  13. Уэст, Мартин Л., «Академическая ссора из-за проекта Трои», The Times , 20 августа 2001 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Финли, Моисей И. (1978). Мир Одиссея . Пингвин. ISBN  9780140205701 .
  15. ^ Мартин Уэст, Восточная стена Геликона (Оксфорд, 1999), стр. 336–338; TBL Вебстер, От Микен до Гомера (Лондон, 1958), стр. 82, 119 и далее.
  16. ^ «5. Гомер как устно-традиционный поэт» . chs.harvard.edu . Проверено 19 января 2019 г.
  17. ^ Вуд, Майкл (1985). « 'Священный Илиос': Гомер о топографии Трои». В поисках Троянской войны . Лондон: Британская радиовещательная корпорация . п. 139. ИСБН  9780563201618 .
  18. ^ Вуд (1985) стр. 142
  19. ^ Перейти обратно: а б Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. стр. 183–184, 186. ISBN.  978-0-415-34959-8 .
  20. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 1–6. ISBN  978-1589832688 .
  21. ^ Брайс, Тревор (2005). Троянцы и их соседи . Тейлор и Фрэнсис. п. 86,181–182. ISBN  978-0-415-34959-8 .
  22. ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: Ближний Восток от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон: Рутледж. п. 628. ИСБН  9780415394857 .
  23. ^ Брайс, Тревор (1998). Царство хеттов . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  24. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 1–6, 121. ISBN.  978-1589832688 .
  25. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. стр. 1–6, 119–122, 131–133, 267–283. ISBN  978-1589832688 .
  26. ^ Гладстон, Уильям Юарт (1881). «География». Гомер . Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания . стр. 57–64.
  27. ^ «Древнегреческий дворец, раскопанный недалеко от Спарты, датируется 17 веком до нашей эры» . Хранитель . 26 августа 2015 г. ISSN   0261-3077 . Проверено 19 января 2019 г.
  28. ^ Конант, Крейг; Томас, Кэрол Г. (2005). Троянская война . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 105. ИСБН  0-313-32526-Х .
  29. ^ Каслден, Родни (2005). «Троянская война». Микенцы . Нью-Йорк: Рутледж. п. 199. ИСБН  0-415-24923-6 .
  30. ^ Томас, Нил. «Геология соответствует описанию Гомера древней Трои» . Университет штата Делавэр . Проверено 14 января 2022 г.
  31. ^ ЛеБо, Кара (7 ноября 2001 г.). «Геологи очерчивают древнюю гавань Трои» . ЭврекАлерт! . Американская ассоциация содействия развитию науки . Проверено 14 января 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed5ab247be2d18ddf1a7668233356b4f__1722504240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/4f/ed5ab247be2d18ddf1a7668233356b4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historicity of the Iliad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)