Jump to content

Закон Йоргенсена

Древняя расписная рукопись, изображающая Зевса, коронованного слева, и других богов, восседающих на тронах.
Иллюстрация богов из Амвросиевой Илиады , гомеровского манускрипта пятого века нашей эры.

Закон Йоргенсена (иногда называемый законом Йоргенсена ) — это принцип повествования в гомеровской поэзии, впервые предложенный датским классиком Уве Йоргенсеном в 1904 году. Согласно закону Йоргенсена, смертные персонажи гомеровских поэм обычно не знают о точных действиях богов. если они не обладают особыми способностями, и поэтому приписывают их в общем «богам», Зевсу или генерализованные силы. Между тем рассказчик и сами боги неизменно называют конкретного бога, который участвует в повествовании, сразу же давая аудитории осознать истинную природу божественного действия.

Закон Йоргенсена не применяется повсеместно: он не распространяется на второстепенных богов или легендарные истории, рассказанные персонажами, не имеющими собственного опыта. После предложения закона Йоргенсеном ученые выявили тонкие различия в том, как используются термины θεός ( теос : «бог»), δαίμων ( даймон ) и Ζεύς (Зевс), которые Йоргенсен считал взаимозаменяемыми. Однако закону Йоргенсена соблюдаются, за некоторыми исключениями, как в « Илиаде» , так и в «Одиссее» назвала его «стандартным анализом… правил, которые управляют человеческой речью о богах» , и классицист Рут Скодел . [ 1 ]

Определение

[ редактировать ]

Принцип закона Йоргенсена восходит к статье датского классика Уве Йоргенсена 1904 года, в которой он предположил, что гомеровские персонажи обычно используют общие термины, в частности θεός ( теос : «бог»), δαίμων ( даймон ) и Ζεύς ( Зевс ), взаимозаменяемо обозначают действия богов, тогда как рассказчик и боги сами всегда называют конкретных богов, ответственных за это: [ 2 ]

Боги, руководящие действием в ι–μ, упоминаются под следующими четырьмя именами : θεός, δαίμων, θεοί, Ζεύς . Но на условном языке поэта это лишь четыре названия одного и того же. Если, например. Например, если тетива Тевкроса лопнет, то для Тевкроса это сделал даймон, а для Аиаса - бог, а для Гектора - Зевс (О 468. 473. 489) ...

Впрочем, как уже заметил Кайзер, поэту не свойственно говорить: «Бог послал оленя»; фраза типа «Афина послала оленя» показалась бы нам гораздо более естественной...

Таким образом, боги, направляющие действие в Одиссее 9–12, [ а ] известны под следующими четырьмя обозначениями: θεός, δαίμων, θεοί, Ζεύς [бог, даймон , боги, Зевс]. Однако на условном языке поэта это просто четыре названия одного и того же. Когда, например, у Тевкера рвется тетива, то для Тевкера это даймон сделал , а для Аякса — бог, а для Гектора — Зевс ( Илиада 15.468, 473, 489). [ а ] ...


Теперь, как уже заметил Кейзер [ де ] , у поэта нет привычки говорить: «Бог послал оленя»; фраза типа «Афина послала оленя» показалась бы нам гораздо более естественной...

- Йоргенсен 1904 , с. 363

Вместо того, чтобы понять и сформулировать его сверхъестественное происхождение, люди, находящиеся под божественным влиянием, могут воспринимать его как действие своего тумоса (внутренних побуждений). [ 3 ] В некоторых случаях они также приписывают божественное действие не тому богу: [ 4 ] Одиссей , например, обвиняет Зевса в шторме, который, как ранее сообщалось, был поднят Посейдоном . [ 5 ] В качестве альтернативы персонажи могут использовать имя Зевса или риторически ссылаться на действия богов, чтобы ссылаться на событие, которое возникает без объяснения. [ 6 ]

Закон Йоргенсена иногда требует разрыва с обычными повествовательными условностями гомеровской поэзии: когда событие рассказывается дважды, обычно используются одни и те же формулировки и эпические формулы , но соблюдение закона Йоргенсена требует вариаций, когда одни и те же события повествуются смертными персонажами и рассказчик или боги. [ 7 ] Классик Дженни Штраусс Клей предположила, что это служит для того, чтобы подчеркнуть различие между всеведущим голосом повествователя, который, как полагают, был вдохновлен божественными музами , и сравнительным незнанием смертных персонажей стихотворений. [ 8 ] В более широком смысле, это подчеркивает, что отрывки из « Одиссеи», рассказанные самим Одиссеем, сделаны без божественного знания и отстраненности. [ 9 ]

Предшественники

[ редактировать ]

Йоргенсен выразил благодарность немецкому классику Карлу Людвигу Кайзеру за наблюдение в 1835 году, что Одиссей не приписывает Афине помощь ему во время рассказов, которые он рассказывает феакам во время Одиссеи 9–12, тогда как она часто вмешивается от его имени в других частях стихотворения. Кайзер объяснил это несоответствие тем, что Одиссей не знал, какая божественная сила действовала во время его переживаний. [ 10 ] Другие классики, такие как Грегор Вильгельм Ницш в 1840 году и Генрих Дюнцер в 1861 году, использовали невежество Одиссея, чтобы объяснить отсутствие гнева Посейдона в той же части стихотворения: третьи, такие как Вильгельм Хартель в 1865 году и Карл Роте в 1882 году, объяснил это как повествовательное решение сосредоточиться на гневе Гелиоса , который был непосредственно ответственен за это. за кораблекрушение, которое привело Одиссея к феакам. [ 11 ]

Приложение

[ редактировать ]
Греческая ваза, изображающая Одиссея, сидящего на камне: голова Тиресия поднимается над землей, а спутник Одиссея поднимает меч.
Одиссей советуется с пророком Тиресием на вазе, написанной ок. 400 – ок. 390 год до нашей эры . По закону Йоргенсена, Одиссею требовались особые знания Тиресия, чтобы узнать подробности гнева богов на него.

Классик Рут Скодел охарактеризовала статью Йоргенсена как «стандартный анализ… правил, которые управляют человеческой речью о богах». [ 1 ] Йоргенсен первоначально сделал свои наблюдения на книгах 9–12 «Одиссеи » , где Одиссей использует все четыре термина Йоргенсена, но называет конкретного бога (не считая общих ссылок на Зевса), когда с тех пор он был проинформирован о действиях этого бога богиня Калипсо или пророк Тиресий . [ 12 ]

Закон Йоргенсена можно применить на протяжении всей « Одиссеи» : например, к речи жениха Амфимедона в 24-й «Одиссее» , где он приписывает возвращение Одиссея на Итаку κακός … δαίμων («злому даймону »). [ 13 ] Позже в своей речи Амфимедонт ошибочно приписывает Зевсу, а не Афине , подстрекательство к Одиссею и Телемаху во время их битвы с женихами . [ 14 ] Другие персонажи «Одиссеи » , включая Одиссея, признают действия Афины делом рук бога, но не могут идентифицировать ее как источник. [ б ] Во время ложного рассказа Одиссея о своем путешествии на Итаку к свинопасу Евмею в 14-й главе «Одиссеи » он следует закону Йоргенсена девять раз, приписывая все божественные действия «богу», «богам» или Зевсу. [ 16 ] Это также было применено к « Илиаде» : например, в «Илиаде 23» Идоменей правильно сообщает, что Евмел разбил свою колесницу в гонке с Диомедом , Менелаем и Антилохом , но не знает, что Афина стала причиной крушения. [ 17 ]

Закон Йоргенсена использовался для объяснения очевидных противоречий в «Одиссее» , где Одиссей, как рассказчик, называет Зевса виновником действий, которые поэт ранее описал как работу другого бога: под принципами Йоргенсена следует понимать обращение Одиссея к Зевсу. как общее указание на божественное действие. [ 18 ] Иногда смертные персонажи следуют закону Йоргенсена, приписывая Зевсу несчастья, даже если они знают, что на самом деле они являются делом рук другого бога. Телемах, например, говорит Пенелопе в Одиссее 1, что Зевс должен быть обвинен в страданиях греков, сражавшихся под Троей, через несколько мгновений после того, как он услышал, как бард Демодок поет о том, как Афина причинила их. [ 19 ]

Ученый-гомерист Эрвин Ф. Кук, поддерживая общую достоверность наблюдений Йоргенсена, поставил под сомнение взаимозаменяемость Зевса с другими терминами, указывая, что Зевсу чаще приписывают ответственность за события, связанные с судьбой и погодой. Кук утверждает, что это отражает раннюю связь Зевса и его предшествующих божеств в догреческой культуре с небесами и бурями. [ 2 ] Классик Ирен де Йонг также предположила, что даймон более тесно связан с событиями, которые говорящий воспринимает как негативные. [ 20 ] Обычно термин «даймон» не появляется в голосе повествователя, хотя в « Илиаде» существуют три исключения . [ 21 ]

Исключения

[ редактировать ]

Закон Йоргенсена не всегда соблюдается в гомеровской поэзии, хотя большинство очевидных исключений можно объяснить или следовать другим правилам гомеровского повествования. [ 22 ] Это не относится к второстепенным богам, таким как Протей , Эйдофея , Цирцея , Эол и Калипсо. Это также не применимо, когда персонажи рассказывают легендарные истории или те, которые они знают из вторых рук, а не пересказывают свой собственный опыт. [ 23 ] В некоторых случаях главные божества называются по имени, когда их действия настолько характерны для них, что служат доказательством их личности: например, Артемида и Аполлон тесно связаны с необъяснимой внезапной смертью, и поэтому смертные персонажи приписывают ей ее причинение. и «Илиада» , и «Одиссея» . [ 24 ]

Осознание Одиссеем того, что к нему обратился бог Гермес в 10-й главе «Одиссеи», необъяснимо, хотя закон Йоргенсена обычно предполагает, что он будет оставаться в неведении относительно личности Гермеса, если бог не раскроет ее ему. [ 25 ] [ с ] В «Одиссее Нестор нарушает закон Йоргенсена, подробно описывая, как Зевс осуществил гнев Афины против греков по их возвращению из Трои . [ 27 ] Хелен также нарушает это в «Одиссее 4», называя Афродиту причиной своего увлечения Парисом ; в той же книге Менелай нарушает это, приписывая Афине то, что она увела Елену от Троянского коня. [ 28 ] В « Илиаде » закон Йоргенсена нарушается во время описания Нестором войны между эпейцами и пилийцами , в которой он участвовал: и Посейдон, и Афина идентифицируются как действовавшие во время конфликта. [ 29 ] Кэлхун предполагает, что общее соблюдение закона Йоргенсена в сказках, рассказанных персонажами на основании их собственного опыта, придает этим сказкам вид принадлежности к настоящему моменту и отличает их от легенд далекого прошлого, в которых появление богов было более ожидаемо; и наоборот, он утверждает, что обращение Нестора к Афине и Посейдону придает его истории «напыщенный тон». [ 30 ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Йоргенсен использует традиционную греческую систему нумерации, согласно которой книги «Одиссеи » обозначаются строчными греческими буквами, а книги « Илиады» — прописными. См. Дикки 2007 , с. 132
  2. ^ См., например, Odyssey 7.286, 15.141–149, 22.429, 24.373–374 и 24.439–49, приведенные де Йонгом в качестве примеров закона Йоргенсена. [ 15 ]
  3. Гермеса Де Йонг предлагает возможные объяснения того, что Одиссей узнал характерную золотую палочку или вывел его личность из волшебной моли, данной ему Гермесом, которую могут собрать только боги. [ 26 ] Штраус Клей предполагает, что слова Гермеса Приаму в « Илиаде» 24.462–464 («И я не попаду в поле зрения Ахилла, ибо было бы великим поводом для гнева, если бы смертные открыто развлекали бессмертного бога») указывают на то, что некоторые смертные способен узнать его, и чтобы признание Одиссея не нарушило закон Йоргенсена. [ 9 ]
  1. ^ Jump up to: а б Скодел 1998 , с. 179.
  2. ^ Jump up to: а б Кук 2018 , с. 179.
  3. ^ Пелличча 1995 , стр. 240, 262.
  4. ^ де Йонг 2010 , с. хв.
  5. ^ де Йонг 2010 , с. 141; Одиссея 5,303–305.
  6. ^ Брюггер 2017 , с. 224.
  7. ^ Штраус Клэй 1997 , с. 22.
  8. ^ Штраус Клэй 1997 , с. 21.
  9. ^ Jump up to: а б Штраус Клей 1997 , с. 24.
  10. ^ Кайзер 1835 ; Йоргенсен 1904 , стр. 358, 363.
  11. ^ Йоргенсен 1904 , стр. 357–362, цитируя, среди прочего, Дюнцера 1861 , Ницша 1840 , Роте 1882 и Хартеля 1865 .
  12. ^ де Йонг 2010 , с. 224.
  13. ^ Кук 2018 , с. 179; Одиссея 24.147–151.
  14. ^ де Йонг 2010 , с. 572; Одиссея 24,161–164.
  15. ^ де Йонг 2010 , стр. 185, 413, 542, 581, 584.
  16. ^ де Йонг 2010 , с. 355; Одиссея 14,192–359.
  17. ^ Форте 2019 , стр. 121–122: Илиада 23.465–468.
  18. ^ Ньето Эрнандес 2000 , стр. 357–358.
  19. ^ Кук 2018 , с. 179: Одиссея 1.325   327; 346   349.
  20. ^ де Йонг 2010 , с. 403.
  21. ^ Бренк 1986 , с. 2074 год: три исключения относятся к Илиаде 3.420, 11.480 и 15.418.
  22. ^ Калхун 1940 , с. 270; Кук 2018 , с. 179.
  23. ^ Калхун 1940 , с. 270: см., например, Илиаду 4.390, Илиаду 6.135–137.
  24. ^ Калхун 1940 , с. 270: см., например, Илиаду 6.205, Одиссею 15.410–415.
  25. ^ Джонга 2010 , с. 224, Карри 2016 , с. 144, Брюггер 2017 , с. 143, 211; Одиссея 10.275–309.
  26. ^ де Йонг 2010 , с. 260–261.
  27. ^ де Йонг 2010 , стр. 76–77; Одиссея 3,132–160.
  28. ^ Калхун 1940 , с. 271; Одиссея 4.261–264 и 289.
  29. ^ Калхун 1940 , с. 241; Илиада 15.714–761.
  30. ^ Калхун 1940 , стр. 272–273.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бренк, Фредерик (1986). «В свете луны: Демонология в ранний имперский период». В Хассе, Вольфганг (ред.). Религия (Язычество: Римская религия, общее [продолжение]) [ Религия (Язычество: Римская религия, общее [продолжение]) ]. Взлет и упадок римского мира. Том 2.16.3. Берлин/Нью-Йорк: Де Грюйтер. стр. 2068–2145. ISBN  9783110103717 .
  • Брюггер, Клод (2017). Олсон, С. Дуглас (ред.). Гомера «Илиада» : Базельский комментарий: Книга XXIV . Перевод Миллиса, Бенджамина; Стрэк, Сара. Берлин: де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501504396 . ISBN  9781501504396 .
  • Калхун, Джордж М. (1940). «Божественное окружение у Гомера». Американский журнал филологии . 61 (3): 257–277. дои : 10.2307/290932 . JSTOR   290932 .
  • Кук, Эрвин Ф. (2018). Одиссея в Афинах : мифы о культурном происхождении . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN  9781501723506 .
  • Карри, Бруно (2016). Аллюзивное искусство Гомера . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780191081507 .
  • де Йонг, Ирен (2010) [2001]. Нарратологический комментарий к «Одиссее» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511482137 . ISBN  9780511482137 .
  • Дики, Элеонора (2007). Древнегреческая стипендия: руководство по поиску, чтению и пониманию схолий, комментариев, лексики и грамматических трактатов от их начала до византийского периода . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198042662 .
  • Дюнцер, Генрих (1861). «Гнев Посейдона в Одиссее . » классической филологии Ежегодники ( на немецком языке): 726f.
  • Форте, Александр SW (2019). «Исчезающий поворот Илиады 23.373». Классическая филология . 114 (1): 120–125. дои : 10.1086/700618 . S2CID   202636328 .
  • Хартель, Вильгельм (1865). «Исследования о создании Одиссеи » . австрийской гимназии ( Бюллетень на немецком языке). 16 :319 и далее . Проверено 28 января 2024 г. - из Интернет-архива.
  • Йоргенсен, Уве (1904). «Явления богов в книгах 9–12 » «Одиссеи . Гермес (на немецком языке). 39 (3): 357–382. JSTOR   4472953 .
  • Кайзер, Чарльз Людвиг (1835). Спор о различном происхождении гомеровских поэм ( на латыни). Гейдельберг: JCB Mohr. OCLC   690899653 . Получено 28 января 2024 г. - через Google Книги.
  • Ньето Эрнандес, Пура (2000). «Снова в пещере Циклопа». Американский журнал филологии . 121 (3): 345–366. дои : 10.1353/ajp.2000.0036 . S2CID   201764200 .
  • Ницш, Грегор Вильгельм (1840). записки к «Одиссее» Гомера Пояснительные ( на немецком языке). Том 3. Ганновер: Hahn'schen Hofbuchhandlung. OCLC   1405562855 .
  • Пелличча, Хайден (1995). Ум, тело и речь у Гомера и Пиндара . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN  9783525252079 .
  • Роте, Карл (1882). De vetere quem ex Odyssea Kirchhoffius eruit Νόστῳ [ О древних нососах , извлеченных Кирхгофом из « Одиссеи »] (на латыни). Берлин: Дж. Ф. Старке. OCLC   251943934 .
  • Скодел, Рут (1998). «Бардическое исполнение и устная традиция у Гомера». Американский журнал филологии . 119 (2): 171–194. дои : 10.1353/ajp.1998.0027 . JSTOR   1562083 . S2CID   161072518 .
  • Штраус Клэй, Дженни (1997). Гнев Афины: Боги и люди в Одиссее . Боулдер: Роуман и Литтлфилд. ISBN  0822630699 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7b68e2997036f04e29c08ec2121b3bc__1724713500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/bc/d7b68e2997036f04e29c08ec2121b3bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jørgensen's law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)