Джар (пелике) с Одиссеем и Эльпенором

Пеликэ — керамический контейнер, который греки использовали для хранения/транспортировки вина и оливкового масла. Как видно на рисунке справа, у него было большое брюхо с тонкими открытыми ручками. В отличие от других сосудов для транспортировки (например, амфоры ), у пелики было уплощенное дно, чтобы она могла стоять самостоятельно. У Пеликса часто была одна большая сцена в чреве банки с минимальным количеством отвлекающих факторов вокруг. Это сосредоточило бы взгляд зрителей на центре пелики, которая часто была своего рода мифологической сценой. [1]
Исторический контекст
[ редактировать ]Эта краснофигурная пелика была создана художником Ликаоном в классический период (440 г. до н. э.). В классический период в живописи произошло два основных изменения, оба связаны с изображением пространства. Первым изменением было создание «переднего плана» и «фона». Для этого фигуры в верхней части были фоном, а фигуры в нижней части - передним планом. Пионером этого изменения был Полигнот с Фасоса. Пелика с Одиссеем и Эльпенором в Подземном мире — отличный пример этого первого изменения. Второе изменение заключалось в создании большего количества фонов для определенных литературных сцен. [2]
Художник Ликаон был хорошо известен своим уникальным стилем и изображением мифологических сцен. Этот кувшин был одним из «самых ранних и, безусловно, наиболее впечатляющих изображений знаменитого отрывка из Одиссеи в древнем искусстве ». [3]
Описание
[ редактировать ]Для изображения мифологической сцены на этой пеликке Ляконский живописец использовал множество черт.
- Линии земли показывают скалистый ландшафт и растения, ползущие по краям.
- Рука Одиссея, держащая меч, напряжена, что показывает, что он готов атаковать, но другая его рука опирается на ногу и держит голову высоко, что указывает на чувство меланхолии. Это может символизировать трудности, которые он пережил, и все, что ему придется пережить.
- Все персонажи смотрят на Эльпенора, но зритель знает, что в центре внимания кувшина находится Одиссей, благодаря деталям на нем и выражению лица. Видно, как Гермес наклоняется и почти протягивает руку, а Эльпенор концентрируется на движении к Одиссею.
- Последовательность действий справа налево: зритель может видеть только Гермеса (крайний справа) в полный профиль, Одиссей все еще в профиль, но его положение немного изменено, поэтому зритель может видеть его больше, Эльпенор (крайний слева) почти фронтально и пытается подтянуться.
- Подтягивание Эльпенора вызывает иронию, потому что в мифе эта пелика изображает Элпенора - призрака, однако он единственный человек в этом банке, который активно пытается (и изо всех сил) двигаться, хотя ему следует быть наиболее свободным. . [2] Поза Эльпенора известна как поза 3/4, которую сложно эффективно нарисовать. [3]
- Гермес присутствует на банке, что показывает, что история рассказывается с другой точки зрения, чем история Гомера, в которой Гермес не фигурирует.
Ликаонский художник проделал фантастическую работу по характеристике каждого отдельного человека. Вместо того, чтобы делать их обычными людьми, узнаваемыми только через предметы, он сделал их отдельными персонажами. Зритель может увидеть, каким молодым был Элпенор, когда умер. У него нет бороды, а волосы коротко подстрижены. С другой стороны, у Одиссея густая шевелюра и густая борода. Кажется, что он неподвижен, но зритель может почувствовать в нем бойца, поскольку его нога стоит на цыпочках и готова броситься в бой. Шляпа, которую он носит, дает ощущение времени. Он отличается от шлема, который использовался на войне, что позволяет предположить, что он возвращается домой. Выражение лица Гермеса очень нейтральное, что придает ощущение мудрости. Как и Одиссей, он выглядит очень неподвижно, так как его ноги стоят на земле, но его колени согнуты, что указывает на то, что он может подпрыгнуть, чтобы помочь двум смертным. Обычно, если на картине присутствует Бог, он находится в центре внимания. В этом пелике расположение людей позволяет Одиссею быть в центре внимания. [3]
Тема
[ редактировать ]История, изображенная на этом кувшине, взята из сцены из « Одиссеи» . Одиссей путешествовал в Подземный мир, чтобы поговорить с пророком, когда встретил своего умершего товарища Эльпенора. Эльпенор был самым молодым членом команды Одиссея. Однажды ночью на острове Цирцеи Эльпенор слишком много выпила и попыталась заснуть на крыше; однако он упал во сне и умер. Его смерть осталась незамеченной, поэтому его не похоронили должным образом и не предоставили этих прав. Поскольку он умер без надлежащего захоронения, он застрял в своем путешествии по Подземному миру. Эта мифологическая сцена - когда Одиссей сталкивается с ним и Эльпенор умоляет его похоронить его должным образом. Одиссей решает принести в жертву двух ягнят, чтобы Эльпенор продолжил путь через Подземный мир. Гермес поддерживает Одиссея, поскольку он является проводником заблудших душ в Подземном мире. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пелике – Центр исследования классического искусства» . www.beazley.ox.ac.uk . Архивировано из оригинала 17 ноября 2019 г. Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Т., Нир, Ричард (2012). Греческое искусство и археология: новая история, ок. 2500-ок. 150 г. до н.э. Нью-Йорк. ISBN 9780500288771 . OCLC 745332893 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Гизеке, Аннет (1999). «Эльпенор, Амимона и истина в картине художника Ликаона» . Ежегодные статьи BABESCH по средиземноморской археологии . 74 : 63–78.
- ^ «Джар (пелике) с Одиссеем и Эльпенорой в подземном мире» . Музей изящных искусств, Бостон . 05.03.2017 . Проверено 30 октября 2017 г.