Обман Зевса

Раздел «Илиады » , который древние редакторы называли Dios apat (« Обман Зевса »), стоит особняком от остальной части книги XIV. В этом эпизоде Гера оправдывается, чтобы оставить своего божественного мужа Зевса ; в своей обманной речи она заявляет, что желает отправиться к Океану , «происхождению богов», и Тефиде , «матери». Вместо этого Гера украшает себя, готовясь соблазнить Зевса, и пользуется помощью Афродиты . В кульминации эпизода Зевс и Гера занимаются любовью, спрятавшись в золотом облаке на вершине горы Ида . Отвлекая Зевса, Гера дает возможность грекам вернуть себе преимущество в Троянской войне . [1]
Литературные вопросы
[ редактировать ]Особенности этого эпизода обсуждались уже в Античности. Даже первые комментаторы были шокированы сюжетной линией и ее влиянием на мораль богов. Выражение этой моральной критики можно найти в « Платона » Государстве . [2]
Позднее, когда стало модным подвергать сомнению, действительно ли отдельные отрывки известного текста «Илиады » были сочинены Гомером (см. Гомероведание ), подлинность «Обмана Зевса» подверглась сомнению. Альбрехт Диле [3] перечислил лингвистические особенности, уникальные для этого раздела, и «обнаружил столько отклонений от нормального традиционного использования гомеровских формул, что пришел к выводу, что этот раздел «Илиады » не мог принадлежать к фазе устной традиции , а был письменным произведением». [4] Ричард Янко, напротив, описывает этот эпизод как «смелое, блестящее, изящное, чувственное и, прежде всего, забавное виртуозное представление, в котором Гомер демонстрирует свое мастерство в других типах эпической композиции из своего репертуара». [5] Дискуссия по этому вопросу еще не решена.
Вальтер Буркерт обнаружил, что этот отрывок «показывает божественность в натуралистической, космической обстановке, которая в остальном не является особенностью гомеровского антропоморфизма ». [6] и связал это с открытием вавилонской Энума Элиш, где Апсу и Тиамат , соответственно пресная и соленая вода, являются изначальной парой, которая «смешивала свои воды».
Подобно Тефии и Океану, Апсу и Тиамат были заменены более поздним поколением богов. Однако Тетис не фигурирует в ранних греческих мифах, и у нее не было устоявшегося культа.
Адриан Келли [7] возражал против такого месопотамского влияния этого отрывка: «Натуралистическая, космическая обстановка» не является чем-то особенным для «Илиады» , как восстание олимпийцев. [8] и описание Тартара [9] можно рассматривать как столь же «натуралистический». Представление Океаноса и Тефиды как изначальной пары, как в « Энума Элиш», зависит от перевода и интерпретации греческого источника. Предложение Буркерта использовать Тиамат в качестве этимологии Тефии оказывается неверным.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гомер. Илиада , Книга 14, Строки 153-353.
- ^ Платон. Республика , 390в.
- ^ Диле 1970, стр. 83–92; Буркерт 1992, с. 201: В примечании 9 представлена сокращенная библиография обсуждения.
- ^ Буркерт 1992, с. 91 .
- ^ Янко 1994, с. 168.
- ^ Буркерт 1992, с. 92 .
- ^ Адриан Келли, Вавилонское пленение Гомера: дело Диоса Апата, Уорик/Берлин, 2008 г.
- ^ Илиада 1.397-406
- ^ Илиада 8.13-16
Источники
[ редактировать ]- Уолтер Буркерт (1992). Ориентализующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в ранний архаический период . Издательство Гарвардского университета.
- Альбрехт Диле (1970). Проблемы Гомера .
- Ричард Янко (1994). Илиада: комментарий. Том. 4: Книги 13–16 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.