Протез


В мифологии греческой Протесилай ( / ˌ p r ɒ t ɪ s ɪ ˈ l eɪ ə s / ; древнегреческий : Πρωτεσίλᾱος , латинизированный : Protesilāos ) был героем «Илиады » , который почитался в культовых местах в Фессалии и Фракии . Протесилай был сыном Ификла , «владыки многих овец»; как внук одноименного Филака, он был вождем филакцев . [1] Гигин предположил, что первоначально он был известен как Иолай — не путать с Иолаем , племянником Геракла , — но его называли «Протесилаем» после того, как он был первым ( πρῶτος , протос ), прыгнувшим на берег Трои и, таким образом, первым, кто умереть на войне. [2]
Описание
[ редактировать ]В рассказе Дареса Фригийца Протесилай описывался как «... светлокожий и достойный. Он был быстрым, самоуверенным и даже опрометчивым». [3]
Мифология
[ редактировать ]Протесилай был одним из женихов Елены . [4] Он привел с собой в Трою сорок черных кораблей, [5] привлекая своих людей из «цветущего» Пираса, прибрежного Антрона и Птелея , «глубоко в траве», помимо родного Филака . Протесилай был первым, кто высадился на берег: «первый человек, осмелившийся выпрыгнуть на берег, когда греческий флот коснулся Троады » , — вспоминал Павсаний , цитируя автора эпического сказания под названием « Киприя» . [6] Оракул Троянской Фетиды предсказал , что первый грек, ступивший по земле после того, как сошёл с корабля во время войны , умрёт первым. [2] и вот, убив четырёх человек, [7] он сам был убит Гектором . Альтернативные источники говорят, что он был убит Энеем , Евфорбом , Ахатом или Цикном . [8] Другая легенда утверждает, что Одиссей бросил свой щит на берег и прыгнул на него. Обманул Протесилай, думая, что Одиссей первым ступил на троянскую землю, прыгнул вторым и потом умер. После смерти Протесилая его брат Подарк . вместо него в войну вступил [9] Боги сжалились над его вдовой Лаодамией , дочерью Акаста , и привели его из Аида, чтобы увидеться с ней. Сначала она обрадовалась, думая, что он вернулся из Трои, но после того, как боги вернули его в подземный мир, она сочла потерю невыносимой. [10] Она построила бронзовую статую своего покойного мужа и посвятила себя ей. После того, как ее обеспокоенный отец стал свидетелем ее поведения, он приказал его уничтожить; однако Лаодамия прыгнула с ним в огонь. [11] Другой источник утверждает, что его женой была Полидора , дочь Мелеагра . [12]
Согласно легенде, нимфы посадили на могиле во фракийском Херсонесе «великодушного Протесилая» («μεγάθυμου Πρωτεσιλάου»), вязы, которые стали самыми высокими в известном мире; но когда их верхние ветви увидели вдали развалины Трои, они тотчас же засохли, так велика была еще горечь погребенного внизу героя. [13] [14] Эта история является предметом стихотворения Антифила Византийского (I век нашей эры) в Палатинской антологии :
[15] |
|
Культ Протесилая
[ редактировать ]Засвидетельствованы только два святилища Протесилая. [16] , его доме в Фессалии, было святилище Протесилая В Филаке , где его вдова осталась, оплакивая его, раздирая себе щеки. [17] и в его честь там были организованы игры, отметил Пиндар . [18] Гробница Протесилая в Элее во фракийском Херсонесе задокументирована в V веке до нашей эры, когда во время Персидской войны вотивное сокровище, хранившееся в его гробнице, было разграблено сатрапом Артаиктом с разрешения Ксеркса . Позже греки захватили и казнили Артайкта, вернув сокровища. [19] Гробница снова была упомянута, когда Александр Македонский прибыл в Элей во время своего похода против Персидской империи . Он принес жертву на гробнице, надеясь избежать участи Протесилая, когда тот прибудет в Азию. Как и Протесилай до него, Александр первым ступил на азиатскую землю во время своей кампании. [20] Филострат, написавший об этом храме в начале III века н.э., [21] говорит о культовой статуе Протесилая в этом храме, «стоящей на основании, имеющем форму носа лодки». Монеты Элея времен Коммода с Протесилаем на носу корабля, в шлеме, кирасе и коротком хитоне на реверсе, вероятно, изображают эту статую. [22] [23] Страбон также упоминает святилище. [24]
Культ основателя Протесилая в Сционе, в Паллене, Халкидики , получил этиологию от греческого грамматика и мифографа эпохи Августа Конона. [25] это противоречит эпической традиции . В этом Конон утверждает, что Протесилай пережил Троянскую войну и возвращался с сестрой Приама Этиллой в качестве пленника. Когда корабли выходят на берег за водой на побережье Паллены, между Сционой и Менде, Этилла убедила других троянских женщин сжечь корабли, вынудив Протесилая остаться и основать город Сцион. Редкая тетрадрахма Сциона ок. 480 г. до н. э., приобретенный Британским музеем, изображает Протесилая, обозначенного ретроградной легендой ПРОТЕСЛАС . [26]
Протесилай, говорящий из-за могилы, является пророческим источником исправленной версии очевидца о действиях героев Трои, рассказанной «виноградарем» финикийскому купцу в обрамляющем устройстве , придающем вид достоверности повествования Филострата « Героический» — позднее литературное изображение греческих героико-культовых традиций, развивавшихся независимо от эпической традиции. [27]
Культурные изображения
[ редактировать ]Среди очень немногих изображений Протесилая [28] скульптура Деиномена — лишь мимолетное упоминание в « Плиния » Естественной истории ; [29] выдающимися сохранившимися примерами являются две римские копии утраченного греческого бронзового оригинала середины пятого века, изображающие Протесилая в решающий момент его жизни, одна из них находится в туловище в Британском музее , [30] другой в Метрополитен-музее . [31] Скульптура митрополита, изображающая героически обнаженного воина в шлеме , стоит на наклоненном вперед постаменте, смотрит вниз и немного влево, с поднятой правой рукой, готовый нанести удар, невозможно идентифицировать, кроме сравнения, сделанного Гизелой Рихтер. [32] с туловищем той же модели и связанным с ним наклонным основанием, схематически вырезанным в виде носа корабля, окруженного волнами: Протесилай собирается выпрыгнуть на берег.
Если бы Еврипида трагедия « Протесилай » сохранилась, его имя сегодня было бы более известно. [33]
Стихотворение из Палатинской антологии о Протесилае Антифила Византийского (VII.141) , в свою очередь, вдохновило Ф. Л. Лукаса на написание стихотворения «Вязы Протесилая» (1927). [34]
Работы, использующие этот миф
[ редактировать ]- «Диалоги мертвых» Люциана . [35]
- Протесилай , утраченная трагедия Еврипида , от которой сохранились лишь фрагменты. [36]
- «Протесилаодамия», утраченное произведение Левия. [37]
- «Кармен 61», «Кармен 68», Катулл [38]
- «Элегии Цинтии» Проперция . [39]
- «Героический» Филострата [40]
- «Послания», 13, Овидий [41]
- « Лаодамия », Уильям Вордсворт
- «Виранганаа», Майкл Мадхусудан Датт [42]
- «Протесила и Лаодамия». Станислав Выспянский [43]
- ПРОТЕСИЛАС, ТРАГЕДИЯ Константиноса Атха, Лариса, 2010. [www.scribd.com/oikonomoukon]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гомер . Илиада , 2.695.
- ^ Jump up to: а б Гигин Басни , 103.
- ^ Дарес Фригий , История падения Трои 13
- ^ Псевдо-Аполлодор. Библиотека , 3.10.8; Гигин Басни , 97
- ^ Илиада II; Псевдо-Аполлодор. Воплощение библиотеки E.3.14.
- ^ Павсаний, IV.2.5.
- ^ Гигин. Басни , 114
- ^ Смирней, Квинт (1913). Падение Трои .
- ^ Гомер. Илиада , 2.705.
- ^ Псевдо-Аполлодор. Воплощение библиотеки , E.3.30; Овидий. Героидес , 13.
- ^ Гигин. Басни , 104
- ^ Киприя ; , Фрагмент 17 цитируется у Павсания в «Описании Греции» , 4. 2. 7.
- ^ Квинт Смирней , Методы Гомера , 7.407-411.
- ^ Плиний Старший , Naturalis Historia , 16.238.
- ^ Ант. Пал. , VII.141
- ^ Людо из Ланнуа, изд. Дженнифер К. Беренсон Маклин и Эллен Брэдшоу Эйткен, ред., Флавий Филострат: О героях (1977, 2002) Введение, liii.
- ^ Илиада II.
- ^ Пиндар. Первая Истмийская ода , 83f.
- ^ Геродот . Истории , 9.116–120; см. также 7.23.
- ^ Арриан . Походы Александра , 1.11.
- ^ Филострат. Героикос («Диалог о героях»). «Протесилаос» находится в святилище; вязы были посажены в святилище нимфами; хтонический герой давал советы спортсменам в форме пророческих снов; см. Кристофер П. Джонс, «Героикос Филострата и его реальность», Журнал эллинских исследований, 121 (2001:141-149).
- ^ К. Джонс, Новые герои древности , 2010, 72.
- ^ Изображение монеты из RPC Online :: «РПК IV, 10954» . Чеканка римских провинций онлайн . Эшмоловский музей . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «ТопосТекст» . toposttext.org .
- ^ Сокращенные мифографии Конона известны из резюме, сделанного патриархом девятого века Фотием для его Библиотеки (Алан Кэмерон, Греческая мифография в римском мире [Oxford University Press) 2004:72).
- ^ GFH, «Протесилаос в Сционе», Ежеквартальный журнал Британского музея 1.1 (май 1926 г.): 24).
- ^ См. Кейси Дуэ и Грегори Надь, «Предварительные сведения к книге Филострата о героях », в Maclean and Aitken, 2002.
- ^ Павсаний в своем путешествии по Греции в конце II века н. э. не видел статуй Протесилая, хотя он фигурировал среди героев, нарисованных Полигнотом в Дельфах (х.30.3).
- ^ 'Естественная история, 34.76.
- ^ Найден в Кизике в Мисии (современная Турция).
- ^ Инвентарный номер 1925.25.116: Рихтер 1929b: Гизела М.А. Рихтер, «Статуя Протесилаоса в Метрополитен-музее» Исследования Метрополитен-музея 1.2 (май 1929: 187-200).
- ^ Рихтер 1929б.
- ↑ Так заметила Гизела Рихтер, обсуждая недавно приобретенную скульптуру Метрополитен: Рихтер 1929а. «Статуя Протесилаоса» Бюллетень Метрополитен-музея 24 .1 (январь 1929: 26-29) с. 29.
- ↑ New Statesman, 17 декабря 1927 г., стр. 325, перепечатано в «Лучших стихах 1928 г.» , изд. Томас Моулт (Кейп, Лондон, 1928; Harcourt, Brace & Co, Нью-Йорк, 1928) и включен с исправлениями в книги Лукаса « Время и память» (1929) и «Из многих времен и земель» (1951).
- ^ Хендерсон, Джеффри. «Диалоги мертвых: Диалог 28» . Классическая библиотека Леба .
- ^ Хендерсон, Джеффри. «Протесилай» . Классическая библиотека Леба .
- ^ Кортни, Эдвард (7 марта 2016 г.). «Лэвиус» . Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.3561 . ISBN 9780199381135 .
- ^ Лайн, Р.О. М. (30 мая 1998 г.). «Любовь и смерть: Лаодамия и Протесилай у Катулла, Проперция и др.» . Классический ежеквартальный журнал . 48 (1): 200–212. doi : 10.1093/cq/48.1.200 – через Cambridge Core.
- ^ «Секст Проперций, Элегии, книга 1, адресованная Синтии» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Хендерсон, Джеффри (2014). Геройкус. Гимнастик. Дискурсы 1 и 2 . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674996748 – через www.loebclassics.com.
- ^ «П. Овидий Назон, Послания Овидия Лаодамии к Протесилаю» . www.perseus.tufts.edu .
- ^ Чакраборти, Удайшанкар (2014). Реконструкция европейской эпической традиции в эпосе Майкла Мадхусудана Даттаса со специальной ссылкой на Милтона (PDF) (Диссертация). университет Ассама.
- ^ «Протесила и Лаодамия: трагедия» . www.europeana.eu .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). 1911. .
- «Лаодамия», стихотворение Вордсворта Уильяма .
- «Лаодамия Протесилаю», стихотворение Джареда Картера .