Ирис (мифология)
Ирис | |
---|---|
Богиня радуги | |
![]() Гаэтано Маттео Монти , Ирис в образе богини радуги (1841, мрамор) в Музее истории искусств в Вене , Австрия . | |
Обитель | Гора Олимп |
Символ | Радуга , кадуцей , кувшин |
Генеалогия | |
Родители | Таумас и Электра |
Братья и сестры | Арк , Гарпии , Гидасп |
Супруга | Зефир |
Потомство | Потос [1] |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
В древнегреческой религии мифологии Ирис и ( / ˈaɪ r ɪ s / ; : ГЛАЗ - riss ; греческий « радуга Ἶρις , транслит. Îris , букв. », [2] [3] Древнегреческое : [îːris] ) — дочь богов Тавмаса и Электры , [4] олицетворение и радуги особенно и посланница богов, служанка олимпийцев царицы Геры . [5]
Ирис появляется в нескольких историях, передая послания от богов и к богам или выполняя поручения, но у нее нет собственной уникальной мифологии. Точно так же в сохранившихся записях практически ничего не говорится об историческом культе и поклонении Ириде, и лишь несколько следов сохранились с острова Делос . В древнем искусстве Ирис изображается как крылатая молодая женщина, несущая кадуцей , символ посланников, и кувшин с водой для богов. Ирис традиционно считалась супругой Зефира , бога западного ветра и одного из четырех Анемоев она является матерью Потоса . , по мнению которых в некоторых версиях [1]
Этимология
[ редактировать ]Древнегреческое существительное означает Ἶρις одновременно радугу [2] и гало Луны . [6] Надпись из Коринфа свидетельствует о первоначальной форме Ϝῖρις ( wîris ) с дигаммой , которая в конечном итоге была опущена. [6] Существительное, по-видимому, имеет догреческое происхождение. [7] Бикс трудно считает , что ее Была предложена протоиндоевропейская преформа *uh 2 i-ri-, хотя « мотивировать». [6]
Семья
[ редактировать ]Согласно Гесиода » « Теогонии , Ирида — дочь Тавмаса и Океаниды Электры и сестра гарпий : Арке и Окипеты . [8] Во время Титаномахии Ирис была посланницей олимпийских богов, в то время как ее сестра Арк предала олимпийцев и стала посланницей врагов богов, титанов . Она богиня радуги. Она также подает нектар богиням и богам.
Зефир , бог западного ветра, часто считается ее супругом. Вместе у них родился сын по имени Потос . [9] или, альтернативно, они были родителями Эроса , [10] бог любви, согласно греческому лирику шестого века до нашей эры Алкею , хотя обычно Эрос считается сыном Ареса и Афродиты . Согласно « Дионисию» , Нонна брат Ириды — Гидасп . [11]
Она также известна как одна из богинь моря и неба. Ирис связывает богов с человечеством . Она путешествует со скоростью ветра с одного конца света на другой. [12] и в глубины моря и подземного мира .
Мифология
[ редактировать ]Титаномахия
[ редактировать ]
Говорят, что Ирис путешествует по радуге, неся послания от богов смертным. В некоторых записях Ирис является сестрой богини-посланницы Арке («быстрой», «быстрой»); обе сестры изначально встали на сторону олимпийских богов во время Титаномахии, но Арк в конце концов вылетел из компании олимпийцев, чтобы присоединиться к Титанам в качестве своей собственной богини-посланницы, поэтому две сестры нашли друг друга в противоположных лагерях во время битвы. [13]
После того как война была выиграна олимпийским вождем Зевсом и его союзниками, Зевс наказал Арке, оторвав у нее крылья, и со временем подарил их Нереиде Фетиде на ее свадьбе с Пелеем , которая, в свою очередь, подарила их своему сыну, Ахиллес , который носил их на своих ногах. [13] Ахиллеса иногда называли подарками (ноги, похожие на [крылья] Арке). Подарцес также было первоначальным именем Приама , царя Трои . [14] Ирис, с другой стороны, сохранила свое положение посланницы богов наряду с Гермесом; часто Ирис служила именно личным посланником и слугой Геры.
Посланник богов
[ редактировать ]
После ее дочери Персефоны похищения Аидом богиня земледелия Деметра удалилась в свой храм в Элевсине и сделала землю бесплодной, вызвав великий голод, унесший жизни смертных, в результате чего жертвоприношения богам прекратились. Затем Зевс послал Ирис к Деметре, призвав ее присоединиться к другим богам и снять проклятие; но поскольку ее дочь не была возвращена, Деметру это не убедило. [15]
В одном повествовании после того, как Лето и ее дети умоляли Зевса освободить Прометея от его мучений, Зевс смягчился и послал Ириду приказать Гераклу освободить несчастного Прометея. [16]
После того, как Цейкс утонул в результате кораблекрушения, Гера заставила Ириду передать ее приказы Гипносу , богу сна. Ирис прилетела и нашла его в его пещере и сообщила, что Гера желает, чтобы жена Кейкса, Алкиона, узнала во сне о смерти своего любимого человека. Выполнив приказ Геры, Ирис немедленно ушла, не задерживаясь слишком долго рядом с Гипносом, поскольку его силы овладели ею, вызывая у нее головокружение и сонливость. [17]
В Аристофана комедии «Птицы » главные птицы строят город в небе и планируют вытеснить олимпийских богов. Ирида, как посланница, идет им навстречу, но ее высмеивает, оскорбляет и угрожает изнасилованием их лидер Писетер, пожилой афинянин. Ирис, кажется, сбита с толку тем, что Писетеар не знает, кто такие боги и что она одна из них. Затем Писетер говорит ей, что птицы теперь — боги, божества, которым люди должны приносить жертвы. После того, как Писетер угрожает изнасиловать ее, Ирида ругает его за нецензурную лексику и уходит, предупреждая, что Зевс, которого она называет своим отцом, расправится с ним и заставит заплатить. [18]
Ирис также несколько раз появляется в Вергилия » « Энеиде , обычно как агент Юноны . В книге 4 Юнона отправляет ее вырвать прядь волос с головы царицы Дидоны , чтобы она могла умереть и войти в Аид. [19] В 5-й книге Ирида, приняв облик троянки, подстрекает других троянских матерей поджечь четыре корабля Энея, чтобы не дать им покинуть Сицилию. [20]

По словам римского поэта Овидия , после того как Ромул был обожествлен как бог Квирин , его жена Герсилия умоляла богов позволить ей тоже стать бессмертной, чтобы она могла снова быть со своим мужем. Юнона услышала ее мольбу и послала к ней Ирис. Одним пальцем Ирис коснулась Герсилии и превратила ее в бессмертную богиню. Герсилия полетела на Олимп, где стала одной из Хор и получила разрешение жить со своим мужем навсегда. [21] [22]
Троянская война
[ редактировать ]Согласно утерянному эпосу «Киприя Стасина » , именно Ирида сообщила Менелаю , отплывшему на Крит , о том, что произошло еще в Спарте , пока он отсутствовал, а именно его жены Елены о побеге с троянским царевичем Парисом , а также смерть брата Елены Кастора . [23]
Ирис часто упоминается как божественный посланник в «Илиаде» , приписываемой Гомеру . Однако она не появляется в «Одиссее» , где вместо этого ее роль исполняет Гермес . Как и Гермес, Ирис носит кадуцей или крылатый посох. По повелению Зевса , царя богов, она несет кувшин с водой из реки Стикс , с помощью которого усыпляет всех , кто лжесвидетельствует . В книге XXIII она передает молитву Ахилла Борею и Зефиру, чтобы они зажгли погребальный костёр Патрокла . [24] В последней книге Зевс посылает Ириду к царю Приаму тело своего убитого сына Гектора , чтобы сказать ему, что он должен один пойти в ахейский стан и выкупить у Ахилла . Ирис быстро передает послание Приаму и возвращается на Олимп. [25]
Другие мифы
[ редактировать ]
Согласно « Гомеровскому гимну Аполлону », когда Лето рожала перед рождением своих детей-близнецов Аполлона и Артемиды , присутствовали все богини, за исключением двух, Геры и Эйлейфии , богини родов. На девятый день родов Лето сказал Ирис подкупить Эйлитию и попросить ее помочь родить детей, не позволив Гере узнать об этом. [26] По словам Каллимаха , Ирида вместе с Аресом приказала по приказу Геры всем городам и другим местам сторониться беременной Лето и отказывать ей в приюте, где она могла бы родить близнецов. [27] После того, как Астерия , теперь преобразованная в остров Делос , предложила Лето убежище, Ирис полетела обратно к Гере, чтобы сообщить ей, что Лето было разрешено родить ребенка из-за того, что Астерия бросила вызов приказам Геры, и заняла свое место рядом с Герой. [28]
По словам Аполлония Родия , Ирида повернула вспять аргонавтов Зетеса и Кале , преследовавших гарпий до Строфад («Островов поворота»). Братья отогнали чудовищ от мучений пророка Финея , но не убили их по просьбе Ириды, которая пообещала, что Финея Гарпии больше не будут беспокоить .
После того, как царь Фив Креон запретил хоронить мертвых аргивских воинов, поднявших оружие против Фив, Гера приказала Ириде увлажнить их трупы росой и амброзией. [29]
В менее известном повествовании Ирис однажды была близка к тому, чтобы быть изнасилованной сатирами после того, как попыталась разрушить их поклонение Дионису , возможно, по велению Геры . Около пятнадцати черно-краснофигурных ваз, датируемых пятым веком до нашей эры, изображают упомянутых сатиров, которые либо угрожающе приближаются к ней, либо схватывают ее, когда она пытается помешать жертвоприношению. [30] В другой чаше Ирис изображена подвергающаяся нападению со стороны сатиров, которые, видимо, пытаются помешать Ирис украсть жертвенное мясо с алтаря Диониса, который также присутствует в сцене. С другой стороны сатиры нападают на Геру, стоящую между Гермесом и Гераклом. [31] Древний драматург Ахей написал «Ирис» , ныне утраченную пьесу сатира , которая, возможно, послужила источником сюжета этих ваз. [31]
В Еврипида пьесе « Геракл сошедший с ума » Ирис появляется рядом с Лиссой , богиней безумия и безумия, проклиная Геракла в приступе безумия, в котором он убивает трех своих сыновей и жену Мегару . [32] Ирида также приготовила ложе Зевса и Геры. [33]
Поклонение
[ редактировать ]Культ
[ редактировать ]

В отличие от другого выдающегося греческого бога-посланника, Гермеса, Ирида не играла большой роли в древнегреческой религии, и ей редко поклонялись. Нет известных храмов, святилищ или святилищ Ириды или фестивалей, проводимых в ее честь. Хотя ее часто изображают на вазах и барельефах, известно, что в древности из Ирис было сделано лишь несколько статуй. была изображена в скульптуре на западном фронтоне Парфенона Однако она в Афинах .
Ирис, по-видимому, действительно была объектом по крайней мере некоторого незначительного поклонения, но единственный след ее культа, сохранившийся от ее культа, - это заметка Афинея в «Ученых за ужином» , что жители Делоса приносили жертвы Ириде, предлагая ей чизкейки, называемые басиниями , разновидностью лепешка из пшеничной муки, сала и меда, сваренная вместе. [35]
Эпитеты
[ редактировать ]У Ирис было множество поэтических названий и эпитетов , в том числе хризоптерос ( χρυσόπτερος «золотокрылый»), подас Океа ( πόδας ὠκέα «быстроногий») или поденемос Океа ( ποδήνεμος ὠκέα «быстроногий»). , roscida («росистый», латинский) и Таумантия или Таумантида ( Θαυμαντιάς , Θαυμαντίς , «Дочь Фавмаса, Чудесного»), эллоп ( ἀελλόπους «бурноногий, стремительный как буря»). [36] Она также поливала облака из своего кувшина, черпая воду из моря.
Представительство
[ редактировать ]Ирис изображают то в виде радуги, то в виде красивой молодой девушки с крыльями на плечах. Как богиня, Ирис связана с общением , сообщениями , радугой и новыми начинаниями. Это олицетворение радуги когда-то описывалось как связующее звено с небом и землей. [37]
В некоторых текстах она изображена в разноцветном пальто. С помощью этого пальто она фактически создает радугу, на которой ездит, перемещаясь с места на место. Говорят, что крылья Ирис были настолько прекрасны, что она могла даже осветить темную пещеру - черта, наблюдаемая в истории ее визита на Сомнус , чтобы передать сообщение Алкиону . [38]
Хотя Ирис в основном была связана с общением и сообщениями, считалось, что она также помогает в исполнении человеческих молитв, либо исполняя их сама, либо привлекая к ним внимание других божеств. [39]
Генеалогия
[ редактировать ]Потомки Геи и Понта [40] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
В науках
[ редактировать ]- Растение ирис было названо в ее честь из-за разнообразия окраски его цветков.
- 7 Ирис , главного пояса, астероид названный в честь этой богини.
- Химический элемент иридий был назван в честь ириса из-за его красочных солей.
В музыке
[ редактировать ]- Irris — женская k-pop группа, названная в честь богини Ирис. [48]
Галерея
[ редактировать ]- Ирис в искусстве
- Ирис, посланная Юпитером в «Илиаде» (гравюра Томмазо Пироли по Джону Флаксману )
- Ирис: световой сувенир (1852)
- Аллегория Воздуха Антонио Паломино (около 1700 г.)
- Юнона, Ирис и Флора , Франсуа Лемуан
- Греция - Текущая серия 1913-24 гг. Тип "Ирис" - литография - Ивер 198Б.
- Ирис (взято из старинной вазы). Иллюстрация из «Рассказов о метеорах» (1870 г.)
- Морфеус пробуждается при приближении Ирис , Рене -Антуан Уасс (1690)
- Ирис и Юпитер Мишеля Корнеля Младшего (1701 г.)
- Ирис, изображенная Джоном Аткинсоном Гримшоу
- Морфеус и Ирис ( Пьера-Нарцисса Герена 1811 г.)
- Ирис с восточного фронтона Парфенона.
См. также
[ редактировать ]- Радужное божество
- Анжелия , еще одна богиня-посланница.
- Ангел
- Итакс , бог-посланник титанов.
- Это быстро
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Nonnusсуществительное Дионисийский 47 340.
- ^ Перейти обратно: а б Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1940). «ἶρις» . Греко-английский лексикон . Цифровая библиотека Персея.
- ^ Этимология ἶρις в Байи, Анатоль (1935) Le Grand Bailly: Греко-французский словарь , Париж: Hachette.
- ^ В некоторых более редких традициях она дочь Зевса . [ нужна ссылка ]
- ^ Смит, св. Ирис .
- ^ Перейти обратно: а б с Бикс 2009 , с. 1:598.
- ^ Мех.: 356.
- ^ Гесиод , Теогония 265 ; ср. Аполлодор , 1.2.6 .
- ^ Нонн , Дионисия 47.340
- ^ Алкей, фрагмент 149
- ↑ Нонн , Дионисия 26.355–365.
- ↑ Илиада, Книга II: «И теперь Ирида, быстрая, как ветер, была послана Юпитером, чтобы сообщить троянцам плохие новости».
- ^ Перейти обратно: а б Птолемей Гефестион , Новая книга истории 6; воплощено в Фотия » « Библиотеке 190.
- ^ Эндрюс, PBS (1965). «Водопад Трои в греческой традиции» . Греция и Рим . 12 (1): 28–37. дои : 10.1017/S0017383500014753 . ISSN 0017-3835 . JSTOR 642402 . S2CID 162661766 . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Гомеровые гимны 2.314–325
- ^ Валерий Флакк , Аргонавтика 4.60-78 и далее
- ^ Овидий , Метаморфозы 11.585
- ^ Валлийский, 2014 , с. 29 .
- ^ Вергилий , Энеида 4.696
- ^ Вергилий , Энеида 5.606
- ^ Овидий , Метаморфозы 14.829–851.
- ^ Маклиш, Кеннет . «Словарь мифов Блумсбери» . Справочник по Кредо .
- ^ Прокла Краткое изложение Стасинуса " " Киприи .
- ^ Маки, Кристофер Джон (2011). «Энциклопедия Гомера» . Справочник по Кредо .
- ↑ Гомер , Илиада 24.144–189 .
- ^ Грант, Майкл (2002). «Кто есть кто в классической мифологии, Рутледж» . Справочник по Кредо .
- ^ Каллимах , Гимн Делосу 67–69
- ^ Каллимах , Гимн Делосу 110–228
- ^ Статиус , Фиваида 12.138 и далее
- ^ Продажи 2019 , с. 112 .
- ^ Перейти обратно: а б Антонопулос, Христопулос и Харрисон, 2021 г. , стр. 627–628 .
- ^ Еврипид , Геракл 822 г.
- ^ Феокрит , Идиллии 15.135
- ^ Британский музей [1] Мраморная статуя западного фронтона Парфенона.
- ^ Афиней , Ученые за ужином 14.53 ; комп. Мюллер, Эгин. п. 170
- ^ Гомер использует альтернативную форму aellopos ( ἀελλόπος ): Илиада viii. 409.
- ^ Сетон-Уильямс, М.В. (2000). Греческие легенды и рассказы . Рубикон Пресс. стр. 75–76.
- ^ Булфинч, Томас (1913). Мифология Булфинча: эпоха басен, эпоха рыцарства, легенды о Карле Великом: полное собрание в одном томе . Томас Й. Кроуэлл Ко.
- ^ Сетон-Уильямс, М.В. (2000). Греческие легенды и рассказы . Рубикон Пресс. п. 9.
- ^ Теогония 233–297, 333–335 (Ладон) (Мост, стр. 22, 23 , 28, 29 ); Колдуэлл, с. 7, таблицы 6–9; Жесткий, с. 696.
- ^ Одна из океанидских дочерей Океана и Тефии , 350 год .
- ^ Одна из океанидских дочерей Океана и Тефии , в 349 году .
- ^ Пятьдесят морских нимф, в том числе: Амфитрита ( 243 ), Фетида ( 244 ), Галатея ( 250 ) и Псамафа ( 260 ).
- ↑ Неясно, кем должна быть мать Ехидны, вероятно, она Чето, но, возможно, Каллирхо. «Она» в номере 295 неоднозначна. Хотя некоторые считают, что это «она» относится к Каллирхо, по словам Клея, стр. 159 н. 32 , «современный научный консенсус» читается Чето, см., например, Gantz, p. 22; Колдуэлл, стр. 7, 46 295–303.
- ^ Названный Гесиодом, но описанный в 334–335 как ужасный змей, охраняющий золотые яблоки.
- ↑ Сын Кроноса и Реи в 456 г. , где его называют «Сотрясателем Земли».
- ↑ Одна из Океанид дочерей Океана и Тефии , 351 год .
- ^ «Иррис, первое раскрытие загадочного движения логотипа ауры… Уведомление о запуске женской группы Prism 4-го поколения» .
Библиография
[ редактировать ]Древние источники
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родий , Аргонавтика , перевод Роберта Купера Ситона (1853–1915), Классическая библиотека Р. К. Леба, Том 001. Лондон, William Heinemann Ltd, 1912. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Каллимах . Гимны в переводе Александра Уильяма Мэра (1875–1928). Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. 1921. Интернет-версия Topos Text Project.
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Эвелин-Уайт, Хью, Гомеровские гимны и Гомерика с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта . Гомеровые гимны. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914 г.
- Еврипид , Полная греческая драма», под редакцией Уитни Дж. Оутса и Юджина О'Нила-младшего в двух томах. 2 . Фениссы в переводе Э. П. Кольриджа. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938 год.
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1977, впервые опубликовано в 1916 году. ISBN 978-0-674-99046-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Статиус , Фиваида , Том II: Фиваида: Книги 8–12. Ахиллеида . Отредактировано и переведено доктором Шеклтоном Бэйли. Классическая библиотека Леба 498. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2004.
- Феокрит , Идиллии и эпиграммы с эпилогом , перевод Дэрила Хайна, Нью-Йорк, Атенеум, 1982, ISBN 0-689-11320-X .
- Валерий Флакк , Аргонавтика . Перевод Дж. Х. Мозли. Классическая библиотека Леба 286. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1934.
- Вергилий , Энеида . Теодор К. Уильямс. пер. Бостон. Houghton Mifflin Co., 1910 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
Современные источники
[ редактировать ]- Антонопулос, Андреас П.; Христопулос, Менелас М.; Харрисон, Джордж ВМ (5 июля 2021 г.). Реконструкция сатирской драмы . Де Грюйтер . ISBN 9783110725216 .
- Бикс, Роберт С.П. (2009). Этимологический словарь греческого языка . Лейден : Публикации Brill . п. 1:598.
- Грималь, Пьер (1996). «Ирис» . Словарь классической мифологии . ISBN 978-0-631-20102-1 . стр. 237–238.
- Пейре, Ив (2009). «Ирис» . Словарь классической мифологии Шекспира , под ред. Ив Пейре.
- Селлс, Дональд (2019). Пародия, политика и народ в греческой старой комедии . Академик Блумсбери . ISBN 978-1-3500-6051-7 .
- Уэлш, Александр (2014). Гуманистическая комедия . Нью-Хейвен, Коннектикут : Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-19751-8 .
- Смит, Уильям (1873). «Ирис» . Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- ИРИС из Theoi Project
- ИРИС из греческой мифологии Ссылка
- ИРИС с сайта greekmythology.com
- Гесиод, гомеровские гимны и Гомерика Гесиода (английский перевод в Project Gutenberg )
- «Илиада» Гомера (английский перевод в Project Gutenberg)
- Аргонавтика , ок. III век до н. э. Аполлоний Родий (английский перевод в Project Gutenberg)
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Ирис)
- Божества в «Илиаде»
- Греческие богини
- Богини-посланники
- Персонажи Аргонавтики
- Радужные божества
- Похищение Персефоны
- Женщины Троянской войны
- Божества в «Энеиде»
- Персонификации в греческой мифологии
- Метаморфозы персонажей
- Богини неба и погоды
- Персонификации погоды
- Деяния Геры
- Дети Зевса
- Птичьи гуманоиды
- Олимпийские божества