Апеллай
Апеллай ( греч . ἀπέλλαι ) — трехдневный семейный праздник северо-западных греков , похожий на Ионическую Апатурию , посвященную Аполлону ( дорическая форма: Ἀπέλλων ). [1] Праздник был распространен в Греции дорийцами , о чем свидетельствует использование месяца Апеллайос ( Ἀπελλαῖος или Ἀπελλαιών в ионическом Теносе ) в различных дорийских государствах. [2]
Этимология и родственные слова
[ редактировать ]Это слово происходит от древнемакедонского слова пелла ( πέλλα ), «камень» ( Heshychius ), которое встречается в некоторых топонимах Греции, таких как Пелла ( Πέλλα ), Пеллене ( Πελλήνη ). [3] [4] [5] Роберт Бикс предполагает, что слово πέλλα , вероятно, имеет догреческое происхождение. [6] Дорическое апелла слово ἀπέλλα ( ) первоначально означало стену, ограждение из камней, а позднее собрание людей в пределах площади. Обычно это слово встречается во множественном числе. [7] [8] Роберт Бикс выводит это слово от глагола ἀπέλλειν , [9] исключать [10] («отрезанный от или вне»), поэтому apella - это «закрытое пространство, пространство для встреч». [11]
Когда половозрелый человек был принят в тело взрослого мужчины, будучи взрослым куросом (юношей мужского пола), он становился ἀπελλάξ ( апеллакс , «участник тайных обрядов») и мог войти в апеллаи . Апеллайи представляли собой подношения, совершаемые молодыми людьми по инициативе на собрании семейной группы. [12]
Апеллеон это подношение части волос богу и соответствует Курейону Апатурии — . [13] Апеллайос — месяц этих обрядов, а Апеллон — «мегистос курос» (великий Курос). [14]
Древняя практика
[ редактировать ]Имеются свидетельства об этом празднике в Эпидавре , Олосе , Кальхедоне , «Гераклее» на Сирисе , Тавромении , Халеоне , Ламии , Оэте ( Oἳτη ( Oetē )), [15] Толофон , Дельфы , а также в Древней Македонии . [16] [17] Фратрия (« братство ») контролировала доступ к гражданским правам. Трехдневный семейный праздник включал в себя церемонии посвящения, не касающиеся государства:
- Отец представил своего маленького ребенка
- Отец снова представил своего сына, позже, уже взрослым юношей ( курос ).
- Муж подарил жене после свадьбы
Соответствующими названиями сделанных подношений были пайдея (ребенок), апеллая ( курос ) и гамела (брак, греческий: γάμος gamos ). [1]
Почти наверняка праздник первоначально принадлежал Аполлону , поскольку его имя используется в клятвах только рядом с Посейдоном Фратриосом и Зевсом Патросом . В Афинах распространенный эпитет Аполлона как семейного бога - «Аполлон Патрос». [18] [19] [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уолтер Буркерт (1985) Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. п. 255
- ^ Апеллайос
- ^ Солдерс (Исихий) с.204 Схол. Демостес XIX 155: Нильссон Том I стр.558
- ^ pella , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон
- ^ Также: Пеллана , Пелла (Фессалия) , Паллена и т. д.
- ^ RSP Beekes Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1168).
- ^ Спартанский глагол: ἀπελλάζειν : «собирать», и праздник ἀπέλλαι , который наверняка принадлежал Аполлону: Нильссон, Том I, стр. 556
- ^ Я отклоняю
- ^ угрожать
- ^ Я исключаю
- ^ Бикса Этимологический словарь греческого языка , Брилл, 2009, стр. 115.
- ^ Апелая
- ^ Нильссон, Том I, стр. 137, 556
- ^ Джейн Эллен Харрисон (2010): Фемида: исследование социальных истоков греческой религии . Издательство Кембриджского университета. п. 441. ISBN 1108009492
- ^ Город на территории Мали .
Смит, Уильям , изд. (1854 г.). «Оэта» . Словарь греческой и римской географии . Том. Я. Лондон: Джон Мюррей.
- ^ Мартин Нильссон, История греческой религии , том. I (CH Beck), 1955, стр. 555–556.
- ^ Сравните Исихий : участники тайных обрядов Нильссон, Том I, стр. 556
- ^ Платон, Евтид. , 302с
- ^ Демост. XVIII 141: «Аполлону Пифиосу, отцу города»: Нильссон, Том I, с. 556
- ^ Храм Аполлона Патроса