Jump to content

ионийцы

Ионический солдат ( древнеперсидская клинопись 𐎹𐎢𐎴 , Яуна ) [1] армии Ахеменидов , около 480 г. до н.э. на гробнице Ксеркса I. Рельеф

Ионийцы , ( / ˈ n i ə n z / ; греческий : Ἴωνες , Íōnes , единственное число Ἴων , Íōn ) были одним из четырех основных племен на которые греки считали себя разделенными в течение древнего периода ; остальные трое — дорийцы , эолийцы и ахейцы . [2] Ионийский диалект был одним из трех основных языковых подразделений эллинского мира , наряду с дорийским и эолийским диалектами.

Говоря о населении, « ионийский » определяет несколько групп в классической Греции . В самом узком смысле этот термин относился к региону Иония в Малой Азии . В более широком смысле его можно было использовать для описания всех носителей ионического диалекта, который, помимо жителей собственно Ионии, включал также греческое население Эвбеи , Киклад и многих городов, основанных ионийскими колонистами . Наконец, в самом широком смысле его можно было использовать для описания всех тех, кто говорил на языках восточно-греческой группы, в которую входил аттический язык .

Миф об основании, который был распространен в классический период, предполагал, что ионийцы были названы в честь Иона , сына Ксуфа , который жил в северном Пелопоннесском регионе Эгиалея . Когда дорийцы вторглись на Пелопоннес, они изгнали ахейцев из Арголиды и Лакедемонии . Перемещенные ахейцы двинулись в Эгиалею (впоследствии известную как Ахея ), в свою очередь, изгнав ионийцев из Эгиалеи. [3] Ионийцы переселились в Аттику и смешались с местным населением Аттики, а спустя много лет эмигрировали на побережье Малой Азии, основав историческую область Ионию . По словам Геродота , все ионийцы прибыли в Малую Азию без женщин и взяли местных карийцев . в жены [4]

В отличие от суровых и милитаристских дорийцев, ионийцы известны своей любовью к философии , искусству , демократии и удовольствиям – ионийским чертам, которые наиболее ярко были выражены афинянами . [5] Ионическая школа философии , сосредоточенная в Милете , характеризовалась сосредоточением внимания на несверхъестественных объяснениях природных явлений и поиске рациональных объяснений Вселенной, тем самым закладывая основу для научных исследований и рационального мышления в западной философии.

Этимология

[ редактировать ]

Этимология . слова Ἴωνες или Ἰᾱ́ϝoνες неясна [6] Фриск выделяет неизвестный корень *Ia- , произносится как *ya- . [7] Однако есть несколько теорий:

  • От протоиндоевропейского звукоподражательного корня *wi- или *woi-, обозначающего крик, издаваемый людьми, бегущими на помощь другим; согласно Покорному , *Iāwones могло означать «преданные Аполлона», основываясь на крике iḕ paiṓn, издаваемом во время его поклонения; самого бога также называли Ихиосом . [8]
  • От неизвестного раннего названия островного населения восточного Средиземноморья, представленного ḥꜣw-nbwt , древнеегипетским названием людей, живущих там. [9]
  • От древнеегипетского jwn «столб, ствол дерева» развилось в jwnt «лук» (деревянный?) и jwntjw «лучники, лучники». [10] Это происхождение, с одной стороны, аналогично возможному происхождению дорийцев , а с другой — соответствует египетской концепции « девяти луков » применительно к народам моря .
  • От протоиндоевропейского корня *uiH- , означающего «власть». [11]

История названия

[ редактировать ]

В отличие от «эолийцев» и «дорийцев», «ионийцы» появляются в языках различных цивилизаций восточного Средиземноморья и даже на востоке, вплоть до ханьского Китая . Они не самые ранние греки, появившиеся в летописях; это различие принадлежит данайцам и ахейцам . След ионийцев начинается в микенских греческих записях Крита .

Микенский

[ редактировать ]

Фрагментарная табличка с линейным письмом B из Кносса (табличка Xd 146) носит название i-ja-wo-ne , интерпретированное Вентрисом и Чедвиком. [12] возможно, это дательный или именительный падеж множественного числа *Iāwones, этнического имени. Кносские таблички датируются 1400 или 1200 годом до нашей эры и, таким образом, предшествуют доминированию дорийцев на Крите , если название относится к критянам .

Имя впервые появляется в греческой литературе у Гомера как Ἰάονες, iaones , [13] используется в единственном случае, когда некоторые греки в длинных одеждах подверглись нападению Гектора и, по-видимому, отождествлялись с афинянами, и эта гомеровская форма кажется идентичной микенской форме, но без *-w- . Это имя также появляется во фрагменте другого раннего поэта, Гесиода , в единственном числе Ἰάων, iāōn . [14]

Библейский

[ редактировать ]

В книге Бытия [15] В Библии английской Иаван — сын Иафета . Исследователи Библии почти повсеместно считают, что Яван представляет ионийцев; то есть Яван — это Ион . На иврите — Яван, множественное число йваним. [16]

Кроме того, хотя и менее уверенно, Иафет может быть лингвистически связан с греческим мифологическим персонажем Иапетом . [17]

Местоположение библейских племенных стран было предметом многовековых исследований, но до сих пор остается в той или иной степени открытым вопросом. Книга Исаии [18] дает то, что может быть намеком, перечисляя «народы... которые не слышали моей славы», включая Иаван и сразу после «островов вдали». Эти острова можно рассматривать как дополнение к Явану или последний объект серии. В первом случае выражение обычно используется в отношении населения островов в Эгейском море. [ нужна ссылка ] .

Дата Книги Исайи не может предшествовать дате появления человека Исайи в 8 веке до нашей эры.

ассирийский

[ редактировать ]

В некоторых письмах Неоассирийской империи в 8 веке до н.э. зафиксированы нападения ионийцев на города Финикии :

Например, о набеге ионийцев ( иа-у-на-аа ) на финикийское побережье сообщается Тиглатпаласару III в письме 730-х годов до нашей эры, обнаруженном в Нимруде . [19]

Ассирийское слово, которому предшествует определитель страны, было реконструировано как *Iaunaia. [20] Более распространены иа-а-ма-ну, иа-ма-ну и иа-ам-на-аа с определителем страны, реконструированным как Иаману. [21] Саргон II рассказывал, что последних он взял из моря, как рыбу, и что они были из «моря заходящего солнца». [22] Если идентификация ассирийских имен верна, по крайней мере некоторые из ионических мародеров пришли с Кипра : [23]

«Анналы» Саргона за 709 год, в которых утверждается, что дань прислали ему «семь царей Йа (йа-а»), района Яднаны, чьи отдаленные жилища расположены в семидневном пути в море заходящего солнца», являются подтверждается стелой, установленной в Китиуме на Кипре «у подножия горного ущелья... Яднаны».

Иранский

[ редактировать ]

Ионийцы появляются в ряде древнеперсидских надписей Империи Ахеменидов как Яуна ( 𐎹𐎢𐎴𐎠 ), [24] падеж именительный множественного числа мужского рода, единственного числа Яуна; [25] например, надпись Дария на южной стене дворца в Персеполе включает в себя провинции империи «ионийцев, живущих на материке, и (тех), кто у моря, и стран, находящихся за морем;.. .." [26] В то время империя, вероятно, простиралась от Эгейского моря до северной Греции.

Индийский

[ редактировать ]
Царь Селевкидов » Антиох Атияко Йона Раджа » («Царь Йоны Антиох )) упоминается как получатель медицинского лечения Ашоки вместе со своими эллинистическими соседями в Указах Ашоки (около 250 г. до н.э.). [27]
« Атияко Йона Раджа » («Греческий царь Антиох »), упомянутый в Большом Рок-Эдикте № 2, здесь, в Гирнаре . Сценарий Брахми . [28]

Вдохновленные иранцами-ахеменидами, ионийцы появляются в индийской литературе и документах как Явана и Йона. В документах эти названия относятся к Индо-греческим царствам : государствам, образованным македонским Александром Македонским и его преемниками на Индийском субконтиненте . Самым ранним подобным документом являются Указы Ашоки . Тринадцатый эдикт датирован 260–258 гг. до н. э. и напрямую относится к «Йонам». [27]

китайский

[ редактировать ]
Даюань « Фергане ) была одной из трёх развитых цивилизаций Центральной Азии около 130 г. до н. э., вместе с Парфией и Греко-Бактрией . Согласно китайскому историческому труду Книга Хань» ,

Даюань (или Тайюань ; китайский : 大宛 ; пиньинь : Даюань ; букв. «Великие ионийцы »; среднекитайский дай С -jwɐn < LHC : dɑh-ʔyɑn [29] ) — китайский экзоним страны, существовавшей в Ферганской долине в Центральной Азии , описанной в китайских исторических трудах «Записи великого историка» и « Книга Хань» . Он упоминается в отчетах китайского исследователя Чжан Цяня в 130 г. до н.э. и в многочисленных посольствах, следовавших за ним в Среднюю Азию. Страна Даюань обычно считается относящейся к Ферганской долине , контролируемой эллинистическим полисом Александрия Эсхате (современный Худжанд , Таджикистан ), который на английском языке, вероятно, можно понимать как «греко-ферганский город-государство».

Другие языки

[ редактировать ]

В большинстве современных западноазиатских языков для обозначения Греции и греков используются термины «Иония» и «Ионический». Это верно для иврита (Яван «Греция» / Евани фем. Евания «гречанка»), [30] Армянский (Хунастан «Греция» [31] / Хуин 'грек' [ нужна ссылка ] ) и классические арабские слова (аль-Юнан «Греция» / Юнани фем. Юнанийя мн. Юнан «грек», [32] вероятно, от арамейского Yawnana [33] ) используются в большинстве современных арабских диалектов, включая египетский. [ нужна ссылка ] и палестинский [34] а также используется в современном персидском языке (Юнанестан «Греция» / Юнани пл. Юнаниха / Юнаниян «Греки») [35] и турецкий тоже через персидский (Юнанистан «Греция» / Юнан «грек», мн. Юнанлар «греческий народ»). [36]

Ионический язык

[ редактировать ]

Ионический греческий язык был субдиалектом аттико-ионической или восточной диалектной группы древнегреческого языка .

Доионические ионийцы

[ редактировать ]

Литературные свидетельства об ионийцах возвращаются в материковую Грецию в микенские времена, еще до того, как возникла Иония . Классические источники, похоже, уже тогда считали, что их следует называть ионийцами наряду с другими именами. Это не может быть задокументировано письменными свидетельствами, и тем не менее литературные свидетельства, которые явно, по крайней мере частично, легендарны, по-видимому, отражают общую устную традицию.

Геродот Галикарнасский утверждает : [37]

все ионийцы афинского происхождения и отмечают праздник Апатурия .

Далее он поясняет: [38]

Вся эллинская группа тогда была невелика, и последней из всех ее ветвей и наименее уважаемой была ионическая; ибо у него не было никакого значительного города, кроме Афин .

Ионийцы распространились из Афин в другие места Эгейского моря : Сифнос и Серифос , [39] Наксос , [40] Кеа [41] и Самос . [42] Но они были не только из Афин: [43]

Эти ионийцы, пока они находились на Пелопоннесе , жили в том месте, которое теперь называется Ахеей , а до прихода Даная и Ксуфа на Пелопоннес, как говорят греки, назывались эгиалийцами- пеласгами . Их назвали ионийцами в честь Иона, сына Ксуфа .

Ахея была разделена на 12 первоначально ионических общин: [44] Пеллена , Эгира , Эги , Бура , Гелика , Эгион , Рипа, Патры , Фареи, Олен , Дим и Тритеи. Самые коренные ионийцы были из Кинурии: [45]

Кинурийцы являются аборигенами и, кажется, единственными ионийцами, но они подверглись доризации со временем и под властью аргивян.

В рассказе Страбона происхождении ионийцев Эллен , сын Девкалиона , предка эллинов , царь Фтии , устроил брак между своим сыном Ксутом и дочерью царя Эрехтея афинского о . Затем Ксуф основал Тетраполис («Четыре города») Аттики , сельского округа. Его сын Ахей отправился в изгнание в землю, впоследствии названную в его честь Ахеей. Другой сын Ксуфа, Ион , завоевал Фракию , после чего афиняне сделали его царем Афин. После его смерти Аттика стала называться Ионией. Эти ионийцы колонизировали Эгиалию, также изменив ее название на Ионию. Когда Гераклиды вернулись, ахейцы оттеснили ионийцев обратно в Афины. Под предводительством Кодридов они отправились в Анатолию и основали 12 городов в Карии и Лидии по образцу 12 городов Ахеи, бывшей Ионии. [46]

Ионическая школа философии

[ редактировать ]

В VI веке до нашей эры прибрежные города Ионического моря, такие как Милет и Эфес , стали центром революции в традиционном представлении о природе. Вместо того, чтобы объяснять природные явления с помощью традиционной религии/мифа, культурный климат был таков, что люди начали формировать гипотезы о мире природы, основанные на идеях, полученных как из личного опыта, так и из глубоких размышлений. [47] Этих людей — Фалеса и его последователей — называли физиологами , то есть теми, кто рассуждал о Природе . Они скептически относились к религиозным объяснениям природных явлений и вместо этого искали чисто механические и физические объяснения. Считается, что они имеют решающее значение для развития «научного подхода» к изучению Природы. По словам физика Карло Ровелли , работа ионийской школы произвела «первую великую научную революцию» и самый ранний пример критического мышления, которое стало определять греческую, а затем и современную мысль. [47]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дарий I, надпись DNa, строка 28
  2. ^ Аполлодор I, 7.3
  3. ^ Павсаний VII, 1.7.
  4. ^ Геродот. Истории . Книга I, глава 146.
  5. ^ Константинос Д. Папаррегопулос, Historikai Pragmateiai - Том 1, 1858 г.
  6. ^ Роберт С.П. Бикс , Этимологический словарь греческого языка , Брилл, 2009, стр. 608 ф.
  7. ^ «Индоевропейский этимологический словарь» . Лейденский университет, проект IEEE. Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 года. Полную презентацию можно найти в поиске Griechisches Wörterbuch HJ Frisk на странице 1748, обязательно вставив запятую. Аналогичную презентацию можно найти в Греческом этимологическом словаре Бикса , найдите ионийский язык в этимологии . Оба лингвиста приводят полный арсенал «ионийских» слов с источниками.
  8. ^ «Индоевропейский этимологический словарь» . Лейденский университет, проект IEEE. Архивировано из оригинала 27 сентября 2006 года. В книге Покорного Indogermanisches etymologisches Wörterbuch (1959), стр. 1176.
  9. ^ Партридж, Эрик (1983). Происхождение: Краткий этимологический словарь современного английского языка: Ионический . Нью-Йорк: Гринвич-Хаус. ISBN  0-517-41425-2 .
  10. ^ Бернал, Мартин (1991). Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации: Том I: Создание Древней Греции 1785–1985 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. стр. 83–84 . ISBN  0-8135-1277-8 .
  11. ^ Nikolaev, Alexander S. (2006), "Ἰάoνες" , Acta Linguistica Petropolitana , 2 (1), pp. 100–115.
  12. ^ Вентрис, Майкл; Джон Чедвик (1973). Документы на микенском греческом языке: второе издание . Издательство Кембриджского университета. стр. 547 в «Глоссарии» под и-я-во-не. ISBN  0-521-08558-6 .
  13. ^ Гомер. «Илиада» , книга XIII, строка 685.
  14. ^ Хес. фр . 10а.23 МВт: см. Блики, PGW (1996). Греко-английский Leicon: пересмотренное приложение . Издательство Оксфордского университета. п. 155.
  15. ^ Книга Бытия, 10.2.
  16. ^ Бромили, Джеффри Уильям, изд. (1994). Международная стандартная библейская энциклопедия: Том второй: Полностью переработанный: EJ: Javan . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. п. 971. ИСБН  0-8028-3782-4 .
  17. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Япет» . Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 215.
  18. ^ Книга Исайи 66.19.
  19. ^ Малкин, Ирад (1998). Возвращение Одиссея: колонизация и этническая принадлежность . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 148. ИСБН  0-520-21185-5 .
  20. ^ Фоли, Джон Майлз (2005). Спутник древнего эпоса . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. п. 294 . ISBN  1-4051-0524-0 .
  21. ^ Масс-Арнольт, Уильям (1905). Краткий словарь ассирийского языка: Том I: A-MUQQU: Iamānu . Берлин; Лондон; Нью-Йорк: Рейтер и Райхард; Уильямс и Моргейт; Лемке и Бюхнер. п. 360.
  22. ^ Кирсли, РА (1999). «Заморские греки в VIII веке до нашей эры: эвбейцы, Аль-Мина и ассирийский империализм». В Цецхладзе, Гоча Р. (ред.). Древние греки Запада и Востока . Лейден, Бостон, Кельн: Brill. стр. 109 –134. ISBN  90-04-10230-2 . См. стр. 120–121.
  23. ^ Браун, ТФРГ (1925). «Греки на Ближнем Востоке: IV. Ассирийские цари и греки». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история: III Часть 3: Расширение греческого мира с восьмого по шестой века до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. стр. 14–24. ISBN  0-521-23447-6 . См. цитату на стр. 17.
  24. ^ Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 173. ИСБН  978-1-107-00960-8 .
  25. ^ Кент, Роланд Г. (1953). Древнеперсидский: Лексикон грамматических текстов: второе издание, исправленное . Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. п. 204. ИСБН  0-940490-33-1 .
  26. ^ Кент, с. 136.
  27. ^ Jump up to: а б Космин, Пол Дж . (2014). Земля королей слонов . Издательство Гарвардского университета. стр. 56–57. ISBN  978-0-674-72882-0 .
  28. ^ Надписи Ашоки. Новое издание Э. Хульча (на санскрите). 1925. с. 3.
  29. ^ Шюсслер, Аксель. (2009) Минимальный древнекитайский и более поздний ханьский китайский. . Гавайский университет Press. п. 233, 268
  30. ^ Дагут, М. (1990). Проф. Иерусалим: Кирьят-Сефер Лтд. п. 294. ИСБН  9651701722 .
  31. ^ Бедроссян, Матиас (1985). Новый армяно-английский словарь . Бейрут: Librairie du Liban. п. 515.
  32. ^ Вейр, Ганс (1971). Словарь современного письменного арабского языка . Висбаден: Harrassowitz Verlag. п. 1110. ИСБН  0-87950-001-8 .
  33. ^ Розенталь, Франц (2007). Энциклопедия ислама, том XI (2-е изд.). Лейден: Брилл. п. 344. ИСБН  9789004161214 .
  34. ^ Элихай, Йоханан (1985). Словарь палестинского разговорного арабского франко-арабского языка . Париж: Éditions Klincksieck. п. 203. ИСБН  2252025115 .
  35. ^ Тернер, Колин (2003). Тематический словарь современного персидского языка . Лондон: Рутледж. п. 92. ИСБН  978-0-7007-0458-3 .
  36. ^ Корнрумпф, Х.-Й. (1979). Универсальный турецко-английский англо-турецкий словарь Лангеншайдта . Берлин: Лангеншайдт. ISBN  0-340-00042-2 .
  37. ^ Геродот. Истории . Книга I, глава 147.
  38. ^ Геродот. Истории . Книга I, глава 143.
  39. ^ Геродот. Истории . Книга 8, раздел 48.1.
  40. ^ Геродот. Истории . Книга 8, раздел 46.3.
  41. ^ Геродот. Истории . Книга 8, раздел 46.2.
  42. ^ Геродот. Истории . Книга 6, раздел 22.3.
  43. ^ Геродот. Истории . Книга 7, глава 94.
  44. ^ Геродот. Истории . Книга 1, раздел 145.1.
  45. ^ Геродот. Истории . Книга 8, раздел 73.3.
  46. ^ Страбон. География . Книга 8, раздел 7.1.
  47. ^ Jump up to: а б Карло Ровелли (28 февраля 2023 г.). Анаксимандр: И рождение науки . Пингвин. п. 22. ISBN  978-0-593-54236-1 . OCLC   1322366046 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дж. Р. Манро. «Пелагийцы и ионийцы». Журнал эллинистических исследований , 1934 г. (JSTOR).
  • РМ Кук. «Иония и Греция в восьмом и седьмом веках до нашей эры» Журнал эллинистических исследований , 1946 г. (JSTOR).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b70932c80aa2c5d6a8512b760b63a6fb__1719832620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/fb/b70932c80aa2c5d6a8512b760b63a6fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ionians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)