Иона
Слово Йона на пали и пракритах , а также аналог Явана на санскрите и Яванар на тамильском языке были словами, использовавшимися в Древней Индии для обозначения греческого языка носителей . «Йона» и «Явана» являются транслитерацией греческого слова « ионийцы » ( древнегреческий : Ἴωνες <Ἰάoνες < *Ἰάϝoνες ), которые, вероятно, были первыми греками, известными в Индии.
Оба термина встречаются в древней санскритской литературе. Явана появляется, например, в Махабхарате , а Йона появляется в таких текстах, как шри-ланкийская хроника Махавамса .
Йона упоминаются в надписях Ашоки наряду с камбоджасами как два общества, где есть только знать и рабы. [1]
Примеры прямой ассоциации этих терминов с греками включают:
- Упоминание о «Яуне» в Административном архиве Персеполя (550–333 до н. э.). [2]
- Упоминание о «царе Йоны Атиёке » в Указах Ашоки (280 г. до н.э.)
- Упоминание о «царе Йоны Аталикитасе » в колонне Гелиодора в Видише (110 г. до н.э.)
- Король Милинда и его телохранитель «500 Йон» в Милинда Панха .
- Описание греческой астрологии и греческой терминологии в Яванаджатаке «Рождение Яванов» (150 г. н.э.).
- Упоминание об Александрии на Кавказе , «городе Йонас» в « Махавамсе » , глава 29 (4 век н. э.).
В общем, слова «Йона» или «Йонака» были нынешними греческими эллинистическими формами, тогда как термин «Явана» был индийским словом, обозначавшим греков или индо-греков . [3]
Сопоставимые термины в Древнем мире
[ редактировать ]Это использование было распространено во многих странах к востоку от Греции, от Средиземноморья до Синда :
- Египтяне использовали слово ywnj-ꜥꜣ .
- По -арабски это Юнан .
- Ассирийцы использовали слово Iawanu .
- Вавилоняне использовали слова Яман и Яманая . [4]
- На библейском иврите это слово было יוון Яван ( современный еврейский Яван ).
- Персы использовали слово Яуна от древнеперсидского слова для обозначения греков, а именно «Яуна» (буквально « ионийцы », поскольку они были первыми греками, с которыми персы имели обширные контакты). [5]
- Древнекитайский » экзоним современной Ферганы — « Даюань , который может происходить от термина Йона.
История
[ редактировать ]Использование слов «Йона» и «Явана» или таких вариантов, как «Яуна» и «Явана», появляется неоднократно, особенно в отношении греческих королевств, которые соседствовали с Пенджабом или иногда оккупировали его в течение нескольких столетий, начиная с 4 века. до первого века нашей эры, такие как Империя Селевкидов , Греко-Бактрийское царство и Индо-Греческое царство . [ нужна ссылка ] Яванар подробно упоминается в литературных эпосах Сангама, таких как «Паттиаппалаи» , описывающих их оживленную торговлю с ранними Чоласами в период Сангама .
После вторжения Александра Великого греческие поселения существовали в восточных частях империи Ахеменидов , к северо-западу от Индии, как соседи Камбоджи . [ нужна ссылка ] Ссылки на Йоны в ранних буддийских текстах могут быть связаны с тем же самым. [ нужна ссылка ]
Яваны упоминаются грамматистом Панини , вероятно, в связи с их письменностью. [6]
Роль в буддизме
[ редактировать ]Указы Ашоки (250 г. до н. э.)
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных примеров - это Указы Ашоки (около 250 г. до н.э.), в которых император Ашока ссылается на греческое население, находившееся под его властью. В Рок-эдиктах V и XIII Йоны (или греки) упоминаются наряду с камбоджасами и гандхарами как подвластные народы, образующие приграничный регион его империи, и свидетельствуют, что он безупречно отправлял послов к греческим правителям на Западе вплоть до Средиземноморья. называя их по одному.
В гандхарском оригинале «Рока XIII » греческие цари на Западе однозначно ассоциируются с термином «Йона»: Антиох упоминается как «Амтиёко нама Йонараджа» (букв. « Греческий царь по имени Антиох »), за пределами которого живут четыре других царя: «param ca tena Atiyokena cature 4 раджани Турамайе нама Амтикини нама Мака нама Аликасударо нама» (букв. «А за Антиохом четыре царя по имени Птолемей , имя Антигон , имя , Магаса имя Александр »).
В буддийских текстах
[ редактировать ]Другие буддийские тексты, такие как Дипавамса и Сасана Вамса 1861 года , показывают, что после Третьего буддийского собора старший монах ( теро ) Махаракхита был отправлен в «страну Йона», и он проповедовал буддизм среди йонов и камбоджи, и это в В то же время старший монах Йоны ( Теро ) Дхармаракшита также был отправлен в страну Апарантака в Западной Индии . В «Роковом эдикте XIII» Ашоки Йоны также сочетаются с Камбоджи ( Йонакамбоджесу ) и сообщается, что брахманы и шраманы встречаются повсюду в его империи, за исключением земель Йона и Камбоджи.
Махавамса
[ редактировать ]В Махавамсе или «Великих хрониках» Шри-Ланки упоминается Тхера Махараккхита, которого послали проповедовать в страну Йона, а также Йона Тхера Дхаммараккхита , который был отправлен в Апаранту («Западные концы»). [8] В нем также упоминается, что из Анурадхапуры выделил часть своей столицы Анурадхапуры Пандукабхая для Йон. [9]
Другой Йона-тхера, Махадхаммараккхита , упоминается как пришедший из Александрии на Кавказе , в страну Йонов, чтобы присутствовать при строительстве Руванвелисая . [10]
Милиндапанья
[ редактировать ]Другой пример - Милинда Панха (глава I), где «Йонака» используется для обозначения великого индо-греческого царя Менандра (160–135 до н. э.) и постоянно сопровождающей его стражи из «пятисот греков». .
Вторжение в Индию
[ редактировать ]Ванапарава Млечча Махабхараты цари содержит пророчества о том, что « Шаков , Яванов, Камбоджи, Бахликов и т. д. будут несправедливо править землей в Калиюгу…». [11] Эта ссылка, по-видимому, намекает на хаотический политический сценарий, последовавший за крахом империй Маурья и Шунга в северной Индии и ее последующей оккупацией иностранными ордами, такими как Йоны, Камбоджи , Саки и Пахлавы .
важные упоминания о враждующих ордах млечча шаков, яванов, камбоджи, пехлевов и других Бала Канде» есть Вальмики Рамаяны В « . [ нужна ссылка ]
Индологи, такие как доктор Х.С. Райчадхури, доктор Б.С. Лоу, доктор Сатья Шрава и другие, видят в этих стихах ясные проблески борьбы индусов со смешанными вторгшимися ордами варварских саков, яванов, камбоджи, пехлевов и т. д. с северо-запада. [12] Временные рамки этой борьбы — II век до нашей эры. [13]
Другие индийские записи предсказывают нападения Йона на Сакет , Панчалу , Матхуру и Паталипутру в 180 г. до н. э. , вероятно, против империи Шунга и, возможно, в защиту буддизма: «После завоевания Сакеты, страны Панчалы и Матхурас, яваны, злые и отважные, достигнут Кусумадхваджи («Города цветка-знамени», Паталипутры). Когда будут достигнуты толстые глиняные укрепления в Паталипутре, все провинции, без сомнения, будут в беспорядке. В конечном итоге последует великая битва. с древовидными машинами (осадными машинами)». [14] «Яваны будут командовать, цари исчезнут. (Но в конечном итоге) яваны, опьяненные боями, не останутся в Мадхадесе (Срединной стране); среди них несомненно будет гражданская война, возникшая в их собственной стране, там будет ужасная и жестокая война». [15] «Анушасанапарава» Махабхараты утверждает , что в страну Маджхимадеса вторглись яваны и камбоджи, которые позже были полностью разбиты. Вторжение йонов в Маджхимадесу («срединная страна, центральные земли») было осуществлено совместно йонами и камбоджасами. Маджхимадеса здесь означает середину Великой Индии, которая тогда включала Афганистан, Пакистан и большую часть Центральной Азии.
Другие ссылки
[ редактировать ]На столбе Гелиодора 110 г. до н.э. в Видише в Центральной Индии индо-греческий царь Антиалкид , отправивший посла ко двору императора Шунга Бхагабхадры, также был назван «Йоной».
Махавамса , которое , также свидетельствует о поселении Йона в Анурадхапуре в древней Шри-Ланке вероятно, способствовало торговле между Востоком и Западом.
Буддийские тексты, такие как Сумангала Виласини, относят язык яванов к милакхабхасе, то есть нечистому языку .
Римские торговцы в Тамилаккаме также считались яванами.
Санчи
[ редактировать ]На некоторых фризах Санчи также изображены преданные в греческих одеждах. Мужчины изображены с короткими вьющимися волосами, часто скрепленными повязкой , которую обычно можно увидеть на древнегреческих монетах . Одежда тоже греческая: туники , накидки и сандалии. Музыкальные инструменты также весьма характерны, например, двойная флейта, называемая авлос . видны карниксоподобные Также рога . Все они празднуют у входа в ступу. Эти люди могли быть иностранцами из северо-западной Индии, посетившими ступу , возможно, малласами , индо-скифами или индо-греками. [16]
Из Яваны известны три надписи. [17] доноры в Санчи, самая ясная из которых гласит: « Сетапатияса Йонаса данам » («Дар Йоны Сетапатхи»), поскольку Сетапатха - это неопределенный город. [18]
Буддийские пещеры Западной Индии
[ редактировать ]В Великой Чайтье пещер Карла , построенной и освященной западными сатрапами Нахапаной в 120 году нашей эры, [20] Есть шесть надписей, сделанных самопровозглашенными дарителями Яваны, которые пожертвовали шесть колонн, хотя их имена - буддийские имена. [21] На их долю приходится почти половина известных посвятительных надписей на столбах Чайтьи. [22]
- 3-й столб левого ряда:
- 4-й столб левого ряда:
- «Дхаммы, явана из Дхенукакаты» [25]
- 9-й столб левого ряда:
- «(Этот) столб (является) даром Явана Ясавадханы из Денукаката» [19]
- 5-й столб правого ряда:
- «Этот столб — дар Явана Витасамгхаты от Умеханакаты». [26]
- 13-й столб правого ряда:
- «(Этот) столб (является) даром Явана Дхамадхайи от Денукаката» [27]
- 15-й столб правого ряда:
- «(Этот) столб (является) даром Явана Чулаяхи из Дхенукаката» [28]
Считается, что городом Дхенукаката является Данаху недалеко от города Карли . [21] В других надписях другие дарители описывают его как «вания-гама» (сообщество торговцев).
Яваны также известны своим пожертвованием целой пещеры в пещерах Насик (пещера № 17) и своими пожертвованиями с надписями в пещерах Джуннар .
Йоны и другие северо-западные захватчики в индийской литературе
[ редактировать ]Яваны или Йоны часто упоминаются вместе с камбоджасами , саками , пахлавами и другими северо-западными племенами в многочисленных древнеиндийских текстах.
Махабхарата . объединяет яванов с камбоджасами и китайцами и называет их «млеччасами» (варварами) В разделе Шанти Парва яваны группируются с камбоджасами, киратами , саками , пехлевами и т. д. и о них говорится как о живущих жизнью дасью (дакоитов). В другой главе той же Парвы яуны, камбоджи, гандхары и т. д. упоминаются как равные «свапакам» и «гридхрам».
Удйогапарва из Махабхараты [31] говорит, что сводная армия камбоджи, яванов и саков участвовала в войне Махабхараты под верховным командованием камбоджийского царя Судакшины . Эпос неоднократно восхваляет эту составную армию как очень жестокую и гневную.
Балаканда из Рамаяны также группирует яванов с камбоджасами, саками, пехлевами и т. д. и называет их военными союзниками мудреца Вишиштхи против ведического царя Вишвамитры. [32] Кишкиндха Канда Рамаяны помещает Саков, Камбоджа, Яванов и Парадов на крайнем северо-западе за Химаватом (т.е. Гиндукуша ). [33]
Буддийская драма «Мудраракшаса» , Вишакхадутты а также джайнские произведения «Паришиштапарван» относятся к Чандрагупты союзу с гималайским царем Парватакой. Этот гималайский союз дал Чандрагупте мощную составную армию, состоящую из приграничных воинственных племен шака, камбоджа, явана, парасика, бахлика и т. д. [34] который он, возможно, использовал, чтобы помочь победить греческих преемников Александра Великого и Нанда правителей Магадхи и, таким образом, основать свою империю Маурьев в северной Индии.
Манусмрити [35] перечисляет Яванов вместе с Камбоджасами, Саками, Пахлавами, Парадами и т. д. и считает их деградировавшими кшатриями (индуистской кастой). Анушасанапарва из Махабхараты [36] также рассматривает Яваны, Камбоджи, Шаки и т. д. в том же свете. Махабхашья Патанджали [37] считает яванов и саков Анирваситами (чистыми) шудрами . Гаутама-Дхармасутра [38] считает, что яваны или греки произошли от женщин-шудр и мужчин-кшатриев.
Ассалаяна Сутта Маджхима Никаи свидетельствует, что в народах Йона и Камбоджа существовало только два класса людей... Арии и Дасы ... господа и рабы, и что Арья могли стать Дасами и наоборот. Вишну-Пурана также указывает на то, что «Чатурварна», или четырехклассовая социальная система, отсутствовала в землях Киратов на Востоке, а также Яванов, Камбоджи и т. д. на Западе.
Многочисленная пураническая литература группирует яванов с саками , камбоджасами, пехлевами и парадами и упоминает своеобразные прически этих людей, которые отличались от причесок индуистов . Ганапатха на Панини свидетельствует, что среди яванов и камбоджи было принято носить коротко стриженные волосы ( Камбоджа-мунда Явана-мунда ).
Вартика из Катаяяны сообщает нам, что к царям Шаков и Яванов, как и к царям Камбоджи, также можно обращаться по соответствующим племенным именам.
Брихаткатхаманджари из Кшмендры [39] сообщает нам, что царь Викрамадитья освободил священную землю варваров, таких как шаки, камбоджи, яваны, тушары, парасики, гуны и т. д., полностью уничтожив этих грешников.
Брахманда Пурана [40] относится к лошадям, рожденным в стране Явана.
Деревня Маханид [41] говорит о Йоне и Парама Йоне, вероятно, имея в виду Арахозию как Йону, а Бактрию как Парама Йону.
Более поздние значения
[ редактировать ]Термины «Йона», «Йонака» или «Явана» буквально относились к грекам , однако слово «млечас» также использовалось, вероятно, из-за их варварского поведения в качестве захватчиков. Вначале индийские языки не основывали различия на религии, но после прихода ислама на субконтинент термин явана использовался наряду с турукой, туруской, таджикским и арабским языком чаще, чем мусульманаман или мусульманин, для захватчиков, исповедующих ислам как свою религию. [43]
из чамы Чампы называют Считается, что Даи Вьет «Яваной». [44] [45] [46] [47] Однако это утверждение во многом расплывчато. упоминается В чамских источниках Дай Вьет как нагара Юэнь ( Чам : нагара ыван, букв. «Вьетское государство»), а вьетнамцы - как Юэнь (йван). [48] Обе терминологии в материалах Чама были написаны письмом Чам и Старым Камом , первый из которых датирован 1142 годом во время правления Харивармана I , что дает мало лингвистических доказательств, подтверждающих Чам Юэня и индийской Яваны . связь [49] Аналогично аргументу Кирнана в адрес кхмерского Юона , упоминание вьетнамцев в Чаме должно было происходить от «Юэ» или «Вьет».
Кхмерское , слово «Юон» (yuôn) យួន /yuən/ считалось этническим оскорблением вьетнамцев происходящим от индийского греческого слова «Явана». [50] однако на самом деле это транскрипция слова «Вьет» или «Юэ», а не «Явана». [51] потому что кхмерское слово Юон пишется с дифтонгом uo, а не v в «Яване». По словам Кирнана, « режим Пол Пота , вслед за французскими востоковедами, мифологизировал свой конфликт с Ханоем как часть тысячелетнего этнического эпоса»; поэтому они изменили значение слова «юон» , которое ввело в заблуждение, подразумевая дикарей, иностранцев . [52]
термин Считается , что сингальский Йонака, относящийся к маврам Шри-Ланки , произошел от термина Йона. [53]
Современное использование
[ редактировать ]Слово Йона или одно из его производных до сих пор используется в некоторых языках для обозначения современной Греции, например, в арабском ( يونان ), в иврите ( יוון ), на турецком (« Юнанистан »), на армянском ( րունաստան Hounistan ), современном арамейском ( ocracyye ) , а также на пушту, хинди, урду, малайском и индонезийском языках (« Юнани »).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Томас, Эдвард Джозеф (1933). История буддийской мысли . Азиатские образовательные услуги. п. 85 со сноской 2. ISBN 978-81-206-1095-8 .
- ^ Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 173. ИСБН 978-1-10700-9-608 .
- ↑ Греки в Бактрии и Индии, Уильям Вудторп Тарн, стр.257.
- ^ Кинзл, Конрад Х. (2010). Спутник классического греческого мира . Джон Уайли и сыновья. п. 202. ИСБН 978-1-4443-3412-8 .
- ^ Ройсман, Джозеф; Уортингтон, Ян (2011). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. п. 87. ИСБН 978-1-4443-5163-7 .
- ^ Лал, Шьям Бихари (2004). «Яваны в древнеиндийских надписях». Труды Индийского исторического конгресса . 65 : 1115–1120. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44144820 .
- ^ Космин, Пол Дж. (2014). Земля королей слонов . Издательство Гарвардского университета. п. 57. ИСБН 9780674728820 .
- ^ (Махавамса XII). Архивировано 20 октября 2014 года в Wayback Machine.
- ^ (Махавамса X)
- ^ (Не читайте XXIX)
- ^ Махабхарата 3.188.34–36.
- ^ Шаки в Индии, 1981, стр. 12, Сатья Шрава; Журнал, 1920, стр. 175, Калькуттский университет. Отдел писем; Индия и Россия: языковая и культурная близость, 1982, стр. 100, Вир Раджендра Риши; Индологические исследования, 1950, стр. 32, доктор BC Law; Политическая история Индии от воцарения Парикшита до коронации Бимбисары, 1923 г., страница iii, Хемчандра Райчаудхури; Политическая история Древней Индии, 1996, стр. 4, Райчаудхури; Индологические исследования, 1950, стр. 4, доктор BC Law.
- ^ Политическая история Древней Индии, 1996, стр. 3–4.
- ^ Гарги-Самхита, параграф 5, Юга Пурана.
- ^ Gargi-Samhita, Yuga Purana Chapter, No 7.
- ^ «Путеводитель по Санчи» Джон Маршалл. Эти «иностранцы, похожие на греков», также описаны у Сьюзан Хантингтон, «Искусство древней Индии», с. 100
- ^ Пурататтва, номер 8 . Индийское археологическое общество. 1975. с. 188.
Ссылка на Йону в надписях Санчи также имеет огромную ценность. (...) Одна из надписей объявляет о даре Сетапатиа Йоны, «Сетапатияса Йонаса данам», то есть о даре Йоны, жителя Сетапатхи. Слово Йона здесь не может быть ничем, кроме греческого донора.
- ^ Упиндер Сингх (2016). Идея древней Индии: очерки религии, политики и археологии . Публикации SAGE. п. 18. ISBN 978-93-5150-647-8 .
- ^ Jump up to: а б Epigraphia Indica Vol.18 стр.328 Надпись №10
- ^ Памятники всемирного наследия и связанные с ними постройки в Индии, Том 1. Али Джавид, Табассум Джавид, Algora Publishing, 2008 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б Некоторые ранние династии Южной Индии, Судхакар Чаттопадхьяя, стр.83.
- ^ Epigraphia Indica Vol.18 стр.326-328 и Epigraphia Indica Vol.7 [Epigraphia Indica Vol.7 стр.53-54
- ^ Epigraphia Indica Vol.7 стр.53-54 Надпись №7
- ^ Проблемы древней индийской истории: новые перспективы и восприятия, Шанкар Гоял - 2001, стр.104
- ^ Epigraphia Indica Vol.7 стр.55-56 Надпись № 10 и Epigraphia Indica Vol.18 стр.327 Надпись № 7 различаются по содержанию этой надписи. Здесь была выбрана Epigraphia Indica Vol.7, поскольку в Epigraphia Indica Vol.18 упоминается только надпись, похожая на надпись на столбе № 3, возможная путаница.
- ^ Epigraphia Indica Vol.18 стр.326 Надпись №1
- ^ Epigraphia Indica Vol.18 стр.326 Надпись № 4
- ^ Epigraphia Indica Vol.18 стр.327 Надпись №6
- ^ Лица власти: образ Александра и эллинистическая политика Эндрю Стюарта стр.180
- ^ Д. Н. Джа, «Ранняя Индия: краткая история», стр. 150, пластина 17.
- ^ Махабхарата 5.19.21–23.
- ^ Рамаяна 55.2–3.
- ^ Рамаяна 43.12.
- ^ См.: Мудраракшас, Акт II.
- ^ Манусмрити X.43–44.
- ^ Махабхарата 13.33.23.
- ^ Махабхасья II.4.10.
- ^ Гаутама-Дхармасутра IV.21.
- ^ Брихат-Катха-Манджари 10.1.285-86.
- ^ Брахманда Пурана, Уподгхатапада, 16–17.
- ^ Маханиддеса, стр. 155, 415.
- ^ Религии и торговля: религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом, BRILL, 2013 , стр. 97, примечание 97.
- ^ Парашер-Сен, Алока (2004). Подчиненные и маргинальные группы в ранней Индии . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета. п. 52. ИСБН 0-19-566542-2 .
- ^ Удая . Департамент культуры и памятников Управления по охране и управлению регионом Ангкор/Сием Рип. 2006. С. 117, 118, 119.
- ^ Микшич, Джон Н .; Го, Геок Ян; О'Коннор, Сью (2011). Переосмысление управления культурными ресурсами в Юго-Восточной Азии: сохранение, развитие и пренебрежение . Гимн Пресс. п. 241. ИСБН 978-0-85728-389-4 .
- ^ Шафер, Эдвард Х. (1967). Вермилионская птица . Издательство Калифорнийского университета. п. 11 . GGKEY:J7QZAZWA45P.
- ^ Хайэм, Чарльз (2014). Энциклопедия древних азиатских цивилизаций . Издательство информационной базы. п. 64. ИСБН 978-1-4381-0996-1 .
- ^ Гольцио, Карл-Хайнц (2004). Надписи Кампы основаны на изданиях и переводах Абеля Бергеня, Этьена Эмонье, Луи Фино, Эдуарда Юбера и других французских ученых, а также на работах Р. К. Маджумдара. Представлено недавно, с небольшими исправлениями текстов и переводов, а также с расчетами указанных дат . Шейкер Верлаг. стр. 199–200.
- ^ Баррелон, Пьер; Де Корбиньи, Броссар; Лемир, Чарльз; Каэн, Гастон (1999). Города колониального Вьетнама девятнадцатого века: Ханой, Сайгон, Хюэ и руины Чампа . Белый Лотос Пресс. п. 191. ИСБН 978-9-74843-456-8 .
- ^ Почтовый персонал (4 июля 2003 г.). «От Ионии до Вьетнама» . Пномпень Пост .
- ^ Кеннет Цо и Софал Эр (8 февраля 2010 г.). "Юон: Что такое ксеноним?" . Пномпень Пост .
- ^ Бен Кирнан (2001). «Миф, национализм и геноцид» (PDF) . Программа изучения геноцида Йельского университета .
- ^ Сингх, Нагендра Кр; Хан, Абдул Мабуд (2001). Энциклопедия мусульман мира: племена, касты и общины . Глобальное видение. ISBN 9788187746102 .
Ссылки
[ редактировать ]- Форма древней мысли. Сравнительные исследования греческой и индийской философий , Томас Мак Эвилли (Allworth Press, Нью-Йорк, 2002 г.) ISBN 1-58115-203-5
- Книга Бытия 10:2 «Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван , Фувал, Мосох и Фирас». Новая популярная