Мудрый старик
Мудрый старик (также называемый сенекс , мудрец или софос ) — это архетип , описанный Карлом Юнгом , а также классическая литературная фигура, и его можно рассматривать как стандартный персонаж . [ 1 ] Мудрый старик может быть глубоким философом, отличающимся мудростью и здравым суждением .
Функции
[ редактировать ]Этот персонаж обычно изображается как добрый и мудрый пожилой отец, который использует личные знания о людях и мире, чтобы рассказывать истории и предлагать советы, которые могут мистическим образом внушить аудитории представление о том, кто они и кем могут стать. , тем самым выступая в роли наставника . Иногда он может выглядеть рассеянным профессором , кажущимся рассеянным из-за склонности к созерцательным занятиям.
Мудрого старика часто считают представителем другой культуры, нации, а иногда и времени, от тех, кого он консультирует. В крайних случаях он может быть пороговым существом , таким как Мерлин , который был лишь наполовину человеком.
В средневековых рыцарских романах и современной фантастической литературе он часто представлен как волшебник . [ 2 ] Он также может или вместо этого изображаться как отшельник . Этот тип персонажей часто объяснял рыцарям или героям — особенно тем, кто ищет Святой Грааль , — значение их встреч. [ 3 ]
В повествовании несколько раз образ мудрого старика каким-то образом на время удаляется, чтобы дать герою/героине возможность развиваться самостоятельно.
Юнгианская психология
[ редактировать ]В юнгианской аналитической психологии сенекс — это особый термин, используемый в связи с этим архетипом. [ 4 ] В Древнем Риме титул Сенекс ( латыни « на старик ») присваивался только пожилым мужчинам, чьи семьи имели хорошую репутацию в своей деревне; титул сенатора отсюда и сенекса . Примеры архетипа в положительной форме включают мудрого старика или волшебника .
В процессе индивидуации архетип Мудрого старика появился поздно и рассматривался как показатель Самости . «Если человек достаточно серьезно и долго боролся с проблемой анимы (или анимуса)... бессознательное снова меняет свой доминирующий характер и появляется в новой символической форме... как мужской инициатор и хранитель (индийский гуру ) , мудрый старик, дух природы и так далее». [ 5 ]
Противоположным архетипом, или энантиодромной противоположностью сенекса, является Puer Aeternus .
В религии
[ редактировать ]Иудаизм и христианство
[ редактировать ]Авраам , Моисей , Соломон , Мафусаил , Симеон , Иосиф и апостол Павел и многие другие считаются мудрыми старцами в иудео-христианской традиции . Основное положение новозаветной и ветхозаветной геронтологии, одинаково обязательное как для иудейской , так и для христианской религии , гласит: долгая и полноценная жизнь – это дар Божий. [ 6 ] Те, кто умирает «старым и полным жизни», счастливы. [ 7 ] В Книгах Моисея долгая жизнь обещана, среди прочего, тем, кто чтит отца и мать и не пользуется фальшивыми гирями.
Многие из представлений о старости, широко распространенных в западном мире, берут свое начало в Ветхом Завете (и Новом Завете ), хотя сегодня об этом не знают. Их возраст связан с такими сильными сторонами, как благоразумие , опыт , проницательность и мудрость . [ 8 ] но также и с такими слабостями, как снижение способности любить, сенсорных способностей и здоровья. [ 9 ] Хотя мудрость – дар старости, но даже пожилые люди не защищены от юношеской глупости. [ 10 ] Помимо высказываний типа «Седые волосы – великолепный венец / на пути праведности его найдешь».
Иисус обсуждал религиозные вопросы бок о бок с мудрыми старейшинами. В детстве [ 11 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]В художественной литературе мудрый старик часто представлен в образе волшебника или другого волшебника, в средневековых рыцарских романах и современной фэнтезийной литературе и фильмах , в стиле Мерлина . Яркие примеры включают Гэндальфа из «Властелина колец» , Альбуса Дамблдора из «Гарри Поттера» и Оби-Вана Кеноби из «Звездных войн» .
«Сенекс» — имя мудрого старого персонажа из романа Ветер в двери» Мадлен Л’Энгл « .
Примерно в 1850-х годах антиквар Роберт Рид использовал псевдоним «Сенекс», публикуя статьи по местной истории в « Глазго Геральд» . Позже они были опубликованы в серии томов. Сэр Алан Ласселлес использовал псевдоним «Сенекс», когда писал в «Таймс» в 1950 году, излагая так называемые « Принципы Ласеллеса», касающиеся права монарха отклонить просьбу премьер-министра о всеобщих выборах.
См. также
[ редактировать ]- Аналитическая психология
- Пожилой мастер боевых искусств.
- Отшельник
- Путешествие героя
- Башня из слоновой кости
- Волшебный негр
- Волшебники в фэнтези
- масонский
- Философ в медитации
- Мудрец
- Мудрый старик/женщина
- Йог
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрай, Нортроп . Анатомия критики . п. 151. ИСБН 0-691-01298-9 .
- ^ Фрай, с. 195.
- ^ Дуб, Пенелопа Рид (1990). Идея лабиринта: от классической античности до средневековья . Итака : Издательство Корнельского университета . стр. 179–181 . ISBN 0-8014-8000-0 – через Интернет-архив .
- ^ Чалквист, Крейг (2007). Террапсихология: возвращение души места . Книги весеннего журнала. ISBN 978-1-882670-65-9 .
- ^ Франц, Мария-Луиза фон (1978). «Процесс индивидуации». Юнг , К.Г. (ред.). Человек и его символы . Лондон: Пикадор. стр. 207–208. ISBN 0-330-25321-2 .
- ^ «Старый человек в Ветхом Завете» . Архивировано из оригинала 02 марта 2006 г. Проверено 20 апреля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Бытие 25.8; 1 Паралипоменон 29:28; Иов 42:17
- ^ Сирах 25,4-6; Иов 8.8 и далее. и 12.12; Мудрость 4,8 ф.; Даниил 13.50; Работа 12.12.
- ^ 3 Царств 1,1 и дал., 14,4, 15,23; 2 Царств 19.36 сл.
- ^ Иов 12.12 и 32.9; Сирах 25.2.
- ^ Выздоровление Иисуса: свидетель Нового Завета Томас Р. Йодер Нойфельд, 2007 г. ISBN 1-58743-202-1 стр. 111