Занни
Занни ( Итальянский: [ˈdzanni] ), Зани или Зейн — персонаж комедии дель арте, наиболее известный как проницательный слуга и обманщик. Занни родом из сельской местности и известен как «лишенный рабочий-иммигрант». [1] [Примечание 1] Со временем Занни стал популярной фигурой, которую впервые увидели в комедии еще в 14 веке. [2] Английское слово zany происходит от этого персонажа. Чем длиннее нос на маске персонажа, тем глупее персонаж.
Происхождение имени
[ редактировать ]Имя «Дзанни» (а также «Зуан») является вариантом имени Джанни и было распространено в ломбардно-венецианской сельской местности, которая давала большую часть слуг богатым дворянам и купцам Венеции . В итальянском языке это имя человека, личность которого не имеет никакого значения. [3] Это один из старейших персонажей комедии дель арте , но с течением времени он разделился на ряд похожих персонажей с более специфическими чертами. В их число входили Арлекино , Пульчинелла , Меццеттино и Труффальдино , а также Бельтраме и Бригелла . Арлекино, например, больше напоминал шута, чем обычного слугу, и его часто изображали очень акробатическим человеком. [4] Занни было сокращено до Зан, когда оно использовалось для дальнейшей идентификации человека. Например, Зан Ганасса — это сценический псевдоним Альберто Насели, который был одним из первых актеров, специализирующихся на ролях Занни, выступавших за пределами Италии. [5]
В целом, Занни в ранней комедии дель арте — это имя «возчика», то есть слуги. Имя Занни стало «техническим термином, обозначающим всех слуг». [6]
Вариации
[ редактировать ]персонажи Некоторые комедийные , произошедшие от Дзанни, — это Арлекино (Арлекин), Бригелла, Скапино , Месколино и Меццеттино, Скарамучча (он же Скарамуш ), Пульчинелла, Педролино , Джангурголо , Тарталья , Трапполино и Бурратино . [7]
Характеристики
[ редактировать ]Самые ранние литературные свидетельства изображают Занни как слугу Панталоне . Из всех архетипов комедии инстинкт выживания у Занни самый сильный. Занни также всегда голоден, что приводит к видению Утопии, где «все съедобно, что напоминает последователей обжорства в карнавальных шествиях». [Примечание 2] Занни также имеет анимистический взгляд на мир: он во всем чувствует дух, поэтому это можно съесть. Занни невежественен, груб и не обладает самосознанием. Простой акт мышления не кажется Занни естественным. Он очень верный человек, который предпочитает жить сегодняшним днем. Занни никогда не ищет места для ночлега; просто кажется, что с ним это часто случается в ситуациях, когда этого не должно быть, как с пьяницей . Наконец, все его реакции полностью эмоциональны. [8]
Занни родился в семье иммигрантов и известен тем, что выполняет как «долг, так и необходимость», а также играет активную роль в «игре» по разрыву и объединению отношений. Занни также известен своей способностью планировать и манипулировать. Роль Занни известна как «глупый гений»; это противоречие мешает Занни рационально подходить к повседневной жизни. Глупость Занни не позволяет ему выполнять простые задачи, а его гениальность дает ему возможность сделать невозможное возможным. [6]
Два типа Занни
[ редактировать ]Эволюция персонажа Занни разделялась на два различных типа: глупого слугу и хитрого слугу. Эти два компонента развивались на протяжении истории комедии дель арте , и игроки начали специализироваться на двух типах, которые назывались «первый Занни» и «второй Занни». Меццетино и Бригелла — примеры первых Дзанни; Арлекино и Пульчинелла — примеры второго. [9] В сценарии всегда должно быть как минимум два Занни. [10]
Первый Занни известен как умный и остроумный человек, его называют ilfurbo ( буквально « умный » ). Первые Занни могут обмануть и обмануть любого, с кем столкнутся. [10] Необходимо, чтобы они были цинично острыми. Также известно, что первый Занни является посредником. Задача первого Занни — ускорить действие и придать ему немного движения, с немного циничным оттенком. [10] В некоторых традициях говорится, что первый Занни был родом из Валь Брембана в провинции Бергамо ; в других их относят к верхнему городу Бергамо . [10]
Второй Занни известен как ло тупо . Второй Занни, должно быть, глуп, неуклюж и туп. Второй Занни также не может отличить правую руку от левой. Он тупой крестьянин, который может быть простым и в то же время смешным. [11] Второй Занни, в частности с Арлекино, не столько продвигает сюжет, сколько поддерживает постоянный поток комического облегчения на протяжении всего сценария . [12] Предполагается, что второй Занни родом из нижнего города Бергамо. [12] Между ними двумя они составляют одного человека «с интеллектом ниже среднего». [8] Прежде чем развить эту двойственную личность двух типов умного и глупого слуги, Занни был самостоятельным персонажем. [ нужна ссылка ]
Актеры
[ редактировать ]Игра комедийного актера зависит от самой игры. Сценарий должен воспроизводиться по-разному и каждый раз, когда зрители видят его, он должен казаться другим. Актеры, играющие Занни, должны быть умными и не менее талантливыми, потому что успех актера зависит, прежде всего, от его партнера по диалогу. Если партнер не отвечает на них в нужный момент или прерывает их не в том месте, «дискуссия актера запинается и живость его остроумия гаснет». [13] Он должен быть акробатическим, уметь ходить на руках и на ходулях, танцевать, прыгать и кувыркаться. В этом отношении Занни — один из самых требовательных к физическим нагрузкам среди всех Масок. [14]
Костюм и маска
[ редактировать ]Костюм Занни обычно состоит из белой мешковатой одежды. Эту одежду традиционно шили из мешков с мукой. [15] Это было похоже на одежду крестьян и рабочих того времени. Особый тип Занни, Бригелла , носил зеленые акценты, чтобы указать на его хитрый и коварный характер. [16] Арлекино , однако, был известен своими пятнами неправильного цвета, которые в конечном итоге стали сутью всего наряда. [17] Также известно, что занни носят остроконечные шляпы и деревянные мечи. [18] Занни сначала носили полнолицую карнавальную маску, но из-за необходимости диалога между Панталоне и Занни нижняя часть маски была откинута на петлях и в конечном итоге полностью отрезана. Говорят, что чем длиннее нос Занни, тем он глупее. [15]
позиция
[ редактировать ]Позиция Занни имеет «пониженный центр тяжести» либо от земли, либо от переноски тяжелых сумок и стульев. [19] Спина Занни выгнута, когда он встает, его колени согнуты и разведены в стороны, а ступни расставлены в стороны. Опорное колено согнуто, а другая нога вытянута с заостренным носком. Он часто меняет ноги, когда говорит или слушает, в одном и том же положении, при этом его голова не двигается вверх и вниз. Локти Занни обычно согнуты, а руки полуприподняты. У Занни также есть множество поз. К ним относятся приседание с локтями на коленях и подбородком на руках или сидение с разведенными ногами, согнутыми в бедрах и слегка приподнятыми локтями. [15]
Шесть видов прогулок
[ редактировать ]В комедии у Занни есть как минимум шесть различных видов прогулок. К таким прогулкам относятся «Маленький Занни», «Большой Занни», «Бегущий Занни», «Ликующий Занни», «Вайн Занни» и «Солдат Занни».
Походка Маленького Занни — это развитие базовой стойки. Ноги Занни постоянно меняются, но в каждую смену Занни делает крошечный шаг вперед. Ступни должны быть направлены вперед, плечи опущены, локти вперед. Колени Занни отрываются высоко от земли и в стороны. Голова Занни должна клевать, как курица, но Занни должны быть уверены, что не покачивают головой вверх и вниз. Используется двукратный ритм с четными долями. [20]
Ходьба Большого Занни включает в себя выставление груди вперед и спины вверх. Ступни должны быть вытянуты в четвертом положении, колени согнуты. Занни приходится понизить центр тяжести. Эту походку Занни может использовать, когда он притворяется, что пересекает сцену незамеченным, или когда он хочет выбраться из трудной ситуации. [21]
Занни Бег включает в себя быстрые движения с выставлением ног перед собой с вытянутыми пальцами ног. Его руки движутся напротив ног. [21]
Занни Джубилант предполагает прыжки на носках, при этом центр тяжести перемещается из стороны в сторону. Этот вид ходьбы также предполагает размещение рук на поясе. [21]
Шаги Вайна Занни — это уменьшенная версия походки Большого Занни с руками, положенными на пояс, как показано в «Ликующем Занни». Когда нога Занни поднимается, его грудь выдвинута вперед, а руки находятся в положении курицы. Этот тип ходьбы используется, когда у Занни есть «...новая пуговица или перо на шапке». [21]
Солдат Занни держит в одной руке палку и перекидывает ее через плечо, как будто он держит винтовку. Занни марширует, двигая плечами вверх и вниз в двукратном ритме, но в трех тактах: «Топот-топ, топот-топ, топот, топот, топот...». [21]
Речь
[ редактировать ]Занни громкий, а голос грубый из-за того, что он зарабатывает на жизнь на открытом воздухе, пытаясь быть услышанным на рынке или оживленной улице. [21] Занни также известен тем, что издает такие звуки, как пердеж, отрыжка и храп. [22]
Следующий пример диалога показывает, как Занни использует свою речь в комедии :
- Панталоне: Занни, я хочу, чтобы ты заработал себе соверена.
- Занни: Золотая монета?
- Панталоне: Золотой замок.
- Занни: Ах да (он ложится и засыпает).
- Панталоне: Занни, просыпайся, животное, и иди сюда.
- Занни (поднимаясь): К вашим услугам, босс, как всегда.
- Панталоне: Дорогой Занни, возьми сонет.
- Занни: Сначала отдай мне государя.
- Панталоне: Я отдам его тебе.
- Занни: Тогда где оно?
- Панталоне: Оно там.
- Занни: Покажи мне это.
- Панталоне: Вот оно.
- (Дзанни пытается выхватить монету, но Панталоне в последний момент хватает ее обратно)
- Занни: Черт!
- Панталоне: Это твое.
- Занни: Как оно может быть моим, если оно у тебя?
- Панталоне: Поверь мне, мой дорогой Занни; возьми сонет, и я отдам его тебе.
Лацци
[ редактировать ]Лаццо — это шутка или шутка в пантомиме или на словах. [24]
Следующие примеры лаззи представляют собой короткие комические номера персонажей типа Занни.
В «Кошачьем Лацци» Дзанни имитирует действия кошки, демонстрируя, как кошка охотится на диких птиц или как кошка чистит себя, почесывая уши ногами и очищая тело ртом. [25]
Сексуальный / Скатологический Лацци: в «Лацци о захоронении мочи» Занни рассказывается, что закапывание его мочи и мочи, произведенной его женой, даст ему сына. Занни получает писсуар, который производит и то, и другое, и, прежде чем вылить его в почву, он обращается с ним как с особой жидкостью. [26]
Глупость/неподобающее поведение: в «Лацци подсчета денег» Дзанни делит деньги Панталоне между Панталоне и самим собой следующим образом: «Одну Панталоне, две мне (дает одну монету Панталоне и две себе); две Панталоне , три мне (дает одну монету Панталоне и три себе) и т. д.» [27] [Примечание 3]
Еще одним популярным лацци был Занни, идущий позади своего хозяина верхом на муле и заставляющий его двигаться быстрее, вдувая воздух из пары мехов в анус животного. [ нужна ссылка ]
Реквизит
[ редактировать ]Известно, что занни берут и ненадолго хранят вещи, принадлежащие кому-то другому. Некоторые предметы, которые Занни хранили, - это сумки, письма, ценные вещи или еда. [15]
Отношения с аудиторией
[ редактировать ]Отношения Занни с публикой таковы, что он самый симпатичный персонаж и относится к публике коллективно, поэтому может обращаться к ней напрямую. Занни вносит свой вклад в сюжет, будучи «основным виновником любой путаницы». [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Иммигрант» в Италии во времена городов-государств означал не кого-то из-за пределов Италии, а скорее кого-то из-за пределов города, странствующего рабочего.
- ^ Известный пример - Труффальдино в «Слуге двух господ» Гольдони.
- ↑ В фильме 1958 года «Tom Finger» два персонажа, которых играют Терри-Томас и Питер Селлерс , исполняют это лаззо .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рудлин, Джон. Комедия дель арте: Справочник актера . Лондон: Рутледж, 1994. 67. Печать.
- ^ Николл М.А., Эллардайс. Маски Мимы и чудеса: Этюды в народном театре . Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, INC., 1963. 263. Печать.
- ^ Джон., Рудлин (1 января 1994 г.). Комедия дель арте: справочник актера . Рутледж. п. 67. ОСЛК 27976194 .
- ^ Дюшартр, Пьер Луи. Итальянская комедия: импровизационные сценарии жизни Атрибуты портретов и масок выдающихся персонажей комедии дель арте . Канада: Dover Publications, 1966.
- ^ Хартнолл 1983, с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б Фава, Антонио (2006). «Комедия Фавы: Комедия дель арте, шаг за шагом. Часть 1» . Александровская улица .
- ^ Николл М.А., Эллардайс. Маски Мимы и чудеса: этюды в народном театре . Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, INC., 1963. 266. Печать.
- ^ Перейти обратно: а б с Рудлин, Джон. Комедия дель арте: Справочник актера . Лондон: Рутледж, 1994. 71. Печать.
- ^ «Сипарио» . Sipario.it . Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ореглия, Джакомо (1 января 1968 г.). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 71. ОСЛК 939808594 .
- ^ Николл М.А., Эллардайс. Маски Мимы и чудеса: этюды в народном театре . Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, INC., 1963. 265–266. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б Ореглия, Джакомо (1 января 1968 г.). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 56. ОСЛК 939808594 .
- ^ Дюшартр, Пьер Луи. Итальянская комедия: импровизационные сценарии жизни Атрибуты портретов и масок выдающихся персонажей комедии дель арте . Канада: Dover Publications, Inc, 1966. 32. Печать.
- ^ Ореглия, Джакомо (1 января 1968 г.). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 58. OCLC 939808594 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рудлин, Джон. Комедия дель арте: Справочник актера . Лондон: Рутледж, 1994. 68. Печать.
- ^ Ореглия, Джакомо (1 января 1968 г.). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 72. ОСЛК 939808594 .
- ^ Ореглия, Джакомо (1 января 1968 г.). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 57. ОСЛК 939808594 .
- ^ Николл М.А., Эллардайс. Маски Мимы и чудеса: этюды в народном театре . Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, INC., 1963. 265. Печать.
- ^ Джон., Рудлин (1 января 1994 г.). Комедия дель арте: справочник актера . Рутледж. п. 69. ОСЛК 27976194 .
- ^ Рудлин, Джон. Комедия дель арте: Справочник актера . Лондон: Рутледж, 1994. 69–70. Распечатать.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рудлин, Джон. Комедия дель арте Справочник актера. Лондон: Рутледж, 1994. 70. Печать.
- ^ «Описание персонажей комедии дель арте» . www.italymask.co.nz . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Рудлин, Джон. Комедия дель арте: Справочник актера . Лондон: Рутледж, 1994. 73–74. Распечатать.
- ^ Ореглия, Джакомо (1 января 1968 г.). Комедия дель Арте . Хилл и Ван. п. 11. ОКЛК 939808594 .
- ^ Гордон, Мел. Лацци: Комические рутины комедии дель арте . Первый. Нью-Йорк: Публикация журнала исполнительских искусств, 1983.11. Распечатать.
- ^ Гордон, Мел. Лацци: Комические рутины комедии дель арте . Первый. Нью-Йорк: Публикация журнала исполнительского искусства, 1983.32. Распечатать.
- ^ Гордон, Мел. Лацци: Комические рутины комедии дель арте . Первый. Нью-Йорк: Публикация журнала исполнительского искусства, 1983.43. Распечатать.
Источники
[ редактировать ]- Хартнолл, Филлис (1983). Оксфордский спутник театра (четвертое издание). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-211546-1 .