Лишний человек

Лишний человек ( русский : лишний человек , лишний человек , «лишний человек») — русская литературная концепция 1840-1850-х годов, заимствованная из байронического героя . [1] Имеется в виду человек, возможно, талантливый и способный, не вписывающийся в социальные нормы. В большинстве случаев этот человек рождается в богатстве и привилегиях. Типичными характеристиками являются пренебрежение социальными ценностями, цинизм и экзистенциальная скука ; типичным поведением являются азартные игры, пьянство, романтические интриги и дуэли . Он часто невнимателен, безразличен или не сочувствует проблемам общества и может небрежно огорчать других своими действиями, несмотря на свое положение у власти. Он часто будет использовать свою власть для собственного комфорта и безопасности и будет очень мало заинтересован в благотворительности или использовании ее для общего блага.
Тип характера берет свое начало из Александра Пушкина романа-стихов «Евгений Онегин» (1825–1832). Этот термин был популяризирован Ивана Тургенева повестью «Дневник лишнего человека» (1850) и впоследствии стал применяться к персонажам более ранних романов. [1] В романе Михаила Лермонтова « Герой нашего времени» (1840) в качестве главного героя изображен другой лишний человек — Печорин. Его можно рассматривать как нигилиста и фаталиста . Более поздние примеры включают Александра Герцена Бельтова в «Кто виноват?» (1845–46), Тургенева » «Рудин (1856) и главный герой Ивана Гончарова » «Обломова (1859). [1]
Русские критики, такие как Виссарион Белинский (1811–1848), рассматривали лишнего человека как побочный продукт правления Николая I , когда наиболее образованные люди не шли на дискредитированную государственную службу, а, не имея других возможностей для самореализации, обрекали себя. прожить свою жизнь в пассивности. Радикальный критик Николай Добролюбов (1836–1861) анализировал лишнего человека как побочный продукт российского крепостного права . [2] Ученый Дэвид Паттерсон описывает лишнего человека как «не просто… еще один литературный тип, но… парадигму человека, потерявшего точку, место, присутствие в жизни», прежде чем прийти к выводу, что «лишний человек – это бездомный». мужчина." [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Шансы, Эллен (2001). «Гл. 10: Лишний человек в русской литературе». В Корнуэлле, Нил (ред.). Routledge Companion по русской литературе . Нью-Йорк: Рутледж. п. 111 . ISBN 978-0-415-23366-8 .
- ^ Лишний человек в Британской энциклопедии
- ^ Паттерсон, Дэвид (1995). Изгнание: Чувство отчуждения в современных русских письмах . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. п. 2. ISBN 0-8131-1888-3 .