Евгений Онегин (опера)
Евгений Онегин | |
---|---|
Опера Чайковского | |
![]() Леонид Собинов в роли Владимира Ленского, 1898 г. | |
Описание | лирические сцены |
Родное название | |
Либреттист | |
Язык | Русский |
На основе | Евгений Онегин Александр Пушкин |
Премьера | 29 марта 1879 г. Малый театр , Москва |
Евгений Онегин ( русский : Евгений Онегин , латинизированный : Евгений Онегин , букв. 'jɪvˈɡʲenʲɪj ɐˈnʲeɡʲɪn'), соч . 24 — опера (обозначаемая как «лирические сцены») в 3-х действиях (7 картинах), написанная Петром Ильичем Чайковским . Либретто, составленное самим композитором, очень точно повторяет отдельные отрывки Александра Пушкина 1825–1832 годов стихотворного романа , сохранив большую часть его поэзии. Ленского Друг Чайковского Константин Шиловский написал стихи М. Трике во втором акте первой сцены, а сам Чайковский аранжировал текст ариозо в первом акте первой сцены и почти всю арию князя Гремина в третьем акте первой сцены. [1]
«Евгений Онегин» — известный образец лирической оперы, к которой Чайковский добавил музыку драматического характера. История рассказывает об эгоистичном герое, который живет, сожалея о своем пренебрежительном отказе от любви молодой женщины и неосторожном подстрекательстве к фатальной дуэли со своим лучшим другом.
Впервые опера была исполнена в Москве в 1879 году. Есть несколько ее записей, она исполняется регулярно. Название произведения отсылает к главному герою.
История состава
[ редактировать ]В мае 1877 года оперная певица Елизавета Лавровская обратилась к Чайковскому о создании оперы на сюжет романа в Александра Пушкина стихах 1825–1832 годов «Евгений Онегин» . По воспоминаниям композитора, поначалу эта идея показалась композитору дикой. [ нужны разъяснения ] Чайковский чувствовал, что роман не особо силен по сюжету – денди отвергает молодую деревенскую девушку, она успешно превращается в мирскую женщину, он пытается ее соблазнить, но уже поздно. Сила романа заключалась в развитии его персонажей и социальных комментариях, а также в красоте его литературной подачи. Вскоре после бессонной ночи Чайковский ухватился за эту идею. Он создал сценарии за одну ночь, прежде чем приступить к сочинению музыки.
Чайковского, при незначительном участии Константина Шиловского. [2] использовал оригинальные стихи из романа Пушкина и выбирал сцены, затрагивающие душевный мир и судьбы его героев, называя оперу «лирическими сценами». Опера эпизодическая; непрерывного рассказа нет, есть лишь избранные моменты жизни Онегина. Композитор закончил оперу к январю 1878 года.
История выступлений
[ редактировать ]Чайковский беспокоился, примет ли публика его оперу, в которой не было традиционных смен сцен. Он считал, что ее исполнение требует максимальной простоты и искренности. Учитывая это, первую постановку он доверил студентам Московской консерватории . Премьера состоялась 29 марта (17 марта по ст. ст .) 1879 года в Малом театре в Москве под управлением Николая Рубинштейна , с декорациями Карла Вальца («Вальс»).
первое выступление в Большом театре Двумя годами позже , 23 января (11 января по ст. ст.) 1881 года, состоялось в Москве под управлением Эдуарда Направника .
За пределами России первоначальный прием был вялым, и он медленно достигал европейских городов, поскольку его воспринимали как российскую диковинку. Первое выступление за пределами России состоялось 6 декабря 1888 года в Праге под управлением самого Чайковского, хотя за репетиции отвечал Адольф Чех . Его исполнила на чешском языке и перевела Мария Червинкова-Регрова.
Первое исполнение в Гамбурге 19 января 1892 года дирижировал Густав Малер в присутствии композитора. Чайковскому аплодировали после каждой сцены, а в конце вызывали занавес. Он приписал успех Малеру, которого он описал как «не какого-то среднего человека, а просто гения, горящего желанием дирижировать». [3]
Первое представление в Англии состоялось 17 октября 1892 года в Олимпийском театре в Лондоне под управлением Генри Дж. Вуда и Эжена Удена в главной роли. Фанни Муди пела Татьяну. [4] Это выступление было исполнено на английском языке, на текст, переведенный Генри Сазерлендом Эдвардсом .
Вена впервые увидела «Евгения Онегина» 19 ноября 1897 года под управлением Густава Малера. [5]
Премьера в США состоялась 24 марта 1920 года в Метрополитен-опера в Нью-Йорке . Опера была исполнена на итальянском языке. Первое российское выступление Метрополитен-оперы состоялось 15 октября 1977 года.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Московская премьера, 29 марта 1879 г. (Дирижер: Николай Рубинштейн ) | Премьера в Большом театре, 23 января 1881 г. (Дирижер: Эдуард Направник ) |
---|---|---|---|
Ларина, усадебная хозяйка | меццо-сопрано | ||
Татьяна, ее дочь | сопрано | Mariya Klimentova | Елена Верни |
Ольга, сестра Татьяны | контральто | Aleksandra Levitskaya | Aleksandra Krutikova |
Филиппьевна, няня | меццо-сопрано | ||
Владимир Ленский | тенор | Mikhail Medvedyev | Дмитрий Усатов |
Евгений Онегин | баритон | Сергей Гилёв | Pavel Khokhlov |
Принц Грэм | бас | Vasiliy Makhalov | Abram Abramov |
Командир роты | бас | ||
Зарецкий | бас | ||
Трике, француз | тенор | ||
Гийо, камердинер Онегина | тихий | ||
Хор, немые роли: Крестьяне, крестьянки, гости бального зала, помещики и усадебные дамы, офицеры. |
Инструментарий
[ редактировать ]Источник: Исследования Чайковского.
- Деревянные духовые инструменты : Пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета (ля, си-бемоль), 2 фагота.
- Духовые : 4 валторны (F), 2 трубы (F), 3 тромбона.
- Струны : Скрипки I, Скрипки II, Альты , Виолончели , Контрабасы , Арфа
- Перкуссия : Литавры
Краткое содержание
[ редактировать ]Время: 1820-е годы.
Место: Санкт-Петербург и окрестности. [6]
Акт 1
[ редактировать ]Сцена 1: Сад усадьбы Лариных.
Госпожа Ларина и няня Филиппьевна сидят на улице в саду. Они слышат, как две дочери мадам Лариной, Татьяна и ее младшая сестра Ольга, поют песню о любви. Госпожа Ларина начинает вспоминать о своих ухаживаниях и замужестве. Входит группа крестьян и празднует урожай песнями и танцами. Татьяна и Ольга смотрят. Татьяна читала романтический роман и была поглощена историей; ее беззаботная сестра, напротив, хочет присоединиться к празднованию. Госпожа Ларина рассказывает Татьяне, что реальная жизнь сильно отличается от ее романов. Филиппьевна сообщает, что приехали гости: жених Ольги Ленский, молодой поэт, и его друг Евгений Онегин, приехавшие сюда из Петербурга. Показана пара, и Ленский знакомит Онегина с семьей Лариных. Онегин поначалу удивляется, что Ленский выбрал своей невестой экстравертку Ольгу, а не ее более тонкую старшую сестру. Татьяна, со своей стороны, сразу и сильно тянется к Онегину. Ленский выражает радость при виде Ольги, и она кокетливо отвечает. Онегин рассказывает Татьяне о своей скуке в деревне, описывает смерть дяди и последующее унаследование соседнего имения. Филиппьевна признает, что Онегин оказал на Татьяну глубокое влияние.
Сцена 2: Комната Татьяны
Татьяна одевается ко сну. Неспокойная и неспособная заснуть, она просит няню Филиппьевну рассказать ей о своей юности и раннем замужестве. Татьяна признается, что влюблена. Оставшись одна, Татьяна изливает свои чувства в письме Онегину. Она говорит ему, что любит его и считает, что никогда не будет так относиться ни к кому другому, и умоляет его понять и помочь ей. Она заканчивает писать письмо на рассвете. Вдали слышна пастушеская дудка. Филиппьевна входит в комнату, чтобы разбудить Татьяну. Татьяна уговаривает ее послать внука передать письмо Онегину.
Сцена 3: Другая часть поместья
Девочки-служанки собирают фрукты и поют во время работы. Татьяна с нетерпением ждет приезда Онегина. Онегин входит, чтобы увидеть Татьяну и передать ей ответ на ее письмо. Он незлобно объясняет, что он не тот человек, который легко любит и не подходит для брака. Он недостоин ее любви и может предложить ей только братскую привязанность. Он предупреждает Татьяну, чтобы в будущем она была менее эмоционально открытой. Снова раздаются голоса поющих служанок. Татьяна раздавлена и не может ответить.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена 1: Бальный зал дома Лариных.
Дарят бал в честь Татьяны, у которой сегодня именины. Онегин танцует с ней. Его раздражает группа соседей, которые сплетничают о нем и Татьяне, а также Ленский, уговоривший его прийти на бал. Он решает отомстить танцами и флиртом с Ольгой. Ленский изумлен и становится чрезвычайно ревнивым. Он противостоит Ольге, но она не видит, что сделала что-то не так, и говорит Ленскому не смешить. Онегин просит Ольгу снова потанцевать с ним, и она соглашается, в качестве «наказания» за ревность Ленского. Пожилой французский наставник месье Трике поет несколько куплетов в честь Татьяны, после чего ссора между Ленским и Онегиным обостряется. Ленский на глазах у всех гостей отрекается от дружбы с Онегиным и вызывает Онегина на дуэль, которую последний вынужден, с многими опасениями, принять. Татьяна падает, и бал заканчивается в замешательстве.
Сцена 2: На берегу лесного ручья, раннее утро.
Ленский ждет Онегина со своим вторым Зарецким. Ленский размышляет о своей жизни, своем страхе смерти и любви к Ольге. Приходит Онегин со своим слугой Гийо. И Ленский, и Онегин не хотят идти на дуэль, размышляя о бессмысленности своей внезапной вражды. Но уже слишком поздно; ни у одного мужчины не хватает смелости остановить дуэль. Зарецкий дает им сигнал, и Онегин застреливает Ленского.
Акт 3
[ редактировать ]Сцена 1: Дом богатого дворянина в Петербурге.
Прошло пять лет, в течение которых Онегин много путешествовал по Европе. Стоя один на балу, он размышляет о пустоте своей жизни и своем раскаянии по поводу смерти Ленского. Входит князь Гремин со своей женой Татьяной, теперь уже величественной аристократической красавицей. Многие гости встречают ее с большим почтением. Онегин ошарашен, увидев Татьяну, и глубоко впечатлен ее красотой и благородной осанкой. Татьяну, в свою очередь, переполняют эмоции, когда она узнает его, но пытается их подавить. Гремин рассказывает Онегину о своем большом счастье и любви к Татьяне и вновь знакомит Онегина с женой. Онегин, внезапно вдохнувший новую жизнь, понимает, что влюблен в Татьяну. Он решает написать ей и договориться о встрече.
Сцена 2: Комната в доме князя Гремина.
Татьяна получила письмо Онегина, которое возбудило в ней страсть к нему в юности и встревожило ее. Входит Онегин. Татьяна вспоминает свои прежние чувства и спрашивает, почему Онегин преследует ее сейчас. Это из-за ее социального положения? Онегин отрицает какие-либо циничные мотивы: его страсть реальна и непреодолима. Татьяна, растроганная до слез, размышляет о том, как они когда-то были близки к счастью, но все же просит его уйти. Он просит ее пожалеть. Татьяна признается, что все еще любит Онегина, но утверждает, что их союз никогда не сможет осуществиться, поскольку сейчас она замужем и полна решимости хранить верность мужу, несмотря на свои истинные чувства. Онегин умоляет ее смягчиться, но она прощается с ним навсегда, оставляя его одного и в отчаянии.
Основные арии и числа
[ редактировать ]Акт 1
- Ария: «Ты не слышал?» (Татьяна)
- Ария: «Ах, Таня, Таня» (Ольга)
- Ария: «Как я счастлива, как я счастлива!» (Ленский)
- Aria: Letter Aria "Let me die, but first...", Сцена письма: «Пускай погибну я, но прежде...» (Tatyana)
- Ария: «Был ли я человеком, которому судьба предназначила» (Онегин)
Акт 2
- Танец: Вальс
- Танец: Мазурка
- Ария: «Куда вы ушли, о золотые дни моей весны?» («Куда, куда ви удалились») [7] «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни» (Lensky)
Акт 3
- Танец: Полонез
- Aria: "All men surrender to Love's power" «Любви все возрасты покорны» (Gremin)
- Сцена: Финал (Онегин, Татьяна)
Структура
[ редактировать ]Источник: Исследования Чайковского.
Акт 1
| Акт 2
Акт 3
|
Записи
[ редактировать ]Источник: [1]
- 1936, Василий Небольсин (дирижер), Оркестр и хор Большого театра , Пантелеймон Норцов (Онегин), Сергей Лемешев (Ленский), Лавира Жуковская (Татьяна), Бронислава Златогорова (Ольга), Мария Ботенина (Ларина), Конкордия Антарова (Филиппьевна), Александр Пирогов (Гремин), И. Коваленко (Трике)
- 1937, Александр Мелик-Пашаев , Оркестр и хор Большого театра , Пантелеймон Норцов (Онегин), Иван Козловский (Ленский), Елена Кругликова (Татьяна), Елизавета Антонова (Ольга), Людмила Рудницкая (Ларина), Вера Макарова (Филиппьевна), Максим Михайлов (Гремин), Сергей Острумов (Трике)
- 1948, Aleksander Orlov (conductor), Bolshoi Theatre Orchestra and Chorus, Andrey Ivanov (Onegin), Ivan Kozlovsky (Lensky), Yelena Kruglikova (Tatyana), Maria Maksakova (Olga), B. Amborskaya (Larina), Fayina Petrova (Filipyevna), Mark Reyzen (Gremin), I. Kovalenko (Triquet)
- 1955, Оскар Данон (дирижер), Хор и оркестр Национального театра, Белград, Душан Попович (Онегин), Драго Старц (Ленский), Валерия Хейбал (Татьяна), Бисерка Цвейич (Ольга), Мира Верчевич (Ларина), Мелания Бугаринович (Филипьевна), Мирослав Чангалович (Гремин), Степан Андрашевич (Трике)
- 1956, Boris Khaikin (conductor), Bolshoi Theatre Orchestra and Chorus, Yevgeniy Belov (Onegin), Sergei Lemeshev (Lensky), Galina Vishnevskaya (Tatyana), Larisa Avdeyeva (Olga), Valentina Petrova (Larina), Yevgeniya Verbitskaya (Filipyevna), Ivan Petrov (Gremin), Andrey Sokolov (Triquet), Igor Mikhaylov (Zaretsky)
- 1957 Дмитрий Митропулос (дирижер), Метрополитен-опера , Джордж Лондон (Онегин), Ричард Такер (Ленский), Люсине Амара (Татьяна), Розалинд Элиас (Ольга), Марта Липтон (Ларина), Белен Ампарам (Филиппьевна), Джорджио Тоцци ( Гремин), Алессио Де Паолис (Трике), Георгий Чехановский (Зарецкий)
- 1961, Ловро фон Матачич (дирижер), Венская государственная опера , Дитрих Фишер-Дискау (Онегин), Антон Дермота (Ленский), Сена Юринац (Татьяна), Бисерка Цвейич (Ольга), Хильда Конецни (Марина), Хильда Россель-Майдан (Филипьевна) ) ), Вальтер Кремпель (Гремин), Петер Кляйн (Трике)
- 1970, Mstislav Rostropovich (conductor), Bolshoi Theatre Orchestra and Chorus, Yuri Mazurok (Onegin), Vladimir Atlantov (Lensky), Galina Vishnevskaya (Tatyana), Tamara Sinyavskaya (Olga), Alexander Ognivtsev (Gremin), Tatiana Tugarinova (Larina), Larisa Avdeyeva (Filipyevna), Vitaly Vlasov (Triquet) Le Chant du Monde
- 1974, сэр Георг Шолти (дирижер), Оркестр Королевского оперного театра, Ковент-Гарден и хор Джона Оллдиса, Бернд Вейкль (Онегин), Стюарт Берроуз (Ленский), Тереза Кубяк (Татьяна), Юлия Хамари (Ольга), Николай Гьяуров ( Гремен), Мишель Сенешаль (Трике) Decca 417 413-2
- 1979, Mark Ermler (conductor), Bolshoi Theatre Orchestra and Chorus, Yuri Mazurok (Onegin), Vladimir Atlantov (Lensky), Tamara Milashkina (Tatyana), Tamara Sinyavskaya (Olga), Evgeny Nesterenko (Gremin), Tatiana Tugarinova (Larina), Larisa Avdeyeva (Filipyevna), Lev Kuznetsov (Triquet) Melodiya
- 1986, Vladimir Fedoseyev (conductor), Moscow Radio and TV Symphony Orchestra and Choir, Yuri Mazurok (Onegin), Alexander Fedin (Lensky), Lidiya Chernikh (Tatyana), Tamara Sinyavskaya (Olga), Alexander Vedernikov (Gremin), Yannis Sprogis (Triquet) APC 101.751
- 1987, Джеймс Левин (дирижер), Государственная капелла Дрездена и Рундфункхор Лейпцига , сэр Томас Аллен (Онегин), Нил Шикофф (Ленский), Мирелла Френи (Татьяна), Анн Софи фон Оттер (Ольга), Розмари Ланг (Ларина), Рутильд Энгерт ( Филиппьевна), Паата Бурчуладзе (Гремин), Мишель Сенешаль (Трике) DG 423 959-2
- 1993 Семен Бычков (дирижер), Парижский оркестр , Дмитрий Хворостовский (Онегин), Нил Шикофф (Ленский), Нучча Фочиль (Татьяна), Ольга Бородина (Ольга), Сара Уокер (Ларина), Ирина Архипова (Филипьевна), Александр Анисимов ( Гремин)
- 1994 Эндрю Дэвис (дирижер), Лондонский филармонический оркестр , Войцех Драбович (Онегин), Елена Прокина (Татьяна), Луиза Винтер (Ольга), Ивонн Минтон (мадам Ларина), Мартин Томпсон (Ленский), Джон Фрайат (месье Трике), Людмила Филатова (Филиппьевна), Фроде Олсен (Гремин), Кристофер Торнтон-Холмс (Зарецкий) (DVD-запись постановки Грэма Вика )
- 2007 Валерий Гергиев (дирижер), Метрополитен-опера Оркестр и хор , Дмитрий Хворостовский (Онегин), Рамон Варгас (Ленский), Рене Флеминг (Татьяна), Елена Заремба (Ольга), Светлана Волкова (Ларина), Лариса Шевченко (Филипьевна), Сергей Алексашкин (Гремин), Жан-Поль Фушекур (Трике), Ришар Бернштейн (Зарецкий), Кейт Миллер (капитан), режиссер: Роберт Карсен (запись на DVD прямой трансляции в кинотеатрах от 24 февраля 2007 г.)
- 2011 Марис Янсонс (дирижер), Королевский оркестр Консертгебау , Бо Сковхус (Онегин), Андрей Дунаев (Ленский), Красимира Стоянова (Татьяна), Елена Максимофа (Ольга), Ольга Савова (Марина), Нина Романова (Филипьевна), Михаил Петренко ( Гремин), Ги де Мей (Трике), Роджер Смитс (Зарецкий) Режиссер-постановщик: Стефан Херхайм , Музыкальный театр (лейбл: Opus Arte)
- 2013 Валерий Гергиев (дирижер), Метрополитен-опера Оркестр и хор , Мариуш Квечень (Онегин), Петр Бечала (Ленский), Анна Нетребко (Татьяна), Оксана Волкова (Ольга), Елена Заремба (Ларина), Лариса Дядкова (Филипьевна), Алексей Тановицкий (Гремин), Джон Грэм-Холл (Трике), Ричард Бернстайн (Зарецкий), Дэвид Кроуфорд (капитан), Режиссер: Дебора Уорнер (запись на DVD прямой трансляции в кинотеатрах от 5 октября 2013 г.)
- 2013 Робин Тиччати (дирижер), Королевский оперный театр Ковент-Гарден , Саймон Кинлисайд (Онегин), Павол Бреслик (Ленский), Крассимира Стоянова (Татьяна), Елена Максимова (Ольга), Диана Монтегю (Ларина), Кэтлин Уилкинсон (Филипьевна), Питер Роуз (Гремин), Кристоф Мортань (Трике), Джихун Ким (Зарецкий), режиссер-постановщик: Каспер Холтен
Поётся на немецком:
- 1962 Йозеф Кейльберт (дирижер), Баварская государственная опера , Герман Прей (Онегин), Фриц Вундерлих (Ленский), Ингеборга Бремерт (Татьяна), Бриджит Фассбендер (Ольга), Герта Тёппер (Ларина), Лилиан Беннингсен (Филипьевна), Мино Яхья ( Гремин), Ферри Грубер (Трике), Йозеф Кнапп (Зарецкий)
Поется на английском языке:
- 1992 Сэр Чарльз Маккеррас (дирижер), Оркестр и хор Уэльской национальной оперы, Томас Хэмпсон (Онегин), Нил Розеншейн (Ленский), дама Кири Те Канава (Татьяна), Патрисия Бардон (Ольга), Линда Финни (Ларина), Элизабет Бейнбридж (Филипьевна), Джон Коннелл (Гремин), Николай Гедда (Трике), Ричард Ван Аллан (Зарецкий/капитан)
Аллюзии
[ редактировать ]Ария князя Гремина «Любви все возрасты покорны» – «Любить и молодых, и старых сдаваться» (действие III, сцена I) частично напевается персонажами Вершинина и Маши в Антона Чехова пьесе «Три сестры» .
Экранные версии
[ редактировать ]- В 1958 году Ленфильм (СССР) выпустил фильм «Евгений Онегин» . Режиссер Роман Тихомиров, в главных ролях Вадим Медведев в роли Онегина, Ариадна Шенгелая в роли Татьяны и Игорь Озеров в роли Ленского. Главные сольные партии исполнили известные оперные певцы Большого театра . Фильм был хорошо принят критиками и зрителями.
- В 1988 году Decca / Channel 4 ( Великобритания ) выпустила экранизацию оперы, поставленную Петром Вейглем. Сэр Георг Шолти был дирижером, а в актерском составе были Михал Доколоманский в роли Онегина и Магдалена Вашарева в роли Татьяны (в исполнении Терезы Кубяк ).
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Тарускин, Ричард (1992). «Евгений Онегин». В Сэди, Стэнли (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Том. 4. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1191. ИСБН 978-0-19-522186-2 .
- ^ «Чайковский сочинил либретто... сам, несмотря на раннее участие Шиловского». Познаньский, д.35, с. 629
- ^ Александр Познанский, Чайковский: В поисках внутреннего человека , с. 543. 7 сентября 1893 года, всего за два с небольшим месяца до своей смерти, Чайковский еще раз посетил Гамбург, специально для того, чтобы послушать, как Малер дирижирует свою оперу «Иоланта» (Познанский, стр. 570).
- ^ База данных Фанни Муди Opera Scotland
- ^ Gustav-mahler.es. Архивировано 24 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ↑ Части этого обзора были впервые опубликованы в Opera japonica ( архивировано 15 июня 2011 г. в Wayback Machine ; автор: Саймон Холледж) и публикуются здесь с разрешения.
- ^ Список Арии Ленского
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Евгений Онегин : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Либретто
- Чайковский Исследования
- Евгений Онегин в Operabase
СМИ, связанные с Евгением Онегином, на Викискладе?