Николас Гедда
Николас Гедда | |
---|---|
![]() Николай Гедда, 1959 год. | |
Рожденный | Гарри Густав Николай Пайк 11 июля 1925 г. |
Умер | 8 января 2017 г. | ( 91 год
Гарри Густав Николай Гадда , [ 1 ] более известный как Николай Гедда (11 июля 1925 г. - 8 января 2017 г.), [ 2 ] был шведским оперным тенором . Дебютировав в 1951 году, Гедда сделал долгую и успешную карьеру в опере до тех пор, пока в июне 2003 года ему не исполнилось 77 лет, когда он сделал свою последнюю оперную запись. Владея языками, он исполнял оперы на французском, русском, немецком, итальянском, английском, чешском и шведском языках. [ 3 ] а также один на латыни. В январе 1958 года он исполнил партию Анатоля на мировой премьере американской оперы «Ванесса» в Метрополитен-опера . [ 4 ] Сделав около двухсот записей, [ 5 ] Гедда - один из самых популярных оперных певцов в истории. [ 6 ] Его пение наиболее известно красотой тона, вокальным контролем и музыкальным восприятием. [ 7 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Гарри Густав Николай Гядда, который позже изменил написание своей фамилии на Гедда, родился вне брака в Стокгольме у матери-шведки и отца-полурусского. Его воспитывали тетя Ольга Гядда и приемный отец Михаил Устинов (дальний родственник Петра Устинова ), который пел на басу в Жарова Сержа хоре донских казаков и был кантором в русской православной церкви. [ 8 ] Гедда вырос на двух языках: шведском и русском, а с 1929 по 1934 год, когда его семья жила в Лейпциге , Германия, он выучил немецкий язык. В 5 лет Гедда приняла участие в вокальном квартете при православной церкви города. [ 1 ] Они вернулись в Швецию в 1934 году, и мальчик учился в средней школе Катарины и гимназии Сёдра. [ 9 ] В школе он выучил английский, французский и латынь, а после окончания школы выучил итальянский самостоятельно.
Гедда сначала работал кассиром в местном банке в Стокгольме и был вынужден финансово поддерживать своих родителей, находившихся в тяжелом положении; его спальным местом была ниша рядом с кухней в их квартире в Стокгольме. [ 1 ] Однажды он сказал клиенту – члену оркестра Королевского оперного театра – что ищет хорошего преподавателя пения, и клиент порекомендовал Карла Мартина Омана. [ 9 ] известный вагнеровский тенор 1920-х годов, которому также приписывают открытие Юсси Бьёрлинга . Оман был в восторге от Гедды и взял его в ученики, вначале бесплатно, потому что Гедда в то время содержал своих родителей. Два месяца спустя его успехи были настолько велики, что он получил грант, а затем и премию Кристины Нильссон . Через несколько месяцев он получил стипендию, а позже смог оплатить уроки пения Омана. В Королевской академии музыки и оперной школе в Стокгольме Гедда учился в классе Курта Бендикса и Рагнара Хильтен-Каваллиуса с 1950 по 1952 год. [ 1 ]
Оперная карьера
[ редактировать ]Гедда дебютировал в Шведской королевской опере в Стокгольме в составе вокального квартета на премьере оперы «Der rote Stiefel» Сутермейстера в ноябре 1951 года. [ 10 ] В апреле 1952 года, в возрасте 26 лет, Гедда триумфально дебютировал в главной роли в Стокгольме, исполнив Шапелу в опере Адольфа Адама « Le postillon de Lonjumeau » вместе с Хьёрдисом Шимбергом . «Ronde du Postillon» в опере (« Mes amis, écoutez l'histoire ») считается одной из самых сложных теноровых арий во всей опере, поскольку требует от солиста требовательного высокого ре.
Раннюю оценку пения Гедды дал Уолтер Легге после того, как он впервые услышал, как Гедда поет роль Дмитрия в запланированной записи « Бориса Годунова» .
По прибытии в аэропорт толпа журналистов спросила меня, не хочу ли я услышать их прекрасные молодые шведские голоса. Естественно, мне было интересно, но я не ожидал ни статей на первых полосах, которые появились на следующее утро, ни массы писем и почти непрерывных телефонных звонков с просьбой выслушать меня. Мне пришлось на пару дней просить у директора Оперы зал, чтобы выслушать около 100 молодых претендентов. Первой мне спела (в 9.30 утра) Гедда, которая, по-моему, только один раз пела публично. Он спел « Песню цветов Кармен» так нежно и страстно, что я тронулся почти до слез. Он исполнил сложную восходящую гамму, закончившуюся ясной и блестящей си-бемоль. Почти извиняющимся тоном я попросил его попробовать спеть так, как написано: pianissimo, rallentando и diminuendo . Не поворачивая и волоса, он совершил почти чудо, невероятно красиво и без усилий. Я попросил его вернуться в 8 часов вечера и сообщил жене, что великий певец упал мне на колени и Добровен , что, хотите верьте, хотите нет, эта 23-летняя Гедда была посланным небесами Дмитрием для нашего Бориса. [ 11 ]
В результате прослушивания с Легге Гедда получил контракт на три записи опер HMV - « Борис Годунов» , « Die Lustige Witwe» и « Das Land des Lächelns» - а также мессу си минор Баха и сольный концерт шведских песен в сопровождении Бендикса. [ 1 ] В 1953 году он дебютировал в Ла Скала в роли Дона Оттавио в «Дон Жуане» Орфа , а затем в роли одного из солистов-теноров на премьере «Трионфо ди Афродиты» . [ 10 ] В январе следующего года он дебютировал в Парижской опере в партии Дэймона в «Галантных Индии» , с Юоном в и » Вебера «Обероне Тамино в «Волшебной флейте» в том же году, Альфредо в «Травиате» и герцогом Мантуанским в «Риголетто» в «Риголетто». 1956, Кассио в «Отелло» 1957 года и главная роль в «Фаусте» 1961 года. [ 12 ] В это время он базировался во Франции и начал сотрудничать с фестивалем в Экс-ан-Провансе в 1954 году, начиная с Бельмонте в «Die Entführung aus dem Serail» и Винсента в «Мирей» , затем Орфеи в «Орфее и Эвридике» , Теспида и Меркурия в «Платее». и Феррандо в «Così fan tutte »; [ 13 ] записывается несколько постановок. [ 14 ] Diapason Журнал назвал его величайшим французским тенором своего поколения, как за его важную роль в «Фаусте» и «Сказках Гофмана» , так и за его роль в возрождении интереса к французской большой опере, которая во многом была обязана его способности соответствовать требованиям таких ролей, как Арнольд в «Гийоме Телле» , «Челлини» и «Эне» Берлиоза, а также главной роли в «Пророке » Мейербера . [ 15 ] В 1966 году, прежде чем приступить к роли в «Ковент-Гарден» , Гедда сказал, что Челлини была одной из его любимых ролей; когда он готовил роль для постановки Голландского фестиваля в 1961 году, он полностью погрузился в историческую личность итальянского ювелира и скульптора XVI века. [ 9 ]
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
В Зальцбурге он принял участие в премьере в августе 1957 года трехактной версии « Рольфа Либермана » Школы женщины (в партии Оронта) под управлением Джорджа Селла , где Гедда «сочетал свой свободный лирический тенор с оживлением личности, которое стало неожиданностью». [ 16 ] После своего дебюта в США в роли Фауста в Питтсбурге в 1957 году Гедда дебютировал в Метрополитен-опера в главной роли в опере Гуно « Фауст» . в том же году [ 10 ] и спел там 28 ролей в течение следующих 26 лет, включая Анатоля в мировой премьере « Барбера » Ванессы и американской премьере Менотти » «Последнего дикаря . Он был последним певцом, вышедшим на сцену «старого Метрополитена»: последний занавес гала-вечера опустился после его появления в финале « Фауста» . [ 9 ]
Гедда дебютировал в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 1954 году в роли герцога в опере Верди « Риголетто » (на английском языке). Он вернулся в 1963 году для «Осуждения Фауста» и для «Бенвенуто Челлини» (в 1966, 1969 и 1976 годах); Альфредо в 1972 году, Густав III в 1977 году, Неморино в 1981 году, Ленский (в 1979 и 1982 годах) и Абдису в Палестрине . [ 17 ]
Единственным набегом Гедды в «Вагнере» стала заглавная роль в «Лоэнгрине» в Стокгольме в январе 1966 года, где один критик написал, что его «владение интонацией и ритмом способствовало созданию чрезвычайно красивого впечатления уже от его появления без сопровождения в первом акте». [ 18 ] Он должен был спеть «Лоэнгрина» на Байройтском фестивале в 1967 году, но участие в американском телевизионном фильме « Фауст» летом того же года помешало этому. [ 9 ]
Гедда сделал более 200 полных записей LP и CD в самых разных стилях. [ 1 ] и некоторые роли можно считать одними из самых сложных во всем оперном репертуаре, особенно Арнольд в и Россини «Гийоме Телле» Артуро в «Пуритане» , обе из которых требуют высоких нот и легкой линии легато. В записях он также был отмечен в более лёгких операх, будь то венские оперетты Штрауса ( «Летучая мышь» , «Eine Nacht in Venedig» , «Wienerblut» ) или Легара ( «Die lustige Witwe» , «Das Land des Lächelns» ), Бернштейна ( «Кандид» ) или Хана ( «Сибулетта» ). . [ 15 ]
У него была небольшая роль в фильме 1952 года «Эльдфогельн» , в котором он спел « Ack, Värmeland du sköna ». [ 19 ]
Певец необычайного долголетия, Гедда активно работал до конца 70-х годов; в мае 2001 года он записал партию императора Альтоума в Пуччини » «Турандот и роль Первосвященника в Моцарта » «Идоменее в июне 2003 года.
Арт-песня
[ редактировать ]В дополнение к своим оперным выступлениям Гедда вел активную параллельную карьеру на концертной площадке и в качестве сольного исполнителя, имея большой репертуар французских, немецких, скандинавских и русских авторских песен , а также более крупные произведения для концертной площадки. В качестве интерпретатора Лидера он более 25 лет выступал с пианистом Яном Эйроном . [ 20 ] Языковые навыки, интеллектуальный подход и музыкальность Гедды, а также его обширные записи сделали его особенно незаменимым в этом жанре. [ 21 ] Он также пел и записывал духовную музыку, в том числе русскую литургическую музыку. [ 22 ] В его дискографию входят масштабные духовные произведения, такие как « Реквием Моцарта» Бетховена , «Христос на Елеонской горе» , «Торжественная месса» и «Девятая симфония» , «Лелио, или возвращение к жизни» , «Илия» , « Реквием Верди » и «Сон Геронтия» ; в то время как его песенный репертуар простирался за пределы шведских композиторов и народных песен до Шуберта , Шумана , широкого спектра русских романсов от Глинки до Рахманинова , мелодий » Яначека , «Дневника исчезнувшего и многих русских народных песен.
Почести
[ редактировать ]В 1965 году он стал шведским придворным певцом , а в 1966 году был принят в Шведскую королевскую музыкальную академию . В 1968 году он был награжден шведской королевской медалью Litteris et Artibus . В 1976 году он был награжден Золотой медалью за продвижение музыкального искусства (швед. För tonkonstens främjande ) Шведской королевской музыкальной академией, а в 2007 году он получил премию Карузо.
В 2010 году он получил Орден Почетного легиона (Légion d'honneur), высшую французскую награду, от тогдашнего президента Франции Николя Саркози .
Гедда был приглашенным профессором Королевской музыкальной академии в Лондоне, а в 1994 году стал почетным членом Королевской академии . [ 23 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Помимо музыки, у Гедды было много увлечений: он был заядлым спортсменом, знатоком живописи и скульптуры, начитанным в литературе, часто читая произведения крупных романистов в оригинале, на котором он владел языком. У него также была страсть к посещению зоопарков, и он говорил, что, если бы ему не приходилось путешествовать по своей профессии, он бы хотел «держать полный зверинец у себя дома». [ 9 ]
Его первый брак был с пианисткой Надин Сапуновой-Новой. [ 24 ] [ 25 ] (1953–1961), его второй — Анастасии Каравиотис, американке греческого происхождения (1965–1991), а последний с 1997 года — журналистке и писательнице Айно Селлермарк.
Свою первую мемуару «Gåvan är inte gratis » («Подарок не даром») он опубликовал в 1977 году с помощью своей будущей жены Айно Селлермарк. [ 26 ] Это было переведено как «Николай Гедда: Моя жизнь и искусство» , опубликованное Amadeus Press в 1999 году. [ 27 ]
О его смерти 8 января 2017 года в возрасте 91 года его семья не сообщила до 9 февраля 2017 года. Он умер после приступа в своем доме в Толоченазе в кантоне Во сердечного , Швейцария. [ 28 ] Он был похоронен на безымянном мемориальном участке ( minneslund ) в Галарварвскиркогордене , Стокгольм. [ 29 ]
Частичная дискография
[ редактировать ]Ниже приводится подборка студийных записей Gedda, либо упомянутых в основном тексте, либо появившихся в томах 1 и 2 Opera on Record , либо получивших розетку в книгах Penguin Record Guide .
- Бах – Месса си минор , (тенор соло) Хор филармонии и оркестр филармонии , Отто Клемперер EMI 1967
- Беллини - I puritani (Артуро) Амброзианский хор , Лондонский филармонический оркестр , Юлиус Рудель , ABC 1973
- Берлиоз - Бенвенуто Челлини (Челлини) Хор Королевской оперы , Симфонический оркестр BBC , Колин Дэвис , Philips 1972
- Бернштейн – Кандид (Губернатор, Вандердендур, Рагоцкий) под управлением Бернштейна. Дойче Граммофон, 1991 г.
- Бизе - Кармен (Дон Хосе) Оркестр и хор RTF, Томас Бичем , HMV 1959
- Бизе - Кармен (Дон Хосе) Хор Рене Дюкло, Оркестр Парижской оперы, Жорж Претр , HMV 1964
- Элгар - Сон Геронтия (Геронтиуса) Хор Джона Олдиса, Оркестр Новой Филармонии, Адриан Боулт , EMI 1975
- Энеску - Эдипе (Лебергер) Орфеон Доностиерра, Филармонический оркестр Монте-Карло , Лоуренс Фостер , EMI 1989
- Глюк – Орфея и Эвридика (Орфея) Оркестр Парижской консерватории, Луи де Фроман , Пате, 1956
- Гуно - Фауст (Фауст) Хор и оркестр Парижской оперы, Андре Клюитенс , HMV 1954 и 1958 гг.
- Легар - «Веселая вдова Хор и оркестр Филармонии » (Камилла), Ловро фон Матачич , EMI 1962
- Массне - Вертер (Вертер) Орк и хор ОРТФ, Жорж Претр, HMV 1968
- Моцарт – Похищение из Сераля (Бельмонте) Хор и оркестр Венской государственной оперы, Йозеф Крипс , EMI 1966
- Моцарт - Волшебная флейта (Тамино) Филармонический хор и оркестр, Отто Клемперер, HMV 1964
- Mussorgsky – Boris Godunov (Grigory/Dmitry) Russian Chorus of Paris, French National Radio Orchestra, Issay Dobrowen , HMV 1952
- Оффенбах – Сказки Гофмана (Хоффманн) Хор Рене Дюкло, Оркестр Парижской консерватории, Андре Клютенс, EMI 1964
- Прокофьев – Война и мир (Анатол Курагин) Хор и оркестр Французского национального радио, Мстислав Ростропович , Эрато
- Пуччини – Богема (Родольфо) Хор и оркестр Римской оперы, Томас Шипперс , EMI 1963
- Пуччини – Мадам Баттерфляй (Пинкертон) Хор и оркестр Ла Скала, Герберт фон Караян , EMI 1955
- Россини - Гийом Телль (Арнольд) Амброзианский хор, Королевский филармонический оркестр, Ламберто Гарделли , EMI 1972
- Шостакович – Леди Макбет Мценского уезда (Сергей) Хор Амброзианской оперы, Лондонский филармонический оркестр, Ростропович, EMI 1979
- Штраус – Филармония «Летучая мышь » (Эйзенштейн), Герберт фон Караян, EMI 1955
- Верди – Риголетто (Герцог) Хор и оркестр Римской оперы, Франческо Молинари-Праделли , EMI 1967
- Русские литургические песнопения – (тенор соло) Хор Русского православного собора, Париж, Ойген Эвец, Philips 1972
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Гастингс, Стивен (апрель 2017 г.). «Николай Гедда, 1925–2017». Опера . Том. 68, нет. 4. стр. 460–462.
- ^ Декалф, Уильям (9 февраля 2017 г.). «Шведский тенор Николай Гедда умер» [Шведский тенор Николай Гедда умер] Музыка Франции (на французском языке). Стокгольм . Получено 9 февраля.
- ^ Гедда и Селлермарк Гедда 1999 , стр. 203–218.
- ^ Гедда и Селлермарк Гедда 1999 , с. 203.
- ^ Гедда и Селлермарк Гедда 1999 , стр. 225–237.
- ^ Бруг, Мануэль (11 июля 2015 г.). «Сияющая улыбка в стране музыки» . Мир (на немецком языке) . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Варрак, Джон ; Уэст, Юэн (1996). «Николай Гедда». Краткий Оксфордский оперный словарь (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
- ^ Домашняя страница Николая Гедды
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гизела Сторйоханн. «Люди: 67 – Николай Гедда». Опера , декабрь 1966, вып. 17, нет. 2, с. 939–944.
- ^ Jump up to: а б с Розенталь, Гарольд ; Блит, Алан (2020). «Гедда [Устинофф], Николай (Гарри Густав)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.10810 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Легг, Уолтер (1998). Уолтер Легг: слова и музыка . Рутледж (Великобритания) , стр. 204–205. ISBN 0-415-92108-2 .
- ^ «Парижские оперные певцы» . Французская Арт-Лирик . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Пэрис, Ален . Словарь исполнителей и музыкальной интерпретации ХХ века. Éditions Robert Laffont , Париж, 1995 г. (стр. 443–444).
- ^ Д. Керн Холоман. Societe des Concerts du Conservatoire - записи фестиваля в Экс-ан-Провансе, заархивированные 16 сентября 2011 г. в Wayback Machine , доступ осуществлен 22 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дюпюи, Эммануэль. Дань – Николай Гедда «Ваш покорный слуга». Диапазон , нет. 656, апрель 2017 г., стр. 26–29.
- ^ Портер, Эндрю . «Фестивальный постскриптум: Зальцбург». Опера , ноябрь 1957 года, вып. 8, нет. 11, стр. 697, 700.
- ^ «Перформанс: Николай Гедда» . Королевский оперный театр . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ Берглиот Крон Бухт. Репортаж из Стокгольма. Опера , июнь 1966 г., стр. 482–3.
- ↑ Eldfågeln (1952) в базе данных шведских фильмов , по состоянию на 14 мая 2007 г.
- ^ «Яну Эйрону 70 лет» [Jan Eyron 70 Years]. Хельсингборгский Дагблад (на шведском языке). 3 июня 2004 г. Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Миллер, Ричард (8 января 2004 г.). Решения для певцов: инструменты для каждого исполнителя и преподавателя . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 118. ИСБН 978-0-1951-6005-5 . Проверено 24 января 2022 г.
Независимо от этнического или национального происхождения певца, мастерство дикции и произношения во многом зависят от принципа опережения согласных. Николай Гедда – яркий пример международного артиста, который прекрасно поет на языках, которые ему не родны. Как и Фишер-Дискау , он широко использует упреждающий согласный. Список нынешних певцов, освоивших эту технику, включает большинство великих певцов современности.
- ^ Николай Гедда: Русская православная церковная музыка на AllMusic
- ^ «О нас: Почетные члены Королевской музыкальной академии» . Королевская музыкальная академия . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Les Lundis Musics de l'Athénée (режиссер: Пьер Берже ), изд. (18 марта 1985 г.). Сольный концерт Николай Гедда, тенор; Надя Гедда Нова, пианистка, Париж (на французском языке).
произведения Респиги, Доницетти, Гуно, Бизе...
. - ^ Ризу, Кристоф (9 февраля 2017 г.). «Смерть Николая Гедды» . Forumopera.com (на французском языке).
- ^ Николай Гедда; Айно Селлермарк (1977). Подарок не бесплатный (на шведском языке). Бонни. ISBN 978-9-1004-1939-4 .
- ^ Гедда и Селлермарк Гедда, 1999 .
- ^ Фокс, Маргалит (10 февраля 2017 г.). «Николай Гедда, знаменитый оперный тенор, умер в возрасте 91 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ^ «Гедда, Гарри Густав Николай - Поиск гравсатт на SvenskaGravar.se» . www.svenskagravar.se . Проверено 12 июня 2024 г.
Источники
- Гедда, Николас; Селлермарк Гедда, Айно (1999). Николай Гедда: Моя жизнь и искусство . Серия оперных биографий (том 12). Перевод Тома Геддеса. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 978-1-5746-7048-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Николаем Геддой, на Викискладе?
- Неофициальный фан-сайт Николая Гедды (на английском и немецком языках)
- Николай Гедда (на немецком языке) из архива австрийской Медиатеки.
- 1925 рождений
- смертей в 2017 году
- Шведские оперные теноры
- Шведы русского происхождения
- Академики Королевской музыкальной академии
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Лауреаты премии Грэмми
- Получение писем и искусств
- Шведские оперные певцы XX века
- Шведские оперные певцы XXI века
- Певцы из Стокгольма
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы