Jump to content

Бенвенуто Челлини (опера)

Добро пожаловать Челлини
Опера-семисерия Гектора Берлиоза
Афиша к премьере
Либреттист
Язык Французский
На основе Добро пожаловать Челлини
Премьера
10 сентября 1838 г. ( 10 сентября 1838 г. )

«Бенвенуто Челлини» оперная полусерия в четырех картинах (в двух или трех действиях). [ 1 ] ) Гектора Берлиоза , его первая полнометражная работа для сцены. Премьера состоялась в Королевской академии музыки ( Зал Ле Пелетье ) 10 сентября 1838 года. Это постановка либретто Леона де Вайи и Анри Огюста Барбье , которые придумали большую часть сюжета, вдохновленного мемуарами флорентийского скульптора Бенвенуто Челлини . Опера технически сложная. [ 2 ] и до 21 века исполнялся редко. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Но ее увертюра иногда звучит в оркестровых концертах, как и концертная увертюра «Романский карнавал» , сочиненная Берлиозом на основе материала оперы.

История композиции

[ редактировать ]

Берлиоз написал в своих «Воспоминаниях» о предыстории оперы:

Меня сильно поразили некоторые эпизоды из жизни Бенвенуто Челлини . Я имел несчастье полагать, что они станут интересной и драматической темой для оперы, и попросил Леона де Вайи и Огюста Барбье… написать на их основе либретто. [ 6 ]

Единственный сюжетный элемент, почерпнутый непосредственно из мемуаров Челлини, касается отливки его знаменитой статуи Персея с головой Медузы для герцога Козимо I Медичи , хотя это было сделано во Флоренции, где она до сих пор стоит в Лоджии Ланци , а не в Рим, как сказано в опере. Все персонажи оперы, кроме Челлини и папы Климента VII , назначенного комиссаром статуи вместо Козимо, и всех остальных эпизодов, вымышлены. [ 7 ]

Оригинальное либретто, которое утеряно, похоже, было в формате комической оперы ; он был отклонен труппой Парижской оперы-Комик . Затем история была переработана как полусерия оперы без устных диалогов и предложена Парижской опере , где в 1835 году ее принял новый директор этой труппы Анри Дюпоншель . [ 8 ] Фактическое сооружение началось в 1836 году. Дата его завершения неизвестна. Некоторые исследователи Берлиоза говорят, что он был завершен в том же году, прежде чем композитор обратил свое внимание на свою огромную «Grande messe des morts» в 1837 году. В любом случае ее премьера была назначена на июнь 1838 года, отложена и, наконец, дана в Опере 10 сентября 1838 года. под управлением Франсуа Хабенека и с Жильбером Дюпре в главной роли. Вероятно, композитор продолжил работу над партитурой или, по крайней мере, внес в нее изменения в 1838 году, после того как « Большая месса» была завершена.

Премьера и редакции

[ редактировать ]

На премьере, в костюмах Поля Лормье и декорациях Рене-Юманите Филастра и Шарля-Антуана Камбона , публика после первых нескольких номеров шипела большую часть музыки. [ 9 ] В 1851 году Ференц Лист предложил возродить оперу в новой постановке в Веймаре , предложив Берлиозу изменить партитуру. Новая версия была фактически подготовлена ​​и исполнена в Веймаре в следующем году, ее заглавную партию исполнял Карл Бек , тот самый тенор, который написал в » Вагнера «Лоэнгрин 1850 году, также при Листе, и чьи вокальные способности продолжали проявляться. такое же снижение, как и два года назад. Бенвенуто Челлини также исполнялся в Лондоне в 1853 году, но снова был плохо принят. Его последние выступления при жизни Берлиоза состоялись в Веймаре в 1856 году, на этот раз без ушедшего на пенсию Бека.

В 1856 году в Германии была опубликована партитура Веймарской версии; Шуденс в 1863 году выпустил его французское издание. Томазен Ла Мэй исследовал веймарскую версию оперы. [ 10 ] критическое издание оперы Хью Макдональда Verlag опубликовало В 1996 году издательство Bärenreiter как часть New Berlioz Edition . [ 11 ] с учетом всех трех версий, поскольку во всех трех участвовал сам композитор:

  • оригинальная версия в том виде, в каком ее написал Берлиоз («Париж 1») до изменений, требуемых цензурой; сегодня это предпочтительнее
  • опера, премьера которой состоялась в 1838 году («Париж 2») после изменений, внесенных цензурой; сегодня это бесполезно
  • версия 1850-х годов («Веймар»), отражающая изменения, предложенные Листом; в ней три действия, она используется до сих пор и является основой многих справочников по опере.

История выступлений

[ редактировать ]

После смерти Берлиоза время от времени проводились выступления - в Ганновере в 1879 году, в Вене в 1911 году и в рамках первого сезона в Театре Елисейских Полей с 31 марта 1913 года шесть представлений под управлением Феликса Вейнгартнера . [ 12 ] Вслед за «Троянами» в 1935 году Общество Гранд-опера Глазго в следующем году поставило Бенвенуто Челлини вместе с постановкой « Беатрис и Бенедикт» ; Эрик Чисхолм дирижировал. [ 13 ] Опера была возрождена в Вене в 1952 году, где и была записана. Четыре года спустя оперная труппа Карла Розы , британская гастрольная организация, включила ее в свой репертуар, дав два спектакля при переполненных залах лондонского театра Сэдлерс Уэллс в 1957 году; главную роль исполнил Чарльз Крейг , тогда еще в начале своей карьеры. [ 14 ] Дирижер Антал Дорати возглавил работу в Лондоне в 1963 году с Ричардом Льюисом и Джоан Карлайл, и снова была сделана запись. Королевский оперный театр не ставил «Бенвенуто Челлини» до 15 декабря 1966 года, когда главную роль спела Гедда. Премьера оперы состоялась в Швейцарии в Женеве в 1964 году, а первые итальянские постановки состоялись в 1967 году в Неаполе.

в Лондоне сделала первую студийную запись После того, как в июле 1972 года компания Philips в Брент-Таун-Холле с использованием ранней двухактной редакции, интерес к опере вырос. Первая американская постановка состоялась в 1975 году Бостонской оперной труппой под музыкальным руководством Сары Колдуэлл с Джоном Викерсом в главной роли и Джоном Рирдоном в роли Фьерамоски. [ 15 ] Постановки были организованы, среди прочего, в Риме (1973 и 1995 годы), Лионе (1982 год) и Флоренции (1987 год).

Появление оперы в « Новом издании Берлиоза» в конце 1990-х годов способствовало ее признанию. Действительно, в 21 веке это произведение превратилось в репертуарное произведение с новыми постановками и записями в Лондоне и Амстердаме (1999 г.), Берлине, Париже и Нью-Йорке (2003 г.), а также в Лондоне, Стокгольме и Зальцбурге (2007 г.). Он был исполнен в 2002 году Оперным оркестром Университетского колледжа, любительским студенческим оркестром и хором, специализирующимся на британских премьерах и редко исполняемых операх. [ 16 ] Эти спектакли в Нью-Йорке, а их восемь, были первыми в Метрополитен-опера : Джеймс Левин дирижировал постановкой Андрея Щербана , а Марчелло Джордани - в роли Челлини. [ 17 ] [ 18 ] Зальцбургскую постановку дирижировал и снимал Валерий Гергиев . [ 19 ] Премьера спектакля Терри Гиллиама с либретто в английском переводе Чарльза Харта состоялась в Английской национальной опере 5 июня 2014 года с Майклом Спайрсом в главной роли и дирижером Эдвардом Гарднером . [ 20 ] В следующем году Марк Элдер провел постановку в Амстердаме, которая также была снята; Джон Осборн пел Челлини. Осборн снова исполнил эту роль в Риме в 2016 году. Совсем недавно на DVD была выпущена постановка 2019 года в Версальском замке под управлением Джона Элиота Гардинера , скульптором которой выступил Спайрс.

Роли, типы голоса, премьерный состав
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 10 сентября 1838 г.
Дирижер: Франсуа Хабенек [ 21 ]
Тереза, дочь Бальдуччи сопрано Жюли Дорус-Гра
Асканио, ученик и, возможно, сын Челлини меццо-сопрано Розин Штольц
Бенвенуто Челлини , художник, скульптор, ювелир. тенор Жильбер Дюпре
Бальдуччи, казначей Папы и отец Терезы баритон Проспер Деривис
Фьерамоска, скульптор Папы Римского баритон Жан-Этьен-Огюст Массоль
Папа Климент VII [ 22 ] бас Жак-Эмиль Серда
Франческо, ремесленник тенор Франсуа Вартель
Бернардино, ремесленник бас Фердинанд Провост
трактирщик тенор Х.-М. Трево
Помпео, друг Фьерамоски баритон Молинье
Колумбина разговорный
Хор: маскировщики, соседи, слесари, друзья и ученики Челлини, труппы, танцоры, народ, гвардия, белые монахи,
свита Папы, литейщики, рабочие, зрители

Костюмы для оригинальной постановки 1838 года разработал Поль Лормье (1813–1895). [ 23 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]
Время: три дня подряд в 1532 году, а именно вечер Масленицы , вечер Марди Гра , рассвет Пепельной среды и вечер Пепельной среды для четырех картин соответственно.
Место: Рим.
Структура: Таблицы пронумерованы независимо в «Новом издании Берлиоза» ; Таблицы I и II соответствуют Акту I, а Таблицы III и IV составляют Акт II ; в Веймарской версии, которая отражает изменения, предложенные Листом, и является основой многих справочных работ об опере, Таблицы I - это Акт I , Таблицы II - это Акт II , а Таблицы III и IV с удаленными фрагментами называются Актом III .

Табло I (резиденция Бальдуччи)

[ редактировать ]

Бальдуччи был вызван на встречу с Папой Климентом VII по поводу заказа скульптору Бенвенуто Челлини бронзовой статуи Персея. Бальдуччи предпочел бы Фьерамоску в качестве скульптора; он также надеется выдать свою дочь Терезу замуж за Фьерамоску. Но Тереза ​​влюблена в Челлини. Прежде чем Бальдуччи пойдет на встречу с Папой, на сцену выходят Челлини и другие празднующие карнавал и забрасывают Бальдуччи fausses драже (мучные гранулы), из-за которых он выглядит «как леопард». Однако он не может отмыться, поэтому продолжает свою встречу.

Букет цветов вылетает из окна и приземляется к ногам Терезы. Прилагается записка от Челлини, в которой говорится, что он приедет. Он делает это и объясняет свой план забрать ее у отца, чтобы они могли жить вместе. Он и его помощник Асканио переоденутся монахами и заберут ее у отца во время празднования Марди Гра, когда грохот пушки Кастель Сант-Анджело ознаменует окончание карнавала. Без их ведома Фьерамоска также вошел в комнату и подслушивал план.

Услышав приближение Бальдуччи, Фьерамоска прячется в спальне Терезы, а Челлини прячется за дверью главной комнаты. Чтобы отвлечь отца, Тереза ​​придумывает историю о шуме в ее спальне. Бальдуччи отправляется на расследование, а Челлини убегает. К удивлению Терезы, Бальдуччи выводит из спальни Фьерамоску. Он и Тереза ​​призывают слуг и соседей схватить Фьерамоску и бросить его в фонтан, но Фьерамоска вырывается из толпы.

Tableau II (таверна, а затем площадь Колонна)

[ редактировать ]

Челлини, его ученики и друзья восхваляют ювелиров. Бернардино просит еще вина, но трактирщик требует оплатить счет. Затем появляется Асканио с предоплатой Папы за статую Персея, а также с предупреждением, что отливка статуи должна произойти на следующий день. Сумма аванса меньше ожидаемой, что дает новый импульс плану поиздеваться над Бальдуччи у стенда Кассандро той ночью.

Фьерамоска также услышал об этом плане и признался в этом своему другу Помпео. Помпео предлагает им тоже замаскироваться под монахов и самим похитить Терезу.

Люди собираются на площади. Толпа собирается у стенда Кассандро, где «пантомима-опера царя Мидаса или Ослиные уши разворачивается ». Входят Бальдуччи и Тереза, вскоре после этого Челлини и Асканио, одетые как монахи, а затем точно так же замаскированные Фьерамоска и Помпео. В пантомиме Арлекин соревнуются за внимание короля Мидаса , и Пьеро одетого как Бальдуччи. При этом на сцену выходит настоящий Бальдуччи, оставив Терезу одну. Обе группы «монахов» затем подходят к Терезе, к ее замешательству. Четверо монахов начинают сражаться на мечах, и в схватке Челлини смертельно ранит Помпео. Толпа замолкает, а Челлини арестовывают за убийство. Когда его собираются увести, из замка Сант-Анджело раздаются три пушечных выстрела, обозначающие конец Карнавала и начало Великого поста . Все огни на площади погашены. В темноте и возникшем замешательстве Челлини убегает от похитителей, а Асканио и Тереза ​​​​уходят. Затем вместо Челлини по ошибке арестовывают Фьерамоску.

Табло III (мастерская Челлини)

[ редактировать ]

Асканио и Тереза ​​ждут Челлини в его мастерской. Когда мимо проходит процессия монахов, они присоединяются к молитве. Затем входит Челлини, все еще в облике монаха, и рассказывает о своем побеге. Поскольку теперь его разыскивают за убийство, он планирует бежать из Рима вместе с Терезой, но Асканио напоминает ему о его обязанности отлить статую. Асканио уходит искать лошадь. Затем появляются Бальдуччи и Фьерамоска. Бальдуччи объявляет Челлини убийцей, а затем обещает Терезе выйти замуж за Фьерамоску.

Затем появляется Папа, чтобы проверить, как продвигается работа над статуей. Челлини оправдывается, но Папа отклоняет их и решает передать заказ другому скульптору. Затем Челлини угрожает уничтожить форму, и когда к нему приближаются стражники Папы, он поднимает молот. Затем Папа делает Челлини предложение: если Челлини сможет отлить статую в тот же вечер, он простит Челлини преступления и позволит ему жениться на Терезе. Но если Челлини потерпит неудачу, его повесят.

Бронзовая скульптура Бенвенуто Челлини.

Таблица IV (Литейный цех)

[ редактировать ]

После арии Асканио Челлини выходит на сцену и в размере 6/8 размышляет о тихой жизни пастуха. Кузнецы литейного завода ( фондеры ) поют морскую лачугу, в чем Челлини видит дурное предзнаменование. Асканио и Челлини призывают их продолжать работу. Фьерамоска прибывает с приспешниками и вызывает Челлини на дуэль, которую Челлини принимает, прося уладить спор на месте. Но Фьерамоска хочет, чтобы он обосновался в другом месте. Челлини соглашается. Фьерамоска и его люди уходят.

Тереза ​​приходит и видит, как Асканио вручает Челлини рапиру. Челлини уверяет ее, что он будет в безопасности, и уходит. В одиночестве она слышит, как кузнецы начинают складывать свои инструменты, поскольку им не заплатили и они не получили указаний от Челлини. Она пытается заверить их, что в конечном итоге им заплатят, но безуспешно. Входит Фьерамоска. Тереза ​​теряет сознание, думая, что Челлини мертв. Это не так, поскольку Фьерамоска собирается предложить кузнецам взятку, чтобы они полностью прекратили работу. Но это настраивает кузнецов против него, и они подтверждают свою верность Челлини, который появляется снова и вместе с кузнецами нанимает Фьерамоску для помощи в работе.

Вечером входят Папа и Бальдуччи, чтобы узнать, завершена ли статуя. Фьерамоска объявляет, что у них закончился металл, что подтверждают Франческо и Бернардино. Затем Челлини молится. Внезапно он приказывает переплавить все работы из своей мастерской, из любого металла, и повторно использовать их для «Персея», к большому ужасу Франческо и Бернардино. Спустя несколько мгновений взрыв разрывает отливку, и появляется новый великолепный Персей. Все признают успех Челлини, и Папа прощает его, как и обещал. Челлини и Тереза ​​едины. Опера завершается хором восхваления кузнецов.

Всего по состоянию на 2022 год в коммерческом выпуске находится как минимум 23 полные записи, шесть из которых — видео, в том числе следующие:

Примечания

  1. Первоначально опера состояла из двух действий; в пересмотренной Веймарской версии это число было изменено на три; в современных постановках первые два акта этой версии обычно сливаются без антракта.
  2. ^ Кунде, Грегори; Линда Войцеховски Кунде (2003). « Бенвенуто Челлини в Цюрихе: дневник репетиций». Ежеквартальный журнал «Опера» . 19 (3): 417–426. дои : 10.1093/oq/19.3.417 .
  3. ^ Эндрю Клементс (19 августа 2003 г.). «Бенвенуто Челлини: Выпускной 39, Королевский Альберт-холл, Лондон (2003)» . Хранитель . Проверено 8 июня 2007 г.
  4. ^ Донал Хенахан (10 мая 1983 г.). Берлиоза « Челлини » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 сентября 2007 г.
  5. ^ Энтони Томмазини (6 декабря 2003 г.). «Обзор оперы: Бенвенуто Челлини в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 мая 2008 г.
  6. ^ Берлиоз 2014 , с. 17.
  7. ^ Рис 2014 , стр. 22–23. Характеристика оперы исторической личности Челлини подробно рассмотрена в Саломан, Ора Фришберг (2003). героя «Литературно-музыкальные аспекты романа в опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини ». Ежеквартальный журнал «Опера» . 19 (3): 401–416. дои : 10.1093/oq/19.3.401 . (требуется подписка)
  8. ^ Макдональд 2014 , с. 13; Рид 2014 , с. 24
  9. Васслен, Кристиан, «Бенвенуто Челлини» на сайте Гектора Берлиоза для более подробной внутренней истории оперы.
  10. ^ Ла Мэй, Томазен К. (1979). » Берлиоза «Новый взгляд на веймарские версии «Бенвенуто Челлини ». Музыкальный ежеквартальный журнал . LXV (4): 559–572. дои : 10.1093/mq/lxv.4.559 . (требуется подписка) .
  11. ^ Гольдберг, Луиза (июнь 2000 г.). «Обзор Гектора Берлиоза, Бенвенуто Челлини (Новое издание, Bärenreiter) и вокальная партитура, основанная на тексте Нового издания». Примечания . 56 (4): 1032–1036. JSTOR   899879 .
  12. ^ Коббе, Густав . Полный оперный сборник Коббе , изд. Хэрвуд . Патнэм, Лондон и Нью-Йорк, 1954 год.
  13. ^ Уимбуш Р. Берлиоз в Глазго. Граммофон , май 1936 года, 12.
  14. The Musical Times , июнь 1957 г. [ неполная короткая цитата ]
  15. ^ Доступна запись этого выступления. OCLC   54404309 .
  16. ^ Предыдущие постановки UCOpera
  17. ^ Энтони Томмазини (6 декабря 2003 г.). «Рассказ ювелира, рассказанный больше, чем жизнь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 сентября 2007 г.
  18. ^ Дэвид П. Стернс (декабрь 2003 г.). «Бенвенуто Челлини в Метрополитене» . Журнал Анданте . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 26 мая 2008 г.
  19. ^ Марк Берри (16 августа 2007 г.). «Бенвенуто Челлини на Зальцбургском фестивале» . Булезиан . Проверено 26 мая 2008 г.
  20. ^ ENO 2014 , с. 3.
  21. ^ Дирижер упоминается Берлиозом в его воспоминаниях ( Берлиоз 1969 , стр. 235–236). Певцы Челлини, Терезы, Асканио, Фьерамоскы и Бальдуччи перечислены в Holoman 1989 , стр. 190. На афише к премьере указаны фамилии всего актерского состава без указания ролей ( Холоман 1989 , с. 191). Жюльен 1888 года показывает иллюстрации костюмов для трех дополнительных ролей: Серда в роли Папы или кардинала ( с. 113 ), Вартель в роли Франческо ( с. 127 ) и Прево в роли Бернардино ( с. 120 ). Полные имена певцов и их написание взяты из указателя исполнителей в Jowers & Cavanagh 2000 , стр. 466–502. Оставшиеся два певца, Трево и Молинье, были назначены на две оставшиеся роли в зависимости от типа голоса. Х.-М. Трево был тенором ( Holoman 2004 , стр. 44, 49 ), а Молинье пел басовую партию герольда в «Иерусалиме» Верди ( Budden 1973 , стр. 340). Дирижер и главные роли перечислены в Casaglia 2005 одинаково , но четыре второстепенные роли не указаны, и они считаются неверными. В частности, бас Луи-Эмиль Вартель, которому отведена роль Бернардино, родился 31 марта 1834 года, и на момент премьеры ему было всего 4 года («Вартель» в Сэди, 2001 ).
  22. Из-за вмешательства цензоров на премьере Берлиоз был вынужден заменить Папу Климента VII кардиналом Сальвиати (до 1532 года было два брата с таким именем).
  23. ^ Жюльен 1888 , стр. 113–127 ; Джоуерс и Кавана 2000 , с. 73 .
  24. ^ Пайнс, Роджер (2003). «Оперы Берлиоза на компакт-диске, опрошенные нашими редакторами и рецензентами: Бенвенуто Челлини ». Ежеквартальный журнал «Опера» . 19 (3): 427–431. дои : 10.1093/oq/19.3.427 .
  25. ^ Эдвард Гринфилд (10 декабря 2004 г.). «Берлиоз: Бенвенуто Челлини (оригинальный текст), Кунде / Чиофи / ди Донато / Лапуант / Нури / Хор Радио Франции / Национальный оркестр / Нельсон» . Хранитель . Проверено 29 апреля 2007 г.
  26. ^ Компакт-диск - Бенвенуто Челлини. Архивировано 8 июля 2011 г. в Wayback Machine.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 541ec7314ed62695e678c0e2c6c1b8b6__1723386240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/b6/541ec7314ed62695e678c0e2c6c1b8b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Benvenuto Cellini (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)