Te Deum (Берлиоз)
« Te Deum» (соч. 22 / H.118) Гектора Берлиоза (1803–1869) было завершено в 1849 году. Как и более ранняя и более известная «Grande Messe des Morts» , это одно из произведений, которое Берлиоз в своих «Мемуарах» называет «огромные композиции, которые некоторые критики называют архитектурной или монументальной музыкой». Хотя оркестровые силы, необходимые для Te Deum, не столь титаничны, как для Реквиема , произведение требует органа, который мог бы конкурировать на равных с остальным оркестром. Оно длится около пятидесяти минут и заимствовано из традиционного латинского Te Deum , хотя Берлиоз изменил порядок слов в драматических целях.
Предыстория и премьера
[ редактировать ]Te Deum изначально задумывался как кульминация великой симфонии, прославляющей Наполеона Бонапарта . [ 1 ] Готовая работа была посвящена Альберту, принцу-консорту , мужу королевы Виктории . [ 1 ] Часть материала, использованного Берлиозом в произведении, изначально была написана для его «Messe Solennelle» 1824 года. [ 2 ] считалось, что оно было уничтожено композитором, но вновь обнаружено в 1991 году. Первое исполнение произведения состоялось 30 апреля 1855 года в церкви Сен-Эсташ в Париже ; Берлиоз дирижировал ансамблем из 900 или 950 исполнителей. [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]оркестровка
[ редактировать ]Хоровые части Te Deum оцениваются по:
- 4 флейты
- 4 гобоя (один дублирующий на английском рожке )
- 4 кларнета (один дублирующий на бас-кларнете )
- 4 фагота
- 4 рога
- 2 трубы
- 2 конуса
- 6 тромбонов
- 2 офиклеиды / трубы
- литавры
- 4 теноровых барабана
- большой барабан
- 5 тарелок
- соло тенор
- 2 больших 3-частных (СТБ) смешанных хора
- 1 большой детский хор-унисон
- Струны
- 12 арф
- Орган
Есть различия в оркестровке нехоровых частей. Для прелюдии требуется пикколо и 6 малых барабанов , а для марша требуется саксгорн-пикколо и 12 арф .
Список движений
[ редактировать ]Помимо редко исполняемых или записываемых оркестровых Прелюдий и Marche pour la presentation aux drapeaux (Марш представления цветов), [ 4 ] В этом Te Deum есть шесть частей , обозначенных Берлиозом либо как гимны (Hymne), либо как молитвы (Prière), за исключением последней части, которую он обозначил как обе. Они перечислены ниже:
- Те Деум (Гимн)
- Все тебе (гимн)
- Достойный (Молитва)
- Христос, Царь славы (Гимн)
- Поэтому мы просим вас (Приер)
- Судья, вы поверите (Hymne et prière)
При исполнении Прелюдия находится между Tibi omnes и Dignare ; Марке обычно следует после Judex crederis
Прием
[ редактировать ]После первого выступления в Лондоне в 1887 году по случаю золотого юбилея королевы Виктории The Times прокомментировала:
Написанная в честь воображаемого триумфа первого Наполеона, она в конечном итоге была посвящена мирному герою, покойному принцу-консорту, и по этой причине стала удачным вкладом в музыкальные юбилейные торжества, свидетелем которых станет нынешний год. Партитура построена по колоссальному, почти невозможному плану: Берлиозу требуется оркестр из 134 исполнителей, орган в противоположном конце церкви или концертного зала, два хора по 100 певцов каждый и третий хор из 600 мальчиков. , расположенный на полпути между органом и оркестром и представляющий прихожан. Нет необходимости добавлять такую армию, она не могла бы быть размещена в Сент-Джеймс-холле, если бы она была доступна. Но даже лишенное этого исключительного великолепия, произведение не преминуло поразить зрителей природной красотой и величием своего строения. Сам Берлиоз ставил финал «Judex crederis esse venturus» выше всего, что он написал в том же стиле, и с его суждением трудно было бы не согласиться, разве что вторую часть, «Tibi omnes», следует считать еще более прекрасной, отчет о чудесной смелости и гармонии его дизайна. Но там, где все так прекрасно, указывать на отдельные достоинства почти оскорбительно. [ 1 ]
Антон Брукнер , написавший в начале 1880-х годов свой собственный «Te Deum» , раскритиковал обстановку Берлиоза как слишком светскую: [ 5 ] в то время как Камиль Сен-Санс утверждал, что он хорошо подходит для исполнения в церкви. [ 6 ]
Вторая часть, Tibi omnes , была исполнена Сиднейским симфоническим оркестром , хором Сиднейской филармонии и избранными участниками детского хора Sing 2001, чтобы сопровождать зажжение олимпийского котла на церемонии открытия летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, Австралия. . [ 7 ] [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]Дирижер | Оркестр | Хор | Тенор | Орган | Этикетка | Год |
---|---|---|---|---|---|---|
сэр Томас Бичем | Королевский филармонический оркестр | Хор мальчиков колледжа Далвич (подготовил Стэнли Уилсон ), Хор Лондонской филармонии | Александр Янг | Денис Вон | CBS | 1951 |
Колин Дэвис | Лондонский симфонический оркестр | Лондонский симфонический хор | Франко Тальявини | Николас Кинастон | Филипс | 1969 |
Даниэль Баренбойм | Парижский оркестр | Хор Парижского оркестра, Парижский детский хор, Мастерство воскресения | Жан Дюпуи | Жан Гийу | Колумбийские шедевры | 1977 |
Оганес Чекиджян | Московский филармонический оркестр | Хор Армянской ССР, Детский хор Ереванской музыкальной школы | Карлис Зариньш | Василий Долинский | Melodiya | 1979 |
Клаудио Аббадо | Молодежный оркестр Европейского сообщества | Лондонский симфонический хор, Лондонский филармонический хор, Wooburn Singers, Школьный хор Сент-Олбанса, Школьный хор Haberdashers' Aske's, Хор мальчиков Саутенда, Школьный хор Десборо, Хор Форестской школы, Виннерш, Хор приходской церкви Хай-Викомб | Франсиско Араиса | Мартин Хазельбёк | генеральный директор | 1981 |
Джон Нельсон | Парижский оркестр | Хор Оркестра Парижа, Детский хор Европейского Союза | Роберто Аланья | Мари-Клер Ален | Девственник | 2001 |
Элиаху Инбал | Симфонический оркестр Франкфуртского радио | Франкфуртский вокальный ансамбль | Кейт Льюис | Маттиас Айзенберг | блестящий | 2003 |
Колин Дэвис | Дрезденский государственный оркестр | Дрезденская академия пения | Стюарт Нил | Ханс Дитер Шёне | Профиль | 2006 |
Записи, проведенные Элиаху Инбалом и Джоном Нельсоном, включают две части, которые обычно опускаются: Прелюдию и Марш для презентации aux драпировки.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Te Deum Берлиоза», The Times , 19 мая 1887 г., стр. 10
- ^ Веб-сайт Гектора Берлиоза - Берлиоз и его музыка - самозаимствования.
- ↑ Келлер, Джеймс М. «Берлиоз: Te Deum, opus 22». Архивировано 17 сентября 2016 г. в Wayback Machine , Симфонический оркестр Сан-Франциско, по состоянию на 28 апреля 2013 г.
- ^ Берлиоз Те Деум
- ^ Хокшоу, с. 41
- ^ Сен-Санс, Камилла (январь 1916 г.). «Музыка в церкви». Музыкальный ежеквартальный журнал . 2 (1): 6. дои : 10,1093/mq/II.1.1 . JSTOR 738170 .
- ^ Баркер, Филипп. «Какую роль музыка сыграла на Олимпийских играх?» . Классическая музыка . Музыкальный журнал BBC . Проверено 1 февраля 2022 г.
- ^ Примечания к «Играм XXVII Олимпиады 2000: Музыка с компакт-диска церемонии открытия».
Ссылки
[ редактировать ]- Хокшоу, Пол (2004). Джон Уильямсон (ред.). Кембриджский компаньон Брукнера . Кембриджские спутники музыки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521804043 .