Te Deum (Брукнер)
Будьте здоровы | |
---|---|
Антон Брукнер | |
![]() Композитор в 1886 году | |
Ключ | До мажор |
Каталог | ВАБ 45 |
Текст | Будьте здоровы |
Составленный |
|
Преданность | К вящей славе Божией |
Выполненный | 2 мая 1885 г Kleiner Musikvereinssaal , Вена .: |
Опубликовано | 1885 Вена : |
Движения | 5 |
Вокал | САТБ Хор и солисты |
Инструментальный | Оркестр и орган импровизация. |
Te Deum до мажор , WAB 45, представляет собой постановку гимна Te Deum , написанного Антоном Брукнером для SATB хора и солистов , оркестра и органа ad libitum .
История
[ редактировать ]Брукнер приступил к работе над своим Te Deum с 3 по 17 мая 1881 года. [ 1 ] когда он заканчивал работу над своей Симфонией № 6 . [ 2 ] Закончив свою следующую Симфонию № 7 , [ 2 ] Брукнер возобновил работу над своим Te Deum 28 сентября 1883 года. [ 1 ] Вокальная и оркестровая партитура была завершена 7 марта 1884 года . Импровизация. партия органа добавлена в отдельную партитуру [ 2 ] 16 марта 1884 г. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Композитор посвятил произведение АМДГ. [ 1 ] «в благодарность за то, что благополучно провел меня через столько страданий в Вене». [ 5 ]
Премьера Te Deum состоялась в Kleiner Musikvereinssaal в Вене 2 мая 1885 года с солистами фрау Ульрих-Линде, Эмили Ципс, Рихардом Экслебеном и Генрихом Гасснером, с хором Венского академического Рихарда Вагнера Ферейна, Роберта Эрбена и Йозефа. Шалк заменяет оркестр на двух фортепиано. [ 1 ] Ганс Рихтер дирижировал первым выступлением с полным оркестром 10 января 1886 года в Großer Musikvereinssaal в Вене. [ 1 ]
После этого при жизни Брукнера было еще почти тридцать выступлений. [ 6 ] Последний спектакль, на котором присутствовал Брукнер, дирижировал Рихард фон Пергер по предложению Иоганна Брамса . [ 7 ] На своем экземпляре партитуры Густав Малер вычеркнул « для хора, соло и оркестра, орган ad libitum » (для хора, соло и оркестра, орган ad libitum) и написал « для ангельских языков, искателей Бога, измученных сердец и душ». очищенные в огне! » (для языков ангелов, искателей Бога, очищенных сердец и душ, очищенных в огне!). [ 8 ] [ 2 ] Сам композитор назвал произведение «гордостью своей жизни». [ 9 ]
Первое выступление в США состоялось на майском фестивале в Цинциннати 26 мая 1892 года. Теодор Томас дирижировал Чикагским симфоническим оркестром , хором майского фестиваля Цинциннати и солистами Коринн Мур-Лоусон, Мари Риттер-Гетце, Эдвардом Ллойдом и Джорджем Эллсуортом Холмсом. . [ 10 ]
Эскизный вариант 1881 года и первый эскиз 1883 года хранятся в архиве Кремсмюнстерского аббатства . Голос, оркестровая партитура и импровизация. Органные партитуры 1884 года хранятся в архиве Австралийской национальной библиотеки . [ 1 ]
Версии и редакции
[ редактировать ]- Черновой вариант 1881 г. (под ред. Франца Шедера)
- Черновой вариант 1881 года, рукопись которого хранится в архиве Кремсмюнстерского аббатства , включает вокальные партитуры и некоторые основные оркестровки. Он короче финальной версии (357 тактов против 513 тактов). В частности, Aeterna fac отличается и намного короче, а финальная фуга еще не написана. [ 2 ]
- «Te Deum» был впервые опубликован в 1885 году Теодором Реттигом, который заплатил Брукнеру 50 флоринов , «единственные деньги, которые он когда-либо зарабатывал как композитор за всю свою жизнь». [ 5 ] Еще одно важное отличие от других первых публикаций Брукнера состоит в том, что между ними и оригинальной рукописью мало различий. «Наиболее важным [отличием] является отсутствие аккордов тромбона и контрабаса-тубы в тактах 275 и 283 раздела «Salvum fac». В такте 26 у второго кларнета другая нота, а в первом издании кларнеты находятся в си-бемоль, а не в ля, как в оригинальной рукописи». [ 5 ] без рекомпозиции от братьев Шалк.
Параметр
[ редактировать ]Произведение предназначено для SATB хора и солистов , оркестра (2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета ля ля, 2 фагота , 4 валторны фа, 3 трубы фа, альтовые, теноровые и басовые тромбоны , контрабасовая туба , литавры до мажор и G, и струнные ), и орган ad libitum .
Оформление в «арочной форме» [ 11 ] состоит из пяти разделов:
- «Мы славим Бога» — Аллегро, Фейерлих, mit Kraft , до мажор.
- «Тогда мы тебя просим» – Модерато, фа минор
- «Aeterna fac» – Аллегро, торжественное, мощное , ре минор.
- «Спасите своих людей» - Модерато, фа минор
- «На Тебя, Господи, я надеялся» – Mäßig bewegt , до мажор
Общая продолжительность: около 24 минут. [ 9 ]
Первая часть открывается сверкающим до мажор хором в унисон , подпитываемым мощной открытой квинты педалью органа и мотивом открытой квинты струнных. После этого вступают солисты и хор, музыка проходит через отчетливо брукнеровские процессы и модуляции. Вторая часть фа минор («Te ergo quaesumus») носит безмятежный и умоляющий характер и включает в себя выразительное соло тенора и соло скрипки. Третья часть («Aeterna fac»), написанная в любимой тональности Брукнера ре минор, почти апокалиптична в своей ярости. Приводимый в движение ритмическим устройством, он задействует все ресурсы хора и оркестра, прежде чем перейти к резкому неразрешенному ритму. Четвертая часть («Salvum fac populum tuum»), которая начинается как повторение второй части, на этот раз женскими голосами, аккомпанирующими тенору, развивается после басового соло и педали хора на «et rege eos, et extólle illos usque in aeternum» к подразделу «Persingulos dies», который напоминает пыл и энергию вступления. Заключительная часть до мажор, начинающаяся с сольного квартета, завершается радостной фугой, за которой следует страстный хорал на слова «non confundar in aeternum», что совпадает с основной темой Адажио Симфонии № 7. . [ 12 ] Вступительная струнная фигура возвращается, поскольку весь ансамбль доводит произведение до мощного завершения. [ 1 ] [ 13 ]
Примечание
[ редактировать ]В 1890-х годах Брукнер осознавал, что, возможно, не доживет до завершения своей Девятой симфонии , и некоторые комментаторы предположили, что Te Deum можно использовать в качестве финала. Однако Роберт Симпсон считал, что «даже при плохом состоянии здоровья и психического состояния в последние несколько месяцев своей жизни [Брукнер не стал бы] считать использование до мажор Te Deum в качестве финала ре минорной симфонии более чем временное решение», и что ссылка на Te Deum была просто вопросом самоцитирования, а не чего-либо еще. [ 14 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]Черновой вариант 1881 г.
[ редактировать ]В этой черновой версии есть одна проблема:
- Клаус Дитер Столпер, Ad hoc Chor с восстановленным фортепианным сопровождением Анни Жикель, Нюрнберг, концерт 10.07.2003 – компакт-диск Noris Ton, частное издание (с Симфонией № 7 Bayrisches Ärzteorchester).
Окончательная версия 1884 г.
[ редактировать ]Первая запись была сделана Феликсом Гацем с Bruckner-Chor & the Staatskapelle Berlin в 1927 году: диск Decca 25159, скорость вращения 78 об/мин (только часть 1 и начало части 4). Эту историческую запись можно послушать на сайте Джона Берки. [ 15 ]
Первая полная запись была сделана Бруно Вальтером с хором Венской государственной оперы и Венской филармонии в 1937 году.
Брукнера В эпоху нацизма «Te Deum» и «Псалом 150» игнорировались, поскольку их существование противоречило нацистскому мифу о том, что знакомство с музыкой Рихарда Вагнера освободило Брукнера от связей с церковью. [ 16 ] Лишь после войны Ойген Йохум привлек внимание к Te Deum Брукнера и другой духовной музыке, проведя несколько концертов и записей. Герберт фон Караян , Бруно Вальтер и Фолькмар Андреэ вскоре последовали его примеру.
Некоторые из этих послевоенных записей:
- Ойген Йохум, Хор и симфонический оркестр Баварского радио - диск Polydor 72020-1, 78 об/мин, 1950; позже переведен на LP: DG 16002 и компакт-диск: Forgotten Records от 227/8 (с Симфонией № 7 )
- Герберт фон Караян, Singverein der Gesellschaft der Musikfreunde Wien и Венский симфонический оркестр - LP: Мелодрама DSM B01, 1952; переведено на компакт-диск: Аркадия CDGI 705.2 (с Симфонией № 8 )
- Бруно Уолтер, Вестминстерский хор, Нью-Йоркский филармонический оркестр – LP: Columbia ML6EYE 4980, 1953; позже переведен на компакт-диск: CD: Sony SMK 64 480 (с Реквиемом Моцарта )
- Фолькмар Андреа, Singverein der Gesellschaft der Musikfreunde Wien, Венский симфонический оркестр, 1953 - компакт-диск: Music & Arts 1227 (9 компакт-дисков, включая симфонии 1–9)
Существует более 100 записей Te Deum Брукнера, в основном вместе с симфонией или другим хоровым произведением. По словам Ханса Рулофса, запись Йохума 1965 года до сих пор остается эталоном. [ 17 ] Другими превосходными записями, по словам Ганса Рулофса, являются записи Рёгнера, Баренбойма, Беста, Риллинга и Луны.
- Ойген Йохум, хор Немецкой оперы в Берлине, Берлинской филармонии , Вольфганг Мейер (орган) – LP: DG 139117/8, 1965 (с Симфонией № 9 ); позже переведен на компакт-диск: DG 413 603.
- Герберт фон Караян, Singverein der Gesellschaft der Musikfreunde Wien, Берлинский филармонический оркестр, Рудольф Шольц (орган) - LP: DG 2530 704, 1975 (с Коронационной мессой Моцарта ); позже переведен на компакт-диск: DG 453 091-2 (с Реквиемом Верди )
- Дэниел Баренбойм , Чикагский симфонический оркестр и хор - LP: DG 2741 007 (с Симфонией № 8), 1981; позже переведен на компакт-диск: DG 435 068 (с Симфонией № 1 )
- Хайнц Рёгнер , Rundfunkchor Berlin и RSO East-Berlin – компакт-диск: Ars Vivendi 2100 172, 1988 (с мессой № 2 )
- Мэтью Бест , Corydon Singers и оркестр, Джеймс О'Доннелл (орган) - компакт-диск Hyperion CDA66650, 1993 (с мессом № 1 )
- Хельмут Риллинг , Gächinger Kantorei Stuttgart и Bach-Collegium Stuttgart – компакт-диск: Hänssler 98.119, 1996 (с Мессой № 2 и Псалмом 150 )
- Рикардо Луна, Венский мадригалхор, Chorvereinigung Schola Cantorum и Симфонический оркестр Венской народной оперы , Иштван Матиас (орган) - компакт-диск, выпущенный Венским мадригалхором: WMCH 024, 2008 г., вживую (с мессой № 3 ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час У. Хартен, стр. 439–441
- ^ Jump up to: а б с д и К. ван Звол, стр. 694–695
- ^ Х.-Х. Шёнцелер, с. 80
- ^ Д. Уотсон, с. 40
- ^ Jump up to: а б с Л. Новак, стр. iii–iv.
- ^ Д. Уотсон, с. 52
- ^ КВ. Киндер, стр. 126–127.
- ^ Альма Малер-Верфель , Густав Малер . ЧИТАЙТЕ Книги: 89, Нью-Йорк, 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Антон Брукнер – Критическое полное издание
- ^ Чикагский симфонический оркестр - Премьеры в США
- ^ Уильям Карраган - Золотые арки Брукнера
- ^ Р. Симпсон, с. 27
- ^ М. Ауэр, стр. 167–185
- ^ Р. Симпсон, с. 182
- ^ Феликс Мария Гатц, Te Deum (отрывки), переведено в цифровом виде Джоном Берки
- ^ Б. Гиллиам, с. 82
- ^ Критическая дискография Te Deum Ганса Рулофса
Источники
[ редактировать ]- Макс Ауэр , Антон Брукнер как церковный музыкант , {Густав Боссе Верлаг, Регенсбург, 1927 г.
- Антон Брукнер - Полное собрание сочинений, Том XIX: Te Deum , музыковедческое издательство Международного общества Брукнера, Леопольд Новак (редактор), Вена, 1962 г.
- Роберт Симпсон , Сущность Брукнера: эссе к пониманию его музыки , Виктор Голланц, Лондон, 1967 г.
- Ханс-Хуберт Шёнцелер , Брукнер , Марион Боярс, Лондон, 1978 год.
- Дерек Уотсон , Брукнер , JM Dent & Sons, Лондон, 1975 г.
- Уве Хартен , Антон Брукнер. Руководство . Резиденция Верлаг, Зальцбург, 1996 год. ISBN 3-7017-1030-9
- Брайан Гиллиам, «Аннексия Антона Брукнера», Исследования Брукнера , под редакцией Тимоти Л. Джексона и Пола Хокшоу, Cambridge University Press, Кембридж, 1997 г.
- Кейт Уильям Киндер, Музыка ветра и духового хора Антона Брукнера , Greenwood Press, Вестпорт, Коннектикут, 2000
- Корнелис ван Звол , Антон Брукнер – Жизнь и работа , Тот, Буссум (Нидерланды), 2012. ISBN 90-686-8590-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Te Deum C-Dur, WAB 45 - Критическая дискография Ганса Рулофса (на немецком языке)
- Te Deum, WAB 45 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Йоханнес Эбенбауэр с Wiener Domchor и Domorchester, 23 апреля 2002 г.: Аудио, части 1 и 2 на YouTube , а также части 3, 4 и 5.
- Жиль Михельс со студенческим хором и оркестром Утрехтского университета , 13 апреля 2010 г.: аудио на YouTube
- Сальвадор Мас в Эскалонии-де-Монтсеррат, 25 апреля 2010 г.: видео, части 1 и 2 на YouTube, части 3 и 4 и часть 5.