Симфония № 5 (Брукнер)
Симфония № 5 | |
---|---|
Антон Брукнер | |
![]() Портрет Антона Брукнера | |
Ключ | Си-бемоль мажор |
Каталог | ВАБ 105 |
Составленный |
|
Преданность | Карл фон Стремайр |
Опубликовано | 1896 |
Записано | 1937 |
Движения | 4 |
Премьера | |
Дата | 8 апреля 1894 г. [ 1 ] |
Расположение | Грац |
Дирижер | Франц Шальк |
WAB 105 Антона Брукнера была Симфония № 5 си -бемоль мажор написана в 1875–1876 годах с небольшими изменениями в течение следующих двух лет. Это произошло в период неприятностей и разочарований для композитора: судебный процесс, от которого его оправдали, и сокращение зарплаты. Посвященную Карлу фон Стремайру , министру образования Австро-Венгерской империи , симфонию иногда называли «Трагической», «Церковью веры» или «Пиццикато»; Сам Брукнер называл его «Фантастикой», не применяя формально ни этого, ни какого-либо другого названия.
Первые выступления
[ редактировать ]Впервые Пятая была исполнена публично на двух фортепиано Йозефом Шальком и Францем Зоттманном 20 апреля 1887 года в Бёзендорферзале в Вене. [ 2 ] Первое оркестровое исполнение - в недостоверной «версии Шалка», с измененной оркестровкой в вагнеровском стиле и без 122 тактов финала - было проведено под управлением Франца Шалька в Граце 8 апреля 1894 года. Брукнер, умерший два года спустя, был болен. и не смог присутствовать. Он фактически никогда не слышал эту симфонию в исполнении оркестра. [ 2 ]
Инструментарий
[ редактировать ]В партитуре задействованы две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, четыре валторны , три трубы, три тромбона и одна бас-туба , а также литавры и струнные . Туба была добавлена в 1878 году (в том же году Брукнер добавил ее к своей Четвертой симфонии). Смотрите версии ниже.
Структура
[ редактировать ]Симфония внешне не является произведением бури и напряжения, но представляет собой произведение «тренировки», одно из самых контрапунктно сложных произведений Брукнера. Есть четыре движения ; кульминация наступает необычно поздно, в хорале в конце последней части, что представляет собой огромную проблему для интерпретации:
Все части, кроме третьей, начинаются со струнных пиццикато, отсюда и вышеупомянутое прозвище. Фигуры пиццикато симметричны в том смысле, что внешние части разделяют одну фигуру, а средние части — другую.
Мысли Йохума
[ редактировать ]Известный дирижер Брукнера Ойген Йохум подробно писал о проблемах интерпретации симфонии, отмечая, что, в отличие от Седьмой симфонии, «кульминация... находится не только в последней части, но и в самом конце, в хорале. ... Первая, вторая и третья части кажутся почти... обширной подготовкой... Подготовительный характер особенно относится к первой части, [чье] введение... представляет собой масштабную основу... предназначенную выдержать бремя. все четыре движения». [ 3 ] В качестве доказательства он подробно описал, как тематические материалы вступления функционируют в более поздних частях, и сказал, что переводчик «должен направлять все к финалу и его финалу... и постоянно оставлять что-то про запас для заключения».
Йохум также обсудил выбор темпа, его взаимосвязь и модификации как элемент достижения общего направления и единства всей симфонии, рассматривая четвертные ноты во вступлении к первой части как «основной темп». Кроме того, он написал, что в двойной фуге Финала «недостаточно выделить темы как таковые, [потому что] второстепенные части будут слишком громкими». Чтобы добиться желаемой контрапунктической ясности, он подробно описал необходимые динамические тонкости. Йохум приписал элементы оркестровки Брукнера, а также его точные указания на артикуляцию своему знанию органа. [ 3 ]
Первое движение
[ редактировать ]Произведение начинается с величественного медленного вступления, которое, хотя и начинается си ♭ мажор, проходит через несколько тональностей:
Это единственная из симфоний Брукнера, которая начинается с медленного вступления, но все остальные, кроме Симфонии № 1 , начинаются с разделов, которые подобны вступлениям по темпу , плавно переходящим в основной материал, как начало Девятой симфонии Бетховена . В конечном итоге он сильно склоняется к ре мажору, фактически не тонизируя его. Вступление переходит в основную часть в сонатной форме . После кульминации ля мажор текстура становится тоньше, пока не остается только скрипичное тремоло. Это тремоло начинается с A, затем переходит к D, предполагая, что D станет тональной фокусной точкой. Вместо этого вступительная тема звучит си ♭ минор:
Как и большая часть музыки Брукнера, экспозиция этого направления содержит три основных ключевых региона вместо обычных двух. Вторая тематическая группа написана в фа миноре и представляет собой небольшую троичную форму с разделами фа минор, ре ♭ мажор и фа минор:
Брукнер вводит третью тему в неподготовленной тональности (ре ♭ мажор):
В перепросмотре тональность тем меняется от B ♭ минор к соль минору и ми ♭ мажор. Кода начинается в B ♭ миноре, но со временем переходит в параллельный мажорный лад.
Второе движение
[ редактировать ]Основной материал частей Адажио и Скерцо схож, хотя, конечно, звучит в разных темпах и дает разное развитие. Адажио в первую очередь опирается на чередование двух тематических разделов, первый из которых содержит метрическое наложение шести на четыре:
Во второй звучит хорал на струнных:
Третья часть
[ редактировать ]Скерцо этой симфонии уникально среди всех скерци Брукнера; скерцо имеет трехтемную сонатную форму вместо обычной бинарной формы. Часть начинается в высоком темпе, а затем замедляется для второй темы (обратите внимание, что басовая линия такая же, как и та, которая открывает Адажио):
Вторая тема в более медленном темпе:
Перед появлением третьей темы темп увеличивается за счет акселерандо. После этого скерцо проходит развитие и перепросмотр, подготавливая почву для трио:
Йохум о значении обозначения стаккато наконечника стрелы в скерцо: « Стаккато должно быть очень коротким, как постукивание. В целом должно быть что-то жуткое. зарождается энергичный крестьянский танец Верхней Австрии: здесь отмеченные стрелкой четверти должны быть довольно короткими и игриво обозначенными, каждая нота должна иметь легкий акцент и в трио, особенно в фортепианной части. акценты должны быть краткими, легкими и искрометными. Наконечники стрелок указывают здесь на настоящие стаккати : дрожания [восьмые ноты] на флейтах и первых скрипках перед буквой А должны быть очень легкими, изящными и короткими. виолончель и контрабас идут сразу после буквы А, стрелки обозначают закругленную линию, а ноты, отмеченные ими, должны звучать слышимым вибрато и не быть слишком короткими». [ 3 ]
Четвертое движение
[ редактировать ]Длинный финал открывается так же, как и первая часть, но вскоре отклоняется, постепенно вводя новый материал, который становится источником тем Allegro moderato , еще одной формы сонаты, которая содержит в своем курсе фугальные и хоральные части сложного контрапункта. Гибридизация сонатной формы и фугальных элементов является отличительной чертой этого направления.
Первая тематическая группа рассматривается как экспозиция фуги, предметом которой является основная тема движения:
За этим следует нефугальная вторая группа, основанная на второй теме Скерцо, которая функционирует как эпизод:
В третьей теме представлены заметные нисходящие октавы - жест, который можно увидеть в первой теме:
Завершает экспозицию хоральный жест, напоминающий Дрезденское «Аминь» : [ 4 ]
Этот тематический материал впоследствии используется при разработке как основа для второй темы фуги:
В такте 270 обе фугальные темы произносятся одновременно. Одновременное предъявление фугального субъекта происходит и в начале перепросмотра (такт 374). Когда начинается третья группа перепросмотра, также представлена первая тема первой части; материал первой части замыкает симфонию, внося большой вклад в ее цикличность.
Версии
[ редактировать ]Версия 1876 года
[ редактировать ]Это остается неопубликованным. В 1997 году была предпринята первая попытка реконструкции - путем включения в финал музыки из «Первой концепции 1876 года» (под редакцией Уильяма Каррагана ). [ 5 ] – было записано Сюнсаку Цуцуми с симфоническим оркестром Сюнюкай. [ 6 ] В 2008 году Таканобу Кавасаки смог собрать оригинальные концепции (1875–1877) симфонии из рукописей Mus.Hs.19.477 и Mus.Hs.3162 в Австрийской национальной библиотеке; они были записаны Акирой Наито с оркестром Токио Нью-Сити. По мнению Джона Ф. Берки, запись Найто «является лучшим доступным компакт-диском, на котором представлены некоторые из ранних мыслей Брукнера об этой огромной симфонии». [ 7 ] В этой версии симфония написана без басовой тубы , и больше внимания уделяется струнным инструментам. Темп вступлений Адажио к Частям 1 и 4, а также к Части 2 оценивается alla breve , то есть заметно быстрее, чем в 1878 году.
Версия 1878 года
[ редактировать ]Это версия, которая обычно выполняется. Он существует в почти идентичных изданиях Роберта Хааса (опубликовано в 1935 г.) и Леопольда Новака (1951 г.). В Новак дважды вносились поправки: в 1989 году («Второе исправленное издание») и в 2005 году («Третье исправленное издание»). Все они находятся под эгидой MWV, Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft в Вене. Другое издание было выпущено Бенджамином-Гуннаром Корсом для Anton Bruckner Urtext Gesamtausgabe в 2018 году. Независимо от издания, версию 1878 года иногда излишне называют «оригинальной версией», возможно, чтобы отличить ее от недостоверной версии Шалка.
Опубликованное издание Шалка, 1896 г.
[ редактировать ]Это первое опубликованное издание, прозвучавшее на премьере произведения в 1894 году, было подготовлено дирижером Францем Шальком . Неизвестно, насколько его отличие от версии Брукнера 1878 года отражает Брукнер, а насколько Шальк, но от 15 до 20 минут музыки вырезано, и большинство изменений не были одобрены композитором. Шальк придал музыке Брукнера вагнеровское звучание посредством реоркестровки. Очевидные различия наблюдаются в коде Финала, где Шалк добавляет треугольник , тарелки и духовой оркестр за сценой.
Дискография
[ редактировать ]Первую запись какой-либо части симфонии сделал Доль Даубер со своим салонным оркестром в 1928 году для HMV ; в него входило только Скерцо в аранжировке издания Шалка. выполнил Первую из полных работ Карл Бём в Дрезденской государственной капелле в 1937 году с использованием нового издания Haas. (Бём так и не вернулся к этой музыке.)
Йохум, помимо передач, выпущенных на компакт-дисках, сделал четыре коммерческих записи: издание Haas в 1938 году с Гамбургским филармоническим оркестром для Telefunken ; и издание Новака в 1958 году с Симфоническим оркестром Баварского радио для Deutsche Grammophon , в 1964 году с Concertgebouworkest для Philips и в 1980 году с Дрезденской государственной капеллой для EMI . [ 8 ] Дирижер Кеннет Вудс в своем эссе о Йохуме цитирует Герберта Гласса: «Пятый оркестр доводил [Йохума] до безумия, и он рассматривал каждое свое исполнение как незавершенную интерпретацию. На репетиции такие сомнения могли стать серьезным испытанием для терпения оркестра – и это несмотря на его вежливое и уважительное обращение со своими игроками». [ 9 ]
Также заслуживает внимания Бернар Хайтинк , трижды записавший симфонию на коммерческой основе. В 1971 году [ 10 ] он записал издание Haas с Concertgebouworkest для Philips. [ 11 ] В 1988 году он вернулся в издание Haas, на этот раз с Венским филармоническим оркестром . [ 10 ] Затем, в 2010 году, он записал издание Новака с Симфоническим оркестром Баварского радио для BR Klassik; эта запись завоевала особое уважение. [ 12 ] [ 13 ]
Серджиу Челибидаке , Герберт фон Караян , Станислав Скровачевский , Герберт Бломштедт и Даниэль Баренбойм входят в число других заметных участников дискографии Bruckner Fifth. Такаси Асахина , самый записываемый музыкант Японии, много раз записывал «Bruckner Fifth». [ 14 ] Норман Лебрехт назвал Георга Тинтнера запись на Naxos Records одним из 100 лучших дисков века и считает, что она изменила отношение критиков к этому лейблу: «На самом деле это звучит так, как будто Тинтнер ждал всю свою жизнь. дать это представление». [ 15 ]
- Шалк издание
Как уже упоминалось выше, запись Дол Даубера состояла только из скерцо. Несколько записей этого полного издания принадлежат Гансу Кнаппертсбушу (дважды), Такео Ногучи, Ричарду Бургину , Леону Ботштейну , а недавние записи Геннадия Рождественского , Уоррена Коэна и Хун-Юнг Лима. [ 16 ] В своей записи с Чешским филармоническим оркестром (Supraphon, 1973) Ловро фон Матачич использовал версию, сочетающую в себе элементы версий Новака и Шалка. [ 17 ] Все остальные записи относятся к версии 1878 года либо в издании Хааса, либо в одном из изданий Новака.
Выбор записей
[ редактировать ]- Карл Бём, Дрезденская государственная капелла, 1937 – Electrola DB 4486–4494
- Ойген Йохум, Гамбургская филармония, 1938 – Telefunken E 2672/80
- Вильгельм Фуртвенглер , Берлинская филармония, концерт 1942 г. - Deutsche Grammophon 427 774–2
- Герберт фон Караян, Венский симфонический оркестр, концерт 1954 г. - Orfeo C 231 901 A
- Ганс Кнаппертсбуш, Венская филармония, 1956 – Decca SMB 25039
- Ойген Йохум, Симфонический оркестр Баварского радио, 1958 – Deutsche Grammophon SLPM 138 004
- Эдуард ван Бейнум , Оркестр Концертгебау, 1959 – Philips 456 249–2
- Ханс Кнаппертсбуш, Мюнхенская филармония, концерт 1959 г. - частота 051–038.
- Ойген Йохум, Оркестр Концертгебау, концерт в Оттобойрене, 1964 г. – Philips 6700 028
- Отто Клемперер , Оркестр Новой Филармонии, 1967 – Columbia SAX 5288/9
- Герберт фон Караян, Венская филармония, концерт в Зальцбурге, 1969 г. - Andante AND 2060
- Бернар Хайтинк, Оркестр Концертгебау, 1971 – Philips 6725 021
- Гюнтер Ванд , Симфонический оркестр Кельнского радио, концерт 1974 г. - DHM 1C 153 19 9670-3
- Герберт фон Караян, Берлинская филармония, 1976 – Deutsche Grammophon 2707 101
- Даниэль Баренбойм, Чикагский симфонический оркестр, 1977 – Deutsche Grammophon 2707 113
- Ойген Йохум, Дрезденская государственная капелла, 1980 г. – EMI CZS 7 62935-2
- Георг Шолти , Чикагский симфонический оркестр, 1980 – Decca D221D-2
- Серджиу Челибидаке, RSO Штутгарт, концерт 1981 г. - Deutsche Grammophon 459 666–2
- Ойген Йохум, Оркестр Концертгебау, концерт 1986 г. - Tahra 247
- Бернард Хайтинк, Венская филармония, 1988 – Philips 422 342–2
- Гюнтер Ванд, Симфонический оркестр NDR, концерт 1989 г. - RCA RD 60361
- Курт Эйххорн, Симфонический оркестр Баварского радио, концерт в Санкт-Флориане, 1990 г. - Каприччио 10 609
- Даниэль Баренбойм, Берлинская филармония, 1991 – Teldec 9031 73271-2
- Риккардо Шайи , Королевский оркестр Концертгебау, 1991 – Decca 433 819–2
- Вольфганг Саваллиш , Баварский государственный оркестр, 1991 – Orfeo C241911A
- Гюнтер Ванд, Немецкий симфонический оркестр Берлина, концерт 1991 г. - профиль Hänssler PH 09042
- Клаудио Аббадо , Венский филармонический оркестр, концерт 1993 – Deutsche Grammophon 445 879–2
- Серджиу Челибидаке, Мюнхенская филармония, концерт 1993 г. - EMI 7243 5 56691 2–4
- Такаси Асахина - Филармонический оркестр Осаки, концерт 1998 г. - Tokyo FM - TFMC-0005
- Такео Ногучи, Филармония Института Фуртвенглера, Токио, концерт, 1996 г. - крыло WCD 115
- Гюнтер Ванд, Берлинская филармония, концерт 1996 г. - RCA 09026-68503-2
- Станислав Скровачевский, Симфонический оркестр Саарбрюккенского радио, 1996 – Oehms OC 214
- Георг Тинтнер, Королевский шотландский национальный оркестр, 1996 – Наксос 8.553452
- Леон Ботштейн, Лондонский филармонический оркестр, 1998 - Telarc CD 80509
- Джузеппе Синополи, Дрезденская государственная капелла, концерт 1999 г. - Deutsche Grammophon 469 527–2
- Кристиан Тилеманн , Мюнхенский филармонический оркестр, концерт 2004 г. - Deutsche Grammophon 477 537–7
- Николаус Арнонкур , Венская филармония, концерт 2004 г. - RCA BVCC 34119
- Деннис Рассел Дэвис , Оркестр Брукнера, Линц, 2006 – Arte Nova 88697 74977-2
- Герберт Бломштедт, Оркестр Гевандхауса в Лейпциге, концерт 2010 г. – Querstand VKJK 1230
- Бернард Хайтинк, Симфонический оркестр Баварского радио, концерт 2010 г. - BR Klassik SACD 900109
- Клаудио Аббадо, Оркестр Люцернского фестиваля, 2011 – Accent Video ACC 20243
- Герд Шаллер, Philharmonie Festiva, 2013 – Профиль Hänssler PH 14020
- Кристиан Тилеманн, Дрезденская государственная капелла, 2013 – видео до мажор CME 717808
- Николаус Арнонкур, Королевский оркестр Консертгебау, 2013 – живое видео RCO 14103
- Станислав Скровачевский, Лондонский филармонический оркестр, концерт 2015 г. - LPO 0090
- Симона Янг, Гамбургская филармония, концерт 2015 г. - Oehms OC 689
- Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Yomiuri Nippon , Live 2017 - Altus ALT-411
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Хокшоу и Тимоти Л. Джексон . « Брукнер, Антон », Grove Music Online . Oxford Music Online (по состоянию на 4 июня 2011 г.).
- ^ Jump up to: а б Харрандт, Андреа (2004), «Брукнер в Вене», Уильямсон, Джон (редактор), «Кембриджский компаньон Брукнера» , «Кембриджские компаньоны по музыке », перевод Джона Уильямсона, Cambridge University Press, стр. 33, ISBN 0-521-00878-6
- ^ Jump up to: а б с Ойген Йохум , пер. Мэри Уиттолл, «Интерпретация симфоний Брукнера», примечания к Антону Брукнеру: 9 симфоний, Deutsche Grammophon CD 429 079
- ^ «Псалтырь Брукнера» .
- ^ Карраган 2020 , с. 131.
- ^ «Антон Брукнер» . abruckner.com .
- ^ «Антон Брукнер – интернет-магазин» . abruckner.com .
- ^ Ойген Йохум - Центральный веб-сайт, Recorded Legacy, все известные записи
- ^ Кеннет Вудс , « Ойген Йохум - музыкант-музыкант, маэстро маэстро, Icon », 17 ноября 2012 г., сообщение в блоге на сайте View from the Podium
- ^ Jump up to: а б Джон Ф. Берки. "Дискография симфонических версий Антона Брукнера" .
- ^ Оттауэй, Хью , «Обзоры пластинок: Симфония № 5 Брукнера. Оркестр Концертгебау / Хайтинк» (сентябрь 1972 г.). The Musical Times , 113 (1555): стр. 874–875.
- ↑ Radio 4 (Нидерланды), дискуссия, 16 января 2011 г.
- ^ Роб Коуэн. "обзор Брукнера - Симфония № 5, Симфонический оркестр Баварского радио / Бернард Хайтинк" . Граммофон .
- ^ «Такаси Асахина» . Независимый . 11 января 2002 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г. . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ Норман Лебрехт , «Шедевры: 100 вех записанного века» Жизнь и смерть классической музыки . Нью-Йорк: Anchor Books (2007): 266–267.
- ^ Джон Ф. Берки. «Дискография симфонических версий Антона Брукнера: Симфония № 5 си-бемоль мажор» . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ Карраган, Уильям . «Еще раз версии Брукнера» .
Источники
[ редактировать ]- Антон Брукнер, Полное собрание сочинений, Критическое полное издание - Том 5: V. Симфония си-бемоль мажор (оригинальная версия) , музыковедческое издательство международного общества Брукнера, Роберт Хаас (редактор), Вена, 1935 г.
- Антон Брукнер: Полное собрание сочинений: Том V. Симфония си мажор 1878 г. , музыковедческое издательство Международного общества Брукнера, Леопольд Новак (редактор), 1951, Вена
- Карраган, Уильям (2020). Антон Брукнер – Одиннадцать симфоний . Виндзор, Коннектикут: Американское общество Брукнера. ISBN 978-1-938911-59-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Временной анализ Симфонии № 5 Брукнера , Уильям Карраган
- Антон Брукнер Critical Complete Edition – Симфония № 5 си-бемоль мажор
- Симфония № 5 (Брукнер) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Полная партитура (издание Haas) . Музыкальной школы Университета Индианы
- Страница о Симфонии с сайта Брукнера
- Полная дискография Джона Берки
- Версии симфонии Брукнера Дэвида Григеля
- Первая запись скерцо симфонии Доля Даубера.
- Руководство по прослушиванию , Seattle Symphony