Симфония № 3 (Брукнер)
Симфония № 3 | |
---|---|
Антон Брукнер | |
![]() Посвящение Вагнеру | |
Ключ | Ре минор |
Каталог | ВАБ 103 |
Составленный |
|
Преданность | Рихард Вагнер |
Опубликовано | 1890 |
Записано | 1952 Ганс Шмидт-Иссерштедт , Берлинский симфонический оркестр |
Движения | 4 |
Премьера | |
Дата | 16 декабря 1877 г. |
Расположение | Вена |
Дирижер | Антон Брукнер |
Антона Брукнера , Симфония № 3 ре минор WAB 103 , была посвящена Рихарду Вагнеру и иногда известна как его «Симфония Вагнера». [1] Он был написан в 1873 году, переработан в 1877 году и снова в 1889 году.
Работу охарактеризовали как «сложную», и некоторые считают ее художественным прорывом Брукнера. [2] По мнению Рудольфа Клойбера , третья симфония «открывает ряд шедевров Брукнера, в которых его творчество встречается с монументальной способностью симфонического построения». [3] Это произведение известно как наиболее переработанная из симфоний Брукнера, существует не менее шести версий, три из которых широко исполняются сегодня.
История
[ редактировать ]Брукнер написал первую версию симфонии в 1873 году. В сентябре 1873 года, еще до завершения работы, Брукнер посетил Рихарда Вагнера, с которым впервые встретился в 1865 году на премьере « Тристана и Изольды» в Мюнхене. [4] Брукнер показал Вагнеру свою Вторую и Третью симфонии, попросив его выбрать ту, которую он предпочитает. К радости Брукнера, Вагнер выбрал Третью, и Брукнер посвятил симфонию мастеру, которого он очень уважал. Вернувшись домой, Брукнер продолжил работу над симфонией, закончив финал 31 декабря 1873 года. [5]
Согласно анекдоту, Брюкнер и Вагнер вместе выпили столько пива , что, придя домой, Брукнер понял, что забыл, какую симфонию выбрал Вагнер. Он написал ответное письмо Вагнеру, в котором говорилось: «Симфония ре минор, где труба начинает тему?» Вагнер написал в ответ: «Да! С наилучшими пожеланиями! Рихард Вагнер». После этого Вагнер часто называл Брукнера «трубой Брукнером», и они стали крепкими друзьями. В посвящении Брукнер назвал Вагнера «недосягаемым всемирно известным благородным мастером поэзии и музыки». [ нужна ссылка ]
Версия 1873 года была репетирована Венским филармоническим оркестром в июне или июле 1874 года, но не была принята к исполнению. Премьера Симфонии (версия 1877 года) состоялась в Вене 16 декабря 1877 года. Дирижером должен был стать Иоганн фон Гербек , хотя его смерть за месяц до концерта вынудила самого Брукнера вмешаться и дирижировать. Концерт оказался полной катастрофой: хотя Брукнер и был приличным хоровым дирижером, он был едва компетентным оркестровым руководителем: венская публика, изначально не симпатизировавшая его творчеству, постепенно покидала зал, пока играла музыка. [6] В конце концов даже оркестр сбежал, оставив Брукнера одного с несколькими сторонниками, включая Густава Малера . (Партитура первых трех частей позже принадлежала Малеру; его вдова Альма Малер позаботилась о том, чтобы взять ее с собой, когда бежала от нацистского вторжения во Францию в 1940 году в Соединенные Штаты.) [7]
Ошеломленный этим фиаско, Брукнер внес несколько изменений в свою работу, исключив значительное количество музыки, включая большинство цитат из «Тристана и Изольды» Вагнера и «Валькирии» . Оригинальная партитура 1873 года не публиковалась до 1977 года.
Описание
[ редактировать ]Симфонию охарактеризовали как «героическую» по своему характеру. Любовь Брукнера к великому и величественному особенно проявляется в первой и последней частях. Яркие контрасты, разрезы и сила характеризуют всю композицию. [8] Сигнальная тема тромбона, слышимая в начале после двух волн крещендо, составляет девиз всей симфонии. [9] Многие типичные элементы его поздних симфоний, такие как циклическое проникновение всех частей и особенно апофеоз в коде финала, завершающийся тромбонной темой, звучат в Третьей впервые. [5]
В симфонии четыре части :
- Умеренный, более оживленный, мистериозо (Умеренный, более оживленный, загадочный) (также Очень медленный, мистериозо ) — ре минор
- Адажио : Bewegt, quasi Andante (С движением, как будто Анданте) — Ми ♭ мажор
- Скерцо : Довольно быстро (т.е. Очень быстро ) — ре минор, заканчивающееся ре мажор . Трио ля мажор
- Финал: Аллегро (т.е. Довольно быстро ) — ре минор, заканчивающийся ре мажор.
Первое движение
[ редактировать ]Симфония открывается остинато на струнных, аналогично ненумерованной Симфонии ре минор . Вскоре после этого труба звучит главную тему:

Музыка достигает громкой кульминации, и вторая тема первой группы звучит в исполнении всего оркестра:

Музыка возвращается к струнному остинато и первой теме, на этот раз ля мажор, и переходит к еще одной громкой кульминации со второй темой. После этой первой тематической группы вторая тематическая группа начинается с тихого нисходящего пассажа, исполняемого струнными:

Затем движение входит в третью тематическую группу. Эта группа чередует громкие и тихие звуки и сочетает в себе два отличительных признака Брукнера: падение октав и ритм Брукнера :

После этого раздела движение переходит в развитие. В ходе разработки основная тема развивается посредством инверсии и становится предметом мощной кульминации вблизи центра движения. Вторичная группа также развита. В оригинальной версии Брукнер цитирует «мотив сна» из «Вальки» Вагнера прямо перед началом перепросмотра. Перепросмотр идет по тематическим группам (первая группа имеет только одну кульминацию вместо двух, как в экспозиции). Часть заканчивается необычно: хотя нет никакой двусмысленности относительно тоники (D), финальный «аккорд» содержит только открытую квинту D и A. Поскольку терции нет, окончание не является ни мажорным, ни минорным:

Второе движение
[ редактировать ]Адажио открывается тихо и имеет контрапунктический характер: струнные играют в четырех частях:

Вторая часть движения переходит в 3
4-й раз и включает мелодию, исполняемую альтами в сопровождении скрипок:

В зависимости от версии вторую часть можно не услышать снова, так как реприза была вырезана при первой редакции. Ближе к концу части есть (также в зависимости от версии) одна или две цитаты из Вагнера: одна из « Die Walküre» и другая из «Тангейзера» , вырезанная в последующих редакциях. [10]
Третья часть
[ редактировать ]Скерцо начинается тихо, быстро переходя к воинственному началу, состоящему в основном из нот D и A:

В следующем изящном трио звучат диалоги альтов и скрипок:

Четвертое движение
[ редактировать ]Основная тема финала является отсылкой к основной теме первой части, используя тот же ритм, как показано ниже:

Вторая тематическая группа имеет более медленный темп и несколько похожа по утонченности, что и Трио третьей части:

В этой тематической группе присутствуют цитаты из «Тристана и Изольды» и основной мотив Второй симфонии , вырезанные после первых версий. После этой группы третья тематическая группа использует синкопированные октавы, что делает ее очень ритмичной:

есть цитата Риенци В оригинальной версии в конце перепросмотра Бетховена . Кроме того, более ранние версии содержат «каталог» тем из предыдущих частей, похожий на финал Девятой симфонии , хотя и ближе к концу части, а не к началу. Эдуард Ханслик , один из величайших критиков Брукнера, описал симфонию так: «Поэтические намерения Брукнера были нам неясны - возможно, это было видение того, как Девятая симфония Бетховена подружилась с вагнеровскими валькириями и в конечном итоге была растоптана их копытами». [11] В финальной версии каталог был удален. По мере того, как симфония подходит к концу, вспоминается основная тема первой части, которая в окончательной версии фактически используется для создания финальной каденции ре мажор .
Инструментарий
[ редактировать ]В партитуре задействованы две флейты , два гобоя , два кларнета , два фагота , четыре валторны , три трубы , три тромбона , литавры и струнные .
Прием
[ редактировать ]По широко распространенному мнению, Третью можно считать художественным прорывом Брукнера. В нем впервые проявляется «настоящий и законченный Брукнер». [12] По мнению Рудольфа Клойбера , третья симфония «открывает ряд шедевров Брукнера, в которых его творчество встречается с монументальной способностью симфонического построения». [3] Однако эта сложная работа так и не получила всеобщего критического признания. Тем более, что вопрос о различных версиях и их суждениях по-прежнему остается открытым. [13]
Несмотря на очень критическое отношение к этой Симфонии, Роберт Симпсон процитировал отрывок из первой части, репетиционную букву F , в своей собственной Симфонии № 9. Позже Симпсон изменил свой критический взгляд (выраженный в издании 1966 года его «Сущности Брукнера ») после столкнувшись с версией 1873 года, которую он описал в программной записке для Королевского филармонического общества в 1987 году как «великое произведение - ни в коем случае не идеальное, но обладающее величественным импульсом, который более поздние редакции полностью уничтожили».
Симфония № 3 была фаворитом дирижера Ганса Кнаппертсбуша .
Версии
[ редактировать ]Существует не менее шести версий, из них выпущены три: оригинальная версия 1873 года, версия 1877–78 годов и последние мысли композитора 1889 года.
Первая версия (1873 г.)
[ редактировать ]Версия 1873 года была версией, которую Брукнер отправил Вагнеру на одобрение. Он доступен в издании Леопольда Новака (опубликовано в 1977 году), основанном на честном экземпляре Вагнера. Впервые его исполнил Ханс-Хуберт Шёнцелер на Фестивале искусств Аделаиды в Австралии в 1978 году.
Редакция 1874 года
[ редактировать ]Брукнер переработал симфонию в 1874 году.
Как описал Карраган в своей презентационной статье «Труба Брукнера», [14] «значительно улучшенная» версия 1874 года [15] это движение за движением, той же длины и структуры, что и оригинальная версия 1873 года, но есть много отрывков, особенно в первой части, с серьезными изменениями в текстуре ( каноническая имитация ) и оркестровке. Премьера версии 1874 года была представлена и записана Гердом Шаллером и Philharmonie Festiva .
Эта симфония и Четвертая представляют собой наиболее переработанные композиции в каноне Брукнера… Следуя за растущей изощренностью развивающегося стиля канонического письма Брукнера, можно открыть окно в искусный и замысловатый контрапункт великой фуги Пятой симфонии . [14]
Вторая версия (1876–1878)
[ редактировать ]Версия «1876 года».
[ редактировать ]Брукнер переработал Симфонию в 1876 году.
Адажио 1876 года было отредактировано Новаком в 1980 году. В этой версии Адажио вступления частей 1 и 3 были расширены, а в части 5 сложный аккомпанемент в синкопированных полукваверах заменен тем, который использовал Вагнер в увертюре к опере «Тангейзер». . [16]
Остальные части версии Симфонии «1876 года» были реконструированы Карраганом.
В этой редакции… цитаты из опер Вагнера «Тристан и Изольда» и «Валькирия» были удалены из первой части и финала… [В] первой части вступительная тема трубы была добавлена в виде двухчастного канона ближе к концу. экспозиции. [В] финале та же девизная тема была превращена в блестящий четырехчастный канон, который был помещен в середину развития. [Это] интересный отрывок из 38 тактов, в котором хоральная тема из второй или тематической группы B неожиданно громко исполняется в сопровождении материала из темы A и девизной темы из первой части. За этим следует диалог между громкой темой C и тихим хоралом темы B. [16]
Как пишет Карраган: «Эта версия, хотя и была завершена весной 1877 года, называется версией «1876 года», потому что ее характерная пятичастная медленная часть была датирована 1876 годом и была опубликована Новаком много лет назад именно с этой датой. В результате возникла путаница. с версией, позже пересмотренной осенью 1877 года, можно избежать». [16]
Реконструированная версия Третьей симфонии «1876 года», которая представляет собой самую раннюю фазу второй версии этой сильно переработанной симфонии, впервые была исполнена 2 марта 2019 года Филармоническим оркестром Новой Англии под руководством Ричарда Питтмана. в Бостоне, Массачусетс. [16] [17]
Редакция 1877/1878 г.
[ редактировать ]Осенью 1877 года Брукнер переработал симфонию дальше:
- В Адажио третья часть, посвященная теме «А», была полностью удалена вместе с первой третью четвертой части ( такты 129–176), а в пятой части цитата из увертюры «Тангейзера» заменена другим мотивом. Результатом стало своего рода приближение к трехчастной песне ABA. [18]
- Дополнительный фрагмент в финале отрывка, в котором неожиданно громко звучит хоральная тема из тематической группы B в сопровождении материала из темы A и темы трубы из первой части, за которой следует диалог между громкой темой C. и тихий хорал на тему B тоже был исполнен. [19]
- В 1878 году к Скерцо была добавлена мощная кода. [10]
Согласно рекламе в Neue Freie Presse в Вене от 23 мая 1880 года, полная партитура и части версии 1877 года только что появились в печати Томасом Реттигом в Вене. без кода скерцо Версия 1877 года, которая была впервые опубликована Фрицем Озером в 1950 году, была переиздана вместе с кодой скерцо 1878 года Новаком в 1981 году. Транскрипция этой версии для фортепианного дуэта была подготовлена Густавом Малером (последняя часть предположительно написана Рудольфом Кржижановский), хотя на титульном листе партитуры, опубликованной 1 января 1880 года А. Бёзендорфером в Вене, фигурирует только имя Малера.
Третья версия (1889 г.)
[ редактировать ]Версия 1889 года была опубликована Новаком в 1959 году. В этой версии код Скерцо удален, а в первой части и финале сделаны дополнительные сокращения.
Редакция 1890 года
[ редактировать ]Первая опубликованная версия 1890 года, опубликованная Томасом Реттигом ( Вена ), остается спорной, поскольку не установлено, насколько она отражала желания Брукнера и насколько на нее повлияли Йозеф и Франц Шальк .
Дискография
[ редактировать ]Первая коммерческая запись части этой симфонии была сделана Антоном Конратом с Венским симфоническим оркестром в 1928 году. В нее вошли только скерцо и трио.
Самое старое полное исполнение, сохранившееся на диске, принадлежит Ойгену Йохуму с Государственным оркестром филармонии Гамбурга в 1944 году.
Первая коммерческая запись всей симфонии была сделана в 1953 году. Запись живого концерта была выпущена лейблом Allegro-Royale под управлением дирижера Герда Рубана (псевдоним Ганса Шмидта-Иссерштедта). [20] Эта историческая запись была переиздана на компакт-диск (CD abruckner.com BSVD-0114).
Издание Реттига 1890 года обычно используется дирижерами старшего возраста эпохи LP, такими как Ганс Кнаппертсбуш, дирижирующий Оркестром Баварской государственной оперы , и Карл Шурихт, дирижирующий Венским филармоническим оркестром .
С наступлением эры компакт-дисков версии 1877 и 1889 годов под редакцией Новака стали чаще использоваться такими дирижерами, как Бернард Хайтинк и Карл Бём .
Элиаху Инбал, дирижирующий Симфоническим оркестром Франкфуртского радио для Warner Classics, был в 1983 году первым, кто записал версию 1873 года. Георг Тинтнер, дирижирующий Королевским шотландским национальным оркестром, последовал 15 лет спустя на лейбле Naxos. Как пишет Тинтнер, «эта работа в ее первоначальном замысле все больше и больше страдала от прогрессирующих увечий, и нам следует найти время, чтобы сыграть и послушать этот удивительный оригинал». [21]
Герд Шаллер впервые записал версию 1874 года под редакцией Уильяма Каррагана на фестивале Philharmonie Festiva .
Чтобы облегчить сравнение различных версий, Йоханнес Вильднер, дирижирующий Новой филармонией Вестфалии , в студийной записи (SonArte/Naxos) предлагает наборы из нескольких дисков. Naxos включает версии 1877 и 1889 годов, а SonArte включает все три версии 1873, 1877 и 1889 годов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Итан Мордден, Путеводитель по оркестровой музыке: Справочник для немузыкантов . Нью-Йорк: Oxford University Press: 211, 1980. «Сам Брукнер назвал свою Третью симфонией «Вагнера», потому что он надеялся на некоторую поддержку Вагнера, например, на разрешение посвятить ему партитуру».
- ^ Хинрихсен 2010 , с. 164: Трудная прорывная работа , цитата Питера Гюльке : Брамс. Брукнер. Два исследования . Бэренрейтер 1989. ISBN 9783761809495
- ^ Jump up to: а б Клойбер 1964 , с. [ нужна страница ] «Итак, третий открывает серию шедевров Брукнера, в которых изобретательность сочетается с монументальным симфоническим творчеством».
- ^ Клойбер 1964 , с. 250.
- ^ Jump up to: а б Хинриксен 2010 , стр. 152.
- ^ Корстведт, Бенджамин М. (2000). Брукнер: Симфония № 8 . Издательство Кембриджского университета, стр. 65–66.
- ^ Пол Килдеа , Бенджамин Бриттен: Жизнь в двадцатом веке , с. 166
- ^ Хинрихсен 2010 , стр. 162.
- ^ Хинриксен 2010 , стр. 155.
- ^ Jump up to: а б Уильям Карраган . «Временной анализ Симфонии № 3 (1873–1889)» (PDF) .
- ^ «Провальная премьера Третьей симфонии Брукнера Адриана Мердока | gramophone.co.uk» . www.gramophone.co.uk . Архивировано из оригинала 18 апреля 2014 г.
- ^ Хинрихсен 2010 , с. 151: «От этой работы не было пути назад, и, по общей оценке, «настоящего и законченного Брукнера как законченного и завершенного явления» можно впервые найти в «Симфонии Вагнера» (ср. Письма I, 153).»
- ^ Хинриксен 2010 , стр. 163.
- ^ Jump up to: а б Карраган, Уильям . «Труба Брукнера» .
- ^ «Версии симфонии Брукнера» . bruckner.webs.com .
- ^ Jump up to: а б с д «Новая версия Третьей симфонии» .
- ^ Премьера версии 1876 года Ричарда Питтмана с Филармоническим оркестром Новой Англии (2 марта 2019 г.)
- ^ Карраган, Уильям . «Часть 2: Пятичастная форма песни» .
- ^ Уильям Карраган - Программа премьеры от 2 марта 2019 года в Бостоне.
- ^ «Симфония № 3 «Герд Рубан» (обновлено 8 июля 2013 г.)» (PDF) .
- ^ Брукнер, А.: Симфония № 3 (оригинальная версия 1873 года, изд. Л. Новака ) ( Королевский шотландский национальный оркестр , Георг Тинтнер )). Наксос Рекордс .
Источники
[ редактировать ]- Хинрихсен, Ханс-Иоахим , изд. Руководство Брукнера . Штутгарт: JB Metzler'sche Verlagsbuchhandlung и Карл Эрнст Пошель Verlag. ISBN 978-3-476-02262-2 .
- Клойбер, Рудольф (1964). Справочник классических и романтических симфоний . Висбаден: Breitkopf & Härtel. ISBN 3-7651-0017-Х .
- Антон Брукнер: Полное собрание сочинений: Том III: III. Симфония ре минор , музыковедческое издательство Международного общества Брукнера, Вена
- III/1: 1-я версия 1873 г. ( Симфония Вагнера ), Леопольд Новак (редактор), 1977 г.
- III/1A: Адажио №. 2 1876 г., Леопольд Новак (редактор), 1980 г.
- III/2: 2-я версия 1877 г. ( Симфония Вагнера ), Леопольд Новак (редактор), 1981 г.
- III/2: 3-я версия 1889 г., Леопольд Новак (редактор), 1959 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Антон Брукнер Critical Complete Edition – Симфония № 3 ре минор
- Симфония № 3 (Брукнер) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатная партитура . Музыкальной школы Университета Индианы
- Майкл Джеймсон. Антон Брукнер, Симфония № 3 ре минор, WAB 103 на AllMusic
- Полная дискография Джона Берки
- Версии симфонии Брукнера , Дэвид Григель, 19 сентября 2009 г.
- Временной анализ, вариант 1874 года , Уильям Карраган