Список мотетов Антона Брукнера
Антон Брукнер за свою жизнь сочинил около 40 мотетов , самый ранний из них — на языке Pange lingua , ок. 1835 г. , последний, Vexilla regis в 1892 г.
Молодежь работает
[ редактировать ]До 1841 года Брукнер, несомненно, написал только одно произведение — мотет.
- Pange lingua до мажор ( WAB 31): [ 1 ]
- Первая версия: набор из 28 тактов Pange lingua для хора а капелла , который Брукнер сочинил в 1835/1836 году, когда, будучи одиннадцатилетним мальчиком, он учился у Иоганна Баптиста Вайса в Хёршинге . [ 2 ]
- Версия вторая: под конец жизни (19 апреля 1891 г.) Брюкнер «восстановил» это любимое самое первое сочинение. [ 3 ]
Еще несколько работ этого периода в каталоге Грасбергера. [ 4 ] либо явно не принадлежат Брукнеру, либо имеют сомнительную подлинность. Domine, adjuvandum me festina (« О Господи, поспеши мне на помощь »; WAB 136) — сочинение Иоганна Баптиста Вайса. [ 5 ] Пять прелюдий ми-бемоль мажор для органа (WAB 127 и 128) и несколько других органных произведений, » Брукнера, найденных в «Оргельбухе предположительно представляют собой транскрипции произведений Иоганна Баптиста Вайса или других композиторов. [ 6 ] [ 7 ]
Виндхааг и Кронсторф
[ редактировать ]Во время своего пребывания в качестве помощника школьного учителя в Виндхаге (3 октября 1841 — 23 января 1843) и Кронсторфе (23 января 1843 — 23 сентября 1845) Брукнер сочинил три ранние мессы Windhaager Messe , Kronstorfer Messe и Messe für den Gründonnerstag . Во время своего пребывания в Кронсторфе он сочинил также свою первую именинную кантату Vergißmeinnicht и несколько мотетов: [ 8 ]
- Libera me (WAB 21): первая постановка фа мажор Libera me для хора и органа, которую Брукнер сочинил в ок. 1843 год . [ 9 ] [ 10 ]
- Литаней (WAB 132): эта литания , утраченное произведение для смешанного хора и духовых инструментов , предположительно была написана около 1844 года. [ 11 ]
- «Сальве Мария» (WAB 134): этот гимн Марии , возможно, « Сальве Регина» , еще одно утраченное произведение, предположительно также был написан около 1844 года. [ 12 ]
- Asperges me (WAB 4): эта первая композиция из 32 тактов фа мажор Asperges me для хора а капелла была написана в 1843 или 1844 году. [ 9 ] [ 13 ]
- Two Asperges me (WAB 3): эти две настройки Asperges me для хора и органа были написаны в 1844 или 1845 году. [ 9 ]
- Аспергес меня (WAB 3.1): Это произведение в эоловом стиле было написано для Аспергеса с воскресенья Септуагинты до 4-го воскресенья Великого поста. [ 14 ]
- Аспергес меня (WAB 3.2): это произведение фа мажор было написано для Аспергеса Страстного воскресенья. [ 15 ]
- Tantum ergo (WAB 32): эта первая композиция из 36 тактов ре мажор Tantum ergo для хора а капелла была написана осенью 1845 года. [ 16 ] [ 17 ]
- Tantum ergo (WAB 43): эта вторая композиция из 36 тактов ля мажор Tantum ergo для хора и органа была написана осенью 1845 года (или, возможно, в 1846 году в Санкт-Флориане ?) [ 9 ] [ 18 ] [ 19 ]
- Dir, Herr, dir will ich mich ergeben («Тебе, Господи, Тебе я предам себя»; WAB 12): дата написания этого хорального мотета ля мажор для хора а капелла неизвестна: 1844-1845 ( Кронсторф) или 1845-1846 (Санкт-Флориан). [ 9 ] [ 20 ]
Сен-Флориан
[ редактировать ]В период с 23 сентября 1845 года по 24 декабря 1855 года, во время своего пребывания в качестве органиста в монастыре Санкт-Флориан , Брукнер сочинил Магнификат , Реквием , Торжественную мессу , Псалмы 22 и 114 , а также четыре именинные кантаты Энцаген , Кантату Арнета , Майера. Кантата и Фестгесанг , а также следующие мотеты:
- O Duliebes Jesu-Kind («О, Ты, дорогой Младенец Иисус»; WAB 145): этот мотет из 16 тактов фа мажор для солиста и органа, авторство неизвестно. Если на самом деле Брукнер, предположительно написанный в 1845/1846 году. [ 21 ] [ 22 ]
- Herz Jesu-Lied («Песнь сердца Иисуса»; WAB 144): этот мотет из 24 тактов си-бемоль мажор для хора и органа, авторство также неизвестно. Если на самом деле Брукнер, предположительно написанный в 1845/1846 году. [ 23 ] [ 24 ]
- четыре Тогда только (WAB 41): [ 25 ]
- Первая версия: эти четыре Tantum ergo по 24 такта (№ 1: 25 тактов) плюс 2- или 3-тактное «Амен» : си-бемоль мажор, ля-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и до мажор, для хора и органа. ad libitum были составлены в 1846 году. [ 23 ]
- Вторая версия: в 1888 году Брукнер немного переработал четыре Tantum ergo, которые затем написал для хора а капелла . [ 3 ]
- Только тогда Ре мажор (WAB 42) [ 25 ]
- In jener letzten der Nächte («В эту последнюю ночь»; WAB 17): Страстный хорал для Великого четверга из 22 тактов фа минор, написанный в ок. 1848 год . Две настройки: [ 26 ] [ 27 ]
- Первая постановка: для солиста и органа,
- Вторая постановка: для хора а капелла .
- Две Totenlieder : эти две элегии для хора а капелла были написаны в 1852 году на похороны Йозефа Зайберля. [ 26 ] [ 28 ]
- Totenlied (WAB 47): 10 тактов, ми-бемоль мажор.
- Totenlied (WAB 48): 19 тактов, фа мажор.
- Libera me (WAB 22): эта Libera me из 94 тактов фа минор для 5-голосного хора (SSATB), органа, 3 тромбонов и фигурного баса (органа, виолончели и контрабаса) была написана 28 марта 1854 года как абсолют для похорон. прелата Майкла Арнета [ 26 ] [ 29 ]
- Tantum ergo B-Dur (WAB 44): эта восьмая композиция из 29 тактов си-бемоль мажор Tantum ergo для хора, 2 труб, 2 скрипок и органа была написана в ок. 1854 год . [ 26 ] [ 30 ]
Связанные работы
[ редактировать ]- Вдобавок Брукнер сочинил два Aequali (WAB 114 и 149) до минор для трех тромбонов в январе 1847 года для похорон своей тети Розалии Майрхофер. [ 31 ] [ 32 ]
- Для похорон Арнета Брукнер сочинил также Vor Arneths Grab («Лицом к могиле Арнета»; WAB 53), 28-тактовую элегию фа минор для мужского хора (TTBB) и 3 тромбона. [ 33 ] [ 34 ]
Линц
[ редактировать ]С 24 декабря 1855 г. по 1 октября 1868 г. Брукнер находился в Линце. Во время обучения Зехтера (с середины 1855 года по 26 марта 1861 года) Брукнер завершил работу над 146-м псалмом , который он набросал во время своего пребывания в Санкт-Флориане, и составил лишь несколько небольших произведений, из которых один мотет:
- Аве Мария (WAB 5): произведение из 52 тактов, первое из трех Аве Мария фа мажор для хора, солистов-сопрано и альта, органа и виолончели, было написано 24 июля 1856 года в подарок Игнацу Траумихлеру, хормейстеру Санкт-Флориана. . [ 35 ] [ 36 ]
После окончания обучения Зехтера Брукнер сочинил два мотета:
- Аве Мария (WAB 6): произведение из 51 такта, второе из трех Аве Мария фа мажор для 7-голосного хора а капелла , которое Брукнер сочинил в мае 1861 года, чтобы отпраздновать окончание обучения Зехтера. [ 35 ] [ 37 ]
- Afferentur regi (WAB 1): 38-тактовое предложение фа мажор для хора и 3 тромбонов ad libitum, составленное 7 ноября 1861 года. [ 38 ] [ 39 ]
До 10 июля 1863 года Брукнер продолжал учиться у Отто Китцлера. В этот период он сочинил Струнный квартет до минор , свои первые оркестровые композиции ( Четыре оркестровые пьесы , Увертюру соль минор и Учебную симфонию фа минор ) и несколько других композиций, таких как Праздничная кантата Preiset den Herrn , Псалом. 112 и Германенцуг . После окончания обучения Китцлера Брукнер последовательно сочинил мессы №№ 1 , 2 и 3 и свою первую симфонию .
После окончания обучения Китцлера Брюкнер сочинил также несколько мотетов:
- Pange lingua (WAB 33): 38-тактный Pange lingua и Tantum ergo во фригийском модусе, составленный 31 января 1868 года. [ 40 ] [ 1 ]
- Inveni David («Я нашел Давида»; WAB 19): офферторий фа минор из 46 тактов для мужского хора и четырех тромбонов, написанный 21 апреля 1868 года. [ 40 ] [ 41 ]
- Iam lucis orto Pages («Теперь, когда дневной свет наполняет небо»; WAB 18) [ 42 ]
- Первая версия: 24-тактный мотет ми минор (фригийский лад), сочиненный Брукнером в середине 1868 года. Две настройки:
- Вторая версия: слегка переработанная (23 такта) соль минор для мужского хора, 1886 г. [ 43 ]
Связанная работа
[ редактировать ]Am Grabe , WAB 2, переработанная а капелла версия Vor Arneths Grab , была написана примерно в конце обучения Сехтера и исполнена на похоронах Жозефины Хафферл. [ 44 ] [ 45 ]
Вена
[ редактировать ]С 1 октября 1868 года по 11 октября 1896 года, в «венский период», Брукнер большую часть времени уделял своим симфониям: между симфониями № 5 и 6 - струнный квинтет фа мажор , между симфониями № 6 и 7 , Te Deum , а между Симфониями № 8 и 9 — Псалом 150 и светская кантата Гельголанд . Между тем Брукнер сочинил также следующие песнопения:
- Locus iste (WAB 23): 48-тактовая ступень до мажор для хора а капелла , написанная 11 августа 1869 года для открытия вотивной часовни Нового собора в Линце. [ 46 ] [ 47 ]
- Christus factus est («Христос стал послушным»; WAB 10): произведение из 61 такта, второе из трех градуальных произведений Christus factus est ре минор для 8-голосного хора, 3 тромбонов и дополнительных струнных инструментов , написанное в 1873 году. [ 48 ] [ 49 ] Примечание: первый Christus factus est — это постепенная месса для Грюндоннерстага . [ 9 ] [ 50 ]
- Tota pulchra es (WAB 46): 80-тактовый антифон во фригийском ладе для солиста-тенора, хора и органа, написанный 30 марта 1878 года. [ 48 ] [ 51 ]
- Os justi («Уста праведника изрекают мудрость»; WAB 30): градус из 71 такта с финальным унисоном Alleluja в лидийском ладу для хора а капелла, составленный 18 июля 1879 года. [ 52 ] [ 53 ] По просьбе Игнаца Траумилера 28 июля 1879 года Брукнер добавил к нему унисон Versus-Choral Inveni David с органом (WAB 20). [ 41 ]
- Аве Мария (WAB 7): произведение из 81 такта, третье из трех Аве Мария фа мажор для солиста-альта и органа (фисгармонии или фортепиано), которое Брукнер сочинил 5 февраля 1882 года для солистки-альта Луизы Хохляйтнер. [ 54 ] [ 55 ]
- Christus factus est (WAB 11): произведение из 79 тактов, третье из трех градуалов Christus factus est ре минор, написанное 25 мая 1884 года. [ 54 ] [ 49 ]
- Salvum fac populum tuum («О Господь, спаси народ Твой»; WAB 40): мотет фа мажор из 57 тактов, основанный на нескольких стихах Te Deum , для хора а капелла , написанный 14 ноября 1884 года. [ 56 ] [ 12 ]
- Veni Creator Spiritus (WAB 50): гармонизация григорианского Veni Creator Spiritus для голосов в унисон с органом, составленная в ок. 1884 год . [ 57 ] [ 58 ]
- Ecce sacerdos magnus ля минор на 106 тактов (WAB 13): респонсорий для хора, 3 тромбонов и органа. [ 57 ] [ 59 ]
- Вирга Джесси (WAB 52): 91 такт ми минор для хора а капелла , написанный 3 сентября 1885 года. [ 57 ] [ 60 ]
- Ave Retina caelorum (WAB 8): гармонизация григорианского Ave Retina caelorum для унисонных голосов с органом, составленная в году 1886 . [ 3 ] [ 61 ]
- Vexilla Regis (WAB 51): мотет из 36 тактов во фригийском стиле для хора а капелла, написанный для Страстной пятницы 9 февраля. [ 62 ] [ 63 ]
Связанные работы
[ редактировать ]- Музыка Франца-Иосифа Ауманна составляла значительную часть репертуара Петербурга. Флориан в 19 веке. Брукнер, которому нравилась цветная гармония Ауманна, добавил в 1879 году аккомпанемент тремя тромбонами к своим настройкам Ecce quomodo moritur justus и Tenebrae factae sunt . [ 64 ]
Дискография
[ редактировать ]Некоторые мотеты, такие как Locus iste и три других постепенных, а также Ave Maria WAB 6, очень популярны и часто помещаются на пластинки / компакт-диски вместе с религиозными произведениями нескольких композиторов или как дополнение к более крупному религиозному произведению ( Месса № 2). ). Фридер Берниус , Мэтью Бест , Уве Гроностай , Саймон Хэлси , Филипп Херревеге и Стивен Лейтон записали от 5 до 10 самых популярных мотетов, иногда с двумя Эквали. [ 65 ]
Другие дирижеры посвятили пластинки/компакт-диски более конкретно мотетам Брукнера, иногда с двумя Aequali , ранними мессами или другими «забытыми» произведениями, такими как Торжественная мисса , Магнификат , более ранние Псалмы 22 , 114 и 112 : Ойген Йохум (1966). ), Хуберт Гюнтер ( ок. 1976 ), Ганс Занотелли (1979), Йоханнес Фукс (1984), Мартин Флемиг (1985), Роберт Джонс (1994), Руперт Готфрид Фрибергер (1995 и 2007), Джонатан Браун (1997), Петр Фиала (2006), Эрвин Ортнер (2008), Томас Кербл (2009 и 2011 годы), Дункан Фергюсон (2010 год) и Филипп фон Штайнекер (2014). [ 65 ]
Коммерческого альбома со всеми мотетами пока еще не существует. Сборник в хронологическом порядке группы XXI Gesamtausgabe был выпущен Гансом Рулофсом: набор компакт-дисков DutchDragon HR 815-817. [ 66 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б У. Хартс, с. 329
- ^ К. ван Звол, с. 699-670
- ^ Jump up to: а б с д К. ван Звол, с. 709
- ^ Рената Грасбергер, каталог-резонне Антона Брукнера (WAB) , публикации Института австрийской музыкальной документации, Ганс Шнайдер, Тутцинг, 1977 - ISBN 3-7952-0232-9
- ^ У. Хартс, с. 132
- ^ К. ван Звол, с. 680-681
- ^ У. Хартс, с. 339
- ^ К. ван Звол, с. 49
- ^ Jump up to: а б с д и ж К. ван Звол, с. 700
- ^ У. Хартс, с. 253-254
- ^ У. Хартс, с. 261
- ^ Jump up to: а б У. Хартс, с. 374
- ^ У. Хартс, с. 64
- ^ У. Хартс, с. 63
- ^ У. Хартс, с. 63-64
- ^ К. ван Звол, с. 700-701
- ^ У. Хартс, с. 436
- ^ К. ван Звол, с. 701
- ^ У. Хартс, стр.437-438.
- ^ У. Хартс, с. 128
- ^ К. ван Звол, с. 701-702
- ^ У. Хартс, с. 315
- ^ Jump up to: а б с К. ван Звол, с. 702
- ^ У. Хартс, с. 197-198
- ^ Jump up to: а б У. Хартс, с. 437
- ^ Jump up to: а б с д К. ван Звол, с. 703
- ^ У. Хартс, с. 211
- ^ У. Хартс, с. 447
- ^ У. Хартс, с. 254
- ^ У. Хартс, с. 438
- ^ К. ван Звол, с. 702-703
- ^ У. Хартс, с. 44-45
- ^ К. ван Звол, с. 722
- ^ У. Хартс, с. 471
- ^ Jump up to: а б К. ван Звол, с. 704
- ^ У. Хартс, с. 75-76
- ^ У. Хартс, с. 76
- ^ К. ван Звол, с. 704-705
- ^ У. Хартс, с. 45
- ^ Jump up to: а б с д К. ван Звол, с. 705
- ^ Jump up to: а б У. Хартс, с. 221
- ^ У. Хартс, с. 211-212
- ^ К. ван Звол, с. 708-709
- ^ К. ван Звол, с. 723
- ^ У. Хартс, с. 50
- ^ К. ван Звол, с. 705-706
- ^ У. Хартс, с. 261-262
- ^ Jump up to: а б К. ван Звол, с. 706
- ^ Jump up to: а б У. Хартс, с. 120
- ^ У. Хартс, с. 281-282
- ^ У. Хартс, с. 446-447
- ^ К. ван Звол, с. 706-707
- ^ У. Хартс, с. 326-327
- ^ Jump up to: а б К. ван Звол, с. 707
- ^ У. Хартс, с. 76-77
- ^ К. ван Звол, с. 707-708
- ^ Jump up to: а б с К. ван Звол, с. 708
- ^ У. Хартс, с. 463
- ^ У. Хартс, с. 139-140
- ^ У. Хартс, с. 467-468
- ^ У. Хартс, с. 77
- ^ К. ван Звол, с. 709-710
- ^ У. Хартс, с. 466-467
- ^ У. Хартс, с. 69
- ^ Jump up to: а б Дискография Bruckner с 1971 года, автор Ганс Рулофс.
- ^ Набор компакт-дисков . Небольшие церковные музыкальные произведения.
Источники
[ редактировать ]- Антон Брукнер - Полное собрание сочинений, том XXI: Маленькие церковные музыкальные произведения (1835-1892) , Музыковедческое издательство Международного общества Брукнера, Ганс Бауэрнфейнд и Леопольд Новак (редактор), Вена, 1984/2001
- Уве Хартен , Антон Брукнер. Руководство . Резиденция Верлаг , Зальцбург, 1996 год. ISBN 3-7017-1030-9 .
- Корнелис ван Звол, Антон Брукнер 1824-1896 - Жизнь и творчество , изд. Тот, Буссум, Нидерланды, 2012 г. ISBN 978-90-6868-590-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новое полное издание - XXI. Небольшие церковные музыкальные произведения : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные партитуры к Списку мотетов Антона Брукнера в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Меньшие духовные вокальные произведения Критическая дискография Ганса Рулофса (на немецком языке)