Спаржа
Аспергес – это обряд окропления прихожан святой водой . Название происходит от первого слова в 9-м стихе 51-го псалма (50-й псалом в Вульгате и Септуагинте ) в латинском переводе, который поется во время традиционной формы обряда (или, опционально, в обычном обряде), за исключением Пасхи . 51-й псалом также является одним из антифонов , которые можно петь в обряде Мессы Павла VI .
Римский обряд мессы [ править ]
месса Тридентинская
Там, где Латинский Миссал 1962 года используется , Асперг совершается перед основной Мессой в воскресенье, за исключением Вербного воскресенья , когда оно заменяется благословением пальм, за которым следует процессия; [1] его также опускают, когда Папская месса по воскресеньям служится . Асперг Пасхи назван так из слов, произносимых в начале церемонии, взятых из Псалма 50:3, в течение всего года, за исключением , когда Vidi aquam (на основе Иезекииля 47) с Псалом 116 произносится :1. Он предшествует любой другой церемонии, которая может иметь место перед Мессой, например, освящению пальм или свечей . Его совершает священнослужитель в литургического мантии цвета того дня; ризу никогда не надевают во время Асперга или любой другой церемонии, не являющейся строго частью Мессы в традиционном обряде. Его опускают при выставлении Святых Даров , хотя многие рубрики считают, что тогда следует опустить окропление только жертвенника , а не прихожан. После произнесения антифона священник читает псалом Miserere или Confitemini , в зависимости от сезона, окропляя сначала переднюю часть и платформу алтаря, затем себя, затем служителей и хор и, наконец, прихожан, обычно проходя через основную часть алтаря. церкви, хотя ему и не нужно выходить за ворота святилище или хор. Эта церемония используется, по крайней мере, с десятого века и возникла из обычая ранней древности освящать воду для верующих по воскресеньям. Его цель — подготовить прихожан к служению мессы, побудив их к чувствам покаяния и благоговения, предложенным словами 50-го псалма, или внушив им, что они собираются помочь в принесении жертвы нашего искупления, как это предлагается. в псалме, используемом во время Пасхи . [2]
И Asperges , и Vidi aquam структурированы как Introit Тридентской мессы: 1-й стих (который включает Аллилуиаса в «Пасхе»), 2-й стих (всегда из Псалмов), Gloria Patri (опущен в «Страсти»), а затем снова 1-й стих. .
Месса Павла VI [ править ]
«По воскресеньям, особенно в пасхальные дни , может совершаться освящение святой воды и окропление ею в память крещения... Если обряд совершается во время Мессы , он заменяет обычный покаянный акт в начале Масса». [3]
Во время пасхального бдения , Рождества и праздника Крещения Господня многие католические приходские мессы оставляют за собой часть мессы, во время которой можно произносить Confiteor или тропы (в начале мессы), чтобы возобновить обещания крещения; это может сопровождаться использованием святой воды для благословения прихожан. Это обновление обетов крещения, наряду с Аспергом, распространено также среди лютеран и англикан. Во время заупокойной мессы гроб освящают святой водой и благовониями.
Священник . благословляет воду одной из трех предложенных молитв (одна из которых предназначена для Пасхи) Он также может благословить соль и положить ее в воду, если этого позволяют местные условия или обычаи народа. Затем он берет разбрызгиватель (называемый аспергиллумом , а емкость, в которую его окунают, называется аспесорием ) и окропляет духовенство и народ, желательно прогуливаясь для этого через церковь.
Во время кропления поется антифон или гимн. Римский Миссал предлагает несколько из них, основанных на следующих стихах Священного Писания :
- За пределами Пасхи
- Во время Пасхи
Но допускаются и другие подходящие гимны.
антифон Asperges Me Часто поется , за исключением пасхального сезона и Вербного воскресенья , когда он заменяется более длинным и витиеватым антифоном Vidi aquam .
Восточно-православный [ править ]
В Восточной православной церкви и тех восточно-католических церквях , которые следуют византийскому обряду , окропление святой водой происходит во многих случаях. Самый важный — в Великий праздник Богоявления ( Богоявления ) после Великого освящения вод по окончании Божественной литургии . [4] Великое Благословение совершается дважды: один раз накануне праздника и один раз в день праздника. При обоих благословениях священник окропляет весь храм (церковное здание) и верующих . Затем он начинает ходить в дом каждой семьи, чтобы окропить его благословенной «Богоявленской водой».
В некоторых монастырях и церквях существует традиция освящения святой воды и окропления в первый день каждого месяца. Также в году есть несколько праздников , когда предписано окропление святой водой, например Светлая пятница (пятница на пасхальной седмице ), праздник Крестного хода в первый день Успенского поста и праздник Середины поста. -Пятидесятница (25 дней после Пасхи ), когда поля освящаются святой водой. Некоторые церемонии также требуют освящения святой воды, например, освящение церкви.
Форма аспергиллума (разбрызгивателя святой воды) может отличаться от места к месту. Греческие православные будут использовать рандистирион , который представляет собой стоячий сосуд с конической крышкой. Кончик крышки протыкается небольшими отверстиями, из которых кропится святая вода. Русские православные будут использовать метелку из ваты, соломы или волос, из которой выплескивают святую воду.
Освящение происходит у купели со святой водой или купели для крещения , расположенной в центре храма. Есть два типа благословений: Великое освящение вод (используется в Богоявление) и малое освящение вод (используется в другое время). Освятив святую воду, священник благословит себя и выпьет немного святой воды. Затем он становится рядом с купелью со святой водой, держа в левой руке благословляющий крест, а в правой - аспергиллум. Каждый из духовенства и верующих выходит вперед, выпивает немного свежеосвященной святой воды, а затем целует крест в руке священника, который окропляет им голову святой водой. Во время этого процесса хор будет петь гимны, которые различаются в зависимости от типа празднуемого благословения. Он также окропит святилище и всю церковь.
Лютеранство [ править ]
В лютеранстве аспергес встречается как часть богослужения в пасхальное воскресенье в память о крещении. [5] Используемая формула почти идентична формуле Римско-католической церкви. [6] [7]
Примечания [ править ]
- ^ Обряд Аспергеса был запрещен в Вербное воскресенье реформами Страстной недели Папы Пия XII в 1955 году; До проведения этих реформ в 1956 году Аспергес фактически проводился даже в Вербное воскресенье.
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Винн, Джон Джозеф (1907). « Аспергес ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Порядок римского Миссала для приготовления и окропления освященной водой , 1.
- ^ Каллист (Уэр), епископ ; Мэри, Мать (1969), Праздничная Минея , Лондон: Фабер и Фабер (опубликовано в 1984 г.), стр. 55 и далее, ISBN 0-571-11137-8
- ^ Латроп, Гордон. Что меняется в практике крещения? Миннеаполис: Крепость Аугсбург , 1995.
- ^ Принципы поклонения . Миннеаполис: Крепость Аугсбург , 2002.
- ^ Использование средств благодати: Заявление о практике слова и таинства . Миннеаполис: Крепость Аугсбург , 1997.
Внешние ссылки [ править ]
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 767.
- Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа из книги для церковных служителей С. В. Булгакова
- Видео «Vidi Aquam» перед Мессой и Introit «Jubilate Deo omnis terra» в 3-е воскресенье после Пасхи.