Святилище
Святилище священное в своем первоначальном значении — это место , например святыня . Благодаря использованию таких мест в качестве убежища этот термин стал использоваться для обозначения любого безопасного места. Это вторичное использование можно отнести к категории человеческого убежища, безопасного места для людей, например политического убежища; и нечеловеческое убежище, такое как заповедник животных или растений.
Религиозное святилище
[ редактировать ]Святилище — слово, происходящее от латинского Sanctuary , которое, как и большинство слов, оканчивающихся на -arium , представляет собой контейнер для хранения чего-либо — в данном случае святынь или, возможно, дорогих людей ( santae / santi ). Это значение распространялось на места святости или безопасности, в частности на всю разграниченную территорию, часто во многие акры, окружающую греческий или римский храм ; Исходные термины для них - temenos на греческом и fanum на латыни, но оба можно перевести как «святилище». Подобное использование иногда можно встретить при описании священных мест в других религиях. Во многих культовых сооружениях святилище имеет определенное значение, охватывая часть внутреннего интерьера.
Святилище как пространство вокруг алтаря
[ редактировать ]Во многих западных христианских традициях, включая католическую, лютеранскую , методистскую и англиканскую церкви, область вокруг алтаря называется святилищем; он также считается святым из-за веры в физическое присутствие Бога в Евхаристии , как во время Мессы , так и в церковной скинии в другое время.
Во многих церквях архитектурный термин алтарь охватывает ту же территорию, что и святилище, и может использоваться любой термин. [1] В некоторых протестантских церквях термин «святилище» обозначает все пространство для богослужений, тогда как термин «алтарь» относится только к пространству вокруг стола для причастия .
Во многих западных традициях алтарные перила , а иногда и ступеньки, отделяли святилище или алтарь от остальной части здания. В Восточной Православной Церкви , Восточно-Католической Церкви Сиро -Малабарской Церкви , Византийского обряда и Коптской Православной Церкви святилище отделено от нефа (где молятся верующие) иконостасом , буквально стеной икон , с тремя дверями в нем. В других восточно-православных традициях используется завеса святилища.
Терминология, которая применяет слово «святилище» к области вокруг алтаря, применима не только к христианским церквям: в храме царя Соломона , построенном примерно в 950 году до нашей эры, было святилище (« Святая святых »), где Ковчег Завета. находился , и этот термин применяется к соответствующей части любого молитвенного дома. В большинстве современных синагог главное помещение для молитв известно как святилище, в отличие от небольших помещений, предназначенных для различных других служб и функций.
В святилище есть возвышение -бима , из которого проводятся службы, и где ковчег с Торой может находиться ; однако в некоторых синагогах есть отдельная бима и платформа-ковчег.
Святилище как священное место
[ редактировать ]В Европе христианские церкви иногда строились на землях, которые считались особо святыми. Часто с этими местами связаны легенды о чудесах или мучениях, которые, как полагают, имели место, или о том, где был похоронен святой человек. Примерами являются базилика Святого Петра в Риме и собор Святого Олбанса в Англии, посвященные мученической кончине Святого Петра (первого Папы Римского) и Святого Альбана (первого христианского мученика в Великобритании) соответственно. Такие места также часто были местами религиозного значения для общества до прихода христианства.
Место и построенная там церковь считались освященными (освященными) тем, что там произошло. В наше время католическая церковь продолжает эту практику, помещая в алтарь каждой церкви, когда она освящена для использования, ящик ( гробницу ) , содержащий мощи одного или нескольких святых, обычно мучеников. Этот ящик с реликвиями убирают, когда церковь деосвятят как святое место. В Восточной Православной Церкви на антиминс алтаре выполняет аналогичную функцию. Это тканевая икона тела Христа, снятого с креста, и обычно в нее вшиты мощи святого. прихода Кроме того, он подписан епископом и представляет собой его разрешение и благословение на Евхаристии совершение на этом алтаре.
Человеческое убежище
[ редактировать ]Традиции святилища
[ редактировать ]Хотя слово «святилище» часто восходит к греческой и римской империям, само это понятие, вероятно, было частью человеческой культуры на протяжении тысячелетий. Идея о том, что преследуемым людям должно быть предоставлено убежище, является древней, возможно, даже исконной, и проистекает из основных черт человеческого альтруизма . Изучая эту концепцию во многих культурах и во временах, антропологи обнаружили, что святилище — это в высшей степени универсальное понятие, которое встречается почти во всех основных религиозных традициях и в самых разных географических регионах. «Города-убежища», описанные в Книге Чисел и Второзаконии в Ветхом Завете, а также бедуинская идея назаалы , или «принятия убежища», указывают на сильную традицию убежищ на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В Америке многие местные племена придерживались схожей практики, особенно перед лицом вторжения европейских держав. Несмотря на напряженность между группами, многие племена по-прежнему предлагали и получали убежище, принимая тех, кто покинул свои племенные земли или опасался преследований со стороны испанцев, англичан и французов. [2]
Юридическое убежище
[ редактировать ]Некоторые (но не все) храмы предлагали убежище преступникам или беглым рабам. [3] Говоря о судебном преследовании преступлений, убежище может означать одно из следующих:
Церковное святилище
[ редактировать ]Священное место, например церковь, в котором беглецы раньше пользовались иммунитетом от ареста (признавалось английским законодательством с четвертого по семнадцатый века). [4] [5] Хотя практика предоставления убежища церквями все еще наблюдается в современную эпоху, она больше не имеет никакой юридической силы и соблюдается исключительно ради традиции. [6]
Термин «святилище» также используется для обозначения части церкви , в которой находится главный или «главный алтарь».
Политическое убежище
[ редактировать ]Иммунитет от ареста, предоставляемый суверенной властью. Организация Объединенных Наций расширила определение понятия «политический», включив в него расу, национальность, религию, политические взгляды, а также членство или участие в какой-либо конкретной социальной группе или общественной деятельности. Люди, ищущие политического убежища, обычно делают это, обращаясь за убежищем к суверенной власти.
Право убежища
[ редактировать ]Многие древние народы признавали религиозное право на убежище, защищая обвиняемых в преступлении от судебных исков и в некоторой степени от изгнания . Этот принцип был принят ранней христианской церковью, и были разработаны различные правила относительно того, что человек должен был сделать, чтобы претендовать на защиту, и насколько она была защищена.
Согласно рассказу Григория Турского во Франции конца VI века, святилище уже практиковалось, но не всегда соблюдалось. [7] В Англии король Этельберт издал первые законы, регулирующие святилища, примерно в 600 году нашей эры, хотя Джеффри Монмутский в своей Historia Regum Britanniae (около 1136 г.) говорит, что легендарный досаксонский король Дунвалло Молмутиус (4–5 века до н.э.) издал законы о святилищах. в Молмутинских законах , записанных Гильдасом (ок. 500–570). [8] Ко временам норманнов существовало два вида святилищ: церкви, лицензированные королем, имели более широкую версию, а другие церкви имели более низкий уровень. Средневековая система убежища была окончательно отменена в Англии Яковом I в 1623 году. [9]
Политическое убежище
[ редактировать ]Во время Войн роз 15-го века, когда ланкастерцы или йоркисты внезапно одерживали верх, выиграв битву, некоторые сторонники проигравшей стороны могли оказаться в окружении сторонников победившей стороны и не иметь возможности вернуться на свою сторону. , поэтому они спешили к святилищу в ближайшей церкви, пока не было безопасно покинуть ее. Ярким примером является королева Елизавета Вудвилл , супруга английского короля Эдуарда IV .
В 1470 году, когда ланкастерцы ненадолго восстановили на троне Генриха VI , королева Эдуарда жила в Лондоне с несколькими маленькими дочерьми. Она переехала с ними в Вестминстерское аббатство в поисках убежища, живя там с королевским комфортом до тех пор, пока Эдвард не был восстановлен на престоле в 1471 году и за это время не родила их первого сына Эдварда . Когда в 1483 году умер король Эдуард IV, Елизавета (которая была крайне непопулярна даже среди йоркистов и, вероятно, действительно нуждалась в защите) забрала своих пятерых дочерей и младшего сына (Ричарда, герцога Йоркского; к тому времени у принца Эдварда было собственное хозяйство) и снова переехала. в убежище Вестминстерского аббатства. У нее были все домашние удобства; она привезла так много мебели и так много сундуков, что рабочим пришлось пробивать дыры в некоторых стенах, чтобы переместить все достаточно быстро, чтобы ей было удобно. [ нужна ссылка ]
В 20-м веке, во время Первой мировой войны , все приняли союзники России в 1917 году противоречивое решение отказать в политическом убежище царю Николаю II Романову того года, и его ближайшим родственникам, когда он был свергнут в ходе Февральской революции являвшейся частью русской революции, потому что за злоупотребления властью и был вынужден в марте отречься от престола в пользу Александра Керенского Временного правительства . Тем летом Николая, его семью и оставшуюся прислугу отправили в Тобольск , Сибирь, в то время как Керенский удерживал Россию в войне, когда она не смогла победить, что позволило Ленину и его большевикам заручиться поддержкой русского народа в свержении Керенского в Октябрьской революции того года . В ноябре 1918 года началась Гражданская война в России , а в июле 1918 года, когда Ленин проиграл гражданскую войну, Николай и его семья были казнены по приказу Ленина, находясь в заключении в Ипатьевском доме в Екатеринбурге .
В 1939 году, за несколько месяцев до начала Второй мировой войны , 937 еврейских беженцев из нацистской Германии на борту парохода «Сент-Луис» постигла та же участь: сначала на Кубе — их первоначальном пункте назначения — а затем в Соединённых Штатах и Канаде . В результате 620 из них были вынуждены вернуться в Европу, где многие из них погибли в нацистских концентрационных лагерях во время войны. Этот инцидент стал предметом романа Гордона Томаса и Макса Морган-Уиттса 1974 года «Путешествие проклятых» и его экранизации 1976 года .
В 1970 году Симонасу Кудирке было отказано в убежище в США, когда он попытался бежать из тогдашнего Советского Союза, прыгнув со своей «базы» «Советская Литва» на судно USCGC Vigilant , когда оно шло из Нью-Бедфорда, когда корабль Кудирки стоял на якоре. на винограднике Марты . Кудрику обвинили в краже 3000 рублей «Советской Литвы» из сейфа , а когда Госдепартамент США ему не помог, Кудрику отправили обратно в Советский Союз, где его признали виновным в государственной измене и приговорили к десяти годам каторжных работ, но за то, что Кудирка мог претендуя на американское гражданство через свою мать, ему разрешили вернуться в Соединенные Штаты в 1974 году. Его тяжелое положение стало предметом книги Альгиса Руксенаса 1973 года « День позора: правда об убийственных происшествиях на борту катера «Бдительный во время российско-американского противостояния». от «Виноградника Марты» и телефильма 1978 года «Бегство Симаса Кудирки» в главной роли с Аланом Аркином .
Десять лет спустя украинский юноша Уолтер Половчак стал знаменитостью 1980-х годов из-за его просьбы в 1980 году в возрасте 12 лет остаться в Соединенных Штатах навсегда после объявления о том, что он не хочет возвращаться со своими родителями в то, что было тогда. Советская Украина и был предметом пятилетней борьбы между американскими и советскими судами за его судьбу, которая была решена в его пользу в 1985 году, когда 3 октября Уолтеру исполнилось 18 лет, он уже не был несовершеннолетним и, следовательно, больше не был обязан возвращаться. в Советский Союз, если он этого не хотел.
Также в 1980-х годах гражданин Эстонии и предполагаемый нацистский военный преступник стал Карл Линнас объектом нескольких отказов в предоставлении убежища за пределами Соединенных Штатов, прежде чем в 1987 году его наконец вернули в тогдашний СССР , где ему, весьма вероятно, грозил смертный приговор за предполагаемые военные преступления. за что он был осужден в 1962 году (см. судебные процессы по Холокосту в Советской Эстонии ). Линнас умер от сердечного приступа в тюремной больнице Ленинграда 2 июля 1987 года, ожидая возможного повторного рассмотрения дела в горбачевских судах, через 25 лет после того, как хрущевские суды признали его заочно виновным .
Святилище против убежища
[ редактировать ]Понятия убежища и убежища на самом базовом уровне определяются очень похоже. Оба термина подразумевают предоставление безопасности или защиты от какой-либо опасности, часто подразумеваемой преследующей и репрессивной силой. Расхождение между этими терминами проистекает прежде всего из их социальных ассоциаций и правового статуса; в то время как убежище, понимаемое в его политическом смысле, подразумевает юридически обязательную защиту со стороны государственного образования, убежище часто принимает форму морального и этического активизма, который ставит под сомнение решения, принятые институтами власти. [10]
Во многих случаях святилища не включены в закон, а действовали вопреки ему. Усилия по созданию убежища для преследуемых или угнетенных часто предпринимаются организациями, религиозными или иными, которые работают за пределами основных направлений, чтобы исправить то, что они считают недостатками в существующей политике. Хотя эти попытки предоставить убежище не имеют юридической силы, они могут быть эффективными катализаторами перемен на уровне сообщества, местного и даже регионального уровня. Убежища также могут быть интегрированы в эти уровни правительства посредством «законопроектов об убежищах», которые определяют города, а иногда и штаты, как безопасные места для иммигрантов, которых федеральное правительство считает незаконными. Эти законопроекты направлены на ограничение сотрудничества местных и региональных властей с усилиями национального правительства по обеспечению соблюдения иммиграционного законодательства. В знак признания их прогрессивности и смелости перед лицом предполагаемой несправедливости «законопроекты о святилищах» обычно называют «активистским законом». [11]
Святилище в современном обществе
[ редактировать ]За последние несколько столетий использование убежища как средства защиты преследуемых народов стало менее распространенным. Тем не менее, в 1980-е годы произошло массовое возобновление случаев заболевания в рамках движения за убежище между США и Центральной Америкой. Это возрождение было частью более широкого антивоенного движения, возникшего в знак протеста против внешней политики США в Центральной Америке. Движение выросло из практики убежищ политических и религиозных организаций как в Соединенных Штатах, так и в Центральной Америке. Первоначально оно было инициировано организациями по защите прав иммигрантов в хорошо зарекомендовавших себя общинах Центральной Америки. Эти организации сначала выступали против внешней политики США в Центральной Америке, а затем переключились на помощь постоянно растущему числу беженцев из Центральной Америки. Работая в тандеме, организации по защите прав иммигрантов и церкви создали множество новых организаций, которые предоставляли жилье и юридические услуги вновь прибывшим иммигрантам. Эти организации также выступали за создание убежищ для тех, кто спасается от войны и угнетения в своих родных странах. К 1987 году 440 городов в Соединенных Штатах были объявлены «городами-убежищами», открытыми для мигрантов из гражданских войн в Центральной Америке. [12]
Партнерские отношения между иммигрантами и религиозными организациями движения за святилища остаются активными, предоставляя иммигрантам основные услуги. Особенно заметна в последние годы их юридическая и адвокатская деятельность. Предоставляя юридическое представительство лицам, ищущим убежища, которые не могут себе этого позволить, эти организации дают своим клиентам больше шансов выиграть соответствующие дела. По состоянию на 2008 год у задержанных просителей убежища с юридическим представителем было в шесть раз больше шансов выиграть дела о предоставлении убежища, а у не задержанных просителей убежища с адвокатом почти в три раза больше шансов получить убежище по сравнению с теми, кто не имел его. [2] Бесплатные юридические услуги, предоставляемые этими организациями, также помогают снизить нагрузку на систему вынесения судебных решений, которая и без того перегружена делами: исследование системы, проведенное в 2014 году, показало, что около 250 офицеров по вопросам убежища одновременно должны провести собеседование в среднем с 28 000 просителей убежища. искатели. [13] Эти организации, базирующиеся в убежищах, также участвуют в более масштабной пропагандистской работе, которая позволяет им охватить иммигрантское население за пределами сообществ, в которых они работают. Согласно исследованию, проведенному организацией «Движение новых убежищ», по меньшей мере 600 000 человек в Соединенных Штатах имеют хотя бы один член семьи находится под угрозой депортации. [14] Законодательная и судебная пропагандистская работа на региональном и даже национальном уровне позволяет организациям поддерживать эту группу людей, влияя на политику.
С 1980-х по 2000-е годы также были случаи, когда организации и церкви по защите прав иммигрантов предоставляли «убежище» на короткие периоды времени мигрантам, которым грозит депортация, в Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Австралии и Канаде, среди других стран. нации. В 2007 году иранская беженка Шахла Валади получила убежище в Норвегии, проведя семь лет в церковном убежище после первоначального отказа в убежище. [15] С 1983 по 2003 год в Канаде произошло 36 инцидентов, связанных с убежищем. [16] В 2016 году исландская церковь заявила, что будет укрывать двух просителей убежища, которые нарушили Дублинские правила, и полиция удалила их для депортации, поскольку церковный иммунитет не имеет юридической силы. [17]
Другое использование
[ редактировать ]Говоря об убежище от опасности или невзгод, святилище может означать одно из следующих:
- Приют-убежище
- Место, предлагающее защиту и безопасность; приют, обычно используемый перемещенными лицами , беженцами и бездомными .
- Гуманитарное убежище
- Источник помощи, облегчения или утешения в трудные времена, которым обычно пользуются жертвы войны и катастрофы.
- Институциональное убежище
- Учреждение для ухода за людьми, особенно с физическими или умственными недостатками, нуждающимися в организованном присмотре или помощи.
- Рабочее убежище
- Место, где человек может работать безопасно и в естественной среде.
Термин «убежище» в дальнейшем стал применяться к любому пространству, отведенному для частного использования, куда посторонние не должны вторгаться, например, к « человеческой пещере ».
Нечеловеческое убежище
[ редактировать ]Приют для животных
[ редактировать ]Приют для животных – это учреждение, куда животных привозят жить и охраняют до конца их жизни. В отличие от приютов для животных, приюты не стремятся размещать животных по отдельности или группами, а содержат каждое животное до его естественной смерти.
Растительный заповедник
[ редактировать ]Заповедники растений – это территории, отведенные для поддержания функционирующих природных экосистем, выступающие в качестве убежищ для видов и поддержания экологических процессов, которые не могут выжить в наиболее интенсивно управляемых ландшафтах и морских ландшафтах. Охраняемые территории выступают в качестве ориентиров, на основе которых мы понимаем взаимодействие человека с миром природы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робинсон, Гэри (2006). Архитектура . Лотос Пресс. п. 40. ИСБН 9788189093129 .
В историческом плане здания слова «алтарь» и «святилище» часто являются синонимами.
- ^ Перейти обратно: а б Раббен, Линда (2016). Святилище и убежище: социальная и политическая история . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-99914-2 .
- ^ Чаппара, Франс (1985). «Non gode l'immunita ecclesiastica» (PDF) . Мелита Историка . 9 (2): 117–132. Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2016 года.
- ^ «Святилище, насилие и закон в позднесредневековой Англии - Виртуальный семинар (аннотация)» . Всемирная сеть университетов . 24 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2014 г.
- ^ Мортимер, Ян (2009). Путеводитель путешественника во времени по средневековой Англии . Винтажные книги. стр. 244–245. ISBN 978-1-84595-099-6 . Текст доступен во временное пользование после регистрации
- ^ Ханна, Джейсон (17 февраля 2017 г.). «Могут ли церкви предоставить законное убежище нелегальным иммигрантам?» . CNN . Проверено 9 мая 2022 г.
- ^ Уикхэм, Крис (29 января 2009 г.). «Глава 5». Наследство Рима: История Европы с 400 по 1000 годы . Пингвин Великобритания. ISBN 978-0-14-190853-3 .
- ^ Джеффри Монмутский , История королей Британии 2, 17
- ^ «Английская коронерская система, часть 4: Убежище» . Британская онлайн-энциклопедия .
- ^ Конференция полномочных представителей ООН по статусу беженцев и лиц без гражданства . Объединенные Нации. 1951. OCLC 250576716 .
- ^ Ваннини, Сара; Гомес, Рикардо; Карни, Меган; Митчелл, Кэтрин (01 декабря 2018 г.). «Междисциплинарные подходы к исследованиям беженцев и миграции» . Миграция и общество . 1 (1): 164–174. дои : 10.3167/arm.2018.010115 . ISSN 2574-1306 .
- ^ Перла, Гектор; Коутин, Сьюзен Библер (2010). «Наследие и истоки американо-центральноамериканского движения за святилища 1980-х годов» . Убежище . 26 (1): 7–19. дои : 10.25071/1920-7336.30602 . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Шенхольц, Эндрю Ян (2014). Жизнь на волоске: решение Министерства внутренней безопасности о предоставлении убежища . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-0877-4 . OCLC 995330858 .
- ^ «Иммиграционный активист арестован возле церкви в Лос-Анджелесе» . Ассошиэйтед Пресс. 20 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2007 г. - через веб-архив Библиотеки Конгресса.
- ^ «Иранец получил убежище в Норвегии» . News24.com .
- ^ Рэнди К. Липперт (2005). Святилище, суверенитет, жертвоприношение: инциденты в канадском святилище, власть и закон . ЮБК Пресс. ISBN 0-7748-1249-4 .
- ^ «Просителей убежища вытащила из церкви полиция Рейкьявика» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Чарльз Кокс (1911). Святилища и искатели святилищ средневековой Англии на Archive.org
- Джон Беллами (1973). Преступность и общественный порядок в Англии в позднем средневековье .
- Ричард Каупер (1982). «Право убежища». Словарь средних веков . т.1 стр. 632–633. ISBN 0-684-16760-3
- Жан Кальмар (1988). «Баст (святилище, убежище)» . Энциклопедия Ираника .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История движения Sanctuary за новые стандарты
- Святилище в церковной архитектуре – из Католической энциклопедии.
- Святилище как место убежища – из Католической энциклопедии.