Гостеприимство
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( сентябрь 2023 г. ) |
Госпитиум ( [hɔs̠ˈpɪt̪iʊ̃] ; греч . ξενία , xenia , προξενία) — древняя греко-римская концепция гостеприимства как божественного права гостя и божественной обязанности хозяина. Подобные или широко эквивалентные обычаи были и известны в других культурах, хотя и не всегда под этим названием. У греков и римлян госпитум имел двоякий характер: частный и общественный. [ 1 ]
Частный
[ редактировать ]Во времена Гомера все без исключения чужестранцы считались находящимися под покровительством Зевса Ксениоса , бога чужеземцев и просителей, и имели право на гостеприимство . (Сомнительно, что, как обычно полагают, [ нужна ссылка ] их считали врагами ipso facto ; они были скорее гостями.) Сразу же по прибытии незнакомца одели и развлекали, и не спрашивали о его имени или происхождении до тех пор, пока не были выполнены обязанности по гостеприимству. При расставании гостя с хозяином ему часто преподносили подарки (ξένια), а иногда игральную кости между ними ломали (ἀστράγαλος). Каждый тогда принимал участие, устанавливалась семейная связь, а сломанная игральная кость служила символом признания; таким образом члены каждой семьи находили у других хозяев и защитников в случае необходимости. [ 1 ]
Нарушение хозяином обязанностей гостеприимства могло вызвать гнев богов; но, похоже, не существовало ничего, кроме этой религиозной санкции, для защиты прав путешественника. Подобные обычаи, по-видимому, существовали и среди итальянских народов. [ тон ] У римлян частное гостеприимство, существовавшее с древнейших времен, было определено более точно и юридически определено, чем у греков, причем связь между хозяином и гостем была почти такой же сильной, как между покровителем и клиентом. Он имел характер контракта, заключенного путем взаимного обещания, рукопожатия и обмена соглашением в письменной форме ( tabula Hospitalis ) или знаком ( tessera или символум ), и передался по наследству в результате разделения тессера. Преимуществами, полученными таким образом гостем, были право на гостеприимство во время путешествия и, прежде всего, защита хозяина (представлявшего его своим покровителем) в суде. Контракт был священным и нерушимым, заключенным от имени Юпитера Госпиталиса, и мог быть расторгнут только формальным актом. [ 1 ]
Общественный
[ редактировать ]Эта частная связь переросла в обычай, согласно которому государство назначало одного из граждан иностранного государства своим представителем Проксена (πρόξενος) для защиты любого из своих граждан, путешествующих или проживающих в его стране. Иногда человек добровольно выступал для выполнения этих обязанностей от имени этелопроксена другого государства (ἐθελοπρόξενος). Проксена обычно сравнивают с современным консулом или министром-резидентом. В его обязанности входило оказывать гостеприимство иностранцам из государства, проксеном которого он был, представлять его послов, обеспечивать им доступ на собрание и места в театре и вообще заботиться о коммерческих и политических интересах государства, посредством которого он он был назначен на свою должность. [ 1 ]
Встречается много случаев, когда такая должность передавалась по наследству; таким образом, семья Каллия в Афинах была проксеном спартанцев . Мы находим упоминание об этом офисе в керкирской надписи, датируемой, вероятно, VII веком до нашей эры, и на протяжении всей греческой истории он продолжал становиться все более важным и частым. Нет никаких доказательств того, что какое-либо прямое вознаграждение когда-либо было связано с этой должностью, тогда как расходы и хлопоты, связанные с ней, часто должны были быть очень большими. Вероятно, почести, которые оно принесло с собой, были достаточным вознаграждением. Частично они заключались во всеобщем уважении и почтении, оказываемом проксену, а частично во многих более существенных почестях, оказываемых специальным указом государства, представителем которого он был, например, в свободе от налогов и общественных повинностей, в праве приобретать собственность в Аттике, допуск в сенат и народные собрания и, возможно, даже полное гражданство. [ 1 ]
Общественные госпитали, по-видимому, существовали и среди итальянских народов; но обстоятельства их истории не позволили ему стать таким важным, как в Греции. Однако известны случаи установления общественного гостеприимства между двумя городами ( Римом и Цере , Ливий против 50), а также случаи, когда города вступали в положение клиентов какого-нибудь выдающегося римлянина, который затем становился патроном такого города. Сенат часто предоставлял иностранцам право общественного гостеприимства вплоть до конца республики. Публичные госпитали имели право на развлечения за государственный счет, допуск к жертвоприношениям и играм, право покупать и продавать за свой счет и предъявлять иски без вмешательства римского покровителя. [ 1 ]
Полную библиографию по этому предмету можно найти в статье в Даремберге и Сальо, Dictionnaire des antiquités , к которой можно добавить Рудольфа фон Иеринга . Die Gastfreundschaft im Altertum (1887); Смита см. также Словарь греческих и римских древностей (3-е изд., 1890 г.). [ 1 ]
Средневековое гостеприимство
[ редактировать ]
В средние века этот термин был распространен по всей Европе и стал обозначать здание или комплекс зданий, примыкающих к монастырю , где паломники и другие мелкие гости могли найти гостеприимство или гостеприимство , включая общежитии размещение в .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Госпиталь ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 801. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смит. Билл Тэйер (ред.). «Госпиталь» . Словарь греческих и римских древностей . ЛакусКурций.