Jump to content

Ковчег Завета

Моисей и Иисус Навин склоняются перед Ковчегом ( ок. 1900 г. ), картина Джеймс Тиссо.
Ark of the Covenant on the Anikova dish, c. 800

Ковчег Завета , [а] также известный как Ковчег Свидетельства [б] или Ковчег Божий , [с] [1] [2] Считается, что это была самая священная религиозная реликвия израильтян . Его описывают как деревянный сундук, покрытый чистым золотом и увенчанный сложной золотой крышкой, известной как престол милосердия . Согласно книге Исход [3] и Первая книга царей [4] В еврейской Библии и Ветхом Завете Ковчег содержал Скрижали Закона которых Бог передал Десять Заповедей Моисею , посредством на горе Синай . Согласно Книге Исхода , [5] Книга Чисел , [6] и Послание к Евреям [7] в Новом Завете в нем также находились жезл Аарона и сосуд с манной . [8]

израильтян Библейское повествование повествует, что примерно через год после исхода из Египта Ковчег был создан по образцу, который Бог дал Моисею, когда израильтяне расположились лагерем у подножия горы Синай. подняли позолоченные шесты сундука из акации и пронесли их После этого левиты примерно на 2000 локтей (800 метров или 2600 футов) впереди людей во время марша. [9] Бог говорил с Моисеем «между двумя херувимами » на крышке ковчега. [10]

Contemporary archeologists disagree about the history of the Ark's movements around the Ancient Near East and the history and dating of the Ark narratives in the Bible.[11][12][13] There is additional scholarly debate over possible historical influences that led to the creation of the Ark. Thomas Romer, for example, sees possible Bedouin influence, while Scott Noegel regards Egyptian influence as more likely.[14][15]

Biblical account

[edit]

Construction and description

[edit]
Ark of the chapelle de l'Adoration (Église Saint-Roch, Paris).

According to the Book of Exodus, God instructed Moses to build the Ark during his 40-day stay upon Mount Sinai.[16][17] He was shown the pattern for the tabernacle and furnishings of the Ark, and told that it would be made of shittim wood (also known as acacia wood)[18] to house the Tablets of Stone.[18] Moses instructed Bezalel and Aholiab to construct the Ark.[19][20][21]

The Book of Exodus gives detailed instructions on how the Ark is to be constructed.[22] It is to be 2+12 cubits in length, 1+12 cubits breadth, and 1+12 cubits height (approximately 131×79×79 cm or 52×31×31 in) of acacia wood. Then it is to be gilded entirely with gold, and a crown or molding of gold is to be put around it. Four rings of gold are to be attached to its four corners, two on each side—and through these rings staves of shittim wood overlaid with gold for carrying the Ark are to be inserted; and these are not to be removed.[23]

Mobile vanguard

[edit]

The biblical account continues that, after its creation by Moses, the Ark was carried by the Israelites during their 40 years of wandering in the desert. Whenever the Israelites camped, the Ark was placed in a separate room in a sacred tent, called the Tabernacle.

Когда израильтяне, ведомые Иисусом Навином к Земле Обетованной , достигли берегов реки Иордан , Ковчег несли впереди народа и был сигналом к ​​их наступлению. [24][25] During the crossing, the river grew dry as soon as the feet of the priests carrying the Ark touched its waters, and remained so until the priests—with the Ark—left the river after the people had passed over.[26] [27] [28] [29] В качестве памятников двенадцать камней . из Иордана на том месте, где стояли священники, были взяты [30]

Во время битвы при Иерихоне Ковчег проносили по городу один раз в день в течение шести дней, предваряя его вооруженными людьми и семью священниками, трубившими в семь труб из бараньих рогов . [31] На седьмой день семь священников, трубя в семь труб из бараньих рогов, перед Ковчегом семь раз обошли город, и с громким криком стена Иерихона рухнула, и народ взял город. [32]

После поражения при Гае Иисус Навин скорбел перед Ковчегом. [33] Когда Иисус Навин читал Закон людям между горами Гаризим и горой Гевал , они стояли по обе стороны от Ковчега. Ковчег затем хранился в Силоме после того, как израильтяне завершили завоевание Ханаана. [34] Далее мы слышим о Ковчеге в Вефиле . [д] где о нем заботился священник Финеес , внук Аарона . [35] Согласно этому стиху, народ Израиля посоветовался с ним, когда планировал напасть на вениамитян в битве при Гиве . Позже ковчег снова хранился в Силоме. [36] где о нем заботились Офни и Финеес , два сына Илия . [37]

Захват филистимлянами

[ редактировать ]
1728 г., иллюстрация Ковчега при возведении Скинии и священных сосудов, как в Исход 40: 17–19.

Согласно библейскому повествованию, несколько лет спустя старейшины Израиля решили взять Ковчег на поле битвы, чтобы помочь им против филистимлян , недавно потерпевших поражение в битве при Авен-Эзере . [38] Они снова потерпели тяжелое поражение, потеряв 30 000 человек. Ковчег был захвачен филистимлянами, а Офни и Финеес были убиты. Известие о его поимке было немедленно доставлено в Шайло гонцом «в разодранной одежде и с землей на голове». Старый священник Илий упал замертво, когда услышал это, а его невестка, родившая сына в то время, когда было получено известие о захвате Ковчега, назвала его Икаводом , что объясняется как «Слава покинула Израиль» в ссылка на потерю Ковчега. [39] Мать Икабода умерла при его рождении. [40]

Филистимляне разнесли Ковчег по разным местам своей страны, и в каждом месте их постигло несчастье. [41] В Ашдоде его поместили в храме Дагона . На следующее утро Дагона нашли перед ним распростёртым, склонённым; и когда его вернули на свое место, на следующее утро его снова нашли разбитым и разбитым. Жители Ашдода были поражены опухолями; на землю распространилась чума грызунов. Возможно, это была бубонная чума . [42] [43] [44] Опухоли поразили также жителей Гата и Экрона , куда последовательно перенесли Ковчег. [45]

Возвращение ковчега израильтянам

[ редактировать ]
Иисус Навин переправляется через реку Иордан с Ковчегом Завета, картина Бенджамина Уэста , 1800 г.

После того, как Ковчег пробыл среди них семь месяцев, филистимляне по совету своих прорицателей вернули его израильтянам, сопроводив его возвращение приношением, состоящим из золотых изображений опухолей и мышей, которыми они были поражены. Ковчег был установлен на поле Иисуса Навина Вифсемитянина , и вифсемитяне приносили жертвы и всесожжения. [46] Жители Беф-Шемеша из любопытства смотрели на ковчег; и в наказание семьдесят из них (пятьдесят тысяч семьдесят в некоторых переводах) были поражены Господом. [47] Вифсемитяне послали в Кириаф-Иарим , чтобы вынести ковчег; [48] и отнесли его в дом Авинадава , сын которого Елеазар был посвящен хранить его. Кириаф-Иарим оставался обителью Ковчега двадцать лет. [49] При Сауле ковчег находился в армии еще до того, как он впервые встретился с филистимлянами, но царю не хватило терпения проконсультироваться с ним, прежде чем вступить в битву. В 1 Паралипоменон 13:3 говорится, что во дни Саула люди не привыкли обращаться к ковчегу . [50]

Во времена царя Давида

[ редактировать ]
XIII века, Иллюстрация из моргановской Библии изображающая Давида, приносящего ковчег в Иерусалим (2 Царств 6).

В библейском повествовании в начале своего правления Объединенной монархией царь Давид вынес ковчег из Кириаф-Иарима при великой радости . По пути в Сион , Оза один из возниц повозки, в которой везли Ковчег, протянул руку, чтобы удержать Ковчег, и был поражен Богом за то, что коснулся его. Впоследствии это место было названо « Фарец-Узза », что буквально означает « выступление против Озы » . [51] как результат. Давид в страхе отнес ковчег в дом Овед-Едома вместо Гиттеянина того, чтобы отнести его на Сион, и он оставался там три месяца. [52] [53]

Услышав, что Бог благословил Авед-Едома за присутствие Ковчега в его доме, Давид приказал левитам принести ковчег в Сион, а сам, «опоясанный льняным ефодом   [...], танцевал перед Господом изо всех сил» и на глазах у всей публики, собравшейся в Иерусалиме, представление, за которое он получил презрительный упрек со стороны своей первой жены, дочери Саула Мелхолы . [54] [55] [56] В Сионе Давид поставил ковчег в приготовленном для него шатре, принес жертвы, раздал еду и благословил народ и свой дом. [57] [58] [59] Давид использовал шатер как личное место для молитвы. [60] [61]

Левиты были назначены служить перед Ковчегом. [62] План Давида построить храм для Ковчега был остановлен по совету пророка Нафана . [63] [64] [65] [66] Ковчег находился с армией во время осады Раббы ; [67] и когда Давид бежал из Иерусалима во время заговора Авессалома , ковчег несли с собой до тех пор, пока он не приказал Садоку священнику вернуть его в Иерусалим. [68]

В храме Соломона

[ редактировать ]
Модель Первого Храма, включенная в библейское пособие для учителей (1922 г.).

Согласно библейскому повествованию, когда Авиафар был отстранен от священства царем Соломоном за участие в Адонии против Давида, ему была сохранена жизнь , заговоре поскольку ранее он нес ковчег. [69] Соломон поклонился перед Ковчегом после своего сна, в котором Бог обещал ему мудрость. [70]

Во время строительства Храма Соломона особое внутреннее помещение, названное Кодеш Хакодашим Святая святых »). для приема и размещения Ковчега было подготовлено [71] и когда Храм был освящен, в него поместили Ковчег, содержащий оригинальные скрижали Десяти Заповедей . [72] Когда священники вышли из святилища, поместив туда Ковчег, Храм наполнился облаком, «ибо слава Господня наполнила дом Господень». [73] [74] [75]

Когда Соломон женился на дочери фараона, он поселил ее в доме за пределами Сиона , поскольку Сион был освящен, потому что в нем находился Ковчег. [76] Царь Иосия также приказал вернуть ковчег в Храм. [77] из которого он, по-видимому, был удален одним из его предшественников (ср. 2 Паралипоменон 33–34 и 2 Царств 21–23).

Во дни царя Езекии

[ редактировать ]
Ковчег, внесенный в Храм начала XV века, Très Riches Heures du Duc de Berry.

До царя Иосии , который является последним библейским персонажем, который упоминается как видевший Ковчег, царь Езекия . ковчег видел [78] [79] Езекия также известен тем, что защищал Иерусалим от Ассирийской империи , улучшая городские стены и отводя воды источника Гихон через туннель, известный сегодня как «Туннель Езекии» , который направлял воду внутри городских стен в Силоамский бассейн . [80]

В неканоническом тексте, известном как «Трактат о сосудах», Езекия назван одним из царей, у которых был спрятан Ковчег и другие сокровища Храма Соломона во время кризиса. В этом тексте перечислены следующие укрытия, которые, как утверждается, были записаны на бронзовой табличке: (1) источник Кохель или Кахал с чистой водой в долине с заложенными воротами; (2) источник под названием Котель (или «стена» на иврите); (3) источник по имени Седекия; (4) неопознанная цистерна; (5) гора Кармель; и (6) места в Вавилоне. [81]

Многие ученые также считают, что Езекия написал всю или часть Книги Кохелет ( Экклезиаста в христианской традиции), в частности, знаменитый загадочный эпилог. [82] Примечательно, что эпилог, по-видимому, относится к истории Ковчега со ссылками на цветы миндаля (то есть жезл Аарона), саранчу, серебро и золото. Затем в эпилоге загадочно упоминается кувшин, разбитый у фонтана, и колесо, разбитое у цистерны. [83]

Хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, использовались ли паломниками чистые родниковые воды Силоамского пруда для ритуального очищения, многие ученые согласны с тем, что ступенчатая дорога для паломничества между бассейном и Храмом была построена в первом веке нашей эры. [84] Эта дорога частично раскопана, но западная сторона Силоамского пруда остается нераскопанной. [85]

Вавилонское завоевание и его последствия

[ редактировать ]

В 587 году до нашей эры, когда вавилоняне разрушили Иерусалим , древнегреческая версия библейской третьей Книги Ездры, 1 Ездры , предполагает, что вавилоняне забрали сосуды ковчега Божьего, но не упоминает об изъятии Ковчега:

И взяли все святые сосуды Господни, большие и малые, с сосудами ковчега Божия и царскими сокровищами, и отнесли их в Вавилон. [86]

В раввинистической литературе окончательное расположение Ковчега оспаривается. Некоторые раввины считают, что его, должно быть, унесли в Вавилон, в то время как другие считают, что его нужно было спрятать, чтобы его не унесли в Вавилон и никогда не вернули обратно. [87] В раввинском сочинении конца II века, известном как « Тосефта», излагаются мнения этих раввинов о том, что Иосия , царь Иудеи, хранил ковчег вместе с кувшином с манной и кувшином, содержащим святое масло для помазания, жезл Аарона. распустившийся и сундук, данный Израилю филистимлянами. [88]

Служба Каафитян

[ редактировать ]

Каафитяне домов были одним из левитов из Книги Чисел . На них лежала ответственность заботиться о «самых святых» в скинии . Когда стан, блуждая тогда по пустыне, вышел, Каафитяне войдут в скинию с Аароном и покроют ковчег завесой, и «тогда положат на него покрывало из хорошей кожи и разложат поверх него ткань всю из синей ткани». и поставит шесты его на место». Ковчег был одним из предметов скинии собрания , которую должны были нести Каафитяне. [89]

Еврейская традиция сегодня на месте

[ редактировать ]

Талмуд в Йоме [90] предполагает, что Ковчег был вынесен из Храма ближе к концу эпохи Первого Храма, а во Втором Храме он никогда не размещался. Согласно одной из точек зрения, он был перенесен в Вавилон , когда Навуходоносор завоевал Иерусалим в 587 году до нашей эры , изгнав царя Иехонию вместе с высшими классами. [91]

Другая точка зрения предполагает, что Иосия , царь Иудеи, спрятал Ковчег в ожидании разрушения Храма. Где оно было спрятано, остается неясным. Один рассказ в Талмуде [92] [93] [94] упоминает подозрения священника о подделанном камне в камере, предназначенной для хранения дров, намекая на сокрытие Ковчега.

Альтернативно, предполагается, что Ковчег оставался под землей в Святая Святых . Некоторые из хазалов , в том числе Радак и Маймонид , предполагают, что Соломон спроектировал туннели под Храмом для защиты Ковчега, который позже использовал Иосия. Попытки раскопать эту территорию мало что дали из-за политической чувствительности. [95] [96] [97]

Окончательное мнение, найденное во 2 Маккавеях 2:4-10 , утверждает, что Иеремия спрятал Ковчег и другие священные предметы в пещере на горе Нево (ныне в Иордании), ожидая нововавилонского вторжения.

Археология и исторический контекст

[ редактировать ]

Археологические данные свидетельствуют о сильной культовой деятельности в Кириаф-Иариме в VIII и VII веках до нашей эры, задолго до того, как ковчег предположительно был перенесен оттуда в Иерусалим. В частности, археологи нашли большой приподнятый подиум, связанный с Северным , а не с Южным королевством , который, возможно, был святыней. [ нужна ссылка ] Томас Ремер предполагает, что это может указывать на то, что ковчег был перенесен в Иерусалим гораздо позже, возможно, во время правления царя Иосии (годы правления около 640–609 гг. До н. Э. ). Он отмечает, что это может объяснить, почему ковчег занимал видное место в истории до Соломона, но не после. Кроме того, 2 Паралипоменон 35:3 [77] указывает на то, что он был перенесен во время правления царя Иосии. [11] Однако Игаль Левин утверждает, что нет никаких доказательств того, что Кириаф-Иарим был культовым центром в эпоху монархии или что в нем когда-либо находился какой-либо «храм Ковчега». [13] : 52, 57 

Некоторые ученые полагают, что история Ковчега была написана независимо примерно в 8 веке до нашей эры в тексте, известном как «Повествование о Ковчеге», а затем включена в основное библейское повествование незадолго до вавилонского изгнания . [12]

Рёмер также предполагает, что первоначально в ковчеге могли находиться священные камни, «такие, которые можно найти в сундуках доисламских бедуинов», и предполагает, что это могла быть либо статуя Яхве , либо пара статуй, изображающих Яхве и его богиню-спутницу. Ашера . [14] Напротив, Скотт Ногель утверждал, что параллели между ковчегом и этими практиками «остаются неубедительными» отчасти потому, что бедуинским объектам не хватает отличительной структуры, функции и способа передвижения ковчега. В частности, в отличие от ковчега, бедуинские сундуки «не содержали ни ящика, ни крышки, ни шестов», они не служили троном или подножкой бога, не были обложены золотом, не имели херувимов на себе фигурок , не было никаких ограничений на то, кто мог их трогать, и их перевозили на лошадях или верблюдах.

Ногель предполагает, что древняя египетская ладья «Солнечная» является более правдоподобной моделью израильского ковчега, поскольку египетские лады обладали всеми только что упомянутыми характеристиками. Ногель добавляет, что египтяне также, как известно, помещали письменные заветы под ногами статуй, что доказывает еще одну параллель с размещением скрижалей завета внутри ковчега. [15]

Игаль Левин считает, что некоторые библейские тексты предполагают, что Ковчег Завета был лишь одним из многих других ковчегов в региональных святынях до централизации богослужения в Иерусалиме. [98] хотя другие ученые с этим не согласны. [99] Хотя один автор задался вопросом, существовал ли когда-либо Ковчег, [100] другие ученые защищали его историчность и древность, основываясь на значительных параллелях с аналогичными артефактами из Нового царства Египта . [101] [102]

Ссылки в авраамических религиях

[ редактировать ]
Реплика Ковчега Завета в Национальном масонском мемориале Джорджа Вашингтона.

Ковчег впервые упоминается в Книге Исход , а затем много раз во Второзаконии , Иисусе Навине , Судьях , I Царств , II Царств , I Царств , I Паралипоменон , II Паралипоменон , Псалмах и Иеремии .

В Книге Иеремии на него ссылается Иеремия , который, говоря во дни Иосии : [103] предсказал будущее время, возможно, конец дней , когда о Ковчеге больше не будут говорить и больше не будут использовать:

И будет, когда вы размножитесь и принесете плод на земле, в те дни, слово Господне , уже не будут говорить: «Ковчег Завета Господня » , и это не придет на ум. ; они не упомянут об этом и не вспомнят о нем, и оно больше не будет использоваться.

Раши комментирует этот стих так: «Весь народ будет настолько пропитан духом святости, что Присутствие Бога покоится на них коллективно, как если бы само собрание было Ковчегом Завета». [104]

Вторая книга Маккавеев

[ редактировать ]

Согласно Второй Маккавейской книге , в начале 2-й главы: [105]

Записи показывают, что именно пророк Иеремия,   [...] побуждаемый божественным посланием,   [...] приказал, чтобы скиния собрания и ковчег отправились вместе с ним. Затем он ушел на гору, с вершины которой Моисей увидел землю обетованную Божию. Достигнув горы, Иеремия нашел пещерное жилище; он внес в него шатер, ковчег и жертвенник для курения и загородил вход. Некоторые из его спутников пришли указать путь, но не смогли его найти. Когда Иеремия узнал об этом, он сделал им выговор. «Это место останется неизвестным, — сказал он, — пока Бог, наконец, не соберет Свой народ вместе и не проявит к ним милость. Господь снова выведет эти вещи на свет, и слава Господня не явится с облаком, как это было видел и во времена Моисея, и когда Соломон молился, чтобы святыня была достойно освящена».

«Горой, с вершины которой Моисей увидел землю обетованную Божью» будет гора Нево , расположенная на территории современной Иордании .

Самаритянская традиция

[ редактировать ]

Самаритянская традиция утверждает, что Ковчег Завета хранился в святилище на горе Гаризим . [106]

Новый Завет

[ редактировать ]

Буквальный ветхозаветный ковчег

[ редактировать ]
Несение Ковчега Завета: позолоченный барельеф в Ошском соборе , Франция

В Новом Завете Ковчег упоминается в Послании к евреям и в Откровении св. Иоанну . В Послании к Евреям 9:4 говорится, что в ковчеге находился «золотой сосуд, в котором была манна , и жезл Ааронов , расцветший, и скрижали завета ». [107] В Откровении 11:19 говорится, что пророк увидел Божий храм на небесах открытым, «и ковчег завета Его был виден внутри храма Его».

Мария как новый ковчег

[ редактировать ]

В Евангелии от Луки авторские рассказы о Благовещении и Посещении построены с использованием восьми пунктов литературного параллелизма для сравнения Марии с Ковчегом. [108] [109]

Содержимое ковчега рассматривалось такими богословами, как отцы Церкви и Фома Аквинский, как олицетворение Иисуса Христа: манна как Святая Евхаристия ; Жезл Аарона как вечная священническая власть Иисуса; и скрижали Закона , как Сам Законодатель. [110] [111]

Католические ученые связывают беременную, рожающую Женщину Апокалипсиса из Откровения 12:1-2 с Пресвятой Девой Марией , которую они называют «Ковчегом Нового Завета». [108] [112] Неся в себе спасителя человечества, она сама стала Святая Святых . Таково толкование, данное в третьем веке Григорием Чудотворцем , а в четвертом веке святым Амвросием , святым Ефремом Сирийским и святым Августином . [113] Катехизис Католической Церкви учит, что Мария является метафорической версией ковчега: «Мария, в которой Сам Господь только что обосновался, есть дочь Сиона лично, ковчег завета, место, где слава обитает Господь . Она — «жилище Божие   [...] с человеками». [114]

Святому Афанасию , епископу Александрийскому, приписывают написание о связи Ковчега с Девой Марией: «О благородная Дева, поистине Ты больше всякого другого величия. Ибо кто равен Тебе в величии, о жилище Божие ? Слово ? С кем из всех существ сравню тебя, о Дева? Ты больше всех их, о (Ковчег) Завета, облеченный чистотой вместо золота! Ты — Ковчег, в котором находится золотой сосуд, содержащий золото! истинная манна, то есть плоть, в которой обитает Божественность» ( Проповедь Туринского папируса ). [108]

О Ковчеге упоминается в Коране ( сура Аль-Бакара : 248): [115]

Их пророк далее сказал им: «Знаком царства Саула является то, что к вам придет ковчег, содержащий заверение от вашего Господа и реликвии семьи Моисея и семьи Аарона, которые будут нести ангелы. Воистину, в этом для вас знамение, если вы истинно веруете».

Ковчег в других верованиях

[ редактировать ]

По мнению Ури Рубина , Ковчег Завета имеет религиозную основу в исламе вере бахаи ), что придает ему особое значение. [116]

Местонахождение

[ редактировать ]

С момента его исчезновения из библейского повествования было высказано несколько утверждений об обнаружении Ковчега или о его владении, а также было предложено несколько возможных мест его местонахождения.

Маккавеи

[ редактировать ]

Во 2-й книге Маккавеев 2:4–10, написанной около 100 г. до н.э., говорится, что пророк Иеремия , «полученный предостережением от Бога» перед вавилонским вторжением , взял Ковчег, Скинию и Жертвенник курения и похоронил их в пещере. сообщая тем из его последователей, которые хотели найти это место, что оно должно оставаться неизвестным «до тех пор, пока Бог снова не соберет Свой народ вместе и не примет их на милость». [117]

В часовне Скрижали в церкви Богоматери Марии Сионской в ​​Аксуме предположительно находится оригинальный Ковчег Завета.

Эфиопская православная церковь Тевахедо утверждает, что владеет Ковчегом Завета в Аксуме . Ковчег хранится под охраной в сокровищнице возле церкви Богоматери Марии Сионской . Копии скрижалей внутри Ковчега, или таботов , хранятся в каждой эфиопской православной церкви Тевахедо. Каждый табот хранится в своей святая святых, каждый со своим посвящением определенному святому; самые популярные из них включают Святую Марию , Святого Георгия и Святого Михаила . [118] [119]

Часто говорят, что « Кебра Нагаст» был составлен с целью узаконить династию Соломоновых Островов , которая правила Эфиопской империей после ее основания в 1270 году, но это не так. Первоначально он был составлен на каком-то другом языке (коптском или греческом), затем переведен на арабский и переведен на геэз в 1321 году. [120] с божественной помощью привез в Эфиопию Ковчег Завета В нем повествуется, как Менелик I , а подделка осталась в Храме в Иерусалиме. Хотя « Кебра Нагаст» является самым известным изложением этого убеждения, оно появилось раньше, чем документ. Абу аль-Макарим , писавший в последней четверти двенадцатого века, делает одно раннее упоминание о вере в то, что они владели Ковчегом. Объект, описывает, как совершается литургия на Ковчеге четыре раза в году: «в праздник Великого Рождества, в праздник славного Крещения, в праздник святого Воскресения и в праздник Светосвещающего Креста. " [121]

В своей скандальной книге 1992 года «Знак и печать » британский писатель Грэм Хэнкок сообщает об эфиопской вере в то, что ковчег провел несколько лет в Египте, прежде чем попал в Эфиопию через реку Нил хранился на островах озера Тана. , где он около года четыреста лет и наконец доставлен в Аксум. [122] Археолог Джон Холладей из Университета Торонто назвал теорию Хэнкока «мусором и чушью»; Эдвард Уллендорф , бывший профессор эфиопских исследований в Лондонском университете, сказал, что «потратил много времени на чтение». В интервью 1992 года Уллендорф говорит, что осматривал ковчег, хранившийся в церкви в Аксуме в 1941 году. Описывая там ковчег, он говорит: «У них есть деревянный ящик, но он пуст. были сфабрикованы специально». [123] [124]

25 июня 2009 года патриарх Православной церкви Эфиопии Абуне Паулос заявил, что на следующий день он объявит миру об открытии Ковчега Завета, который, по его словам, хранился в целости и сохранности в церкви в Аксуме. . [125] На следующий день он объявил, что все-таки не откроет Ковчег, а вместо этого сможет подтвердить его нынешний статус. [126]

Южная Африка

[ редактировать ]

Народы лемба в Южной Африке и Зимбабве утверждали, что их предки перенесли Ковчег на юг, назвав его нгома лунгунду « голосом Бога », и в конечном итоге спрятали его в глубокой пещере в горах Думге, своем духовном доме. [127] [128]

14 апреля 2008 года в британского канала Channel 4 документальном фильме Тюдор Парфитт , применив буквалистский подход к библейской истории, описал свое исследование этого утверждения. Он говорит, что объект, описанный в Лембе, имеет атрибуты, подобные ковчегу. Он был такого же размера, жрецы носили его на шестах, ему не разрешалось касаться земли, он почитался как голос своего Бога и использовался как оружие огромной силы, сметающее врагов в сторону. [129]

В своей книге «Потерянный ковчег завета» (2008) Парфитт также предполагает, что ковчег был перевезен в Аравию после событий, описанных во Второй книге Маккавеев, и цитирует арабские источники, утверждающие, что он был привезен в далекие времена в Йемен . Генетический анализ Y-ДНК , проведенный в 2000-х годах, установил частичное ближневосточное происхождение части мужского населения лемба, но не выявило конкретной еврейской связи. [130] Традиция Лембы утверждает, что Ковчег некоторое время находился в месте под названием Сена, которое может быть Сеной в Йемене . Позже его переправили через море в Восточную Африку и, возможно, во времена Великого Зимбабве перевезли вглубь страны . Согласно их устным традициям, он самоуничтожился через некоторое время после прибытия Лембы с Ковчегом. Используя ядро ​​оригинала, жрецы Лембы построили новый. Эта копия была обнаружена в пещере шведско-немецким миссионером по имени Харальд Филип Ханс фон Сикард в 1940-х годах и в конечном итоге попала в Музей гуманитарных наук в Хараре . [128]

Говорят, что Ковчег Завета хранился в базилике Святого Иоанна Латеранского , пережив разграбление Рима Аларихом I и Гейзерихом, но был утерян, когда базилика сгорела. [131] [132]

«Рабби Элиэзер бен Хосе заявил, что видел в Риме крышку храма. На ней было пятно крови. На вопрос ему сказали, что это пятно от крови, которой первосвященник окропил ее в День искупления. ." [133] [134]

Ирландия

[ редактировать ]

Между 1899 и 1902 годами Британско-израильская ассоциация Лондона провела ограниченные раскопки на холме Тара в Ирландии в поисках Ковчега Завета. Ирландские националисты , в том числе Мод Гонн и Королевское общество антикваров Ирландии (RSAI), успешно провели кампанию, чтобы остановить их, прежде чем они разрушят холм. [135] [136] [137] Неинвазивное исследование, проведенное археологом Конором Ньюманом с 1992 по 1995 год, не обнаружило никаких свидетельств существования Ковчега. [137]

Британские израильтяне считали, что Ковчег находился на могиле египетской принцессы Теа Тефи , которая, согласно ирландской легенде, приехала в Ирландию в VI веке до нашей эры и вышла замуж за ирландского короля Эримона . Из-за исторического значения Тары ирландские националисты, такие как Дуглас Хайд и У. Б. Йейтс, выразили свои протесты в газетах, а в 1902 году Мод Гонн возглавила протест против раскопок на этом месте. [138]

В литературе и искусстве

[ редактировать ]

Филип Кауфман задумал Ковчег Завета как основной сюжет Стивена Спилберга 1981 года приключенческого фильма «В поисках утраченного ковчега» . [139] [140] где его нашел Индиана Джонс в египетском городе Танис в 1936 году. [141] [и] В начале 2020 года созданная для фильма реквизитная версия (которая на самом деле не появляется на экране) была показана в телесериале Antiques Roadshow . [142]

В датском семейном фильме « Потерянное сокровище тамплиеров» 2006 года основная часть найденного в итоге сокровища — это Ковчег Завета. Энергия Ковчега исходит от статического электричества, хранящегося в отдельных металлических пластинах, подобных гигантской лейденской банке . [143]

В Гарри Горлицы романе «Альфа и Омега» (2019) ковчег находят археологи, и персонажам приходится иметь дело с доказанным существованием Бога. [144]

Ковчег неоднократно изображался в искусстве на протяжении двух тысяч лет, некоторые примеры есть в статье выше, еще несколько — здесь.

Йом ХаАлия

[ редактировать ]

Йом ха-Алия (День алии) ( иврит : יום העלייה ) — израильский национальный праздник, отмечаемый ежегодно десятого числа еврейского месяца нисана в память о том, как израильтяне пересекли реку Иордан и вошли в Землю Израиля, неся Ковчег Завета. [145] [146]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Библейский иврит : اֲروֹן ַبְּرִित ‎, латинизированный: ʾĂrōn haBǝrīṯ ; Койне Греческий : Κιβωτὸς τῆς Διαθήκης , латинизированный: Kībōtòs tês Diathḗkēs ; Геэз : табот , латинизированное: табот ; Стандартный арабский язык : التابوت , латинизированный: Аль-Такам ;
  2. ^ Ковчег Свидетельства , Арон ха-Эдут
  3. ^ Арон-ЯХВЕ ‎ , ʾĂrōn- ЯХВЕ или Ковчег Божий , Арон ха' Элохим
  4. ^ переводится как «Дом Божий» «Вефиль» в версии короля Иакова .
  5. Ковчег упоминается в «Индиане Джонсе и последнем крестовом походе» (1989) и ненадолго появляется в «Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа» (2008).
  1. ^ «Отрывок из Библейских ворот: 1 Паралипоменон 16–18 – Новый живой перевод» . Библейский шлюз . Проверено 2 июня 2019 г.
  2. ^ «Отрывок из Библейских ворот: 1 Царств 3:3 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 2 июня 2019 г.
  3. ^ Исход 40:20
  4. ^ 3 Царств 8:9 .
  5. ^ Исход 16:33
  6. ^ Числа 17:6–11 .
  7. ^ Евреям 9:4 .
  8. ^ Акерман, Сьюзен (2000). «Ковчег Завета» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль ; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс . п. 102. ИСБН  978-90-5356-503-2 .
  9. ^ Иисус Навин 3:4 .
  10. ^ Исход 25:22
  11. ^ Перейти обратно: а б Дэвид, Ариэль (30 августа 2017 г.). «Настоящий Ковчег Завета мог содержать языческих богов» . Гаарец .
  12. ^ Перейти обратно: а б К.Л. Спаркс, «Ковчег Завета» у Билла Т. Арнольда и Х.Г.М. Уильямсона (ред.), Словарь Ветхого Завета: Исторические книги (InterVarsity Press, 2005), стр. 91.
  13. ^ Перейти обратно: а б Левин, Игаль (2021). «Кириаф-Иарим был в Иудее или в Вениамине?» . Израильский журнал исследований . 71 (1): 43–63. ISSN   0021-2059 . JSTOR   27100296 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Томас Рёмер, Изобретение Бога (Издательство Гарвардского университета, 2015), стр. 92.
  15. ^ Перейти обратно: а б Скотт Ногель, «Египетское происхождение Ковчега Завета» в книге Томаса Э. Леви, Томаса Шнайдера и Уильяма Х.К. Проппа (ред.), « Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе » (Springer, 2015), стр. 223–242.
  16. ^ Исход 19:20
  17. ^ Исход 24:18
  18. ^ Перейти обратно: а б Исход 25:10
  19. ^ Исход 31
  20. ^ Сигурд Гриндхейм, Знакомство с библейским богословием , Bloomsbury Publishing, Великобритания, 2013, стр. 59.
  21. ^ Джозеф Понесса, Лори Уотсон Манхардт, Моисей и Тора: Исход, Левит, Числа, Второзаконие , стр. 85–86 (Emmaus Road Publishing, 2007). ISBN   978-1-931018-45-6 .
  22. ^ Исход 25
  23. ^ « Четыре ноги»; см. Исход 25:12, большинство переводов. «Четыре угла» в версии короля Иакова» . Biblestudytools.com . Проверено 17 августа 2012 г.
  24. ^ Иисус Навин 3:3 .
  25. ^ Джошуа 6 .
  26. ^ Иисус Навин 3:15–17 .
  27. ^ Иисус Навин 4:10 .
  28. ^ Джошуа 11 .
  29. ^ Джошуа 18 .
  30. ^ Иисус Навин 4: 1–9 .
  31. ^ Иисус Навин 6:4–15 .
  32. ^ Иисус Навин 6:16–20 .
  33. ^ Джош 7:6–9 .
  34. ^ «Просмотр Библии oremus: Иисус Навин 7: 6–9» . bible.oremus.org .
  35. ^ Судей 20:26f .
  36. ^ 1 Царств 3:3 .
  37. ^ 1 Царств 4:3 и далее .
  38. ^ 1 Царств 4:3–11 .
  39. ^ 1 Царств 4:12–22 .
  40. ^ 1 Царств 4:20 .
  41. ^ 1 Царств 5:1–6 .
  42. ^ Асенси, Виктор; Фирер, Джошуа (январь 2018 г.). «О крысах и людях: чума Пуссена в Ашдоде» . Новые инфекционные заболевания . 24 (1): 186–187. дои : 10.3201/eid2401.AC2401 . ISSN   1080-6040 . ПМЦ   5749463 .
  43. ^ Фримон, Фрэнк Р. (сентябрь 2005 г.). «Бубонная чума в книге Царств» . Журнал Королевского медицинского общества . 98 (9): 436. дои : 10.1177/014107680509800923 . ISSN   0141-0768 . ПМК   1199652 . ПМИД   16140864 .
  44. ^ 1 Царств 6:5 .
  45. ^ 1 Царств 5:8–12 .
  46. ^ 1 Царств 6:1–15 .
  47. ^ 1 Царств 6:19 .
  48. ^ 1 Царств 6:21 .
  49. ^ 1 Царств 7:2 .
  50. ^ 1 Паралипоменон 13:3 .
  51. ^ 2 Царств 6:8 .
  52. ^ 2 Царств 6: 1–11 .
  53. ^ 1 Паралипоменон 13:1–13 .
  54. ^ 2 Царств 6:12–16 .
  55. ^ 2 Царств 6:20–22 .
  56. ^ 1 Паралипоменон 15 .
  57. ^ 2 Царств 6:17–20 .
  58. ^ 1 Паралипоменон 16:1–3 .
  59. ^ 2 Паралипоменон 1:4 .
  60. ^ 1 Паралипоменон 17:16 .
  61. Барнс, МЫ (1899), Кембриджская Библия для школ, 1 Паралипоменон 17 , по состоянию на 22 февраля 2020 г.
  62. ^ 1 Паралипоменон 16:4 .
  63. ^ 2 Царств 7: 1–17 .
  64. ^ 1 Паралипоменон 17:1–15 .
  65. ^ 1 Паралипоменон 28:2 .
  66. ^ 1 Паралипоменон 3 .
  67. ^ 2 Царств 11:11 .
  68. ^ 2 Царств 15:24–29 .
  69. ^ 3 Царств 2:26 .
  70. ^ 3 Царств 3:15 .
  71. ^ 3 Царств 6:19 .
  72. ^ 3 Царств 8:6–9 .
  73. ^ 3 Царств 8:10·11 .
  74. ^ 2 Паралипоменон 5:13 .
  75. ^ 2 Паралипоменон 14 .
  76. ^ 2 Паралипоменон 8:11 .
  77. ^ Перейти обратно: а б 2 Паралипоменон 35:3 .
  78. ^ Исаия 37:14–17 .
  79. ^ 2 Царств 19:14–19 .
  80. ^ 2 Паралипоменон 32:3–5 .
  81. ^ Давила, Дж., Трактат о сосудах (Массехет Келим): новый перевод и введение , с. 626 (2013).
  82. ^ Квакенбос, Д., Возвращение древней традиции: к пониманию Езекии как автора Экклезиаста, стр. 238–253 (2019).
  83. ^ Экклезиаст 12:5–6 .
  84. ^ Теркатин, Р. (05 мая 2021 г.). «Счастливая лампа периода Второго Храма найдена на паломнической дороге в Иерусалим» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 29 октября 2023 г.
  85. ^ Сантон, Н.; Узиэль, Дж. (2016 г.), «Иерусалим, Город Давида [ступенчатые раскопки улиц, июль 2013 г. – конец 2014 г.], предварительный отчет (21 августа 2016 г.)». Хадашот Археологийот. Управление древностей Израиля, http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.aspx?id=25046&mag_id=124 .
  86. ^ 1 Ездра 1:54
  87. ^ «Ковчег Завета» . Еврейская энциклопедия . Проверено 1 мая 2012 г.
  88. ^ Тосефта ( Сота 13:1); ср. Вавилонский Талмуд ( Кереитхот 5б).
  89. ^ Числа 4:5 .
  90. ^ Йома 52б, 53б-54а .
  91. ^ Исаия 39:6 .
  92. ^ «Йома 54а:7» . www.sefaria.org .
  93. ^ Йома 54а, 157/271, текст сопроводительных примечаний 13–15 (PDF) .
  94. ^ Цитируя Мишну Шекалим 6.2.
  95. ^ «2 Паралипоменон 35:3» . www.sefaria.org .
  96. ^ Ссылаясь на Йома 52b.11
  97. ^ «Бейт Хабечира – Глава 4 – Chabad.org» .
  98. ^ Игаль Левин, «Один ковчег, два ковчега, три ковчега, больше? Многие ковчеги древнего Израиля» в книге «Эпиграфия, иконография и Библия» под ред. Меира и Эдит Любецки (Шеффилд: Sheffield Phoenix Press, 2021).
  99. ^ Эйхлер, Раанан (2021). Ковчег и Херувимы . Мор Зибек. стр. 4–5. ISBN  978-3-16-155432-2 .
  100. ^ Клиффорд Марк МакКормик. Дворец и храм: исследование архитектурных и словесных икон (Приложения к журналу «Ветхозаветная наука», 313). стр. 169-190. Де Грютер. 2002.
  101. ^ Фальк, Дэвид А. (2020). Ковчег Завета в египетском контексте: иллюстрированное путешествие . Издательство Хендриксон. ISBN  978-1-68307-267-6 .
  102. ^ Эйхлер, Раанан (2021). Ковчег и Херувимы . Исследование Ветхого Завета. Том 146. Мор Зибек. стр. 302–304. ISBN  978-3-16-155432-2 .
  103. ^ Иеремия 3:16 .
  104. ^ Иеремия 3:16, Танах . Бруклин, Нью-Йорк: ArtScroll. п. 1078.
  105. ^ 2 Маккавеи 2:4–8 .
  106. ^ Матасса, Лидия Доменика. «История самаритян». В Скольнике, Фред; Майкл Беренбаум (ред.). ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИУДАИКА . Том. 17 Ра-Сэм (2-е изд.). Томсон Гейл. п. 719. ИСБН  978-0-02-865945-9 .
  107. ^ Евреям 9:4 .
  108. ^ Перейти обратно: а б с Рэй, Стив (октябрь 2005 г.). «Мария, Ковчег Нового Завета» . Этот Рок . 16 (8). Архивировано из оригинала 29 июня 2011 года . Проверено 2 февраля 2011 г.
  109. ^ «Святая Царица, Урок 3.1» .
  110. ^ «Ковчег Завета» . Католическая энциклопедия . Проверено 18 апреля 2020 г. - через New Advent.
  111. ^ Файнгольд, Лоуренс (01 апреля 2018 г.). «2». Евхаристия: Тайна присутствия, жертвы и причастия . Эммаус академический. ISBN  978-1-945125-74-4 .
  112. ^ Дэвид Майкл Линдси, Женщина и Дракон: Явления Марии , с. 21 (Пеликан Паблишинг Компани, Инкорпорейтед, 2000). ISBN   1-56554-731-4 .
  113. ^ Дуайт Лонгенекер, Дэвид Густавсон, Мэри: католические евангелические дебаты , стр. 32 (Грейсюинг, 2003). ISBN   0-85244-582-2 .
  114. ^ Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 2676 .
  115. ^ «Сура Аль-Бакара – 248» . Коран.com . Проверено 5 июля 2023 г.
  116. ^ Рубин, Ури (2001). «Традиции трансформации: Ковчег Завета и золотой телец в библейской и исламской историографии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 17 ноября 2016 г.
  117. ^ См. Второзаконие 34:1–3 и 2 Маккавеев 2:4–8 .
  118. ^ Стюарт Манро-Хей, 2005, В поисках Ковчега Завета , Таврида (обзор в Times Literary Supplement от 19 августа 2005 г., стр. 36).
  119. ^ Раффаэле, Поль. «Хранители затерянного ковчега?» . Смитсоновский журнал . Проверено 6 августа 2021 г.
  120. ^ Безольд, Карл. 1905. Кебра Нагаст, жестокость королей: на основе рукописей в Берлине, Лондоне, Оксфорде и Париже. Мюнхен: КБ Академии наук.
  121. ^ BTA Evetts (переводчик), Церкви и монастыри Египта и некоторых соседних стран, приписываемые Абу Салиху, армянину , с добавленными примечаниями Альфреда Дж. Батлера (Оксфорд, 1895), стр. 287ф.
  122. ^ Хэнкок, Грэм (1992). Знак и печать: В поисках утраченного ковчега Завета . Нью-Йорк: Корона. ISBN  0-517-57813-1 .
  123. ^ Хильцик, Майкл (9 июня 1992 г.). «Документальный фильм: Заканчивается ли путь к Ковчегу Завета за занавеской Аксума?: Британский автор считает, что давно потерянный религиозный объект может на самом деле находиться внутри каменной часовни в Эфиопии» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 октября 2019 г.
  124. ^ Джарус, Оуэн (7 декабря 2018 г.). «Прости, Индиана Джонс, Ковчега Завета нет внутри этой эфиопской церкви» . Живая наука . Проверено 24 октября 2019 г.
  125. ^ Фендель, Гилель (25 июня 2009 г.). «Объявление о Священном Ковчеге ожидается в пятницу», Арута Шева (Международные новости Израиля) . Проверено 25 июня 2009 г.
  126. ^ Ричард (1 июля 2009 г.). « Я видел Ковчег Завета, и он в хорошем состоянии » . Altrogiornale.org (на итальянском языке) . Проверено 29 октября 2023 г.
  127. ^ Тюдор Парфитт , Потерянный ковчег Завета , HarperCollins, 2008.
  128. ^ Перейти обратно: а б Ван Бима, Дэвид (25 февраля 2008 г.). «Наведение на Ковчег Завета – ВРЕМЯ» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2008 г. Проверено 29 октября 2023 г.
  129. ^ «Дебаты и противоречия – Поиски утраченного ковчега» . Channel4.com. 14 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 7 марта 2010 г.
  130. ^ Спердл, AB; Дженкинс, Т. (ноябрь 1996 г.), «Происхождение лемба, «черных евреев» южной Африки: данные p12F2 и других маркеров Y-хромосомы», Am. Дж. Хум. Жене. , 59 (5): 1126–33, PMC   1914832 , PMID   8900243 .
  131. ^ Салмон, Дж. (1798). Описание произведений искусства Древнего и Нового Рима: особенно в архитектуре, скульптуре и живописи. К этому добавлена ​​экскурсия по городам и поселкам в окрестностях этого мегаполиса . Том. 1. Лондон, Англия: Дж. Сэммеллс. п. 108.
  132. ^ Дебра Дж. Берч, Паломничество в Рим в средние века: преемственность и изменения , с. 111 (Бойделл Пресс, 1998). ISBN   0-85115-771-8 .
  133. ^ Мидраш Танхума . п. 33 . Проверено 4 июня 2017 г.
  134. ^ Мидраш Танчума, Ваяхель 10:2 .
  135. ^ МакЭвинчи, Иван. «Вести 2006 (9 марта)» . Рсай.т.е. Архивировано из оригинала 8 марта 2009 г. Проверено 7 марта 2010 г.
  136. ^ Тара и Ковчег Завета . Королевская ирландская академия . 7 октября 2015 г.
  137. ^ Перейти обратно: а б «Разрушение мифов в Таре» . Ирландские Таймс . 1998.
  138. ^ Кэрью (доктор), Мейрид. «Британские еврейские лидеры искали Ковчег Завета в Таре» . Ирландский Центральный .
  139. ^ Грэм, Линн; Грэм, Дэвид (2003). Я Есть.. Сила и Присутствие . Родственные производства. п. 38. ISBN  978-0-921788-91-1 .
  140. ^ Инсдорф, Аннет (15 марта 2012 г.). Филип Кауфман . Издательство Университета Иллинойса. п. 71. ИСБН  978-0-252-09397-5 .
  141. ^ Маклафлин, Том (2014). Странная идея развлечений – Беседы с Томом Маклафлином . Медвежья Манор Медиа. п. 66.
  142. ^ Буллард, Бенджамин (25 февраля 2020 г.). «Потерянный ковчег Индианы Джонса снова найден... на выставке Antiques Roadshow» . СиФай провод . Проверено 25 февраля 2020 г.
  143. ^ «Сокровища тамплиеров» . Filmcentralen / потоковая трансляция датских короткометражных и документальных фильмов (на датском языке) . Проверено 16 апреля 2019 г.
  144. ^ «Альфа и Омега» . Издательский еженедельник . июль 2019 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
  145. ^ Атали, Амихай (19 июня 2016 г.). «Правительство утвердит новый праздник: «День алии» » . Инетньюс . Проверено 23 апреля 2017 г.
  146. ^ Яшар, Ари (24 марта 2014 г.). «Кнессет предлагает законопроект об отпуске алии» . Национальные новости Израиля . Проверено 23 апреля 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кэрью, Мейрид, Тара и Ковчег Завета: поиски Ковчега Завета британскими израильтянами на холме Тара, 1899–1902 гг . Королевская ирландская академия, 2003 г. ISBN   0-9543855-2-7
  • Клайн, Эрик Х. (2007), От Эдема до изгнания: разгадка тайн Библии , Национальное географическое общество, ISBN   978-1-4262-0084-7
  • Фальк, Дэвид А. (2020), Ковчег Завета в египетском контексте: иллюстрированное путешествие , Hendrickson Publishers, ISBN   978-1-68307-267-6
  • Фостер, Чарльз, «По следам Ковчега Завета» . Монарх, 2007.
  • Грирсон, Родерик и Манро-Хей, Стюарт, Ковчег Завета . Орион Букс Лтд, 2000. ISBN   0-7538-1010-7
  • Хэнкок, Грэм , «Знак и печать: В поисках утраченного ковчега Завета» . Книги оселка, 1993. ISBN   0-671-86541-2
  • Харан, М., Исчезновение Ковчега , IEJ 13 (1963), стр. 46–58.
  • Герц, Дж. Х., Пятикнижие и Гафтор. Второзаконие . Издательство Оксфордского университета, 1936.
  • Хаббард, Дэвид (1956) Литературные источники Кебра Нагаст, доктор философии. диссертация, Университет Сент-Эндрюс, Шотландия
  • Манро-Хей, Стюарт, Поиски Ковчега Завета: Истинная история Скрижалей Моисея . ЛБ Таурис и Ко Лтд., 2006. ISBN   1-84511-248-2
  • Ритмайер Л., Ковчег Завета: где он стоял в храме Соломона . Обзор библейской археологии 22/1: 46–55, 70–73, 1996 г.
  • Штольц, Фриц. «Ковчег Завета». В «Энциклопедии христианства» под редакцией Эрвина Фальбуша и Джеффри Уильяма Бромили, 125. Том. 1. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс, 1999. ISBN   0-8028-2413-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c925768a752224e6af871051a18175c__1721962320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/5c/2c925768a752224e6af871051a18175c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ark of the Covenant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)