Фараоны в Библии

Библия .: упоминает фараонов ( ивр различных פַּרְעֹה , Паръо ) Египта . К ним относятся безымянные фараоны в событиях, описанных в Торе , а также несколько позже названных фараонов, некоторые из которых были историческими или могут быть отождествлены с историческими фараонами.
Безымянные фараоны [ править ]
В Книге Бытия [ править ]

В Бытии 12:10–20 рассказывается о переезде Аврама в Египет, чтобы избежать периода голода в Ханаане . Аврам беспокоится, что неназванный фараон убьет его и заберет его жену Сару , поэтому Аврам просит ее сказать, что она его сестра. В конце концов их вызывают на встречу с фараоном, но Бог посылает на фараона язвы из-за его намерения жениться на Саре. Узнав, что Сара — жена Аврама, он отпускает ее и приказывает Авраму взять свои вещи и вернуться в Ханаан. Абд аль-Хусейн Тайиб утверждал, что этим фараоном был Санахт , в то время как Аль-Макризи считает его имя «Тутис». [1] Египтолог Дэвид Рол утверждал, что этим фараоном был Небкауре Хети IV. [2] Заявление Рола было отвергнуто подавляющим большинством египтологов. [3]
Заключительные главы Книги Бытия ( Бытие 37–50 ) рассказывают, как Иосиф , сын Иакова , был продан своими братьями в египетское рабство, повышен другим неназванным фараоном до визиря Египта , а позже получил разрешение привести своего отца, его братья и их семьи отправились в Египет, чтобы жить в Земле Гесем (восточная часть дельты Нила вокруг современного Факуса ). Автор Ахмед Осман предположил, что этим фараоном был Тутмос IV , и идентифицировал Иосифа как египетскую фигуру Юя . [4] Другие ученые в целом отвергают утверждения Османа. [5] Дэвид Рол утверждал, что этим фараоном был Аменемхет III , и идентифицировал Иосифа как египетского визиря Анху . [6] Заявление Рола было отвергнуто подавляющим большинством египтологов. [7]
В Книге Исхода [ править ]
В Книге Исход израильтяне — потомки сыновей Иакова — живут в Земле Гесем под властью нового фараона, который угнетает евреев. Он заставляет их работать сверхурочно, включая строительство Пифома и Рамзеса , изготовление раствора и обжиг кирпичей. Он также издает указ убивать новорожденных самцов, чтобы сократить их численность из-за опасений по поводу их растущего населения ( Шифра и Пуа ненадолго пытаются предотвратить это, но безуспешно). Моисея , левита , спасает его мать, которая поручает своей сестре Мириам присматривать за ним после того, как его поместят в тростниковую корзину в реке Нил . Его обнаруживает и усыновляет дочь фараона . Мириам спрашивает принцессу, хочет ли она, чтобы израильтянка помогала кормить ребенка, и возвращается с собственной матерью Моисея, которая затем сможет воспитать своего ребенка под царской защитой. Позже Моисей возвращается дочери фараона и воспитывается как часть царского дома.
Гипотезы об идентичности [ править ]
Большинство ученых не признают библейское изображение Исхода реальным историческим событием. [8] Большинство современных ученых полагают, что некоторые элементы истории Исхода могут иметь некоторую историческую основу, но любая такая основа мало похожа на историю, рассказанную в Пятикнижии. [9] [10] Однако различные фараоны были предложены как современники Исхода:
- Пепи I (24–23 века до н.э.): Эммануэль Анати утверждал, что Исход следует помещать между 24 и 21 веками до нашей эры и что Пепи I следует идентифицировать как фараона Исхода. [11] Эта теория не получила признания и подверглась резкой критике со стороны израильского археолога Исраэля Финкельштейна и американского египтолога Джеймса К. Хоффмайера . [12] [13]
- Дедумос II (умер около 1690 г. до н. э.): Книга Дэвида Рола 1995 г. «Испытание временем» пересмотрела историю Египта, сократив третий промежуточный период Египта почти на 300 лет. В результате синхронизмы с библейским повествованием приводят к царю второго промежуточного периода Дедумосу II, фараону Исхода. [14] Редакция Рола была отвергнута подавляющим большинством египтологов. [15]
- Яхмос I (1550–1525 до н. э.): несколько отцов церкви идентифицировали Яхмоса I, который отвоевал нижний Египет у гиксосов , правителей азиатского (семитского) происхождения, как фараона Исхода, основываясь на Геродоте , Манефоне , Иосифе Флавии и других классических авторах. отождествление гиксосов с евреями. [16]
- Хатшепсут (1507–1458 до н.э.). Диодор Сицилийский отождествлял евреев с гиксосами, а фараона Исхода — с царицей Хатшепсут. [17]
- Тутмос II (1493–1479 до н. э.). Альфред Эдершейм предполагает в своей книге «Библейская история Ветхого Завета» , что Тутмос II лучше всего подходит на роль фараона Исхода, основываясь на том факте, что у него было короткое, процветающее правление, а затем внезапный крах, и не было законного сына, который мог бы стать его преемником. Его вдова Хатшепсут затем стала первым регентом (при Тутмосе III , его сыне от наложницы Исет ), а затем сама стала фараоном. Эдершейм утверждает, что Тутмос II - единственная мумия фараона, на которой обнаружены кисты, что является возможным свидетельством эпидемий, распространившихся в то время по Египетской и Хеттской империям. [18]
- Аменхотеп II (ок. 1455–1418 до н.э.) утверждал, что привез десятки тысяч рабов из Леванта в Египет, что могло быть объяснением существования израильтян в Египте. [19] [20]
- Эхнатон (1353–1349 до н. э.). В своей книге «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд утверждал, что Моисей был священником -атенистом Эхнатона, который был вынужден покинуть Египет вместе со своими последователями после смерти фараона. Евсевий отождествил фараона Исхода с царем по имени Асенхерес, которого можно отождествить с Акенхатеном. [21]
- Рамсес I (1292–1290 до н.э.): Ахмед Осман назвал Рамсеса I фараоном Исхода в своем противоречивом аргументе о личности египетского чиновника Юи. [22]
- Рамсес II (ок. 1279–1213 до н.э.): Рамсес II, или Рамсес Великий, является наиболее распространенной фигурой фараона Исхода, поскольку Рамсес упоминается в Библии как географическое название (см. Бытие 47:11 , Исход 1:11). , Числа 33:3 и т. д.), а также из-за других контекстуальных свидетельств. [23] Таким образом, он часто является фараоном, изображенным в повествованиях об этом событии популярной культуры (например, в фильме 1956 года «Десять заповедей» и анимационном фильме 1998 года «Принц Египта »). Рамсеса II Хотя на стеле в Бет-Шане, построенной в конце XIII века до нашей эры , упоминаются два завоеванных народа, которые пришли «выказать ему почтение» в его городе Раамсес или Пи-Рамсес, в тексте не упоминается ни о строительстве города, ни, как пишут некоторые, израильтяне или хапиру . [24]
- Мернептах (ок. 1213–1203 до н.э.): Исаак Азимов в «Путеводителе по Библии» доказывает, что Мернептах был фараоном Исхода. [25]
- Сетнахте (ок. 1189–1186 до н.э.): Игорь П. Липовский и Исраэль Кнол приводят доводы в пользу того, что Сетнахте был фараоном Исхода. [26] [27]
- Рамсес III (ок. 1186–1155 до н.э.): Гэри А. Рендсбург , Барух Халперн и Манфред Биетак приводят доводы в пользу Рамсеса III как фараона Исхода. [28] [29] [30]
- Бакенранеф (ок. 725–720 до н.э.): Тацит пишет в своих «Историях» , что Бакенранеф (которого он называет «Бокхорис») изгнал евреев из Египта, потому что они страдали от ужасной болезни и потому что он получил указание сделать это от оракул бога Амона . [31] Лисимах Александрийский , которого цитирует Иосиф Флавий в «Против Апиона» , также отождествляет фараона Исхода с Бакенранефом. [32]
- Рамзес (?–?). Манефон и Херемон Александрийский , оба цитируемые Иосифом Флавием в «Против Апиона» , заявляют, что евреи были изгнаны из Египта фараоном по имени «Рамзес», сыном другого фараона по имени « Аменофис ». Неясно, какой это мог быть фараон, поскольку ни у одного фараона по имени Рамзес не было предшественника по имени Аменофис. [32]
В Книгах Царей [ править ]
В 3 Царств 3:1 рассказывается, что, чтобы скрепить союз, фараон Египта выдал дочь замуж за Соломона . Позже тот же правитель захватил город Газер и отдал его Соломону ( 3 Царств 9:16 ). Имя фараона не названо, и было предложено несколько гипотез:
- Сиамун (ок. 986–967 до н. э.): наиболее часто предлагаемый кандидат на эту роль. [33] [34] [35] [36]
- Псусенн II (ок. 967–943 до н. э.): Католическая энциклопедия считает его лучшим кандидатом. [37]
- Шешонк I (ок. 943–922 до н. э.): Эдвард Липинский датировал разрушение Гезера концом 10 века, а не раньше, и предположил, что его завоевателем был Шошенк I из 22-й династии. [38]
Предполагаемые фараоны [ править ]
- 3 Царств 11:40 и 2 Паралипоменон 12:2 кв. рассказывают о вторжении Сусака в Израиль и последующем набеге на Иерусалим и Храм Соломона . Его обычно отождествляют с Шошонком I (943–922 до н.э.), военная кампания которого в Леванте засвидетельствована в некоторых его надписях. [39]
- «Итак, царь Египта» упоминается во 4 Царств 17:4 , где говорится, что царь Осия отправил ему письмо. Ни один фараон с таким именем не известен во времена Осии (около 730 г. до н.э.), во время которых в Египте одновременно правили три династии: 22-я в Танисе , 23-я в Леонтополе и 24-я в Саисе . Тем не менее, этого правителя обычно отождествляют с Осорконом IV (730–715 до н. э.), который правил из Таниса. [40] [41] [42] хотя возможно, что библейский писатель перепутал царя с его городом и приравнял Со к Саису , в это время управляемому Тефнахтом . [ нужна ссылка ]
Исторические фараоны [ править ]

- Шошенк I (см. выше): Обычно отождествляется с фараоном Шишаком , который описан как совершавший набег на Иерусалим и Храм Соломона в 3 Царств 11:40 и 2 Паралипоменон 12:2 sqq. [43]
- Тахарка (690–664 до н.э.): Идентифицирован как Тирхака , который описан в 4 Царств 19:9 и Исаии 37:9 как царь Куша, который вел войну против Сеннахирима во время правления царя Езекии . иудейского [44] Считается, что события в библейском повествовании произошли в 701 году до нашей эры, а Тахарка взошел на трон примерно десять лет спустя. Был предложен ряд объяснений: одно из них заключается в том, что титул царя в библейском тексте относится к его будущему царскому титулу, хотя на момент написания этого отчета он, вероятно, был всего лишь военачальником, служившим под командованием Шабаки . [45]
- Нехо II (610–595 до н.э.): Нехо упоминается в нескольких книгах Библии ( 2 Царств, 2 Паралипоменон и Иеремия). [46] [47] Иеремия 44:30 также упоминает его преемника Априса (589–570 до н.э.).
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Египетские фараоны / Список фараонов» . www.askislam.ir . 10 января 2018 г. Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Рол 1995 , стр. 341–348.
- ^ Беннетт 1996
- ^ Осман, Ахмед (1987). Незнакомец в Долине Царей . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 14–15. ISBN 9780062506740 . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Суини, Дебора (1992). «Рецензия на «Незнакомца в долине царей » . Еврейский ежеквартальный обзор . 82 (3/4): 575–579. дои : 10.2307/1454900 . JSTOR 1454900 – через JSTOR.
- ^ Рол 1995 , стр. 341–348.
- ^ Беннетт 1996
- ^ Граббе, Лестер (2014). «Исход и история» . В Доузмане, Томас; Эванс, Крейг А.; Лор, Джоэл Н. (ред.). Книга Исход: состав, восприятие и интерпретация . БРИЛЛ. стр. 61–87. ISBN 9789004282667 .
- ^ Фауст 2015 , с. 476.
- ^ Редмаунт 2001 , с. 87.
- ^ Анати, Эммануэль (2016). Исход. Между мифом и историей (на итальянском языке). Мастерская. ISBN 978-88-98284-24-5 .
- ^ Финкельштейн, Израиль (14 июля 1988 г.). «В поисках затерянной горы — израильский археолог рассматривает последнюю попытку найти гору Синай» . Обзор библейской археологии .
- ^ Хоффмайер, Джеймс К. (1999). Израиль в Египте: доказательства подлинности традиции Исхода . Издательство Оксфордского университета, США. п. 126. ИСБН 978-0-19-513088-1 .
- ^ Рол 1995 , стр. 341–348.
- ^ Беннетт 1996
- ^ Мейерс, Стивен К. «IBSS - Библейская археология - Дата Исхода» . www.bibleandscience.com . Институт библейских и научных исследований . Проверено 13 апреля 2017 г.
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека , Книга 1
- ^ Эдершейм, А., Библейская история Ветхого Завета , первоначально опубликованная в 1876–1887 гг., ISBN 156563165X , с. 134
- ^ Дуглас Петрович. «Аменхотеп II и историчность исхода фараона» . biblearchaeology.org . Партнеры по библейским исследованиям.
- ^ «Кто был фараоном Исхода?» . Армстронгский институт библейской археологии.
- ^ Моисей и монотеизм , ISBN 0-394-70014-7
- ^ Осман 1987 , с. 119.
- ^ Герати 2015 , стр. 58–59.
- ^ Стивен Л. Кайгер, «Археологические факты и фантазии», библейский археолог , ( 9 , 1946).
- ^ Айзек Азимов, Путеводитель Азимова по Библии , Random House, 1981, стр. 130–131, ISBN 0-517-34582-X
- ^ Игорь П. Липовский, Ранние израильтяне: два народа, одна история: новое открытие истоков библейского Израиля ISBN 0-615-59333-X
- ^ «Исход: история, лежащая в основе истории» .
- ^ Рендсбург, Гэри. «Фараон Исхода – Рамзес III – TheTorah.com» . www.thetorah.com .
- ^ Шанкс, Хершел; Девер, Уильям Г.; Хальперн, Барух; Маккартер, Питер Кайл (1992). Возвышение Древнего Израиля . Общество библейской археологии. ISBN 978-1-880317-07-5 .
- ^ Биетак, Манфред (2015). «Об истории Исхода: что сегодняшняя египтология может внести вклад в оценку библейского рассказа о пребывании в Египте» . В Леви, Томас Э.; Шнайдер, Томас; Пропп, Уильям Х.К. (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. стр. 17–37. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- ^ Тацит, Истории , Книга V, Параграф 3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ассманн, Ян (30 июня 2009 г.). Моисей Египтянин . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02030-6 .
- ^ Брайан Робертс. «АНЭ — Соломон, берущий жену-египтянку (Дэвиду Лортону)» . [ мертвая ссылка ]
- ^ «Библейская хронология от Соломона до Езекии» . nabataea.net . CanBooks. 1935 год . Проверено 13 апреля 2017 г.
- ^ Кеннет Китчен (2003), О достоверности Ветхого Завета . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс, Гранд-Рапидс и Кембридж. ISBN 0-8028-4960-1 , с. 108.
- ^ Девер, Уильям Г. (18 августа 2020 г.). Археология похоронила Библию? . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-5949-5 .
- ^ Габриэль Уссани (1 июля 1912 г.). «Соломон» . Католическая энциклопедия.
- ^ Липински, Эдвард (2006). На окраинах Ханаана в железном веке (Orientalia Lovaniensia Analecta) . Левен, Бельгия: Петерс. стр. 96–97. ISBN 978-90-429-1798-9 .
- ^ Трой Лейланд Сагрильо. 2015. « Шошенк I и библейский Шишак: филологическая защита их традиционного уравнения ». В Соломоне и Шишаке: Современные перспективы археологии, эпиграфики, истории и хронологии; материалы третьего коллоквиума BICANE, состоявшегося в Сидней-Сассекском колледже, Кембридж, 26–27 марта 2011 г., под редакцией Питера Дж. Джеймса, Питера Г. ван дер Вин и Роберта М. Портера. Британские археологические отчеты (международная серия) 2732. Оксфорд: Archaeopress. 61–81.
- ^ Паттерсон 2003 , стр. 196–197.
- ^ Питер А. Клейтон: Хроники фараонов , Темза и Гудзон, (2006), стр. 182–183
- ^ Тайс, Кристофер (2020). «Вклад в словарь Ветхого Завета: связь имени סוֹא с греческим Σηγωρ во 4 Царств 17, 4». Библика . 101 (1): 107–113. дои : 10.2143/BIB.101.1.3287517 .
- ^ Трой Лейланд Сагрильо. 2015. « Шошенк I и библейский Шишак: филологическая защита их традиционного уравнения ». В Соломоне и Шишаке: Современные перспективы археологии, эпиграфики, истории и хронологии; материалы третьего коллоквиума BICANE, состоявшегося в Сидней-Сассекском колледже, Кембридж, 26–27 марта 2011 г., под редакцией Питера Дж. Джеймса, Питера Г. ван дер Вин и Роберта М. Портера. Британские археологические отчеты (международная серия) 2732. Оксфорд: Archaeopress. 61–81.
- ^
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Тирхака» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Кухня, Кеннет А. (2006). О достоверности Ветхого Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 16. ISBN 978-0-8028-0396-2 .
- ^ Британская энциклопедия. Под редакцией Колина Макфаркуара , Джорджа Глейга . стр785
- ^ Святая Библия, согласно официальной версии (1611 г. н.э.). Под редакцией Фредерика Чарльза Кука . стр. 131
Библиография [ править ]
- Беннетт, Крис (1996). «Временные фуги». Журнал древних и средневековых исследований XIII . Архивировано из оригинала 16 июля 2018 г. Проверено 3 ноября 2011 г.
- Фауст, Авраам (2015). «Появление Израиля железного века: о происхождении и привычках» . У Томаса Э. Леви; Томас Шнайдер; Уильям Х.К. Пропп (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. ISBN 978-3-319-04768-3 .
- Паттерсон, Ричард Д. (2003). «Расколотая монархия: источники, подходы и историчность» . В Гризанти, Майкл А.; Ховард, Дэвид М. (ред.). Придание смысла: понимание и использование исторических текстов Ветхого Завета . Крегель. ISBN 978-0-8254-2892-0 .
- Редмаунт, Кэрол А. (2001) [1998]. «Горькая жизнь: Израиль в Египте и за его пределами» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. стр. 58–89. ISBN 978-0-19-988148-2 .
- Рол, Дэвид (1995). Испытание временем . Стрелка. ISBN 0-09-941656-5 .
- Герати, Лоуренс Т. (2015). «Даты и теории Исхода» . В Леви, Томас Э.; Шнайдер, Томас; Пропп, Уильям Х.К. (ред.). Исход Израиля в трансдисциплинарной перспективе: текст, археология, культура и геонауки . Спрингер. стр. 55–64. ISBN 978-3-319-04768-3 .