Шошенк I
Шошенк I | |
---|---|
Сесонхозис, Сесонхис ( Σέσωγχις ) | |
![]() Шошенк I (в центре) приносит подношение Амону (слева) в сопровождении своего сына Юпута (справа), нарисованного Ипполито Роселлини у Бубаститского портала . | |
фараон | |
Царствование | 943–922 до н.э. [1] |
Предшественник | Псусенн II |
Преемник | Осоркон I |
Супруга | Советник Каромама А. |
Дети | Осоркон I , Иупут А , Нимлот Б |
Отец | Нимлот А |
Мать | Тенцепе А |
Умер | 922 г. до н.э. |
Династия | 22-я династия |
Хеджхеперре Сетепенре Шошенк I ( египетский шшнк ; правил ок. 943–922 до н. э. ) — также известный как Шашанк , Шешонк или Шешонк I. [примечание 1] — был фараоном Древнего Египта и основателем Двадцать второй династии Египта .
Семья
[ редактировать ]происхождения Мешвешского , [2] Шошенк I был сыном Нимлота А , Великого вождя Ма , и его жены Теншепе А, дочери самого Великого вождя Ма ; Таким образом, Шошенк был племянником Осоркона Старшего , царя Мешвешей 21-й династии .
Обычно его считают Шишаком, упомянутым в еврейской Библии , а его подвиги высечены на Бубаститском портале в Карнаке .
Хронология
[ редактировать ]

Обычные даты его правления, установленные Кеннетом Китченом , - 945–924 гг. до н. э., но его временная шкала недавно была пересмотрена на несколько лет вверх, до 943–922 гг. лет после его успешной кампании в Израиле и Иудее , условно датируемой 925 годом до н.э. Как отметил Эдвард Венте из Чикагского университета (1976) на странице 276 своего рецензии на книгу JNES 35 об исследовании Китчена Третьего промежуточного периода , «нет уверенности», что кампания Шошенка в 925 г. до н.э. завершилась незадолго до смерти этого короля в год. позже в 924 г. до н.э. Египтолог Моррис Бирбриер также датировал воцарение Шошенка I «между 945–940 годами до нашей эры» в своей книге 1975 года, посвященной генеалогии египетских чиновников, служивших в конце Нового царства и Третьем промежуточном периоде. [4] Бирбриер основывал свое мнение на библейских свидетельствах, собранных У. Олбрайтом в статье BASOR 130. Это развитие также может объяснить почти незавершенное состояние украшений строительных проектов Шошонка в Великом храме Карнака, где полностью вырезаны только сцены палестинской военной кампании короля. Здесь сначала нужно было добыть строительные материалы и выполнить архитектурное планирование для его великих монументальных проектов. На завершение таких мероприятий обычно уходило до года, прежде чем работы даже начинались. Это означало бы, что Шошенк I, вероятно, прожил более одного года после своей кампании 925 г. до н.э. С другой стороны, если Карнакская надпись совпадала с походом Шешонка в Ханаан, то тот факт, что она осталась незавершенной, позволяет предположить, что этот поход произошел в последний год правления Шешонка. Эта возможность также позволила бы немного снизить дату его вступления на престол в 945 г. до н.э. до 943 г. до н.э.
Исследование древнеегипетской хронологии, проведенное Рольфом Крауссом в 2005 году, предполагает, что Шошенк I пришел к власти в 943 году до нашей эры, а не в 945 году до нашей эры, как традиционно предполагается на основании эпиграфических свидетельств стелы Великой Дахлы, датируемой пятым годом его правления. [5] Краусс и Дэвид Уорбертон пишут в книге « Древнеегипетская хронология» 2006 года :
Хронология ранней Дин. 22 зависит от точного расчета. Сумма самых высоких засвидетельствованных дат правления Осоркона II, Такелота I, Осоркона I и Шошенка I, добавленная к 841 г. до н.э. как 1-му году Шошенка III, дает самое позднее 938 г. до н.э. для 1-го года Шошенка I... [Однако ] На большой стеле Дахлы указана лунная дата в виде праздника врша в 5-м году правления Шошенка [I], что дает 943 г. до н.э. как его первый год. [6]
Зарегистрировано, что праздник 5-го года отмечался в оазисе Дахла на IV день 25-го Перета , и исследование астрономических данных Краусса привело его к выводу, что единственное «подходящее» в период с 950 по 930 г. до н. э. место воцарения Шошенка. I между декабрем 944 г. и ноябрем 943 г. до н.э. — или, по большей части, 943 г. до н.э. [7] Однако доктор Энтони Лихи предположил, что «идентификация врш -фестиваля Сета как [] лунного [фестиваля] является гипотетической, и [таким образом] его проведение в первый день лунного месяца является предположением. доказано неопровержимо». [8] Однако на данный момент только доктор Кеннет Китчен официально разделяет ту же академическую точку зрения. [9]
Исследование Томаса Шнайдера, проведенное в 2010 году, показало, что Шошенк правил с 962 по 941 год до нашей эры. [10] [11] Идо Кох в своей книге 2021 года рассмотрел хронологию египетских царей Шнайдера как ценное интегративное исследование. [12] Однако недавнее археомагнитное датирование в Бет-Шане , одном из трех ранних мест, которые могли быть разрушены Шошенком I, показывает вероятность 68,2%, что разрушение произошло между 935 и 900 годами до нашей эры, и вероятность 95,4%, что оно произошло между 940 и 879 годами до нашей эры. [13]
Библейский Шишак
[ редактировать ]Шошонка I условно отождествляют с египетским царем Шишаком (שׁישׁק Šîšaq , в транслитерации ), [14] упоминается в еврейской Библии в 3 Царств 11:40, 14:25 и 2 Паралипоменон 12:2–9. [15] Согласно этим отрывкам, Иеровоам бежал от Соломона и оставался с Сисаком до тех пор, пока Соломон не умер, а Сисак вторгся в Иудею, главным образом в область Вениамина , в течение пятого года правления Ровоама , взяв с собой большую часть сокровищ храма, построенного Соломон. Египтолог Кеннет Китчен предполагает, что преемник Шошенка Осоркон I растратил 383 тонны золота и серебра на египетские храмы в течение первых четырех лет своего правления и напрямую связывает это с грабежами. [16] в то время как археолог Исраэль Финкельштейн утверждает, что рассматриваемый рассказ о грабежах «вероятно, следует рассматривать как богословскую конструкцию, а не как исторические ссылки». [17]
Шишак/Сусаким также был связан с Иеровоамом: «жена Иеровоама» — персонаж еврейской Библии . она не названа В масоретском тексте , но согласно Септуагинте , она была египетской принцессой по имени Ано:
- И дал Сусаким Иеровоаму Ано, старшую сестру Фекемины , жену свою, ему в жену; она была великой среди дочерей короля... [18] [19]
Археологи из Тель- Гезера недавно пришли к выводу, что корреляция слоя 7 (927–885 гг. До н.э., 68,3% мощности) «с [е]-й границей Шишака/Шешонка I, [включенной] в библейскую дату кампании Шишака, не хорошо согласуются с [их] текущими оценками Шешонка I, основанными на 14C», который, по их мнению, был (ок. 969–940 гг. до н.э. с 68,3% жизнеспособности и 991–930 гг. [20]
Происхождение и семья
[ редактировать ]
Шошенк I был сыном Нимлота А и Тенцепе А. Его дедушкой и бабушкой по отцовской линии были вождь Ма Шошенк А и его жена Мехитенвесхет А. [21] До своего правления Шошенк I был главнокомандующим египетской армией и главным советником своего предшественника Псусеннеса II , а также тестем дочери Псусеннеса Мааткаре . Он также носил титул Великого Вождя Ма или Мешвеша , который по-египетски означает древние ливийцы . Его предки поселились в Египте во времена позднего Нового царства , вероятно, в Гераклеополе Великом . [22] хотя Манефон утверждает, что сам Шошенк происходил из Бубастиса , и это утверждение не подтверждается никакими вещественными доказательствами. Примечательно, что его дядя Осоркон Старший уже служил на престоле не менее шести лет в предыдущей 21-й династии; следовательно, приход к власти Шошонка I не был полностью неожиданным. Став королем, Шешонк выбрал своим преемником своего старшего сына Осоркона I и укрепил свою власть над Египтом посредством брачных союзов и назначений. Он назначил своему второму сыну, Юпуту А , выдающуюся должность первосвященника Амона в Фивах , а также титул губернатора Верхнего Египта и командующего армией, чтобы укрепить свою власть над Фиваидой. [23] Наконец, Шошенк I назначил своего третьего сына, Нимлота Б , «вождем армии» в Гераклеополе в Среднем Египте. [24]
Внешняя политика
[ редактировать ]
К концу своего правления он проводил агрессивную внешнюю политику на прилегающих территориях Ближнего Востока. Частично об этом свидетельствуют обнаружение постамента статуи, носящего его имя в ливанском городе Библос , части монументальной стелы из Мегиддо, носящей его имя, а также списка городов региона, включающего Сирию , Филистию , Финикию , Негев среди различных и Королевство Израиль топографических списков, начертанных на стенах храмов Амона в аль-Хибе и Карнаке . Фрагмент стелы с его картушем из Мегиддо был интерпретирован как памятник Шошонку, воздвигнутый здесь в ознаменование его победы. [25] Некоторые из этих завоеванных городов включают древние израильские крепости, такие как Мегиддо, Таанах и Сихем.
Есть и другие проблемы с тем, что Шошонк — это то же самое, что библейский Шишак: в Карнакский список Шошонка не включен Иерусалим — его самая большая награда, согласно Библии. Его список сосредоточен на местах либо к северу, либо к югу от Иуды, как будто он не совершал набегов на центр. Фундаментальная проблема, стоящая перед историками, заключается в установлении целей двух отчетов и увязке содержащейся в них информации. [26]
От ученых по этому вопросу поступило несколько возможных предложений и предложений. Некоторые утверждают, что упоминание об Иерусалиме со временем было стёрто из списка. Другие полагают, что дань Ровоама Шешонку спасла город от разрушения и, следовательно, от списков Бубаститского портала. Некоторые ученые даже предполагают, что Шошенк заявил о завоевании, которого он не совершал, и скопировал список завоеванных территорий из списка завоеваний старого фараона. [27]
В качестве приложения к своей внешней политике Шошенк I вырезал отчет о кампаниях в Нубии и Израиле с подробным списком завоеваний Израиля. Это первая военная акция за пределами Египта, официально отмечаемая за несколько столетий. [26] Этот отчет о завоеваниях является единственным сохранившимся текстом позднего железного века, касающимся Ханаана . [28]
Внутренняя политика
[ редактировать ]Ливийские концепции правления допускали параллельное существование лидеров, связанных браком и кровью. Шошенк и его непосредственные преемники использовали эту практику, чтобы укрепить свой контроль над всем Египтом. Шошенк прекратил наследственную преемственность первосвященства Амона. Вместо этого он и его преемники назначали на эту должность мужчин, чаще всего своих сыновей, и эта практика продолжалась в течение столетия. [26]
Похороны
[ редактировать ]
Шешонку I наследовал его сын Осоркон I после 21 года правления. По словам британского египтолога Эйдана Додсона , никаких следов гробницы Шошенка I до сих пор не обнаружено. Единственный погребальный объект, связанный с Шошонком I, — это канопический сундук неизвестного происхождения, подаренный Египетскому музею в Берлине (ÄMB 11000) Юлий Исаак в 1891 году. [29] Это может указывать на то, что его могила была разграблена в древности, но эта гипотеза недоказанна. Египтологи расходятся во мнениях относительно места захоронения Шошонка I и предполагают, что он мог быть похоронен где-то в Танисе — возможно, в одной из анонимных царских гробниц здесь — или в Бубастисе . Однако Трой Сагрильо в статье GM 205 что «есть лишь горстка блоков с надписями из Таниса, на которых можно было бы назвать имя короля (т . (2005) отмечает , царствовать». [30] Следовательно, более вероятно, что Шошенк был похоронен в другом городе в дельте Египта. Сагрильо предлагает конкретное место для захоронения Шошонка — ограду храма Птаха в Мемфисе — и отмечает, что этот царь построил:
довольно широко в этом районе, несомненно, включая пилон и передний двор храма Птаха (Kitchen, TIPE 1996, стр. 149–150) ... Поэтому не совсем невероятно, что он (т. е. Шошенк I) построил свою гробницу в регионе. Погребальный культ вокруг его «Дома Миллионов лет Шошенка, Возлюбленного Амона» действовал через несколько поколений после его основания в храме (Ибрагим Али Сайед 1996, стр. 14). «Дом Шешонка, возлюбленного Амона, которому миллионы лет», вероятно, был передним двором и пилоном храма Птаха, который, если взять за модели царские некрополи в Танисе, Саисе и Мендесе, вполне мог содержать царский храм. захоронение внутри него или теменоса . [31]
В заключение Сагрильо отмечает, что если бы место захоронения Шошенка I находилось в Мемфисе, «это во многом объяснило бы, почему погребальный культ этого короля сохранялся в этом месте в течение некоторого времени после его смерти». [31]
Хотя могила Шошонка в настоящее время неизвестна, захоронение одного из его видных государственных чиновников в Фивах, Третьего пророка Амона Джедптахиуфанха , было обнаружено нетронутым в гробнице DB320 в 19 веке. Надписи на повязках мумии Джедптахиуфанха показывают, что он умер в 11 году правления этого короля или позже. В его мумии были обнаружены различные золотые браслеты, амулеты и драгоценные предметы из сердолика , что дает небольшой намек на огромные сокровища, которые могли бы украсить гробницу Шошенка I.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Р. Краусс и Д. А. Уорбертон «Хронологическая таблица династического периода» в книге Эрика Хорнунга, Рольфа Краусса и Дэвида Уорбертона (редакторы), Древнеегипетская хронология (Справочник по востоковедению) , Brill, 2006. с. 493
- ^ «Он происходил из рода принцев или шейхов ливийского племенного происхождения», Новая Британская энциклопедия , 2002, т.7, стр.733. Обновленную онлайн-версию той же статьи, содержащую ту же цитату и последнее обновление по состоянию на 2014 год, можно найти в Интернете на сайте Британской энциклопедии .
- ^ Флиндерс Петри: Скарабеи и цилиндры с именами (1917), табл. XLIX
- ^ М. Бирбриер, Позднее Новое царство в Египте (ок. 1300–664 до н.э.) , Aris & Philips Ltd (1975), стр. 111
- ^ Рольф Краусс, Дата начала 5-го года правления Шошенка [I], Дискуссии в египтологии 62 (2005), стр. 43-48.
- ^ Эрик Хорнунг, Рольф Краусс и Дэвид Уорбертон (редакторы), Древнеегипетская хронология (Справочник по востоковедению), Brill: 2006, стр.474
- ^ Энтони Лихи, Дата «большой» стелы Дахле (Оксфорд, Эшмоловский музей 1894.107a), GM 226 (2010), стр.47
- ^ Лихи, GM 226 стр.52
- ^ см. «Ливийский период в Египте». Исторические и культурные исследования 21-24 династий: материалы конференции в Лейденском университете 25–27 октября 2007 г., Г. Брукман, Р. Дж. Демари и О. Э. Капер (редакторы), Peeters Leuven 2009, стр. 167, где Китчен утверждает, что существует «Нет никаких доказательств» того, что праздник ВРШ был лунным
- ^ Шнайдер, Томас, (2010). «Вклад в хронологию Нового царства и третьего промежуточного периода» , в AeL 20, стр. 373-403.
- ^ Финкельштейн, Израиль, (2020). «Обновление Саула и нагорья Вениамина: роль Иерусалима» , в книге Иоахима Дж. Краузе, Омера Серги и Кристин Вайнгарт (ред.), Саул, Вениамин и возникновение монархии в Израиле: библейские и археологические перспективы, SBL Press , с. 49.
- ^ Кох, Идо, (2021). «Приложение: Хронология египетских царей» , в книге « Колониальные встречи на юго-западе Ханаана в период позднего бронзового века и раннего железного века», серия: «Культура и история древнего Ближнего Востока», том 119 , Брилл, стр. 131–132.
- ^ Вакмин, Йоав и др., (2022). «Реконструкция библейских военных кампаний с использованием данных геомагнитного поля» , в: PNAS, Vol. 119, № 44.
- ^ Трой Лейланд Сагрильо, 2015, Шошенк I и библейский Шишак: филологическая защита их традиционного уравнения в Соломоне и Шишаке: современные перспективы археологии, эпиграфики, истории и хронологии; материалы третьего коллоквиума BICANE, состоявшегося в Сидней-Сассекском колледже, Кембридж, 26–27 марта 2011 г. , под редакцией Питера Дж. Джеймса, Питера Г. ван дер Вин и Роберта М. Портера. Британские археологические отчеты (международная серия) 2732. Оксфорд: Archaeopress. 61–81
- ↑ Например, Кембриджская Библия для школ и колледжей на 1 Царств 11 , по состоянию на 4 июня 2017 г.
- ^ К. А. Китчен, О достоверности Ветхого Завета , William Eerdmans & Co, 2003. с. 134
- ^ Финкельштейн, Израиль (2006 г.). «Последний Лабаю: царь Саул и расширение первого территориального образования Северного Израиля» . В Амите, Яйра; Бен Цви, Эхуд; Финкельштейн, Израиль; и др. (ред.). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву Нааману . Айзенбрауны. стр. 171 и далее. ISBN 9781575061283 .
- ^ 3 Царств 12:24д , Новый английский перевод Септуагинты
- ^ Брентон Септуагинта (английский перевод) 3 Царств 12:24e.
- ^ Вебстер, Линделл К.; и др. (15 ноября 2023 г.). «Хронология Гезера от конца позднего бронзового века до железного века II: место встречи радиоуглерода, археологии, египтологии и Библии» . ПЛОС ОДИН . 18 (11): e0293119. Бибкод : 2023PLoSO..1893119W . дои : 10.1371/journal.pone.0293119 . ПМЦ 10651010 . ПМИД 37967047 .
- ^ Кухня, Кеннет Андерсон (1986). Третий переходный период в Египте, 1100–650 гг. до н.э. Арис и Филлипс. п. 112. ИСБН 9780856682988 .
- ^ Трой Лейланд Сагрильо, « Географическое происхождение династии «Бубаститов» и возможные места расположения королевской резиденции и места захоронения Шошенка I ». В книге «Ливийский период в Египте: исторические и культурные исследования 21–24 династий » под редакцией Г. П. Ф. Брукмана, Р. Дж. Демаре и О. Капера. Egyptologische Uitgaven 23, Левен: Uitgeverij Peeters. 2009: 341–359.
- ^ KA Kitchen, «Третий промежуточный период в Египте (ок. 1100–650 до н.э.),» Aris & Phillips Ltd., третье издание. 1996. стр.289
- ↑ Кухня, «Третий промежуточный период в Египте», стр.290.
- ↑ К. А. Китчен, О достоверности Ветхого Завета, William Erdsman & Co, 2003. стр. 10, 32-34 и стр. 607. На странице 607 книги Китчена изображен сохранившийся фрагмент стелы Мегиддо Шошенка I.
- ^ Jump up to: а б с де Миреоп, Марк Ван (2021). История Древнего Египта (2-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. п. 261. ИСБН 9781119620891 .
- ^ Сотрудники Общества библейской археологии (27 марта 2017 г.). «Напал ли фараон Шешонк на Иерусалим» . Ежедневник библейской истории . Общество библейской археологии . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Финкельштейн, Израиль (2006 г.). «Последний Лабаю: царь Саул и расширение первого территориального образования Северного Израиля» . В Амите, Яйра; Бен Цви, Эхуд; Финкельштейн, Израиль; и др. (ред.). Очерки древнего Израиля в его ближневосточном контексте: дань уважения Надаву Нааману . Айзенбрауны. п. 171. ИСБН 9781575061283 . Проверено 5 апреля 2017 г.
- ^ Эйдан Додсон, Канопическое снаряжение царей Египта , Kegan Paul Intl, (1994), стр.83-84
- ^ Трой Лейланд Сагрильо, « Мумия Шошенка, которую я заново открыл? », Göttinger Miszellen 205 (2005), стр.99
- ^ Jump up to: а б Сагрильо, с. 100
Библиография
[ редактировать ]- М. Бирбриер, Позднее Новое царство в Египте (ок. 1300–664 до н. э.), Aris & Philips Ltd, (1975)
- Рикардо А. Каминос, Гебель Эс-Силсила No. 100, JEA 38 (1952), стр. 46–61
- Руперт Л. Чепмен III , Ставя Шошенка I на место , Palestine Exploration Quarterly 141, 1 (2009), стр. 4–17
- Г-н Жорж Даресси, Родители Чешанка I является , ASAE 16 (1916), 3
- Эйдан Додсон , Канопическое снаряжение царей Египта, Международный Кеган Пол, (1994)
- Эрика Фейхт, Два рельефа Шешонка I из Эль-Хибе, SAK 6 (1978), 69-77
- Алан Х. Гардинер , Стела Дахле, JEA 19 (1933), 19–30
- Рольф Краусс, Дата начала 5-го года правления Шешонка [I], Дискуссии в египтологии 62 (2005), стр. 43–48.
- Игаль Левин , « Шешонк I и Негев Хасерим », Маарав 17 (2010), стр. 189-215.
- Игаль Левин, « Левантинское завоевание Шешонка и библейская история ». В: Джонатан С. Грир, Джон В. Хилбер и Джон Х. Уолтон (ред.), «За кулисами Ветхого Завета: культурный, социальный и исторический контекст», Гранд-Рапидс: Baker Academic, 2018.
- Томас Э. Леви , Стефан Мюнгер и Мохаммад Наджар, « Недавно обнаруженный скарабей Шешонка I: недавние исследования железного века в Южной Иордании », Antiquity 88, 341 (сентябрь 2014 г.).
- Трой Лейланд Сагрильо , « Мумия Шошенка, которую я заново открыл?» , 'GM 205 (2005), стр. 95–102.
- Трой Лейланд Сагрильо , « Географическое происхождение династии «Бубаститов» и возможные места расположения королевской резиденции и места захоронения Шошенка I ». В книге «Ливийский период в Египте: исторические и культурные исследования 21–24 династий» под редакцией Г. П. Ф. Брукмана, Р. Дж. Демаре и О. Капера. Egyptologische Uitgaven 23, Левен: Uitgeverij Peeters. 2009: стр. 341–359.
- Трой Лейланд Сагрильо , « Армия Шишака: 2 Паралипоменон 12:2–3 с египтологической точки зрения » На древнем Ближнем Востоке в XII–X веках до нашей эры: культура и история; Материалы международной конференции, состоявшейся в Хайфском университете 2–5 мая 2010 г., под редакцией Гершона Галила, Айелет Гильбоа, Арена М. Маейра и Даниэля Кана. Древний Восток и Ветхий Завет: Публикации по культуре и истории Древнего Востока и Ветхого Завета 392. Мюнстер: Угарит-Верлаг. 2012: стр. 425–450.
- Трой Лейланд Сагрильо. 2015. « Шошенк I и библейский Шишак: филологическая защита их традиционного уравнения ». В Соломоне и Шишаке: Современные перспективы археологии, эпиграфики, истории и хронологии; материалы третьего коллоквиума BICANE, состоявшегося в Сидней-Сассекском колледже, Кембридж, 26–27 марта 2011 г., под редакцией Питера Дж. Джеймса, Питера Г. ван дер Вин и Роберта М. Портера. Британские археологические отчеты (международная серия) 2732. Оксфорд: Archaeopress. 61–81.
Внешние ссылки
[ редактировать ]