Нектанебо II
Нектанебо II | |
---|---|
Нахторхеб | |
![]() Глава Нектанебо II, Музей изящных искусств Лиона. | |
фараон | |
Царствование | 358–340 до н.э. [1] [2] [3] [4] |
Предшественник | Работа |
Преемник | Артаксеркс III |
Отец | Тьяхапиму |
Рожденный | в. 380 г. до н.э. [5] |
Умер | После 340 г. до н.э. |
Династия | Тридцатая династия |
Нектанеб II ( египетский : Nḫt -Ḥr-Ḥbt ; греческий : Νεκτανεβώς Nectanebos ) был последним коренным правителем древнего Египта , а также третьим и последним фараоном Тридцатой династии , правившим с 358 по 340 год до нашей эры.
Во время правления Нектанеба II египетские художники выработали специфический стиль, оставивший отличительный след на рельефах Птолемеевского царства . [6] Как и его косвенный предшественник Нектанебо I , Нектанебо II проявлял энтузиазм по отношению ко многим культам богов в рамках древнеегипетской религии , и более сотни египетских памятников свидетельствуют о его внимании. [7]
В течение нескольких лет Нектанебо II успешно защищал Египет от Империи Ахеменидов . [8] Однако он был предан своим бывшим слугой, Наставником Родоса , и в конечном итоге потерпел поражение. Персы оккупировали Мемфис , а затем захватили остальную часть Египта, включив страну в состав Империи Ахеменидов под предводительством Артаксеркса III . Нектанебо бежал на юг. [9] Его дальнейшая судьба неизвестна.
Имя
[ редактировать ]Нектанеб происходит от греческой формы его имени Нектанеб ( Νεκτανεβώς или Νεκτανεβός в более поздних источниках). Его египетское имя было Нхт -Хр-Хбт . [10] что означает «победитель Гор из Хебита ». [11] Хотя условность в английском языке присваивает ему и его деду одинаковые имена, Нектанебо I , последнего на самом деле звали Нектанебис ( Νεκτάνεβις ). [12]
Средневековые арабские авторы называли его Накатанибасом ( араб . ناقاطانيباس ). [13]
Прийти к власти
[ редактировать ]
В 525 году до нашей эры Египет был завоеван империей Ахеменидов. Из-за внутренней борьбы за преемственность персидской империи Египту удалось восстановить независимость в 404 г. до н.э. В 389 г. до н. э. фараон Хакор заключил договор с Афинами и в течение трех лет (с 385 по 383 г. до н. э.) сумел противостоять персидской агрессии. [14] Однако после заключения Анталкидского мира в 387 г. до н.э. между Ахеменидами и греческими городами-государствами Египет и Кипр стали единственными препятствиями на пути персидской гегемонии в Средиземноморье.
В начале 360 г. до н. э. предшественник Нектанебо Теос начал подготовку к войне против захватчиков. В том же году египетская армия отправилась в путь, путешествуя вдоль побережья по суше и по морю. Нектанебо II сопровождал своего дядю Теоса в том походе и отвечал за мачимои . [15]
Пытаясь быстро собрать средства для войны, Теос обложил египтян налогами и конфисковал храмовую собственность. [16] Египтяне, особенно священники, возмутились этими мерами, но поддержали Нектанебо II. Теос попросил спартанского военачальника Агесилая и афинского полководца Хабрия поддержать его. [17] Агесилай, однако, сказал, что его послали помогать Египту, а не вести против него войну. [17] Хабрий вернулся домой со своими наемниками. [17] Теос решил бежать ко двору Ахеменидов, где в конечном итоге умер естественной смертью.
Нектанебо боролся с неназванным претендентом на престол из города Мендес , провозгласившим себя фараоном. [17] Восстание, вероятно, возглавил один из потомков Неферитов I , чья семья раньше управляла городом. [18] Истец отправил послов к Агесилаю, пытаясь склонить Агесилая на свою сторону. [17] Агесилай остался верен Нектанебо, опасаясь стать перебежчиком. В одном из городов дельты Нила войска Нектанеба и Агесилая были осаждены узурпатором, приобретшим немало сочувствующих. Несмотря на численное превосходство врага, Нектанеб и Агесилай одержали победу, и осенью 360 г. до н. э. восстание было подавлено. [19]
Царствование
[ редактировать ]
Религия играла важную роль во внутренней политике Нектанебо. Он начал свое правление с похорон быка Аписа в Мемфисе . Там Нектанебо добавил рельефное украшение к восточному и западному храмам Аписа. [22] Среди примечательных святилищ, возведенных при Нектанебо II, — храм Хнума в Абу и храм Амона в Сехтаме . Он также посвятил диорит наос Анхур -Шу (фрагмент его был найден в храмах Тьебнутджера ). [6] Нектанебо II был ответственен за растущую популярность культа Бучис . [19] При Нектанебо II был издан указ, запрещающий добычу камня в так называемых «Таинственных горах» в Абидосе . [23]
Международным делам при Нектанебе II помешали неоднократные попытки Ахеменидов повторно оккупировать Египет. До восшествия на престол Нектанеба II персы пытались вернуть Египет в 385, 383 и 373 годах до нашей эры. Нектанебо использовал мир для создания новой армии и нанял греческих наемников, что было обычной практикой в то время. Примерно в 351 г. до н. э. империя Ахеменидов предприняла новую попытку вернуть себе Египет. После года боев Нектанебу и его союзным генералам Диофанту Афинскому и Ламию Спартанскому удалось победить Ахеменидов. Одержав громкую победу, Нектанебо II был провозглашен своим народом «Нектанебо, божественным соколом», и в его имя были созданы культы. [24]

В 345/44 году до нашей эры Нектанеб поддержал финикийское восстание против империи Ахеменидов, возглавляемое царем Сидона Теннесом. [25] и направил военную помощь в виде 4000 греческих наемников во главе с Наставником Родосским. [26] Однако, узнав о приближении войск Артаксеркса III , Ментор открыл сообщение с персами, находившимися в сговоре с Теннесом. [26]
В конце 344 г. до н. э. в Грецию прибыли послы Артаксеркса III с просьбой об участии греков в походе на Египет. [27] Афины и Спарта относились к послам вежливо, но воздержались от заключения союза против Египта. [27] Однако другие города решили поддержать персов: Фивы прислали 1000 гоплитов , а Аргос — 3000. [27]
Зимой 343 г. до н.э. Артаксеркс отправился в Египет. Египетская армия, которую возглавил Нектанебо, состояла из 60 000 египтян, 20 000 либу и столько же греческих наемников. [28] Кроме того, у Нектанебо было несколько плоскодонных лодок, предназначенных для предотвращения проникновения противника в устья Нила. [29] Уязвимые точки вдоль его границы со Средиземным морем и восточной границы были защищены опорными пунктами, укреплениями и укрепленными лагерями. [29] Персидские силы были усилены Ментором и его людьми, хорошо знакомыми с восточной границей Египта, и 6000 ионийцев . [26]
Нектанебо II в конечном итоге потерпел поражение, и летом 342 г. до н. э. Артаксеркс вошел в Мемфис. [30] и поставил сатрапа . [31] Нектанебо бежал в Верхний Египет и, наконец, в Нубию , где ему было предоставлено убежище. Однако некоторое время он сохранял там определенную власть. С помощью Хабаша Нектанебо предпринял тщетную попытку вернуть себе трон. [32]

Археологические свидетельства
[ редактировать ]Создание кампаний
[ редактировать ]Несмотря на то, что Нектанебо попал в неудачный период египетской истории и его наследие, возможно, было омрачено тем, что он был «последним фараоном», правившим автономным Египтом, он был обширным строителем, вероятно, в масштабах, которые могли бы сравниться со многими царями славных дней Египта. Новое Королевство . [33] Упоминания о Нектанебо II или его деде можно было найти почти повсеместно в ведущих религиозных центрах, а благочестие двух царей соответствовало благочестию великих царей прошлого, о чем свидетельствуют многочисленные памятники по всему Египту, носящие их имена. [22] Нектанебо II, в частности, строил и улучшал храмы по всей стране, а также делал значительные пожертвования священству во множестве мест, которым он делал пожертвования. Имя Нектанебо встречается в Гелиополе , Атрибисе и Бубастисе в дельте Нила , а также в других местах, но наиболее обширно он строил в Себеннитосе, [34] включая современный сайт Бехбейт-эль-Хагар . Рельефы храмов Себеннитоса оставили явный след в искусстве позднего Птолемеевского царства . Однако религиозная направленность его строительных кампаний, возможно, обусловлена не только чистым благочестием; поскольку Нектанебо был узурпатором, он, вероятно, стремился религиозно узаконить свое правление над Египтом. [33]
Портреты
[ редактировать ]
За исключением небольшой статуи граувака в Метрополитен-музее , на которой изображен Нектанебо II, стоящий перед изображением Гора , никаких других аннотированных портретов Нектанебо II не известно. [35] На статуе граувака Нектанебо II изображен в немесе и урее . Его согнутая рука с мечом обозначает иероглиф нахт , сокол представляет Гора, а иероглиф в правой руке Нектанебо обозначает хеб . [36] Другие портреты, приписываемые Нектанебу II (все с изображением хепреша ), включают кварцитовую голову в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета , базальтовую голову в Александрии , гранитную голову, приобретенную Музеем изящных искусств в Бостоне , и повреждена кварцитовая головка. [35]
Наследие
[ редактировать ]Саркофаг
[ редактировать ]
В 1798 году Наполеон захватил египетский город Александрию . [37] Вскоре после этого, после Александрийской битвы в 1801 году, войска Наполеона сдались британцам и условно передали древности, собранные ими в древнем городе. Примечательно, что среди них был Розеттский камень , а также семитонный саркофаг, покрытый иероглифами. Вскоре после того, как британцы захватили их, к ним подошли местные жители, которые поверили, что это могила Александра Македонского . [38] После этого саркофаг был доставлен в Лондон, где он до сих пор находится в Британском музее . [39]
Некоторое время считалось, что гробница принадлежала Александру. Однако после перевода Розеттского камня надписи на саркофаге были расшифрованы, и стало ясно, что гробница предназначалась не для него. Иероглифы на гробнице представляли собой отрывки из « Книги о том, что находится в подземном мире » и содержали картуш Нектанебо II. [38] Гробница, вероятно, была создана для Нектанебо, но затем осталась неиспользованной, поскольку он был свергнут и бежал в Нубию. [40]

Утверждалось, что в саркофаге действительно находились останки Александра Македонского. Тело Александра Великого было временно погребено в Мемфисе после его смерти, а в Саккаре предположительно находится его временная гробница в Мемфисе. Нектанебо построил там храм, где, возможно, намеревался похоронить его. Возможно, гробница в Мемфисе была пустой в то время, когда туда было помещено тело Александра. Когда останки Александра были перевезены в Александрию, возможно, они находились вместе с саркофагом. [38]
В мечети Аттарин , где его нашли люди Наполеона, в саркофаге были просверлены отверстия. Он использовался как ритуальная баня, когда Александрия находилась под властью ислама. [39]
Нектанебо и романс Александра
[ редактировать ]

В псевдоисторическом романе об Александре есть апокрифическая история , в которой подробно описан другой конец последнего местного фараона. Вскоре после того, как божественность Александра Македонского была подтверждена ливийской сивиллой Зевса Аммона в оазисе Сива , пошел слух, что Нектанебо II, после поражения в своей последней битве, отправился не в Нубию, а вместо этого ко двору Филиппа II. Македонии в образе египетского волхва . Там, пока Филипп был в походе, Нектанеб убедил жену Филиппа Олимпиаду , что к ней должен прийти Амон и что у них родится сын. Нектанеб, переодевшись Амоном, переспал с Олимпиадой, и от этого события произошел Александр. [41]
Этот миф имел большую привлекательность для египтян, которые стремились к преемственности и питали сильную неприязнь к иностранному правлению. В искусстве этого события Нектанебо обычно изображается имеющим черты дракона, например, в Speculum Historiale . [42]
В ранней птолемеевской сказке о Нектанебо и Петесисе [43] сохранившийся лишь в греческом фрагменте из Серапеума Саккары , фараону снится вещий сон об Исиде , в котором бог Онурис гневается на него из-за его недостроенного храма в Себеннитосе . Нектанебо вызывает лучшего скульптора королевства Петесиса, чтобы закончить работу, но тот проваливает задание, когда напивается и вместо этого гонится за красивой девушкой. резко На этом повествование обрывается, но, вероятно, это предисловие к падению Египта. [44] Аль-Бируни Эта история воспроизведена в книге «История Индии» . [45]

Легенда о Нектанебо (или Нектанебе, или Натанабо, как сообщается в некоторых версиях « Романа об Александре ») оставила глубокий след в европейской культуре вплоть до эпохи Возрождения и за ее пределами. Неслучайно этот персонаж включен в Таро Сола Буска (с именем Натанабо) вместе с другими важными «действующими лицами» той же легенды: Александром, Филиппом Македонским, Олимпиадой и Аммоном. [46] Алхимическую интерпретацию этого персонажа дала итальянская ученая София Ди Винченцо в исследовании Таро Сола Буска, где она объясняет, что Натанабо представляет собой небесного посланника, пришедшего на землю с даром - шлемом, который является символом неуязвимости. и как физическая, так и умственная потенция. [47]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ллойд 1994 , с. 358.
- ^ Депуйдт 2010 , стр. 199–201.
- ^ Навотка 2017 , стр. 37–38.
- ^ Паскуаль 2013 , с. 42.
- ^ Акьемпонг, Эммануэль К.; Гейтс, Генри Луи младший (2012). Словарь африканских биографий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195382075 . Проверено 17 декабря 2017 г. - через Google Книги.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мысливец 2000 , стр. 173.
- ^ Грималь, Николас; Шоу, Ян; Грималь, Николас (2001). История Древнего Египта (Ред.). Оксфорд: Блэквелл. п. 379. ИСБН 978-0-631-19396-8 .
- ^ Шарп, Сэмюэл (1838). История Египта при Птолемеях . Лондон: Э. Моксон. п. 19 . OCLC 4523393 .
- ^ Ван де Миеруп, Марк (2011). История Древнего Египта . Блэквелл История древнего мира. Чичестер, Западный Суссекс; Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-6070-4 . OCLC 522429289 .
- ^ Депуйдт 2010 , с. 194.
- ^ Тоби Уилкинсон, Взлет и падение Древнего Египта (Блумсбери, 2010), стр. 463
- ^ Депуйдт 2010 , стр. 193–194.
- ^ Аль-Макризи. Книга наставлений и полезных уроков по работе с топографией и историческими находками . Перевод Стовассер, Карл. Ганс А. Стовассер. п. 64.
- ^ Грималь, с. 374
- ^ Грималь, с. 377
- ^ Образовательная Британская образовательная (2010). Древний Египет: от предыстории до исламского завоевания . Издательская группа Розен. стр. 88–89. ISBN 978-1-61530-210-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дандамаев, М.А. (1989). Политическая история империи Ахеменидов . БРИЛЛ. п. 301. ИСБН 90-04-09172-6 .
- ^ Шарп, Сэмюэл (1859). История Египта с древнейших времен до завоевания арабами: 640 г. н.э. Моксон. п. 211 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грималь, Николас; Николя-Кристоф Грималь (1994). История Древнего Египта . Уайли-Блэквелл. п. 379. ИСБН 0-306-46158-7 .
- ^ Американский журнал нумизматики . Американское нумизматическое общество. 1989. с. 26. ISBN 9780897222969 .
- ^ Форбс, Р.Дж. (1965). Исследования древних технологий. 5 . Архив Брилла. п. 184.
Стоит отметить, что на серии золотых статеров, очевидно, выпущенных преемником Тахоса Нектанебом II (361/60 – 343), есть иероглифы, означающие «хорошее золото» (nefer nub).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мысливец 2000 , стр. 171.
- ^ Ассманн, Ян (2005). Смерть и спасение в Древнем Египте . Издательство Корнельского университета. п. 190. ИСБН 0-8014-4241-9 .
- ^ Блит, Элизабет (2006). Карнак: эволюция храма . Тейлор и Фрэнсис. п. 222. ИСБН 0-415-40486-Х .
- ^ Брозиус, Мария (2006). Персы: введение . Тейлор и Фрэнсис. п. 29. ISBN 0-415-32089-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с HR-зал. «Кембриджская древняя история Греции» . Библиотека третьего тысячелетия. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года . Проверено 4 марта 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дандамаев, с. 309
- ^ Дандамаев, с. 310
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Масперо, Г. (2003). История Египта . Издательство Кессинджер. п. 309. ИСБН 0-7661-3512-8 .
- ^ Брозиус, с. 30
- ^ Уоттерсон, Барбара (1998). Египтяне . Уайли-Блэквелл. п. 182 . ISBN 0-631-21195-0 .
- ^ Мысливец 2000 , стр. 177.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мысливец 2000 , стр. 170.
- ^ Мысливец 2000 , стр. 172.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Колоссальная египетская голова фараона Нектанебо II из кварцита» . Кристи . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Бог Гор, защищающий короля Нектанеба II» . Коллекция карт Дэвида Рамси/Библиотека AMICA . Проверено 5 марта 2011 г.
- ^ «Поход в Египет» . napoleon.org . Проверено 7 марта 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чагг, Эндрю (2002). «Саркофаг Александра Македонского?» . Греция и Рим . 49 (1): 8–26. ISSN 0017-3835 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «саркофаг; ванна (повторное использование); религиозный/ритуальный сосуд | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Ван де Миеруп, Марк (2011). История Древнего Египта . Блэквеллская история древнего мира (1-е изд.). Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-6071-1 .
- ^ Огден, Дэниел (2002). Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах: справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 59. ИСБН 0-19-513575-Х .
- ^ «Герои от Ахилле до Зидана» . БнФ (на французском языке).
Винсент де Бове, продолжающий эту легендарную традицию, начатую Псевдо-Каллисфеном в конце III века и сопровождаемую некоторым количеством средневековых авторов, рассказывает, как Олимпиада, обманутая магическими уловками Нектанеба, зачала вместе с ним Александра. форма дракона.
- ^ Масперо, Гастон (1915). Популярные истории Древнего Египта . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. стр. 239–242. OCLC 5696112 .
- ^ Кенен, Людвиг (1985). «Сон Нектанебоса». Бюллетень Американского общества папирологов . 22 (1/4): 171–194. JSTOR 43785964 .
- ^ Аль Беруни (1910). Индия Альберуни . Перевод Сахау, Эдвард. Лондон: К. Пол, Тренч, Трубнер и Ко. OCLC 4384506 .
- ^ Ньяколини, Лаура Паола (2012). Таро Сола Буска и герметическо-алхимическая культура между Марке и Венето в конце пятнадцатого века . Скира =локация=Милан. п. 22. ISBN 978-88-572-1764-2 .
- ^ Ди Винченцо, София (1998). Сола Буска Таро . Стэмфорд, Коннектикут: US Games Systems. п. 58. ИСБН 1-57281-130-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Депюйдт, Лео (2010). «Новая дата второго персидского завоевания, конец фараоновского и манефонского Египта: 340/39 г. до н.э.». Журнал истории Египта . 3 (2): 191–230. дои : 10.1163/187416610X541709 .
- Ллойд, Алан Б. (1994). «Египет, 404–332 гг. до н.э.». В Д.М. Льюисе ; Джон Бордман ; Саймон Хорнблауэр и М. Оствальд (ред.). Кембриджская древняя история VI: Четвертый век до нашей эры (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 337–360. ISBN 0-521-23348-8 .
- Мысливец, Кароль (2000). Закат Древнего Египта: первое тысячелетие до нашей эры . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 173. ИСБН 978-0-8014-3716-8 .
- Навотка, Кшиштоф (2017). Романс об Александре Пс.-Каллисфена: исторический комментарий . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-33521-9 .
- Паскуаль, Хосе (2013). «Датировка вступления на престол Спарты Агесилая II и хронология XXX египетской династии». Герион . Том 30. Мадридский университет Комплутенсе. стр. 29–49. дои : 10.5209/rev_GERI.2012.v30.41802 . ISSN 0213-0181 .